Основные понятия ОС Windows
В ОС Windows приложения, папки, документы рассматриваются как объекты, поэтому пользователю предоставляется возможность так называемого объектно-ориентированного подхода.
Все объекты имеют определенные свойства, и над ними могут проводиться определенные операции. Например, документы имеют определенный объем, их можно копировать, перемещать, переименовывать. Окна имеют размеры, их можно изменять. Папки можно открыть, копировать, переносить, переименовывать. Хотя каждый из этих объектов имеет разные свойства, с ними можно производить различные действия, технология работы с объектами и интерфейс универсальны. Это позволяет пользователю достичь единообразия при работе с разными объектами.
Ознакомиться со свойствами любого объекта, а также выполнить над ним разрешенные для него операции можно, вызвав контекстное меню.
Базовые понятия ОС Windows:
1. Документ – любой файл, созданный пользователем.
2. Инструмент – программа, с помощью которой создаются и редактируются документы пользователя.
3. Папка – служит для упорядочения хранения документов (аналог каталога в MS DOS). Папка как и каталог может содержать вложенные папки.
4. Корзина – технология, позволяющая выбрасывать ненужные документы.
5. Пиктограмма или значок – условный графический символ, снабженный надписью и однозначно связанный с соответствующим объектом.
6. Ярлык – условный графический символ, с помощью которого организуется ссылка на объект. Это путь к объекту, который хранится в другом месте или специальный файл связи. Для одного и того же объекта можно организовать множество ярлыков, удаление ярлыка не ведет к удалению самого объекта.
7. Рабочий стол – скрытая папка \Windows\Рабочий стол — абсолютно чистым быть не может. Как правило, на рабочем столе располагаются специальные папки «Мой компьютер», Корзина, Мои документы и «Сетевое окружение». На рабочем столе целесообразно создавать ярлыки для быстрого доступа к дискам, папкам и документам наиболее часто используемым.
8. Командный центр. В Windows9x их несколько. Это специальные прикладные и управляющие программы.
— панель задач (кнопка «Пуск» — программы, документы, настройка, справка, выполнить, остановка и завершение работы; кнопки всех открытых папок и программ);
— мой компьютер (средство, позволяющее получить сведения о составе компьютера, дисках, папках);
— сетевое окружение (средство, обеспечивающее быстрый доступ к сетевым ресурсам – дискам, принтерам, общим для всех компьютеров сети)
Элемент управления – стандартный объект, используемый ОС для ввода разного рода информации.
Основные элементы управления для Windows:
1. Меню. Это набор всевозможных команд, из которых надо выбрать одну. Пример – главное меню Windows, появляющееся после нажатия кнопки ПУСК. Меню представляет собой перечень команд, из которых необходимо сделать выбор. Выбор команды осуществляется кнопкой мыши и щелчком. Обычно это приводит к выполнению определенной команды. Все меню обладают общими свойствами : могут иметь несколько уровней (меню, подменю), могут иметь недоступные для выполнения пункты (блеклые), могут иметь пункты, при выборе которых открываются диалоговые панели (эти пункты имеют названия, которые оканчиваются многоточием)
2. Окна. Существуют два типа окон – окна приложений и окна документов.
В окнах приложений выполняются любые запущенные на выполнение или отражается содержимое папки. Открыть или закрыть окно приложений – то же, что запустить программу на выполнение или завершить ее. Эти окна можно перемещать, сворачивать и разворачивать.
Основными элементами окна приложения являются:
— рабочая область – внутренняя часть окна;
— границы – рамка, ограничивающая окно, размеры окна можно изменить;
— заголовок – строка над верхней границей окна;
— строка горизонтального меню – располагается под заголовком, содержит пункты меню;
— панель инструментов, располагается под строкой меню, представляет собой набор кнопок, обеспечивает быстрый доступ к некоторым командам;
— кнопки свернуть, развернуть, закрыть расположены в верхней правой части окна.
Окна документов предназначены для работы с документами и «живут» внутри окон приложений. Их можно также раскрывать, закрывать, сворачивать, перемещать, но они всегда остаются в пределах окна своего приложения. Окно документа всегда содержит заголовок (имя документа), а также часто полосы прокрутки и линейки.
