Linux скрипт с аргументами

Как передать аргументы скрипту Bash

Команды, синтаксис и примеры

Напишите сценарий bash, чтобы он получал аргументы, которые указываются при вызове сценария из командной строки. Используйте этот метод, когда сценарий должен выполнять немного другую функцию в зависимости от значений входных параметров, также называемых аргументами.

Пример передачи аргументов в скрипте Bash

Скажем, у вас есть скрипт stats.sh, который считает слова в файле. Если вы хотите использовать этот сценарий для многих файлов, лучше передать имя файла в качестве аргумента, чтобы один и тот же сценарий можно было использовать для всех файлов, которые будут обрабатываться. Например, если имя файла для обработки – список песен, введите в командной строке следующее:

Доступ к аргументам осуществляется внутри скрипта с использованием переменных $ 1 , $ 2 , $ 3 и т. Д. Переменная $ 1 ссылается на первый аргумент, $ 2 – на второй аргумент, а $ 3 – на третий аргумент. Это иллюстрируется в следующем примере:

Для удобства чтения назначьте переменную с описательным именем значению первого аргумента ( $ 1 ), а затем вызовите утилиту подсчета слов (wc) для переменной $ FILE1 ,

Если у вас есть переменное число аргументов, используйте переменную $ @ , которая является массивом всех входных параметров. Это использует цикл for для итеративной обработки каждого из них, как показано в следующем примере:

Вот пример того, как вызвать этот скрипт с аргументами из командной строки:

Если аргумент имеет пробелы, заключите его в одинарные кавычки. Например:

Флаги Метод

Часто сценарий написан так, что аргументы могут быть переданы в любом порядке с использованием флагов. С помощью метода flags некоторые аргументы можно сделать необязательными.

Например, вы хотите написать скрипт, который извлекает информацию из базы данных на основе указанных параметров, таких как имя пользователя , дата и product , и генерирует отчет в указанном формате. Сценарий должен быть написан таким образом, чтобы эти параметры передавались при вызове сценария. Это может выглядеть так:

Bash включает эту функцию с помощью функции getopts. Для приведенного выше примера используйте getopts следующим образом:

Это цикл while, который использует функцию getopts и так называемую строку опций – в данном случае u: d: p: f: – для итерации аргументов. Цикл while проходит по строке optstring, которая содержит флаги, используемые для передачи аргументов, и присваивает значение аргумента, предоставленное для этого флага, переменной option . Затем оператор CASE присваивает значение переменной option глобальной переменной, которая используется после прочтения всех аргументов.

Значения для двоеточий

Двоеточие в строке опций означает, что значения необходимы для соответствующих флагов. В приведенном выше примере u: d: p: f: за всеми флагами следует двоеточие. Это означает, что все флаги нуждаются в значении. Если, например, флаги d и f , как ожидается, не будут иметь значения, строкой опций будет u: dp: f .

Двоеточие в начале строки опций (например, : u: d: p: f: ) имеет совершенно другое значение. Он обрабатывает флаги, которые не представлены в строке optstring. В этом случае значение переменной option установлено в ? и значение OPTARG устанавливается на неожиданный флаг. Это отображает подходящее сообщение об ошибке, информирующее вас об ошибке.

Аргументы, которым не предшествует флаг, игнорируются getopts. Если флаги, указанные в строке опций, не предоставляются при вызове скрипта, то ничего не происходит, если вы специально не обработаете этот случай в своем коде. Любые аргументы, не обрабатываемые getops, могут по-прежнему регистрироваться с помощью обычных переменных $ 1 , $ 2 и $ 3 .

Источник

Bash в примерах. Часть вторая.

Еще больше основ программирования в bash

Обработка аргументов

Давайте разберемся как передавать и обрабатывать аргументы скрипта и ознакомимся с основными управляющими конструкциями bash.

