Обмен данными между процессами windows

Обмен данными между процессами windows

IPC: основы межпроцессного взаимодействия
Обзор технологий

Введение
Любая операционная система была бы весьма ущербна, если бы замыкала выполняющееся приложение в собственном темном мирке без окон и дверей, без какой-либо возможности сообщить другим программам какую-либо информацию. Если посмотреть внимательно, можно заметить, что далеко не все приложения являются самодостаточными. Очень многим, если не большей части, требуется информация от других приложений, либо они должны эту информацию сообщать. Именно поэтому в операционную систему встраивается множество механизмов, которые обеспечивают т.н. Interproccess Communication (IPC) — то есть межпроцессное взаимодействие.

В историческом плане сначала появилась необходимость в общении процессов, выполняющихся на одном компьютере. В дальнейшем с бурным развитием сетевых технологий все острее стала чувствоваться потребность в средствах для взаимодействия процессов, выполняющихся на разных компьютерах в сети. Особенно трудна такая задача, если это компьютеры на базе разных платформ и/или с разными операционными системами.

Рассмотрим подробнее несколько ключевых примеров, демонстрирующих важность IPC. Вам, возможно это покажется неправдоподобным, но зачатки IPC существовали еще в MS-DOS — и это несмотря на то, что MS-DOS при всем желании трудно назвать многозадачной средой. В самом деле, когда вы в командной строке вводили подобную инструкцию :

происходило следующее: выполнялась команда DIR и ее вывод записывался во временный текстовый файл. После этого содержимое файла подавалось на вход команды MORE. В результате вы получали листинг каталогов, который в случае большого количества каталогов не уезжал мгновенно за экран, а мог скроллироваться с помощью клавиши Enter. Конечно же это очень примитивный IPC, но его наличие показывает, что уже тогда такой механизм был востребован и в какой-то мере реализован.

Примеры использования IPC охватывают гораздо большее количество программ и приложений, чем вы скорее всего думаете. Когда вы выходите в интернет, ваш браузер — одна программа (процесс) — взаимодействует с web-сервером — другой программой (процессом). Эти программы выполняются на разных компьютерах; браузер на вашем, сервер — где-то еще. И вас не волнует, какая ОС установлена на сервере и какая там платформа.
Или, например, вы работаете с удаленной базой данных. Ваше клиентское приложение — это один процесс, на сервере базы данных запущен другой процесс. Процесс на сервере выполняет запросы к БД, поступающие от вашего процесса.

ПРИМЕЧАНИЕ
Вообще, для сетевых форм IPC (но не обязательно только для них) очень часто используется концепция «клиент-сервер». Как вы понимаете, «клиент» — это приложение, которому требуются данные, «сервер» — приложение, предоставляющее данные.

А если брать только взаимодействие программ, выполняющихся на одном компьютере, самым банальным примером будет следующий: текст из вашего текcтового редактора передается в электронную таблицу или программу для верстки. Да-да, наш старый знакомый буфер обмена — это тоже один из механизмов IPC!
И еще можно было бы привести очень много примеров.

Средств, обеспечивающих взаимодействие между процессами, создано достаточно много. Огромное их количество реализовано в Windows 9x, еще больше — в Windows NT/2000. Теперь нужно приличное количество времени, чтобы хотя бы познакомиться со всеми! Замечу, что нет, и наверное в принципе не может быть универсального способа обмена данными, который годился бы на все случаи жизни — все равно в некоторых случаях использование другого способа будет предпочтительнее. Но я надеюсь, что после прочтения этой статьи вы сможете достаточно уверенно ориентироваться в мире IPC и обоснованно выбирать тот или иной метод.

Тот факт, что механизмы IPC работают на уровне операционной системы, положительно сказывается на скорости и надежности программ и программных комплексов, построенных с их использованием. Эффективность приложений соответственно возрастает.

Вообще, правильнее было бы называть эти механизмы «Interthread Communication» — межпотоковое взаимодействие. Если вы помните, выполняются именно потоки, они же и обмениваются данными. Однако, смысл для отдельных механизмов взаимодействия появляется только в том случае, если эти потоки принадлежат разным процессам. Ведь потоки, выполняющиеся в рамках одного процесса, вовсе не нуждаются в дополнительных средствах для общения между собой. Так как они разделяют одно адресное пространство, обмен данными могут обеспечить обычные переменные. Таким образом, IPC становится необходим в том случае, если поток одного процесса должен передать данные потоку другого процесса.

