Панели рабочие столы linux

suhorukov.com

Лучшие док-панели Linux для новичков

Док-панели — это вид панели инструментов, часть интерфейса пользователя, позволяющая запускать и переключаться между работающими программами. Пожалуй, самый востребованный среди пользователей инструмент. Он существенно облегчает работу с приложениями, а в Linux это особенно актуально. Мы отобрали док-панели, которые можно смело рекомендовать как самые лучшие для новичков. Они все отличаются простотой установки, удобством и наличием всех необходимых функций. Однако между собой эти инструменты отличаются кардинально.

Самая красивая док-панель для Линукс, стилизованная под MacOS. При этом она не требовательна к системным ресурсам (версия с библиотекой OpenGL и без нее для слабых машин), может использовать аппаратное ускорение, отличается высокой скоростью работы, большим количеством индивидуальных настроек и различных эффектов. Много встроенных апплетов (погодный сервис, RSS-агрегатор, почтовые уведомления). При этом данные апплеты можно свободно перемещать по рабочему столу, откреплять и закреплять на определенных участках. Есть несколько готовых пользовательских тем оформления. Программа не входит в стандартный набор Ubuntu. Содержит значок системного меню со строкой поиска в нем — очень удобная функция, которая выделяет на фоне других док-панелей.

Самая простая, быстрая и “легкая” панель для Линукс — идеально для начинающих. Имеет небольшой размер, подходит для техники с самой маленькой мощностью, устанавливается в два клика. Интерфейс сразу становится удобным и понятным. При этом весь основной функционал есть — панель можно разместить в любой части экрана, есть гибкие настройки автоматического скрытия. Стоит сказать об очень неплохой базе иконок и тем оформления. Иконки можно выбирать, отключать и даже создавать с нуля. В общем, персонализация самая настоящая.

Минималистичное приложение, которое совмещает в себе простоту и легковесность Plank и визуальную красоту Cairo-Dock. Разработчики попытались создать некий средний вариант — и у них это получилось. Одно из наиболее важных качеств — надежность. Docky работает практически без сбоев, не приводит к подвисаниям и некорректной работе. По внешнему виду также напоминает MacOS, имеет поддержку 3D-режима. Доступна в стандартном репозитории Ubuntu

Пусть вас не смущает проскальзывающая ассоциация с Windows — это только ассоциация. Данная док-панель также имитирует совсем другую операционную систему — MacOS. Панель развивали несколько разных команд-разработчиков, поэтому здесь большинство востребованных и распространенных функций. Начинающим советуют много экспериментировать — здесь для этого достаточно пространства. Правда, в отличии от предыдущих инструментов, есть и довольно-таки сложные настройки. К AWN можно подключить много разных плагинов. В качестве минусов пользователи выделяют не всегда корректно работающие пакеты с обновлениями.

Панель, берущая своей простотой. Здесь не так много настроек и есть свои неудобства. Например, после внесения изменений необходима перезагрузка. У других панелей такого нет. Ничего лишнего, минимальный набор визуальных эффектов, зато скорость и быстрая установка. Не требует 3D-поддержки. При всем при этом выглядит достаточно лаконично и красиво. Пользуется высокой популярностью, особенно часто SimDock устанавливают на технике с небольшой производительностью.

Панель, которая разработана для пользователей окружения рабочего стола KDE. Также может использоваться в среде рабочего стола Gnome (Ubuntu). Но KDE — это ее профиль. Очень элегантный и красивый интерфейс с различного рода эффектами (например, эксклюзивный для Latte Dock эффект параболического увеличения). На одном экране можно запускать несколько док-панелей, у этого инструмента много специально разработанных под него виджетов. Настройки впечатляют — у одной только видимости более 5 различных режимов.

Источник

Desktop environment (Русский)

Среда рабочего стола (DE) — реализация метафоры рабочего стола, состоящая из набора программ, которые разделяют общий графический интерфейс (GUI).

