- Руководство по Ubuntu для новичков
- Установка ubuntu-restricted-extras
- Установка кодеков в дистрибутиве Ubuntu 20.04
- Установка кодеков в Ubuntu – Xubuntu
- Установка кодеков в Kubuntu
- Установка кодеков в Lubuntu
- Заключение
- LXF144:codecs
- Материал из Linuxformat.
- Содержание
- Медиа-станция Linux: Для всего!
- Как все устроено
- Поддержка кодеков в Linux
- GSTREAMER
- Mplayer
- Как все это установить?
- Боремся с узкими местами
- Конвертация
- 1 Конвертация музыкального файла через контекстное меню файлового менеджера
- 2 Конвертация музыкальных файлов через специальное приложение с графическим интерфейсом
- 3 Конвертация любого медиа-файла средствами командной строки
- 4 Захват трансляции в виде локального файла
- Правильные звук и видео
Руководство по Ubuntu для новичков
К сожалению 1) , в Ubuntu по умолчанию не входят библиотеки поддержки многих популярных форматов мультимедиа-файлов, а так же некоторые другие нужные программы, например, flash-плагин для интернет-браузера и набор шрифтов Microsoft. Поэтому всё это необходимо ставить дополнительно из репозиториев.
Вообще говоря, если вы попытаетесь открыть в Ubuntu какой-нибудь файл, для которого кодеки не установлены, то система сама предложит вам скачать нужные компоненты из интернета. Однако есть гораздо более удобный способ, который позволяет поставить всё необходимое разом и сразу забыть об этой проблеме.
Для удобства пользователя все необходимые дополнительные компоненты объединены в один метапакет 2) , который называется ubuntu-restricted-extras . Я уже подробно рассказывал, как устанавливать пакеты, однако на всякий случай в данном конкретном случае повторюсь.
Установка ubuntu-restricted-extras
Всё крайне просто. Зайдите в Центр приложений Ubuntu, наберите в строке поиска слово ubuntu и в одной из верхних строчек вы увидите нужную вам программу:
Выберите её, нажмите на появившуюся рядом с названием стрелочку, и в открывшейся вкладке нажмите на кнопку установить:
У вас спросят ваш пароль администратора, после чего начнётся установка. В середине установки у вас могут попросить согласиться с лицензией, поскольку ubuntu-restricted-extras содержит защищённые лицензией проприетарные 3) компоненты, например, flash-плагин от Adobe. На этом трудности заканчиваются, после завершения установки в вашей системе будут все необходимые кодеки и компоненты для проигрывания практически всех существующих форматов аудио и видеофайлов.
Как всегда, всё то же самое можно сделать с помощью терминала всего одной командой:
С кодеками разобрались, остались драйвера, но об этом в следующей статье:
Источник
Установка кодеков в дистрибутиве Ubuntu 20.04
Когда вы только что установили свежий выпуск дистрибутива Ubuntu, настроили, установили при необходимости драйвера, и решили посмотреть какое нибудь видео. В этот момент возможно, вы сталкнетесь с тем, что видео попросту не запустится, или как вариант, не будет звука. То же самое касается и некоторых аудио форматов. Это связано с тем, что по умолчанию в дистрибутиве не установлены необходимые кодеки. Так как некоторые из них могут быть проприетарные, в результате чего они и могут отсутствовать в системе. В данной статье мы разберемся как установить данные кодеки в Ubuntu и ее производных, таких как Kubuntu, Xubuntu и Lubuntu.
Установка кодеков в Ubuntu – Xubuntu
И так, начнем мы с главного дистрибутива – Ubuntu, не будем затягивать и сразу же для установки кодеков переходим в терминал и выполняем команду:
При установки кодеков так же будут установлены шрифты, для их установки нажмите клавишу “tab”, а затем когда подсветиться кнопка “OK” нажмите “Enter”:
После чего появиться лицензионное соглашение, выберите кнопку “Да” для продолжения установки:
Установка кодеков в Kubuntu
Установка кодеков в производном дистрибутиве Kubuntu по сути своей похожа на предыдущую, с одной лишь разницей в начале команды. Не стану заострять внимания на этом, да и на самой установке, так как она практически не отличается, вводим команду:
Установка кодеков в Lubuntu
Установка кодеков в Lubuntu так же мало чем отличается от установки, разве что вначале команды стоит название самого дистрибутива “Lubuntu”. Соответственно, вводим команду:
Заключение
Как видите, установка кодеков довольно таки простое занятие, их не нужно искать в сети, все они имеются в репозиториях. После установки кодеков вы сможете просмативать видео и слушать музыку. А вот отсутствие данных кодеков может сказаться так же и на просмотре видео в интернете. Стоит отметить, что в некоторых дистрибутивах так же основанных на Ubuntu, эти кодеки уже имеются в системе, к примеру тот же Linux Mint.
