Сравнительный обзор драйверов Detonator для видеокарт на базе чипов от NVIDIA
Многих пользователей, обладающих видеокартами на базе чипов от компании NVIDIA, давно волнует одна проблема — проблема драйверов: «Какой драйвер выбрать для своего ускорителя? С помощью какого драйвера можно получить максимальную производительность? Есть ли смысл устанавливать все новые и новые версии драйверов, которые появляются с завидным постоянством? Чем лучше новый драйвер своих предшественников?» Эти, а также и многие другие вопросы, касающиеся данной темы, часто можно встретить в сети в различных конференциях и на специализированных сайтах, посвященных программному обеспечению, играм и современному компьютерному оборудованию. Мы решили разобраться в этом вопросе и провели сравнительный обзор различных версий референсных драйверов, имеющих звучное имя Detonator и выпущенных в течение последнего года.
Напомню, что компания NVIDIA выпускает драйверы Detonator сразу для целой линейки своих чипов, включающей: RIVA TNT, TNT2, TNT2 Vanta, TNT2 Model 64, TNT2 Ultra, TNT2 Pro, GeForce, GeForce DDR, GeForce 2 GTS, GeForce 2 MX. В свою очередь, известные фирмы-производители видеокарт на чипах от NVIDIA (такие, как CREATIVE LABS, ASUS, LEADTEK, ELSA и другие) сами выпускают драйверы для своих продуктов, однако базируются эти драйверы на референсных Detonator. Следовательно, все, что будет сказано про референсные Detonator, можно отнести и к драйверам, выпускаемым фирмами-производителями видеокарт.
Итак, перейдем непосредственно к обзору, то есть к тестированию. Мы измеряли производительность следующих версий драйверов Detonator: 2.08, 3.69, 3.77, 5.13, 5.16, 5.22, 5.30 и 5.32. Измерения проводились на двух видеокартах, позиционируемых для разных секторов потребительского рынка:
- CREATIVE Graphics Blaster RIVA TNT2 Value 16 Mb AGP
- ASUS AGP V-3800 RIVA TNT2 Pro 32 Mb
Карта от CREATIVE LABS построена на чипе TNT2 Model 64, у которого уменьшена ширина шины памяти в два раза (с 128-ми до 64-х бит). Она имеет 16 Мбайт памяти типа SDRAM и работает по умолчанию на частотах 125/150 MГц (чип/память). Карта от ASUS построена на более мощном чипе TNT2 Pro, выполненном по технологии 0,22 мкм, имеет 32 Мбайта памяти SGRAM памяти и работает по умолчанию на частотах 142/166 MГц (чип/память).
Оценивать скоростные показатели мы будем с помощью трех игр:
- id Software Quake 2 v.3.20 (OpenGL, мультитекстурирование, Massive1)
- id Software Quake 3 v.1.16n (OpenGL, мультитекстурирование, Demo002)
- Epic Unreal Tournament v.4.00 (Direct3D, мультитекстурирование, Wicked400)
Этих «инструментов» вполне достаточно для того, чтобы показать производительность видеокарты при использовании двух основных API.
Для тестирования применялся компьютер в следующей конфигурации:
- процессор — Celeron 366, разогнанный до 550 (5,5*100MГц, vcore 2.1 V)
- переходник — MSI MS-6905 (с возможностью изменения питания ядра)
- материнская плата — ASUS P2B (Rev.1.02, BIOS ver.1012)
- память — 64 Mb LG (РС100) и 128 Mb M-tec (РС100)
- операционная система Windows 98SE + DirectX 7.0
- звуковая плата AUREAL Vortex AU8820
- жесткий диск SEAGATE ST31722A 1.7 GB UATA 33
После установки драйвера Detonator отключалась вертикальная синхронизация VSYNC и устанавливалась кадровая частота монитора 75 Герц для всех разрешений. Остальные настройки были по умолчанию. Также хочу отметить одно обстоятельство, а именно — влияние параметра Graphics Aperture Size в BIOS материнской платы на производительность видеокарты. Этот параметр задает размер оперативной памяти компьютера, которая будет использоваться для AGP-текстурирования. Старые версии драйверов Detonator не поддерживали AGP-текстурирование ни в Direct3D, ни в OpenGL играх, и поэтому приходилось уменьшать апертуру, чтобы освободить больше оперативной памяти для самих игр. По мере выхода новых версий драйверов, NVIDIA стала включать AGP-текстурирование в Direct3D (по нашим данным, с версии 3.68), а затем и в OpenGL (с версии 5.22). Тестирование проводилось на машине как с 64 Мбайт ОЗУ, так и со 128 Мбайт. Поэтому приведу таблицу со значениями параметра Graphics Aperture Size, при которых достигалась максимальная производительность, для обеих видеокарт:
Detonator-ы на Ti-4200. (Из личного опыта)
Эта работа участвует в нашем конкурсе статей.