Contents

Обзор

Среда рабочего стола объединяет различные компоненты для предоставления единых элементов графического интерфейса, например, значков, панелей, обоев и виджетов рабочего стола. Также большинство сред включают в себя интегрированный набор программ и утилит. Что самое важное, среды рабочего стола предоставляют свой собственный оконный менеджер, который обычно можно заменить совместимым вариантом.

Пользователю даётся возможность настраивать графический интерфейс разными путями. Как правило, среды рабочего стола предоставляют для этого готовые и удобные средства. Следует отметить, что пользователи могут комбинировать и одновременно запускать приложения, написанные для разных сред. Так, пользователь KDE Plasma может устанавливать и запускать приложения GNOME, например, веб-браузер Epiphany, если он нравится больше, чем Konqueror от KDE. Однако, такой подход имеет и недостаток: многие графические приложения тесно связаны с тем или иным набором библиотек, которые входят в состав «родной» среды. В результате установка множества «неродных» приложений потребует установки большего количества зависимостей. Пользователям, которые экономят место на диске, следует избегать подобных смешанных окружений или выбирать альтернативные программы, которые зависят всего от нескольких внешних библиотек.

Кроме того, приложения в родной среде выглядят более единообразно и лучше в неё интегрируются. Приложения, написанные с использованием разных библиотек компонентов интерфейса, могут по-разному выглядеть (использовать разные наборы иконок и стили оформления компонентов) и вести себя (например, использовать одиночный щелчок по значку вместо двойного или иметь другое поведение drag-and-drop), создавая путаницу или непредсказуемое поведение.

Для установки среды рабочего стола необходим работоспособный сервер X. Подробнее об этом смотрите в статье Xorg. Также некоторые среды поддерживают Wayland, но в большинстве случаев эта поддержка носит экспериментальный характер.

Список сред рабочего стола

Официально поддерживаемые

  • Budgie — рабочая среда, рассчитанная на современного пользователя, где основное внимание уделяется простоте и элегантности.

https://getsol.us/ || budgie-desktop

  • Cinnamon — Cinnamon стремится предоставить пользователю более привычную и традиционную среду. Cinnamon — форк GNOME 3.

https://github.com/linuxmint/Cinnamon || cinnamon

  • Deepin — интерфейс и приложения Deepin предоставляют интуитивный и элегантный дизайн. Перемещения, обмен, поиск и другие возможности теперь вызывают только удовольствие.

https://www.deepin.org/ || deepin

  • Enlightenment — Enlightenment предоставляет эффективный менеджер окон, основанный на библиотеках Enlightenment Foundation, а также другие необходимые компоненты вроде файлового менеджера, значков и виджетов. Он поддерживает темы и его можно запускать на устаревших компьютерах и встраиваемых устройствах.

https://www.enlightenment.org/ || enlightenment

  • GNOME — популярная и интуитивная среда рабочего стола, которая поддерживает современный (GNOME) и классический (GNOME Classic) режимы.

https://www.gnome.org/gnome-3/ || gnome

  • GNOME Flashback — оболочка для GNOME 3, которая изначально использовалась в нём для режима совместимости. Рабочий стол и технологии похожи на GNOME 2.

https://wiki.gnome.org/Projects/GnomeFlashback || gnome-flashback

  • KDE Plasma — хорошо известная рабочая среда. Она предоставляет все необходимые современному пользователю средства, тем самым обеспечивая продуктивность с самого начала.

https://www.kde.org/plasma-desktop || plasma

  • LXDE — лёгкая, быстрая и энергосберегающая среда рабочего стола для X11. Она предлагает современный интерфейс, поддержку различных языков, стандартные сочетания клавиш и дополнительные возможности, например, использование файлового менеджера со вкладками. При этом LXDE старается тратить меньше ресурсов процессора и оперативной памяти, чем другие окружения.
Читайте также:  Нет стандартных звуков windows

https://lxde.org/ || GTK 2: lxde , GTK 3: lxde-gtk3

  • LXQt — порт LXDE (Lightweight Desktop Environment) на Qt. LXQt объединяет проекты LXDE-Qt и Razor-qt, предоставляя легковесное, модульное, быстрое и интуитивное окружение рабочего стола.