А на этом сегодня все. Надеюсь данная статья будет вам полезна.
Журнал Cyber-X
Источник
LXF144:codecs
Материал из Linuxformat.
Linux как медиа-станция Cоздаем мощную универсальную среду – пусть всезаиграет
СодержаниеМедиа-станция Linux: Для всего!Linux как платформа для работы с мультимедиа уже давно выглядит более чем достойно, но так сложилось, что на форумах до сих пор с завидной регулярностью всплывают вопросы, которые, казалось бы, уже были решены. Суть проблемы обычно сводится к тому, что файл в определенном формате невозможно воcпроизвести, либо нужно конвертировать его в другой формат. При этом имеющиеся советы решают «точечные», единичные вопросы, в то время как глобально проблема остается. В этой статье я постараюсь рассказать, как сделать из Linux-машины мощную универсальную среду для проигрывания всего и вся, не превращая ее в домашний медиа-сервер. Наша цель – не задумываться о том, будет ли правильно играть видеоролик, даже если он закодирован в редком проприетарном формате. Дополнительно мы затронем вопросы конвертации файлов в другие форматы и выбора проигрывателя, а также некоторые вопросы настройки системы.
Как все устроеноПрежде чем мы перейдем к способам воспроизведения наших файлов, нужно убедиться, что они в принципе поддерживаются в системе. В Linux по умолчанию обычно поставляются свободные кодеки для аудио и видео, такие как Vorbis и Theora для контейнера Ogg. В реальной жизни это создает ряд неудобств, так как закодированного таким образом контента мало, а большинство фильмов и музыки распространяются в проприетарных форматах. Каких именно? Вот несколько популярных форматов:
Тут логично спросить: как соотносится расширение файла с форматом кодирования? Чтобы разложить разрозненные догадки по полочкам, необходимо понять разницу между кодеком и контейнером. Это в основном относится к видеоданным. Итак, контейнер – это стандарт распространения медиа-файлов, имеющий известные спецификации и допускающий использование различных кодеков для сжатия видео- и аудиоданных. Кодек – это сам алгоритм сжатия. Поскольку в видеофайлах аудио и видео представлены двумя отдельными потоками, каждый из которых может быть закодирован произвольным кодеком, то комбинаций из этих кодеков может быть очень много. Забегая вперед, отметим, что по этой причине нередки случаи, когда фильм играет без звука (либо, наоборот, звук есть, а картинки нет). В ряде случаев расширение файлов указывает на контейнер (чаще для фильмов), но иногда и на сам кодек, напрямую (чаще для музыки). Соответственно, полезно знать основные контейнеры:
Однако в Linux по большому счету все равно, какой контейнер используется, так как система «зрит в корень» и интересуется именно кодеками, которые используются в самом контейнере. Кодеков много, и перечислять все нет особого смысла, тем более что в окружающей действительности используются лишь некоторые из них – приведем наиболее популярные.
