Первая windows с графическим интерфейсом

История графических интерфейсов: Наблюдая за развитием. Часть 3.

Windows 95, Mac OS 8: «золотой век» графических интерфейсов

Windows 3.1 была довольно популярным программным продуктом, однако она имела довольно много недостатков, негативно сказывающихся на удобстве использования. Во-первых, система управления компьютером с помощью Диспетчера программ и Диспетчера файлов (а также Диспетчера печати, Диспетчера задач и ряда других системных утилит) не была удобной – пользователям постоянно приходилось запускать разные приложения для выполнения схожих задач, переключаться из окна в окно и совершать прочие действия. Во-вторых, Windows все еще была всего лишь оболочкой для MS-DOS, а это значит, что для полноценного управления компьютером пользователям приходилось осваивать не только более-менее удобный графический интерфейс, но и интерфейс командной строки, использовавшийся в DOS. Последней проблемы была лишена выпущенная в 1993 году операционная система Windows NT, которая сочетала в себе новое 32-битное ядро и интерфейс, знакомый пользователям по DOS-оболочке, однако она была рассчитана на установку на серверы и мощные рабочие станции и не могла еще использоваться в качестве ОС для домашнего использования.

Таким образом, возникла потребность в переосмыслении Windows и самой ее сути, причем дело касалось как внутреннего строения, так и графического интерфейса. В результате в Microsoft родился проект операционной системы Chicago, который в итоге вылился в то, что нам известно под названием Windows 95.

Выпущенная в 1995 году, операционная система Windows 95 с технической точки зрения представляла собой MS-DOS 7.0 с оболочкой Windows 4.0, правда, крайне тесно слитые. Впрочем, с точки зрения пользователя изменения были колоссальными. Многочисленные «диспетчеры» были заменены на единый интерфейс Проводника, благодаря которому в системе впервые появились такие элементы интерфейса, как Панель задач, меню «Пуск», «Мой компьютер», Корзина и многое другое. Кроме этого, появились понятие ярлыка, иконки документа и поддержка длинных и русскоязычных имен файлов. В целом, с выходом Windows 95 интерфейс данной системы принял знакомый всем нам и поныне вид. Более того, в его разработку, тестирование и доработку было вложено настолько много усилий и затрат, что он и до сих пор является одним из наиболее «вылизанных» графических интерфейсов в истории. Выход «девяностопятки» оказал влияние не только на компьютерный мир – благодаря этой операционной системе с компьютером познакомились миллионы людей, которые до этого небезосновательно считали работу с ПК сложной и запутанной.

Не отставали и в Apple. В июле 1997 года вышла операционная система Mac OS 8 для компьютеров производства Apple. Менее чем за две недели после выпуска, было продано 1,25 млн копий новой ОС, что сделало ее самым продаваемым программным продуктом того времени.

Таким образом, период 1995-1997 можно считать расцветом пользовательских интерфейсов. Компьютеры окончательно перестали ассоциироваться с чем-то сложным, и управлять ими стало ненамного сложней, чем бытовой электроникой. Все это совпало с резким падением цен на сами компьютеры и комплектующие для них, что привело к настоящему «компьютерному буму». Все – и простые люди, и опытные пользователи, и компании-производители ПК – были счастливы.

Шаг вперед – два шага назад: Windows 98 и Mac OS X

Но что получил пользователь? Всего лишь несколько весьма сомнительных функций вроде возможности установки веб-страницы в качестве обоев рабочего стола или возможность установки картинки в качестве фона папки, от которых все равно отказались в дальнейших версиях ОС. При этом пользователь потерял легковесный и лаконичный интерфейс Windows 95, Проводник превратился из простого обозревателя в громоздкий файловый менеджер с множеством кнопок, иконок, панелей и ненужных информационных зон, ну а скорость работы системы заметно упала, особенно на маломощных компьютерах. Таким образом, труды множества программистов, разработчиков интерфейсов и дизайнеров Windows 95 были попросту перечеркнуты. Впрочем, благодаря тому, что «девяностовосьмерка» была куда стабильнее своей предшественницы, ее не ожидал провал, наоборот, она стала одной из наиболее популярных ОС от Microsoft за всю ее историю. Тем не менее, интеграция браузера в систему начала необратимый процесс усложнения и захламления интерфейса системы.

