Лучшие аудио редакторы Linux
Существует не так уж много хороших или хотя бы достойных программ для работы со звуком в Linux. Большинство приложений написаны «на коленке» и совершенно не подходят тем, кто хочет записывать качественную музыку. Профессионалам приходится либо переходить на Windows или MacOS, либо устанавливать популярные аудиоредакторы с помощью Wine, либо ограничиваться программой Ardour, которая, хоть и не совсем дотягивает до функциональности FL Studio и Cubase, но всё же даёт возможность обрабатывать звук на высоком уровне.
А вот те, для кого музыка — хобби, могут найти для себя неплохие синтезаторы, звуковые редакторы и инструменты для сведения треков. В этой подборке мы собрали лучшие аудио редакторы Linux.
Лучшие аудио редакторы для Linux
В эту подборку попали приложения с удобным интерфейсом и современными возможностями. Они рассчитаны на выполнение разноуровневых задач: от самых простых до максимально сложных.
1. LMMS
LMMS — это FL Studio и Cubase «на минималках». Программа позволяет писать музыку, используя встроенные синтезаторы и коллекцию сэмплов, накладывать на звук разнообразные эффекты. Поскольку поддерживаются VST-плагины и пресеты, пользователь получает почти неограниченные возможности для творчества.
Нельзя сказать, что LMMS будет простым для новичков в мире цифровой музыки, но его преимущество заключается в наличии большого количества видеоуроков и текстовых инструкций на просторах интернета.
2. Rosegarden
Достаточно мощный аудио редактор секвенсер с удобным и понятным интерфейсом. От большинства конкурентов отличается наличием нотного редактора. Причём, записывать ноты можно как с MIDI-клавиатуры, так и «играя» на обычной компьютерной клавиатуре или пользуясь экранными кнопками.
В Rosegarden есть всё, что необходимо для редактирования музыки: звуковой микшер, множество эффектов и виртуальных инструментов, возможность загружать LADSPA-плагины. При нажатии на F1 открывается инструкция к программе — написана она очень подробно и доходчиво, но, к сожалению, существует только в англоязычном варианте.
3. Mixxx
Программа для диджеев и тех, кто увлекается созданием музыкальных миксов. Возможен ввод звука с микрофона и работа с файлами в форматах ogg, mp3, wave, flac. В арсенале этой программы множество эквалайзеров, звуковых эффектов и настроек.
Пользователям доступны поддержка от сообщества на форуме, документация из базы знаний Mixxx Wiki, обучающие материалы, общение с единомышленниками в Zulip Chat и новостная рассылка.
4. Cecilia
Cecilia — это графический интерфейс для Csound, предназначенный для синтеза звука и обработки звуковых сигналов. Программа была написана в 1995-м году и за последнюю четверть века пережила немало трансформаций. Сейчас она может похвастаться простым интерфейсом, а также оригинальными пресетами и модулями, которые наверняка понравятся звуковым дизайнерам и музыкантам. Её недостаток — отсутствие русифицированной версии.
5. Ardour
Программа для многоканальной записи звука и цифровая звуковая станция в одном. На данный момент может считаться лучшим ПО для Linux в своей категории. Из-за мощного аудио редактора Linux она часто используется профессиональными музыкантами. Среди преимуществ Ardour:
- поддержка сэмплов в любых форматах от 8 до 32 бит и частот сэмплирования в диапазоне от 8 до 192 кГц;
- неограниченная пропускная способность (быстродействие зависит только от скорости записи данных на диск и возможностей звуковых интерфейсов на конкретном ПК);
- использование JACK Audio Connection Kit для всех операций ввода и вывода аудио;
- поддержка MIDI Machine Control;
- неограниченное количество входов и выходов у каждой дорожки микшера и поддержка различных моделей панорамирования.
На официальном сайте бесплатная версия доступна только в виде исходников. Однако пользователи убунтуподобных операционных систем могут установить Ardour из репозитория ubuntu-bionic-universe.
6. SubMix
Submix — простой в использовании аудио редактор с современным интерфейсом и минимальным набором функций. Позволяет обрезать треки и делать вставки, перемещать части дорожек, записывать звук с микрофона. Количество треков, задействованных в одном проекте, не ограничено. Сейчас ведётся активная разработка программы, так что можно надеяться на расширение её возможностей в будущем.