Поддержка кодеков в LinuxКак уже было сказано, в стандартную поставку Linux по лицензионным соображениям входят лишь открытые кодеки, такие как Ogg Vorbis. Однако в нашей стране (и не только) можно совершенно легально доустановить проприетарные кодеки для личного использования. Исторически в Linux имеется несколько проектов, обеспечивающих воспроизведение тех или иных мультимедиа-форматов. Их называют «движками», либо бэкендами [back-end], либо просто библиотеками. Данные движки всегда сопровождаются плейером-фронтендом [front-end], но в целом система взаимодействия очень прозрачная: различные программы-плейеры могут использовать разные движки, а те, в свою очередь, могут дублировать функции друг друга. Чтобы навести порядок в этом «зоопарке», выделим основных игроков: Это проект медиа-плейера, созданного вокруг библиотеки xine-lib. Xine использует библиотеки из других проектов (liba52, libmpeg2, FFmpeg, libmad, FAAD2 для файлов и libdvdcss для DVD). Форматы-контейнеры 3gp, AVI, ASF, FLV, Matroska, MOV (QuickTime), MP4, NUT, Ogg, OGM, RealMedia Видео-форматы и кодеки 3ivx, Cinepak, DivX, DV, H.263, H.264, HuffYUV, Indeo, MJPEG, MPEG-1, MPEG-2, MPEG-4, RealVideo, Sorenson, Theora, WMV, XviD Аудио-форматы и кодеки AAC, AC3, ALAC, AMR, FLAC, MP3, RealAudio, Shorten, Speex, Vorbis, WMA Среди плейеров, поддерживающих этот движок, имеются популярные Amarok, Kaffeine и gXine. GSTREAMERЭто не только библиотека, но и каркас для перенаправления мультимедиа. К основе GStreamer прикрепляются кодеки, которые и обеспечивают реальную поддержку форматов. Существуют следующие группы кодеков для GStreamer: gstreamer-ffmpeg Позволяет проигрывать контейнеры и форматы MPEG-1, MPEG-2, MPEG-4, H.261, H.263, H.264, RealVideo, MP3, WMV, FLV. gstreamer-plugins-good Базовые операции с видео и звуком, поддержка ASCII-преобразования, цветокоррекции, деинтерлейсинга, разделения контейнера AVI; парсинг формата AAC/AC3, данных с DV-устройств и прочее. gstreamer-plugins-ugly Кодеки, имеющие юридические ограничения на распространение, такие как Microsoft ASF (включая WMA и WMV), MP3 (декодирование с помощью библиотеки libmad, кодирование – через lame), формат Audio CD, видео MPEG-2, аудио всех 3 слоев MPEG-1, RealMedia, x264 и другие.
gstreamer-plugins-bad Кодеки, реализация которых не отличается высоким качеством, полнотой поддержки формата и удовлетворением прочим «профессиональным» требованиям. К таким кодекам относятся: AIFF, AMR, xVID (свободная реализация DivX), видео в формате IEEE1394, вывод видео в DirectFB, субтитры спутникового ТВ (DVB), декодирование AAC, все модули расширения LADSPA и другое. Каркас и модули расширения GStreamer используются в таких плейерах, как Rhythmbox, Banshee и Totem, которые популярны в рабочей среде Gnome. В KDE 4 имеется поддержка GStreamer как движка звуковой подсистемы Phonon, и, таким образом, все приложения, которые используют для проигрывания Phonon (Amarok, Kaffeine…), также задействуют GStreamer.
По сути дела, VLC – это универсальный медиа-проигрыватель, вокруг которого выросла целая экосистема кодеков и даже самостоятельный каркас поддержки мультимедиа. Причиной тому можно назвать цель проекта VideoLAN, в рамках которого разрабатывался полностью самодостаточный проигрыватель. Вместе с плейером VLC поставляется отдельный набор кодеков, и этот набор по большей части не пересекается с системными кодеками других каркасов в Linux. По этой причине укажем полный перечень поддерживаемых форматов. Контейнеры 3GP, ASF, AVI, FLV, Matroska, MIDI, QuickTime, MP4, Ogg, OGM, WAV, MPEG-2 (ES, PS, TS, PVA, MP3), AIFF, Raw audio, Raw DV, MXF, VOB. Видео-форматы и кодеки Cinepak, Dirac, DV, H.263, H.264/MPEG-4 AVC, HuffYUV, Indeo 3, MJPEG, MPEG-1, MPEG-2, MPEG-4 Part 2, RealVideo 3 и 4 Sorenson (совместимость с некоторыми роликами из Youtube), Theora, VC-1, VP5, VP6, VP8, WMV (частично). Аудио-форматы и кодеки AAC, AC3, ALAC, AMR, DTS, DV Audio, XM, FLAC, MACE, Mod, MP3, PLS, QDM2/QDMC, RealAudio, Speex, Screamtracker 3/S3M, TTA, Vorbis, WavPack, WMA (частично). До недавнего времени VLC был достаточно жесткой связкой плейер-каркас, но с появлением движка vlc-phonon приложения KDE 4 (см. выше) теперь тоже могут использовать кодеки из состава VLC. MplayerЭто один из старейших медиа-проигрывателей для