Modifying the linux kernel

Linux kernel development для самых маленьких

Любой программист знает, что теоретически он может внести свой посильный вклад в развитие Linux ядра. С другой стороны, подавляющее большинство уверено, что занимаются этим исключительно небожители, а процесс контрибьюта в ядро настолько сложен и запутан, что обычному человеку разобраться в нём нет никакой возможности. А значит, и надобности.
Сегодня мы попробуем развеять эту легенду и покажем, как абсолютно любой инженер при наличии достойной идеи, воплощённой в коде, может предложить ее на рассмотрение Linux community для включения в ядро.

0. Подготовка

Как и перед любой инженерной операцией, всё начинается с подготовки своего рабочего места. И первейшее здесь действие — это завести себе аккаунт с адекватным именем. В идеальном мире это будет просто транскрипция имени и фамилии. Если за учётку вроде MamkinC0d$r или Developer31337 в других местах пальцем в вас тыкать не будут, то правила LKC (Linux kernel community) такое прямо запрещают — инкогнито контрибьютить в ядро не принято.

Далее вам понадобится место на локальной машине. Сама папка Linux со скачанными исходниками весит чуть меньше 3-х гигов. Но если ядро пробовать собирать, то вместе с модулями займёт все 30 GB.

Захотелось собрать несколько веток? Умножаем 30 на число веток.
И помним — скорость сборки прямо связана с количеством доступных ядер! Больше ядер — быстрее соберётся. Так что не стесняйтесь выделять под это самую мощную машину.

1. Mail

Самый спорный и поэтому регулярно вызывающий споры момент — это канал коммуникации с LKC. Он безальтернативно один. Почта. Причём сообщения отправляются по классике через smtp.

Вокруг необходимости делать всё через плейнтекст в почте есть масса споров. Недавно в сети была очередная громкая статья на эту тему. Суть материала: письма — это, конечно, здорово, но пихать туда всё, включая куски кода — это вам (т.е. LKC) популярности не добавляет и даже наоборот, отпугивает новичков. С одной стороны вроде и да, если ты не можешь спокойно и структурировано изложить свои мысли в голом тексте, то в низкоуровневой разработке ловить будет особо нечего. С другой стороны, слать в письмах сорсы патчей — это даже архаизмом назвать уже сложно.

Но, как принято в уютном мирке ядра, Линус хлопнул кулаком по столу — и все пишут письма. Возможно, буквально завтра это изменится, но на момент выхода статьи это письма и только письма.

Какой email-client выбрать — есть рекомендации. Самым рекомендуемым почтовым агентом для LKC остаётся mutt. Да, тот самый текстовый почтовый клиент, от которого сводит олдскулы. Для начала mutt нужно поставить (я думаю, со своим пакетным менеджером вы и сами справитесь), а потом задать параметры в файле

Но почты недостаточно. Без Git никуда.

2. Git

Прежде чем что-то делать с исходниками ядра, нужно настроить Git. Можно конфигурировать файлы напрямую, но есть упрощающая жизнь утилита git config, через которую можно регулировать все аспекты работы Git’a.

Внутри есть три уровня настроек: общие для всех пользователей системы и для всех репозиториев (git config —system), общие для всех репозиториев конкретного пользователя (git config —global), отдельные для каждого репозитория (git config —local).

Глобальные настройки хранятся в /etc/gitconfig, настройки пользователя в

/.config/git/config, а настройки отдельных репозиториев хранятся в файле config в каталоге .git/config.

В общем случае будет достаточно законфигурировать файл для пользователя

/.gitconfig . Основная идея: при отправке коммитов должно отображаться ваше корректное имя.

Примечательно, что параметр sslVerify = true препятствует работе с Git напрямую через git://git.kernel.org и форсит доступ только через https://git.kernel.org . Так, наверное, секьюрнее, хотя какого-то смысла я в этом не вижу. Но, может, чего-то не знаю?

signOff обязателен, чтоб в коммитах была информация об авторе. По идее, надо бы, чтобы коммиты подписывались. Была тут недавно статья на эту тему.

Отправка патча выполняется командой git send-email. У git send-email есть несколько параметров с участием smtp, которые можно (и нужно) переопределить.

Полезный параметр —smtp-debug=1. Осуществляет логирование SMTP запросов и ответов, что помогает при разборе проблем с настройками почты. Например, я столкнулся с тем, что почтовый сервер, на котором есть у меня почтовый ящик, не поддерживает TLS. Возможны проблемы с аутентификацией, а сообщения об ошибке git send-email выдаёт не особо разнообразные и адекватные.

