- Урок #16. Панель управления и Рабочий стол
- Plank — быстрая панель запуска для Linux
- Установка plank
- Настройки параметров скрытия Plank
- Добавляем доклеты
- Устанавливаем темы оформления
- Меню настроек Plank
- Добавляем и удаляем значки
- Выводы
- Как устроена графика в Linux: обзор различных сред оформления рабочего стола
- Основные компоненты, из которых состоит графика
- DM (Display Manager)
- Display Server
- Практикум «запускаем Х и приложения в нём»
- Компоненты DE
- Компоненты DE: кнопка «Пуск» и «Панель задач»
- Компоненты DE: WM (Window Manager)
- Компоненты DE: остальные
- DE (Desktop Environment)
- Многообразие DE
Урок #16. Панель управления и Рабочий стол
Продолжим разбираться с настройками панели управления и рабочего стола. Для этого в Центре управления перейдем к рассмотрению соответствующих модулей.
Итак, настройки рабочего стола весьма скромны — можно лишь отметить значки, которые будут на нем отображаться. Хотя можно запретить отображение любых значков на рабочем столе. Насколько это полезно судить вам. Лично я не люблю хаоса на рабочем столе, но все же несколько документов, папок или ярлыков у меня на нем почти всегда имеется.
Настройки управляющей панели более широки.
Можно настроить ее расположение, например, сверху, как в Mac OS или вывести две панели сверху и с низу. Данное изменение вступит в силу после перезагрузки компьютера.
При желании можно скрывать панель, чтобы она не занимала пространство экрана. Панель будет появляться каждый раз, как вы подведете указатель мыши к ее области. Также можно указать задержку в миллисекундах перед тем как панель будет исчезать или появляться.
Но все же я считаю, что самые существенные настройки здесь — это возможность изменить размер панели или задать две панели в разных частях экрана. Для этого вначале необходимо перезагрузиться, так как вторая панель появится только после перезагрузки.
С помощью апплетов и значков часто используемых вами программ, вы можете настроить панели удобным для себя образом и иметь всегда под рукой необходимые вам программы и инструменты.
Кстати, если включить «Режим редактирования панели», то появится возможность перетаскивать отдельные элементы панели, но после того, как вы настроите месторасположение этих элементов, режим редактирования стоит отключить, так как в этом режиме нет возможности запуска программ из панели.
Данный режим можно включать и в свойствах самой панели, вызвав контекстное меню на ней. Для этого щелкаем правой кнопкой мыши в свободной области управляющей панели.
Здесь мы можем включить/отключить режим редактирования или можем включить автоматическое скрытие панели, что можно сделать и в настройках. Также здесь мы можем запустить Центр управления с системными настройками или же сразу перейти в нужную категорию настроек, например, добавить новый апплет или изменить элементы текущей темы оформления.
Кроме этого здесь есть раскрывающийся список «Устранение неполадок», в котором мы можем перезапустить графическую среду Cinnamon или сбросить все проделанные нами ранее настройки.
Ну и в заключении давайте рассмотрим еще один модуль настроек — Блокировка экрана.
Если блокировка включена, то при соблюдении указанных условий, компьютер будет заблокирован и для разблокировки нужно будет ввести пароль. Под условиями подразумевается переход компьютера в спящий режим или истечение указанного в параметрах времени.
Насколько необходима блокировка можете определить только вы, так как данная опция защищает ваш компьютер от возможного использования другими людьми в ваше отсутствие. При желании можно блокировку отключить полностью и тогда окно с паролем вам досаждать не будет.
Также в этом модуле можно настроить скринсейвер, появляющийся при блокировке.
Скринсейвер — это анимированная заставка, которая будет появляться через указанный вами интервал времени. Вы можете выводить в качестве скринсейвера дату и время, причем формат можно задать произвольный, используя теги, которые уже подставлены в поля. Также можно настроить шрифт и размер текста, а еще в качестве скринсейвера можно использовать произвольный текст, введя его в поле даты или времени. Например, можно написать — «ушел на 10 минут».
