Linux скрипты с файлами

Содержание
  1. ИТ База знаний
  2. Полезно
  3. Навигация
  4. Серверные решения
  5. Телефония
  6. Корпоративные сети
  7. Учимся писать базовые скрипты в Unix и Linux
  8. Идентификация оболочки.
  9. Выбор оболочки
  10. Выполнение команд
  11. Добавление комментариев
  12. Делаем файл исполняемым
  13. Использование команды if
  14. Понятие переменных
  15. Запрос пользователя на ввод данных
  16. Использование аргументов командной строки
  17. Различные способы создания циклов
  18. Использование оператора case
  19. Реакция на ошибки
  20. Bash-скрипты, часть 4: ввод и вывод
  21. Стандартные дескрипторы файлов
  22. STDIN
  23. STDOUT
  24. STDERR
  25. ▍Перенаправление потока ошибок
  26. ▍Перенаправление потоков ошибок и вывода
  27. Перенаправление вывода в скриптах
  28. ▍Временное перенаправление вывода
  29. ▍Постоянное перенаправление вывода
  30. Перенаправление ввода в скриптах
  31. Создание собственного перенаправления вывода
  32. Создание дескрипторов файлов для ввода данных
  33. Закрытие дескрипторов файлов
  34. Получение сведений об открытых дескрипторах
  35. Подавление вывода
  36. Итоги

ИТ База знаний

Курс по Asterisk

Полезно

— Узнать IP — адрес компьютера в интернете

— Онлайн генератор устойчивых паролей

— Онлайн калькулятор подсетей

— Калькулятор инсталляции IP — АТС Asterisk

— Руководство администратора FreePBX на русском языке

— Руководство администратора Cisco UCM/CME на русском языке

— Руководство администратора по Linux/Unix

Серверные решения

Телефония

FreePBX и Asterisk

Настройка программных телефонов

Корпоративные сети

Протоколы и стандарты

Учимся писать базовые скрипты в Unix и Linux

Если вы еще не умеете писать скрипты в системах Unix и Linux, эта статья познакомит с основами написания скриптов.

Написание скриптов в системе Unix или Linux может быть одновременно и простым и чрезвычайно сложным. Все зависит от того, что вы пытаетесь выполнить, используя скрипт. В этой статье мы рассмотрим основы создания скриптов — то, как начать, если вы никогда раньше не создавали скрипты.

Онлайн курс по Linux

Мы собрали концентрат самых востребованных знаний, которые позволят тебе начать карьеру администратора Linux, расширить текущие знания и сделать уверенный шаг к DevOps

Идентификация оболочки.

Сегодня в системах Unix и Linux есть несколько оболочек, которые вы можете использовать. Каждая оболочка — это интерпретатор команд. Он считывает команды и отправляет их ядру для обработки.

Bash является одной из самых популярных оболочек, но существуют также zsh , csh , tcsh и korn . Есть даже оболочка под названием fish , которая может быть особенно полезна новичкам в Linux благодаря полезным параметрам автозаполнения команд. Чтобы определить, какую оболочку вы используете, используйте эту команду:

Вы также можете определить свою основную оболочку, просмотрев файл /etc/passwd :

Один из способов определить, какие оболочки доступны в системе Linux, — это проверить файл /etc/shells .

На выводе видно, что доступно всего девять оболочек.

Какую оболочку выбрать пользователю во многом зависит от того, что он привык использовать, поскольку большая часть синтаксиса в скриптах не представляет команды, которые вы найдете в /bin , /us /bin или /usr/local/bin . Вместо этого они являются частью самой оболочки и называются «встроенными». Сюда входят команды, используемые для цикла (например, for и while ).

Один из простых вариантов создания скриптов — использовать ту оболочку, которую вы используете в командной строке, поскольку, в конце концов, вам будет более или менее комфортно ее пользоваться.

Выбор оболочки

Чтобы определить, какая из доступных оболочек будет выполнять команды вашего скрипта, в первой строке вашего скрипта пропишите одну из строчек, приведенных ниже:

Когда первая строка вашего скрипта идентифицирует оболочку, которая будет использоваться, эта оболочка будет выполнять команды в скрипте. Если вы не определите оболочку в первой строке в скрипте, то оболочка, которую вы используете при вызове сценария, будет той, которая его запускает.

