- Обоснование закупки windows 10 по 44 фз пример
- Как обосновать невозможность соблюдать запрет на допуск ПО
- Как действует запрет на допуск ПО
- Когда можно закупить иностранное ПО
- Как обосновать невозможность соблюдения запрета
- Статьи
- Запрет на закупку иностранного ПО
- В каких случаях применяется запрет
- Какое ПО считается иностранным, а какое нет
- Обоснование отступления от запрета
- «НЕ прописываем» запрет на допуск иностранного программного обеспечения по Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236
Обоснование закупки windows 10 по 44 фз пример
Как обосновать невозможность соблюдать запрет на допуск ПО
Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения — это документ, который необходим для закупок софта, в случае, если российские компании его не выпускают. Без этого заказчик не вправе приобрести иностранную программу.
Как действует запрет на допуск ПО
Прежде разобрать обоснование невозможности соблюдения запрета, разберемся, что представляет собой сам механизм ст. 14 44-ФЗ и Постановления от 16.11.2015 № 1236 об установлении запрета на приобретение иностранных товаров. Для иностранного программного обеспечения такие правила распространяются на любые закупки, в результате которых заказчик получит программное обеспечение или право на него.
С 01.01.2018 запрет не распространяется на ПО из государств — членов ЕАЭС. В дополнение к существующему специальному реестру Минсвязи появился дополнительный перечень с программами членов ЕАЭС. А для ведения реестров российского и евразийского ПО создали специальную федеральную государственную информационную систему.
В реестр отечественных программ включается софт, правообладателями которого является РФ, субъект РФ, муниципальное образование, российские коммерческие и некоммерческие организации без преобладающего иностранного участия, а также граждане РФ. Среди требований к российскому ПО в п. 5 Правил формирования перечня установлены следующие:
- легитимность ввода в гражданский оборот в РФ, свободная реализация и отсутствие ограничений (в т. ч. со стороны иностранных государств);
- лимиты выплат по лицензионным и иным договорам в пользу иностранных компаний должны составлять менее 30 процентов выручки за истекший год;
- сведения о ПО не составляют гостайну;
- соответствие требованиям безопасности, которое подтверждено сертификатами (только для ПО, целью которого является защита конфиденциальной информации);
- исключительное право на территории всего мира и на весь срок действия должно принадлежать вышеуказанным правообладателям;
- программное обеспечение не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа.
Аналогичные требования предусмотрены и для включения и в евразийский реестр. Однако, для евразийских программ установлена специальная норма об обновлении и управлении. Установлено, что такие обновления и управление не должно происходить из стран, которые не входят в ЕАЭС.
Поэтому стоит помнить, что при публикации извещения, документации на приобретение программных продуктов заказчик обязан установить положение о действии национального режима. Следовательно, если хотя бы в одном из реестров будет подходящая продукция, заказчику придется установить указанный запрет. В этом случае к закупке допустят только участников, которые предлагают товары из реестров.
Когда можно закупить иностранное ПО
В некоторых случаях заказчик имеет право закупать иностранные программы, однако ему необходимо составить документальный отчет, содержащий обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск. Исключения предусмотрены в Постановлении Правительства № 1236:
- В реестрах отсутствуют сведения о ПО, относящиеся к тому же классу, что закупает заказчик.
- Присутствующее в перечнях Минсвязи ПО не обладает необходимыми характеристиками.
Как обосновать невозможность соблюдения запрета
Обоснование невозможности должно содержать следующие положения:
- Указание на обстоятельство, согласно которому невозможно закупить российское и евразийское ПО. Необходимо внимательно изучать реестры на наличие необходимых программ, так как в случае невнимательного рассмотрения закупка может быть признана проведенной с нарушением законодательства (Решение ФАС России от 04.10.2016 по делу № П-184/16 — заказчик указал, что сведения о необходимом ПО отсутствуют в базе данных, а именно программное обеспечение класса «офисные приложения». Однако в ней имеются сведения о 18 программных продуктах данного класса).
- Класс закупаемого ПО согласно классификатору. Классы ПО, их описание, кодовое обозначение утверждены Приказом Минкомсвязи России от 31.12.2015 № 621.