Ну и в случае, если вы используете блокировку экрана, можно указать сообщение, которое при этом будет выводиться. Здесь также можно настроить параметры шрифта сообщения.
На этом пока все, а в следующем виде продолжим рассматривать настройки и параметры Linux.
Источник
Plank — быстрая панель запуска для Linux
Порой начинающих пользователей Linux пугает отсутствие панели задач внизу, а её перемещение вверх вызывает сильные неудобства. Ещё со времен Windows мы привыкли к закреплению часто используемых программ в панели быстрого запуска и больше не хочется тратить драгоценное время на поиск в папках или в хаосе значков на рабочем столе столь заветного ярлыка.
На самом деле в Linux существует множество полезных виджетов готовых прийти к вам на помощь в любой ситуации. Plank один из них. Разработчики характеризуют его как «Stupidly Simple» (Тупо Простой). И должна сказать, что это действительно так.
Установка plank
Установить plank можно из терминала:
sudo add-apt-repository ppa:docky-core/stable
sudo apt-get update
sudo apt-get install plank
Также возможна установка plank в ubuntu из центра приложений. Уж какой способ установки вы предпочитаете, зависит лишь от вас. В synaptic он тоже присутствует.
На plank стоит обратить внимание не только из-за своих «интеллектуальных» особенностей, быстрота работы и легкости интерфейса, но и в первую очередь из-за полезности.
Plank Ubuntu очень гибкий. Его можно разместить, хоть слева, хоть снизу, хоть сверху. Он будет там, где удобно вам. Многие скрывают приевшуюся стандартную левую панель Ubuntu. Я же решила её оставить. Она изрядно выручает в некоторых случаях, но всё же использую я её не так часто.
Настройки параметров скрытия Plank
У plank есть способность интеллектуального скрытия. Когда вы печатаете в документе
или пишите код, он автоматически скрывается и не надоедает вам своим внешним видом. Стоит лишь слегка навести курсор на угол его ‘постоянного места жительства’ и он сразу тут как тут. Также поведение plank может быть автоматическим скрытием, скрытием при развёрнутых окнах, прятаться за окна или прятаться от активного окна. Согласитесь выбор довольно таки большой, не правда ли?
Добавляем доклеты
С недавних пор plank обзавёлся своими доклетами. Это маленькие приятные фишки на панели: cpu процессора, часы, корзина. Их можно также установить отдельно.
Устанавливаем темы оформления
И моя любимая фишка, которая также придётся любителям эстетики по душе – темы оформления. У plank огромная база красивых иконок, тем и эффектов. Все они легки в установке и приятны глазу. Иконки можно изменять по размеру, увеличивать или вовсе убирать. Ну и несомненный плюс в том, что вы можете создать свои собственные иконки и установить.
Чтобы загрузить новые темы скопируйте их в
/.local/share/plank/themes/
На сайте deviantart можно даже свободно подобрать понравившуюся тему, загрузить свою и делиться с нею пользователями (просто наберите в поиске сайта plank).
Меню настроек Plank
Чтобы попасть в меню настроек программы есть 2 волшебных способа. К сожалению разработчики не посчитали полезным создать отдельный значок настроек, но в этом и вся красота Linux:
- Зажать Ctrl + Shift + правый клик мышки по панели plank
- Команда: plank —preference
Добавляем и удаляем значки
Для того, чтобы добавить новый значок на панель, необходимо запустить программу и ярлык автоматически отобразится в plank. Теперь щёлкните левой кнопкой мыши по этому значку и выберите опцию «Прикрепить к панели».
Для удаления значка нужно лишь левой кнопкой мыши вытянуть его из панели. Как видите, всё просто и легко.