3. Диалоговые окна. Используются для проведения настроек и задания различных параметров программ. В диалоговых окнах содержатся разнообразные элементы управления.
4. Командная кнопка. При ее нажатии исполняется некая команда. Для работы с кнопками используют мышь. Простой щелчок мышью используют для работы с элементами управления, двойной щелчок – для работы с объектами (значками и папками). Щелчок правой (дополнительной) кнопкой мыши применяется для доступа к свойствам объектов, при этом раскрывается контекстное меню.
5. Списки представляют собой набор предлагаемыхна выбор значений.
6. Раскрывающийся список. Список, у которого есть раскрывающая кнопка (в виде треугольной стрелочки). Если по ней щелкнуть, раскроется список, и в нем можно выбрать нужное значение, например, месяц года. Списки делают раскрывающимися исключительно для компактности.
6. Поле ввода. Например, ввод текущего года. Еще этот элемент управления называют текстовым полем. Оно позволяет вводить текстовую информацию.
7. Кнопки счетчика. Данные в текстовые поля обычно вводят с помощью клавиатуры, но если это числовые данные, то удобно пользоваться кнопками счетчика. Это пара кнопок в виде стрелок. Щелчок по верхней кнопке увеличивает, а по нижней – уменьшает значение.
8. Стандартные командные кнопки. Автор программы может создавать любые кнопки, но есть несколько общепринятых кнопок: OK (для ввода сделанных настроек и закрытия диалогового окна), ПРИМЕНИТЬ (чтобы сохранить настройки, но не закрывать окно), ОТМЕНА ( для отмены всех сделанных настроек и закрытия окна).
9. Вкладки. В диалоговом окне может быть так много элементов управления, что они в нем не поместятся. В таких случаях окно составляют из нескольких страниц-вкладок. У вкладок есть корешки. Чтобы открыть другую страницу диалогового окна, надо просто щелкнуть на ее корешке левой кнопкой мыши. Например, выбрали пункт меню Найти\Файлы и папки… Появится диалоговая панель, которая содержит три вкладки : Имя и местоположение, Дата, Дополнительно.
10. Флажки. Это элементы управления, имеющие два состояния. Они позволяют пользователю делать нужный выбор параметров. Флажки можно использовать группами, тогда они позволяют выбрать несколько вариантов из одного списка. Раскрывающийся список не дает такой возможности.
11. Переключатели. Похожи на флажки, тоже имеют два состояния – включено, выключено. Но один из переключателей включен всегда. Когда включается другой переключатель, предыдущий выключается.
12. Контекстное меню. На Рабочем столе Windows располагаются значки программ, документов, папок – все это объекты Windows, включая сам Рабочий стол. У каждого объекта есть индивидуальные свойства ( к примеру, названия, значки и др.).Если щелкнуть правой кнопкой мыши по свободному месту Рабочего стола, раскроется контекстное меню. Оно содержит команды, относящиеся именно к тому объекту, на котором произошел щелчок.
13. Движок (ползунок). Его перемещают методом перетаскивания при нажатой левой кнопке. Позволяет плавно изменять значение параметра (например громкость).
14. Полоса прокрутки. Если в окне содержится так много данных, что они в него не помещаются, в окне образуются полосы прокрутки, с помощью которых можно «прокручивать» содержимое окна.
15. Надпись. Обычное текстовое сообщение, которое пользователь может прочитать, но не может изменить. Сама надпись ничем не управляет, но помогает пользователю управлять программой.
Таблица, в которой перечислены английские названия некоторых элементов управления:
Элемент управления | Control |
Кнопка | Button |
Меню | Menu |
Список | Listbox |
Раскрывающийся список | ComboBox |
Диалоговое окно | Dialog box, Dialog |
Полоса прокрутки | Scrollbar |
Флажок | Checkbox |
Переключатель | Option |
Корешок вкладки | Tab |
Текстовое поле | Text box |
Надпись | Label |
Движок | Slider |
Список дисков | DriveListBox |
Список каталогов | Directory List Box |
Список файлов | File List Box |
В программировании дружественными называют приложения, которые просты в работе и понятны с первого взгляда. Работая с ними, пользователь может предугадать, что будет, если он выполнит то или иное действие, например, щелкнет по какой-нибудь кнопке. Простейшая дорога к дружественному программированию лежит через стандартизацию. Если все программы имеют одинаковые элементы управления, то пользователи, освоившие одну программу, могут легко осваивать и другие. Для создания пользовательского интерфейса современных Windows – приложений используются выше перечисленные элементы управления.
