Окно как объект windows

Окно как основной объект ОС Windows. Структура окна. Операции над окнами.

Окна – это графические изображения программ (то есть Windows-приложений), которые пользователь видит на экране. Некоторые окна могут закрывать собой всю область светящегося экрана монитора, в этом случае говорят, что окно «распахнуто» во весь экран. Вместе с тем, существуют окна, занимающие только часть экрана.

Диалоговое окно – это небольшое окно, предназначенное для взаимодействия пользователя с программой.

Элементы окна: 1) строка заголовка; 2) строка меню; 3) панель инструментов; 4) адресная строка; 5) рабочая область; 6) линейка (гориз./вертик); 7) полосы прокрутки; 8) строка состояния; 9) границы.

Работа с окнами. Каждый открываемый объект на рабочем столе представляется в отдельном окне. Окно может принимать одно из трёх состояний: Нормальноеокно занимает часть экрана; Развёрнутое окно занимает весь экран; Свёрнутоеокно не занимает место на экране, а свёрнуто в значок на панели задач.

Не все элементы могут присутствовать на окне, многие из них могут отсутствовать.

Строкой меню называется область в верхней части окна (непосредственно под заголовком). В ней содержатся названия меню, объединяющие общие команды. При щелчке на названии меню отображается список команд, которые могут быть применены для выполнения различных функций программы.

Строка состояния отображает информацию, относящуюся к выделенному объекту или производимому действию.

Панель инструментов состоит из набора кнопок. Каждая кнопка на панели инструментов представляет определённую команду. Некоторые из них дублируют команды строки меню, другие доступны только через кнопки Панели инструментов.

Перемещение окна. Окно в нормальном состоянии может занимать любое положение на экране. Для того чтобы переместить окно в другое место рабочего стола, достаточно установить указатель мыши на заголовок окна и, нажав левую кнопку мыши, перетащить его в другое место.

Изменение размеров окна. Размеры окна в нормальном состоянии можно изменять с помощью ушка и границ окна. Для того чтобы изменить размеры окна одновременно по горизонтали и вертикали, необходимо установить указатель мыши на ушко окна. Когда указатель мыши примет вид двойной стрелки, нажать левую кнопку мыши и перетащить угол окна до необходимых размеров. Если требуется изменить размер окна только по горизонтали (вертикали), то для этого нужно поместить указатель мыши на вертикальную (горизонтальную) границу окна и, нажав левую кнопку мыши, перетащить выбранную границу до требуемых размеров.

Просмотр содержимого в окне. Когда информация не помещается полностью в рабочей области окна, около правой его границы появляется вертикальная линейка прокрутки, а у нижней границы – горизонтальная. С помощью данных линеек в рабочей области можно отображать информацию, находящуюся за границами окна.

Для небольшого перемещения содержимого окна необходимо использовать кнопки со стрелками, находящиеся по краям линейки прокрутки. Если необходимо переместиться на большой интервал в окне, то нужно установить указатель мыши на бегунок линейки прокрутки и, нажав левую кнопку мыши, перетащить его до появления в окне требуемой информации.

Свёртывание окон. Если на рабочем столе открыто несколько окон программ, папок, то окна, с которыми мы не работаем в данный момент, можно свернуть в значок на Панели задач. Свернуть любое открытое окно можно несколькими способами: 1) щёлкнуть по кнопке Свернутьв заголовке окна, 2) щёлкнуть по кнопке системного меню и выбрать команду Свернуть,3) щёлкнуть по нужной кнопке на Панели задач.

Читайте также:  Установка linux mint с образа

Развёртывание окон. Для того чтобы развернуть окно, находящееся в нормальном состоянии на весь экран, необходимо щёлкнуть по кнопке Развернутьв заголовке окна или дважды щёлкнуть по заголовку окна. При этом окно разворачивается на весь экран, а кнопка Развернуть превращается в кнопку Свернуть в окно.

Кнопка Свернуть в окновозвращает первоначальные размеры окна.

Если окно находится в свёрнутом состоянии, то для того чтобы его развернуть на весь экран, необходимо из контекстного меню требуемой кнопки на Панели задач выбрать команду Развернуть.

Закрытие окон. Закрыть любое открытое окно можно несколькими способами: 1) щёлкнуть по кнопке Закрытьв заголовке окна, 2) дважды щёлкнуть по кнопке системного меню, 3) щёлкнуть по кнопке системного меню и выбрать команду Закрыть,4) нажать комбинацию клавиш + .

11. Элементы управления ОС Windows.Операции над объектами Windows выполнятся с помощью команд, организованных в меню. Любое меню содержит список разных команд.

Команды, доступные для выполнения в настоящий момент времени, отображаются черным цветом, а недоступные для выполнения – серым. Команды, слева от названия которых, находится пометка или галочка ü, работают как переключатели: если галочка отображается в меню, то режим включен. Команды, заканчивающиеся черным треугольником ►, вызывают еще одно меню.