В простом скрипте из предыдущей статьи мы использовали переменную «$1«, которая содержит первый аргумент командной строки при вызове скрипта. Аналогично можно использовать «$2», «$3» и так далее для доступа ко второму, третьему… аргументам командной строки. Вот пример:

#!/bin/bash echo «Имя скрипта — $0» echo «Первый аргумент: $1» echo «Второй аргумент: $<2>» echo «Семнадцатый аргумент: $<17>» echo «Количество аргументов: $#»

Обратите внимание, что в переменной «$0» содержится имя самого скрипта, который запущен из командной строки. А переменная «$#» содержит количество переданных скрипту аргументов. Использование фигурных скобок необязательно только для переменных состоящих из одной цифры (с $0 по $9). Попробуйте позапускать этот скрипт с разным числом аргументов и посмотрите как он работает.

Иногда необходимо сослаться сразу на все аргументы командной строки. Для этого в bash есть специальная переменная «$@«, которая содержит все аргументы переданные скрипту разделенные пробелами. Мы будем использовать эту переменную чуть позже при рассказе о циклах со счетчиком (конструкция «for»).

Читайте также:  Nvidia compatible windows что это

Управляющие конструкции bash

Если вы раньше программировали на процедурных языках, таких как Си, Паскаль, Перл и тому подобных, вам должны быть знакомы управляющие конструкции вроде «if», «for» и другие. В bash тоже есть все эти конструкции. В следующих разделах пособия я познакомлю вас с ними и покажу чем они отличаются от подобных конструкций из других языков программирования. Если вы раньше не программировали — не волнуйтесь. Материал будет изложен подробно и дополнен примерами, так что даже новичок в программировании сможет разобраться.

Оператор условного выбора «if»

Если вы раньше программировали на языке Си, то должны знать сколько требуется усилий чтобы определить какой из двух файлов был создан первым, например. А все из-за того, что в Си нет встроенных средств для такого рода сравнения. Вместо этого приходится использовать системный вызов stat() для каждого файла и затем сравнивать результат вручную. Но в bash есть встроенный механизм сравнения файлов, Поэтому узнать «доступен ли для чтения файл /tmp/myfile» настолько же просто как и узнать «превосходит ли значение переменной ‘myvar’ 4».

Привожу список наиболее часто употребляемых в bash операторов сравнения

Файлы -a file истинно если файл существует. -d file истинно если файл существует и является директорией. -f file истинно если файл существует и является обычным файлом. -r file истинно если файл существует и доступен для чтения. -s file истинно если файл существует и его размер больше 0. -w file истинно если файл существует и доступен для записи. -x file истинно если файл существует и является исполняемым. file1 -nt file2 истинно если файл file1 новее чем file2 или file1 (в соответствии со временем последнего изменения) существует, а file2 нет. file1 -ot file2 истинно если файл file1 старше чем file2 или file2 существует, а file1 нет. file1 -ef file2 истинно если оба файла ссылаются на одно и то же устройство или инод. Строки -z string истинно если строка имеет нулевую длину. -n string истинно если длина строки не нулевая. string1 = string2 истинно если строки равны. string1 != string2 истинно если не равны. string1 истинно если строка 1 стоит в алфавитном порядке перед строкой 2. string1 > string2 истинно если строка 1 стоит в алфавитном порядке после строки 2.

В следующих примерах показано как использовать оператор сравнения в конструкции «if»:

if [ -z «$myvar» ] then echo «Переменная ‘myvar’ не определена.» fi

Квадратные скобки вычисляют условное выражение стоящее в них (это синоним встроенной функции bash — test). Возвращаемый результат — 1 или 0 в зависимости от того выполняется условие или нет. в скобках может стоять несколько выражений, связанных логическими операторами «и» или «или«. Подробнее на странице справки help test.

В некоторых случаях одна и та же операция сравнения может быть сделана несколькими разными способами. Обе конструкции из следующего примера функционально идентичны:

if [ «$myvar» -eq 3 ] then echo «myvar равно 3» fi if [ «$myvar» = «3» ] then echo «myvar равно 3» fi

В первой конструкции из предыдущего примера использована операция арифметического сравнения, а во втором — операция сравнения строк.

