Nano �������� ������ mac os

Символы Unicode: о чём должен знать каждый разработчик

Если вы пишете международное приложение, использующее несколько языков, то вам нужно кое-что знать о кодировке. Она отвечает за то, как текст отображается на экране. Я вкратце расскажу об истории кодировки и о её стандартизации, а затем мы поговорим о её использовании. Затронем немного и теорию информатики.

Введение в кодировку

Компьютеры понимают лишь двоичные числа — нули и единицы, это их язык. Больше ничего. Одно число называется байтом, каждый байт состоит из восьми битов. То есть восемь нулей и единиц составляют один байт. Внутри компьютеров всё сводится к двоичности — языки программирования, движений мыши, нажатия клавиш и все слова на экране. Но если статья, которую вы читаете, раньше была набором нулей и единиц, то как двоичные числа превратились в текст? Давайте разберёмся.

Краткая история кодировки

На заре своего развития интернет был исключительно англоязычным. Его авторам и пользователям не нужно было заботиться о символах других языков, и все нужды полностью покрывала кодировка American Standard Code for Information Interchange (ASCII).

ASCII — это таблица сопоставления бинарных обозначений знакам алфавита. Когда компьютер получает такую запись:

то с помощью ASCII он преобразует её во фразу «Hello world».

Один байт (восемь бит) был достаточно велик, чтобы вместить в себя любую англоязычную букву, как и управляющие символы, часть из которых использовалась телепринтерами, так что в те годы они были полезны (сегодня уже не особо). К управляющим символам относился, например 7 (0111 в двоичном представлении), который заставлял компьютер издавать сигнал; 8 (1000 в двоичном представлении) — выводил последний напечатанный символ; или 12 (1100 в двоичном представлении) — стирал весь написанный на видеотерминале текст.

В те времена компьютеры считали 8 бит за один байт (так было не всегда), так что проблем не возникало. Мы могли хранить все управляющие символы, все числа и англоязычные буквы, и даже ещё оставалось место, поскольку один байт может кодировать 255 символов, а для ASCII нужно только 127. То есть неиспользованными оставалось ещё 128 позиций в кодировке.

Вот как выглядит таблица ASCII. Двоичными числами кодируются все строчные и прописные буквы от A до Z и числа от 0 до 9. Первые 32 позиции отведены для непечатаемых управляющих символов.

Проблемы с ASCII

Позиции со 128 по 255 были пустыми. Общественность задумалась, чем их заполнить. Но у всех были разные идеи. Американский национальный институт стандартов (American National Standards Institute, ANSI) формулирует стандарты для разных отраслей. Там утвердили позиции ASCII с 0 по 127. Их никто не оспаривал. Проблема была с остальными позициями.

Вот чем были заполнены позиции 128-255 в первых компьютерах IBM:

Какие-то загогулины, фоновые иконки, математические операторы и символы с диакретическим знаком вроде é. Но разработчики других компьютерных архитектур не поддержали инициативу. Всем хотелось внедрить свою собственную кодировку во второй половине ASCII.

Все эти различные концовки назвали кодовыми страницами.

Что такое кодовые страницы ASCII?

Здесь собрана коллекция из более чем 465 разных кодовых страниц! Существовали разные страницы даже в рамках какого-то одного языка, например, для греческого и китайского. Как можно было стандартизировать этот бардак? Или хотя бы заставить его работать между разными языками? Или между разными кодовыми страницами для одного языка? В языках, отличающихся от английского? У китайцев больше 100 000 иероглифов. ASCII даже не может всех их вместить, даже если бы решили отдать все пустые позиции под китайские символы.

Читайте также:  Как изменить userprofile windows 10

Эта проблема даже получила название Mojibake (бнопня, кракозябры). Так говорят про искажённый текст, который получается при использовании некорректной кодировки. В переводе с японского mojibake означает «преобразование символов».

Пример бнопни (кракозябров).

Безумие какое-то.

Именно! Не было ни единого шанса надёжно преобразовывать данные. Интернет — это лишь монструозное соединение компьютеров по всему миру. Представьте, что все страны решили использовать собственные стандарты. Например, греческие компьютеры принимают только греческий язык, а английские отправляют только английский. Это как кричать в пустой пещере, тебя никто не услышит.

ASCII уже не удовлетворял жизненным требованиям. Для всемирного интернета нужно было создать что-то другое, либо пришлось бы иметь дело с сотнями кодовых страниц.

��� Если только ������ вы не хотели ��� бы ��� читать подобные параграфы. �֎֏0590֐��׀ׁׂ׃ׅׄ׆ׇ

Так появился Unicode

Unicode расшифровывают как Universal Coded Character Set (UCS), и у него есть официальное обозначение ISO/IEC 10646. Но обычно все используют название Unicode.