https://lxqt.github.io/ || lxqt

  • MATE — MATE предоставляет интуитивный, привлекательный и традиционный рабочий стол. Изначально MATE был форком GNOME 2, но в данный момент использует GTK 3.

https://mate-desktop.org/ || mate

  • Sugar — The Sugar Learning Platform — окружение, состоящее из Комнат (Activities), которые разработаны для помощи в совместном обучении детей 5-12 лет с помощью мультимедийных приложений. Sugar направлен на предоставление детям по всему миру возможности получить качественное образование — на данный момент проект используется примерно миллионом детей на 25 языках в более, чем 40 странах.

https://sugarlabs.org/ || sugar + sugar-fructose

  • UKUI — легковесная среда рабочего стола для Linux, использующая GTK и Qt. Также UKUI поставляется в качестве стандартной среды рабочего стола в Ubuntu Kylin.

https://www.ukui.org/ || ukui

  • Xfce — Xfce следует традиционной философии UNIX, основываясь на принципах модульности и повторного использования. Данная среда состоит из множества компонентов, составляющих полноценное современное рабочее окружение, при этом оставаясь относительно лёгким. Эти компоненты распределены по разным пакетам, поэтому вы можете выбирать только нужные, чтобы создать оптимальное рабочее окружение.

https://xfce.org/ || xfce4

Неофициально поддерживаемые

  • CDE — Common Desktop Environment предоставляет среду рабочего стола для Unix и OpenVMS, основанную на Motif — библиотеке для создания графических интерфейсов. CDE входило в состав UNIX98 Workstation Product Standard и продолжительное время считалось «классическим» окружением рабочего стола среди коммерческих Unix-систем. Несмотря на то, что данное окружение устарело, его поддержка продолжается до сих пор, а также заявлена поддержка Linux.

|| cdesktopenvAUR

  • EDE — простое, быстрое и исключительно лёгкое окружение рабочего стола.

https://edeproject.org/ || edeAUR

  • KDE 1 — первая серия выпусков K Desktop Environment, оптимизированная для работы на современных системах. В основном данное окружение предлагается из-за чувства ностальгии, но в то же время может применяться и для повседневного использования. Также в AUR расчёт количество приложений KDE 1.

https://invent.kde.org/historical/kde1-kdebase || kde1-kdebase-gitAUR

  • Liri — окружение рабочего стола с современными возможностями и дизайном. Проект объединяет Hawaii, Papyros и Liri Project. Данное окружение находится в очень экспериментальной стадии разработки.

https://liri.io/ || liri-shell-gitAUR

  • Lumina — легковесное окружение рабочего стола для FreeBSD, написанное на Qt 5 и использующее Fluxbox в качестве оконного менеджера.

https://lumina-desktop.org/ || lumina-desktopAUR

  • Moksha — форк Enlightenment, использующийся в качестве окружения рабочего стола по умолчанию в дистрибутиве Bodhi Linux на основе Ubuntu.

https://www.bodhilinux.com/moksha-desktop/ || moksha-gitAUR

  • Pantheon — среда рабочего стола, изначально созданная для дистрибутива elementary OS. Она написана с нуля на основе Vala и GTK3, а внешний вид и удобство напоминают собой GNOME Shell и macOS.

https://elementary.io/ || pantheon-session-gitAUR

  • Phosh — Wayland-оболочка для мобильных устройств, основанная на GNOME.

https://source.puri.sm/Librem5/phosh/ || phoshAUR , phosh-gitAUR

  • theDesk — среда рабочего стола, старающаяся быть как можно более прозрачной. В ней используются фреймворк Qt 5 и оконный менеджер KWin.

https://github.com/vicr123/thedesk || thedeskAUR

  • Trinity — среда рабочего стола для Unix-подобных ОС, сохраняющая общий стиль неподдерживаемой в настоящее время среды KDE 3.5.

https://www.trinitydesktop.org/ || См. Trinity

Создание персонализированной среды

Установка среды рабочего стола представляет собой наиболее простой способ получить полноценное графическое окружение. Однако пользователь может создать и персонализировать своё графическое окружение, если существующее не отвечает каким-либо требованиям. В общих чертах, создание своего окружения включает в себя выбор подходящих оконного менеджера, панели задач и набора программ (который, как минимум, обычно состоит из эмулятора терминала, файлового менеджера и текстового редактора).