Выводы
Plank существует уже давно и живёт он в моей Ubuntu 14.04 больше трех лет. Я его добавила в автоматический автозапуск программ и теперь он отображается сразу же при запуске системы. Есть только небольшая проблема, которая для меня стала удивлением. Теперь мне приходится дважды выходить из системы, если я не выключаю Plank заранее. Но со временем привыкаешь. Возможно, что такая проблема лишь в Ubuntu 14.04 LTS. Устанавливать Plank или нет решать только вам. Он сделал моё знакомство с Linux более радостным и красивым. Чего и желаю вам.
Источник
Как устроена графика в Linux: обзор различных сред оформления рабочего стола
Эта статья о том, как устроена графика в Linux и из каких компонентов она состоит. В ней много скриншотов с различными реализациями сред рабочих столов.
Если вы не сильно различаете KDE и GNOME или различаете, но хотели бы узнать, какие еще есть альтернативы, то эта статья для вас. Она обзорная, и хотя в ней много названий и немного терминов, материал будет также полезен начинающим и только посматривающим в сторону Linux.
Тема может заинтересовать и продвинутых пользователей при настройке удаленного доступа и при реализации тонкого клиента. Часто встречаю вполне матерых линуксойдов с утверждениями «на сервере только командная строка, и графику подробнее изучать не планирую, так как это всё нужно для простых пользователей». Но даже знатоки Linux с большим удивлением и радостью открывают для себя опцию «-X» у команды ssh (а для этого полезно понимать работу и функции X-сервера).
Источник
Я почти 15 лет обучаю на курсах Linux в «Сетевой Академии ЛАНИТ» и уверен, что многие из тех более пяти тысяч человек, которых обучил, читают и наверняка пишут статьи на Хабр. Курсы всегда очень насыщены (средняя продолжительность курса — пять дней), нужно рассказать темы, на полноценное знакомство с которыми требуется минимум дней десять. И всегда в ходе курса в зависимости от аудитории (новички собрались или матерые администраторы), а также от «вопросов из зала» я делаю выбор, что донести подробнее, а что — более поверхностно, чтобы посвятить больше времени утилитам командной строки и их практическому применению. Таких тем, которыми приходится немного жертвовать, достаточно. Это «История Linux», «Различия в дистрибутивах Linux», «Про лицензии: GPL, BSD, . », «Про графику и среды рабочих столов» (тема этой статьи) и др. Не то, чтобы они не важны, но обычно есть множество более актуальных «здесь и сейчас» вопросов и всего каких-то пять дней… Однако для общего понимания основ ОС Linux, понимания доступного разнообразия (чтобы даже пользуясь одним конкретным дистрибутивом Linux, всё-таки иметь более широкий взгляд на весь этот огромный и необъятный мир, что зовется «Linux») изучать эти темы полезно и нужно.
По ходу статьи по каждому компоненту я указываю ссылки для тех, кому захочется глубже погрузиться в тему, например, на статьи в Википедии (при этом указываю на более полную/полезную версию при наличии англоязычной и русскоязычной статей).
Для основных примеров и скриншотов я использовал дистрибутив openSUSE. Можно было использовать любой другой дистрибутив, разрабатываемый сообществом, с наличием большого количества пакетов в репозитории. Сложно, но возможно, продемонстрировать многообразие оформления рабочего стола на коммерческом дистрибутиве, так как часто в них используются только одна или две наиболее известных сред рабочего стола. Так разработчики сужают себе задачу выпуска стабильной отлаженной ОС. На данную же систему я установил все DM/DE/WM (объяснение этих терминов ниже), которые нашёл в репозитории.
Скриншоты с «синими рамками» как раз и сделаны на openSUSE.
Скриншоты с «белыми рамками» делал на других дистрибутивах, они указаны на скриншоте.
Скриншоты с «серыми рамками» были взяты из интернета, в качестве примеров оформлений рабочего стола из прошлых лет.
Основные компоненты, из которых состоит графика
Выделю три основные компонента и перечислю их в порядке, как они запускаются при старте системы:
- DM (Display Manager);
- Display Server;
- DE (Desktop Environment).
Дополнительно в качестве важных подпунктов у Desktop Environment:
- Apps Manager/Launcher/Switcher (кнопка «Пуск»);
- WM (Window Manager);
- различное ПО, поставляемое вместе со средой рабочего стола.
