- Лицензирование для «чайников»: Windows Server 2019
- Содержание
- Редакции Microsoft Windows Server 2019
- Выбор вида лицензии
- Принципы лицензирования
- Доступность Microsoft Windows Server 2016 и более ранних версий
- Инструкция по обоснованию невозможности соблюсти запрет на допуск иностранного программного обеспечения
- Запрет на допуск программного обеспечения
- Закупка иностранного ПО
- Обоснование
- Как обосновать невозможность соблюдать запрет на допуск ПО
- Как действует запрет на допуск ПО
- Когда можно закупить иностранное ПО
- Как обосновать невозможность соблюдения запрета
Лицензирование для «чайников»: Windows Server 2019
Microsoft Windows Server 2019 – операционная система корпоративного уровня, обеспечивает обработку гибридного облака и данных, а также новый уровень безопасности и инноваций для приложений и инфраструктуры компании.
Решение нового поколения для развертывания приложений Windows Server 2019 предназначено для IT-специалистов, позволяет проводить работы в сфере создания и предоставления масштабных облачных сервисов, которые содержат последние технологии и улучшения для виртуализации, хранения и управления сетями, защиты информации и доступа, инфраструктуры виртуальных рабочих столов, платформы приложений и веб-платформы, а также множество других модулей.
Microsoft Windows Server 2019 пришел на смену Windows Server 2016 (о предыдущей версии вы можете прочитать в этой статье).
Содержание
Редакции Microsoft Windows Server 2019
Существуют следующие редакции (выпуски) Microsoft Windows Server 2019:
- Datacenter – содержит полный функционал с неограниченными правами на запуск виртуальных экземпляров.
- Standard – редакция ОС с полными возможностями и правом запуска до двух виртуальных экземпляров.
- Essentials – редакция ОС для предприятий малого бизнеса (поддерживает до 25 пользователей или 50 устройств).
Выбор вида лицензии
Для Microsoft Windows Server доступно 3 основных вида лицензирования:
- Приобретение лицензии в комплекте с оборудованием (ОЕМ).
- Коробочная версия (FPP).
- Корпоративная лицензия (Open License, Open Value и т.д.).
Подробнее об этих видах лицензий можно прочитать в статье:
Принципы лицензирования
Редакции Windows Server 2019 Standard и Datacenter лицензируются по схеме «Лицензии на ядра» + «лицензия клиентского доступа CAL» + «дополнительная лицензия External Connector».
Каждая серверная лицензия выпускается на 2 физических ядра (2Lic Core). Минимальный пакет на 1 процессор – 4 лицензии 2Lic Core (8 ядер). Минимальный пакет на 1 сервер – 8 лицензий 2Lic Core (т.е нужно лицензировать как минимум 16 ядер).
При покупке лицензий Windows Server 2019 Standard или Datacenter вам понадобятся:
- серверные лицензии, для каждого сервера нужно 8 или более лицензий – это определяется количеством ядер;
- клиентские лицензии Windows Server CAL, количество которых равно числу лицензируемых клиентов – пользователей или устройств.
Клиент – это пользователь или устройство (компьютер), которые прямо или косвенно обращаются к серверному программному обеспечению. Соответственно, существуют клиентские лицензии «на пользователя» (User CAL) и «на устройство» (Device CAL). Вам нужно будет выбрать тип лицензии, который наиболее подходит (например, более экономичный). Чаще выбирают лицензии «на устройство».
Важное замечание: при увеличении числа серверов число клиентских лицензий не увеличивается. Количество клиентских лицензий зависит только от числа лицензируемых объектов – пользователей или устройств.
Например, для 1 сервера, имеющего не более 2 процессоров по 8 ядер каждый, и 20 подключенных к нему устройств у вас получится такой список лицензий для редакции Standard:
- WinSvrSTDCore 2019 Single OLV 2Lic NL CoreLic – 8 шт.
- WinSvrCAL 2019 Single OLV NL DvcCAL – 20 шт.
С 1 мая 2017 года в прайс-листе Microsoft появилась специальная позиция для покупки минимального набора серверных лицензий: пакет на 16 ядер.
Для редакции Standard:
- WinSvrSTDCore 2019Single OLV 16Lic NL CoreLic
Пакеты лицензий на 2 ядра остаются доступны для заказа. Изменений в лицензионных требованиях нет, пользователи по-прежнему должны лицензировать все физические ядра серверов. Цена одной лицензии на 16 ядер не отличается от стоимости 8 лицензий на 2 ядра.