Выполнение команд

Любую команду, которую вы запускаете в командной строке Linux, можно запустить в скрипте, если он совместим с указанной оболочкой. Используйте свой любимый текстовый редактор и вводите нужные для исполнения команды. Вот очень простой скрипт, который выводит текущую дату в формате день-месяц-год. Скрипт имеет название today .

Чтобы запустить этот скрипт, выполните команду:

Добавление комментариев

Рекомендуется добавлять к скриптам комментарии, объясняющие, для чего предназначен скрипт, особенно если скрипт длинный или имеется сложный синтаксис. Просто начните комментарий со знака # . Комментарии могут быть отдельными строками или добавляться в конец команд в скрипте. Например:

Делаем файл исполняемым

Чтобы сделать скрипт исполняемым, используйте команду chmod и убедитесь, что предполагаемые пользователи могут его запустить. Например:

Если скрипт не сделан как исполняемый, его все равно можно запустить с помощью символа . Это встроенная функция, которая «выполняет» (т. е. читает и запускает) скрипт.

Использование команды if

Команда if позволяет вам проверять условия или переменные. В примере ниже мы проверяем, запускается ли скрипт в пятницу.

Базовый синтаксис команды if — if value == other_value . Знак == выполняет сравнение, и необходимо убедиться, что оболочка видит по одному значению с каждой стороны оператора сравнения. По этой причине часто приходится заключать свои строки в кавычки.

Понятие переменных

Чтобы разобраться в понятии переменной важно понимать, что переменные назначаются одним способом, а на них ссылаются другим. Назначьте переменной только ее имя, но перед именем поставьте знак $ , чтобы ссылаться на нее.

Читайте также:  Ммс не может открыть файл с windows system32 compmgmt msc что это

Запрос пользователя на ввод данных

Чтобы пользователь, во время исполнения скрипта, смог ввести некоторую информацию, вам необходимо вывести как подсказку, так и команду, чтобы прочитать, что вводит пользователь. Вы также должны присвоить переменной имя, которое имеет смысловое значение, как в этом примере. Обратите внимание, что использование команды echo -n означает, что пользователь вводит свой ответ в той же строке, что и приглашение.

Человек, запускающий сценарий, увидит приглашение и введет ответ :

Использование аргументов командной строки

Чтобы использовать аргументы, которые пользователь вводит вместе с именем скрипта, необходимо знать, как их идентифицировать. Аргументам скрипта будут присвоены имена $1 , $2 и так далее. Для любого аргумента, который вы собираетесь использовать неоднократно, вы можете рассмотреть возможность присвоения этих значений более значимым именам переменных.

В этом случае мы проверяем, является ли первый предоставленный аргумент числовым, и закрываем скрипт, если это не так. Если ответ — число, то далее назначаем его переменной $loops , чтобы использовать позже в скрипте.

Еще одна полезная вещь, которую нужно сделать в скрипте, — это сначала проверить наличие аргументов. В противном случае синтаксис, подобный показанному выше, не сработает, потому что оболочка увидит выражение if [[! = 2 *]]; , что приведет к синтаксической ошибке.

Чтобы проверить правильность количества предоставленных аргументов, вы можете использовать синтаксис, подобный приведенному ниже, который проверяет, были ли предоставлены по крайней мере два аргумента, и, в противном случае, напоминает пользователю, что требуется как количество строк, так и имя файла:

Различные способы создания циклов

Есть несколько способов сделать цикл внутри скрипта. Используйте for , если вы хотите повторить действие заданное количество раз. Например:

Используйте while , если хотите выполнять какое-то действие, пока условие существует или не существует.

Использование оператора case

Операторы case позволяют вашим скриптам реагировать по-разному в зависимости от того, какие значения проверяются. В приведенном ниже скрипте используются разные команды для извлечения содержимого файла, предоставленного в качестве аргумента, путем определения типа файла.

Обратите внимание, что этот сценарий также запрашивает имя файла, если оно не было предоставлено, а затем проверяет, действительно ли указанный файл существует. Только после этого выполняется извлечение.

Реакция на ошибки

Вы можете обнаруживать ошибки в скриптах и реагировать на них и тем самым избегать других ошибок. Хитрость заключается в том, чтобы проверять выходные коды после запуска команд. Если код выхода имеет значение, отличное от нуля, произошла ошибка. В этом скрипте проверяется, запущен ли Apache, но отправляем результат проверки в /dev/null . Затем проверяем, не равен ли код выхода нулю, поскольку это означает, что команда ps не получила ответа. Если код выхода не равен нулю, сценарий сообщает пользователю, что Apache не запущен.

