- Основные объекты операционной системы и работа с ними
- Урок 2 Объекты операционной системы Практическая работа №1
- Содержание урока
- Объекты операционной системы
- Компьютерные объекты
- Объекты операционной системы
- Основные объекты операционной системы Windows
- 1. Актуализация опорных знаний
- 2. Изучение нового материала Никто не требует от нас прекрасно разбираться в железных внутренностях компьютера, но вот понимать логику его работы совершенно необходимо. Идеологию компьютерной логики мы будем изучать на примере ОС Windows. Итак, чтобы лучше понять, как именно работает Windows, и научиться извлекать из нее максимум пользы при минимуме затрат, погрузимся ненадолго в изучение основополагающих понятий, на которых, как на 3-х китах, держится идеология Windows. Запомните раз и навсегда: Windows устроена очень логично и единообразно. Практически все программы используют одни те же базовые операции, которые всегда выполняются одним и тем же образом. И если вы поймете, как и почему, то сможете самостоятельно освоить любую программу. (Приложение 1) Первое и самое главное: Все, что есть внутри Windows, чем бы это ни было, является объектами. Что такое объект? Вопрос по большей части философский, но для простоты мы используем самую примитивную аналогию из реального мира: объект это все, что мы можем потрогать. Стол – объект, стул – объект, соседка – тоже объект. Каждый из таких объектов относится к определенному классу (стол и стул – это мебель, соседка – человек) и обладает определенной функциональностью (все стулья как бы они не выглядели, предназначены для того, чтобы на них сидеть, все соседки … ну мало ли для чего могут быть предназначены соседки). Объект может включать в себя и другие объекты (например, объект шкаф включает в себя объекты вещи, объект соседка после десерта включает в себя объект мороженное), или, наоборот, быть частью более сложного объекта (объекты руки, ноги, голова – составные части объекта соседка и т.д.). Думаю теперь более-менее понятно, что такое объект? В Windows все точно также. Все, что мы можем “потрогать” мышью, да и то, что мы “потрогать” не можем, – объекты. Любой документ для ОС – объект, любая папка, пустая или содержащая в себе документы или другие папки – объект, любая программа – объект, даже вы, пользователь компьютера, для Windows являетесь всего лишь объектом с определенными свойствами! Как и в миру, эти объекты относятся к разным классам и обладают разными функциями: документы хранят данные, папки содержат документы и другие папки, программы позволяют выполнять какие-либо действия. Вернемся к реальному миру. Любой объект в нем обладает определенными свойствами – вес, размер, цвет и т.д. Некоторые свойства мы можем изменять (перекрасить стул или заставить похудеть соседку), некоторые – нет (уменьшить соседку можно пока лишь в кино). Кроме того, с объектами можно производить разнообразные действия. Некоторые являются общими для всех объектов – мы с одинаковым успехом можем поднять стол, стул или соседку (особенно если она похудела); некоторые специфичны для данного объекта или класса объектов: мы можем сесть на стул, стол или вообще на мебель, но в случае попытки насесть на соседку, скорее всего, произойдет ошибка. Наконец, есть действия обратимые и необратимые: перенеся стул из кухни в комнату, мы можем затем отнести его назад, но, скормив объекту, соседка объект мороженное, мы вряд ли сумеем получить его обратно в первозданном виде. Для нас очень важно, что все вышеизложенное распространяется и на мир Windows. Подытожим наш краткий экскурс в теорию: все в Windows – объекты. У каждого объекта есть свойства, и над каждым объектом можно проводить какие либо действия. 3. Проектная деятельность Заранее класс разделить на 3–4 группы (в зависимости от численности). Предложить ребятам распределить роли в группах. Затем наступает проектная деятельность учащихся, результатом которой является создание проекта “Вначале был объект…”, в котором учащимся предлагается отобразить: Объекты компьютерного мира. Отношения объектов компьютерного мира. Свойства и действия объектов компьютерного мира. Задания к проектной деятельности(Приложение 2) Создавать проект будут ребята с различными навыками общения с ПК. Но при этом, каждый должен внести свой вклад в общее дело. Ребятам, которые впервые самостоятельно садятся за ПК, можно поручить потрогать мышью то, что можно потрогать на Рабочем столе и составить список объектов компьютерного мира. Тем, у кого художественный тип мышления (среди них обязательно найдутся ребята, имеющие способности к рисованию) попросить изобразить объекты компьютерного мира на плакате. Другим, указать литературу, где они могут найти информацию об объектах, которые нельзя потрогать мышью. Ребятам, у кого есть определенные познания по данному вопросу, предложить рассказать об отношениях объектов компьютерного мира. Скажем наверняка, по аналогии с отношениями объектов реального мира, пользователи с определенным опытом могут определить, что объект иконка принадлежит объекту Рабочий стол; объект кнопка составная часть объекта окно; объект Мой компьютер включает в себя объекты жесткие диски т.