Обоснование для закупки windows server 2019

Содержание
  1. Инструкция по обоснованию невозможности соблюсти запрет на допуск иностранного программного обеспечения
  2. Запрет на допуск программного обеспечения
  3. Закупка иностранного ПО
  4. Обоснование
  5. Лицензирование для «чайников»: Windows Server 2019
  6. Содержание
  7. Редакции Microsoft Windows Server 2019
  8. Выбор вида лицензии
  9. Принципы лицензирования
  10. Доступность Microsoft Windows Server 2016 и более ранних версий
  11. ЗАКУПКА КОМПЬЮТЕРОВ И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  12. Закупка компьютеров в одном лоте с программным обеспечением
  13. Однако, статьей 14 закона 44-ФЗ предусмотрены запреты на поставку из зарубежных стран.
  14. Поскольку перечни ПП-968 и ПП-878 не совпадают, заказчику надо быть внимательным, чтобы не осуществить закупку, руководствуясь старым перечнем.
  15. Приказ Минфина № 126н утвердил условия допуска иностранных товаров вне зависимости от того в одном иностранном государстве или в нескольких они произведены, при закупке товаров по 44-ФЗ, на случай, если товар иностранный, но заявки не подлежат отклонению в силу того, что-то или иное ПП не применяется.
  16. Некоторые заказчики по ошибке или в силу каких-то своих соображений указывает в извещении и документации не все запрещающие постановления Правительства и приказы Минфина.
  17. Пример аукционной документации с нарушением:
  18. Комиссия ФАС признала действия заказчика неправомерными, поскольку он нарушил ПП-878, объединив в одном лоте товары, включенные в запретительный перечень и не включенные в него.
  19. Пример закупки компьютера с ОС:
  20. Что же касается вопроса об указании в тендерной документации права участника предложить эквивалент программного обеспечения, вопрос тут неоднозначный.
  21. При жалобе на документацию, пожалуй, все будет зависеть от решения конкретной комиссии ФАС.
  22. Из чего следует вывод, что объединять компьютеры в одном лоте с программным обеспечением можно, если только это не противоречит закону 44-ФЗ, то есть, не ограничивает конкуренцию.

Инструкция по обоснованию невозможности соблюсти запрет на допуск иностранного программного обеспечения

Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, — это документальное подтверждение уникальности и отсутствия отечественных аналогов зарубежного софта, который необходим заказчику для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Скачать формы шаблонов объяснения невозможности соблюдения запрета на допуск
Скачать образец обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения Windows 10
Скачать образец обоснования невозможности соблюдения запрета ограничения допуска для ПО Microsoft Office 365

Запрет на допуск программного обеспечения

Применение национального режима (ст. 14 44-ФЗ) в закупках программного обеспечения регулируется постановлением правительства № 1236 от 16.11.2015. Это нормативный акт устанавливает запрет на допуск иностранного ПО. Но отечественного софта практически нет либо функционала недостаточно, поэтому многие ищут возможность, как обойти постановление 1236. В законе есть условия, при которых госзаказчик вправе закупить иностранную программу, но прежде чем это сделать, надлежит проверить действующие реестры софта. Их два:

1. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это свод всех лицензионных программ, правообладателями которых являются Российская Федерация, субъекты РФ, отечественные коммерческие и некоммерческие компании (без преобладающего участия зарубежных организаций), физические лица с российским гражданством.

2. Единый реестр программ для электронных и вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза. ПО из Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии приобретается на тех же основаниях, что и отечественное, — без применения правил национального режима.

Если требуемая программа есть в одном из этих реестров, то сослаться на отсутствие аналогов оборудования, обоснование невозможности приобретения отечественного ПО у заказчика не получится. Вот основные требования к программам из РФ (п. 5 правил формирования и ведения реестра, утв. ПП РФ № 1236):

  • ПО не имеет заграничного управления и принудительного обновления;
  • исключительные права принадлежат только российским правообладателям;
  • информационное сопровождение софта не содержит государственную тайну;
  • легитимность ввода для использования в России;
  • свободная реализация, отсутствие ограничений для отечественных и для иностранных пользователей;
  • полное соответствие нормам безопасности для защиты конфиденциальной информации, подтвержденное сертификатами;
  • лимиты по лицензионным выплатам в пользу зарубежных предприятий — меньше 30% от выручки за прошедший год.