Подробнее по каждому пункту.
DM (Display Manager)
Первое приложение, которое запускается при старте «графики», — это DM (Display Manager), дисплейный менеджер. Его основные задачи:
- спросить, каких пользователей пустить в систему, запросить аутентификационные данные (пароль, отпечаток пальца);
- выбрать, какую среду оформления рабочего стола запустить.
На текущий момент в различных дистрибутивах широко используются:
- SDDM (сменил KDM),
- GDM,
- LightDM,
- XDM.
- Также можно упомянуть Fly-DM (используемый в AstraLinux).
Список существующих DM ведётся в актуальном состоянии в Wiki-статье.
Стоит отметить, что на следующих скриншотах используется один и тот же дисплейный менеджер LightDM, но в разных дистрибутивах (названия дистрибутивов указаны в круглых скобках). Оцените, насколько по-разному может выглядеть этот DM благодаря работе дизайнеров различных дистрибутивов.
Главное в этом многообразии, чтобы было понятно, что есть такое приложение, которое отвечает за запуск графики и допуск пользователя к этой графике, и есть разные реализации этого приложения, различающиеся внешним видом и немного функционалом (выбор сред оформления, выбор пользователей, версия для плохо видящих пользователей, наличие возможности удаленного доступа по протоколу XDMCP).
Display Server
Display Server — это некий фундамент графики, основная задача которого — работать с видеокартой, монитором и с различными устройствами ввода (клавиатура, мышь, тачпады). То есть приложению (например, браузер или текстовый редактор), которое отрисовывается в «графике», не нужно знать, как напрямую работать с устройствами, не нужно знать про драйверы. Это всё на себя берет X Window.
Когда говорится про Display Server, то много лет в Linux, да и в Unix имелось в виду приложение X Window System или в простонародье X (Иксы).
Сейчас во многих дистрибутивах на смену X внедряют Wayland.
Также можно почитать:
- общее описание архитектуры X’ов,
- запуск X’ов в X’ах,
- Х’ы под ОС Windows (нужны для удаленного запуска графических приложений, например используя PuTTY).
Для начала запустим X’ы и несколько графических приложений в них.
Практикум «запускаем Х и приложения в нём»
Выполнять всё буду от свежесозданного пользователя webinaruser (проще, но не безопаснее было бы всё выполнить от root’а).
- Так как Х’ам нужен доступ к устройствам, даю доступ: Список устройств определил посмотрев ошибки при запуске Х’ов в логе (/home/webinaruser/.local/share/xorg/Xorg.77.log)
% sudo setfacl -m u:webinaruser:rw /dev/tty8 /dev/dri/card0 /dev/fb0 /dev/input/*
- После этого запускаю X’ы:
% X -retro :77 vt8 &
Опции: * -retro — запускают с «серым» классическим фоном, а не с чёрным как по умолчанию; * :77 — задаю (можно любой в разумном диапазоне, только :0 уже скорее всего занят под уже запущенную графику) номер экрана, фактический некий уникальный идентификатор, по которому можно будет различать несколько запущенных X’ов; * vt8 — указывает терминал, здесь /dev/tty8, на котором будут отображаться X’ы).
- Запускаем графическое приложение:
Для этого предварительно задаём переменную, по которой приложение будет понимать, в какие из запущенных у меня X’ов отсылать то, что нужно нарисовать:
Посмотреть список запущенных X’ов можно так:
После того, как задали переменную, можно запускать приложения в наши X’ы — например, запускаю часы:
% xclock -update 1 &
% xeyes -g 200×150-300+50 &
Основные идеи и выводы из этого фрагмента:
- X’ам требуется доступ к устройствам: терминалу, видеокарте, устройствам ввода,
- Сами X’ы никаких элементов интерфейса не отображают — это серое (если с опцией «—retro») или чёрное полотно определённых размеров (например, 1920×1080 или 1024×768), чтобы запускать в нем графические приложения.
