- Приступая к работе¶
- Что тебе потребуется¶
- Python!¶
- И редактор кода¶
- Всё же, что такое Python?¶
- Открываем консоль в Mac OS X¶
- Открываем консоль в GNU/Linux¶
- Открываем консоль в Windows¶
- Использование Python¶
- Взаимодействие с Python’ом¶
- Запуск файлов с Python-кодом¶
- 4. Использование Python на Macintosh¶
- 4.1. Получение и установка MacPython¶
- 4.1.1. Как запустить Python скрипт¶
- 4.1.2. Запуск скриптов с графическим интерфейсом¶
- 4.1.3. Конфигурация¶
- 4.2. IDE¶
- 4.3. Установка дополнительных пакетов Python¶
- 4.4. Программирование графического интерфейса пользователя на Mac¶
- 4.5. Распространение приложений Python на Mac¶
- 4.6. Другие источники¶
- 5. Using Python on a MacВ¶
- 5.1. Getting and Installing MacPythonВ¶
- 5.1.1. How to run a Python scriptВ¶
- 5.1.2. Running scripts with a GUIВ¶
- 5.1.3. ConfigurationВ¶
- 5.2. The IDEВ¶
- 5.3. Installing Additional Python PackagesВ¶
- 5.4. GUI Programming on the MacВ¶
- 5.5. Distributing Python Applications on the MacВ¶
- 5.6. Other ResourcesВ¶
Приступая к работе¶
Что тебе потребуется¶
Python!¶
Если у тебя ещё нет Python’а, ты можешь найти последние официальные установочные файлы здесь:
Будучи последним, Python 3 предпочтительнее!
На Windows можно добавить Python в переменную “path”, чтобы её было легче найти. Для этого нужно перейти в каталог с установленным Python’ом (например, C:\Python33\ ), открыть директорию Tools , потом — Scripts и запустить двойным кликом файл win_add2path.py .
И редактор кода¶
Хороший редактор кода помогает читать и писать программы. Их много, а каждый программист выбирает подходящий для себя так же, как теннисист выбирает ракетку, а шеф-повар — нож. Начинающим больше подойдут несложные, незапутанные, но помогающие в работе, редакторы, например:
Sublime Text: простой, но проприетарный редактор, поддерживающий Windows, Mac и GNU/Linux. Сочетание клавиш Ctl+B запускает открытый файл.
Geany: простой в обращении и не перегруженный функциями редактор, работающий на Windows и GNU/Linux.
TextMate: один из самых известных редакторов кода для Mac’ов, изначально бывший коммерческим продуктом, но позже ставший свободным и бесплатным.
Gedit и Kate: если ты используешь GNU/Linux с Gnome или KDE соответственно, то один из них должен быть предустановлен!
Komodo Edit: неплохой свободный редактор под Mac, Windows и GNU/Linux, основанный на более мощной Komodo IDE.
Если ты хочешь последовать нашим рекомендациям, для начала попробуй Sublime Text.
Wordpad, TextEdit, Notepad и Word – неподходящие текстовые редакторы.
Всё же, что такое Python?¶
Python — это вещь, называемая языком программирования. Она принимает текст (обычно называемый кодом), который ты написал, переводит его в инструкции для компьютера, которые затем исполняет. Мы будем учиться писать код, чтобы делать клёвые и полезные вещи. Отныне вы не обязаны использовать чужие программы, чтобы выполнять работу на компьютере!
В действительности, Python – всего лишь ещё одна программа на твоём компьютере. Для начала нужно узнать, как использовать и взаимодействовать с ним. Существует много способов научиться этому, первый из которых – работать и интерпретатором Python, используя консоль операционной системы (ОС).
Консоль (“терминал”, “командная строка”) – это текстовый (в отличие от так называемых “окружений рабочего стола” (Desktop Environment, DE), работающих в связке с мышью) интерфейс для работы с ОС.
Открываем консоль в Mac OS X¶
Стандартная консоль OS X зовётся Терминалом, который можно найти с помощью поиска (правый верхний угол) по системе или в разделе Приложения -> Утилиты .
