Основные технологические принципы Windows
ОC Windows
Каждый ПК обязательно комплектуется ОС. Во всем мире и, особенно в нашей стране, эта отрасль фактически монополизирована корпорацией Microsoft, хотя имеются небольшие сегменты рынка альтернативных ОС типа UNIX, Linux, MacOS (ОС для ПК Apple). Т. е. основной ОС, на которую ориентировано современное ПО, являются ОС семейства Windows
Семейство ОС Windows | ||
ОС Windows для домашнего использования | ОС Windows для корпоративного использования | |
ОС Windows 95 | ОС Windows NT 4.0 | Windows NT 4.0 Workstation |
ОС Windows 98 | Windows NT 4.0 Server | |
ОС Windows Me | Windows 2000 | Windows 2000 Professional |
Дальнейшего развития не будет | Windows 2000 Server | |
Windows 2000 Advanced Server | ||
Windows 2000 DataCenter Server | ||
Windows XP | Windows XP Home Edition | |
Windows XP Professional Edition | ||
Windows 2003 Server | Вышла в качестве серверной платформы для Windows XP | |
Vista | Планируется к выпуску в 2006 |
Т.о. существует 2 класса ОС Windows – многопользовательские ОС на базе OC Windows NT: Windows 2000/ XP и однопользовательские ОС на базе Windows 95: Windows 98/Me. Главным отличием многопользовательских систем от однопользовательских является наличие средств защиты информации каждого пользователя от несанкционированного доступа других пользователей.
1. Стандартный графический интерфейс пользователя
До появления Windows каждый программист при разработке программ придумывал свой собственный интерфейс — систему меню, способы диалога (ввод данных, выбор вариантов и т. д.). Каждый интерфейс мог быть по своему хорош, но такой подход заставлял пользователя переучиваться при переходе к новому программному продукту. Интерфейс Windows часто называют интуитивным: о технике выполнения многих операции можно просто догадаться, если знать базовые принципы построения интерфейса.
Стандартный интерфейс Windows базируется на понятии окна. Окно – это прямоугольная область экрана. Можно выделить три типа окон: окно приложения, окно документа и диалоговое окно.
· Окно приложения всегда содержит два стандартных элемента: заголовок и горизонтальное меню. Кроме них в окне могут отображаться панели инструментов. Панель инструментов можно настраивать по своему вкусу с помощью команд главного меню (Сервис/Настройка). Панели инструментов дублируют команды главного меню. С помощью переключателей можно отображать или не отображать панели инструментов на экране. Необязательным элементом окна приложения является строка статуса, в которой отображается справочная информация. Кроме того, с помощью правой кнопки мыши можно вызвать меню, которое называется контекстным, т. к. оно зависит от того, для какого объекта его вызывают.
· Окно документа содержит заголовок, полосы прокрутки (вертикальная и горизонтальная), линейки. Полосы прокрутки появляются, если документ не помещается в окне. Линейки можно выключать.
· Диалоговое окно используется для ввода данных необходимых для работы программы. Диалоговые окна бывают модальными и немодальными. Модальное окно блокирует работу приложения пока оно не закрыто, т. е. все операции с ним должны быть завершены. Не модальное окно не останавливает работу приложения. В состав диалоговых окон входят:
o командные кнопки;
o текстовые поля (поля ввода);
o демонстрационные окна (образец);
o поясняющие надписи.
2. Принцип WYSIWYG (что вы видите, то и имеете)
При подготовке текстовых документов страница текста на экране выглядит так же, как и на бумаге после распечатки.
Текстовая информация на экране монитора и бумаге принтера отображается следующим образом. В кодовой таблице (ASCII) каждому символу присвоен определенный десятичный код. Чтобы отобразить полученный тем или иным способом код символа, компьютер может:
o найти в памяти по этому коду изображение символа и вывести его на экран;
o переслать код символа принтеру, который, пользуясь примерно тем же механизмом, отпечатает изображение символа на бумаге.
Монитор и принтер работают под управлением разных драйверов, т. е. то, что появляется на экране монитора не имеет никакого отношения к принтеру.