- По движению «крестика» видно, что X’ы отслеживают положения мыши и передают эту информацию запущенным в нём приложениям.
- Также X’ы отлавливают нажатия клавиш на клавиатуре и передают эту информацию приложениям.
- Переменная DISPLAY указывает графическим приложениям, в каком экране (каждые X’ы при запуске запускаются с уникальным номером экрана), а следовательно и в какие из запущенных на моей машине, нужно будет рисовать X’ы. (Также есть возможность в этой переменной указать удалённую машину и отсылать вывод на X’ы, запущенные на другой машине в сети.) Так как X’ы запускали без опции -auth, поэтому нет необходимости разбираться с переменной XAUTHORITY или с командой xhost.
- Графические приложения (или как их называют X-клиенты) отрисовываются в X’ах — при этом без возможности их перемещать/закрывать/изменить «-g (Ширина)x(Высота)+(СдвигОтЛевогоКрая)+(СдвигОтВехнегоКрая)». Со знаком «минус» соответственно от правого и от нижнего края.
- Два термина, которые стоит озвучить: X-сервер (так называют X’ы) и X-клиенты (так называют любое графическое приложение, запускаемое в X’ах). Есть небольшая путаница в понимании этой терминологии, многие понимают её в точности до наоборот. В случае, когда я с «клиентской машины» (в терминологии удалённого доступа) подключаюсь к «серверу» (в терминологии удалённого доступа), чтобы отобразить на своём мониторе графическое приложение с сервера, то X-сервер запускается на той машине, где монитор (то есть на «клиентской машине», а не на «сервере»), а X-клиенты запускаются и работают на «сервере», хоть и отображаются на мониторе «клиентской машины».
Компоненты DE
Далее разберём компоненты, из которых обычно состоит рабочий стол.
Компоненты DE: кнопка «Пуск» и «Панель задач»
Начнём с так называемой кнопки «Пуск». Часто это отдельный апплет, используемый на «Панели задач». Также там обычно имеется апплет для переключения между запущенными приложениями.
Посмотрев на разные среды рабочих столов, я обобщил бы подобные приложения под общим названием «Apps Manager (Launcher/Switcher)», то есть инструмент для управления приложениями (запуска и переключением между запущенными), а также укажу утилиты, которые являются примером приложения данного типа.
- Бывает в виде кнопки «Пуск» на классической (во всю длину одного из краёв экрана) «Панели задач»:
○ xfce4-panel,
○ mate-panel/gnome-panel,
○ vala-panel,
○ tint2.
Также можно отдельно выделить «MacOS-образные панели задач» (не на всю длину края экрана), хотя многие панели задач могут отображаться в обоих вариантах. Тут скорее главное отличие чисто визуальное — наличие «эффекта увеличения пиктограмм при наведении».
○ docky,
○ latte-dock,
○ cairo-dock,
○ plank.
И/Или службы, запускающей приложения при нажатии «горячих клавиш» (во многих средах рабочего стола аналогичный компонент обязательно присутствует и позволяет настроить свои собственные горячие клавиши):
○ sxhkd.
Также имеются различные меню-образные «лаунчеры» (от англ. Launch (запускать)):
○ dmenu-run,
○ rofi -show drun,
○ albert,
○ grun.
Компоненты DE: WM (Window Manager)
WM (Оконный менеджер) — некое приложение, которое отвечает за управление окнами, добавляет возможность:
- перемещений окон по рабочему столу (в том числе стандартное с зажатием клавиши Alt за любую часть окна, а не только за заголовок);
- изменение размеров окон, например, перетаскивая за «рамку окна»;
- добавляет к интерфейсу окна «заголовок (title)» и кнопки сворачивания/разворачивания/закрытия приложения;
- понятие, какое приложение находится в «фокусе».
