- Является ли macOS UNIX? (И что это значит?)
- macOS: UNIX или нет?
- Распространение Unixes
- Следующий шаг
- Стандарты POSIX и SUS
- Итак, MacOS UNIX?
- Консоль для маководов: Beyond the GUI
- Лирическое отступление
- Начнём работу
- Продолжаем знакомство с консолью. Команда open
- Пара слов о бандлах
- Скрипт?
- Скрипты AppleScript
- Кратко о других полезных командах Mac OS X
- Что-то типа заключения
Является ли macOS UNIX? (И что это значит?)
Является ли macOS UNIX или просто Unix? Или это Unix-подобный? Мы отвечаем на бесконечные дебаты и объясняем такие стандарты, как POSIX и SUS.
macOS: UNIX или нет?
Эта тема поднимает кучу разных вопросов. Какова родословная macOS? Сколько из этого наследственного материала все еще присутствует в современных macOS, и имеет ли это значение? Прежде чем мы сможем ответить, является ли что-то UNIX, Unix или Unix-подобным, нам нужно понять, что означают эти термины. Кто решает, является ли что-то Unix или UNIX, и какие критерии они используют?
Давайте начнем с самого начала.
Unix был создан пятьдесят лет назад в Bell Labs , научно-исследовательской компании AT & T. Перенесемся в 1973 г. и в версию 4 Unix, которая была переписана на языке программирования C. Это сделало операционную систему намного более переносимой и более легкой для переноса на другие аппаратные платформы. В том же году Кен Томпсон и Деннис Ритчи , два основных архитектора Unix, представили на конференции доклад об операционных системах. Сразу же они получили запросы на копии операционной системы.
Связанный указом о согласии от 1956 года, AT & T должен был отказаться от «любого бизнеса, кроме предоставления услуг связи обычных операторов связи». Unix не квалифицировался как нечто, от чего AT & T могла бы извлечь выгоду. Итак, компания сделала что-то примечательное для того времени: распространил Unix в качестве исходного кода с либеральной лицензией. Небольшие сборы покрывали доставку и упаковку, а также «разумный гонорар».
Распространение Unixes
Поскольку Unix был предоставлен «как есть», он пришел без поддержки. В результате сообщество Unix начало объединяться, чтобы помогать участникам, а также исправлять и расширять Unix. Таким образом, вы можете получить исходный код, изменить его и получить поддержку от сообщества. Это знакомое кольцо. Различные разновидности Unix начали появляться, адаптироваться и настраиваться в соответствии с организацией, выполняющей работу.
Боб Фабри , профессор компьютерных наук в Калифорнийском университете в Беркли, был в программном комитете симпозиума по принципам операционных систем 1973 года. Он слушал презентацию Томпсона и Ричи, озаглавленную «Система разделения времени UNIX» .
Фабри запросил копию операционной системы, и в 1974 году Unix был установлен на PDP / 11 в Исследовательской группе по компьютерным наукам (CSRG) в Калифорнийском университете в Беркли. Примечательно, что Кен Томпсон провел там год, работая над тем, что быстро стало собственной разновидностью Unix в университете. Копии изменений и дополнений UC Berkeley были распространены и стали называться Berkeley Software Distribution (BSD). В конце концов, они стали дистрибутивами всей системы Unix, все еще известной как BSD. Номера версий, такие как 4.2BSD, идентифицировали разные версии.
В 1984 году AT & T была освобождена от строгих условий соглашения о согласии 1956 года и способна правильно продавать свою операционную систему. Он включает в себя код BSD, такой как TCP / IP , vi и оболочку C, csh . Даже при таком перекрестном опылении и сотрудничестве возникли трудности с лицензированием. BSD содержал код AT & T, который не был открытым исходным кодом, но элементы BSD были.
Версия BSD без кода AT & T была разработана, чтобы обойти эти проблемы. Однако когда код AT & T был удален, около 20 процентов ядра отсутствовало. Уильям Джолиц написал недостающие части, и эта версия Unix была выпущена как 386BSD . Проект 386BSD застопорился, но в 1993 году его база исходного кода породила проекты NetBSD и FreeBSD .
Это дало нам один кусок головоломки: FreeBSD.