Ниже приведён список программ, которые также обычно входят в состав сред рабочего стола.

Использование стороннего оконного менеджера

См. раздел «Использование стороннего оконного менеджера» в статье о необходимой среде рабочего стола или же обратитесь к официальной документации.

Источник

Как устроена графика в Linux: обзор различных сред оформления рабочего стола

Эта статья о том, как устроена графика в Linux и из каких компонентов она состоит. В ней много скриншотов с различными реализациями сред рабочих столов.

Если вы не сильно различаете KDE и GNOME или различаете, но хотели бы узнать, какие еще есть альтернативы, то эта статья для вас. Она обзорная, и хотя в ней много названий и немного терминов, материал будет также полезен начинающим и только посматривающим в сторону Linux.

Тема может заинтересовать и продвинутых пользователей при настройке удаленного доступа и при реализации тонкого клиента. Часто встречаю вполне матерых линуксойдов с утверждениями «на сервере только командная строка, и графику подробнее изучать не планирую, так как это всё нужно для простых пользователей». Но даже знатоки Linux с большим удивлением и радостью открывают для себя опцию «-X» у команды ssh (а для этого полезно понимать работу и функции X-сервера).

Источник

Я почти 15 лет обучаю на курсах Linux в «Сетевой Академии ЛАНИТ» и уверен, что многие из тех более пяти тысяч человек, которых обучил, читают и наверняка пишут статьи на Хабр. Курсы всегда очень насыщены (средняя продолжительность курса — пять дней), нужно рассказать темы, на полноценное знакомство с которыми требуется минимум дней десять. И всегда в ходе курса в зависимости от аудитории (новички собрались или матерые администраторы), а также от «вопросов из зала» я делаю выбор, что донести подробнее, а что — более поверхностно, чтобы посвятить больше времени утилитам командной строки и их практическому применению. Таких тем, которыми приходится немного жертвовать, достаточно. Это «История Linux», «Различия в дистрибутивах Linux», «Про лицензии: GPL, BSD, . », «Про графику и среды рабочих столов» (тема этой статьи) и др. Не то, чтобы они не важны, но обычно есть множество более актуальных «здесь и сейчас» вопросов и всего каких-то пять дней… Однако для общего понимания основ ОС Linux, понимания доступного разнообразия (чтобы даже пользуясь одним конкретным дистрибутивом Linux, всё-таки иметь более широкий взгляд на весь этот огромный и необъятный мир, что зовется «Linux») изучать эти темы полезно и нужно.

По ходу статьи по каждому компоненту я указываю ссылки для тех, кому захочется глубже погрузиться в тему, например, на статьи в Википедии (при этом указываю на более полную/полезную версию при наличии англоязычной и русскоязычной статей).

Для основных примеров и скриншотов я использовал дистрибутив openSUSE. Можно было использовать любой другой дистрибутив, разрабатываемый сообществом, с наличием большого количества пакетов в репозитории. Сложно, но возможно, продемонстрировать многообразие оформления рабочего стола на коммерческом дистрибутиве, так как часто в них используются только одна или две наиболее известных сред рабочего стола. Так разработчики сужают себе задачу выпуска стабильной отлаженной ОС. На данную же систему я установил все DM/DE/WM (объяснение этих терминов ниже), которые нашёл в репозитории.

Скриншоты с «синими рамками» как раз и сделаны на openSUSE.

Скриншоты с «белыми рамками» делал на других дистрибутивах, они указаны на скриншоте.

Читайте также:  Top password reset windows password активация

Скриншоты с «серыми рамками» были взяты из интернета, в качестве примеров оформлений рабочего стола из прошлых лет.

