- Вышла Ubuntu 21.04 «Hirsute Hippo»
- Xwayland получил аппаратное ускорение на GPU Nvidia
- Sway 1.6 (и wlroots 0.13.0) — композитор для Wayland, совместимый с i3
- Релиз фирменного видеодрайвера NVIDIA 460.67. Анонс драйвера 470
- Microsoft портирует Wayland под WSL2
- Taiwins 0.2
- Sway 1.5 (и wlroots 0.11.0) — композитор для Wayland, совместимый с i3
- KwinFT — форк Kwin с прицелом на более активную разработку и оптимизации
- В Debian добавят рабочий стол Unity 8 и дисплейный сервер Mir
- Почему Wayland никак не придет?
Вышла Ubuntu 21.04 «Hirsute Hippo»
22 апреля 2021 года Canonical выпустила Ubuntu 21.04 с родной интеграцией Microsoft Active Directory, графикой Wayland по умолчанию и SDK для разработки приложений Flutter. Отдельно Canonical и Microsoft объявили об оптимизации производительности и совместной поддержке Microsoft SQL Server на Ubuntu.
«Интеграция родной Active Directory и сертифицированный Microsoft SQL Server в Ubuntu являются приоритетными задачами для наших корпоративных клиентов», — сказал Марк Шаттлворт, генеральный директор Canonical. «Для разработчиков и инноваторов Ubuntu 21.04 приносит Wayland и Flutter для более плавной графики и чистой, красивой, основанной на правильных принципах дизайна, кроссплатформенной разработки».
Средой рабочего стола по умолчанию остался GNOME Shell 3.38, переход на 40-ю версию решили отложить.
Xwayland получил аппаратное ускорение на GPU Nvidia
В апстрим было принято два патча, благодаря которым Xwayland получил аппаратное ускорение на проприетарном драйвере для GPU Nvidia.
Стоит напомнить, что Xwayland — реализация дисплейного сервера X11, которая позволяет запускать X-сервер, работающий Wayland-клиентом, для обоспечения работоспособности приложений, которые не поддерживают Wayland.
Сообщается, что производительность должна быть сравнительно схожей с чистым X11.
Также стоит понимать, что аппаратное ускорение начнёт работать после того, как в драйвер будут включены необходимые изменения, что ожидается уже в 470 версии проприетарного драйвера.
Sway 1.6 (и wlroots 0.13.0) — композитор для Wayland, совместимый с i3
Вышла новая версия фреймового Wayland-композитора (с поддержкой XWayland) Sway 1.6, совместимого с фреймовым X11-оконным менеджером i3. Также обновлена библиотека wlroots 0.13.0, позволяющая разрабатывать другие композиторы для Wayland. В этом выпуске 69 разработчиков внесли 231 изменение, обеспечивающее множество новых функций и исправлений ошибок.
Это первый мажорный выпуск, подготовленный новым мейнтейнером Simon Ser после того, как оригинальный автор Drew DeVault передал ему проекты Sway и wlroots и ушёл развивать собственную платформу совместной разработки sourcehut, разрабатывать новый язык программирования и заниматься другими делами.
- улучшена поддержка редактора метода ввода (IME — Input Method Editor): лучшая поддержка азиатских CJK-языков (китайского, японского, корейского), добавлена поддержка ввода на элементах рабочего стола (например, на панели и экране блокировки);
- более плавная работа интерактивного перемещения окна и изменения его размера;
- программы, установленные с помощью Flatpak и Snap, теперь смогут лучше интегрироваться со Sway, используя Wayland-протокол xdg-foreign;
- улучшена совместимость с i3 по командам изменения схемы расположения окон;
- добавлена настройка скрытия курсора во время печати на клавиатуре;
- добавлена поддержка иконок в трее для систем без systemd/elogind;
- улучшена работа с буфером обмена X11.