Для продукции, включенной в реестр ЕАЭС, действуют те же требования. В дополнении к такому обеспечению применяется норма о невозможности обновления и управления из стран, которые не являются членами Евразийского экономического союза.

Если вы решили закупить программу для реализации локальных нужд, вот последовательность обоснования электронного приложения:

  1. Определяемся с объектом закупки.
  2. Проверяем наличие программного продукта в Единых реестрах ПО из России и ЕАЭС.
  3. Готовим закупочную документацию.
  4. В извещении и документах заказа устанавливаем запрет на поставку иностранных электронных продуктов.
  5. Рассматриваем заявки, отклоняем участников, нарушивших запрет, и определяем победителя.

Закупка иностранного ПО

Если установили запрет на допуск заграничного ПО, то не вправе приобретать такие электронные продукты. По нормам ПП РФ № 1236, российским организациям запрещено закупать иностранные программы или права на их использование. Но есть и исключения. Вот в каких случаях готовится обоснование о невозможности применения постановления 1236:

  1. В Единых реестрах нет никаких сведений о приобретаемых продуктах и программах, относящихся к тому же классу.
  2. Программы из списком Министерства связи не обладают требуемыми техническими и информационными характеристиками./li>
Читайте также:  Windows грузиться только с флешки

В таких случаях заказчику надлежит подготовить письмо о невозможности соблюдения запрета на допуск иностранного ПО и детально обосновать необходимость приобретения иностранного товара.

Обоснование

Внимательно изучайте Единые реестры на наличие аналогичных или схожих по классу продуктов. Если заказчик безосновательно закажет иностранное ПО, Федеральная антимонопольная служба накажет за нарушение закона (решение ФАС России от 04.10.2016 по делу № П-184/16). Если аналогий и похожих предложений в отечественном и евразийском реестрах нет, готовьте обоснование.

Теперь разберем, нужно ли устанавливать запрет по ПП 1236, если пишет обоснование заказчик, ссылаясь на техническую невозможность купить отечественное ПО. Запрет прописывают в извещении и документах, если к заказу применяются правила национального режима, и этот случай не является исключением из ПП 1236 (ст. 10 44-ФЗ). Следовательно, если заказчик составляет обоснование невозможности закупки отечественного продукта, устанавливать запрет в извещении нет необходимости. Но во избежание споров с ФАС рекомендуется добавить примечание (и в извещение, и в документацию) о неприменении запрета на допуск и наличии обоснования невозможности заказа ПО из России и стран ЕАЭС.

Обязательно включите в документ-основание такую информацию:

  1. Обстоятельства, вызвавшие невозможность приобретения отечественного и евразийского электронного продукта.
  2. Классификацию приобретаемого ПО. Классы продукции закреплены в приказе Минкомсвязи № 621 от 31.12.2015.
  3. Основные характеристики продукта — технические, эксплуатационные, функциональные, технологические, информационные.

Обосновать необходимо не только невозможность приобретения отечественного ПО, но и несоответствие конкретных функций программ схожего класса из Единых реестров запросам заказчика (решение ФАС России от 05.10.2016 по делу № П-200/16). Реестровые сведения постоянно обновляются — готовьте обоснование непосредственно в день размещения извещения. Это поможет избежать нарушений в описании характеристик схожей продукции.

А вот как обосновать необходимость приобретения компьютера с операционной системой Windows 10 на конкретном примере:

Лицензирование для «чайников»: Windows Server 2019

Microsoft Windows Server 2019 – операционная система корпоративного уровня, обеспечивает обработку гибридного облака и данных, а также новый уровень безопасности и инноваций для приложений и инфраструктуры компании.

Решение нового поколения для развертывания приложений Windows Server 2019 предназначено для IT-специалистов, позволяет проводить работы в сфере создания и предоставления масштабных облачных сервисов, которые содержат последние технологии и улучшения для виртуализации, хранения и управления сетями, защиты информации и доступа, инфраструктуры виртуальных рабочих столов, платформы приложений и веб-платформы, а также множество других модулей.

Microsoft Windows Server 2019 пришел на смену Windows Server 2016 (о предыдущей версии вы можете прочитать в этой статье).

Содержание

Редакции Microsoft Windows Server 2019

Существуют следующие редакции (выпуски) Microsoft Windows Server 2019:

  • Datacenter – содержит полный функционал с неограниченными правами на запуск виртуальных экземпляров.
  • Standard – редакция ОС с полными возможностями и правом запуска до двух виртуальных экземпляров.
  • Essentials – редакция ОС для предприятий малого бизнеса (поддерживает до 25 пользователей или 50 устройств).