Тонкости при сравнении строк

В большинстве случаев, когда вы не заключаете строки и строковые переменные в двойные кавычки, это может привести к ошибке. Почему? Да потому что в строке может встретится пробел или символ табуляции, которые bash не сможет правильно обработать. Вот пример некорректного сравнения строк:

if [ $myvar = «foo bar oni» ] then echo «yes» fi

В этом примере, если значение переменной «$myvar» будет равно «foo», код будет работать как и ожидается и не печатать ничего. Но если значение переменной «$myvar» будет равно «foo bar oni», скрипт вызовет следующую ошибку:

[: too many arguments

После подстановки значения переменной, bash пытается произвести следующую операцию сравнения:

[ foo bar oni = «foo bar oni» ]

В этом случае bash не может правильно обработать сравнение строк содержащих пробелы, одна из которых не заключена в двойные кавычки. Интерпретатор думает, что в квадратных скобках слишком много аргументов. После заключения переменной в двойные кавычки, ошибка не возникает и код работает так как мы задумали. Запомните, если вы возьмете в привычку заключать в двойные кавычки все строковые аргументы и переменные, то избежите множества ошибок подобных описанной выше. Вот исправленный кусок кода:

if [ «$myvar» = «foo bar oni» ] then echo «yes» fi

Этот код будет работать корректно и не преподнесет нам больше никаких неприятных сюрпризов.

Конструкция создания циклов «for»

Хорошо, с условными переходами разобрались, пора перейти к циклическим конструкциям. Начнем с управляющей конструкции «for«. Вот стандартный пример:

Читайте также:  Лицензия для windows ultimate

#!/bin/bash for x in one two three four do echo «number $x» done Результат: number one number two number three number four

Что же именно произошло? Часть «for x» цикла «for» определяет переменную (называемую итератором) «$x», которая последовательно принимает значения «one», «two», «three», и «four» (по одному за один такт цикла). После присвоения каждого нового значения переменной «$x», выполняется тело цикла (код между словами «do» и «done»). В теле цикла мы выводим на печать значение переменной «$x». Заметим, что после слова «in» в конструкции «for» всегда стоит некий список. В данном примере мы указали четыре слова, но этот список может содержать имена файлов или даже шаблон (wildcard). В следующем примере показано как использовать шаблоны при инициализации итератора цикла:

#!/bin/bash for myfile in /etc/r* do if [ -d «$myfile» ] then echo «$myfile (dir)» else echo «$myfile» fi done результат: /etc/rc0.d (dir) /etc/rc1.d (dir) /etc/rc2.d (dir) /etc/rc3.d (dir) /etc/rc4.d (dir) /etc/rc5.d (dir) /etc/rc6.d (dir) /etc/rc.local /etc/rcS.d (dir) /etc/rearj.cfg /etc/reportbug.conf /etc/resolvconf (dir) /etc/resolv.conf /etc/rmt /etc/rpc /etc/rsyslog.conf /etc/rsyslog.d (dir)

Код этого цикла исполнится для каждого файла из /etc/ имя которого начинается с «r». Сначала bash найдет все такие файлы и заменит шаблон строкой /etc/rc0.d /etc/rc1.d /etc/rc2.d /etc/rc3.d /etc/rc4.d … /etc/rsyslog.d перед тем как приступить к выполнению цикла. В теле цикла для каждого файла из списка проверяется является ли этот файл директорией при помощи оператора «-d«. Если файл оказался директорией, рядом с его называнием печатается «(dir)».

В списке инициализации итератора можно использовать несколько шаблонов одновременно и даже переменные окружения:

for x in /etc/r. /var/lo* /home/drobbins/mystuff/* /tmp/$/* do cp $x /mnt/mydira done

Bash в этом примере подставляет значение переменной и раскрывает шаблоны. А затем копирует все файлы в заданную директорию.

До этого все примеры содержали шаблоны основанные на абсолютных путях, но можно использовать и относительные:

for x in ../* mystuff/* do echo «$x is a silly file» done

В этом примере bash раскрывает шаблон относительно текущей рабочей директории (не той в которой находится скрипт, а той которую показывает команда «pwd»). Поиграйтесь с этим скриптом, позапускайте его из разных директорий и посмотрите на результат.