Что же касается Apple, то в случае с ее операционной системой все вышло несколько иначе. После возвращения Стива Джобса на пост исполнительного директора в 1997 году компания резко поменяла модельный ряд выпускаемых компьютеров: на смену серым коробкам Power Macintosh, по внешнему виду мало отличающихся от PC-аналогов, пришли новые разноцветные пластиковые Macintosh G3 и G4, iMac и iBook. Обновленные «Маки» вышли очень красивыми и оригинально смотрящимися на фоне безликих конкурентов, однако внешний вид ОС должен был соответствовать внешнему виду новых компьютеров. Так родился интерфейс Aqua, который был представлен публике в 2000 году и использован в новой операционной системе от Apple – Mac OS X.

Aqua поражала современников своими анимационными эффектами, полупрозрачными окнами, плавно увеличивающимся и скользящим за курсором Dock’ом (этот новый элемент интерфейса был впервые представлен в Mac OS X и до сих пор является его отличительной особенностью), однако с точки зрения удобства использования новый интерфейс проигрывал даже Macintosh образца 1984 года. К сожалению, OS X и поныне не удалось достичь простоты использования, присущей ранним операционным системам Mac; более того, в современных версиях «яблочной» ОС трудности при использовании создают элементы интерфейса, привнесенные с iPhone и iPad.

Эволюция графического интерфейса Windows

Операционная система Windows Vista 2007 года выпуска получила новый трехмерный интерфейс Aero, с эффектами полупрозрачности, динамическим предпросмотром, трехмерным переключением задач и другими новшествами, в основном эстетического характера. Среди значимых нововведений интерфейса можно отметить появление поиска по мере ввода, систему гаджетов Рабочего стола и увеличение максимального размера иконок до 256×256 пикселей.

В пока все еще наиболее популярной на сегодняшнее время операционной системе Windows 7 интерфейс Aero стал более удобным и практичным. Панель задач была серьезно переработана путем объединения ее с панелью «Быстрый запуск», а в управлении окнами появились такие функции, как Aero Snap (разворачивание и прикрепление окон к левой или правой сторонам экрана с помощью мыши), Aero Peek (возможность временно сделать все окна прозрачными) и другие.

Windows 8: кардинальная смена парадигмы

Выбор в качестве основного интерфейса Metro, (позднее по ряду причин переименованного в Modern UI) вовсе не был, как многие говорят, «подлым ходом Microsoft», который был предпринят для того, чтобы поднять продажи смартфонов на своей системе и отвоевать кусок рынка планшетов у Apple и многочисленных производителей «таблеток» на Android. Да, безусловно, разработчики стремятся сделать свою ОС более юзабельной для планшетов и моноблоков с сенсорным экраном, и отрицать этого нельзя, однако на этом причины видоизменений не заканчиваются. Дело в том, что интерфейс Windows, начиная с середины 90-х, является метафорическим, активно используя образы и понятия реального мира. В свое время данная метафоричность помогала новичкам осваивать работу с ОС и с компьютером в целом, однако сейчас, когда практически каждый так или иначе умеет работать с компьютером, она попросту не нужна, как она никогда не была нужна на телефонах и планшетах. Видели ли вы хоть раз смартфон с иконками «Компьютер», «Документы», «Корзина» на рабочем столе? Такого не было даже в мобильных системах производства самой Microsoft, если, конечно, не считать быстро ушедшую в сегмент embedded-решений Windows CE.

Читайте также:  Windows reboot to uefi

Тем не менее, у людей, привыкших к старому интерфейсу Windows, интерфейс «восьмерки», как правило, вызывает дискомфорт, особенно на первых порах. Среди главных недостатков, отмечаемых сторонниками классического «оконного» интерфейса, можно отметить, во-первых, тенденцию основных элементов управления Modern UI-приложений «прятаться» в скрытых панелях инструментов и в меню чудо-кнопок, во-вторых, неэффективное расходование площади экрана, и, в-третьих, необходимость переключаться в интерфейс Рабочего стола для выполнения большинства задач.