Можно задавать пароль к почте через параметр —smtp-pass=p4ssw0rd или вообще захардкорить в конфиге, но это это для тех, кому терять нечего. Но если каждый раз вводить пароль лень, то есть некий хак: если username был задан (через —smtp-user или sendmail.smtpUser), а пароль не указан, тогда пароль получается через git-credential.

Читайте также:  Драйвера для принтера pantum m6500 series для windows 10

Итак, окно в большой мир прорубили. Можно переходить к воплощению своей грандиозной идеи в коде.

3. Coding

Итак, мы готовы сделать первый шаг непосредственно в разработке — склонировать к себе репозиторий. Советую делать это сразу с указанием ветки, которая будет создана. Также отмечу, что работать лучше не над текущим состоянием в master, а над стабильной версией или кандидатом на релиз. Так вы будете более уверены, что ядро соберётся и будет как-то работать, не вызовет неожиданных конфликтов из-за изменений в других подсистемах. Поэтому всегда внимательно смотрите тэги.

И — опять же — имя своей ветке постарайтесь дать чёткое и лаконичное. В идеальном мире оно даже может отображать суть вносимых изменений. Если вы исправляете известный баг, то хорошим тоном считается включить в название ветки номер issue.

Операция довольно долгая, так что смело можно идти за кофе или на обед. А если попробовать ускорить процесс, отказавшись от истории, то работать с «этим» будет невозможно.

Итак, мы получили ветку, в которой можно начинать свою разработку. Здесь всё очевидно: пишем код, собираем, тестируем, исправляем баги — и так до получения нужного результата. О том, как собирать ядро и проводить отладку, информации в сети море, так что подробно описывать весь процесс я не буду. Лишь вкратце пробежимся по нему чуть позже. Единственный нюанс, который добавлю от себя прямо сейчас: перед сборкой проверьте наличие всех необходимых программ из этого списка и их минимальные версии.

Если бродить вслепую по гуглу не хочется, то вся максимально полезная информация по ядру сконцентрирована тут. Прочитать стоит действительно всё. Особенно правильно будет начать с How To о том, как правильно коммуницировать. Потому что мейнтейнеры, как правило, люди весьма занятые, и вникать в невнятно составленные письма им никакого интереса. Да и вам будет обидно, если из-за плохого описание ваше детище не примут в апстрим.

И вот свой небольшой и эффективный код вы написали, отладили, всё протестировали и готовы отправлять на рассмотрение. Но не спешите этого делать. Для начала обязательно проверьтесь на code style. В этом вам поможет ./script/checkpatch.pl . Для этого сделаем патч и отправим его на проверку.

После того, как пройдёт первое удивление и вы доустановите необходимые компоненты для python2 типа ply и git (который у меня так и не установился), наступит чудесное время исправления ошибок и ворнингов. По результатам которых вы а) поймёте, что красивый код писать вы не умеете б) потеряете всякое желание что-то куда-то отправлять. Ведь даже если отбросить все шутки, ещё можно как-то смириться с тем, что длина строк ограничена 100 символами (это начиная с версии 5.7, раньше так было вообще 80). Но вот такие места оставляют неизгладимое впечатление:

Для .h файлов строка с информацией о лицензии должна быть в ремарках / * */, а для *.c файлов должна быть в ремарках //. Такое запросто выбьет кого угодно из душевного равновесия. Вопрос: «Зачем?!» до сих пор болтается в моей голове, хотя есть вера в то, что это не просто ошибка в скриптах.

Кстати, чтобы просто проверить один файл достаточно вызвать

Можно прикрутить этот вызов к git, чтобы автоматически запускался этот скрипт при попытке что-то зачекинить.

Ещё важное замечание: clang-format добрался и до ядра Linux. Файл .clang-format расположился в корне ядра в кучке с другими конфигами. Но я не советую добавлять его в хук для git. Лучше всего корректно настроить среду разработки и запомнить code style. Лично мне не понравилось как он делает переносы длинных строк. Если вдруг строка оказалась длиннее допустимой, то скорее всего функция, в которой эта строка расположилась, является кандидатом на рефакторинг, и лучше его не откладывать. С другой стороны, если у вас много уже готового кода который нужно адаптировать для ядра — clang-format может сильно облегчить вам задачу.

4. Kernel build

Несмотря на то, что процесс описан в других статьях тут и тут, я все же повторюсь.