Перечислю наиболее известные (в круглых скобках указываю, в каком DE используется по умолчанию):
Также перечислю «старые WM с элементами DE». Т.е. помимо оконного менеджера в них имеются элементы типа кнопки «Пуск» и «Панели задач», более присущие полноценным DE. Хотя какие они «старые», если и IceWM, и WindowMaker уже выпустили свои обновлённые версии в 2020 году. Получается, что корректнее не «старые», а «старожилы»:
Помимо «классических» («стековых оконных менеджеров») стоит отдельно отметить тайловые WM, которые позволяет размещать окна «черепицей» по всему экрану, а также для некоторых приложений отдельный рабочий стол для каждого запускаемого приложения на весь экран. Это немного непривычно для людей, ранее их не использовавших, но так как я сам достаточно давно использую такой интерфейс, могу сказать, что это вполне удобно и быстро привыкаешь к такому интерфейсу, после чего уже «классические» оконные менеджеры не кажутся удобными.
Также стоит отдельно упомянуть проект Compiz и такое понятие, как «Композитный менеджер окон», использующий возможности аппаратного ускорения для отображения прозрачности, теней, различных трёхмерных эффектов. Около 10 лет назад был бум 3D-эффектов на Linux-десктопах. Сейчас многие из оконных менеджеров, встроенных в DE, частично используют композитные возможности. Недавно появился Wayfire — продукт с аналогичным Compiz функционалом под Wayland.
Подробный список различных оконных менеджеров также можно посмотреть в статье-сравнении.
Компоненты DE: остальные
Также стоит отметить следующие компоненты рабочего стола (здесь использую английские устоявшиеся термины для описания разновидности приложения — это не названия самих приложений):
- Applets(Аплеты):
- ПО (Widget toolkit) — часто со средой поставляется некий «минимальный набор» ПО:
DE (Desktop Environment)
Из перечисленных выше компонентов получается так называемая «Среда оформления рабочего стола». Часто все её компоненты разрабатываются с использованием одних и тех же графических библиотек и с использованием одинаковых принципов оформления. Тем самым, как минимум, выдерживается общий стиль для внешнего вида приложений.
Здесь можно выделить следующие существующие на данный момент среды рабочего стола:
Сравнение по различным параметрам в виде таблицы можно посмотреть в соответствующей статье Википедии.
Многообразие DE
Даже есть такие интересные примеры уже из истории: в 2003-2007 годах для Linux было сделано «3D-оформление рабочего стола» с названием «Project Looking Glass» от фирмы Sun. Я сам пользовался этим рабочим столом, точнее «игрался», так как пользоваться было тяжело. Это «3D-оформление» было написано на Java во времена, когда не было ещё видеокарт с поддержкой 3D. Потому все эффекты пересчитывались процессором, и компьютер должен был быть очень мощным, иначе все работало медленно. Но зато получалось красиво. Трёхмерные плашки приложений можно было поворачивать/разворачивать. Можно было поворачиваться в цилиндре рабочего стола с обоями из панорамы в 360 градусов. Было несколько своих красивых приложений: например, прослушивание музыки в виде «смены CD-дисков» и т. д. Можно на youtube посмотреть видео про этот проект, только качество этих видео скорее всего будет плохим, так как в те годы не было возможности загрузить видео высокого качества.
Легковесный рабочий стол. Существует проект достаточно давно, с 1996 года. В последние годы достаточно популярен, в противовес более тяжёлым KDE и GNOME, на многих дистрибутивах которым требуется лёгкий и «классический» интерфейс рабочего стола. В нем имеется много настроек и большое количество своих программ: терминал (xfce4-terminal), файловый менеджер (thunar), просмотрщик картинок (ristretto), текстовый редактор (mousepad).
Используется в дистрибутиве «Elementary OS». Тут можно сказать, что есть «рабочие столы», которые разрабатываются и используются в рамках одного отдельного дистрибутива и не сильно используются (если не сказать «совсем не используются») в других дистрибутивах. По крайней мере они пока не набрали популярность и не убедили большую часть аудитории в преимуществах своего подхода. Pantheon ставит перед собой задачу построить интерфейс, похожий на macOS.