Однако, если судить в целом, опыт использования «восьмерки», как правило, больше положительный, а многие проблемы интерфейса Modern UI в большинстве своем являются проблемами «переходного периода». К тому же, немногочисленные реальные недоработки интерфейса «восьмерки», такие как отсутствие полноценной, в сравнении с оконным интерфейсом, многозадачности, призвано решить обновление Windows 8.1, выход предварительной версии которого состоялся совсем недавно.

Заключение

За свою более чем полувековую историю графические интерфейсы прошли большой путь от околонаучной концепции до повседневного элемента работы с компьютером, претерпев при этом массу изменений. В данный момент идея графического интерфейса переживает ряд кардинальных изменений, и мы не можем точно сказать, что будет с ним в ближайшие пять-десять лет. Очевидны такие изменения, как отказ от использования метафор и ориентация на управление компьютером с помощью сенсорных экранов, однако более точно разглядеть тенденции развития графического интерфейса не представляется возможным. В любом случае, их эволюция будет направлена на то, чтобы сделать нашу с вами работу за ПК еще более простой и интуитивно понятной.

История графических интерфейсов:
часть 1
часть 2

Эволюция графических интерфейсов операционных систем. От Xerox Alto до Windows

Любое устройство, механическое или электронное, в задачи которого входит прямое взаимодействие с пользователем, помимо своей внутренней начинки должно обладать чем-то, благодаря чему это самое взаимодействие смогло бы осуществляться. Имя этого посредника сегодня известно каждому. Это — интерфейс. Он может быть аналоговым, но обычно под интерфейсом понимают графическую оболочку или иначе GUI операционных систем и программного обеспечения.

Большинству интерфейсов популярных ныне операционных систем свойственно интуитивно-понятное графическое оформление с использованием визуальных эффектов, однако так было не всегда. С точки зрения современного пользователя первые GUI были довольно примитивны, хотя, нужно отдать им должное, это не всегда означало отсутствие качественного по тем временам юзабилити.

Немного предыстории

Традиционно годом рождения GUI принято считать 1973, именно тогда на свет появился первый в полном смысле этого слова персональный компьютер Xerox Alto, в котором использовался графический интерфейс, но было бы несправедливо при этом не упомянуть о его более ранних предшественниках. В 1962 году учёным Айвеном Сазерлендом была создана программа, которую можно считать первым прообразом графических редакторов.

Называлась она Sketchpad и позволяла рисовать на экране фигуры световым пером. Спустя шесть лет учёными Стэндфордского института была представлена первая использующая графический интерфейс компьютерная система oN-Line System, в которой уже тогда был заложен концепт современных окон, мышки и гипертекстовых ссылок. Но oN-Line System была скорее демонстрацией технических возможностей того времени, оставаясь при этом весьма примитивной.

Xerox – первый настоящий GUI

Родоначальником всех ныне существующих графических интерфейсов правильнее считать GUI , разработанный в рамках проекта Xerox Alto — первого персонального компьютера, созданного в 1973 году. Оболочка Xerox Alto была очень проста, но уже тогда в ней присутствовали меню, кнопки и примитивные окна. Был в ней и курсор мыши с присущими ему функциями выделения, копирования и вставки.

Дальше — больше. В 1981 году появляется новая система под названием Xerox Star, основанная на той же Xerox Alto, но с более совершенным функционалом и графическим интерфейсом. Возможно, вы будете удивлены, но рабочий стол Xerox Star мало чем отличался от нынешних десктопов, если, конечно, не брать в расчёт визуальные эффекты.

В его основе лежит тот же принцип использования ярлыков для запуска файлов и перехода по каталогам файловой системы.

Apple – первые шаги, подсмотренные в Xerox Lab

Надо сказать, Xerox Star была не единственной на то время операционной системой. В начале 80-х годов свои разработки миру представили компании Apple и Microsoft . Понимая всё значение GUI , но не имея достаточно времени для создания оригинальных оболочек для своих систем, разработчики обеих компаний позаимствовали идеи Xerox Lab, что впоследствии даже привело к конфликту между Стивом Джобсом и Биллом Гейтсом. Джобс обвинил Гейтса в плагиате, что тот, якобы, скопировал интерфейс с Macintosh.

