- Инструкция по обоснованию невозможности соблюсти запрет на допуск иностранного программного обеспечения
- Запрет на допуск программного обеспечения
- Закупка иностранного ПО
- Обоснование
- Как обосновать невозможность соблюдать запрет на допуск ПО
- Как действует запрет на допуск ПО
- Когда можно закупить иностранное ПО
- Как обосновать невозможность соблюдения запрета
- «НЕ прописываем» запрет на допуск иностранного программного обеспечения по Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236
Инструкция по обоснованию невозможности соблюсти запрет на допуск иностранного программного обеспечения
Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, — это документальное подтверждение уникальности и отсутствия отечественных аналогов зарубежного софта, который необходим заказчику для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Скачать формы шаблонов объяснения невозможности соблюдения запрета на допуск |
Скачать образец обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения Windows 10 |
Скачать образец обоснования невозможности соблюдения запрета ограничения допуска для ПО Microsoft Office 365 |
Запрет на допуск программного обеспечения
Применение национального режима (ст. 14 44-ФЗ) в закупках программного обеспечения регулируется постановлением правительства № 1236 от 16.11.2015. Это нормативный акт устанавливает запрет на допуск иностранного ПО. Но отечественного софта практически нет либо функционала недостаточно, поэтому многие ищут возможность, как обойти постановление 1236. В законе есть условия, при которых госзаказчик вправе закупить иностранную программу, но прежде чем это сделать, надлежит проверить действующие реестры софта. Их два:
1. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это свод всех лицензионных программ, правообладателями которых являются Российская Федерация, субъекты РФ, отечественные коммерческие и некоммерческие компании (без преобладающего участия зарубежных организаций), физические лица с российским гражданством.
2. Единый реестр программ для электронных и вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза. ПО из Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии приобретается на тех же основаниях, что и отечественное, — без применения правил национального режима.
Если требуемая программа есть в одном из этих реестров, то сослаться на отсутствие аналогов оборудования, обоснование невозможности приобретения отечественного ПО у заказчика не получится. Вот основные требования к программам из РФ (п. 5 правил формирования и ведения реестра, утв. ПП РФ № 1236):
- ПО не имеет заграничного управления и принудительного обновления;
- исключительные права принадлежат только российским правообладателям;
- информационное сопровождение софта не содержит государственную тайну;
- легитимность ввода для использования в России;
- свободная реализация, отсутствие ограничений для отечественных и для иностранных пользователей;
- полное соответствие нормам безопасности для защиты конфиденциальной информации, подтвержденное сертификатами;
- лимиты по лицензионным выплатам в пользу зарубежных предприятий — меньше 30% от выручки за прошедший год.
Для продукции, включенной в реестр ЕАЭС, действуют те же требования. В дополнении к такому обеспечению применяется норма о невозможности обновления и управления из стран, которые не являются членами Евразийского экономического союза.
Если вы решили закупить программу для реализации локальных нужд, вот последовательность обоснования электронного приложения:
- Определяемся с объектом закупки.
- Проверяем наличие программного продукта в Единых реестрах ПО из России и ЕАЭС.
- Готовим закупочную документацию.
- В извещении и документах заказа устанавливаем запрет на поставку иностранных электронных продуктов.
- Рассматриваем заявки, отклоняем участников, нарушивших запрет, и определяем победителя.
Закупка иностранного ПО
Если установили запрет на допуск заграничного ПО, то не вправе приобретать такие электронные продукты. По нормам ПП РФ № 1236, российским организациям запрещено закупать иностранные программы или права на их использование. Но есть и исключения. Вот в каких случаях готовится обоснование о невозможности применения постановления 1236:
- В Единых реестрах нет никаких сведений о приобретаемых продуктах и программах, относящихся к тому же классу.
- Программы из списком Министерства связи не обладают требуемыми техническими и информационными характеристиками./li>
В таких случаях заказчику надлежит подготовить письмо о невозможности соблюдения запрета на допуск иностранного ПО и детально обосновать необходимость приобретения иностранного товара.
Обоснование
Внимательно изучайте Единые реестры на наличие аналогичных или схожих по классу продуктов. Если заказчик безосновательно закажет иностранное ПО, Федеральная антимонопольная служба накажет за нарушение закона (решение ФАС России от 04.10.2016 по делу № П-184/16). Если аналогий и похожих предложений в отечественном и евразийском реестрах нет, готовьте обоснование.