Выбор вида лицензии

Для Microsoft Windows Server доступно 3 основных вида лицензирования:

  1. Приобретение лицензии в комплекте с оборудованием (ОЕМ).
  2. Коробочная версия (FPP).
  3. Корпоративная лицензия (Open License, Open Value и т.д.).

Подробнее об этих видах лицензий можно прочитать в статье:

Принципы лицензирования

Редакции Windows Server 2019 Standard и Datacenter лицензируются по схеме «Лицензии на ядра» + «лицензия клиентского доступа CAL» + «дополнительная лицензия External Connector».

Каждая серверная лицензия выпускается на 2 физических ядра (2Lic Core). Минимальный пакет на 1 процессор – 4 лицензии 2Lic Core (8 ядер). Минимальный пакет на 1 сервер – 8 лицензий 2Lic Core (т.е нужно лицензировать как минимум 16 ядер).

При покупке лицензий Windows Server 2019 Standard или Datacenter вам понадобятся:

  • серверные лицензии, для каждого сервера нужно 8 или более лицензий – это определяется количеством ядер;
  • клиентские лицензии Windows Server CAL, количество которых равно числу лицензируемых клиентов – пользователей или устройств.

Клиент – это пользователь или устройство (компьютер), которые прямо или косвенно обращаются к серверному программному обеспечению. Соответственно, существуют клиентские лицензии «на пользователя» (User CAL) и «на устройство» (Device CAL). Вам нужно будет выбрать тип лицензии, который наиболее подходит (например, более экономичный). Чаще выбирают лицензии «на устройство».

Важное замечание: при увеличении числа серверов число клиентских лицензий не увеличивается. Количество клиентских лицензий зависит только от числа лицензируемых объектов – пользователей или устройств.

Например, для 1 сервера, имеющего не более 2 процессоров по 8 ядер каждый, и 20 подключенных к нему устройств у вас получится такой список лицензий для редакции Standard:

  • WinSvrSTDCore 2019 Single OLV 2Lic NL CoreLic – 8 шт.
  • WinSvrCAL 2019 Single OLV NL DvcCAL – 20 шт.

С 1 мая 2017 года в прайс-листе Microsoft появилась специальная позиция для покупки минимального набора серверных лицензий: пакет на 16 ядер.

Для редакции Standard:

  • WinSvrSTDCore 2019Single OLV 16Lic NL CoreLic

Пакеты лицензий на 2 ядра остаются доступны для заказа. Изменений в лицензионных требованиях нет, пользователи по-прежнему должны лицензировать все физические ядра серверов. Цена одной лицензии на 16 ядер не отличается от стоимости 8 лицензий на 2 ядра.

Читайте также:  Применение патча ядра linux

Лицензия External Connector позволяет подключаться к серверу неограниченному числу внешних пользователей. Внешними пользователями могут быть сотрудники партнерских компаний, покупатели или поставщики, просто посторонние люди (т.е. все, кроме сотрудников вашей организации). Для своих сотрудников необходимо покупать лицензии CAL.

А если не буду покупать клиентские лицензии?
Тем самым вы нарушите лицензионное соглашение и последствия этого будут такие же, как в случае полного отсутствия лицензии.

Лицензирование Windows Server 2019 Essentials не изменилось по сравнению с предыдущей версией. Редакция Essentials лицензируется, как и раньше, по числу серверов и не требует лицензий клиентского доступа.

Если у меня в офисе несколько организаций и все пользуются общими серверами – на какую организацию надо покупать лицензию?
В данном случае действует следующее правило: лицензии покупает владелец сервера. Для подключения большого количества внешних пользователей можно использовать лицензию Windows Server 2012 External Connector.

Как лицензируется использование сервера терминалов в Windows Server?
Серверная лицензия на Windows Server 2019 (редакции Standard и Datacenter) включает возможность запуска служб терминалов. Помимо лицензии Windows Server CAL для каждого пользователя или устройства, которые прямо или косвенно обращаются к серверному программному обеспечению для предоставления графического интерфейса пользователя с помощью функций Служб терминалов Windows Server 2019, необходимо приобрести лицензию Windows Server 2019 Remote Desktop Services CAL.

Существует два типа Windows Server 2019 Remote Desktop Services CAL: клиентская лицензия на «на устройство» (Device CAL) и «на пользователя» (User CAL). Лицензия Windows Server 2019 Remote Desktop Services External Connector позволяет предоставить неограниченному количеству внешних пользователей доступ к терминальным службам на базе Windows Server.