- Функциональные, технические и эксплуатационные характеристики закупаемого ПО. В случае если в реестре имеется ПО, соответствующее закупаемому классу, но не обладающее необходимыми характеристиками, то в обосновании необходимо указать параметры, по которым оно не соответствует требованиям. Отсутствие в обосновании конкретных характеристик, которые не удовлетворяют требованиям заказчика, является нарушением положений 44-ФЗ и Постановления № 1236 (Решение ФАС России от 05.10.2016 по делу № П-200/16).
Ввиду того, что данные подлежат изменению и дополнению новыми программами, подготовка и утверждение документа о невозможности соблюдать запрет должны осуществляться в день публикации извещения в ЕИС.
Статьи
Запрет на закупку иностранного ПО
Уже несколько лет прошло с тех пор, как Правительство РФ установило запрет на закупку иностранного ПО (постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236). Однако, вопросы по применению данного запрета все еще продолжают поступать в адрес Консультационного центра в сфере закупок «Закон.гуру». В связи с этим, мы решили дать свой комментарий по применению заказчиками вышеназванного постановления Правительства РФ.
В первую очередь необходимо отметить, что запрет применяется исключительно при осуществлении закупок по Закону № 44-ФЗ и не работает при применении Закона № 223-ФЗ. Соответственно бюджетные учреждения, которые, в основном, работают по двум названным законам сразу, имеют возможность закупить иностранное ПО в рамках Закона № 223-ФЗ, если такое ПО им необходимо. Иностранное ПО можно также купить и рамках Закона № 44-ФЗ, но для этого потребуется составить обоснование, о котором мы подробнее расскажем ниже.
В каких случаях применяется запрет
Авторы постановления Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236, скажем прямо, несколько перестарались при его написании. Согласно положениям постановления запрет должен применяться заказчиками не только при осуществлении закупок непосредственно самого ПО (как нового, так и в рамках покупки лицензии на продление уже имеющего у заказчика ПО), но и «при выполнении работ, оказании услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения».
В последнем случае применить запрет просто невозможно, т.к. нельзя установить запрет на то, чего еще нет. Соответственно, если заказчиком закупаются услуги по разработке ПО по индивидуальному заказу, то рекомендуется включить в контракт обязанность исполнителя внести созданное им ПО в реестр российского или евразийского программного обеспечения, что, в свою очередь, является условием приемки и оплаты такого ПО заказчиком. При этом мы признаем, что на практике данный совет заказчиками обычно отвергается. Заказчики справедливо полагают, что в указанном случае контракт просто не будет исполнен в установленные сроки и, соответственно, предпочитают вообще не применять запрет.
Однако, вернемся к случаям закупки заказчиком уже готового ПО. Одним их таких является поставка ПО вместе с компьютерной техникой. Например, ноутбук с предустановленной операционной системой Windows 10. В данном случае заказчик не праве говорить о том, что ПО он не закупает, а закупает только компьютерную технику, т.к. операционная система Windows 10 является коммерческим продуктом и его цена включена в цену компьютерной техники. Таким образом, при осуществлении заказчиком закупки компьютерной техники с предустановленным программным обеспечением, можно говорить о наличии составного предмета, часть из которого составляет компьютерная техника, а часть программное обеспечение. Следовательно, запрет должен применяться и в указанном случае тоже.
Компьютерная техника является радиоэлектронной продукцией, в отношении которой постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 № 878 установлено ограничение допуска. Кстати, о применении данного постановления эксперты Консультационного центра в сфере закупок «Закон.гуру» уже писали ранее. Если предметом проводимой заказчиком закупки выступает одновременно поставка компьютерной техники с предустановленным ПО, то в извещении должно содержаться указание как на применение постановления Правительства РФ от 10.07.2019 № 878, так и на применение запрета, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236. Если запрет не применяется, то в документации должно содержаться обоснование заказчика отступления от запрета.