Лицензия External Connector позволяет подключаться к серверу неограниченному числу внешних пользователей. Внешними пользователями могут быть сотрудники партнерских компаний, покупатели или поставщики, просто посторонние люди (т.е. все, кроме сотрудников вашей организации). Для своих сотрудников необходимо покупать лицензии CAL.
|
|
|
|
Скачать формы шаблонов объяснения невозможности соблюдения запрета на допуск |
Скачать образец обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения Windows 10 |
Скачать образец обоснования невозможности соблюдения запрета ограничения допуска для ПО Microsoft Office 365 |
Запрет на допуск программного обеспечения
Применение национального режима (ст. 14 44-ФЗ) в закупках программного обеспечения регулируется постановлением правительства № 1236 от 16.11.2015. Это нормативный акт устанавливает запрет на допуск иностранного ПО. Но отечественного софта практически нет либо функционала недостаточно, поэтому многие ищут возможность, как обойти постановление 1236. В законе есть условия, при которых госзаказчик вправе закупить иностранную программу, но прежде чем это сделать, надлежит проверить действующие реестры софта. Их два:
1. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это свод всех лицензионных программ, правообладателями которых являются Российская Федерация, субъекты РФ, отечественные коммерческие и некоммерческие компании (без преобладающего участия зарубежных организаций), физические лица с российским гражданством.
2. Единый реестр программ для электронных и вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза. ПО из Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии приобретается на тех же основаниях, что и отечественное, — без применения правил национального режима.
Если требуемая программа есть в одном из этих реестров, то сослаться на отсутствие аналогов оборудования, обоснование невозможности приобретения отечественного ПО у заказчика не получится. Вот основные требования к программам из РФ (п. 5 правил формирования и ведения реестра, утв. ПП РФ № 1236):
- ПО не имеет заграничного управления и принудительного обновления;
- исключительные права принадлежат только российским правообладателям;
- информационное сопровождение софта не содержит государственную тайну;
- легитимность ввода для использования в России;
- свободная реализация, отсутствие ограничений для отечественных и для иностранных пользователей;
- полное соответствие нормам безопасности для защиты конфиденциальной информации, подтвержденное сертификатами;
- лимиты по лицензионным выплатам в пользу зарубежных предприятий — меньше 30% от выручки за прошедший год.
Для продукции, включенной в реестр ЕАЭС, действуют те же требования. В дополнении к такому обеспечению применяется норма о невозможности обновления и управления из стран, которые не являются членами Евразийского экономического союза.
Если вы решили закупить программу для реализации локальных нужд, вот последовательность обоснования электронного приложения:
- Определяемся с объектом закупки.
- Проверяем наличие программного продукта в Единых реестрах ПО из России и ЕАЭС.
- Готовим закупочную документацию.
- В извещении и документах заказа устанавливаем запрет на поставку иностранных электронных продуктов.
- Рассматриваем заявки, отклоняем участников, нарушивших запрет, и определяем победителя.
Закупка иностранного ПО
Если установили запрет на допуск заграничного ПО, то не вправе приобретать такие электронные продукты. По нормам ПП РФ № 1236, российским организациям запрещено закупать иностранные программы или права на их использование. Но есть и исключения. Вот в каких случаях готовится обоснование о невозможности применения постановления 1236:
- В Единых реестрах нет никаких сведений о приобретаемых продуктах и программах, относящихся к тому же классу.
- Программы из списком Министерства связи не обладают требуемыми техническими и информационными характеристиками./li>
В таких случаях заказчику надлежит подготовить письмо о невозможности соблюдения запрета на допуск иностранного ПО и детально обосновать необходимость приобретения иностранного товара.
Обоснование
Внимательно изучайте Единые реестры на наличие аналогичных или схожих по классу продуктов. Если заказчик безосновательно закажет иностранное ПО, Федеральная антимонопольная служба накажет за нарушение закона (решение ФАС России от 04.10.2016 по делу № П-184/16). Если аналогий и похожих предложений в отечественном и евразийском реестрах нет, готовьте обоснование.
Теперь разберем, нужно ли устанавливать запрет по ПП 1236, если пишет обоснование заказчик, ссылаясь на техническую невозможность купить отечественное ПО. Запрет прописывают в извещении и документах, если к заказу применяются правила национального режима, и этот случай не является исключением из ПП 1236 (ст. 10 44-ФЗ). Следовательно, если заказчик составляет обоснование невозможности закупки отечественного продукта, устанавливать запрет в извещении нет необходимости. Но во избежание споров с ФАС рекомендуется добавить примечание (и в извещение, и в документацию) о неприменении запрета на допуск и наличии обоснования невозможности заказа ПО из России и стран ЕАЭС.
Обязательно включите в документ-основание такую информацию:
- Обстоятельства, вызвавшие невозможность приобретения отечественного и евразийского электронного продукта.
- Классификацию приобретаемого ПО. Классы продукции закреплены в приказе Минкомсвязи № 621 от 31.12.2015.
- Основные характеристики продукта — технические, эксплуатационные, функциональные, технологические, информационные.