Следующий шаг
После того, как он был уволен из Apple, Inc. в 1985 году, Стив Джобс основал компанию NeXT, Inc. Чтобы предоставить операционную систему для своей линейки продуктов для рабочих станций, NeXT разработал NeXTSTEP . Он использовал BSD в качестве кодовой базы, но представил совершенно другое ядро.
NeXT использовал модифицированную версию микроядра Mach и 4.3BSD для формирования NeXTSTEP, который является второй частью этой головоломки. Mach был разработан в Carnegie Mellon для облегчения исследований в области распределенных и параллельных вычислений. Исследовательская группа использовала BSD в качестве операционной системы и заменила ядро, а не написала свою собственную операционную систему.
В 1996 году Apple Inc. приобрела NeXT, Inc. и тем самым приобрела NeXTSTEP. Apple начала разрабатывать операционную систему, которая в конечном итоге стала macOS с помощью Mac OS X. Он обновил ядро Mach и заменил его более продвинутой версией, разработанной и использованной Open Software Foundation в операционной системе OSF / 1 . Apple также обновила компоненты BSD обновленными и улучшенными версиями из дистрибутива FreeBSD.
Apple вернула элементы ядра BSD обратно в ядро Mach. Он также разработал гибридное ядро, которое объединило характеристики как монолитной, так и микроядерной архитектуры.
Также был включен комплект ввода / вывода , разработанный Apple на основе DriverXit NeXTSTEP. Это позволило добавлять драйверы в ядро без необходимости каждый раз изменять его.
XNU — третья часть головоломки.
Стандарты POSIX и SUS
В 1996 году два органа по стандартизации — X / Open и Open Software Foundation — объединились, чтобы сформировать The Open Group .
Open Group является органом по сертификации торговой марки UNIX. Другими словами, перед тем, как вы сможете назвать ее UNIX, она должна проштамповать вашу операционную систему как соответствующую ее стандартам. UNIX во всех заглавных буквах является знаком соответствия.
Итак, категории следующие:
- Unix: семейство операционных систем. Это семейство включает как операционные системы UNIX, так и Unix-подобные операционные системы.
- Операционные системыUNIX : они были сертифицированы как соответствующие стандартам.
- Unix-подобныеоперационные системы : они выглядят и работают как Unix, но не были сертифицированы как совместимые.
Конечно, вполне возможно, что некоторые операционные системы в категории «Unix-like» могут быть протестированы завтра и признаны совместимыми. Сейчас это, по сути, UNIX, но их можно отнести только к категории Unix, потому что у них еще нет штампов.
Есть два стандарта, которые сертифицируют UNIX: POSIX и Single UNIX Specification (SUS) . SUS — это расширенный набор POSIX. Итак, что-то может быть POSIX-совместимым, но это не делает его UNIX. Однако, если что-то совместимо с SUS, это UNIX.
POSIX и SUS образуют большие коллекции документов (около 3700 страниц). Они определяют работу и ожидаемое поведение каждого аспекта совместимой системы UNIX. Все, от асинхронного и синхронного ввода-вывода до интерфейса сценариев и программ уровня пользователя, каталогизируется и определяется.
Стандарты определяют интерфейсы приложений и поведение во время выполнения, но не определяют, как они реализованы .
Итак, MacOS UNIX?
Ответ должен быть да.
Вы можете проследить его происхождение через FreeBSD до BSD, а оттуда — до Unix, распространяемого Bell Labs, до увеличения платы за лицензию от AT & T.
Но это не имеет значения.
Если вы пишете операционную систему с нуля прямо сейчас, если она удовлетворяет требованиям SUS, она считается UNIX. И не важно, как вы это реализуете. Ядро XNU в основе macOS представляет собой гибридную архитектуру. Он объединяет код Apple с частями ядер Mach и BSD.
Но это тоже не важно. Важно то, что он соответствует требованиям стандартов, по которым он измеряется.
Часть BSD ядра XNU предоставляет интерфейсы прикладного программирования POSIX (такие как различные системные вызовы API и BSD). Сохранение этого элемента ядра BSD без изменений в XNU является ключом к получению сертификации в качестве UNIX. Это позволяет XNU говорить о совместимости и совместимости UNIX с остальной частью системы.
macOS — это совместимая с UNIX 03 операционная система, сертифицированная The Open Group. Это было с 2007 года, начиная с MAC OS X 10.5. Единственным исключением был Mac OS X 10.7 Lion, но соответствие было восстановлено с OS X 10.8 Mountain Lion.