Linux, обеспечивающий очень хорошую поддержку самых разнообразных форматов. В основе программы лежит библиотека libavcodec из проекта FFMpeg. Уже этого одного достаточно для поддержки большинства фильмов в формате DivX, однако Mplayer не ог раничивается этим и поддерживает как общесистемные кодеки (например FAAC, OGG), так и двоичные DLL-библиотеки из Windows (32‑битной). Последнее является уникальным свойством Mplayer среди остальных плейеров для Linux. Вы можете скопировать кодеки для Windows в папку / usr/lib/win32 и наслаждаться их поддержкой в Linux. Так как Mplayer тесно связан с проектом FFMpeg, то список поддерживаемых форматов у него похож на таковой у Xine (поэтому второй раз его приводить не нужно). Дополнительно, Mplayer особенно хорошо поддерживает субтитры и умеет проигрывать неполные файлы. Как все это установить?В разных дистрибутивах процессы установки мульдимедиа-кодеков и нужного инструментария различаются, поэтому остановимся на нескольких популярных дистрибутивах: В последнее время в Ubuntu нет нужды подключать дополнительные репозитории Medibuntu или Multiverse, так как все пакеты имеются в стандартных репозиториях. Достаточно ввести команду Пользователям Fedora, прежде чем устанавливать пакет, необходимо подключить репозиторий RPMFusion, доступный по адресу http://rpmfusion.org. Затем установим нужные пакеты через Yum: Для OpenSUSE ситуация похожа, но отличается небольшими деталями. Сначала подключаем репозиторий Packman (http://packman.links2linux.org), затем даем команду от лица администратора системы: Боремся с узкими местамиЕсли с популярными и распространенными кодеками все более-менее ясно, то давайте теперь обсудим менее очевидные, но актуальные темы поддержки медиа-форматов в Linux. Для удобства оформим эти случаи в форме «проблемы-решения»:
Решение Установите пакет mozilla-plugin-vlc для Firefox или mplayerplugin (он же mozilla-mplayer) для других браузеров. В настройках всех популярных браузеров (включая Opera и Chrome) предусмотрен раздел, где можно указать путь для сторонних модулей расширения. Обычно модули интеграции с браузерами от VLC, Mplayer и Totem автоматически «подхватываются» и не требуют настройки.
Решение В данном случае достаточно установить проприетарный, но бесплатно распространяемый модуль расширения Octoshape (http://www.eurovision.tv/js/lib/octoshape/).
Решение В случае, если эти файлы не содержат защиты от копирования (такое бывает в iTunes), то скорее всего их удастся воспроизвести. Помните, что для этого есть несколько способов: с помощью FFMpeg/libavcodec, через VLC, через аудио-плейер с самостоятельной системой модулей расширения (например, Audacious) и, наконец, через запуск Windows-программы в Wine.
Решение Эта проблема решается правильным выбором плейера. Метаданные из файлов CUE поддерживаются в Amarok, а также в легковесном XMMS, за счет модуля расширения xmms-cue. КонвертацияВ ряде случаев текущий формат песни или фильма вас будет не устраивать, и появится желание сконвертировать файл в другой формат. Для этой задачи есть несколько решений, в том числе и таких, которые будут наиболее удобными для новичков. Опять же, в зависимости от требуемого действия, перечислим наиболее типичные сценарии. 1 Конвертация музыкального файла через контекстное меню файлового менеджераПростое решение существует как для пользователей среды KDE, так и Gnome. Для KDE (3 и 4 версий) существует Perl Audio Converter (PACPL) – специальный скрипт, который интегрируется в контекстное меню Konqueror или Dolphin. Правый щелчок мыши по медиа-файлу содержит стандартное меню действий, в котором будет пункт PACPL и огромный выбор целевых форматов. Аналогичный способ для Gnome представляет собой расширение к файловому менеджеру Nautilus под названием nautilus-sound-converter и входит в состав популярных дистрибутивов (хотя по умолчанию обычно не установлен). 