Основные компоненты, из которых состоит графика

Выделю три основные компонента и перечислю их в порядке, как они запускаются при старте системы:

  1. DM (Display Manager);
  2. Display Server;
  3. DE (Desktop Environment).

Дополнительно в качестве важных подпунктов у Desktop Environment:

  • Apps Manager/Launcher/Switcher (кнопка «Пуск»);
  • WM (Window Manager);
  • различное ПО, поставляемое вместе со средой рабочего стола.

Подробнее по каждому пункту.

DM (Display Manager)

Первое приложение, которое запускается при старте «графики», — это DM (Display Manager), дисплейный менеджер. Его основные задачи:

  • спросить, каких пользователей пустить в систему, запросить аутентификационные данные (пароль, отпечаток пальца);
  • выбрать, какую среду оформления рабочего стола запустить.

На текущий момент в различных дистрибутивах широко используются:

  • SDDM (сменил KDM),
  • GDM,
  • LightDM,
  • XDM.
  • Также можно упомянуть Fly-DM (используемый в AstraLinux).

Список существующих DM ведётся в актуальном состоянии в Wiki-статье.

Стоит отметить, что на следующих скриншотах используется один и тот же дисплейный менеджер LightDM, но в разных дистрибутивах (названия дистрибутивов указаны в круглых скобках). Оцените, насколько по-разному может выглядеть этот DM благодаря работе дизайнеров различных дистрибутивов.

Главное в этом многообразии, чтобы было понятно, что есть такое приложение, которое отвечает за запуск графики и допуск пользователя к этой графике, и есть разные реализации этого приложения, различающиеся внешним видом и немного функционалом (выбор сред оформления, выбор пользователей, версия для плохо видящих пользователей, наличие возможности удаленного доступа по протоколу XDMCP).

Display Server

Display Server — это некий фундамент графики, основная задача которого — работать с видеокартой, монитором и с различными устройствами ввода (клавиатура, мышь, тачпады). То есть приложению (например, браузер или текстовый редактор), которое отрисовывается в «графике», не нужно знать, как напрямую работать с устройствами, не нужно знать про драйверы. Это всё на себя берет X Window.

Когда говорится про Display Server, то много лет в Linux, да и в Unix имелось в виду приложение X Window System или в простонародье X (Иксы).

Сейчас во многих дистрибутивах на смену X внедряют Wayland.

Также можно почитать:

  • общее описание архитектуры X’ов,
  • запуск X’ов в X’ах,
  • Х’ы под ОС Windows (нужны для удаленного запуска графических приложений, например используя PuTTY).

Для начала запустим X’ы и несколько графических приложений в них.

Практикум «запускаем Х и приложения в нём»

Выполнять всё буду от свежесозданного пользователя webinaruser (проще, но не безопаснее было бы всё выполнить от root’а).

  • Так как Х’ам нужен доступ к устройствам, даю доступ: Список устройств определил посмотрев ошибки при запуске Х’ов в логе (/home/webinaruser/.local/share/xorg/Xorg.77.log)

% sudo setfacl -m u:webinaruser:rw /dev/tty8 /dev/dri/card0 /dev/fb0 /dev/input/*

  • После этого запускаю X’ы:

% X -retro :77 vt8 &

Опции: * -retro — запускают с «серым» классическим фоном, а не с чёрным как по умолчанию; * :77 — задаю (можно любой в разумном диапазоне, только :0 уже скорее всего занят под уже запущенную графику) номер экрана, фактический некий уникальный идентификатор, по которому можно будет различать несколько запущенных X’ов; * vt8 — указывает терминал, здесь /dev/tty8, на котором будут отображаться X’ы).