7. Audacity
Ещё один простой и удобный звуковой редактор. Он был создан для записи подкастов, но может использоваться и для работы с музыкой. Поддерживает файлы в форматах Ogg Vorbis, mp2, mp3, wav, aiff, и au. При наличии многоканальной звуковой карты позволяет одновременную запись 16 каналов. Пользователи могут добавлять в Audacity дополнительные плагины, хотя и тех, что установлены «из коробки», хватит для выполнения большинства задач. Среди преимуществ этой программы есть частотный анализ звука и накладывание разнообразных эффектов, а также наличие руководства по работе, которое можно скачать с сайта и использовать без доступа к интернету.
8. Transitions DJ
Отличная программа от Адама Хилсса, который в своё время принимал участие в разработке программного обеспечения для корпораций Intel и Google. Предназначена для создания миксов и сведения композиций во время живых выступлений. Имеет удобный, но не русифицированный интерфейс. Позволяет добавлять файлы как непосредственно с диска, так и из аккаунта на SoundCloud.
9. Yoshimi
Yoshimi — один из лучших программных MIDI-синтезаторов для Linux. Собран на базе ZynAddSubFX и почти один в один повторяет его дизайн, но отличается от первоисточника новыми функциями. Предлагает пользователям доступ к огромному количеству инструментов и эффектов, позволяет наигрывать мелодию на компьютерной клавиатуре либо на виртуальной при помощи мышки. Также можно устанавливать дополнительные инструменты и патчи.
10. Qtractor
Многодорожечный синтезатор. Подойдёт для домашней звуковой студии. «Из коробки» пользователь получает огромное количество эффектов и 13 музыкальных инструментов. Также можно загружать дополнительные инструменты и контроллеры. Возможна установка пользовательских VST-, LADSPA-, V2-, DSSI-эффектов. Программа поддерживает около 30 типов файлов, а также 16/24/32/64-битные сэмплы.
Выводы
Несмотря на нехватку качественного ПО для обработки звука в ОС Linux, в репозиториях и сторонних источниках можно найти вполне достойные программы, поэтому Linux для аудио вполне подходит. А вам приходилось писать или редактировать музыку? Расскажите в комментариях, какими приложениями пользовались и какие из них понравились больше всего.
Источник
Написание музыки в Linux: что есть прямо сейчас
Недавно я прочитал о том, что Гэйб Ньюэлл всерьёз настроен на то, чтобы перенести хорошие и качественные игры в Linux. Как он считает, это именно то, чего не хватает, и что на данный момент ограничивает развитие платформы. Безусловно, он прав. Тем не менее, лично для меня есть и другая область, которая мне даже намного важнее, чем игры — это музыка. Если без игр я могу обойтись, то музыка для меня необходима — как, впрочем, и для многих других людей.
На картинке — рабочее место Niels Ott, на компьютере запущен Ardour.
Моя жена тоже музыкант, и когда она увидела, какие секвенсоры и синтезаторы есть в Linux — она даже не стала пытаться в них разобраться, просто вернувшись к своим Cubase и Reason. На её ноутбуке есть Windows 7, и когда она пишет музыку, она просто перезагружается туда и запускает там эти программы.
Я же, пользуясь Linux уже около 10 лет, не могу так просто отказаться от того, чтобы хотя бы пробовать имеющиеся программы. В принципе, могу точно сказать, что за 10 лет всё очень сильно изменилось в лучшую сторону. И всё же то, что сейчас есть под Linux для написания музыки, очень далеко от идеала. Давайте вместе разберёмся, почему бо́льшую часть музыки всё ещё пишут на Mac OS X или Windows.
Давайте прежде всего рассмотрим DAW (digital audio workstation) — цифровые звуковые рабочие станции. Поскольку мы говорим о написании музыки (а не только о записи), нас интересуют те DAW, которые могут работать как MIDI-секвенсор.
energyXT
Из коробки energyXT представляет из себя довольно обычную цифровую звуковую рабочую станцию, которая, впрочем, довольно хорошо работает, доступен для Linux, Mac OS X, Windows и iOS, позволяет сразу загружать музыку на SoundCloud, обладает вполне удобным интерфейсом и имеет набор встроенных инструментов и эффектов, а также поддерживает VST-плагины. Ещё вместе с energyXT идут лупы от Loopmasters.
Если хочется посмотреть подробнее, то, например, в этом видео показан процесс создания dubstep-композиции.
У energyXT я замечал два больших минуса:
1. В поставке по умолчанию не подключить MIDI-контроллер (например, MIDI-клавиатуру). То есть опция-то такая есть, но реально попытка подключения приводит к падению программы. Пишут, правда, что есть решение — можно самостоятельно перекомпилировать libaam.so (вот тут обсуждение).