Конечно, Стив не был прав, потому что и он сам, и обвиняемый им Гейтс взяли концепцию GUI у Xerox Lab, просто так получилось, что Джобс оказался первым, и если сравнить интерфейсы Apple Lisa, а также родственного ей Macintosh, то можно увидеть явное сходство с Xerox Star. Если что и было добавлено компанией нового, так это текстовое меню в верхней части рабочего стола, Корзина и ряд ярлыков, чей вид, по мнению «яблочных» дизайнеров, больше соответствовал назначению запускаемых через них программ и функций.

DOS. Norton Commander как попытка создания оригинального GUI

Заимствования идей Xerox Lab, однако, вовсе не означают, что никаких попыток создания оригинальных интерфейсов для операционных систем не предпринималось. В 1986 году программистом Джоном Соча был создан Norton Commander — файловый менеджер для MS-DOS, до этого не имевшей практически никакого графического оформления. Роль окон в нем играли панели, делящие экран по вертикали и содержащие списки папок и файлов. В верхней и нижней части менеджера располагались текстовые меню, позволяющие выполнять те или иные операции.

Впрочем, GUI в полном смысле этого слова Norton Commander не являлся. Как и вышедшей в 1988 году его аналог DOS Shell, он относится к псевдографическим интерфейсам, имитирующим графику, оставаясь при этом текстовыми.

Тем не менее, оба эти приложения существенно облегчили работу с данными, избавив пользователей от необходимости вводить DOS -команды, чем долгое время и обуславливалась популярность этих программ.

MacOS 1.1

Выйдя из команды разработчиков Apple Lisa , в 1982 году Стив Джобс возглавил собственный проект Macintosh. Разработанная для маков система получила название Mac OS. Внешне она была похожа на Apple Lisa, но в ней имелись также и только ей одной присущие особенности, причём касались они как внешнего вида элементов интерфейса, так и самого взаимодействия пользователя с оболочкой. Как и Apple Lisa, MacOS 1.1 была основана на оконном принципе, в ней использовались меню, иконки и диалоги.

Читайте также:  Windows sockets errors ошибки

Оболочка MacOS 1.1 позволяла быстро переименовывать файлы и папки, выделять их, копировать перетаскиванием в место назначения, одновременно закрывать все окна, хотя закрытие окон не всегда предполагало завершения работы приложения, закрывать программы нужно было правильно — через главное меню системы. При закрытии отредактированных, но не сохранённых файлов появлялось диалоговое окно с запросом на подтверждение сохранения изменений или их отмены.

Mac OS 7.5.5

За семь лет своего существования Mac OS прошла через множество изменений, но почти все они были незначительными и только в седьмой версии появились нововведения, о которых стоило бы упомянуть. Пожалуй, самое главное из них это поддержка цветов, так как до этого интерфейс системы был практически монохромным. Теперь пользователь мог менять цвет иконок папок и некоторых других элементов, делая их синими, желтыми или красными.

Присутствовали в цветовой гамме Mac OS 7.5.5 и другие оттенки. В это же время становится цветным «яблочный» логотип в левой части главного меню. Из прочих изменений можно отметить показ иконок модулей во время загрузки системы, расширение функционала меню, добавление всплывающих подсказок при наведении на доступные в меню опции, а также реализация доступа к приложениям из единой панели управления.

Mac OS 8.1

Работа над использованием цвета в графическом интерфейсе была активно продолжена в восьмой версии системы. Системные иконки в Mac OS 8.1 были цветными по умолчанию, а в самой ОС появилось новое приложение Appearance Manager, позволяющее управлять цветовыми схемами. MacOS 8.1 обзавелась набором фоновых изображений, кроме того, в качестве фонов пользователь мог устанавливать произвольные картинки.

В этой же редакции впервые появляется знаменитая платиново-серая тема, ставшая впоследствии визитной карточкой всех последующих версий Mac OS. Другим интересным изменением стало применение к иконкам изометрии, благодаря чему они стали походить на трехмерные объекты, не являясь таковыми на самом деле. Были улучшены настройки отображения содержимого файловой системы — файлы стало можно просматривать в виде списков и значков, размер которых также можно было изменять.