  • Запускаем графическое приложение:

Для этого предварительно задаём переменную, по которой приложение будет понимать, в какие из запущенных у меня X’ов отсылать то, что нужно нарисовать:

Посмотреть список запущенных X’ов можно так:

После того, как задали переменную, можно запускать приложения в наши X’ы — например, запускаю часы:

% xclock -update 1 &

% xeyes -g 200×150-300+50 &

Основные идеи и выводы из этого фрагмента:

  • X’ам требуется доступ к устройствам: терминалу, видеокарте, устройствам ввода,
  • Сами X’ы никаких элементов интерфейса не отображают — это серое (если с опцией «—retro») или чёрное полотно определённых размеров (например, 1920×1080 или 1024×768), чтобы запускать в нем графические приложения.
  • По движению «крестика» видно, что X’ы отслеживают положения мыши и передают эту информацию запущенным в нём приложениям.
  • Также X’ы отлавливают нажатия клавиш на клавиатуре и передают эту информацию приложениям.
  • Переменная DISPLAY указывает графическим приложениям, в каком экране (каждые X’ы при запуске запускаются с уникальным номером экрана), а следовательно и в какие из запущенных на моей машине, нужно будет рисовать X’ы. (Также есть возможность в этой переменной указать удалённую машину и отсылать вывод на X’ы, запущенные на другой машине в сети.) Так как X’ы запускали без опции -auth, поэтому нет необходимости разбираться с переменной XAUTHORITY или с командой xhost.
  • Графические приложения (или как их называют X-клиенты) отрисовываются в X’ах — при этом без возможности их перемещать/закрывать/изменить «-g (Ширина)x(Высота)+(СдвигОтЛевогоКрая)+(СдвигОтВехнегоКрая)». Со знаком «минус» соответственно от правого и от нижнего края.
  • Два термина, которые стоит озвучить: X-сервер (так называют X’ы) и X-клиенты (так называют любое графическое приложение, запускаемое в X’ах). Есть небольшая путаница в понимании этой терминологии, многие понимают её в точности до наоборот. В случае, когда я с «клиентской машины» (в терминологии удалённого доступа) подключаюсь к «серверу» (в терминологии удалённого доступа), чтобы отобразить на своём мониторе графическое приложение с сервера, то X-сервер запускается на той машине, где монитор (то есть на «клиентской машине», а не на «сервере»), а X-клиенты запускаются и работают на «сервере», хоть и отображаются на мониторе «клиентской машины».

Компоненты DE

Далее разберём компоненты, из которых обычно состоит рабочий стол.

Компоненты DE: кнопка «Пуск» и «Панель задач»

Начнём с так называемой кнопки «Пуск». Часто это отдельный апплет, используемый на «Панели задач». Также там обычно имеется апплет для переключения между запущенными приложениями.

Посмотрев на разные среды рабочих столов, я обобщил бы подобные приложения под общим названием «Apps Manager (Launcher/Switcher)», то есть инструмент для управления приложениями (запуска и переключением между запущенными), а также укажу утилиты, которые являются примером приложения данного типа.

    Бывает в виде кнопки «Пуск» на классической (во всю длину одного из краёв экрана) «Панели задач»:

○ xfce4-panel,
○ mate-panel/gnome-panel,
○ vala-panel,
○ tint2.
Также можно отдельно выделить «MacOS-образные панели задач» (не на всю длину края экрана), хотя многие панели задач могут отображаться в обоих вариантах. Тут скорее главное отличие чисто визуальное — наличие «эффекта увеличения пиктограмм при наведении».

○ docky,
○ latte-dock,
○ cairo-dock,
○ plank.
И/Или службы, запускающей приложения при нажатии «горячих клавиш» (во многих средах рабочего стола аналогичный компонент обязательно присутствует и позволяет настроить свои собственные горячие клавиши):

○ sxhkd.
Также имеются различные меню-образные «лаунчеры» (от англ. Launch (запускать)):

○ dmenu-run,
○ rofi -show drun,
○ albert,
○ grun.

Компоненты DE: WM (Window Manager)

WM (Оконный менеджер) — некое приложение, которое отвечает за управление окнами, добавляет возможность:

  • перемещений окон по рабочему столу (в том числе стандартное с зажатием клавиши Alt за любую часть окна, а не только за заголовок);
  • изменение размеров окон, например, перетаскивая за «рамку окна»;
  • добавляет к интерфейсу окна «заголовок (title)» и кнопки сворачивания/разворачивания/закрытия приложения;
  • понятие, какое приложение находится в «фокусе».