Читайте также:  Mac os удаление файлов минуя корзину

Теперь давайте рассмотрим основные виды IPC и случаи, в которых они используются.

Буфер обмена (clipboard)
Это одна из самых примитивных и хорошо известных форм IPC. Он появился еще в самых ранних версиях Windows. Основная его задача — обеспечивать обмен данными между программами по желанию и под контролем пользователя. Впрочем, вы наверняка сами неплохо знаете, как используется буфер обмена. 😉 Не рекомендуется использовать его для внутренних нужд приложения, и не стоит помещать туда то, что не предназначено для прямого просмотра пользователем.
Сообщение WM_COPYDATA
Стандартное сообщение для передачи участка памяти другому процессу. Работает однонаправленно, принимающий процесс должен расценивать полученные данные как read only. Посылать это сообщение необходимо только с помощью SendMessage, которая (напомню) в отличие от PostMessage ждет завершения операции. Таким образом, посылающий поток «подвисает» на время передачи данных. Вы сами должны решить, насколько это приемлемо для вас. Это не имеет значения для небольших кусков данных, но для больших объемов данных или для real-time приложений этот способ вряд ли подходит.
Разделяемая память (shared memory)
Этот способ взаимодействия реализуется не совсем напрямую, а через технологию File Mapping — отображения файлов на оперативную память. Вкраце, этот механизм позволяет осуществлять доступ к файлу таким образом, как будто это обыкновенный массив, хранящийся в памяти (не загружая файл в память явно). «Побочным эффектом» этой технологии является возможность работать с таким отображенным файлом сразу нескольким процессам. Таким образом, можно создать объект file mapping, но не ассоциировать его с каким-то конкретным файлом. Получаемая область памяти как раз и будет общей между процессами. Работая с этой памятью, потоки обязательно должны согласовывать свои действия с помощью объектов синхронизации.
Библиотеки динамической компоновки (DLL)
Библиотеки динамической компоновки также имеют способность обеспечивать обмен данными между процессами. Когда в рамках DLL объявляется переменная, ее можно сделать разделяемой (shared). Все процессы, обращающиеся к библиотеке, для таких переменных будут использовать одно и то же место в физической памяти. (Здесь также важно не забыть о синхронизации.)
Протокол динамического обмена данными (Dynamic Data Exchange, DDE)
Этот протокол выполняет все основные функции для обмена данными между приложениями. Он очень широко использовался до тех пор, пока для этих целей не стали применять OLE (впоследствии ActiveX). На данный момент DDE используется достаточно редко, в основном для обратной совместимости.
Больше всего этот протокол подходит для задач, не требующих продолжительного взаимодействия с пользователем. Пользователю в некоторых случаях нужно только установить соединение между программами, а обмен данными происходит без его участия. Замечу, что все это в равной степени относится и к технологии OLE/ActiveX.

OLE/ActiveX
Это действительно универсальная технология, и одно из многих ее применений — межпроцессный обмен данными. Хотя cтоит думаю отметить, что OLE как раз для этой цели и создавалась (на смену DDE), и только потом была расширена настолько, что пришлось поменять название ;-). Специально для обмена данными существует интерфейс IDataObject. А для обмена данными по сети используется DCOM, которую под некоторым углом можно рассматривать как объединение ActiveX и RPC.
Каналы (pipes)
Каналы — это очень мощная технология обмена данными. Наверное, именно поэтому в полной мере они поддерживаются только в Windows NT/2000. В общем случае канал можно представить в виде трубы, соединяющей два процесса. Что попадает в трубу на одном конце, мгновенно появляется на другом. Чаще всего каналы используются для передачи непрерывного потока данных.
Каналы делятся на анонимные (anonymous pipes) и именованные (named pipes).
Анонимные каналы используются достаточно редко, они просто передают поток вывода одного процесса на поток ввода другого.
Именованные каналы передают произвольные данные и могут работать через сеть. (Именованные каналы поддерживаются только в WinNT/2000.)