Забавно, но так же, как GNU означает «GNU — не Unix», XNU — «X не Unix ».
Источник
Консоль для маководов: Beyond the GUI
Доброго дня, уважаемые хабравчане-маководы!
Сегодня я расскажу как увеличить эффективность работы в Mac OS X за счёт использования консоли.
Лирическое отступление
Думаю, ни для кого не секрет, что Mac OS является Unix-based системой, но переработанной почти до неузнаваемости. Даже консоль засунули куда подальше — не сразу и найдёшь. И вся система нацелена на использование GUI, при дефолтных настройках даже переключение между кнопками по Tab не работает — без мыши никуда. И тем не менее, Мак — это не только окошки, не только док и лаунчер. Мак это ещё и вся мощь shell скриптов и консоли!
Если Вы пришли из мира M$, то для начала неплохо бы поучить общие команды shell’а, например, по вот этому учебному пособию. Как минимум, нужно усвоить команды перехода по каталогам и способы запуска программ и скриптов.
Если Вы пришли в мир Mac OS из мира Linux’а и FreeBSD, то, скорее всего, знаете как минимум основы shell-скриптинга. Но и для вас в статье может оказаться кое-что интересное, ведь в маке есть уникальные консольные команды, которые так же полезно знать.
Вот о некоторых особенностях маковской консоли далее и пойдёт речь.
Начнём работу
Для начала избавимся от стандартного терминала. Ну, точнее, поставим другой — получше. Я лично предпочитаю iTerm2, который подходит для работы куда лучше системного. Хотя, и у него бывают интересные моменты (см. картинку вверху).
Далее нам могут понадобиться дополнительные инструменты, поэтому устанавливаем MacPorts (хотя, конечно, можно и другой менеджер пакетов). Теперь мы можем ставить нужные консольные утилиты с помощью простых команд. Например, ставим Midnight Commander (он в любом случае может пригодиться), набираем в iTerm2:
После ввода пароля и установки зависимостей и самого mc, можем его запустить, как вы уже догадались, командой mc .
О ужас! Нам понадобятся функциональные клавиши, а они нажимаются только через Fn+F15 , что же делать? Ну как что — лезть в системные настройки и выключать это. Иначе сложно будет с mc работать.
Ещё одно важное замечание: кури мануалы если что-то не понятно, набираем в консоли man команда — и получаем подробное описание команды. (Кстати, для выхода из просмотра мануала надо просто нажать Q).
Продолжаем знакомство с консолью. Команда open
Легко можно заметить, что mc показывает куда больше файлов и папок, чем Finder. Конечно, можно поставить хак для него, чтобы он отображал такие файлы, но не все это любят. Так что остаётся лишь пользоваться Cmd+Shift+G и вводить вручную имя папки. Но данный способ не особо удобен: нет автокомплита, нет возможности видеть скрытые файлы. Теперь вернёмся к терминалу. В Mac OS X есть замечательнейшая команда open , которая действует так, как будто пользователь сделал даблклик на файле или папке в Finder — открывает файл, бандл или ссылку в связанной программе, открывает папку в Finder’е. Вот простой пример работы с этой командой: заходим с помощью mc в скрытую папку (например, /etc/) и набираем:
Wuala! Файндер отобразил нам нашу системную папку! Но это ещё не всё, ведь скрытые файлы всё ещё не видны. Для примера, откроем наш .profile :
И — опа! — скрытый файл открылся в TextEdit! Всё предельно просто.
Пара слов о бандлах
Это всем известно, но на всякий случай повторю: обычные программы в Mac OS X на самом деле являются папками с расширением .app и особым образом устроенным содержимым. Убедиться в этом легко: открываем в Finder папку /Applications/ и делаем Ctrl+Click (либо Right-Click , если хотите) на любой программе и выбираем «Показать содержимое пакета».
Из консоли это так же очень хорошо видно: mc отображает эти программы именно как папки. И как же запустить из консоли GUI-программу, спросите вы? Очень просто, есть даже два способа.