Перечислю наиболее известные (в круглых скобках указываю, в каком DE используется по умолчанию):

Также перечислю «старые WM с элементами DE». Т.е. помимо оконного менеджера в них имеются элементы типа кнопки «Пуск» и «Панели задач», более присущие полноценным DE. Хотя какие они «старые», если и IceWM, и WindowMaker уже выпустили свои обновлённые версии в 2020 году. Получается, что корректнее не «старые», а «старожилы»:

Читайте также:  Как установить windows 10 полностью очистив компьютер

Помимо «классических» («стековых оконных менеджеров») стоит отдельно отметить тайловые WM, которые позволяет размещать окна «черепицей» по всему экрану, а также для некоторых приложений отдельный рабочий стол для каждого запускаемого приложения на весь экран. Это немного непривычно для людей, ранее их не использовавших, но так как я сам достаточно давно использую такой интерфейс, могу сказать, что это вполне удобно и быстро привыкаешь к такому интерфейсу, после чего уже «классические» оконные менеджеры не кажутся удобными.

Также стоит отдельно упомянуть проект Compiz и такое понятие, как «Композитный менеджер окон», использующий возможности аппаратного ускорения для отображения прозрачности, теней, различных трёхмерных эффектов. Около 10 лет назад был бум 3D-эффектов на Linux-десктопах. Сейчас многие из оконных менеджеров, встроенных в DE, частично используют композитные возможности. Недавно появился Wayfire — продукт с аналогичным Compiz функционалом под Wayland.

Подробный список различных оконных менеджеров также можно посмотреть в статье-сравнении.

Компоненты DE: остальные

Также стоит отметить следующие компоненты рабочего стола (здесь использую английские устоявшиеся термины для описания разновидности приложения — это не названия самих приложений):

  • Applets(Аплеты):
  • ПО (Widget toolkit) — часто со средой поставляется некий «минимальный набор» ПО:

DE (Desktop Environment)

Из перечисленных выше компонентов получается так называемая «Среда оформления рабочего стола». Часто все её компоненты разрабатываются с использованием одних и тех же графических библиотек и с использованием одинаковых принципов оформления. Тем самым, как минимум, выдерживается общий стиль для внешнего вида приложений.

Здесь можно выделить следующие существующие на данный момент среды рабочего стола:

Сравнение по различным параметрам в виде таблицы можно посмотреть в соответствующей статье Википедии.

Многообразие DE

Даже есть такие интересные примеры уже из истории: в 2003-2007 годах для Linux было сделано «3D-оформление рабочего стола» с названием «Project Looking Glass» от фирмы Sun. Я сам пользовался этим рабочим столом, точнее «игрался», так как пользоваться было тяжело. Это «3D-оформление» было написано на Java во времена, когда не было ещё видеокарт с поддержкой 3D. Потому все эффекты пересчитывались процессором, и компьютер должен был быть очень мощным, иначе все работало медленно. Но зато получалось красиво. Трёхмерные плашки приложений можно было поворачивать/разворачивать. Можно было поворачиваться в цилиндре рабочего стола с обоями из панорамы в 360 градусов. Было несколько своих красивых приложений: например, прослушивание музыки в виде «смены CD-дисков» и т. д. Можно на youtube посмотреть видео про этот проект, только качество этих видео скорее всего будет плохим, так как в те годы не было возможности загрузить видео высокого качества.

Легковесный рабочий стол. Существует проект достаточно давно, с 1996 года. В последние годы достаточно популярен, в противовес более тяжёлым KDE и GNOME, на многих дистрибутивах которым требуется лёгкий и «классический» интерфейс рабочего стола. В нем имеется много настроек и большое количество своих программ: терминал (xfce4-terminal), файловый менеджер (thunar), просмотрщик картинок (ristretto), текстовый редактор (mousepad).

Используется в дистрибутиве «Elementary OS». Тут можно сказать, что есть «рабочие столы», которые разрабатываются и используются в рамках одного отдельного дистрибутива и не сильно используются (если не сказать «совсем не используются») в других дистрибутивах. По крайней мере они пока не набрали популярность и не убедили большую часть аудитории в преимуществах своего подхода. Pantheon ставит перед собой задачу построить интерфейс, похожий на macOS.