Вариант с dock-панелью:
Сильный уклон в графические эффекты и виджеты (ещё со времён, когда другие рабочие среды не имели виджеты на рабочем столе, например, календарь/часы). Использует свои библиотеки. Имеется большой набор своих «красивых» приложений: терминал (Terminology), видеоплеер (Rage), просмотр картинок (Ephoto).
Это форк Enlightenment17, который используется в дистрибутиве BodhiLinux.
Изначально «классический» интерфейс рабочего стола, созданный в противовес KDE, который был написан на библиотеке Qt, на тот момент распространяющийся по лицензии, не очень удобной для коммерческих дистрибутивов.
С третьей версии GNOME стал поставляться с оболочкой GNOME Shell, имеющей «неклассический вид», что понравилось не всем пользователям (любые резкие изменения в интерфейсах пользователями сложно принимаются). Как следствие — появление форк-проектов, продолжающих развитие этого рабочего стола в «классическом» стиле: MATE и Cinnamon. Используется по умолчанию во многих коммерческих дистрибутивах. Имеет большое количество настроек и своих приложений.
Дополнение: Рекомендую к просмотру очень хорошую ретроспективу «как менялся внешний вид и функционал оболочки GNOME»: История GNOME (Видео)
Появилась на основе GNOME2 и продолжает развитие этой среды оформления. Имеет большое количество настроек и форков приложений, которые использовались еще в GNOME2 (употребляются новые имена) для того, чтобы не путать форки с их новой версией для GNOME3.
Форк GNOME Shell, предоставляющий пользователям интерфейс в «классическом» стиле (как это было в GNOME2).
Имеет большое количество настроек и те же приложения, что и для GNOME Shell.
Форк GNOME в «классическом» стиле, который развивался в рамках дистрибутива Solus, но сейчас также поставляется в рамках самостоятельного рабочего стола на различных других дистрибутивах.
KDE_Plasma (или, как часто называют, просто KDE)
Среда рабочего стола, развиваемая в рамках проекта KDE.
Имеет огромное количество настроек, доступных простому пользователю из графического интерфейса и много графических приложений, развиваемых в рамках этого рабочего стола.
Дополнение: Рекомендую к просмотру ретроспективу «как менялся внешний вид и функционал оболочки KDE»: История KDE (Видео)
В 2008 году KDE выпустила свою новую реализацию KDE Plasma (был сильно переписан движок рабочего стола). Также, как и с GNOME/MATE, не всем фанатам KDE это понравилось. В результате появился форк проекта, продолжающий развитие предыдущей версии, под названием TDE (Trinity Desktop Environment).
Одна из новых сред рабочего стола, написанная с использованием Qt (на котором написан KDE). Имеет много настроек и достаточно красивый (хотя это субъективное понятие) и проработанный интерфейс. Разрабатывается в рамках дистрибутива Deepin Linux. Также есть пакеты под другие дистрибутивы
Fly
Пример среды рабочего стола, написанной с использованием Qt. Разрабатывается в рамках дистрибутива Astra Linux.
Легковесная среда рабочего стола. Как и несколько предыдущих примеров, написана с использованием Qt. Фактически является продолжением проекта LXDE и результатом объединения с проектом Razor-qt.
Как видите, рабочий стол в Linux может выглядеть очень по-разному и на вкус любого здесь найдётся подходящий интерфейс: от очень красивых и с 3D-эффектами до минималистических, от «классических» до необычных, от активно использующих ресурсы системы до легковесных, от больших экранов до планшетов/смартфонов.
Ну и хочется надеяться, что у меня получилось дать представление о том, из каких основных компонентов состоит графика и рабочий стол в ОС Linux.
Материал для этой статьи был обкатан в июле 2020 года на вебинаре. Его можно посмотреть здесь.
На этом всё. Надеюсь, было полезно. Если есть какие-то вопросы и комментарии, пишите. Буду рад ответить. Ну и приходите учиться в «Сетевую Академию ЛАНИТ»!
Источник