Командная строка Terminal — это инструмент для “общения” с компьютером. Открывшееся окно должно содержать сообщение-подсказку, что-то вроде этого:
Открываем консоль в GNU/Linux¶
В дистрибутивах GNU/Linux (Ubuntu, Fedora, Mint и т.д.) обычно уже установлены разные программы-консоли, обычно называемые терминалами. То, какой терминал установлен, зависит от используемого дистрибутива. Например, в Ubuntu это Gnome Terminal. После запуска появляется приглашение вроде этого:
Открываем консоль в Windows¶
В WIndows консоль называется командной строкой ( cmd). Самый простой способ запустить её — нажать Windows+R ( Windows — это клавиша с соответствующим логотипом), в открывшемся окне ввести cmd и нажать Enter (или кликнуть по кнопке Ok ); также можно найти её в меню Пуск . Выглядеть командная строка должна примерно так:
Командная строка Windows намного менее функциональна, чем её аналоги из GNU/Linux и OS X, потому лучше запускать интерпретатор Python’а (см. ниже) напрямую или с помощью программы IDLE, которая поставляется с Python’ом (найти её можно в меню “Пуск”).
Использование Python¶
Python-программа, установленная по умолчанию, называется интерпретатором. Интепретатор принимает команды и выполняет их после ввода. Очень удобно для тестирования чего-либо.
Чтобы запустить интерпретатор, просто введи python и нажми Enter.
Чтобы узнать, какая версия Python запущена, используй python -V
Взаимодействие с Python’ом¶
Когда Python запустится, ты увидишь что-то вроде этого:
>>> в последней строке означает, что сейчас мы находимся в интерактивном интерпретаторе Python, также называемом “Оболочкой Python (Python shell)”. Это не то же самое, и что обычная командная строка!
Теперь ты можешь ввести немного Python-кода. Попробуй:
Нажми и посмотри, что произошло. После вывода результата Python вернёт тебя обратно в интерактивную оболочку, в которой мы можем ввести какую-нибудь другую команду:
Очень полезна команда help() , которая поможет тебе изучить досконально изучить Python, не выходя из интерпретатора. Нажми q , чтобы закрыть окно со справкой и вернуться в командную строку Python.
Чтобы выйти из интерактивной оболочки, нажми Ctrl-Z и затем Enter , если используешь Windows, и Ctrl-D , если используешь GNU/Linux или OS X. Этого же можно добиться вводом Python-команды exit() .
Запуск файлов с Python-кодом¶
Когда Python-кода становится слишком много, лучше записывать его в файлы. Это, например, позволит тебе редактировать отдельные части кода (исправлять ошибки) и тут же запускать их без необходимости перепечатывать текст. Просто сохрани код в файл, и передай его имя python‘у. Записанный в файл исходный код будет выполнен без запуска интерактивного интерпретатора.
Давай попробуем сделать это. С помощью своего любимого текстового редактора создай файл hello.py в текущей директории и запиши в него программу команду, выводящую фразу “Hello world”, из примера выше. На GNU/Linux или OS X также можно выполнить команду touch hello.py , чтобы создать пустой файл для последующего редактирования. Выполнить сохранённую в файле программу проще простого:
Для начала убедись, что ты находишься в командной строке (на конце строк должны находиться символы $ или > , а не >>> , как в интерактивной оболочке Python).
В Windows нужно два раза кликнуть на пиктограмму файла, чтобы запустить его.
Когда ты нажмешь в консоли, наш файл выполнится и результат его работы будет выведен на экран. В этот момент интерпретатор Python выполнит все инструкции, находящиеся в скрипте и вернет управление командной строке, а не интерактивной оболчке Python.
Теперь всё готово, и мы можем приступить к черепашке!