Каждый из нас, и не однажды, мучался с проблемой выбора наиболее оптимального драйвера для видеокарты. А лучше ли новый? Быстрее ли? А качество? И т.д. и т.п. Я решил рассмотреть эту проблему «локально» — для своей конфигурации. Получил интересные результаты, которыми и спешу с вами поделиться.
Небольшое отступление: я считаю, что компьютерных пользователей можно поделить на три группы: 35% — «чайники», 50% — пользователи простые и 15% — «продвинутые». Первым лишь бы работало/играло, а в случае возникновения проблем, зовут на помощь друзей из 2-ой и 3-ей групп. Вторые уже сами (и почти без проблем) воткнут-установят-переустановят-настроят и софт и железо, но париться с переустановкой оси только лишь для того, чтобы поменять драйвер уже не будут — работает без глюков и ладно. Третьи могут влезть в настройки по самые «не хочу», сами что-нибудь напрограммируют и т.д. и т.п. Все мы вышли из первых, большинство эволюционировало во вторую группу и уже единицы — в третью. Себя я сейчас отношу ко второй группе, поэтому писал и действовал на том же уровне. Не судите строго.
реклама
Итак, суть тестирования: сравнение производительности видеокарты Ti-4200 64Mb AGPx8 на различных версиях драйверов Nvidia Detonator. Приступим, помолясь. 🙂
- miditower Codegen 6039 ATX, б.п. Delta 300W rev.02;
- EPoX EP-4PDAI i865PE — BIOS Phoenix Award 6.00PG от 04/28/2003, PAT не включен;
- I P4 2,40C GHz — вентилятор боксовый, HT отключена в BIOS-е;
- 2х256Mb Kingston HyperX PC3500, тайминги выставлены SPD — 2,5-3-3-8;
- GeForce 4 Ti-4200 64Mb DDR 8x — бралась как noname в OEM-варианте, чёрный текстолит, наклейка TerraTec Mistify. Aida 3.81.1 определяет её как MSI, память Hynix 3.6, 128 бит, частоты — 250/513, BIOS v4.28.20.10.00 (11/26/02)
- IBM IC35L060AVVA07-0 (60Gb), стоит «мастером» на первом IDE-канале.
- WinXP Proff (5.1, сборка 2600) установлена на логический D: (8Gb) больше двух месяцев назад без всяких SP; DirectX обновлён до версии 9.0b (4.09.0000.0902).
После дефрагментации был установлен следующий софт для тестирования: 3DMark2001SE Pro 330; AquaMark 3; GL-Excess v1.2; Vulpine GLmark v1.1p; 3DMark03 Pro 3.2.0. После проведения всех этих тестов, 3DMark03 был пропатчен до версии 340 и пройден ещё один круг по всем драйверам.
- Настройки 3DMark2001SE Pro 330: 1024x768x32, no AA&AF, compressed textures, D3D Pure Hardware T&L, all tests.
- Настройки AquaMark 3: 1024х768х32, no FSAA, Anyso 4x, max detail.
- Настройки GL-Excess v1.2: 1024x768x32, default, all tests.
- Настройки Vulpine GLmark v1.1p: 1024x768x32, compatibility — standart OpenGL 1.2, high detail, textures 32 bit, use OpenGL Lighting & Vertex Array Range & Texture Compression.
- Настройки 3DMark03 Pro 3.2.0: 1024х768х32, default, CPU Tests — отключены.
- Настройки драйверов (default) не менялись — FSAA и AF не включались.
Результаты тестов Vulpine GLmark v1.1p и 3DMark03, ввиду своей неактуальности (первого — для современных видеокарт вообще, последнего — для Ti4200 в частности), приведены просто для большей информативности таблицы.
Драйверы менялись следующим образом: удаляем через «Установку и удаление программ» — перезагрузка — «Safe Mode» — DriverCleaner 2.5 — перезагрузка — установка нового драйвера.