Важное замечание: лицензии Windows Remote Desktop Services CAL приобретаются в дополнение к лицензиям Windows Server CAL. То есть в нашем примере, если 10 устройств из 20 подключенных к серверу используют терминальный доступ, необходимо приобрести 20 лицензий Windows Server CAL и 10 лицензий Windows Remote Desktop Services CAL:

  • WinSvrSTDCore 2019 Single OLV 2Lic NL CoreLic – 8 шт.
  • WinSvrCAL 2019 Single OLV NL DvcCAL – 20 шт.
  • WinRmtDsktpSrvcsCAL 2019 Single OLV NL DvcCAL – 10 шт.

Можно ли к Windows Server 2019 Essentials подключаться через терминальный доступ (rdp), какие лицензии для этого нужно купить?
Windows Server 2019 Essentials не может использоваться для терминального доступа. Для этого вам нужен, как минимум, Windows Server 2019 Standard.

Доступность Microsoft Windows Server 2016 и более ранних версий

Корпоративные лицензии Microsoft Windows Server 2019 разрешают использование предыдущих версий продукта соответствующих редакций (правило Downgrade). При этом применяются принципы лицензирования актуальной версии.

ЗАКУПКА КОМПЬЮТЕРОВ И ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Закупка компьютеров в одном лоте с программным обеспечением

Закон 44-ФЗ разрешает объединять связанные товары в один лот, в том случае, если это не ограничивает количество участников закупки.

Да, с точки зрения закона 44-ФЗ закупка компьютера с операционной системой (ОС), например, Windows допустима, а уже с приложением Microsoft Office – нет, поскольку этот пакет программ прямой функциональной связи с компьютером не имеют, ведь они не обязательны для его работы, а без ОC он загружаться не будет.

Впрочем, программа Microsoft Word, той или иной версии (из вышеуказанного пакета), например, установлена едва ли на всех компьютерах РФ. Без нее компьютер работать, конечно, может, но ни одного нормального документа на нем уже не набить. Так что, если заказчик покупает компьютеры именно для делопроизводства, то Microsoft Word можно считать необходимой программой. Так что, тут как посмотреть.

Однако, статьей 14 закона 44-ФЗ предусмотрены запреты на поставку из зарубежных стран.

Во-первых, с 1 августа сего года действует постановление правительства №878 (далее ПП-878), которое действует взамен ПП-968. Оно позволяет делать предметом одного контракта только те виды радиоэлектронных изделий, которые включены в утвержденный перечень.

Также на днях на сайте Минпромторга был опубликован реестр радиоэлектронного оборудования российских производителей, о которому заказчик может проверить происхождение того или иного электронного изделия. Сейчас там около 800 наименований.

Поскольку перечни ПП-968 и ПП-878 не совпадают, заказчику надо быть внимательным, чтобы не осуществить закупку, руководствуясь старым перечнем.

Само собой разумеется, что никакие другие товары не могут быть предметом одного лота с компьютерной техникой.

Заказчики, пытающиеся закупать компьютеры одновременно со строительными инструментами, например, обречены на снос ФАСом своих закупок и административный штраф. Поскольку программное обеспечение не относится к радиоэлектронной продукции, то и оно закупаться одновременно с компьютерами не может.

Кроме того, действует еще ПП-1236, устанавливающее запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. Закупка иностранного софта, согласно этого постановления, возможна лишь при наличии обоснования невозможности соблюдения запрета.

Приказ Минфина № 126н утвердил условия допуска иностранных товаров вне зависимости от того в одном иностранном государстве или в нескольких они произведены, при закупке товаров по 44-ФЗ, на случай, если товар иностранный, но заявки не подлежат отклонению в силу того, что-то или иное ПП не применяется.

Данный приказ запрещает делать предметом одного контракта, а, следовательно, и включать в один лот товары, входящие и не входящие в перечень, прилагаемый к данному Приказу.

Компьютеры относятся к коду ОКПД2 26.20.15.000. Данный код попадает под действие как ПП-878, так и Приказа №126н, а код программного продукта ОКПД2 58.29.11.000 – нет. Таким образом, коль программное обеспечение тоже является товаром, то закупить его одновременно с компьютерами, не нарушив ПП 878 и приказ Минфина, нельзя.