Релиз фирменного видеодрайвера NVIDIA 460.67. Анонс драйвера 470
Состоялся минорный релиз фирменного драйвера NVIDIA 460.67. Основные изменения:
- Исправлен баг на конфигурациях из нескольких GPU, при котором использование ray-tracing может привести к нестабильности в работе приложения, если используются GPU разных моделей
- Исправлена проблема, из-за которой мог не работать должным образом G-SYNC после смены видеорежима (например разрешения экрана). Проблема проявлялась на GPU серии Kepler
- Исправлены сбои компиляции модуля ядра NVIDIA на ядре Linux 5.11-rc
error: implicit declaration of function ‘sys_close’
и
fatal error: asm/kmap_types.h: No such file or directory - Исправлен баг, при котором вызов vkCreateSwapchain может привести к «падению» X-Server, если был передан некорректный параметр imageFormat.
Также стоит отметить анонс драйвера 470, который станет следующей LTS-версией. В нём будет улучшена поддержка Wayland, XWayland, добавлена поддержка DMA-BUF и OpenCL 3.0. Также следует отметить добавление поддержки бэкенда EGLStreams в Wayland-композитор KWin, менеджера окон KDE 5.
Microsoft портирует Wayland под WSL2
Достаточно интересная новость прошла на ZDNet: на Windows Subsystem for Linux 2 портирован Wayland, что позволит запускать графические приложения из Linux на Windows 10. Они работали и раньше, но для этого следовало устанавливать сторонний X-сервер, а с портированием Wayland все будет работать сразу же. Фактически, пользователь будет видеть RDP-клиент, через который он будет видеть приложение. В будущем планируется доступ к видеокарте, но для этого необходим DirectX-драйвер в апстриме ядра, но эта идея не нравится разработчикам, так как фактически драйвер будет служить тоннелем для Windows-блоба в ядерное пространство Linux.
Taiwins 0.2
Скромно и ненавязчиво состоялся второй релиз композитора для Wayland.
- поддержка расширений на Lua
- встроенный оконный менеджер (с опциональной поддержкой тайлинга)
- похожие на Emacs горячие клавиши
- поддержка dbus
- лицензия GPL
- портирование с libweston (в дальнейшем планируется отказ и от wlroots)
- встроенный wayland shell
- улучшения в отладке рендера
- часть фич упомянутых выше
Sway 1.5 (и wlroots 0.11.0) — композитор для Wayland, совместимый с i3
Вышла новая версия совместимого с i3 фреймового оконного менеджера Sway 1.5 (для Wayland и XWayland). Обновлена библиотека композитора wlroots 0.11.0 (позволяющая разрабатывать другие WM для Wayland). 78 разработчиков внесли 284 изменения, обеспечивающие множество новых функций и исправления ошибок. Основные изменения:
- Режим Headless для запуска среды без вывода изображения, может быть использован вместе WayVNC;
- Поддержка новых протоколов для текстового ввода (Input method editors — IME);
- Поддержка переменной частоты обновления (Variable Refresh Rate — VRR), в т.ч. для улучшения отображения игр;
- Поддержка протокола viewporter, позволяющего запускать старые X11 игры и улучшающий скорость их работы;
- Поддержка протокола wlr-foreign-toplevel-management для расширения возможностей мозаичной стыковки окон;
- Множество обновлений в библиотеке wlroots — список изменений.
KwinFT — форк Kwin с прицелом на более активную разработку и оптимизации
Roman Gilg, один из активных разработчиков Kwin и Xwayland, представил форк оконного менеджера Kwin под названием KwinFT (Fast Track), а также полностью переработанную версию библиотеки Kwayland под названием Wrapland, избавленную от привязок к Qt. Целью форка является возможность более активной разработки Kwin, наращивания необходимой для Wayland функциональности, а также оптимизации отрисовки. Классический Kwin страдает от слишком медленного приёма патчей, так как команда KDE не хочет рисковать огромным числом пользователей, для которых слишком агрессивное введение инноваций может сломать рабочий процесс. Многие патчи находятся на рецензировании уже не один год, что сильно замедляет внедрение Wayland и различные внутренние рефакторинги кода. KwinFT позиционируется как прозрачная замена Kwin, и уже сейчас доступен в Manjaro. Однако разработчики предупреждают о возможной поломке совместимости в будущем. В текущем виде, KwinFT предоставляет следующие, отсутствующие в ванильном Kwin возможности:
- Полная переработка процесса композитинга, позволившая уменьши задержки при работе как в Wayland, так и в X11;
- Поддержка Wayland расширения wp_vieporter, улучшающего работу видеоплееров, а также необходимого для будущей версии Xwayland, в которую добавлена поддержка эмуляции смены разрешения экрана во многих старых играх;
- Полная поддержка поворота и зеркалирования дисплеев под Wayland.