Различают след. виды меню: 1) главное меню, 2) системное меню, 3) меню окна программы (гориз. меню),

4) подчинённое меню, 5) контекстное меню, 6) пиктографическое меню (панели инструментов).

В Windows одна и та же операция может быть выполнена несколькими способами. Каждый пользователь опытным путем подбирает наиболее удобные для себя приемы работы.

Главное меню программы — это элемент управления рабочего стола, предназначенный для быстрого доступа к программам, документам, средствам настройки и поиска, избранным папкам и объектам. Завершение работы с Windows выполняется только с помощью главного меню. Главное меню вызывается на экран щелчком мыши на кнопке Пуск, находящейся на левом краю панели задач, и содержит следующие пункты:

Программы – пункт, открывающий доступ ко всем программам, установленным на компьютере;

Избранное – пункт для быстрого доступа к индивидуальным папкам пользователя, в которых он может хранить избранные документы и объекты (предназначен для удобства работы);

Документы – пункт, открывающий список последних 15 документов, с которыми производилась работа на компьютере;

Настройка – основное средство доступа к основным настройкам операционной системы, аппаратного обеспечения и основных объектов Windows;

Найти – пункт, открывающий доступ к автоматическим средствам поиска данных;

Справка и поддержка – вызов справочной системы Windows;

Выполнить – дополнительное средство запуска программ, имитирующее интерфейс командной строки, принятой в MS DOS (позволяет запускать программы с указанием параметров запуска в командной строке);

Завершение сеанса – этот пункт присутствует в том случае, если при установке операционной системы произошла ее регистрация на имя конкретного пользователя или в системе зарегистрировано несколько пользователей. Выбор этого пункта позволяет завершить работу на компьютере одного пользователя и предоставить возможность работы другому;

Завершение работы– пункт, с помощью которого следует завершать работу с операционной системой перед выключением компьютера.

Системное меню Windows служит для управления размером, формой представления окна и для его закрытия. Кнопка вызова Системного меню находится в левой части заголовка каждого окна.

Горизонтальное меню обычно находиться под строкой заголовка окна. Его также называют главное меню окна.

Ниспадающее меню. При выборе пункта горизонтального меню на экран выводиться ниспадающее меню. Пункты ниспадающего меню обычно называют командами.

Контекстные меню появляются на экране после щелчка правой кнопкой мыши на объекте. Контекстные меню имеют и другие названия: меню объекта, динамическое меню, всплывающее меню. В контекстном меню отражаются операции, которые можно выполнять с данным объектом в текущей ситуации.

Читайте также:  Живые обои для windows 10 steampunk

Пиктографические меню (панели инструментов) состоят из кнопок (пиктограмм) и служат для быстрого вызова команд щелчком мыши по соответствующей кнопке. Панели инструментов обычно располагаются под строкой горизонтального меню окна. Их можно выводить или убирать с экрана по желанию пользователя. Список всех имеющихся в окне панелей инструментов можно вывести на экран с помощью команды меню Вид – Панели инструментов.

Операционная система Microsoft Windows 3.1 для программиста

1.3. Окно и функция окна

В этом разделе вы узнаете, что операционная система Windows является объектно-ориентированной средой.

Как это следует из названия операционной системы, основным объектом в Windows является окно. И это действительно так. Однако давайте уточним, что понимается под окном.

Окна Windows

С точки зрения пользователя Windows окном является прямоугольная область экрана, в которой приложение может что-либо рисовать или писать, а также выполнять все операции взаимодействия с пользователем. Например, на рис. 1.8 показано главное окно приложения Media Player, которое в данном случае используется для проигрывания звукового компакт-диска.

Рис. 1.8. Главное окно приложения Media Player

С точки зрения программиста то, что изображено на рис. 1.8, является совокупностью большого количества отдельных объектов, которые созданы приложением Media Player и самой операционной системой Windows. Для каждого объекта в приложении имеются свои данные и методы. Все эти объекты обычно называются окнами.

Такие объекты, как пиктограмма системного меню, кнопка минимизации, отдельные фрагменты толстой рамки, предназначенной для изменения размера основного окна, заголовок окна с надписью «Media Player — CD Audio (stopped)», а также полоса меню, — не что иное, как различные окна, создаваемые самой операционной системой Windows. Приложение не принимает никакого участия в формировании этих окон, оно просто указывает Windows, какие из перечисленных выше элементов необходимо создать.

Иное дело область, располагающаяся ниже полосы меню и ограниченная рамкой. Эта область представляет собой место, в котором приложение может рисовать и создавать новые окна.

Кнопки управления проигрывателем компакт-дисков, в качестве которого используется дисковод CD-ROM, представляют собой окна небольшого размера, создаваемые приложением. Приложение само формирует рисунок внутри такого окна. Ползунок и кнопки, расположенные справа от ползунка, также сформированы приложением из нескольких окон.