Технология работы с экранными шрифтами целиком определяется режимом монитора – текстовым или графическим.
· В текстовом режиме экран разбивается на 25 строк по 80 символов каждая, и в каждую позицию (знакоместо) экрана можно вывести произвольный символ кодовой таблицы, все символы имеют одинаковые размеры. Чтобы закодировать изображение такого символа его представляют в виде матрицы, например, 8х16 и закрасить часть клеток так, чтобы получилось изображение символа. Если в закрашенных клетках проставить 1, а в пустых — 0, то каждую строку матрицы можно будет представить десятичным числом от 0 до 255 (8 бит или один байт). Если записать эти числа в 16 последовательных байтов, то мы получим битовую карту символа, сам шрифт называется растровым. Если матрица одного символа занимает 16 байтов, то для представления всех 256 символов потребуется 4096 байтов. Подготовленный таким образом растровый шрифт записывается в файл (обычно с расширением .FNT). До появления Windows при подготовке текстовых файлов использовался текстовый режим монитора, полиграфические возможности этого режима очень ограничены. Если мы с помощью команды ОС DOS будем печатать файл на принтере, то DOS просто перешлет файл принтеру, символ за символом (включая символы возврата каретки и новой строки), а принтер напечатает его тем шрифтом, на который он был настроен перед печатью. В зависимости от размеров шрифта, наличия русских букв, ширины каретки, ширины символов и т. п., бумажный текст может весьма отличаться от экранного (вплоть до полного искажения внешнего вида). Например, при узкой каретке одна экранная строка может превратиться в две-три строки на бумаге; если принтер настроен на пропорциональный шрифт (см. ниже), неизбежно нарушится выравнивание текста и т.д. Поэтому, чтобы управлять распечаткой (например, оперативно менять шрифт), в текстовый файл приходилось включать специальные команды форматирования. Эти команды искажали вид текста на экране, кроме того, подбирать поля на листе тоже приходилось на глаз, путем проб и ошибок.
· (2) Графическая технология Windows резко изменила ситуацию. Основой представления символов является та же самая кодовая таблица, принцип работы монитора и принтера также не изменились. Однако программное обеспечение Windows, вывело нашу работу с текстами на качественно иной уровень. Используя различные шрифты и стили, графические эффекты, мы можем отныне готовить на своем принтере документы высокого качества. При этом в процессе работы над документом мы видим его на экране именно так, как он будет выглядеть на экране.
В приложениях Windows используются сотни разнообразных шрифтов, и число их постоянно растет. Если ранее мы имели дело с одним-единственным экранным шрифтом и несколькими принтерными, то сейчас существует огромное количество шрифтов.
Шрифты можно классифицировать по способу формирования рисунка символов. По способу формирования рисунка символов шрифты делятся на растровые и векторные.
Изображение растрового символа кодируется в явном виде (по точкам) в битовой карте (матрице), а затем без изменений отображается на экране или бумаге принтера. Растровый шрифт в графике создается точно так же, как и экранный шрифт для текстового режима монитора, только матрица символа чаще всего квадратная (16×16). Основной недостаток растрового шрифта — заметное ухудшение качества при увеличении (масштабировании) символа: изображение приобретает ступенчатые очертания. Поэтому необходимо, либо создавать отдельные шрифты для разных размеров (а это не только дополнительная работа, но и затраты памяти), либо мириться с ухудшением качества. Кроме того, растровые шрифты в значительной мере зависят от конкретных характеристик устройства отображения.
При создании векторного шрифта рисунок символа не кодируется явно по точкам, а описывается совокупностью геометрических фигур, которые и определяют контур рисунка, т. е он описывается по определенным формулам, не зависящим ни размера шрифта, ни от разрешающей способности устройства. Поэтому векторные шрифты легко масштабировать без потери качества изображения. Иногда векторные шрифты называют масштабируемыми, но это не совсем точно, так как масштабировать можно и растровые шрифты.