Вариант с dock-панелью:

Сильный уклон в графические эффекты и виджеты (ещё со времён, когда другие рабочие среды не имели виджеты на рабочем столе, например, календарь/часы). Использует свои библиотеки. Имеется большой набор своих «красивых» приложений: терминал (Terminology), видеоплеер (Rage), просмотр картинок (Ephoto).

Это форк Enlightenment17, который используется в дистрибутиве BodhiLinux.

Изначально «классический» интерфейс рабочего стола, созданный в противовес KDE, который был написан на библиотеке Qt, на тот момент распространяющийся по лицензии, не очень удобной для коммерческих дистрибутивов.

С третьей версии GNOME стал поставляться с оболочкой GNOME Shell, имеющей «неклассический вид», что понравилось не всем пользователям (любые резкие изменения в интерфейсах пользователями сложно принимаются). Как следствие — появление форк-проектов, продолжающих развитие этого рабочего стола в «классическом» стиле: MATE и Cinnamon. Используется по умолчанию во многих коммерческих дистрибутивах. Имеет большое количество настроек и своих приложений.

Дополнение: Рекомендую к просмотру очень хорошую ретроспективу «как менялся внешний вид и функционал оболочки GNOME»: История GNOME (Видео)

Появилась на основе GNOME2 и продолжает развитие этой среды оформления. Имеет большое количество настроек и форков приложений, которые использовались еще в GNOME2 (употребляются новые имена) для того, чтобы не путать форки с их новой версией для GNOME3.

Форк GNOME Shell, предоставляющий пользователям интерфейс в «классическом» стиле (как это было в GNOME2).

Имеет большое количество настроек и те же приложения, что и для GNOME Shell.

Форк GNOME в «классическом» стиле, который развивался в рамках дистрибутива Solus, но сейчас также поставляется в рамках самостоятельного рабочего стола на различных других дистрибутивах.

KDE_Plasma (или, как часто называют, просто KDE)

Среда рабочего стола, развиваемая в рамках проекта KDE.

Имеет огромное количество настроек, доступных простому пользователю из графического интерфейса и много графических приложений, развиваемых в рамках этого рабочего стола.

Дополнение: Рекомендую к просмотру ретроспективу «как менялся внешний вид и функционал оболочки KDE»: История KDE (Видео)

В 2008 году KDE выпустила свою новую реализацию KDE Plasma (был сильно переписан движок рабочего стола). Также, как и с GNOME/MATE, не всем фанатам KDE это понравилось. В результате появился форк проекта, продолжающий развитие предыдущей версии, под названием TDE (Trinity Desktop Environment).

Одна из новых сред рабочего стола, написанная с использованием Qt (на котором написан KDE). Имеет много настроек и достаточно красивый (хотя это субъективное понятие) и проработанный интерфейс. Разрабатывается в рамках дистрибутива Deepin Linux. Также есть пакеты под другие дистрибутивы

Fly

Пример среды рабочего стола, написанной с использованием Qt. Разрабатывается в рамках дистрибутива Astra Linux.

Легковесная среда рабочего стола. Как и несколько предыдущих примеров, написана с использованием Qt. Фактически является продолжением проекта LXDE и результатом объединения с проектом Razor-qt.

Как видите, рабочий стол в Linux может выглядеть очень по-разному и на вкус любого здесь найдётся подходящий интерфейс: от очень красивых и с 3D-эффектами до минималистических, от «классических» до необычных, от активно использующих ресурсы системы до легковесных, от больших экранов до планшетов/смартфонов.

Ну и хочется надеяться, что у меня получилось дать представление о том, из каких основных компонентов состоит графика и рабочий стол в ОС Linux.

Материал для этой статьи был обкатан в июле 2020 года на вебинаре. Его можно посмотреть здесь.

На этом всё. Надеюсь, было полезно. Если есть какие-то вопросы и комментарии, пишите. Буду рад ответить. Ну и приходите учиться в «Сетевую Академию ЛАНИТ»!

Источник

Оцените статью