Ожидается что KwinFT и Wrapland в скором времени будут поставляться во всех дистрибутивах Linux. Wrapland планируется превратить в чистую C++ библиотеку, а также обеспечить в ней беспроблемную поддержку сторонних, востребованных технологий. Например уже сейчас в неё добавлена поддержка Wlroots-протокола wlr-output-manager, позволившего устанавливать параметры экрана в Wlroots-based композиторах (например Sway) через KScreen.
В Debian добавят рабочий стол Unity 8 и дисплейный сервер Mir
Источник
Почему Wayland никак не придет?
Говорят, что главная проблема игр в Linux это графический сервер. Что он безнадежно устарел и не отвечает современным требованиям мультимедиа, и что разрабатывать/поддерживать игры под Linux с учетом всего этого- настоящая боль. Что в винде все круто и стандартизировано, а в Linux куча костылей, которые кое-как работают. Но «кое-как» разработчиков не устраивает. Делают современный Wayland для видео. Уже 12 лет делают, и как было с играми под Linux не очень, так и осталось. Все эмуляторы какие-то от Valve, протоны, нейтроны… Похоже авторы Wayland и сами не верят в свой проект. У меня такое впечатление, что когда его закончат и внедрят, он тоже устареет, и начнут делать еще одну замену. Я вообще не понимаю, они это всерьез, или это потешный проект? Хоть какие-нибудь реальные перспективы у него есть, кроме мобилок с кикстартера?
Перемещено leave из general
Почему Wayland никак не придет?
Потому что количество тех, кто говорит, сильно перевешивает количество тех, кто делает, очевидно?
Почему Wayland никак не придет?
Уже давно пришел, многие пользуются. О чем ты вообще?
Я думаю дело не только в разработчиках, но еще и в маркетинге, и даже в названии. DirectX — это узнаваемо, да и звучит стильно и понятно («прямой, непосредственный»). А что такое Wayland? «ПутьЗемля» — чего сказать хотели? Куда путь? Какая земля? Причем здесь система видео? Да и не путь это никакой, а топтание на месте. Это нужно было сделать за 3 года, теперь поезд ушел, а у проекта репутация протухшего мусора.
У меня такое впечатление, что когда его закончат и внедрят, он тоже устареет, и начнут делать еще одну замену.
Отлично, ты начинаешь потихоньку догонять, продолжай в том же духе и вопросы начнут отпадать. А пока коротенькое сориентирую: если тебя чем-то сейчас не устраивает винда для игр, то преуспевшее решение на линукс тоже будет не по вкусу, говоря ещё короче, не получиться и рыбку съесть и кости сдать.
На винде как-раз только игры и остались. Там мощная телеметрия, использовать ее для чего-то кроме игр опасно. Но для игр она идеальна.
Потому что классическая проблема legacy: хочется сделать ничего не разломав, но многое так завязано на костыли Х-ов, и не торопится это исправлять, что не разломав сделать крайне затруднительно.
Та же история и с Python и много с чем.
Там мощная телеметрия, использовать ее для чего-то кроме игр опасно. Но для игр она идеальна.
Отлично, лёд тронулся, давай вообразим, вот некая корпорация взяла ядро линукс, вложилась по полной, победила винду, дальше что?
Игры не делают не потому что вайланд плохой, а потому что рынок маленький. Займет десктопный линух хотя бы процентов 20 — будут делать. И вообще не важно что при этом будет отвечать за графическую часть — вайланд, иксы или что-то еще.