Mac OS 9.2.2

Версией 9.2.2 завершается история Mac OS на основе оригинальной операционной системы Macintosh и казалось, что в ней должно быть больше нововведений, чем в прошлых версиях. В девятой версии действительно много изменений, но коснулись они по большей части функционала, интерфейс же изменился незначительно.

Из наиболее значимых модификаций, затронувших графическую оболочку, стала интегрированная поддержка нескольких учётных записей. При старте системы на экране появлялось окно выбора профиля, а каждый пользователь мог устанавливать свои темы оформления, причём сторонние графические пакеты тоже поддерживались. В этой же версии также была улучшена панель управления звуком и добавлена возможность установки голосового пароля.

NeXTSTEP 3.3

Покинув Apple, в 1985 году Стив Джобс основал собственную компанию NeXT Computers, разработчиками которой была создана ОС NeXTSTEP . Основой новой системы стало ядро Mach, а идеи графического оформления позаимствованы у Mac OS и более ранней Apple Lisa.

Подобно Mac OS, первоначально NeXTSTEP имела упрощенный монохромный интерфейс, основанный на оконном принципе с использованием меню, иконок и диалоговых окон. Полная поддержка цветов появилась только в версии 3.3 , ставшей последней. От поздних версий Mac OS система NeXTSTEP 3.3 отличалась более чистым и лаконичным оформлением.

Microsoft Windows 1.0

Не сидели сложа руки и в Microsoft . В 1985 году компания представляет свою графическую оболочку для MS-DOS с говорящим названием Windows. Оболочка частично поддерживала цветную графику, в ней имелись 32×32-пиксельные иконки, простые меню и диалоги. Фиксированной области, в которой бы отображались значки запущенных приложений пока не было, располагаться они могли в любом месте экрана, перекрываясь при этом открытыми окнами.

Сами окна в первой версии были довольно примитивными. Их можно было перетаскивать мышкой, изменять их размер, но при этом сами они не могли перекрывать друг друга. Сворачивать их также было нельзя. Интерфейс Windows 1.0 облегчал работу с системой и файлами, избавив пользователя от необходимости вводить команды в консоли, но в то же время ему недоставало удобства. Так что в плане юзабилити первая версия Windows значительно уступала системам от Apple.

Microsoft Windows 3.11

Версии Windows 1.0 , 2.0 и 3.0 не были операционными системами в том смысле слова, в котором его принято понимать сегодня. Это были скорее графические оболочки MS-DOS, первые признаки, выделяющие Windows в отдельную ОС, появились только с выходом версий 3.1 и 3.11, но относятся они не столько к GUI , сколько к функционалу. В плане графического оформления существенных изменений было не так уже и много.

В Windows 3.11 уже имеется полная поддержка цветов, окна могут перекрывать друг друга, их можно сворачивать и разворачивать. Незначительно улучшается графика отдельных элементов (объемные кнопки и полосы прокрутки) , используются пропорциональные шрифты, внешний вид программ File Manager и Program Manager реализуется в стиле самой оболочки. Цвета элементов интерфейса пользователь может менять по своему усмотрению.

Microsoft Windows 95

Настоящая революция в оформлении Windows свершилась в 1995 году, именно тогда в системе появляются хорошо ныне всем знакомые кнопка Пуск , Проводник , Панель задач и рабочий стол со значками , который в тоже время являлся отдельной папкой. В этой же версии был реализован показ дисков в папке «Мой компьютер» и способ управления файлами из меню, вызываемого правой кнопкой мыши. Немаловажным нововведением стал переход на 32 -битную архитектуру.

Интересна также история Windows 95 и та роль, которую она сыграла в крахе проекта OS/2 — операционной системы совместного детища Microsoft и IBM. На момент выхода Windows 3.0 между компаниями возникли разногласия. Microsoft стремилась продвигать Windows, а IBM ставило приоритетом разработку OS/2. В итоге между компаниями был заключен договор, согласно которому IBM должна была заниматься OS/2 2.0 и Windows 3.0, а MicrosoftOS/2 3.0.