Сокеты (sockets)
Это очень важная технология, т.к. именно она отвечает за обмен данными в Интернет. Сокеты также часто используются в крупных ЛВС. Взаимодействие происходит через т.н. разъемы-«сокеты», которые представляют собой абстракцию конечных точек коммуникационной линии, соединяющей два приложения. С этими объектами программа и должна работать, например, ждать соединения, посылать данные и т.д. В Windows входит достаточно мощный API для работы с сокетами.
Почтовые слоты (mailslots)
Почтовые слоты — это механизм однонаправленного IPC. Если приложению известно имя слота, оно может помещать туда сообщения, а приложение-хозяин этого слота (приемник) может их оттуда извлекать и соответствующим образом обрабатывать. Основное преимущество этого способа — возможность передавать сообщения по локальной сети сразу нескольким компьютерам за одну операцию. Для этого приложения-приемники создают почтовые слоты с одним и тем же именем. Когда в дальнейшем какое-либо приложение помещает сообщение в этот слот, приложения-приемники получают его одновременно.
Объекты синхронизации
Как ни странно, объекты синхронизации тоже можно отнести к механизмам IPC. Конечно, объем передаваемых данных в данном случае очень невелик 😉 Но именно эти объекты следует использовать, если одному процессу нужно передать другому что-то вроде «я закончил работу» или «я начинаю работать с общей памятью».
Microsoft Message Queue (MSMQ)
Этот протокол действительно оправдывает свое название — он обеспечивает посылку сообщений между приложениями с помощью очереди сообщений. Основное его отличие от стандартной очереди сообщений Windows в том, что он может работать с удаленными процессами и даже с процессами, которые на данный момент недоступны (например, не запущены). Доставка сообщения по адресу гарантируется. Оно ставится в специальную очередь сообщений и находится там до тех пор, пока не появляется возможность его доставить.

Читайте также:  Windows для компьютеров apple

Обмен данными между процессами windows

Изучение средств обмена данными между процессами мы начнем с файлов, отображенных на память. Этот способ обладает высоким быстродействием, так как данные передаются между процессами непосредственно через виртуальную память.

Методика работы с файлами, отображаемыми на память, была описана в первой главе. Эта методика может быть использована без изменений для организации передачи данных между процессами, однако мы все же сделаем некоторые замечания.

Напомним, что отображение создается функцией CreateFileMapping.

Вот фрагмент кода из приложения Oem2Char, в котором создается отображение файла, а затем выполняется отображение этого файла в память:

Здесь в качестве первого параметра для функции CreateFileMapping мы передаем идентификатор файла, открытого функцией CreateFile. Последний параметр указан как NULL, поэтому отображение не имеет имени.

Если отображение будет использоваться для передачи данных между процессами, удобно указать для него имя. Пользуясь этим именем, другие процессы смогут открыть отображение функцией OpenFileMapping.

Другое замечание касается идентификатора файла, передаваемого функции CreateFileMapping через первый параметр. Если вы создаете отображение только для того чтобы обеспечить передачу данных между процессами, вам не нужно создавать файл на диске компьютера. Указав в качестве идентификатора файла значение (HANDLE)0xFFFFFFFF, вы создадите отображение непосредственно в виртуальной памяти без использования дополнительного файла.

Ниже мы привели фрагмент кода, в котором создается отображение с именем $MyVerySpecialFileShareName$, причем это отображение создается в виртуальной памяти:

После того как вы создали объект-отображение, следует выполнить отображение файла в память при помощи функции MapViewOfFile, как это было показано выше. В случае успеха эта функция вернет указатель на отображенную область памяти.

Итак, первый процесс создал отображение. Второй процесс, который будет выполнять обмен данными с первым процессом, должен открыть это отображение по имени при помощи функции OpenFileMapping, например, так:

Далее второе приложение выполняет отображение, вызывая функцию MapViewOfFile:

Пользуясь значением, полученным от функции MapViewOfFile, второе приложение получает указатель на отображенную область памяти. Физически эта область находится в тех же страницах виртуальной памяти, что и область, созданная первым процессом. Таким образом, два процесса получили указатели на общие страницы памяти.

Перед завершением своей работы процессы должны отменить отображение файла и освободить идентификатор созданного объекта-отображения:

Приложение Fmap/Server

Для иллюстрации методики обмена данными мжеду различными процессами с использованием файлов, отображаемых на память, мы подготовили исходные тексты двух консольных приложений: Fmap/Server и Fmap/Client. Эти приложения работают в паре (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Взаимодействие консольных приложений Fmap/Server и Fmap/Client

Приложение Fmap/Server создает отображение и два объекта-события. Первый объект предназначен для работы с клавиатурой, второй — для обнаружения момента завершения приложения Fmap/Client. Объекты-события были описаны нами в предыдущем томе “Библиотеки системного программиста”, посвященном программированию для операционной системы Microsoft Windows NT.

Читайте также:  Аппаратный ускоритель windows 10

Приложение Fmap/Client открывает созданное отображение и объекты-события, а затем в цикле вводит символы с клавиатуры, переключая один из объектов-событий в отмеченное состояние при вводе каждого символа. Коды введенных символов записываются в отображенную память.