Ну и потом, вайланд — готов и, собственно, уже давным-давно готов. Проги не готовы.
Потому что классическая проблема legacy: хочется сделать ничего не разломав, но многое так завязано на костыли Х-ов, и не торопится это исправлять, что не разломав сделать крайне затруднительно.
Значит нужен нормальный руководитель, который выкинет костыли и сделает уже как надо? 12 лет это огромный срок. Если у тебя ничего не получилось за 12 лет, то ты что-то делаешь не так. Уходи и освободи место для нормальных чуваков, которые знают как делать, я так считаю.
Wayland придуман не для игр, а хотя в рекламе утверждалось, что он создаёт меньшую нагрузку на компьютер,чем Xorg, число FPS в играх по тестам получается не больше или несколько меньше, чем в Xorg. Игр для Linux мало потому, что мало игроков, поэтому разработчикам игр не хочется тратить время на их поддержку. В магазине Steam можно посмотреть статистику, чем пользуются игроки. Linux у каких-то долей процента игроков, их даже меньше, чем с MacOS. В магазине Steam учтены не все игры, но там есть большинство хороших. Есть ли Wayland, нету ли — на появление игр это не влияет. Хотите играться — устанавливайте Windows. Если нет второго компьютера для Windows — устанавливайте двойную загрузку.
Игры не делают не потому что вайланд плохой, а потому что рынок маленький. Займет десктопный линух хотя бы процентов 20 — будут делать. И вообще не важно что при этом будет отвечать за графическую часть — вайланд, иксы или что-то еще.
Т.е. все упирается в небольшой процент аудитории, а не в техническую часть? Почему тогда Valve так впрягается, а другие конторы не хотят иметь дело с Linux?
Ну и потом, вайланд — готов и, собственно, уже давным-давно готов. Проги не готовы.
А что там с драйверами? Слышал, что только Intel работает без нареканий.
Вейланд готов и уже очень давно. Бери и используй.
А причём тут игры? Ты видел хоть одну игру для wayland? Я боюсь, любителям поиграть придётся тащить иксы ещё много лет даже после того как вейланд станет использоваться повсеместно.
Это чисто ваше мнение? Так можно сказать и про DirectX. Понятно, что не конкретно для игр, а для мультимедиа в целом. Но почему вы игры отсюда выкидываете?
Слышал, что только Intel работает без нареканий.
У intel всё плохо даже в windows в ряде случаев, когда нужно использовать прозрачности — наблюдал уже пару раз для Paraview и ещё какого-то приложения.
Вейланд готов и уже очень давно. Бери и используй.
Готов — это когда настроен и используется по умолчанию. А когда мне для этого надо что-то делать, чтобы вручную готовить его в главном Linux-дистрибутиве- это не готов.
А причём тут игры? Ты видел хоть одну игру для wayland? Я боюсь, любителям поиграть придётся тащить иксы ещё много лет даже после того как вейланд станет использоваться повсеместно.
Вот видишь, а говоришь готов…
Готов — это когда настроен и используется по умолчанию\
Так он настроен и используется по умолчанию. Выбери сессию wayland на экране входа в систему и используй.
Wayland готов, а вот игры не готовы для wayland’а.
потому что вэйланд делают не для игр. и потому что для разработки и тестирования игр под линукс разработчикам всёравно нужен дополнительный достаточно дорогой пайплайн, увы икссервер был только техническим ограничением, а они далеко не главные в общей картине.. а денежный выхлоп от платформы пока меньше чем от мака. хоть трансляторы и позволяют найти приемлемый компромис в сложившейся ситуации.
Так он настроен и используется по умолчанию. Выбери сессию wayland на экране входа в систему и используй.
В kubuntu такого вообще нет. Это хоть в какой DE?
так бунту ж не главный дистрибутив, лол.
Говорят, что главная проблема игр в Linux это графический сервер.
Что он безнадежно устарел и не отвечает современным требованиям мультимедиа
Только мультимедиа — это не основное, что нужно.
Похоже авторы Wayland и сами не верят в свой проект.