Однако глава Microsoft решил поступить по-своему, объявив OS/2 2.0 устаревшей, а более новую OS/2 3.0 переименовав в Windows NT. В это же время Microsoft выпускает Windows 3.1, а затем и обновление для версии 3.1 под кодовым названием Chicago , положенное в основу будущей Windows 95 . После этого пути IBM и Microsoft разошлись окончательно. Некоторое время IBM ещё занималась разработкой OS/2, но выход более конкурентоспособной Windows 95 окончательно добил её, и IBM вынуждена была свернуть проект.

IBM OS/2 Warp 4

Поскольку мы затронули тему конфликта между IBM и Microsoft, было бы несправедливо обойти вниманием OS/2, плод некогда плодотворного сотрудничества обеих компаний. После ссоры и окончательного разрыва с Microsoft, разработчики IBM продолжили работу над OS/2. В вышедшей в 1996 году версии OS/2 Warp 4 произведены значительные улучшения внешнего оформления рабочего стола и графической оболочки в целом. На рабочем столе имелись иконки, обеспечивающие доступ к разным системным настройкам, но они же могли играть роль каталогов, в которые пользователь мог помещать файлы и папки, присутствовала Windows-подобная панель задач и единое меню доступа ко всем программам.

Читайте также:  Windows cmd условие if

OS/2 Warp 4 имеет много общего с Windows, но есть в ней и весьма существенные отличия. Перетаскивание по умолчанию в OS/2 Warp 4 осуществлялось не левой, а правой кнопкой мыши, Корзина служила не для временного хранения удаленных файлов, а для немедленного их уничтожения. Диалоговые окна в этой системе не имели кнопок «Сохранить» или «ОК», данные сохранялись автоматически при закрытии окна , если только пользователь не отменял действие. Другой интересной особенностью системы была возможность просмотра древовидной структуры диска в окнах.

DeskMate 3.05 (десктопная версия 3.69)

Выход Windows в 1985 году не ослабил интерес к MS DOS, которая по-прежнему пользовалась популярностью, равно как и созданные под неё графические оболочки, среди которых выпущенная фирмой Tandy среда DeskMate заслуживает особого внимания. DeskMate — это не просто графическая надстройка, это полноценная операционная среда, включающая в себя собственный набор программного обеспечения.

В отличие от Norton Commander, в DeskMate 3.05 имелись полноценные меню, кнопки и некое подобие окон, которые можно размещать на примитивном рабочем столе. В среду был интегрирован файловый менеджер с ограниченной поддержкой древовидной структуры, встроенный учебник, календарь, органайзер, СУБД, текстовый и векторный графический редакторы. Другой отличительной чертой DeskMate 3.05 являлась поддержка основных цветов.

AmigaOS 3.5

AmigaOS — операционная система, специально созданная для компьютеров семейства Amiga в 1985 году. Интерфейс первых версий представлял собой нечто среднее между оболочкой Apple Lisa и псевдографическими оболочками DOS, но уже в AmigaOS 3.5 появились перекрывающие друг друга окна, цветные иконки для быстрого доступа к файлам, приложениям и дисковым накопителям.

Если брать в целом, AmigaOS 3.5 имеет много общего с MacOS. Меню в верхней части экрана показывает опции в зависимости от того, какие приложение являются в данным момент активными, окна оснащены простейшими элементами управления, есть полосы прокрутки. Отличительной чертой AmigaOS является функция, позволяющая работать с несколькими экранами, причём каждый экран мог иметь свое разрешение и глубину цвета.

RISC OS 4

Маленькая, быстрая и несколько необычная Unix -подобная операционная система, разработанная для платформы Raspberry Pi . Внешне отличалась минималистичным пользовательским интерфейсом, поддержкой всех доступных на тот момент разрешений для компьютеров Acorn, перетаскивания, в ней имелись окна, своеобразная панель задач в нижней части рабочего стола, цветные иконки и псевдотрёхмерные декоративные элементы управления.

Собственными фишками RISC OS 4 являлись однопользовательская многозадачность, модульность и двоичный интерфейс приложений, все файлы в ней представляли собой тома, приложения также были реализованы в виде каталогов с восклицательным знаком. Несмотря на минималистичность, с точки зрения пользователей, привыкших к окружению Windows или LXDE, рабочий стол RISC OS 4 мог показаться неудобным, так как многие способы управления в нём имели существенные отличия.