Иногда может потребоваться запустить цикл по списку аргументов из командной строки. Вот как это делается:

В этом примере мы использовали переменную «$@» о которой говорили выше.

Арифметика в shell

Перед тем как приступить к разбору следующего вида циклической конструкции, научимся при помощи интерпретатора производить простые арифметические операции. Просто заключите арифметическое выражение в конструкцию «$(( ))» и bash посчитает ее значение. Вот несколько примеров:

$ echo $(( 100 / 3 )) 33 $ myvar=»56″ $ echo $(( $myvar + 12 )) 68 $ echo $(( $myvar — $myvar )) 0 $ myvar=$(( $myvar + 1 )) $ echo $myvar 57

Теперь, когда вы познакомились с вычислением арифметических выражений в shell, пришло время рассказать о циклических конструкциях «while» и «until».

Циклические конструкции с условиями («while» и «until»)

«while»–цикл исполняется пока выражение в квадратных скобках истинно. Он имеет следующий формат:

while [ условие ] do код done

В следующем примере тело цикла исполняется ровно 10 раз:

myvar=0 while [ $myvar -ne 10 ] do echo «$myvar» myvar=$(( $myvar + 1 )) done

После каждого выполнения кода тела цикла переменная «myvar» увеличивается на 1. Когда значение переменной становится равным 10, условие в квадратных скобках не выполняется и цикл прерывается.

«Until»–цикл очень похож на «while»–цикл: он повторяется пока выражение в квадратных скобках ложно. Вот пример «until»–цикла по функциональности идентичного «while»–циклу из предыдущего примера:

myvar=0 until [ $myvar -eq 10 ] do echo $myvar myvar=$(( $myvar + 1 )) done

Экстренный выход из цикла

Для экстренного выхода из «for», «while» или «until» цикла используется команда break. Для выхода из нескольких вложенных циклов — break N, где N — количество вложенных циклов.

name=0 while : do wget http://example.com/gallery/$.png [ $? -ne 0 ] && break done

В последнем примере: «while :» — бесконечный цикл. Двоеточие — это команда bash которая не делает ничего но всегда завершается успехом. Переменная $? содержит статус с которым завершилась последняя команда (подробнее о специальных переменных смотри man bash). В нашем случае код отличный от 0 обозначает что при скачивании файла произошла ошибка. Как только условие в квадратных скобках выполнено, интерпретатор переходит к исполнению команды стоящей после логического и (&&). Break прерывает выполнение цикла.

Предпоследнюю строку предыдущего примера можно заменить на знакомую нам условную конструкцию «if» (помним, что в bash одно действие можно сделать несколькими разными способами):

то же самое но через условную конструкцию:

if [ $? -ne 0 ] then break fi

Или в одну строку

if [ $? -ne 0 ]; then break; fi

Да, конструкции можно записывать в одну строку, только нужно поставить несколько разделяющих знаков «точка с запятой». Но не стоит привыкать к такой форме записи — это усложняет читаемость кода.

Читайте также:  Обрезка windows movie maker

Команда–переключатель «case»

Конструкция условного перехода «case» может оказаться очень полезной. Вот пример ее использования:

case «$» in gz) gzunpack $/$ ;; bz2) bz2unpack $/$ ;; *) echo «Формат архива не определен.» exit ;; esac

В этом примере сначала происходит обработка строки в переменной «$x» — «$». Как мы помним из первой статьи, после этой операции в переменной «$x» остается только расширение файла. Затем bash сравнивает это расширение с вариантами стоящими слева от одинарных скобок «)«. Если совпадение найдено, выполняется соответствующее действие. Если совпадения не найдено, никаких действий не выполняется, но в данном конкретном коде совпадение будет всегда, потому что в последней строке стоит шаблон «*«, совпадающий с любой последовательностью символов.