Обосновать необходимо не только невозможность приобретения отечественного ПО, но и несоответствие конкретных функций программ схожего класса из Единых реестров запросам заказчика (решение ФАС России от 05.10.2016 по делу № П-200/16). Реестровые сведения постоянно обновляются — готовьте обоснование непосредственно в день размещения извещения. Это поможет избежать нарушений в описании характеристик схожей продукции.
А вот как обосновать необходимость приобретения компьютера с операционной системой Windows 10 на конкретном примере:
Как обосновать невозможность соблюдать запрет на допуск ПО
Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения — это документ, который необходим для закупок софта, в случае, если российские компании его не выпускают. Без этого заказчик не вправе приобрести иностранную программу.
Как действует запрет на допуск ПО
Прежде разобрать обоснование невозможности соблюдения запрета, разберемся, что представляет собой сам механизм ст. 14 44-ФЗ и Постановления от 16.11.2015 № 1236 об установлении запрета на приобретение иностранных товаров. Для иностранного программного обеспечения такие правила распространяются на любые закупки, в результате которых заказчик получит программное обеспечение или право на него.
С 01.01.2018 запрет не распространяется на ПО из государств — членов ЕАЭС. В дополнение к существующему специальному реестру Минсвязи появился дополнительный перечень с программами членов ЕАЭС. А для ведения реестров российского и евразийского ПО создали специальную федеральную государственную информационную систему.
В реестр отечественных программ включается софт, правообладателями которого является РФ, субъект РФ, муниципальное образование, российские коммерческие и некоммерческие организации без преобладающего иностранного участия, а также граждане РФ. Среди требований к российскому ПО в п. 5 Правил формирования перечня установлены следующие:
- легитимность ввода в гражданский оборот в РФ, свободная реализация и отсутствие ограничений (в т. ч. со стороны иностранных государств);
- лимиты выплат по лицензионным и иным договорам в пользу иностранных компаний должны составлять менее 30 процентов выручки за истекший год;
- сведения о ПО не составляют гостайну;
- соответствие требованиям безопасности, которое подтверждено сертификатами (только для ПО, целью которого является защита конфиденциальной информации);
- исключительное право на территории всего мира и на весь срок действия должно принадлежать вышеуказанным правообладателям;
- программное обеспечение не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа.
Аналогичные требования предусмотрены и для включения и в евразийский реестр. Однако, для евразийских программ установлена специальная норма об обновлении и управлении. Установлено, что такие обновления и управление не должно происходить из стран, которые не входят в ЕАЭС.
Поэтому стоит помнить, что при публикации извещения, документации на приобретение программных продуктов заказчик обязан установить положение о действии национального режима. Следовательно, если хотя бы в одном из реестров будет подходящая продукция, заказчику придется установить указанный запрет. В этом случае к закупке допустят только участников, которые предлагают товары из реестров.
Когда можно закупить иностранное ПО
В некоторых случаях заказчик имеет право закупать иностранные программы, однако ему необходимо составить документальный отчет, содержащий обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск. Исключения предусмотрены в Постановлении Правительства № 1236:
- В реестрах отсутствуют сведения о ПО, относящиеся к тому же классу, что закупает заказчик.
- Присутствующее в перечнях Минсвязи ПО не обладает необходимыми характеристиками.
Как обосновать невозможность соблюдения запрета
Обоснование невозможности должно содержать следующие положения:
- Указание на обстоятельство, согласно которому невозможно закупить российское и евразийское ПО. Необходимо внимательно изучать реестры на наличие необходимых программ, так как в случае невнимательного рассмотрения закупка может быть признана проведенной с нарушением законодательства (Решение ФАС России от 04.10.2016 по делу № П-184/16 — заказчик указал, что сведения о необходимом ПО отсутствуют в базе данных, а именно программное обеспечение класса «офисные приложения». Однако в ней имеются сведения о 18 программных продуктах данного класса).
- Класс закупаемого ПО согласно классификатору. Классы ПО, их описание, кодовое обозначение утверждены Приказом Минкомсвязи России от 31.12.2015 № 621.
- Функциональные, технические и эксплуатационные характеристики закупаемого ПО. В случае если в реестре имеется ПО, соответствующее закупаемому классу, но не обладающее необходимыми характеристиками, то в обосновании необходимо указать параметры, по которым оно не соответствует требованиям. Отсутствие в обосновании конкретных характеристик, которые не удовлетворяют требованиям заказчика, является нарушением положений 44-ФЗ и Постановления № 1236 (Решение ФАС России от 05.10.2016 по делу № П-200/16).
Ввиду того, что данные подлежат изменению и дополнению новыми программами, подготовка и утверждение документа о невозможности соблюдать запрет должны осуществляться в день публикации извещения в ЕИС.