д. А группа ребят, которая хорошо рисует, все это изобразит на плакате. И, наконец, поскольку мы говорим, что с объектами реального мира можно производить разнообразные действия, аналогично и в компьютерном мире необходимо выделить неизменяемые и изменяемые свойства (скажем у такого объекта как файл); обратимые и необратимые действия (у такого объекта как программа). Используя принцип аналогии, ребята включаются в деятельность (в частности по созданию проекта), в которой каждый имеет возможность реализовать свои способности в том виде деятельности, в которой он более успешен. 4. Защита проекта Все знания, которые ребята добывают, хочу подчеркнуть, самостоятельно или с помощью других ребят, находят отображение в общем проекте, который представляется к защите. Защищать проект может один ученик или несколько, это уж как решат ребята. Критерии оценивания: Общий дизайн: изображения в проекте привлекательны, интересны и соответствуют содержанию (от 1 до 5 баллов). Количество объектов: До 5 – 3 балла. От 6 до 10–5 баллов. Более 10 – 8 баллов. Отношения объектов компьютерного мира (на примере одного из объектов) – 10 баллов. Свойства объектов (до 5 баллов). Действия объектов (до 5 баллов). Оценка “5” – 30 баллов. Оценка “4” – от 25–29 баллов. Оценка “3” – от 17–24 баллов. Оценка “2” – ниже 16 баллов. 5. Домашнее задание § 1.5 Н.Угринович “Информатика и информационные технологии” 10–11-й класс. В качестве индивидуального домашнего задания можно предложить ребятам, имеющим соответствующие навыки, подготовить аналогичные проекты, например, в Графическом редакторе Paint или компьютерных презентациях PowerPoint.
- 3. Проектная деятельность
- 4. Защита проекта
- 5. Домашнее задание
Основные объекты операционной системы и работа с ними
Невозможно себе представить современные персональные компьютеры без наличия в них операционной системы. ОС – это особое средство для взаимодействия между компьютером и пользователем. Сегодня существуют десятки таких программ. Мы рассмотрим вопрос о том, что собой представляют основные объекты операционной системы на примере Windows.
Взаимодействие между пользователем и ОС
Большинство разработчиков операционных систем на современном этапе развития информационных технологий применяют методы, которые позволяют максимально упростить работу пользователя и обеспечить быстрый доступ к необходимым настройкам и информации. Если ранее использовались операционные системы с пакетным вводом информации, когда требовалось задавать системе определенные команды путем их ручного ввода, то сегодня благодаря графическому интерфейсу данная задача значительно упростилась. Пользователю больше не нужно вводить команды. Для организации какого-то события, активации процесса, подтверждения исполнения команд достаточно только нажимать на кнопки. Какие же объекты операционной системы существуют? Какова их роль и свойства? Какие действия можно производить с ними? Давайте рассмотрим основные понятия.
Основные объекты операционной системы
Корпорация Microsoft в свое время при разработке полной версии операционной системы Windowsотказалась использовать принцип организации работы, который применялся в DOS-системах. Самое название операционной системы Windows указывало на то, что она состояла из окон с графическим представлением. Это давало возможность использовать режим многозадачности с быстрым переключением между параметрами, программами и настройками. Однако суть даже не окнах. Сегодня можно найти множество классификаций. В широком понимании все существующие объекты операционной системы можно представить в виде следующего списка:
— графический интерфейс (окна, «Рабочий стол», панели, ярлыки, меню, пиктограммы, интерактивные оболочки, кнопки);
— файловая система (структура организации каталогов и файлов);
— документы и приложения (совокупность программ, исполняемых элементов, файлов, созданные в программах).