Способ первый, простейший:
Программа будет запущена и консоль будет свободна для дальнейших действий.
Способ второй, интересный:
Программа будет запущена, но консоль не освобидится — она будет ждать завершения программы и выводить всё, что программа захочет вывести в неё. То есть, таким образом можно посмотреть рабочий лог некоторых программ.
Ещё одно очень важное различие между этими двумя методами: второй позволяет запустить два экземпляра программы, в то время как первый активирует уже запущенную, буде такая имеется. Так что через консоль можно решить и эту проблему (хотя, скорее фичу) макоси: через Finder, док и лаунчер запустить два экземпляра программы нельзя, а вот из консоли — пожалуйста, хоть двадцать два.
Скрипт?
Расскажу вкратце что из себя представляет shell-скрипт. По сути — это обычный текстовый файл, содержащий серию команд для выполнения. Самый простой скрипт просто запускает последовательно все команды. Скрипты посложнее могут иметь условия, циклы и функции, то есть, скрипт может быть весьма большой и сложной программой. Основной плюс таких скриптов — на их службе вся мощь консольных утилит из мира unix, что с лихвой компенсирует бедность языковых конструкций. Приведу простой пример скрипта, который преобразует все файлы .png в текущей директории, уменьшив их размер до 200 пикселей в ширину или высоту.
Пример простейший, но он демонстрирует главное: в скриптах сокрыта великая сила.
Скрипты AppleScript
В Mac OS X имеется несколько встроенных механизмов по автоматизации действий. Один из очень распространённых — AppleScript, для которого есть и графический редактор-запускатор. Но использовать такие скрипты можно и из консоли, для этого есть особая утилита — osascript . Использовать её можно так:
Не буду углубляться в AppleScript, он заслуживает отдельной статьи, и даже не одной. Так что рекомендую почитать справку или гугл по нему.
Главное: Вы можете комбинировать shell-скрипты со скриптами AppleScript, чтобы добиться максимальной гибкости в работе! К примеру, я использую такие вот смешанные скрипты для автоматической стилизации образа диска: сам диск создаётся с помощью shell (см. ниже), а фон и расположение элементов в образе задаётся с помощью AppleScript.
Есть ещё Automator, но он совсем уж GUI-шный, так что в данной статье его рассматривать бессмысленно. Он, конечно, полезный, но до мощи консоли не дотягивает.
Кратко о других полезных командах Mac OS X
Полный (ну, почти) список уникальных для макоси команд можно найти в одной хорошей статье (хотя сведения там немного устарели), я же вкратце расскажу о наиболее интересных.
Для работы с образами дисков имеется консольная утилита hdiutil . Пара примеров работы с ней:
Более подробно про возможности можно узнать из man hdiutil .
Если Вы — разработчик программ для макоси, то наверняка знаете о такой замечательной вещи, как Info.plist, да и вообще о plist’ах. Так вот, есть очень удобная утилита, позволяющая конвертировать .plist в .bplist, то есть, в более быстрый и лёгкий бинарный формат плиста.
Если хотите позаниматься ерундой, то можно из консоли проговорить любой текст. Для этого есть утилита say .
Так же можно задавать голос, которым мак будет с нами говорить:
Одна беда — по-умолчанию говорит эта штука только по-английски.
Теперь снимем скриншот командой из консоли.
Так же из консоли можно конвертировать текст между различными форматами. Например, можно переконвертировать .doc файл в HTML:
Так же textutil умеет преобразовывать кодировки.
Для изменения системных (и не только) настроек, можно использовать команду defaults . Используем её во благо! Включим наконец отображение скрытых файлов и папок в Finder!
Файндер автоматически перезапустится и теперь будет отображать скрытые файлы и папки! Но опять таки, это не всем нравится, так давайте это выключим, пока родителикто-нибудь не испугался или не удалил нужных файликов. Для сокрытия в уже указанной команде поставьте 0 вместо 1. Ну и для примера, ссылка на статью, где описано много твиков с помощью этой команды.
Что-то типа заключения
Ну что ж, мы разобрали некоторые интересные возможности консоли в Mac OS X. Статья, разумеется, не претендует на полноту и является, скорее, «заманухой» для вовлечения маководов в shell-скриптинг да и вообще в консоль.
Источник