Теперь разберем, нужно ли устанавливать запрет по ПП 1236, если пишет обоснование заказчик, ссылаясь на техническую невозможность купить отечественное ПО. Запрет прописывают в извещении и документах, если к заказу применяются правила национального режима, и этот случай не является исключением из ПП 1236 (ст. 10 44-ФЗ). Следовательно, если заказчик составляет обоснование невозможности закупки отечественного продукта, устанавливать запрет в извещении нет необходимости. Но во избежание споров с ФАС рекомендуется добавить примечание (и в извещение, и в документацию) о неприменении запрета на допуск и наличии обоснования невозможности заказа ПО из России и стран ЕАЭС.
Обязательно включите в документ-основание такую информацию:
- Обстоятельства, вызвавшие невозможность приобретения отечественного и евразийского электронного продукта.
- Классификацию приобретаемого ПО. Классы продукции закреплены в приказе Минкомсвязи № 621 от 31.12.2015.
- Основные характеристики продукта — технические, эксплуатационные, функциональные, технологические, информационные.
Обосновать необходимо не только невозможность приобретения отечественного ПО, но и несоответствие конкретных функций программ схожего класса из Единых реестров запросам заказчика (решение ФАС России от 05.10.2016 по делу № П-200/16). Реестровые сведения постоянно обновляются — готовьте обоснование непосредственно в день размещения извещения. Это поможет избежать нарушений в описании характеристик схожей продукции.
А вот как обосновать необходимость приобретения компьютера с операционной системой Windows 10 на конкретном примере:
Как обосновать невозможность соблюдать запрет на допуск ПО
Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения — это документ, который необходим для закупок софта, в случае, если российские компании его не выпускают. Без этого заказчик не вправе приобрести иностранную программу.
Как действует запрет на допуск ПО
Прежде разобрать обоснование невозможности соблюдения запрета, разберемся, что представляет собой сам механизм ст. 14 44-ФЗ и Постановления от 16.11.2015 № 1236 об установлении запрета на приобретение иностранных товаров. Для иностранного программного обеспечения такие правила распространяются на любые закупки, в результате которых заказчик получит программное обеспечение или право на него.
С 01.01.2018 запрет не распространяется на ПО из государств — членов ЕАЭС. В дополнение к существующему специальному реестру Минсвязи появился дополнительный перечень с программами членов ЕАЭС. А для ведения реестров российского и евразийского ПО создали специальную федеральную государственную информационную систему.
В реестр отечественных программ включается софт, правообладателями которого является РФ, субъект РФ, муниципальное образование, российские коммерческие и некоммерческие организации без преобладающего иностранного участия, а также граждане РФ. Среди требований к российскому ПО в п. 5 Правил формирования перечня установлены следующие:
- легитимность ввода в гражданский оборот в РФ, свободная реализация и отсутствие ограничений (в т. ч. со стороны иностранных государств);
- лимиты выплат по лицензионным и иным договорам в пользу иностранных компаний должны составлять менее 30 процентов выручки за истекший год;
- сведения о ПО не составляют гостайну;
- соответствие требованиям безопасности, которое подтверждено сертификатами (только для ПО, целью которого является защита конфиденциальной информации);
- исключительное право на территории всего мира и на весь срок действия должно принадлежать вышеуказанным правообладателям;
- программное обеспечение не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа.
Аналогичные требования предусмотрены и для включения и в евразийский реестр. Однако, для евразийских программ установлена специальная норма об обновлении и управлении. Установлено, что такие обновления и управление не должно происходить из стран, которые не входят в ЕАЭС.
Поэтому стоит помнить, что при публикации извещения, документации на приобретение программных продуктов заказчик обязан установить положение о действии национального режима. Следовательно, если хотя бы в одном из реестров будет подходящая продукция, заказчику придется установить указанный запрет. В этом случае к закупке допустят только участников, которые предлагают товары из реестров.
Когда можно закупить иностранное ПО
В некоторых случаях заказчик имеет право закупать иностранные программы, однако ему необходимо составить документальный отчет, содержащий обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск. Исключения предусмотрены в Постановлении Правительства № 1236:
- В реестрах отсутствуют сведения о ПО, относящиеся к тому же классу, что закупает заказчик.
- Присутствующее в перечнях Минсвязи ПО не обладает необходимыми характеристиками.