Методика тестирования такова: первый (любой) тест проводился не меньше, чем через полчаса после включения компьютера — чтобы всё «прогрелось» и вошло в обычный рабочий ритм. Перед каждым тестом — обязательная перезагрузка. В трее — только регулятор громкости и раскладка клавиатуры. За время тестов ничего, кроме драйверов, не устанавливалось/удалялось, каждый тест запускался при температуре CPU — 39, System — 37-39 градусов (да, следил по USDM), так что считаю — условия были более-менее равными для всех драйверов. За время теста (любого) температура CPU подскакивала на 5-7 градусов, но буквально за 2-3 минуты после теста понижалась до исходной.
Пояснения к таблице: синим цветом выделен наибольший, чёрным — наименьший результаты. 3DMark’01 и ’03 прогонялись два раза: перезагрузка — тест — результат №1, затем отбираю скриншоты, прогоняю один этап NFS HP2 («Горячее преследование», первый этап на зелёном Lotus-е) и снова прогоняю тест — результат №2. Зачем? Ну, во-первых, чтобы поделиться с вами своим мнением хотя бы об одном игровом тесте (см. ниже), ну а во-вторых, потому что иногда встречаются в форумах вопросы «. у меня на том же конфиге. на 10 попугаев меньше! Спасите-помогите. » Как видно из таблицы, для 3DM’03 это не так критично (по крайней мере на Ti-4200), а вот для 3DM’01, как я уже замечал в одном из форумов, плюс-минус 30 единиц можно смело «считать в уме», чему подтверждение в таблице.
реклама
Итак, подводим итоги тестирования, которые, я думаю, будут справедливы для всей линейки видеокарт класса GF4 Titanium.
В лидеры у меня вышли драйверы 42-ой и 43-ей серий. В аутсайдеры — 51.75, и недалеко от него ушли драйверы серии 52.хх. Единственное объяснение этому, которое я смог придумать – бОльшая заточенность последних под карточки FX, а не 4Ti.
По тестам (целая толпа скринов из 3DMark-ов!): после тщательного изучения скриншотов из 3DM’01, подопытные разделились на две группы. Первая — 40.хх, 41.хх, 42.хх. Вторая группа — 43.хх, 44.хх, 45.23, 51.75 и 52.хх. К этой группе присоединился и 53.03. Отличия заметны на 1, 3 и 4 игровых тестах. По скриншотам из 3DM’03 320(!) — прямо влип в экран, но отличия заметил только в первом игровом тесте — Wings of Fury (т.е. DX7). Так же две группы: 40.хх, 41.хх, 42.хх, 44.65 и все 5х.хх — первая; 43.хх, 44.03 и 45.23 — вторая. Какое-то перевёрнутое освещение самолётов во второй группе драйверов.
Теперь отдельно по 3DM’03 b340 patch. Интересная картина, да? Как и было заявлено, «причесал» выскочек, но. только до 44.65! А вот у 45.23 и всех 5х.хх — прирост производительности! Наверное этот патч включает оптимизации, про которые и инженеры Nvidia не знали. 🙂 Ну да повторю ещё раз — для GF4Ti-4200 этот тест не так важен, так что. Интересно, а как на FX? По скриншотам: опять же — отличия только в тесте WoF. Патч всех загнал в первую группу, только 45.23 остался «перевёрнутым».
NFS HP2 (1024x768x32, детали машины/спецэффекты — максимум, мира — 2/3)
NFS взял потому, что… ну, люблю я погонять, и всё! Вначале хотел вообще без игровых тестов, а это проверял только для себя. Но потом подумал – проверил, почему не рассказать?
Хоть убейте, ну не заметил я разницы в игре! Вроде все драйверы как один. Какие-то едва заметные рывки (или притормаживания). Вроде fps-ок хватает и всё равно. Эта проблема уже много раз обсуждалась, но решения я так и не встречал. Может PCI-Express её решит? Выпал только из общего ряда 51.75 — никакого тумана! Картинка ярче, чётче, но. Впечатление, что текстуры стали проще. У 51.75 были ещё проблемы и с 3DM’03 p340. В тесте WoF — двигатели не горят, дымных и огненных шлейфов за падающими деталями самолётов — просто нет!
53.03. Последняя версия на момент написания статьи. Оставляет приятное впечатление. Если сравнивать с предыдущими 51.хх и 52.хх драйверами – улучшилась ситуация в OpenGL-тестах. В остальном же – на уровне всей 5х.хх серии. Да, мало я его потестировал, но, по крайней мере, тесты пройдены успешно, а игры NFS HP2 и Warcraft III: TFT пошли без проблем.