BeOS 5.0 PE

Достаточно мощная операционная система, созданная компанией Be Inc . и ориентированная на работу с мультимедиа. Изначально разрабатывалась для компьютеров BeBox, но затем перешла на Macintosh, а потом уже и на PC. История BeOS тесно связана с Apple, так как основателем Be Inc. являлся никто иной, как Жан-Луи Гассье — бывший исполнительный директор Apple. Помимо многопоточности и поддержки многопроцессорных архитектур, главной примечательностью BeOS 5.0 PE был её интерфейс, обладающий чертами Windows и систем от Apple.

Оболочка системы выгодно отличалась хорошо продуманным юзабилити и соединённой с изяществом простотой. Как и положено, в ней имелись способные перекрывать друг друга окна, меню, «сборная» панель задач, имеющая сходство с аналогичным элементом оболочки Windows, полноцветные иконки и папки, которые можно было размещать на выполненном в минималистском стиле рабочем столе. Отличительной чертой BeOS 5.0 PE являлось строение окон — вместо традиционного заголовка в них использовались расположенные поверх окна вкладки.

QNX 6.2.1

QNX 6.2.1 — малоизвестная канадская Unix -подобная система, относящаяся к типу так называемых операционных систем реального времени. Будучи универсальной, она отличалась высокой скоростью работы и нетребовательностью к аппаратным ресурсам. Графическая оболочка системы называется Photon, но её рабочий стол имеет много общего с десктопом Windows XP. В нижней части экрана имеется горизонтальная панель управления с подобием кнопки Пуск и вертикальная панель управления справа, поддерживается смена фоновых изображений.

Окна QNX 6.2.1, в которых запускаются приложения, имеют аналогичное строение с окнами Windows. Их можно сворачивать и разворачивать, масштабировать, располагать каскадом и прочее. Проводника, как его принято понимать в Windows в QNX 6.2.1 нет, его заменяет файловый менеджер QNX Photon, сходный по функциональности с Проводником Windows. Благодаря своей лёгкости, удобству и простоте QNX 6.2.1 в своё время конкурировала и в чём-то даже опережала Windows, однако приложений под QNX писалось мало, что и определило её дальнейшую судьбу. Сегодня QNX используется в основном на специализированных устройствах.

Red Hat 8.0 с интерфейсом GNOME 2.06

Системы Linux, особенно ранние, обычно воспринимались как ориентированные на компьютерных гиков, однако нельзя сказать, чтобы разработчики Unix -подобных систем ничего не предпринимали для того, чтобы сделать свои продукты столь же удобными, как и Windows. Примером тому может послужить Red Hat 8.0 — основанная на Linux Fedora OC с оболочкой GNOME 2.06, кстати, изначально разрабатываемой именно для Red Hat и только потом распространившейся и на другие дистрибутивы Linux.

Red Hat 8.0 имеет простой и чистый рабочий стол с возможностью размещения на нём иконок и прочих объектов, Windows-подобную панель задач, окна, элементы управления которых располагались не в левом, как это свойственно многим Linux-системам, а в правом верхнем углу, есть в Red Hat 8.0 даже своя кнопка и меню Пуск. Сами меню организованы по каскадному принципу, что ещё больше в плане оформления роднило эту систему с Windows.

Вместо послесловия

За более чем полвека своего существования ЭВМ проделали огромный путь, развившись в сложные и мощные системы, нашедшие применение практически во всех современных отраслях. Сравнивать первые электронные вычислительные машины с современными суперкомпьютерами это всё равно, что сравнивать Монгольфьер с космическим кораблем. Но тем более удивительным кажется то, что их интерфейсы не претерпели кардинальных изменений, если не считать перехода собственно к графическим оболочкам.

Если присмотреться к интерфейсам современных операционных систем, то можно заметить явные сходства с графическими оболочками родоначальников всех GUI Xerox Alto и Apple Lisa. Что это, нехватка воображения дизайнеров или некая необходимость, продиктованная рамками физиологии пользователей? Скорее второе, чем первое. Можно ли это рассматривать как некий недостаток? Конечно нет. Да, первые графические интерфейсы были примитивны, но была в них одновременно и та подкупающая простота, которой так иногда не хватает перегруженным визуальными эффектами оболочкам современных программ и операционных систем.

Оцените статью