Но с другой стороны не совсем понятно, почему разработчик коммерческой программы (я покупал её за €39, но они пишут, что это со скидкой, а так €59) не включится в процесс и не решит проблему самостоятельно (известно о ней уже больше года).
Недавно они, кстати, выпустили свой виртуальный инструмент под названием XTS1, и в спецификациях к нему написали «Windows/Mac OS X compatible». Про Linux вообще ни слова. Впрочем, когда я спросил у них об этом на getsatisfaction, они ответили, что выпустить версию под Linux они планируют.
2. Без JACK energyXT не работает с моей звуковой картой ESI Juli@. А также, судя по этому обсуждению, с M-Audio Audiophile 2496). Соответственно, известно, что программа не работает на звуковых картах на snd_ice1724 и snd_ice1712. Впрочем, судя по всему, реально всё будет работать, если использовать JACK.
Но, опять же, просто «взять и включить» JACK нельзя (как это делается, например, в Renoise и LMMS). По какой-то причине разработчики не добавили опцию переключения между ALSA и JACK, а только написали, как скомпилировать поддержку JACK самостоятельно.
Тем не менее, в целом energyXT очень даже неплох, особенно на ноутбуке (у него довольно низкие требовния к ПО), так что имеет смысл скачать демонстрационную версию (до покупки работают все возможности, кроме сохранения) и попробовать.
Renoise
Когда-то давно, когда мне было лет 5, мой старший брат постоянно писал музыку в FastTracker 2 и, вероятно, ещё в чём-то подобном. Всё это было ещё в то время, когда на компьютерах обычно стоял DOS с каким-нибудь Norton Commander’ом (или часто Volkov Commander’ом — тоже файловый менеджер от украинского программиста). Один раз я сел за компьютер, на котором он делал музыку, и стал что-то нажимать, менять ноты, и так далее. Когда пришёл мой брат, он удивился тому, насколько интересная мелодия у меня получилась. Решил, что если правильно раскидать её по каналам, то будет очень красиво.
Потом я возвращался к трэкерной музыке и в более позднем возрасте (в 8—10 лет, когда я уже начал программировать, у меня был QBasic и так далее). На винчестере всё время было много музыки в .it, .mod и .xm. Много чего осталось и по сей день. В ней есть какой-то свой, особый шарм. А маленький размер файлов (вплоть до нескольких кибибайт — зависит от размера сэмплов и прочего) всегда был неотъемлемым преимуществом, особенно когда дело касалось медленного Интернета, или компьютерных игр, которые не должны были выходить за пределы определённого размера.
Renoise — это полноценная цифровая звуковая рабочая станция, в основе которой лежит трэкерный подход к написанию музыки — в противовес более традиционному на данный момент подходу с использованием piano roll’а.
То есть если обычно в секвенсорах мы видим вертикально сориентированную клавиатуру пианино, справа от которой расположена матрица с нотами (по вертикали в ней, соответственно, высота тонов, а по горизонтали — их временно́е расположение и, соответственно, длительность), то в Renoise, как и в трэкерном ПО, есть каналы (которые могут относиться к разным инструментом), и на каждом канале по вертикали расположены, опять же, названия нот (при этом, например, «отпускание» ноты обозначается специальным словом «OFF» — соответственно, длительность ноты можно понять по расстоянию до этого слова).
Какой подход лучше — решать вам. Я, например, не могу однозначно сказать, что удобнее. Пожалуй, это зависит сразу от много: какую именно музыку вы пишете, насколько хорошо вы владеете компьютерной клавиатурой, какими программами вы пользовались раньше. Но точно можно сказать, что попробовтать Renoise стоит. Потому что играть мелодии вы можете и с MIDI-клавиатуры, а вот настолько проработанный интерфейс пока что можно встретить мало у каких DAW в Linux.
Преимуществ у Renoise полно — это и хороший, удобный микшер, и продвинутая работа с сэмплами, и отличный интерфейс для указания automation (автоматизации изменения тех или иных звуковых параметров по мере проигрывания трэка). Также есть простой MIDI mapping: выбираете какой-либо параметр и крутите на своём MIDI-контроллере какую-нибудь ручку (или fader), чтобы назначить её для этого параметра. Кроме того, в Renoise хорошая поддержка звуковой системы в Linux и довольно большое сообщество (есть даже сайт renoise.ru, и, конечно, есть официальный форум).
Ещё важным для многих может являться то, что у Renoise есть хорошая и подробная документация.