Второй случай закупки ПО – это закупка оборудования, работающего под управлением ПО. Например, речь может идти о закупке медицинского оборудования, управляемого с помощью системы Windows или иного иностранного ПО, встроенного производителем. В указанном случае запрет не применяется, т.к. по мнению ФАС России в данном случае предметом закупки выступает само оборудование, а не ПО.
Третий пример – закупка услуг хостинга. Например, заказчик может закупать услуги по предоставлению в аренду серверов, в том числе виртуальных серверов. Указанные серверы могут предоставляться как «пустыми», так и с уже предустановленным программным обеспечением, обеспечивающим работоспособность информационных систем заказчика. В последнем случае запрет также должен применяться. Приведем пример из практики (решение ФАС России от 29.04.2019 по делу № 19/44/99/235):
Техническим заданием конкурсной документации установлено, что в рамках исполнения обязательств по государственному контракту необходимо, в том числе, предоставление аппаратных средств для размещения информационных систем (например, виртуальные серверы), предоставление общесистемного программного обеспечения, обеспечение возможности удаленного доступа для развертывания дополнительного программного обеспечения, предоставление лицензии Windows Server Standart, лицензии SQL Server Standart, лицензии Veeam.
Вместе с тем, извещением о проведении конкурса запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств не установлен, при этом, извещение о проведении конкурса, конкурсная документации не содержат обоснование невозможности соблюдения указанного запрета.
Подводя итог сказанному отметим, что запрет должен применяться при осуществлении практически всех закупок, предметом которых выступает ПО. Запрет применяется как при осуществлении конкурентных процедур закупок, так и при осуществлении закупки у единственного поставщика. Таким образом, закупку иностранного программного обеспечения по Закону № 44-ФЗ нельзя осуществить даже применяя п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.
Какое ПО считается иностранным, а какое нет
Ответ на данный вопрос достаточно простой: иностранным ПО является любое ПО, сведения о котором отсутствует в реестре российского ПО (https://reestr.digital.gov.ru) либо в реестре евразийского ПО (http://eac-reestr.digital.gov.ru). Если программное обеспечение разработано на территории Российской Федерации или на территории стран, входящих в ЕАЭС, но при этом сведения о таком ПО не включены в указанные реестры, то такое ПО считается иностранным для целей осуществления государственных закупок.
Обоснование отступления от запрета
Вот мы и подошли, пожалуй, к самому интересному разделу статьи: подготовке обоснования отступления от запрета. Обоснование должно оставляться каждый раз, когда заказчик намерен закупить иностранное ПО. Указанное обоснование включается в документацию о закупке (при отсутствии документации – в извещение об осуществлении закупки), а в случае проведения закупки у единственного поставщика (при которой не составляется извещение) – обоснование должно «хранится в столе» у заказчика до возникновения вопросов со стороны органов контроля.
Согласно постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 обоснование отступления от запрета должно содержать указание на:
а) обстоятельство, предусмотренное пп.”а” или “б” п. 2 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236;
б) класс (классы) программного обеспечения, которому (которым) должно соответствовать ПО, являющееся объектом закупки;
в) требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение;
г) функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения, не соответствует установленным заказчиком требованиям, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестры.
Пристальное внимание обратим на последний пункт. Из него видно, что заказчик, во-первых, обязан в техническом задании четко указать характеристики планируемого им к закупке ПО. Иными словами, заказчик, например, не может просто написать, что ему необходима система Windows 10 или Microsoft Office без указания их характеристик и выполняемых данными программами задач. Это будет несоблюдением требований ст. 33 Закона № 44-ФЗ.
Во-вторых, заказчик должен в обосновании привести указания на все программные продукты, зарегистрированные в реестрах по соответствующему классу. Указание делается путем перечисления наименований программных продуктов. Далее в отношении каждого продукта из реестра делается сноска на соответствующий пункт технического задания заказчика, которому тот или иной программный продукт не соответствует.
Обоснование должно содержать перечень программных продуктов, содержащихся в реестрах по соответствующему классу (классам), на дату размещения в ЕИС извещения об осуществлении закупки либо на дату заключения контракта с единственным поставщиком. Если в реестрах на указанную дату будет зарегистрировано больше программных продуктов, чем заказчик укажет в своем обосновании, контрольные органы (в том числе ФАС России) будут считать, что обоснование отступления от запрета у заказчика отсутствует. Должностные лица заказчика в этом случае могут быть привлечены к административной ответственности.
Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!
«НЕ прописываем» запрет на допуск иностранного программного обеспечения по Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236
Доброго времени суток уважаемые коллеги и интересующиеся!
В развитее темы: «Прописываем запрет на допуск иностранного программного обеспечения по Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236».
Сегодня постараемся на примере аукциона в электронной форме раскрыть моменты сознательно опущенные в предыдущей статье посвященной применению Постановления №1236, а точнее его не применению.
Итак, в соответствии с п.10 Закона 44-ФЗ информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Другими словами, если закупка по ОКПД 2 подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – «Постановление №1236») необходимо обязательно в Извещении прописывать информацию о запрете.
Кстати, посмотреть подпадает ли закупка по ОКПД 2 под условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами можно по специализированным приложениям находящимся в свободном доступе в сети интернет.
Ранее мы уже касались темы запрета на иностранное программное обеспечение по Постановлению №1236, где рассматривали проблемы включения в Извещение и Документацию информации о запрете, но не касались дискуссионных вопросов касающихся ситуаций когда заказчику необходимо обосновать невозможность соблюдения запрета или не применять положения Постановления №1236 к закупке.
На практике нам встречалось два случая:
программное обеспечение, которое закупалось было иностранным. В данном случае подготавливалось обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закупка оборудования подпадала по ОКПД 2 под действие Постановление №1236, однако, поскольку оборудование, предполагалось, что будет иностранным (по техническим требованиям товар, производимый в России, не подходил для нужд заказчика), то соответственно программа, которая поставлялась с закупаемым товаром, тоже могла быть иностранной. И закупка проводилась именно на поставку оборудования, а не программного обеспечения.
В Извещении к информации о запрете на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (общие правила и пример включения в Извещение и Документацию электронного аукциона указанного запрета рассматривались нами в одной из предыдущих статей) требуется добавить примечание:
«Запрет не применяется в соответствии с наличием обстоятельства, обусловливающего невозможность соблюдения запрета: подпункт «__» (добавить соответствующий пункт «а» или «б») пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением № 1236, а именно: ______________ (добавить текст из соответствующего подпункта) (Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, Приложение №1 к настоящей Документации)».
В Информационной карте в соответствующем разделе на ряду с информацией об установлении запрета мы делаем ту же оговорку (примечание)
Так же в Информационной карте в разделе «Сведения и документы, которые должны быть представлены в обязательном порядке в составе заявки на участие в электронном аукционе. Первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать» дополняем пункт указанный в соответствии пп.а п.2 ч.3 ст.66 Закона №44-ФЗ примечанием, что « в соответствии с Обоснованием невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, Приложение №1 к настоящей Документации требование об указании наименования страны происхождения товара не предъявляется».
На самом деле, вопрос предыдущего предложения спорный, поскольку вы можете возразить:
Постойте, ведь запрет, предусмотренный Постановлением №1236 не соблюдается согласно Обоснованию, то и зачем вообще прописывать требование к первой части заявки согласно пп.а п.2 ч.3 ст.66 Закона №44-ФЗ, а затем вставлять примечание.
Вопрос имеет смысл, однако считаем, что запрет нами, все таки, установлен (мы лишь согласно Постановлению №1236 обосновываем невозможность его соблюдения), поэтому мы обязаны прописывать все требования, предъявляемые в соответствии с ним, но с оговорками обуславливающими невозможность применения запрета.
Нам видится так, возможно у вас найдутся иные доводы в защиту противоположной позиции. Но наше предложение наиболее безопасное.
По второй части заявки – мы вопрос уже поднимали в одной из предыдущих статей, посвященных Постановлению №1236. Не будем повторяться и останавливаться.
Далее, Обоснование невозможности соблюдения запрета.
Не будем пускаться в пространные пояснения. Обоснование невозможности соблюдения запрета оформляется документом «Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Требования к указанному документу установлены «Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств – членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. №1236.