В среде Windows для работы с документами, как правило, используются векторные шрифты специального формата TrueType. При этом один и тот же шрифт применяется и при выводе экранного текста, и при распечатке на принтере, т. е. функции монитора и принтера как бы «интегрируются». Технология TrueType, в сочетании с рядом дополнительных функций, позволяет реализовать на экране так называемый принцип WYSIWYG (What You See Is What You Get) т. е. страница документа со всеми ее атрибутами — рисунками, разметкой, стилями и т. п. — выглядит на экране так же, как и на бумаге после распечатки.
Файл с растровым шрифтом обычно имеет расширение .FON, а файл TrueType — расширение .TTF. Шрифты, как правило, помешаются в подкаталог FONTS каталога Windows и используются всеми приложениями оболочки при работе с текстами.
3. Технология подключения устройств Plug and Play
По типу установки устройства можно условно разделить на две группы: Plug and Play и не Plug and Play . Большинство устройств, изготовленных после 1995 года, используют технологию Plug and Play. Устройства Plug and Play достаточно подключить к компьютеру, после чего их можно использовать сразу, не настраивая вручную. Установка нового устройства, независимо от того, поддерживает ли оно технологию Plug and Play, обычно выполняется в три этапа.
- Подключение к компьютеру.
- Загрузка соответствующих драйверов устройства.
- Настройка свойств и параметров устройства.
Если устройство поддерживает технологию Plug and Play, шаги 2 и 3 можно пропустить, т. к. при запуске компьютера автоматически буде распознаваться новое оборудование и загружаться все необходимые драйверы.
В ходе процесса настройки Windows назначает устанавливаемому устройству уникальный набор системных ресурсов. Ресурс – это некоторая часть компьютера, (диск, принтер или память), которая может быть предоставлена выполняющейся программе или процессу. Каждый ресурс, назначаемый устройству, должен быть уникальным. Это необходимо для правильной работы устройства. Для устройств Plug and Play Windows автоматически проверяет правильность настройки ресурсов.
4. Связывание и встраивание объектов.
Это самое мощное средство интеграции программ, позволяющее встраивать в документ одного приложения объекты обработки других приложений. Такие документы называются составными.
Например, писатель сочинил рассказ, набрал его в текстовом процессоре Word и сохранил в файле с именем RASSKAZ.DOC. Затем средствами графического редактора Paint писатель нарисовал иллюстрацию для рассказа и с помощью специального средства внедрил (встроил) ее в документ RASSKAZ.DOC. На следующий день писатель решил украсить картинку дополнительными деталями. Для этого он открыл в MS Word документ RASSKAZ.DOC, дважды щелкнул на картинке, и на экране появилось окно редактора Paint.
Таким образом, внедрив картинку как объект в основной документ, писатель создал тем самым составной документ и получил возможность работать над ним средствами двух приложений Word и Paint.
Файл с картинкой можно было связать с документом Word, при этом все изменения вносимые в рисунок будут отображаться документе, но рисунок не будет частью документа, он останется самостоятельным файлом. В документе будет находиться только его адрес, следовательно, размер файла Word не увеличится.
Таким образом, связанный объект – это объект, созданный в файле-источнике и вставленный в файл назначения с поддержанием связи между этими двумя файлами. Связанный объект в файле назначения может быть обновлен при обновлении файла-источника. Внедренный объект – это данные (объект), содержащиеся в файле-источнике и вставленные в файл назначения. После внедрения объект становится частью файла назначения. Связанный или внедренный объект можно создать на основе любой программы, поддерживающей эти виды объектов.
В общем случае технология OLE дает нам следующие преимущества:
· во-первых, внедрив в документ приложения некий объект, созданный в другом приложении, мы получаем не только составной документ, но и возможность редактировать этот объект средствами «родного» приложения;
· во-вторых, если мы установим связь некоего объекта с документом, мы сохраним объекту самостоятельное назначение, он сможет обслуживать другие документы и т. п. (а заодно и сбережем память на диске).
· Объектом OLE (OLE-объектом) мы называем произвольный элемент, созданный средствами какого-либо приложения Windows, который можно поместить (внедрить и (или) связать) в документ другого приложения Windows. Таким элементом может быть фрагмент некоего документа (например, фрагмент растровой картинки) или весь документ (например, файл .BMP).