Вместо ожидаемого “Hello world” ты получил какие-то странные ошибки “can’t open file” или “No such file or directory”? Скорее всего, что ты работаешь не в той директории где сохранен твой Pyhton-скрипт. С помощью командной строки легко сменить текущий активный каталог, используя команду cd, что означает “change directory” (сменить каталог). В Windows эта команда может выглядеть так:
В Linux или OS X:
С помощью этой команды мы перейдем в папку Python_Exercises, которая находиться в папке Desktop (конечно же, на твоем компьютере названия папок будут отличаться). Если ты не знаешь путь к каталогу, где ты сохранил свой файл, попробуй просто перетащить папку в окно консоли. А если ты не знаешь в какой папке ты сейчас находишься в консоли — воспользуйся командой pwd, которая означает “print working directory” (показать активную директорию).
Эксперементируя с черепашкой, не называй рабочий файл turtle.py — лучше выбрать более подходящие имена, такие как square.py или rectangle.py , иначе при обращении к turtle Python будет использовать твой файл вместо turtle из стандартной библиотеки.
© Авторские права 2012–2014, OpenTechSchool and contributors.
Создано с помощью Sphinx 1.3.1.
Источник
4. Использование Python на Macintosh¶
Python на Macintosh под управлением Mac OS X в принципе очень похож на Python на любой другой платформе Unix, но есть ряд дополнительных функций, таких как IDE и диспетчер пакетов, на которые стоит обратить внимание.
4.1. Получение и установка MacPython¶
Mac OS X 10.8 поставляется с Python 2.7, предустановленным Apple. Если нужно, вы можете установить самую последнюю версию Python 3 с веб-сайта Python. Здесь доступна текущая «универсальная двоичная» сборка Python, которая изначально работает на новом процессоре Intel и устаревших процессорах PPC Mac.
После установки вы получите несколько вещей:
- Папка Python 3.8 в папке Applications . Здесь вы найдете IDLE, среду разработки, которая является стандартной частью официальных дистрибутивов Python; и PythonLauncher, который обрабатывает скрипты Python двойным щелчком из Finder.
- Фреймворк /Library/Frameworks/Python.framework , который включает исполняемый файл Python и библиотеки. Установщик добавляет это местоположение в путь к вашей оболочке. Чтобы удалить MacPython, вы можете просто удалить эти три вещи. Символьная ссылка на исполняемый файл Python находится в /usr/local/bin/.
Предоставленная Apple сборка Python установлена в /System/Library/Frameworks/Python.framework и /usr/bin/python соответственно. Вы никогда не должны изменять или удалять их, поскольку они контролируются Apple и используются программным обеспечением Apple или сторонними производителями. Помните, что если вы решите установить более новую версию Python с официального сайта, у вас будут две разные, но функциональные установки Python на вашем компьютере, поэтому важно, чтобы ваши пути и способы использования соответствовали тому, что вам нужно.
IDLE включает меню справки, которое позволяет получить доступ к документации Python. Если вы новичок в Python, вам следует начать читать введение в этот документ.
Если вы знакомы с Python на других платформах Unix, вам следует прочитать раздел о запуске сценариев Python из оболочки Unix.
4.1.1. Как запустить Python скрипт¶
Лучший способ начать работу с Python в Mac OS X — использовать интегрированную среду разработки IDLE, см. раздел IDE и использовать меню «Help» во время работы IDE.
Если вы хотите запускать скрипты Python из командной строки окна терминала или из Finder, вам сначала понадобится редактор для создания вашего скрипта. Mac OS X поставляется с рядом стандартных редакторов командной строки Unix, среди которых vim и emacs. Если вам нужен редактор, более похожий на Mac, BBEdit или TextWrangler от Bare Bones Software — хороший выбор, как и TextMate. Другие редакторы включают Gvim и Aquamacs.
Чтобы запустить сценарий из окна терминала, вы должны убедиться, что /usr/local/bin находится в пути поиска вашей оболочки.