Приведем пример Обоснования составленный в соответствии с указанными правилами:
Приложение № 1 к документации об аукционе
в электронной форме № _____.
невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения,
происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для
обеспечения государственных и муниципальных нужд
Наименование программного обеспечения
Настоящее обоснование подготовлено в соответствии с п. 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 №1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Порядок подготовки обоснования).
1. В соответствии с пунктом 3 Порядка подготовки обоснования сообщаем обстоятельства, обусловливающие невозможность соблюдения запрета: (выбрать нужное из двух)
а) подпункт «а» пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236, а именно:
В едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных отсутствуют сведения о программном обеспечении, обеспечивающим реализацию возможностей приобретаемого беспилотного гиперспектрального комплекса с планированием программы полетов и оперативной обработки оптических и тепловых данных о наземных объектах. Перечень функциональных требований и возможность их обеспечения закупаемым программным комплексом перечислена далее в п. «в».
б) подпункт «б» пункта 2 Порядка подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 № 1236, а именно:
программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
2. Программное обеспечение, являющееся объектом закупки, соответствует классу «____________________» (указать наименование класса) .
3. Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки, установленные заказчиком, с указанием класса (классов), которому (которым) должно соответствовать программное обеспечение:
(Удобно в самом документе оформлять таблицей, однако функционалом площадки Дзена не предусмотрено вставлять таблицу, поэтому распишем “прописью”)
Класс программного обеспечения ________ (указывается класс).
Требования к функциональным, техническим и эксплуатационным характеристикам программного обеспечения, являющегося объектом закупки:
(Заполняется техническими специалистами заказчика).
4. функциональные, технические и (или) эксплуатационные характеристики (в том числе их параметры), по которым программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр, не соответствует установленным заказчиком требованиям к программному обеспечению, являющемуся объектом закупки, по каждому программному обеспечению (с указанием названия программного обеспечения), сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, являющееся объектом закупки (только для закупки в случае, предусмотренном подпунктом “б” пункта 2 Порядка подготовки обоснования).
(заполняется техническими специалистами заказчика).
Заказчику требуется доказать, что предметом закупки является оборудование. А программа, которая может поставляться с ним является встроенной микропрограммой необходимой для функционирования, закупаемого оборудования, без которой оборудование не может работать. Встроенная программа в оборудование не является программным обеспечением в его классическом понимании.
Наше предложение: не прописывать запрет согласно Постановлению №1236 вообще.
В техническом задании следует указать, что с оборудованием поставляется встроенная микропрограмма, программное обеспечение не закупается. Мы делаем так:
«В составе комплекса оборудования поставляется встроенная микропрограмма, которая составляет неотъемлемую часть функционала приобретаемого оборудования. Представляет собой «прошивку», которая обеспечивает запуск и работу системы, выполняя по отношению к ней функцию управления. Встроенная микропрограмма разработана производителем для конкретного электронного оборудования (устройства) и не может рассматриваться как ПО в привычном понимании. Она может быть установлена только на то устройство, для которого разработана. Микропрограмма – является комплексным устройством, рассматривать отдельно аппаратную и программную части недопустимо, поскольку они не могут функционировать друг без друга. Конечным объектом закупки является именно электронное оборудование (товар), а не ПО. Заказчиком не предусмотрено заключение лицензионных (сублицензионных) договоров на право использования ПО, которые заключаются при использовании ПО в его классическом понимании. Настоящей закупкой не предусмотрена поставка программного обеспечения».
К такому способу описания объекта закупки в целях не применения положений Постановления №1236 (пример из Второго случая) мы пришли на основании в том числе решения Якутского УФАС России от 14.07.2016 г. №04-01/220-2016.
Примечание: В настоящей статье мы не рассматривали очевидные случаи когда Постановление №1236 не применяется. Такие случаи как закупка конкретного программного обеспечения по причине совместимости с уже имеющимся и используемым оборудованием и/или программами заказчика.
Цитата в тему: “Не будь исключений, правила были бы невыносимы.” Ежи Лещинский