Онлайн курс по Linux

Мы собрали концентрат самых востребованных знаний, которые позволят тебе начать карьеру администратора Linux, расширить текущие знания и сделать уверенный шаг к DevOps

Источник

Bash-скрипты, часть 4: ввод и вывод

В прошлый раз, в третьей части этой серии материалов по bash-скриптам, мы говорили о параметрах командной строки и ключах. Наша сегодняшняя тема — ввод, вывод, и всё, что с этим связано.

Вы уже знакомы с двумя методами работы с тем, что выводят сценарии командной строки:

  • Отображение выводимых данных на экране.
  • Перенаправление вывода в файл.

Иногда что-то надо показать на экране, а что-то — записать в файл, поэтому нужно разобраться с тем, как в Linux обрабатывается ввод и вывод, а значит — научиться отправлять результаты работы сценариев туда, куда нужно. Начнём с разговора о стандартных дескрипторах файлов.

Стандартные дескрипторы файлов

Всё в Linux — это файлы, в том числе — ввод и вывод. Операционная система идентифицирует файлы с использованием дескрипторов.

Каждому процессу позволено иметь до девяти открытых дескрипторов файлов. Оболочка bash резервирует первые три дескриптора с идентификаторами 0, 1 и 2. Вот что они означают.

  • 0 , STDIN — стандартный поток ввода.
  • 1 , STDOUT — стандартный поток вывода.
  • 2 , STDERR — стандартный поток ошибок.

Эти три специальных дескриптора обрабатывают ввод и вывод данных в сценарии.
Вам нужно как следует разобраться в стандартных потоках. Их можно сравнить с фундаментом, на котором строится взаимодействие скриптов с внешним миром. Рассмотрим подробности о них.

STDIN

STDIN — это стандартный поток ввода оболочки. Для терминала стандартный ввод — это клавиатура. Когда в сценариях используют символ перенаправления ввода — , Linux заменяет дескриптор файла стандартного ввода на тот, который указан в команде. Система читает файл и обрабатывает данные так, будто они введены с клавиатуры.

Многие команды bash принимают ввод из STDIN , если в командной строке не указан файл, из которого надо брать данные. Например, это справедливо для команды cat .

Когда вы вводите команду cat в командной строке, не задавая параметров, она принимает ввод из STDIN . После того, как вы вводите очередную строку, cat просто выводит её на экран.

Читайте также:  Линукс манджаро или минт что лучше

STDOUT

STDOUT — стандартный поток вывода оболочки. По умолчанию это — экран. Большинство bash-команд выводят данные в STDOUT , что приводит к их появлению в консоли. Данные можно перенаправить в файл, присоединяя их к его содержимому, для этого служит команда >> .

Итак, у нас есть некий файл с данными, к которому мы можем добавить другие данные с помощью этой команды:

То, что выведет pwd , будет добавлено к файлу myfile , при этом уже имеющиеся в нём данные никуда не денутся.

Перенаправление вывода команды в файл

Пока всё хорошо, но что если попытаться выполнить что-то вроде показанного ниже, обратившись к несуществующему файлу xfile , задумывая всё это для того, чтобы в файл myfile попало сообщение об ошибке.

После выполнения этой команды мы увидим сообщения об ошибках на экране.

Попытка обращения к несуществующему файлу

При попытке обращения к несуществующему файлу генерируется ошибка, но оболочка не перенаправила сообщения об ошибках в файл, выведя их на экран. Но мы-то хотели, чтобы сообщения об ошибках попали в файл. Что делать? Ответ прост — воспользоваться третьим стандартным дескриптором.

STDERR

STDERR представляет собой стандартный поток ошибок оболочки. По умолчанию этот дескриптор указывает на то же самое, на что указывает STDOUT , именно поэтому при возникновении ошибки мы видим сообщение на экране.

Итак, предположим, что надо перенаправить сообщения об ошибках, скажем, в лог-файл, или куда-нибудь ещё, вместо того, чтобы выводить их на экран.

▍Перенаправление потока ошибок

Как вы уже знаете, дескриптор файла STDERR — 2. Мы можем перенаправить ошибки, разместив этот дескриптор перед командой перенаправления:

Сообщение об ошибке теперь попадёт в файл myfile .