Как обосновать невозможность соблюдения запрета
Обоснование невозможности должно содержать следующие положения:
- Указание на обстоятельство, согласно которому невозможно закупить российское и евразийское ПО. Необходимо внимательно изучать реестры на наличие необходимых программ, так как в случае невнимательного рассмотрения закупка может быть признана проведенной с нарушением законодательства (Решение ФАС России от 04.10.2016 по делу № П-184/16 — заказчик указал, что сведения о необходимом ПО отсутствуют в базе данных, а именно программное обеспечение класса «офисные приложения». Однако в ней имеются сведения о 18 программных продуктах данного класса).
- Класс закупаемого ПО согласно классификатору. Классы ПО, их описание, кодовое обозначение утверждены Приказом Минкомсвязи России от 31.12.2015 № 621.
- Функциональные, технические и эксплуатационные характеристики закупаемого ПО. В случае если в реестре имеется ПО, соответствующее закупаемому классу, но не обладающее необходимыми характеристиками, то в обосновании необходимо указать параметры, по которым оно не соответствует требованиям. Отсутствие в обосновании конкретных характеристик, которые не удовлетворяют требованиям заказчика, является нарушением положений 44-ФЗ и Постановления № 1236 (Решение ФАС России от 05.10.2016 по делу № П-200/16).
Ввиду того, что данные подлежат изменению и дополнению новыми программами, подготовка и утверждение документа о невозможности соблюдать запрет должны осуществляться в день публикации извещения в ЕИС.
«НЕ прописываем» запрет на допуск иностранного программного обеспечения по Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236
Доброго времени суток уважаемые коллеги и интересующиеся!
В развитее темы: «Прописываем запрет на допуск иностранного программного обеспечения по Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236».
Сегодня постараемся на примере аукциона в электронной форме раскрыть моменты сознательно опущенные в предыдущей статье посвященной применению Постановления №1236, а точнее его не применению.
Итак, в соответствии с п.10 Закона 44-ФЗ информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Другими словами, если закупка по ОКПД 2 подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – «Постановление №1236») необходимо обязательно в Извещении прописывать информацию о запрете.
Кстати, посмотреть подпадает ли закупка по ОКПД 2 под условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами можно по специализированным приложениям находящимся в свободном доступе в сети интернет.
Ранее мы уже касались темы запрета на иностранное программное обеспечение по Постановлению №1236, где рассматривали проблемы включения в Извещение и Документацию информации о запрете, но не касались дискуссионных вопросов касающихся ситуаций когда заказчику необходимо обосновать невозможность соблюдения запрета или не применять положения Постановления №1236 к закупке.
На практике нам встречалось два случая:
программное обеспечение, которое закупалось было иностранным. В данном случае подготавливалось обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закупка оборудования подпадала по ОКПД 2 под действие Постановление №1236, однако, поскольку оборудование, предполагалось, что будет иностранным (по техническим требованиям товар, производимый в России, не подходил для нужд заказчика), то соответственно программа, которая поставлялась с закупаемым товаром, тоже могла быть иностранной. И закупка проводилась именно на поставку оборудования, а не программного обеспечения.
В Извещении к информации о запрете на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (общие правила и пример включения в Извещение и Документацию электронного аукциона указанного запрета рассматривались нами в одной из предыдущих статей) требуется добавить примечание:
«Запрет не применяется в соответствии с наличием обстоятельства, обусловливающего невозможность соблюдения запрета: подпункт «__» (добавить соответствующий пункт «а» или «б») пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением № 1236, а именно: ______________ (добавить текст из соответствующего подпункта) (Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, Приложение №1 к настоящей Документации)».
В Информационной карте в соответствующем разделе на ряду с информацией об установлении запрета мы делаем ту же оговорку (примечание)
Так же в Информационной карте в разделе «Сведения и документы, которые должны быть представлены в обязательном порядке в составе заявки на участие в электронном аукционе. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать» дополняем пункт указанный в соответствии пп.а п.2 ч.3 ст.66 Закона №44-ФЗ примечанием, что « в соответствии с Обоснованием невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, Приложение №1 к настоящей Документации требование об указании наименования страны происхождения товара не предъявляется».
На самом деле, вопрос предыдущего предложения спорный, поскольку вы можете возразить:
Постойте, ведь запрет, предусмотренный Постановлением №1236 не соблюдается согласно Обоснованию, то и зачем вообще прописывать требование к первой части заявки согласно пп.а п.2 ч.3 ст.66 Закона №44-ФЗ, а затем вставлять примечание.