Особенности ОС Windows:
1. Ориентирование на неподготовленного пользователя (простота работы в операционной среде;
2. Единый пользовательский интерфейс
3. Оптимальное управление оперативной памятью;
4. Возможность подключать новые внешние устройства без перенастройки ОС;
5. Возможность автоматической настройки компьютера: ОС определяет, из каких компонентов собран компьютер, на котором она установлена, и настраивает сама себя для работы с этими компонентами.
6. Возможность использовать в конкретной программе объекты, созданные средствами другой программы;
7. Совместимость с MS DOS;
8. Возможность одновременно выполнять несколько приложений и легко переключаться с одной программы на другую;
9. Возможность использовать анимацию, мультимедиа и многое другое;
10. Поддержка масштабируемых шрифтов (используются не растровые, а векторные шрифты).
11. Многозадачность (обеспечение одновременного выполнения нескольких задач и переключение с одной на другую), основные понятия многозадачности – процесс (выполнение программ в целом), поток (часть процесса, выполняемая параллельно)
12. Средства обмена данными. Существует 3 способа:
— общий буфер обмена Clipboard — одна программа помещает данные в буфер, а другие могут ее использовать (Копировать CTRL+Insert, Вставить SHIFT+Insert).
— динамический обмен данными (DDE) – одна из программ использует данные из другой программы, например, в текстовый редактор вставляются диаграммы из табличного процессора, причем исходные данные в любой момент можно обновить.
— технология OLE (Object Linking and Embedding). Этот механизм связи и внедрения объектов представляет собой набор стандартов и программ, предназначенных для одновременной работы с одной и той же информацией в разных файлах..
13. Встроенные средства поддержки работы в локальных сетях и сетях Internet;
Динамический обмен данными DDE (Dinamic Data Exchange) – средство непосредственного обмена данными между приложениями.
Имеется 3 категории технологии DDE:
— конвертирование, т.е. изменение формата документа (например, формата .txt в формат .doc.).
— импорт-экспорт данных – данные одного файла-документа пересылаются в другой файл-документ. (Конвертирование – частный случай импорта-экспорта данных. При этом у них может быть совершенно разный формат и класс. Например, текстовый формат и формат баз данных:
ü динамический обмен данными – разработанный фирмой Microsoft набор специальных соглашений (протоколов) об обмене данных между приложениями фирмы Microsoft. Например, письма Word рассылаются по адресам, которые берутся из базы данныхAccess.
Технология OLE (Object Linking and Embedding) – связь и внедрение объектов. В одном документе можно объединить объекты разного происхождения. (текст, фото, музыка) – такие документы называют составными. Причем, после внедрения докуменат из другого приложения, остается возможность редактировать этот объект средствами родного приложения. Таким образом, если установлена связь, то этот объект как бы будет «жить» своей жизнью. Например, в документ Word внедрен объект Visio. При щелчке дважды мышью на этом объекте, открывается приложение, в котором создан этот объект, т.е. Visio. Закрыв Visio, мы снова попадаем в Word. Документ Word при этом называют клиентом OLE или приложением-приемником, а объект Visio – сервером OLE или приложением-источником.
Связать и внедрить объект по технологии OLE можно одним из следующих способов:
1. Через буфер обмена командой ПРАВКА\СПЕЦИАЛЬНАЯ ВСТАВКА.
2. Командой приложения ВСТАВКА\ОБЪЕКТ (например, формулы можно вставить через объект Microsoft Equation 3.0.
3. Просто перетащить по технологии Drag-and-Drop.
Для возврата в OLE-клиент достаточно щелкнуть мышью вне созданного объекта.
ОС Windows. Назначение и функции операционной системы
Операционная система (ОС) — это комплекс программного обеспечения, предназначенный для снижения стоимости программирования, упрощения доступа к системе, повышения эффективности работы.