Чтобы запустить сценарий из Finder, у вас есть два варианта:
- Перетащите его на PythonLauncher
- Выберите PythonLauncher в качестве приложения по умолчанию, чтобы открыть ваш скрипт (или любой другой скрипт .py) через информационное окно Finder, и дважды щелкните его. У PythonLauncher есть различные настройки для управления запуском вашего скрипта. Опциональное перетаскивание позволяет вам изменить их для одного вызова или использовать его меню Preferences, чтобы изменить вещи глобально.
4.1.2. Запуск скриптов с графическим интерфейсом¶
В более старых версиях Python есть одна особенность Mac OS X, о которой вам нужно знать: программы, которые взаимодействуют с оконным менеджером Aqua (другими словами, всё, что имеет графический интерфейс), должны запускаться особым образом. Для запуска таких сценариев используйте pythonw вместо python.
С Python 3.8 вы можете использовать python или pythonw.
4.1.3. Конфигурация¶
Python в OS X учитывает все стандартные переменные среды Unix, такие как PYTHONPATH , но установка этих переменных для программ, запускаемых из Finder, нестандартна, поскольку Finder не считывает ваши .profile или .cshrc при запуске. Вам необходимо создать файл
/.MacOSX/environment.plist . Подробности см. в техническом документе Apple QA1067.
Дополнительные сведения об установке пакетов Python в MacPython см. в разделе Установка дополнительных пакетов Python .
4.2. IDE¶
MacPython поставляется со стандартной средой разработки IDLE. Хорошее введение в использование IDLE можно найти на ресурсе.
4.3. Установка дополнительных пакетов Python¶
Есть несколько способов установить дополнительные пакеты Python:
- Пакеты могут быть установлены через стандартный режим Python distutils ( python setup.py install ).
- Многие пакеты также можно установить через расширение setuptools или обёртку pip.
4.4. Программирование графического интерфейса пользователя на Mac¶
Существует несколько вариантов создания приложений с графическим интерфейсом пользователя на Mac с помощью Python.
PyObjC — это привязка Python к платформе Apple Objective-C/Cocoa, которая является основой большинства современных разработок для Mac. Информация о PyObjC доступна по адресу https://pypi.org/project/pyobjc/.
Стандартный набор инструментов Python GUI — tkinter , основан на кроссплатформенном наборе инструментов Tk (https://www.tcl.tk). Версия Tk для Aqua поставляется в комплекте с OS X от Apple, а последнюю версию можно загрузить и установить с https://www.activestate.com; его также можно собрать из исходников.
wxPython — ещё один популярный кроссплатформенный набор инструментов для графического интерфейса, который изначально работает в Mac OS X. Пакеты и документация доступны по адресу https://www.wxpython.org.
PyQt — ещё один популярный кроссплатформенный набор инструментов для графических интерфейсов, который изначально работает в Mac OS X. Дополнительную информацию можно найти на https://riverbankcomputing.com/software/pyqt/intro.
4.5. Распространение приложений Python на Mac¶
Стандартный инструмент для развертывания автономных приложений Python на Mac — py2app. Дополнительную информацию об установке и использовании py2app можно найти на сайте.
4.6. Другие источники¶
Список рассылки MacPython — отличный ресурс поддержки для пользователей Python и разработчиков на Mac.
Источник
5. Using Python on a MacВ¶
Python on a Mac running macOS is in principle very similar to Python on any other Unix platform, but there are a number of additional features such as the IDE and the Package Manager that are worth pointing out.
5.1. Getting and Installing MacPythonВ¶
macOS since version 10.8 comes with Python 2.7 pre-installed by Apple. If you wish, you are invited to install the most recent version of Python 3 from the Python website (https://www.python.org). A current “universal binary” build of Python, which runs natively on the Mac’s new Intel and legacy PPC CPU’s, is available there.
What you get after installing is a number of things:
A Python 3.9 folder in your Applications folder. In here you find IDLE, the development environment that is a standard part of official Python distributions; and PythonLauncher, which handles double-clicking Python scripts from the Finder.
A framework /Library/Frameworks/Python.framework , which includes the Python executable and libraries. The installer adds this location to your shell path. To uninstall MacPython, you can simply remove these three things. A symlink to the Python executable is placed in /usr/local/bin/.