Графический интерфейс
В операционных системах интерфейсу отводится одно из главных мет. После старта операционной системы первое, что видит пользователь, это «Рабочий стол», «Панель задач». Здесь размещаются кнопки, ярлыки и прочие вспомогательные элементы. Объекты операционной системы обладают такими свойствами, что с их помощью можно получить доступ практически ко всем возможностям и функциям операционной системы. Здесь особое внимание отводится кнопке «Пуск» и одноименному меню, вызываемому при ее нажатии. Здесь находится большое количество ссылок на программы и основные настройки. Стоит обратить внимание на тот момент, что все приложения физически расположены в другом месте. В меню присутствуют только ярлыки, которые представлены в виде названий приложений или настроек с пиктограммами. Иконки и пиктограммы как объекты операционной системы представляют собой небольшие графические изображения. Отличие ярлыков от пиктограмм заключается в том, что ярлыки помимо названия файла или программы описывают также и некоторые свойства настроек, приложений и документов. Также они указывают и на месторасположение самого файла, который подлежит открытию. Для описания файлов также используется указание на программу, при помощи которой можно открыть его. Меню представляют собой средства для выбора действий пользователя. Их можно условно разделить на контекстные и основные. Контекстные меню вызываются при помощи правого клика мыши. Организация основных меню входит в состав объектов, которые называют окнами. Также можно отнести меню к элементам управления, так как именно в них пользователь может выбрать то или иное действие.
Окна: типы и доступные операции с ним
Основными объектами операционной системы являются окна. В них имеется пространство, в котором отображается информация. Его также называют рабочей областью. Представлены также и специальные панели с основным меню, в котором содержится набор действий и команд, кнопки быстрого доступа к тем или иным функциям, линейки прокрутки и так далее. Действия с объектами операционной системы данного типа заключаются в том, что можно менять их размеры, сворачивать или разворачивать, осуществлять переключение между программами, менять масштаб рабочей области и так далее. Сами по себе окна бывают основными и диалоговыми. Это обеспечивает более тесное взаимодействие между пользователем и программой.
Элементы управления
Здесь стоит отдельно остановиться на элементах управления. Если не учитывать смартфоны и планшетные компьютеры, а также сенсорные экраны, основным элементом управления является курсор. С его помощью можно перемещаться по всему интерфейсу, вызывать определенные действия, выполнять изменение размеров окон и так далее. В стационарных компьютерах курсор «привязан» к мыши. В ноутбуках роль мыши выполняет тачпад. Курсор это не только указывающий элемент. Он меняет свой значок при растяжении окон. Таким образом, даже при изменении состояния курсора всегда можно определить, какое действие выполняется в данный момент. Если на экране появились песочные часы или вращающийся круг, это может свидетельствовать о том, что в данный момент происходит выполнение какого-то процесса и до завершения к нему не будет доступа.
Экранная клавиатура является еще одним управляющим элементом. Она получила широкое распространение в смартфонах и планшетах, где не предусмотрено подключение «железной» клавиатуры.
Файлы и папки
Самым большим классом объектов являются каталоги и файлы. В совокупности они образуют единую структуру, которая называется файловой системой. Папки и файлы с точки зрения компьютерной системы ничем не отличаются между собой. Сами директории, по сути, являются файлами без расширения. Они также занимают на диске определенное место. В файловом менеджере для папки может быть указан нулевой размер, однако, на самом деле это не так. Для удобства группирования сходных файлов применяется методика их объединения в один каталог. В физическом плане даже файлы, присутствующие в одной и той же директории, могут располагаться в разных местах жесткого диска. В первую очередь свойства объектов ОС данного типа определяются размером, типом, местоположением в файловой структуре. Все наверняка знают, какие действия можно осуществлять с объектами обоих типов. Работа с такими объектами операционной системы, как файлы и каталоги сводится к простейшим операциям вроде копирования, удаления, перемещения и переименования. Так, например, для файлов предусмотрено редактирование и просмотр, а также открытие в определенной программе.
Заключение
В данном материале был представлен лишь краткий обзор основных компонентов любой операционной системы. Стоит отметить, что в данном случае не была рассмотрена организация системного реестра. Это сделано по той простой причине, что сегодня можно встретить и операционные системы, в которых он как таковой отсутствует, например, Linux.