Назначение операционной системы можно разделить на четыре основные составляющие Организация (обеспечение) удобного интерфейса между приложениями и пользователями, с одной стороны, и аппаратурой компьютера – с другой. Вместо реальной аппаратуры компьютера ОС представляет пользователю расширенную виртуальную машину, с которой удобнее работать и которую легче программировать.
2. Организация эффективного использования ресурсов компьютера. ОС не только представляет пользователям и программистам удобный интерфейс к аппаратным средствам компьютера, но и является своеобразным диспетчером ресурсов компьютера. К числу основных ресурсов современных вычислительных систем относятся процессоры, основная память, таймеры, наборы данных, диски, накопители, принтеры, сетевые устройства, и др. Эти ресурсы определяются операционной системой между выполняемыми программами. В отличие от программы, которая является статическим объектом, выполняемая программа – это динамический объект, он называется процессом и является базовым понятием современных ОС.
3. Облегчение процессов эксплуатации аппаратных и программных средств вычислительной системы. Ряд операционных систем имеет в своем составе наборы служебных программ, обеспечивающие резервное копирование, архивацию данных, проверку, очистку и дефрагментацию дисковых устройств и др.
Кроме того, современные ОС имеют достаточно большой набор средств и способов диагностики и восстановления работоспособности системы. Сюда относятся:
— диагностические программы для выявления ошибок в конфигурации ОС;
— средства восстановления последней работоспособной конфигурации;
— средства восстановления поврежденных и пропавших системных файлов и др.
4. Возможность развития. Современные ОС организуются таким образом, что допускают эффективную разработку, тестирование и внедрение новых системных функций, не прерывая процесса нормального функционирования вычислительной системы. Большинство операционных систем постоянно развиваются (нагляден пример Windows).
Функции операционной системы:
— связь с пользователем в реальном времени для подготовки устройств к работе, переопределение конфигурации и изменения состояния системы.
— выполнение операций ввода-вывода; в частности, в состав операционной системы входят программы обработки прерываний от устройств ввода-вывода, обработки запросов к устройствам ввода-вывода и распределения этих запросов между устройствами.
— управление памятью, связанное с распределением оперативной памяти между прикладными программами.
— управление файлами; основными задачами при этом являются обеспечение защиты, управление выборкой и сохранение секретности хранимой информации.
— обработка исключительных условий во время выполнения задачи
— появление арифметической или машинной ошибки, прерываний, связанных с неправильной адресацией или выполнением привилегированных команд.
— вспомогательные, обеспечивающие организацию сетей, использование служебных программ и языков высокого уровня.
Операционные системы разные, но их назначение и функции одинаковые. Операционная система является базовой и необходимой составляющей программного обеспечения компьютера, без нее компьютер не может работать в принципе.
Билет 25 вопр 1
Под графическим пользовательским интерфейсом (GUI — Graphical User Interface) понимается некоторая система (среда), служащая для органи-зации диалога ПС с пользователем на основе графического многоокон-ного представления данных. В среде GUI организацию всего взаимодействия с пользователем берет на себя именно сама среда, оставляя ПС делать только свою работу.
К общим принципам, лежащим в основе графического пользова-тельского интерфейса, относятся:
— графический режим работы;
— представление ряда объектов пиктограммами;
— использование указывающего устройства — мыши;
— адекватность изображения на экране изображаемому объекту (принцип WYSIWIG — What You See Is What You Get);
— стандартизация всех основных действий и элементов (все програм-мы для данной графической среды выглядят и ведут себя совершен-но одинаково, используют одинаковые принципы функционирования);
— наличие большого числа стандартных элементов (кнопок, полей ре-дактирования, переключателей и т.д.), которые могут использоваться при конструировании ПС, делая их похожими в обращении и облегчая процесс их написания.
В основе современного графического пользовательского интерфейса лежат две основные концепции.
Первой из них является понятие программы, управляемой данными.
Как правило, эта концепция практически реализуется через ме-ханизм сообщений. Внешние устройства (клавиатура, мышь, таймер) посы-лают сообщения модулям программы о наступлении тех или иных событий (например, при нажатии клавиши или передвижении мыши). Поступающие сообщения попадают в очередь сообщений, откуда извлекаются приклад-ной программой.