2 Конвертация музыкальных файлов через специальное приложение с графическим интерфейсомОбычно тут речь идет о каком-либо интерфейсе для массового преобразования файловых форматов – для тех, кто не хочет или не умеет пользоваться консольными командами. Для рабочих столов KDE и Gnome существуют два схожих приложения с почти одинаковыми названиями: SoundKonverter и SoundConverter. Первый использует все преимущества инструментария FFMpeg, а второй опирается на стандартный для Gnome каркаc GStreamer. Типичный вариант использования таких приложений – это перевод множества файлов (от альбома до всей фонотеки) в альтернативный формат. Например, из MP3 в OGG из идеологических соображений, или из WMV или AAC в MP3 для большей совместимости. Тем, кто предпочитает иметь одно универсальное приложение в стиле «швейцарского ножа», лучше подойдет уже упомянутый плейер VLC. В его меню есть пункт Медиа > Конвертировать/Сохранить, который позволяет перекодировать любой поддерживаемый аудио- или видеофайл. В VLC используется система профилей с заранее заданными предустановками, но любую из них можно изменить и вручную установить битрейт, контейнер, кодеки и субтитры. Все операции поддерживаются и для папок, т. е. возможна массовая конвертация. 3 Конвертация любого медиа-файла средствами командной строкиДанный способ хорош тем, что предлагает наиболее богатый выбор инструментов и почти безграничный спектр настраиваемых параметров. Прежде всего нужно понимать, что один и тот же результат можно получить с помощью разных инструментов, например:
Для примера укажем, как можно перекодировать видеофайл в контейнере AVI в универсальный и везде поддерживаемый MPEG-1: 4 Захват трансляции в виде локального файлаУ этого варианта использования есть нюанс: в ряде случаев есть возможность просто скачать поток в виде отдельного файла. Так, в частности, и поступают с роликами Youtube (для скачивания есть простейшие и очень удобные расширения для Opera и Firefox). Мы же рассмотрим ситуацию, когда захват нужно вести в реальном времени. Например, на плату видеозахвата транслируется футбольный матч либо идет оцифровка видео с пленки. Мы можем сразу же перенаправлять видео- и аудиопоток в файл и «на лету» кодировать данные в нужный формат. Рассматривать классическое цифровое вещание какого-либо потока не так интересно, так как все равно почти всегда можно «вытянуть» исходный файл. Например, поток ASF можно банально сохранить в виде локальной копии: Гораздо интереснее кодировать данные на лету. Предположим, что требуется записать данные с web-камеры: Предполагается, что web-камера определяется системой как /dev/video0, а опция forceaudio запишет звук – в том случае, если он есть. Правильные звук и видео
Бывают ситуации, когда в системе не играет звук (вообще), или картинка дергается и замирает. На этом этапе многие совершают ошибку и лезут в конфигурационные файлы, что на самом деле совершенно излишне. При возникновении трудностей со звуком важнее всего грамотно провести диагностику неполадки. В первую очередь, убедитесь, что используется нужное устройство вывода. В KDE это можно посмотреть в System settings > Мультимедиа > Устройства воспроизведения, в Gnome – в gstreamer-properties > Вывод. Не стоит сразу клясть подсистему Pulseaudio, ставшую стандартной в современном Linux: она уже давно работает стабильно, и как раз ее отключение может привести к проблемам. Следующий шаг: переходим в настройки плейера и проверяем, куда выводится звук. VLC, Mplayer (и производные), Kaffeine и другие программы позволяют выводить звук на Pulseaudio, либо сразу на ALSA или OSS. Если ничего не получается, проверьте, является ли проблема системной или пользовательской. Для этого создайте в системе нового пользователя и проиграйте файл под ним. Очень часто проблемы с воспроизведением вылезают наружу именно на этом этапе. Если у вас этот случай, то удалите в своей домашней директории все скрытые файлы и папки, имеющие отношение к звуку (.pulseaudio и подобное) и попробуйте снова. Проблемы с воспроизведением видео, когда картинка дергается и тормозит, обычно связаны с плохой производительностью при отрисовке видео X-сервером. Проверьте, что ваш драйвер поддерживает DRI: Если ответ – «No», то драйвер видеокарты лучше переустановить. В случае видео высокой четкости подтормаживание указывает на отсутствие аппаратного декодирования видео. Современные видеокарты умеют декодировать некоторые форматы (например, H.264) прямо средствами GPU, для чего нужны фирменный драйвер и клиентская библиотека. Для видеокарт NVIDIA потребуется библиотека VDPAU, для чипов Intel и Ati/Amd – VAAPI. Когда все установлено, в настройках видеоплейера нужно выбрать устройство вывода VDPAU или VAAPI соответственно. Источник |