Перенаправление сообщения об ошибке в файл

▍Перенаправление потоков ошибок и вывода

При написании сценариев командной строки может возникнуть ситуация, когда нужно организовать и перенаправление сообщений об ошибках, и перенаправление стандартного вывода. Для того, чтобы этого добиться, нужно использовать команды перенаправления для соответствующих дескрипторов с указанием файлов, куда должны попадать ошибки и стандартный вывод:

Перенаправление ошибок и стандартного вывода

Оболочка перенаправит то, что команда ls обычно отправляет в STDOUT , в файл correctcontent благодаря конструкции 1> . Сообщения об ошибках, которые попали бы в STDERR , оказываются в файле errorcontent из-за команды перенаправления 2> .

Если надо, и STDERR , и STDOUT можно перенаправить в один и тот же файл, воспользовавшись командой &> :

Перенаправление STDERR и STDOUT в один и тот же файл

После выполнения команды то, что предназначено для STDERR и STDOUT , оказывается в файле content .

Перенаправление вывода в скриптах

Существует два метода перенаправления вывода в сценариях командной строки:

  • Временное перенаправление, или перенаправление вывода одной строки.
  • Постоянное перенаправление, или перенаправление всего вывода в скрипте либо в какой-то его части.

▍Временное перенаправление вывода

В скрипте можно перенаправить вывод отдельной строки в STDERR . Для того, чтобы это сделать, достаточно использовать команду перенаправления, указав дескриптор STDERR , при этом перед номером дескриптора надо поставить символ амперсанда ( & ):

Если запустить скрипт, обе строки попадут на экран, так как, как вы уже знаете, по умолчанию ошибки выводятся туда же, куда и обычные данные.

Запустим скрипт так, чтобы вывод STDERR попадал в файл.

Как видно, теперь обычный вывод делается в консоль, а сообщения об ошибках попадают в файл.

Сообщения об ошибках записываются в файл

▍Постоянное перенаправление вывода

Если в скрипте нужно перенаправлять много выводимых на экран данных, добавлять соответствующую команду к каждому вызову echo неудобно. Вместо этого можно задать перенаправление вывода в определённый дескриптор на время выполнения скрипта, воспользовавшись командой exec :

Перенаправление всего вывода в файл

Если просмотреть файл, указанный в команде перенаправления вывода, окажется, что всё, что выводилось командами echo , попало в этот файл.

Команду exec можно использовать не только в начале скрипта, но и в других местах:

Вот что получится после запуска скрипта и просмотра файлов, в которые мы перенаправляли вывод.

Перенаправление вывода в разные файлы

Сначала команда exec задаёт перенаправление вывода из STDERR в файл myerror . Затем вывод нескольких команд echo отправляется в STDOUT и выводится на экран. После этого команда exec задаёт отправку того, что попадает в STDOUT , в файл myfile , и, наконец, мы пользуемся командой перенаправления в STDERR в команде echo , что приводит к записи соответствующей строки в файл myerror.

Освоив это, вы сможете перенаправлять вывод туда, куда нужно. Теперь поговорим о перенаправлении ввода.

Перенаправление ввода в скриптах

Для перенаправления ввода можно воспользоваться той же методикой, которую мы применяли для перенаправления вывода. Например, команда exec позволяет сделать источником данных для STDIN какой-нибудь файл:

Эта команда указывает оболочке на то, что источником вводимых данных должен стать файл myfile , а не обычный STDIN . Посмотрим на перенаправление ввода в действии:

Читайте также:  Расширения для windows internet explorer

Вот что появится на экране после запуска скрипта.

В одном из предыдущих материалов вы узнали о том, как использовать команду read для чтения данных, вводимых пользователем с клавиатуры. Если перенаправить ввод, сделав источником данных файл, то команда read , при попытке прочитать данные из STDIN , будет читать их из файла, а не с клавиатуры.

Некоторые администраторы Linux используют этот подход для чтения и последующей обработки лог-файлов.

Создание собственного перенаправления вывода

Перенаправляя ввод и вывод в сценариях, вы не ограничены тремя стандартными дескрипторами файлов. Как уже говорилось, можно иметь до девяти открытых дескрипторов. Остальные шесть, с номерами от 3 до 8, можно использовать для перенаправления ввода или вывода. Любой из них можно назначить файлу и использовать в коде скрипта.

Назначить дескриптор для вывода данных можно, используя команду exec :

После запуска скрипта часть вывода попадёт на экран, часть — в файл с дескриптором 3 .