Ardour
Ardour — ещё одна цифровая звуковая рабочая станция, у которой уже довольно большая история (первый релиз был в 2005 году) и весьма неплохой набор возможностей. Ardour является свободным ПО, позволяет создавать неограниченное количество звуковых дорожек, использовать возможности редактирования без разрушения оригинала (с неограниченным количеством возможных операций undo), автоматически компенсировать задержку в записываемом трэке в случае записи с синхронным прослушиванием других дорожек, а также имеет ещё много приятных особенностей.
Очень удобно использовать Ardour вместе с JACK. Например, вы можете запросто синхронно записывать два разных аудиопотока (к примеру, один из выхода программного синтезатора, а другой с микрофона) в две разные аудиодорожки (разумеется, никаких ограничений здесь нет — можно синхронно записывать любое количество аудиодорожек). Так же просто можно синхронизировать Ardour с другими программами через JACK. Например, вы можете синхронизировать его с программной драм-машиной и при записи или проигрывании композиции в Ardour слушать соответствующее место соответствующего паттерна в драм-машине.
JACK — вообще очень полезная вещь. Круг задач, которых можно решить с помощью JACK, очень велик. Я как-то раз даже описывал в комментариях на Хабрахабре, как можно с помощью него посмотреть кино сразу на двух языках (в разных наушниках, конечно же). Аналогично его можно использовать для дублировния фильмов — чтобы перемещение по дороже в аудиоредакторе приводило к соответствующему перемещению в видеопроигрывателе, и наоборот.
Поэтому если вы видите какую-то аудиопрограмму, которая не поддерживает JACK, то, скорее всего, с этой программой лучше не связываться — потому что совершенно непонятно, как авторы могли не добавить поддержку настолько полезного и нужного инструмента.
Что касается Ardour, несмотря на то, что все основные возможности проработаны очень профессионально, поддержка MIDI-дорожек появилась только в третьей версии, которая пока что находится в разработке (хотя уже вышла 5-я бета-версия, так что можно загружать и пробовать).
LMMS — кроссплатформенная цифровая звуковая рабочая станция, которая первоначально задмуывалась как аналог FL Studio (тогда ещё Fruityloops). Интересно, что чуть меньше 5 лет назад я уже писал об LMMS на Хабрахабре. Так вот, если вы спросите, изменился ли он за это время, то я просто скажу вам скачать и посмотреть. И да, он изменился, причём кардинально. Раньше нужно было после каждой добавляемой ноты нажимать Ctrl + S — потому что иначе при очередном падении (а они были постоянно) нужно было заново восстанавливать созданную мелодию. Теперь же LMMS работает стабильно (напишите в комментариях, если всё-таки найдёте глюки — а лучше сразу отправляйте авторам), не падает, и имеет, наверно, почти всю функциональность, которая там в принципе должна быть. Безусловно, авторам всё ещё есть над чем работать, но сейчас в LMMS уже можно нормально писать что-то полноценное, не думая о прошлых ограничениях.
LMMS поддерживает импортирование MIDI-файлов, а также файлов FLP (проектов FL Studio). Встроенные инструменты позволяют использовать имеющиеся у вас SoundFont2 и GUS Patches, плюс есть различные синтезаторы.
Также у LMMS есть форум и wiki с неплохой документацией на разных языках.
Плагины, VST(i), синтезаторы
Итак, с DAW разобрались, перейдём к плагинам и синтезаторам. Вообще, в Linux есть следующие стандарты аудиоплагинов: LADSPA, DSSI, LV2, VST и VSTi.
При этом LV2 — это простой, но расширяемый стандарт, являющийся потомком LADSPA (и исправляющий ограничения LADSPA, которые уже не подходят для современных аудиопрограмм) и заменяющий DSSI.
Интересным фактом также является то, что в Linux бывает поддержка VST(i) двух разных типов. В одном варианте это родные VST(i)-плагины, специально скомпилированные для Linux (имеют расширение .so). А в другом варианте — это плагины VST(i), которые предназначены для работы в Windows. Поддержка вторых реализована, например, в LMMS (с помощью VeSTige) и в Ardour. Вот, кстати, ещё тема на их форуме, где обсуждалось, нужно ли вносить поддержку родных плагинов (там же есть советы по альтернативным вариантам запуска Windows-плагинов). Родные же плагины поддерживаются в Renoise, energyXT, и теперь уже также в третьей версии Ardour. Про родные VST(i)-плагины для Linux есть информация на linux-vst.com и на сайте KXStudio. На данный момент самые интересные плагины предоставляют проекты DISTRHO, Jucetice и Loomer.
Также есть весьма хорошие плагины под названием mda-vst. У них открыт исходный код и есть бинарные файлы для 64-разрядного Linux.