Как вы все видите — простой сменой драйвера (с 5х.хх на 42/43.хх), можно получить прирост более 1000(!) единиц в 3DM’01SE! А если ещё и разгон?! Я для себя сделал такой вывод: зачем гнаться за новым? Драйверы серий 41-43 вполне раскрывают потенциал именно моей видеокарты. Что, новый драйвер заставит её поддерживать DX9 или DX10!? Нет, не заставит. Сделает быстрее? Как мы видим — нет. Нет, я, конечно же, буду проверять новые версии драйверов (и дописывать результат в эту табличку 🙂 ). Но, пока я сижу на GF4Ti, драйверы 41/42.хх — мой выбор для игр! Хотя, если появится что-то стоящее (а судя по 53.03, программисты Nvidia двигаются в правильном направлении 🙂 ), не исключаю вариант перехода на новую версию – я не консерватор.
Важное (на мой взгляд) дополнение: ВСЕ драйверы были установлены/удалены, и ВСЕ тесты были запущены/пройдены С ПЕРВОЙ ПОПЫТКИ! Без каких-либо зависаний, вылетов, визуальных артефактов и тому подобных косяков!
Буду рад, если кому-то ещё пригодятся полученные мной результаты. Удачи всем!
Во время экспериментов ни один девайс не пострадал. 🙂
Драйвер GeForce Game Ready
Драйвер GeForce Game Ready
Версия: | 461.72 WHQL | |
Опубликовано: | 2021.2.25 | |
Операционная система: | Windows 7 64-bit, Windows 8.1 64-bit, Windows 8 64-bit | |
Язык: | Русский | |
Размер: | Temporarilly unavailable | |
Game Ready Drivers provide the best possible gaming experience for all major new releases. Prior to a new title launching, our driver team is working up until the last minute to ensure every performance tweak and bug fix is included for the best gameplay on day-1. Game Ready for Outriders Demo Gaming Technology Please note: Effective April 12, 2018, Game Ready Driver upgrades, including performance enhancements, new features, and bug fixes, will be available only for desktop Kepler, Maxwell, Pascal, Volta, Turing and Ampere-series, as well as for systems utilizing mobile Maxwell, Pascal, and Turing-series GPUs for notebooks. Following the posting of the final driver from Release 418 on April 11, 2019 GeForce Game Ready Drivers will no longer support NVIDIA 3D Vision or systems utilizing mobile Kepler-series GPUs. Critical security updates will be available for these products through April 2020. A complete list of Kepler-series GeForce GPUs can be found here. Those looking to utilize 3D Vision can remain on a Release 418 driver. Our software that enables the use of 3D gaming with 3D TVs, 3DTV Play, is now included for free in Release 418. It is no longer available as a standalone download. Our 3D Vision Video Player will continue to be offered as a standalone download, for free, until the end of 2019. NVIDIA TITAN Xp, NVIDIA TITAN X (Pascal), GeForce GTX TITAN X, GeForce GTX TITAN, GeForce GTX TITAN Black, GeForce GTX TITAN Z GeForce 10 Series: GeForce GTX 1080 Ti, GeForce GTX 1080, GeForce GTX 1070 Ti, GeForce GTX 1070, GeForce GTX 1060, GeForce GTX 1050 Ti, GeForce GTX 1050, GeForce GT 1030, GeForce GT 1010 GeForce 900 Series: GeForce GTX 980 Ti, GeForce GTX 980, GeForce GTX 970, GeForce GTX 960, GeForce GTX 950 GeForce 700 Series: GeForce GTX 780 Ti, GeForce GTX 780, GeForce GTX 770, GeForce GTX 760, GeForce GTX 760 Ti (OEM), GeForce GTX 750 Ti, GeForce GTX 750, GeForce GTX 745, GeForce GT 740, GeForce GT 730, GeForce GT 720, GeForce GT 710 GeForce 600 Series: GeForce GTX 690, GeForce GTX 680, GeForce GTX 670, GeForce GTX 660 Ti, GeForce GTX 660, GeForce GTX 650 Ti BOOST, GeForce GTX 650 Ti, GeForce GTX 650, GeForce GTX 645, GeForce GT 640, GeForce GT 635, GeForce GT 630 |