Если Wayland сможет заменить xorg, то он сам станет xorg-ом. 🙂
А что там с драйверами? Слышал, что только Intel работает без нареканий.
Мой AMD как-то не жалуется. По факту не готова только невидия. Потому что вместо общепринятых стандартов пытается пропихнуть свои.
Почему тогда Valve так впрягается, а другие конторы не хотят иметь дело с Linux?
Потому что Valve в первую очередь платформа для игр, а не сами игры. Платформе должна работать на всех осях. А вот сами игры — как разработчики захотят. И для них рынок Linux слишком маленький. Да что там, для них и рынок Mac слишком маленький, чтоб на него распаляться.
Говорят, что даже в KDE уже нелохо wayland работает, но судя по всему, тебе придётся что то дополнительно поставить для этого.
В Gnome (оболочке по умолчанию в убунту) wayland уже используется по умолчанию.
Я лично использую wayland с 2016 года. Сперва GNOME, теперь sway. Желания возвращаться обратно на иксы нет.
так бунту ж не главный дистрибутив, лол.
А какой главный? Наверно MX Linux?
Только мультимедиа — это не основное, что нужно.
Ты жестко ошибаешься…
А какой главный? Наверно MX Linux?
Никакого. Все главные.
Десктопный — Fedora. Как бы от этого не бомбило у сторонников других дистров. Это апстрим.
P.S. Чтоб не было воплей о моей предвзятости, я сижу на Arch. И Fedora мне не особо нравится. Но отрицать очевидное не вижу смысла.
Мой AMD как-то не жалуется. По факту не готова только невидия. Потому что вместо общепринятых стандартов пытается пропихнуть свои.
Считай не готова игровая индустрия, потому что AMD это несерьезно (сам в прошлом дважды обладатель AMD).
Потому что Valve в первую очередь платформа для игр, а не сами игры. Платформе должна работать на всех осях. А вот сами игры — как разработчики захотят. И для них рынок Linux слишком маленький. Да что там, для них и рынок Mac слишком маленький, чтоб на него распаляться.
Так а выгода Valve в чем?
Потому что Поттеринг ещё не занялся этой проблемой. Кроме него никто не сможет выкинуть иксы с вяленым на мороз и написать дефолтный видеосервер
Считай не готова игровая индустрия, потому что AMD это несерьезно.
Ничего, что игровые консоли давно на AMD? Даже Apple переползла на AMD-графику.
В деньгах. Затраты на поддержку Linux у нее минимальные, а денюжки оттуда все равно капают. Чего не скажешь о непосредственных разрабах игр. У них все с точностью до наоборот.
Похоже авторы Wayland и сами не верят в свой проект.
Это ты от авторов Wayland такое услышал?
А для чего Wayland? Средства удаленного рабочего стола на нем работают? Можно vnc, TeamViewer на нем запустить? Можно в Скайпе экран демонстрировать?
Смешались в кучу, кони, люди, X.Org, Wayland и DirectX.
классически потому что все привыкли к иксам, и куча программ живет в иксах, а чуть меньшая куча программ либо заброшена либо автору влом переходить на что-то новое «прога работает в иксе, так что иди на икс».
ипв6 представлен в 1996, активно пропиховывается с 2008 и всем по иксу.
Нет. Мне вот не нужно. Пиликает хорошо, видосики крутит. А вот остальное — нужно. И если Wayland это всё не заменит, то он со своей мультимедией не нужен в обычной ОС. А скорее всего не заменит — сложно совместить сеть и прямой доступ к видеокарте. Но может я с последним и ошибаюсь. Если получится на самом деле совместить, будет не плохо.
ипв6 представлен в 1996, активно пропиховывается с 2008 и всем по иксу.
Не по иксу IPv6. Прижимает всё больше.
ты, кажется, не понимаешь значение этого слова. Либо намеренно троллишь, приравнивания гнум ко всему десктопному линуксу.
У Intel поддержка OpenGL в Linux значительно лучше, чем в Windows. По крайней мере на старых интеграшках так было.
Источник