Урок 2
Объекты операционной системы
Практическая работа №1
Содержание урока
Объекты операционной системы
Объекты операционной системы
Компьютерные объекты
Объекты операционной системы
Вам хорошо известны такие объекты операционной системы, как рабочий стол, панель задач, окна документов, папок, приложений и т. д.
Все объекты, с которыми работает компьютер (программы, документы, папки, диски и т. д.), изображаются на экране небольшими картинками — значками.
Описания этих объектов легко получить с помощью контекстного меню, которое открывается щелчком правой кнопкой мыши. В контекстном меню приведены все действия, которые можно выполнить с объектом. Например, документ можно открыть, проверить на вирусы, переименовать, скопировать, отправить по почте, удалить. Последний пункт контекстного меню любого объекта называется Свойства. С его помощью можно не только узнать свойства объекта, но и изменить некоторые из них.
Рассмотрим одно из средств, позволяющих увидеть, какие файлы хранятся в компьютере.
Окно Компьютер (Мой компьютер) содержит значки всех устройств компьютера, на которых можно хранить файлы (рис. 3).
Чтобы узнать, что хранится на диске С:, дважды щелкните на его значке — в окне отобразится содержимое диска. Это окно содержит значки нескольких типов:
Следующая страница Вопросы и задания
Cкачать материалы урока
Основные объекты операционной системы Windows
Цели:
Образовательные:
- изучить основополагающие понятия идеологии Windows;
- научить понимать логику работы персонального компьютера.
Воспитательные:
- развитие творческой активности учащихся;
- воспитание чувства долга и ответственности;
- развитие самооценки ребенка.
Развивающие:
- научить анализировать полученную информацию;
- развивать познавательные навыки учащихся;
- формировать умения самостоятельно конструировать свои знания.
Оборудование:
- мультимедиа проектор;
- 4 половинки листа ватмана, карандаши, фломастеры, мелки, цветная бумага, ножницы;
- презентация “Основные объекты Windows”;
- листочки с заданиями к проектной деятельности и критериями оценки.
Ход урока
1. Актуализация опорных знаний
Вопросы:
- Вспомните определение операционной системы;
- Назовите компоненты, входящие в ее состав.
2. Изучение нового материала
Никто не требует от нас прекрасно разбираться в железных внутренностях компьютера, но вот понимать логику его работы совершенно необходимо.
Идеологию компьютерной логики мы будем изучать на примере ОС Windows.
Итак, чтобы лучше понять, как именно работает Windows, и научиться извлекать из нее максимум пользы при минимуме затрат, погрузимся ненадолго в изучение основополагающих понятий, на которых, как на 3-х китах, держится идеология Windows.
Запомните раз и навсегда: Windows устроена очень логично и единообразно. Практически все программы используют одни те же базовые операции, которые всегда выполняются одним и тем же образом. И если вы поймете, как и почему, то сможете самостоятельно освоить любую программу. (Приложение 1)
Первое и самое главное:
Все, что есть внутри Windows, чем бы это ни было, является объектами.
Что такое объект? Вопрос по большей части философский, но для простоты мы используем самую примитивную аналогию из реального мира: объект это все, что мы можем потрогать. Стол – объект, стул – объект, соседка – тоже объект. Каждый из таких объектов относится к определенному классу (стол и стул – это мебель, соседка – человек) и обладает определенной функциональностью (все стулья как бы они не выглядели, предназначены для того, чтобы на них сидеть, все соседки … ну мало ли для чего могут быть предназначены соседки).
Объект может включать в себя и другие объекты (например, объект шкаф включает в себя объекты вещи, объект соседка после десерта включает в себя объект мороженное), или, наоборот, быть частью более сложного объекта (объекты руки, ноги, голова – составные части объекта соседка и т.д.). Думаю теперь более-менее понятно, что такое объект?
В Windows все точно также. Все, что мы можем “потрогать” мышью, да и то, что мы “потрогать” не можем, – объекты. Любой документ для ОС – объект, любая папка, пустая или содержащая в себе документы или другие папки – объект, любая программа – объект, даже вы, пользователь компьютера, для Windows являетесь всего лишь объектом с определенными свойствами! Как и в миру, эти объекты относятся к разным классам и обладают разными функциями: документы хранят данные, папки содержат документы и другие папки, программы позволяют выполнять какие-либо действия.