Кстати, про архитектуру — на данный момент удобнее всего работать на 32-разрядной архитектуре, хотя лично я всё равно предпочитаю 64-разрядную.
Упирается всё, конечно же, как раз в плагины. Если вы используете плагины, которые имеют только 32-разрядные версии, то вам придётся использовать 32-разрядный хост. Если вы будете использовать 32-разрядный хост, то его не получится связать с 64-разрядным JACK, и так далее. В примечаниях к Renoise 2.8, правда, указывается, что теперь можно использовать 32-разрядные плагины с 64-разрядным Renoise, но когда я это проверял, то плагины не работали (возможно, они не реализовали это конкретно под Linux).
Так что, если пользуетесь 64-разрядным Linux, то, возможно, самое простое будет поставить дополнительно какой-нибудь 32-разрядный. Ну, а если все плагины доступны под x86_64 — то тем лучше: это, разумеется, намного удобнее.
Что касается синтезаторов, которые прежде всего работают как отдельные приложения — любителям нойза обязательно понравится din. Ещё есть amSynth, для использования SF2 хорошо подойдёт FluidSynth (очень часто используется вместе с GUI — Qsynth). И, конечно же, не стоит забывать про ZynAddSubFX. Появившись ещё в 2002 году, сейчас этот синтезатор стал уже культовым. Про него есть много статей, есть patches и sound banks, и прочее. Этот синтезатор обязательно стоит попробовать. Если с ним разобраться, то может получиться что-то такое.
А есть ли что-нибудь с реалистичным звуком пианино?
Есть. Pianoteq — это один из лучших виртуальных инструментов в мире вне зависимости от платформы. Он имеет огромные возможности для настройки малейших нюансов звука, и, что самое главное, звук пианино генерируется динамически, средствами процессора, а не берётся из сэмплов. Обычно, когда люди в первый раз об этом слышат, они не хотят даже пробовать Pianoteq (отличная иллюстрация — обсуждение Pianoteq на linux.org.ru). Тем не менее, если послушать композиции, записанные с помощью Pianoteq, почитать о том, кто им пользуется, а также скачать пробную версию и поиграть самому, то сразу же отпадают все сомнения. Pianoteq проработан настолько хорошо, что не сразу осознаёшь, что это вообще реально.
Разумеется, Pianoteq является платным (от €99 за самую простую версию Pianoteq 4 Stage и намного больше за более продвинутые варианты, расширения и прочее), но, к сожалению, никакого другого способа создать такую программу, похоже, нет (учёные и программисты, которые над ним работали, просто так столько работать не стали бы).
Объём загрузки, кстати, составляет 20 MiB. Те, кто работал с другими профессиональными синтезаторами пианино, понимают, насколько это маленький размер.
А какие ещё есть хорошие программы?
Если нужно просто что-то записать, без особых ухищрений, то отлично подойдёт Audacity. Составить партию ударных можно в Hydrogen — там достаточно много возможностей, и легко добавлять дополнительные библиотеки ударных. Самая лучшая DJ-программа — безусловно, Mixxx. Неплохая аудиоигра (помогает учиться играть на пианино) — Piano Booster. Тренажёр слуха — конечно же, GNU Solfege.
Мы видим, что в Linux можно и нужно писать музыку. С DAW всё, фактически, в порядке, есть хорошая поддержка VST(i)-плагинов. И, тем не менее, всё-таки количество доступных плагинов и синтезаторов пока что очень небольшое. Под Linux нет Omnisphere, нет Nexus, нет Vanguard. Давайте скажем прямо — пока что авторы профессиональных аудиоплагинов попросту игнорируют Linux. Стало ли лучше за последние несколько лет? Да, безусловно — но для того, чтобы можно было действительно чувствовать себя свободно в написании музыки, нужно гораздо больше. Поэтому самым интересным будет тот момент, когда Linux наберёт достаточно пользователей, чтобы его воспринимали более серьёзно в качестве платформы для настольных компьютеров и ноутбуков. Не исключено, что появление хороших компьютерных игр приведёт к увеличению количества пользователей, а следом и за улучшениями в поддержке Linux в других областях, в том числе и в музыке.
Стоит также учитывать тот факт, что далеко не всё то, что вы слышите в популярных композициях, было создано с помощью популярных программных синтезаторов. Что-то сделано на аппаратных синтезаторах, а что-то сделано путём настройки самых простых волновых синтезаторов.
Поэтому исследуйте имеющиеся возможности, создавайте, пишите — чем больше сообщество, тем больше вероятность того, что разработчики звукового ПО начнут воспринимать Linux намного лучше.
Источник