По шагам процесс сборки ядра довольно прост, если не вдаваться в детали. Для начала ставим необходимые пакеты (использовался Debian 10):

Это без компилятора и обычного для С/С++ разработчика набора программ.
Запускаем конфигурацию:

Тут есть интересный аспект: в качестве шаблона будет браться config ядра от вашего боевого ядра, которое, скорее всего, подготовлено дистрибьютером. Для Debian 10 сборка проходит успешно, если в конфиге потереть информацию о встраиваемых в ядро сертификатах.

Перед попыткой собрать проверьте, что нужные программы уже установлены. Список тут. Чтобы собрать само ядро:

Этого достаточно для проверки собираемости, но недостаточно для запуска ядра в системе, так как без модулей ядро на реальной системе практически беспомощно.

Читайте также:  Андертейл курсор для windows

Если какой-то модуль не собирается, просто вырубите его в ближайшем Makefile-е (если 100% уверены, что не пытались в нём что-то улучшить). Наверняка он вам не пригодится, и тратить время на исправления смысла нет.

Теперь можно деплоить то, что получилось, на эту же систему.

Хотя, конечно, экспериментировать с ядром на той же машине, где ведётся разработка — дело рискованное.

Поэтому как минимум нужно снять снапшот, сделать резервную копию или лучше вообще выполнять отладку на другой (лучше виртуальной) машине. Но как это делать, я пока не разбирался. Если у кого есть такой опыт — пишите в комменты, добавлю в статью.

На моей системе загрузчик после установки ядра автоматически обновился. Если у вас этого не произошло, то это делается это на Debian-подобных системах командой:

Update: Как верно заметил gavk, ядро давно уже умеет собирать пакеты, причём как для deb, так и для rpm.
Команда

выводит весь ассортимент. Так что команда

должна собрать пакет с ядром.

5. Patches

Вот теперь мы действительно подготовили код для отправки. Лучше всего, чтобы это был единственный коммит. Так проще делать ревью и так быстрее вам ответят. Всё проверив, наконец-то делаем коммит.

Ещё можно комментарии к коммиту дополнить в человеческом текстовом редакторе.

И теперь его можно оформить в виде того самого письма. Правила хорошего тона, или best practice, если угодно — это 75 символов на строку.

В результате получите два файла. В первом 000-cover-letter.patch нужно указать заголовок письма «Subject» и основное описание патча. В описании патча пишем, для чего он создавался, кому он сделает жизнь на нашей планете лучше и каким образом. Только не словоблудим про космические корабли в Большом театре, а пишем лаконично и по делу. И не в коем случае не пишите корпоративную лабуду а-ля «Без этого патча мой бизнес встанет, меня уволят, а дети мои умрут от голода». Нет, строго по существу: «Увидел вот такую проблему вот тут, починить решил вот таким образом, исходники патча прилагаю». Всё, вы восхитительны! А если не превысили 75 символов на строку, то восхитительны в квадрате.

А ещё один волшебный скриптик ./scripts/getmaintainers.pl

позволит узнать, кому письмо отправлять.

И вот он, момент отправления письма, ради которого всё и затевалось:

Дальше остаётся только сидеть и ждать ответного письма, где вам скорее всего скажут, что всё здорово, но надо ещё сделать вот это и поправить вот здесь. Возможно, придётся доказывать, что ваш функционал действительно новый и не создаёт дублирования. Хотя могут и сразу всё принять, сказав большое спасибо (шутка :-).

После того, как ваш патч был принят, крайне желательно удалить свою ветку.

6. Debuging

И чуть-чуть про отладку. Бонус «на сладкое» для начинающих разработчиков ядра, так сказать.

Как правило, при ошибке вы получаете лог с calltrace-ом. Там указываются имена функций и смещения. Примерно вот так:

Так вот, чтобы понять, в каком месте функции произошла ошибка, достаточно запустить дебагер с подгруженным в него модулем:

Важно, чтобы в модуле сохранились символы (stripped модуль вам тут не поможет).

Выполнив команду list

вы увидите строку кода, приведшую к ошибке. В случае передачи управления по неверному адресу, вы увидите следующую за ошибкой строку.

И на этом позвольте откланяться.

Буду рад вопросам и замечаниям в комментариях.

Источник

Modifying the linux kernel

Modifying the configuration
Prev Chapter 5. Configuring and Building Next

Modifying the configuration

Now that we have a basic configuration file created, it should be modified to support the hardware you have present in the system. For details on how to find out which configuration options you need to select to achieve this, please see Chapter 8, Customizing a Kernel . Here we will show you how to select the options you wish to change.