Приложение, средствами которого создается объект OLE (т. е. программа, которая обслуживает другое приложение), называется сервером OLE (OLE-сервером, исходным приложением, приложением-источником). В нашем примере сервером OLE является программа Paint.
Приложение, принимающее объект OLE (т. е. программа, которая пользуется услугами OLE-сервера), называется клиентом OLE (OLE-клиентом, приложением-контейнером, приложением-Приемником). В нашем примере клиентом OLE является программа MS Word.
Различные приложения Windows в разной степени поддерживают технологию OLE. Некоторые программы вообще ее не поддерживают, некоторые могут исполнять только роль OLE- сервера (например, Paint, Microsoft Equation, Microsoft WordArt и многие другие).Наиболее мощные и универсальные приложения Windows (например, Word и Excel) могут исполнять функции и OLE-сервера, и OLE-клиента.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Основные технологические механизмы Windows
4.Clipboard (буфер обмена) – это выделенная памяти для передачи данных в различном формате
Технология OLE (Object Link Exchange) – это технология связывания и внедрения объектов.
Объект, имеющий статус внедренного, становится неотъемлемой частью создаваемого документа в текущем приложении, т.е. объект, взятый из приложения-источника, становится неотъемлемой частью приложения-назначения.
При связывании объект, созданный в приложении-источнике, представлен в приложении-назначении в оригинальном виде или в виде значка. Связанный объект является неотъемлемой частью документа, созданного в приложении-назначении. При технологии внедрения размер файла документа увеличивается за счет внедрения объектов. При связывании размер файла не увеличивается, что важно при работе с емкими графическими изображениями.
При щелчке на объекте в документе приложения-назначения автоматически открывается приложение-источник в окне документа которого представлен объект.
При внесении изменений в объект программы-источника эти изменения автоматически отразятся в объекте, представленном в приложении-назначении.
DDE (Dynamic Data Exchange) – динамический обмен данными, который используется для обмена между приложениями.
ОС Windows построена по сетевому принципу, и, в отличие от иерархической (древовидной) структуры имеется особый объект, называемый ярлыком, который является представителем другого объекта (документа, программы, папки). Физически ярлык представляет собой файл с расширением lnk или pif. Ярлык содержит ссылку на представляемый объект и предназначен для удобства пользователя. Значок ярлыка документа можно переносить методом Drag-and-Drop или методом приложений.
Содержание
ОПЕРАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (ОС) 1
Поколения операционных систем.. 1
Классификация ОС.. 1
Количество пользователей. 2
Назначение ОС.. 2
Организация работы программы под MS DOS. 3
Операционная система MS DOS. 3
Примеры наиболее часто встречающихся расширений. 4
Полное имя файла. 4
Дерево каталогов. 5
Атрибуты файлов. 5
Зарезервированные имена: 5
Шаблон (маска) имени файлов. 6
Приглашение MS DOS. 6
внутренние внешние. 6
Формат команды.. 6
Внутренние команды DOS. 7
MS DOS. КОМАНДЫ РАБОТЫ С КАТАЛОГАМИ.. 7
DIR – просмотр содержимого каталога. 7
MD – создание каталога. 8
RD – удаление каталога. 8
CD – смена каталога. 8
MS DOS. КОМАНДЫ РАБОТЫ С ФАЙЛАМИ.. 8
Копирование файлов. 9
Создание файла. 9
Объединение файлов. 10
Перенос файлов. 10
Удаление файлов. 10
Переименование файлов. 10
Перенаправление вывода. 10
Внешние команды MS DOS. 11
Командные (пакетные) файлы.. 12
Файлы конфигурации компьютера. 13
Файл конфигурации системы config.sys. 13
Файл начальной загрузки autoexec.bat 14
Создание меню в начальной загрузке. 14
Структура MS DOS. 15
Процедура начального тестирования и загрузки компьютера. 16
Microsoft Windows. 17
История создания и развития Windows. 17
Отличие Windows от DOS. 18
Достоинства, предлагаемые Windows: 18
Концепция операционной системы Windows. 18
Основные технологические механизмы Windows. 21
studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2021 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.002 с) .