Обычно приложение создает одно, главное окно большого размера, которое ограничено сверху полосой меню (если есть меню) или заголовком и рамкой изменения размера с других сторон. Можно создать такое окно, которое не имеет ни рамки, ни заголовка, ни меню, ни других стандартных элементов, таких как пиктограмма системного меню или кнопки минимизации или максимизации размеров главного окна.

Внутри главного окна приложение может рисовать геометрические фигуры и графические изображения, писать текст или создавать любое количество окон меньшего размера.

Таким образом, любое приложение Windows можно рассматривать как совокупность окон, внутри которых можно что-либо рисовать или писать. Для каждого окна в приложении определены данные и методы, предназначенные для работы с этими данными (в частности, для рисования в окне).

Окна Windows как объекты

Все окна, формируемые приложением или операционной системой Windows для приложения, можно рассматривать как объекты, над которыми можно выполнять различные операции.

Проведем параллель с языком C++. В терминах языка C++ объект называется классом, который представляет из себя совокупность данных и методов, с помощью которых эти данные должны обрабатываться. Например, вы можете определить класс как совокупность простых переменных и структур, а также функций-членов (нам больше нравится название «функция-метод» или просто «метод»), выполняющих обработку данных, записанных в этих переменных или структурах.

Читайте также:  Обновление windows 10 2004 корпоративная

В операционной системе Windows объектами, с которыми можно что-либо делать, являются окна — те самые окна, из которых формируется «внешний вид» приложения.

Для каждого такого окна приложение должно создать свои данные и свой набор методов, то есть функций, реагирующих на те или иные действия, которые выполняет над окнами оператор или операционная система.

Что это за действия?

Например, вы можете щелкнуть левой (или правой) кнопкой мыши в то время, когда курсор мыши находится над окном. Это событие, на которое окно может реагировать, а может и не реагировать. Вы можете щелкнуть мышью по любому окну, принадлежащему приложению, и каждое окно должно реагировать на это по-своему.

В Windows существует механизм, позволяющий задать для каждого окна данные и набор методов обработки событий, имеющих отношение к любому окну, созданному приложением.

Этот механизм основан на использовании так называемой функции окна (window function) и сообщений.

Функция окна

Функция окна — это обыкновенная (почти) функция языка С, которая определяется для одного окна или группы окон. Каждый раз, когда происходит какое-либо событие, имеющее отношение к окну (например, щелчок мышью в окне), операционная система Windows вызывает соответствующую функцию окна и передает ей параметры, описывающие событие. Функция окна анализирует эти параметры и выполняет соответствующие действия.

При возникновении события операционная система Windows формирует сообщение, описывающее событие, и затем направляет его в нужную функцию окна. В качестве параметров, передаваемых функции окна, используются отдельные компоненты сообщения, соответствующего событию (или, иными словами, созданному в результате появления события). Поэтому основная задача функции окна — обработка сообщений, распределяемых окну операционной системой Windows.

Можно считать, что единственная для каждого окна функция окна реализует все методы окна как объекта. В языке программирования C++, напротив, каждый метод объекта (класса) реализуется отдельной функцией, называемой обычно функцией-членом. Для реализации всех методов функция окна анализирует код сообщения, однозначно идентифицирующий событие и, следовательно, определяющий нужный метод.

В объектно-ориентированных языках программирования используется такое понятие, как наследование. Объекты могут наследовать методы других объектов. В операционной системе Windows также предусмотрен механизм наследования методов. Он реализуется с использованием так называемых классов окна.

Для каждого класса окна определяется функция окна. При создании окна необходимо указать, к какому классу оно будет принадлежать и, соответственно, какую функцию окна будет использовать для обработки сообщений. Приложения могут создавать собственные классы окна, определяя свои функции окна (и следовательно, свои методы), либо использовать стандартные, определенные в Windows классы окна.

Приведем пример. Пусть, например, нам надо создать окно, выполняющее функцию кнопки. Мы можем создать собственный класс окна и для него определить собственную функцию окна. Эта функция будет обрабатывать сообщения и при необходимости изображать в окне нажатую или отжатую кнопку, а также выполнять другие действия. Однако в Windows уже определен класс окна, соответствующий кнопкам. Если вы воспользуетесь этим классом, вам не придется создавать свою функцию окна, так как будет использоваться функция, уже имеющаяся в Windows и выполняющая все необходимые действия.

Любое создаваемое вами окно может наследовать свойства уже созданных ранее окон, добавляя свои или переопределяя уже имеющиеся в базовом классе методы. В этом и заключается механизм наследования Windows.

Использование механизма наследования значительно упрощает процесс создания приложений, так как для большинства стандартных органов управления, таких, как кнопки, меню, полосы просмотра и т. п., в операционной системе Windows уже определены классы окон и все необходимые методы.

Оцените статью