Вопрос имеет смысл, однако считаем, что запрет нами, все таки, установлен (мы лишь согласно Постановлению №1236 обосновываем невозможность его соблюдения), поэтому мы обязаны прописывать все требования, предъявляемые в соответствии с ним, но с оговорками обуславливающими невозможность применения запрета.
Нам видится так, возможно у вас найдутся иные доводы в защиту противоположной позиции. Но наше предложение наиболее безопасное.
По второй части заявки – мы вопрос уже поднимали в одной из предыдущих статей, посвященных Постановлению №1236. Не будем повторяться и останавливаться.
Далее, Обоснование невозможности соблюдения запрета.
Не будем пускаться в пространные пояснения. Обоснование невозможности соблюдения запрета оформляется документом «Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Требования к указанному документу установлены «Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. №1236.
Приведем пример Обоснования составленный в соответствии с указанными правилами:
Приложение № 1 к документации об аукционе
в электронной форме № _____.
невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения,
происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для
обеспечения государственных и муниципальных нужд
Наименование программного обеспечения
Настоящее обоснование подготовлено в соответствии с п. 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Порядок подготовки обоснования).
1. В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования сообщаем обстоятельства, обусловливающие невозможность соблюдения запрета: (выбрать нужное из двух)
а) подпункт «а» пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236, а именно:
В едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных отсутствуют сведения о программном обеспечении, обеспечивающим реализацию возможностей приобретаемого беспилотного гиперспектрального комплекса с планированием программы полетов и оперативной обработки оптических и тепловых данных о наземных объектах. Перечень функциональных требований и возможность их обеспечения закупаемым программным комплексом перечислена далее в п. «в».
б) подпункт «б» пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236, а именно:
программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
2. Программное обеспечение, являющееся объектом закупки, соответствует классу «____________________» (указать наименование класса) .
3. Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение:
(Удобно в самом документе оформлять таблицей, однако функционалом площадки Дзена не предусмотрено вставлять таблицу, поэтому распишем «прописью»)
Класс программного обеспечения ________ (указывается класс).
Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки:
(Заполняется техническими специалистами заказчика).
4. функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом «б» пункта 2 Порядка подготовки обоснования).
(заполняется техническими специалистами заказчика).
Заказчику требуется доказать, что предметом закупки является оборудование. А программа, которая может поставляться с ним является встроенной микропрограммой необходимой для функционирования, закупаемого оборудования, без которой оборудование не может работать. Встроенная программа в оборудование не является программным обеспечением в его классическом понимании.
Наше предложение: не прописывать запрет согласно Постановлению №1236 вообще.
В техническом задании следует указать, что с оборудованием поставляется встроенная микропрограмма, программное обеспечение не закупается. Мы делаем так:
«В составе комплекса оборудования поставляется встроенная микропрограмма, которая составляет неотъемлемую часть функционала приобретаемого оборудования. Представляет собой «прошивку», которая обеспечивает запуск и работу системы, выполняя по отношению к ней функцию управления. Встроенная микропрограмма разработана производителем для конкретного электронного оборудования (устройства) и не может рассматриваться как ПО в привычном понимании. Она может быть установлена только на то устройство, для которого разработана. Микропрограмма – является комплексным устройством, рассматривать отдельно аппаратную и программную части недопустимо, поскольку они не могут функционировать друг без друга. Конечным объектом закупки является именно электронное оборудование (товар), а не ПО. Заказчиком не предусмотрено заключение лицензионных (сублицензионных) договоров на право использования ПО, которые заключаются при использовании ПО в его классическом понимании. Настоящей закупкой не предусмотрена поставка программного обеспечения».
К такому способу описания объекта закупки в целях не применения положений Постановления №1236 (пример из Второго случая) мы пришли на основании в том числе решения Якутского УФАС России от 14.07.2016 г. №04-01/220-2016.
Примечание: В настоящей статье мы не рассматривали очевидные случаи когда Постановление №1236 не применяется. Такие случаи как закупка конкретного программного обеспечения по причине совместимости с уже имеющимся и используемым оборудованием и/или программами заказчика.
Цитата в тему: «Не будь исключений, правила были бы невыносимы.» Ежи Лещинский