Перенаправление вывода, используя собственный дескриптор

Создание дескрипторов файлов для ввода данных

Перенаправить ввод в скрипте можно точно так же, как и вывод. Сохраните STDIN в другом дескрипторе, прежде чем перенаправлять ввод данных.

После окончания чтения файла можно восстановить STDIN и пользоваться им как обычно:

В этом примере дескриптор файла 6 использовался для хранения ссылки на STDIN . Затем было сделано перенаправление ввода, источником данных для STDIN стал файл. После этого входные данные для команды read поступали из перенаправленного STDIN , то есть из файла.

После чтения файла мы возвращаем STDIN в исходное состояние, перенаправляя его в дескриптор 6 . Теперь, для того, чтобы проверить, что всё работает правильно, скрипт задаёт пользователю вопрос, ожидает ввода с клавиатуры и обрабатывает то, что введено.

Закрытие дескрипторов файлов

Оболочка автоматически закрывает дескрипторы файлов после завершения работы скрипта. Однако, в некоторых случаях нужно закрывать дескрипторы вручную, до того, как скрипт закончит работу. Для того, чтобы закрыть дескриптор, его нужно перенаправить в &- . Выглядит это так:

После исполнения скрипта мы получим сообщение об ошибке.

Попытка обращения к закрытому дескриптору файла

Всё дело в том, что мы попытались обратиться к несуществующему дескриптору.

Будьте внимательны, закрывая дескрипторы файлов в сценариях. Если вы отправляли данные в файл, потом закрыли дескриптор, потом — открыли снова, оболочка заменит существующий файл новым. То есть всё то, что было записано в этот файл ранее, будет утеряно.

Получение сведений об открытых дескрипторах

Для того, чтобы получить список всех открытых в Linux дескрипторов, можно воспользоваться командой lsof . Во многих дистрибутивах, вроде Fedora, утилита lsof находится в /usr/sbin . Эта команда весьма полезна, так как она выводит сведения о каждом дескрипторе, открытом в системе. Сюда входит и то, что открыли процессы, выполняемые в фоне, и то, что открыто пользователями, вошедшими в систему.

У этой команды есть множество ключей, рассмотрим самые важные.

  • -p Позволяет указать ID процесса.
  • -d Позволяет указать номер дескриптора, о котором надо получить сведения.

Для того, чтобы узнать PID текущего процесса, можно использовать специальную переменную окружения $$ , в которую оболочка записывает текущий PID .

Ключ -a используется для выполнения операции логического И над результатами, возвращёнными благодаря использованию двух других ключей:

Вывод сведений об открытых дескрипторах

Тип файлов, связанных с STDIN , STDOUT и STDERR — CHR (character mode, символьный режим). Так как все они указывают на терминал, имя файла соответствует имени устройства, назначенного терминалу. Все три стандартных файла доступны и для чтения, и для записи.

Посмотрим на вызов команды lsof из скрипта, в котором открыты, в дополнение к стандартным, другие дескрипторы:

Вот что получится, если этот скрипт запустить.

Просмотр дескрипторов файлов, открытых скриптом

Скрипт открыл два дескриптора для вывода ( 3 и 6 ) и один — для ввода ( 7 ). Тут же показаны и пути к файлам, использованных для настройки дескрипторов.

Подавление вывода

Иногда надо сделать так, чтобы команды в скрипте, который, например, может исполняться как фоновый процесс, ничего не выводили на экран. Для этого можно перенаправить вывод в /dev/null . Это — что-то вроде «чёрной дыры».

Вот, например, как подавить вывод сообщений об ошибках:

Тот же подход используется, если, например, надо очистить файл, не удаляя его:

Итоги

Сегодня вы узнали о том, как в сценариях командной строки работают ввод и вывод. Теперь вы умеете обращаться с дескрипторами файлов, создавать, просматривать и закрывать их, знаете о перенаправлении потоков ввода, вывода и ошибок. Всё это очень важно в деле разработки bash-скриптов.

В следующий раз поговорим о сигналах Linux, о том, как обрабатывать их в сценариях, о запуске заданий по расписанию и о фоновых задачах.

Уважаемые читатели! В этом материале даны основы работы с потоками ввода, вывода и ошибок. Уверены, среди вас есть профессионалы, которые могут рассказать обо всём этом то, что приходит лишь с опытом. Если так — передаём слово вам.

Источник

Оцените статью