The Apple-provided build of Python is installed in /System/Library/Frameworks/Python.framework and /usr/bin/python , respectively. You should never modify or delete these, as they are Apple-controlled and are used by Apple- or third-party software. Remember that if you choose to install a newer Python version from python.org, you will have two different but functional Python installations on your computer, so it will be important that your paths and usages are consistent with what you want to do.
IDLE includes a help menu that allows you to access Python documentation. If you are completely new to Python you should start reading the tutorial introduction in that document.
If you are familiar with Python on other Unix platforms you should read the section on running Python scripts from the Unix shell.
5.1.1. How to run a Python scriptВ¶
Your best way to get started with Python on macOS is through the IDLE integrated development environment, see section The IDE and use the Help menu when the IDE is running.
If you want to run Python scripts from the Terminal window command line or from the Finder you first need an editor to create your script. macOS comes with a number of standard Unix command line editors, vim and emacs among them. If you want a more Mac-like editor, BBEdit or TextWrangler from Bare Bones Software (see http://www.barebones.com/products/bbedit/index.html) are good choices, as is TextMate (see https://macromates.com/). Other editors include Gvim (http://macvim-dev.github.io/macvim/) and Aquamacs (http://aquamacs.org/).
To run your script from the Terminal window you must make sure that /usr/local/bin is in your shell search path.
To run your script from the Finder you have two options:
Drag it to PythonLauncher
Select PythonLauncher as the default application to open your script (or any .py script) through the finder Info window and double-click it. PythonLauncher has various preferences to control how your script is launched. Option-dragging allows you to change these for one invocation, or use its Preferences menu to change things globally.
5.1.2. Running scripts with a GUIВ¶
With older versions of Python, there is one macOS quirk that you need to be aware of: programs that talk to the Aqua window manager (in other words, anything that has a GUI) need to be run in a special way. Use pythonw instead of python to start such scripts.
With Python 3.9, you can use either python or pythonw.
5.1.3. ConfigurationВ¶
Python on macOS honors all standard Unix environment variables such as PYTHONPATH , but setting these variables for programs started from the Finder is non-standard as the Finder does not read your .profile or .cshrc at startup. You need to create a file
/.MacOSX/environment.plist . See Apple’s Technical Document QA1067 for details.
For more information on installation Python packages in MacPython, see section Installing Additional Python Packages .
5.2. The IDEВ¶
MacPython ships with the standard IDLE development environment. A good introduction to using IDLE can be found at http://www.hashcollision.org/hkn/python/idle_intro/index.html.
5.3. Installing Additional Python PackagesВ¶
There are several methods to install additional Python packages:
Packages can be installed via the standard Python distutils mode ( python setup.py install ).
Many packages can also be installed via the setuptools extension or pip wrapper, see https://pip.pypa.io/.
5.4. GUI Programming on the MacВ¶
There are several options for building GUI applications on the Mac with Python.
PyObjC is a Python binding to Apple’s Objective-C/Cocoa framework, which is the foundation of most modern Mac development. Information on PyObjC is available from https://pypi.org/project/pyobjc/.
The standard Python GUI toolkit is tkinter , based on the cross-platform Tk toolkit (https://www.tcl.tk). An Aqua-native version of Tk is bundled with OS X by Apple, and the latest version can be downloaded and installed from https://www.activestate.com; it can also be built from source.
wxPython is another popular cross-platform GUI toolkit that runs natively on macOS. Packages and documentation are available from https://www.wxpython.org.
PyQt is another popular cross-platform GUI toolkit that runs natively on macOS. More information can be found at https://riverbankcomputing.com/software/pyqt/intro.
5.5. Distributing Python Applications on the MacВ¶
The standard tool for deploying standalone Python applications on the Mac is py2app. More information on installing and using py2app can be found at http://undefined.org/python/#py2app.
5.6. Other ResourcesВ¶
The MacPython mailing list is an excellent support resource for Python users and developers on the Mac:
Another useful resource is the MacPython wiki:
Источник