Таким образом, программа не должна все время опрашивать мышь, клавиатуру и другие устройства в ожидании, не произошло ли чего-нибудь, заслуживающего внимания. Когда событие произойдет, программа получит извещение об этом с тем, чтобы надлежащим образом его обработать. По-этому программы для таких сред обычно представляют собой цикл обработ-ки сообщений: извлечь очередное сообщение, обработать его, если оно ин-тересно, либо передать стандартному обработчику сообщений, обычно вхо-дящему в систему и представляющему собой стандартные действия системы в ответ на то или иное событие.
Сообщения могут посылаться не только устройствами, но и отдель-ными частями программы (в частности, возможна посылка сообщения себе). Так один модуль может послать сообщение другому модулю, или меню посылает сообщение о выборе определенного пункта. При этом существует также способ прямой посылки сообщения, минуя очередь, когда непосредст-венно вызывается обработчик сообщений адресата.
Второй основополагающей концепцией является понятие окна как объекта. Окно — это не просто прямоугольная область на экране, это и про-грамма (процедура, функция), способная выполнить различные действия, присущие окну. Одним из основных таких действий является реагирование на поступающие сообщения и посылка сообщений другим объектам.
Одной из основных функций окна является перерисовка содержания окна. Любое окно должно уметь при получении соответствующего запроса перерисовать себя (или свою часть) на экране. Перерисовка может реализо-вываться или как реакция на специальное сообщение, или как виртуальная функция (при использовании объектно-ориентированных языков). В состав любой GUI обязательно входит достаточно мощный графический модуль, обеспечивающий выполнение всех основных графических операций и под-держивающий отсечение изображения по заданной (в том числе и довольно сложной) области отсечения. За счет этого реализуется возможность перери-совки фрагмента окна — устанавливается область отсечения, совпадающая с требуемым фрагментом, а затем выполняется запрос на перерисовку. При от-работке запроса на перерисовку окна можно определить размер текущей об-ласти и не пытаться рисовать то, что заведомо будет отсечено.
Среди окон вводятся отношения принадлежности и следования, т.е. любое окно может иметь окно-родителя, которому оно принадлежит, и, сле-довательно, задается во внутренних координатах родительского окна, отсе-кается в размерах родительским окном и уничтожается при уничтожении ро-дительского окна. Любое окно может иметь и принадлежащие ему окна (по-докна), причем последние некоторым образом упорядочиваются. Тем самым окна могут образовывать древовидные структуры подчинения.
Родительское окно и принадлежащие ему подокна могут обменивать-ся сообщениями друг с другом. Эти сообщения обычно разделяются на два класса — запрос на выполнение окном некоторого действия и сообщение, опо-вещающее окно о том, что в другом окне (обычно подокне) произошли неко-торые изменения.
Любая подобная система должна предоставлять для работы некото-рый стандартный набор типов окон, из которых пользователь может стро-ить свои программы.
В состав окна могут входить другие окна и действовать при этом как единое целое. Например, в состав окна-списка может входить скроллер.
Среди окон обычно выделяются окна, предназначенные для ведения диалога с пользователем, ввода данных и т.п. Обычно в их основе лежит стандартное окно с большим набором подокон, играющих роль управляющих элементов. Как правило, диалоговое окно (или процедура, ведущая диалог) снабжается специальной функцией для координации работы управляющих элементов. Например, диалог для выбора файла.
Кроме стандартных окон пользователь может создавать свои собст-венные типы окон, либо добавляя какие-то новые свойства, либо переопреде-ляя часть старых и наследующих все остальное.
При работе с клавиатурой важную роль играет понятие фокуса ввода. Фокус ввода — это то окно, которому поступают все сообщения от клавиатуры.
Существует несколько способов перемещения фокуса ввода:
— при нажатии кнопки мыши фокус передается тому окну, над кото-рым это произошло;
— окна диалога обычно переключают фокус между управляющими элементами диалога при нажатии определенных клавиш (стандартно это Tab и Shift-Tab);
— посредством явного вызова функции установки фокуса ввода.
Окну, теряющему фокус ввода, обычно посылается уведомление об этом, и оно может предотвратить переход фокуса от себя. Окну, получаю-щему фокус, передается сообщение о том, что оно получило фокус ввода.
26 билет 1 вопрос
Дата добавления: 2015-01-30 ; просмотров: 9 | Нарушение авторских прав