Вернемся к реальному миру. Любой объект в нем обладает определенными свойствами – вес, размер, цвет и т.д. Некоторые свойства мы можем изменять (перекрасить стул или заставить похудеть соседку), некоторые – нет (уменьшить соседку можно пока лишь в кино).
Кроме того, с объектами можно производить разнообразные действия. Некоторые являются общими для всех объектов – мы с одинаковым успехом можем поднять стол, стул или соседку (особенно если она похудела); некоторые специфичны для данного объекта или класса объектов: мы можем сесть на стул, стол или вообще на мебель, но в случае попытки насесть на соседку, скорее всего, произойдет ошибка.
Наконец, есть действия обратимые и необратимые: перенеся стул из кухни в комнату, мы можем затем отнести его назад, но, скормив объекту, соседка объект мороженное, мы вряд ли сумеем получить его обратно в первозданном виде.
Для нас очень важно, что все вышеизложенное распространяется и на мир Windows.
Подытожим наш краткий экскурс в теорию: все в Windows – объекты. У каждого объекта есть свойства, и над каждым объектом можно проводить какие либо действия.
3. Проектная деятельность
Заранее класс разделить на 3–4 группы (в зависимости от численности).
Предложить ребятам распределить роли в группах.
Затем наступает проектная деятельность учащихся, результатом которой является создание проекта “Вначале был объект…”, в котором учащимся предлагается отобразить:
- Объекты компьютерного мира.
- Отношения объектов компьютерного мира.
- Свойства и действия объектов компьютерного мира.
Задания к проектной деятельности (Приложение 2)
Создавать проект будут ребята с различными навыками общения с ПК. Но при этом, каждый должен внести свой вклад в общее дело.
Ребятам, которые впервые самостоятельно садятся за ПК, можно поручить потрогать мышью то, что можно потрогать на Рабочем столе и составить список объектов компьютерного мира.
Тем, у кого художественный тип мышления (среди них обязательно найдутся ребята, имеющие способности к рисованию) попросить изобразить объекты компьютерного мира на плакате.
Другим, указать литературу, где они могут найти информацию об объектах, которые нельзя потрогать мышью.
Ребятам, у кого есть определенные познания по данному вопросу, предложить рассказать об отношениях объектов компьютерного мира. Скажем наверняка, по аналогии с отношениями объектов реального мира, пользователи с определенным опытом могут определить, что
- объект иконка принадлежит объекту Рабочий стол;
- объект кнопка составная часть объекта окно;
- объект Мой компьютер включает в себя объекты жесткие диски т.д.
А группа ребят, которая хорошо рисует, все это изобразит на плакате.
И, наконец, поскольку мы говорим, что с объектами реального мира можно производить разнообразные действия, аналогично и в компьютерном мире необходимо выделить неизменяемые и изменяемые свойства (скажем у такого объекта как файл); обратимые и необратимые действия (у такого объекта как программа).
Используя принцип аналогии, ребята включаются в деятельность (в частности по созданию проекта), в которой каждый имеет возможность реализовать свои способности в том виде деятельности, в которой он более успешен.
4. Защита проекта
Все знания, которые ребята добывают, хочу подчеркнуть, самостоятельно или с помощью других ребят, находят отображение в общем проекте, который представляется к защите. Защищать проект может один ученик или несколько, это уж как решат ребята.
Критерии оценивания:
Общий дизайн: изображения в проекте привлекательны, интересны и соответствуют содержанию (от 1 до 5 баллов).
- Количество объектов:
- До 5 – 3 балла.
- От 6 до 10–5 баллов.
- Более 10 – 8 баллов.
- Отношения объектов компьютерного мира (на примере одного из объектов) – 10 баллов.
- Свойства объектов (до 5 баллов).
- Действия объектов (до 5 баллов).
Оценка “5” – 30 баллов.
Оценка “4” – от 25–29 баллов.
Оценка “3” – от 17–24 баллов.
Оценка “2” – ниже 16 баллов.
5. Домашнее задание
§ 1.5 Н.Угринович “Информатика и информационные технологии” 10–11-й класс.
В качестве индивидуального домашнего задания можно предложить ребятам, имеющим соответствующие навыки, подготовить аналогичные проекты, например, в Графическом редакторе Paint или компьютерных презентациях PowerPoint.