Что касается предустановленного программного обеспечения, то здесь картина ничем не отличается от закупки отдельных лицензий, поскольку, согласно ПП 1236, запрет действует вне зависимости от формы лицензионного договора.

Некоторые заказчики по ошибке или в силу каких-то своих соображений указывает в извещении и документации не все запрещающие постановления Правительства и приказы Минфина.

Путь это довольно скользкий, поскольку в случае жалобы ФАС выявит все нарушения сразу и уже не важно будет сколько запретов заказчик не указал – один или два. Процедуру заказчику все равно придется повторять. Разве что штраф, налагаемый на аукционную комиссию заказчика в первом случае будет меньше.

Пример аукционной документации с нарушением:

Заказчик в составе одного лота закупал операционную систему Windows 10 32-разрядную и персональные компьютеры. Одним из участников была подана жалоба в ФАС на аукционную документацию.

Комиссия ФАС признала действия заказчика неправомерными, поскольку он нарушил ПП-878, объединив в одном лоте товары, включенные в запретительный перечень и не включенные в него.

Кроме того, комиссия ФАС отметила, что заказчик не ограничил в аукционной документации поставку зарубежного программного обеспечения, которым является ОС Windows несмотря на то, что она входит в запретительный перечень ПП-1236. Заказчик был вынужден приобретать «софт» и «железо» раздельно.

Заказчику следует быть осторожным и при применении Приказа Минфина 126н, ведь если он неправомерно снизит цену контракта на 15%, участник может затаиться и заключить контракт, а потом обжаловать столь дискриминационную меру сразу в арбитражном суде.

Пример закупки компьютера с ОС:

Заказчик снизил цену контракта, который был заключен с победителем аукциона на поставку компьютеров с предустановленной операционной системой Windows 8 на 15%. Участник контракт подписал, а затем обратился в арбитражный суд. Суд признал неправомерность такого дисконта, поскольку программное обеспечение не попадало под действие приказа №126н.

Что же касается вопроса об указании в тендерной документации права участника предложить эквивалент программного обеспечения, вопрос тут неоднозначный.

Российский эквивалент зарубежного ПО может наличествовать, но если в штате заказчика находятся специалисты, прошедшие курсовую подготовку, и имеющие опыт в работе только с зарубежным программным обеспечением, то их переучивание потребует времени и денег.

И если расходы заказчика на переквалификацию закон 44-ФЗ никак не комментирует, то есть это – проблемы самого заказчика, то факт необходимости переквалификации программистов заказчика в принципе может быть принят ФАСом во внимание.

Так если, например, срок поставки зарубежной операционной системы 7 дней, а краткосрочная (72-часовая) курсовая подготовка отнимет у программистов почти 3 недели (при типичной длительности курсов 4 часа в день), то он теоретически может обосновать необходимость поставки именно зарубежного программного обеспечения без указания слова «эквивалент» в документации.

И обосновать не в вольной форме, а в установленном порядке, c указанием причин несоответствия реестрового программного обеспечения своим требованиям (подтвердить несоответствие характеристик).

При жалобе на документацию, пожалуй, все будет зависеть от решения конкретной комиссии ФАС.

Итак, наиболее приемлемый для заказчика вариант, по мнению автора, –раздельная закупка компьютерной техники и ПО (даже операционных систем), хотя это и менее удобно. Заказчику трудно будет доказать правомерность формирования «объединенного» лота.

Например, представить соответствующий документ от официального дилера или дистрибьютора. И здесь теоретически может быть принят во внимание аргумент экономии времени на установку программного обеспечения на компьютеры, особенно если закупается их крупная партия, а у заказчика в штате мало программистов.

Напоследок, нельзя не отметить позицию арбитражных судов по этому поводу. Так, в одном из разъяснений Верховного арбитражного суда было подчеркнуто, что любое программное обеспечение связано с компьютером, так что закупать его без «железа» нет смысла.

Из чего следует вывод, что объединять компьютеры в одном лоте с программным обеспечением можно, если только это не противоречит закону 44-ФЗ, то есть, не ограничивает конкуренцию.

Доказать этот факт заказчик может тем, что на тендер подали заявки много участников. Поэтому если заказчик всё же решит сэкономить время и закупить компьютеры вместе с софтом, то он должен быть готов к тому что ему придется потом побегать по инстанциям, или надеяться на то что, он не затронет интересы участников, и никто из них на документацию не пожалуется.

Читайте также:  Adobe illustrator 10 and windows 10
Оцените статью