There are three different interactive kernel configuration tools: a terminal-based one called menuconfig, a GTK+-based graphical one called gconfig, and a QT-based graphical one called xconfig.

Console configuration method

The menuconfig way of configuring a kernel is a console-based program that offers a way to move around the kernel configuration using the arrow keys on the keyboard. To start up this configuration mode, enter:

You will be shown a screen much like Figure 5.1, “Initial menuconfig screen”.

Figure 5.1. Initial menuconfig screen

The instructions for navigating through the program, and the meanings of the different characters, are shown at the top of the screen. The rest of the screen containing the different kernel configuration options.

The kernel configuration is divided up into sections. Each section contains options that correspond to a specific topic. Within those sections can be sub-sections for various specialized topics. As an example, all kernel device drivers can be found under the main menu option Device Drivers. To enter that menu, move the arrow key down nine times until the line Device Drivers —> is highlighted, as shown in Figure 5.2, “Device Drivers option selected”.

Figure 5.2. Device Drivers option selected

Then press the Enter key. It will move you into the Device Drivers submenu and show it as illustrated in Figure 5.3, “Device Drivers submenu”.

Figure 5.3. Device Drivers submenu

You can continue to move down through the menu hierarchy the same way. To see the Generic Driver Options submenu, press Enter again, and you will see the three options shown in Figure 5.4, “Generic Driver Options submenu”.

Figure 5.4. Generic Driver Options submenu

The first two options have a [*] mark by them. That means that this option is selected (by virtue of the * being in the middle of the [ ] characters), and that this option is a yes-or-no option. The third option has a marking, showing that this option can be built into the kernel ( Y), built as a module ( M), or left out altogether ( N).

If the option is selected with Y, the angle brackets will contian a * character. If it is selected as a module with a M, they will contain an M character. If it is disabled with N, they will show only a blank space.

So, if we wish to change these three options to select only drivers that do not need external firmware at compile time, disable the option to prevent firmware from being built, and build the userspace firmware loader as a module, we would press Y for the first option, N for the second option, and M for the third, making the screen look like Figure 5.5, “Generic Driver Options submenu changed”.

Figure 5.5. Generic Driver Options submenu changed

After you are done with your changes to this screen, press either the Escape key or the right arrow followed by the Enter key to leave this submenu. All of the different kernel options can be explored in this manner.

When you are finished making all of the changes you wish to make to the kernel configuration, exit the program by pressing the Escape key on the main menu. You will be shown the screen in Figure 5.6, “Saving kernel options”, asking whether you wish to save your changed kernel configuration.

Figure 5.6. Saving kernel options

Press Enter to save the configuration, or if you wish to discard any changes made, press the right arrow to move to the selection and then press Enter.

Graphical configuration methods

The gconfig and xconfig methods of configuring a kernel use a graphical program to allow you to modify the kernel configuration. The two methods are almost identical, the only difference being the different graphical toolkit with which they are written. gconfig is written using the GTK+ toolkit and has a two-pane screen looking like Figure 5.7, “make gconfig screen”.

Figure 5.7. make gconfig screen

The xconfig method is written using the QT toolkit and has a three-pane screen looking like Figure 5.8, “make xconfig screen”.

Figure 5.8. make xconfig screen

Use the mouse to navigate the submenus and select options. For instance, you can use it in Figure 5.8, “make xconfig screen” to select the Generic Driver Options submenu of the Device Drivers menu. This will change the xconfig screen to look like Figure 5.9, “make xconfig Generic Driver Options”.

Figure 5.9. make xconfig Generic Driver Options

Figure 5.10. make gconfig Generic Driver Options

Changing this submenu to disable the second option and make the third option be built as a module causes the screens to look like Figure 5.11, “make xconfig Generic Driver Options changed” and Figure 5.12, “make gconfig Generic Driver Options changed”.

Figure 5.11. make xconfig Generic Driver Options changed

Figure 5.12. make gconfig Generic Driver Options changed

Please note that in the gconfig method, a checked box signifies that the option will be built into the kernel, whereas a line though the box means the option will be built as a module. In the xconfig method, an option built as a module will be shown with a dot in the box.

Both of these methods will prompt you to save your changed configuration when exiting the program, and offer the option to write that configuration out to a different file. In that way you can create multiple, differing configurations.

Источник

Читайте также:  Eclipse manjaro linux установка
Оцените статью