Этот стандарт помог решить проблемы, возникавшие из-за кодировки и кодовых страниц. Он содержит множество кодовых пунктов (кодовых точек), присвоенных символам из языков и культур со всего мира. То есть Unicode — это набор символов. С его помощью можно сопоставить некую абстракцию с буквой, на которую мы хотим ссылаться. И так сделано для каждого символа, даже египетских иероглифов.

Кто-то проделал огромную работу, сопоставляя каждый символ во всех языках с уникальными кодами. Вот как это выглядит:

Префикс U+ говорит о том, что это стандарт Unicode, а число — это результат преобразования двоичных чисел. Стандарт использует шестнадцатеричную нотацию, которая является упрощённым представлением двоичных чисел. Здесь вы можете ввести в поле что угодно и посмотреть, как это будет преобразовано в Unicode. А здесь можно полюбоваться на все 143 859 кодовых пунктов.

Уточню на всякий случай: речь идёт о большом словаре кодовых пунктов, присвоенных всевозможным символам. Это очень большой набор символов, не более того.

Осталось добавить последний ингредиент.

Unicode Transform Protocol (UTF)

UTF — протокол кодирования кодовых пунктов в Unicode. Он прописан в стандарте и позволяет кодировать любой кодовый пункт. Однако существуют разные типы UTF. Они различаются количеством байтов, используемых для кодировки одного пункта. В UTF-8 используется один байт на пункт, в UTF-16 — два байта, в UTF-32 — четыре байта.

Но если у нас есть три разные кодировки, то как узнать, какая из них применяется в конкретном файле? Для этого используют маркер последовательности байтов (Byte Order Mark, BOM), который ещё называют сигнатурой кодировки (Encoding Signature). BOM — это двухбайтный маркер в начале файл, который говорит о том, какая именно кодировка тут применена.

В интернете чаще всего используют UTF-8, она также прописана как предпочтительная в стандарте HTML5, так что уделю ей больше всего внимания.

Этот график построен в 2012-м, UTF-8 становилась доминирующей кодировкой. И всё ещё ею является.

Что такое UTF-8 и как она работает?

UTF-8 кодирует с помощью одного байта каждый кодовый пункт Unicode с 0 по 127 (как в ASCII). То есть если вы писали программу с использованием ASCII, а ваши пользователи применяют UTF-8, они не заметят ничего необычного. Всё будет работать как задумано. Обратите внимание, как это важно. Нам нужно было сохранить обратную совместимость с ASCII в ходе массового внедрения UTF-8. И эта кодировка ничего не ломает.

Читайте также:  Windows installer directory cleaner

Как следует из названия, кодовый пункт состоит из 8 битов (один байт). В Unicode есть символы, которые занимают несколько байтов (вплоть до 6). Это называют переменной длиной. В разных языках удельное количество байтов разное. В английском — 1, европейские языки (с латинским алфавитом), иврит и арабский представлены с помощью двух байтов на кодовый пункт. Для китайского, японского, корейского и других азиатских языков используют по три байта.

Если нужно, чтобы символ занимал больше одного байта, то применяется битовая комбинация, обозначающая переход — он говорит о том, что символ продолжается в нескольких следующих байтах.

И теперь мы, как по волшебству, пришли к соглашению, как закодировать шумерскую клинопись (Хабр её не отображает), а также значки emoji!

Подытожив сказанное: сначала читаем BOM, чтобы определить версию кодировки, затем преобразуем файл в кодовые пункты Unicode, а потом выводим на экран символы из набора Unicode.

Напоследок про UTF

Коды являются ключами. Если я отправлю ошибочную кодировку, вы не сможете ничего прочесть. Не забывайте об этом при отправке и получении данных. В наших повседневных инструментах это часто абстрагировано, но нам, программистам, важно понимать, что происходит под капотом.

Как нам задавать кодировку? Поскольку HTML пишется на английском, и почти все кодировки прекрасно работают с английским, мы можем указать кодировку в начале раздела .

Важно сделать это в самом начале , поскольку парсинг HTML может начаться заново, если в данный момент используется неправильная кодировка. Также узнать версию кодировки можно из заголовка Content-Type HTTP-запроса/ответа.

Если HTML-документ не содержит упоминания кодировки, спецификация HTML5 предлагает такое интересное решение, как BOM-сниффинг. С его помощью мы по маркеру порядка байтов (BOM) можем определить используемую кодировку.

Это всё?

Unicode ещё не завершён. Как и в случае с любым стандартом, мы что-то добавляем, убираем, предлагаем новое. Никакие спецификации нельзя назвать «завершёнными». Обычно в год бывает 1-2 релиза, найти их описание можно здесь.

Если вы дочитали до конца, то вы молодцы. Предлагаю сделать домашнюю работу. Посмотрите, как могут ломаться сайты при использовании неправильной кодировки. Я воспользовался этим расширением для Google Chrome, поменял кодировку и попытался открывать разные страницы. Информация была совершенно нечитаемой. Попробуйте сами, как выглядит бнопня. Это поможет понять, насколько важна кодировка.