По мере того как пользователь вводит символы в окне приложения Fmap/Client, приложение Fmap/Server отображает их в своем окне, получая коды введенных символов из отображенной памяти. Для синхронизации используется объект-событие, выделенное для работы с клавиатурой.

Если пользователь нажимает клавишу в окне приложения Fmap/Client, это приложение отмечает оба события и завершает свою работу. Приложение Fmap/Server, обнаружив, что второй объект-событие оказался в отмеченном состоянии, также завершает свою работу. Таким образом, если завершить работу приложения Fmap/Client, то приложение Fmap/Server также будет завершено.

Исходный текст приложения Fmap/Server представлен в листинге 2.1.

Листинг 2.1. Файл fmap/server/server.c

В глобальных переменных hEventChar и hEventTermination хранятся идентификаторы объектов-событий, предназначенных, соответственно, для работы с клавиатурой и для фиксации момента завершения работы приложения Fmap/Client. Эти же идентификаторы записываются в глобальный массив hEvents, который используется функцией WaitForMultipleObjects.

Глобальные имена объектов-событий хранятся в переменных lpEventName и lpEventTerminationName.

Имя отображения записывается в массив lpFileShareName, а идентификатор этого отображения — в глобальную переменную hFileMapping.

После выполнения отображения адрес отображенной области памяти, предназначенной для обмена данными с другим процессом, сохраняется в глобальной переменной lpFileMap.

Функция main приложения Fmap/Server создает два объекта-события, пользуясь для этого функцией CreateEvent. Описание этой функции вы найдете в предыдущем томе “Библиотеки системного программиста”.

Далее функция main создает объект-отображение и выполняет отображение, вызывая для этого, соответственно, функции CreateFileMapping и MapViewOfFile. Так как в качестве идентификатора файла функции CreateFileMapping передается значение (HANDLE)0xFFFFFFFF, отображение будет создано непосредственно в виртуальной памяти без использования файла, расположенного на диске.

После инициализации массива hEvents функция main запускает цикл, в котором выполняется ожидание событий и вывод символов, записанных приложением Fmap/Client в отображенную область виртуальной памяти.

Для ожидания двух событий используется функция WaitForMultipleObjects. Через третий параметр этой функции передается значение FALSE, поэтому ожидание прекращается в том случае, если любое из событий переходит в отмеченное состояние.

В том случае, когда в отмеченное состояние перешел объект-событие hEventTermination, функция WaitForMultipleObjects возвращает значение WAIT_OBJECT_0. Обнаружив это, функция main завершает свою работу, потому что событие hEventTermination отмечается при завершении работы клиентского приложения Fmap/Client.

Если же в отмеченное состояние переходит объект-событие hEventChar, функция WaitForMultipleObjects возвращает значение WAIT_OBJECT_0 + 1. В этом случае функция main читает первый байт из отображенной области памяти и выводит его в консольное окно при помощи хорошо знакомой вам из программирования для MS-DOS функции putch:

Перед своим завершением функция main закрывает идентификаторы объектов-событий, отменяет отображение и освобождает идентификатор этого отображения.

Приложение Fmap/Client

Исходные тексты приложения Fmap/Client, предназначенного для совместной работы с приложением Fmap/Server, представлены в листинге 2.2.

Листинг 2.2. Файл fmap/client/client.c

После создания объектов-событий, предназначенных для синхронизации работы с приложением Fmap/Server, функция main приложения Fmap/Client открывает отображение при помощи функции OpenFileMapping, как это показано ниже:

В качестве имени отображения здесь указывается строка $MyVerySpecialFileShareName$ — точно такая же, что и в приложении Fmap/Server.

Далее в случае успеха выполняется отображение в память:

Если отображение выполнено успешно, в глобальную переменную lpFileMap записывается указатель на отображенную область памяти, а затем запускается цикл ввода символов с клавиатуры.

Символы вводятся при помощи функции консольного ввода getche. Результат сохраняется в первом байте отображенной области памяти, откуда его будет брать для вывода приложение Fmap/Server:

После выполнения записи функция main устанавливает в отмеченное состояние объект-событие, предназначенное для работы с клавиатурой.

Если пользователь нажимает в окне приложения Fmap/Client клавишу , имеющую код 27, цикл прерывается. Оба объекта-события переводятся в отмеченное состояние, после чего идентификаторы этих объектов освобождаются.

Перед завершением работы функция main отменяет отображение файла и освобождает идентификатор объекта-отображения.

Оцените статью