Функции и пространство имен

В bash вы можете определять свои функции, как и в других языках программирования (C, Pascal…). Эти функции могут принимать аргументы, используя механизм очень похожий на механизм работы с аргументами командной строки. Вот пример определения простой функции:

tarview() < echo -n "Displaying contents of $1 " if [ $<1##*.>= tar ] then echo «(uncompressed tar)» tar tvf $1 elif [ $ <1##*.>= gz ] then echo «(gzip-compressed tar)» tar tzvf $1 elif [ $ <1##*.>= bz2 ] then echo «(bzip2-compressed tar)» cat $1 | bzip2 -d | tar tvf — fi >

Выше мы определили функцию с именем «tarview», которая принимает один аргумент — имя тарбола. Эта функция определяет вид тарбола (без сжатия, сжатый gzip-ом или bzip2) по расширению, затем печатает этот тип и показывает содержимое архива. Если формат определить не удалось, выводится соответствующее сообщение. Вот пример вызова функции:

$ ./tarview.sh shorten.tar.gz Displaying contents of shorten.tar.gz (gzip-compressed tar) drwxr-xr-x ajr/abbot 0 1999-02-27 16:17 shorten-2.3a/ -rw-r—r— ajr/abbot 1143 1997-09-04 04:06 shorten-2.3a/Makefile -rw-r—r— ajr/abbot 1199 1996-02-04 12:24 shorten-2.3a/INSTALL -rw-r—r— ajr/abbot 839 1996-05-29 00:19 shorten-2.3a/LICENSE .

Как вы видите, обращение к аргументам внутри функции происходит по тем же именам как и к аргументам командной строки внутри скрипта. Переменная «$#» содержит количество переданных функции аргументов. Единственное что остается по-прежнему — переменная «$0«. Она содержит название скрипта при вызове функции из скрипта или строку «bash» при вызове функции напрямую из командной строки.

Вызвать функцию из командной строки можно следующим образом: сохраняем код функции в файл (например с названием «/myfunc.txt») а затем даем следующую команду:

или что тоже самое

Эти команды строка за строкой исполняют инструкции написанные в файле в текущей командной оболочке. (Можно так же напечатать код функции строка за строкой в командной строке, но первый способ намного удобнее). После этого можем вызывать нашу функцию прямо из командной строки:

/.bash_profile, тогда вы сможете вызывать ее из командной строки в любое время при следующем логине.

Пространство имен

Часто возникает потребность создать переменную окружения внутри функции. В большинстве компилируемых языков (например Си), когда вы создаете переменную внутри функции, она попадает в отдельное пространство имен этой функции. Например, если вы напишите функцию «my function» на C и внутри этой функции создадите переменную «x», то она никак не повлияет на переменную с тем же именем «x», созданную вне функции «myfunction».

Но в bash все по-другому. В bash, когда вы создаете переменную внутри функции, она попадает в общее пространство имен. Это значит, что она может перезаписать значение глобальной переменной с таким же именем и продолжит свое существование даже после завершения исполнения функции:

Результатом исполнения этого кода будет строка «ne two three three«, показывающая что переменная «myvar», созданная внутри функции перезаписала значение глобальной переменной «myvar» и что последнее значение итератора «x» равное «three» продолжило существование даже после завершения функции.

В этом простом примере ошибку легко заметить и устранить, переименовав переменные внутри функции. Но есть гораздо более правильное решение этой проблемы: при создании переменной можно явно указать что она является локальной при помощи инструкции «local«. Созданная таким способом внутри функции переменная будет отнесена к локальному пространству имен этой функции и не сможет никак повлиять на глобальную переменную с таким же именем. Следующий пример демонстрирует возможность создания локальной переменной:

Результатом выполнения этого кода будет строка «hello» — значение глобальной переменной «myvar» (на которую никак не повлияла локальная переменная «myvar», созданная внутри функции), а локальная переменная «x» перестает существовать после завершения функции.

Единственное условие при котором вы не должны использовать локальные переменные внутри функций — если хотите изменить значение глобальной переменной.

Подведение итогов

Вот и все. Теперь вы имеете представление о программировании в bash и можете писать свои скрипты. За более подробной информацией обращайтесь к справке man bash или к руководству Advanced Bash-Scripting Guide

Источник

Оцените статью