Заключение

При написании этой статьи я узнал о Майкле Эверсоне. С 1993 года он предложил больше 200 изменений в Unicode, добавил в стандарт тысячи символов. По состоянию на 2003 год он считался самым продуктивным участником. Он один очень сильно повлиял на облик Unicode. Майкл — один из тех, кто сделал интернет таким, каким мы его сегодня знаем. Очень впечатляет.

Надеюсь, мне удалось показать вам, для чего нужны кодировки, какие проблемы они решают, и что происходит при их сбоях.

Источник

Как редактировать защищённые файлы Mac OS X?

Основа стабильности любой операционной системы — это ограничение доступа к важным файлам, от которых зависит работа компьютера, или попросту «защита от дурака». В Mac OS X, как во всех остальных *nix-системах, эта защита реализована через права доступа, группы и владельцев объектов. Прочитать обо всём этом вы можете в нашем цикле статей о Терминале Mac OS X, а сегодня речь пойдёт не столько о защите, сколько о способах её преодоления.

Читайте также:  Как сбросить пароль windows 10 если вы его забыли

Зачем это нужно? Рано или поздно любой пользователь Мака сталкивается с необходимостью что-нибудь отредактировать в настройках системы или отдельных программ. Ну а владельцы хакинтошей сталкиваются с этой необходимостью чуть ли не каждый день. Как же обойти хитрую систему присвоения прав доступа, чтобы что-нибудь поменять в системе исключительно ради благой цели?

Стандартным форматом настроек Mac OS X и программ для неё является PLIST. Это обычный текстовый файл, который по умолчанию откроется в текстовом редакторе TextEdit. Теперь представьте, что вы открыли такой файл, внесли все нужные изменения и теперь хотите сохранить его. Но не тут-то было! Вы увидите вот такую ошибку:

Вариант у вас только один — сохранить файл ещё где-нибудь. Но это очень и очень плохой вариант. Во-первых, вы потом не сможете скопировать этот файл в его исходную папку. Система просто не даст вам перезаписать имеющийся файл (и будет права). Ну а если вы удалите старый файл и только затем скопируете в ту же папку отредактированную копию, то она скопируется, но будут нарушены права доступа. А это грозит вам самыми загадочными и непредсказуемыми глюками.

Именно поэтому мы рассмотрим несколько других вариантов.

1) Редактирование через Терминал

Терминал даёт пользователю возможность выполнять действия от имени корневого администратора. А это означает, что вам будет подвластен каждый файл компьютера. Надеемся, нет смысла предупреждать вас об опасности наличия такой власти 😉

В самом Терминале есть несколько встроенных средств редактирования, например, команды nano и vi. Воспользоваться ими проще простого. Сначала нужно приобрести права root-администратора. Введите команду:

Затем вслепую введите пароль и нажмите Enter.

А теперь достаточно ввести:

nano /Library/Preferences/SystemConfiguration/com.apple.Boot.plist

Или можно ввести nano и пробел, а потом перетащить редактируемый файл в окно Терминала. Останется нажать Enter. Работа с командой vi осуществляется точно так же.

Но редактировать файл в таком режиме — удовольствие не из приятных. Судите сами: никакого управления мышью тут не предвидится, и даже курсор придётся передвигать с клавиатуры.

Полезный совет: чтобы выйти из nano, закройте Терминал или нажмите на клавиатуре Ctrl+X.

2) Запуск текстового редактора с правами администратора

Второй способ более элегантен. Он позволит вам пользоваться обычными программами Mac OS X для правки текста, но запущенными от имени администратора. В этом случае никаких ошибок с правами доступа не возникнет.

Запустите Терминал, введите sudo -s и пароль. Затем нужно будет ввести громоздкую конструкцию типа:

/Applications/TextEdit.app/Contents/MacOS/TextEdit

Заметьте: через Терминал нужно запускать не саму программу (т.е. файл TextEdit.app), а её бинарник, упрятанный внутри программы, в подпапке Contents/MacOS.

После этого TextEdit отлично сможет работать с любыми файлами, но только до первого закрытия программы.

3) Сторонние специализированные программы

Не можем не порекомендовать текстовый редактор TextMate. Это продвинутая версия TextMate, которая делалась в расчёте на программистов, но будет полезна на каждом Маке (а на хакинтоше тем более). К вашим услугам — наглядное форматирование текста, работа с самыми разными кодировками и главное — поддержка работы с защищёнными файлами без дополнительных махинаций в Терминале.

При сохранении защищённого файла TextMate предложит вам ввести пароль, и без проблем сохранит все изменения.

Впрочем, цена — явно не достоинство TextMate. После окончания 30-дневного триала с вас попросят 39 евро. Разработчики оправдываются, указывая на огромное количество встроенных модулей по обработке разных скриптов и языков программирования:

Только вот зачем они рядовому пользователю? Если же цена вас не отпугивает, то можете скачать TextMate по ссылке ниже:

Источник

Оцените статью