- Инструкция по обоснованию невозможности соблюсти запрет на допуск иностранного программного обеспечения
- Запрет на допуск программного обеспечения
- Закупка иностранного ПО
- Обоснование
- Как обосновать невозможность соблюдать запрет на допуск ПО
- Как действует запрет на допуск ПО
- Когда можно закупить иностранное ПО
- Как обосновать невозможность соблюдения запрета
- Примеры обоснования закупок windows
Инструкция по обоснованию невозможности соблюсти запрет на допуск иностранного программного обеспечения
Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, — это документальное подтверждение уникальности и отсутствия отечественных аналогов зарубежного софта, который необходим заказчику для обеспечения государственных или муниципальных нужд.
Скачать формы шаблонов объяснения невозможности соблюдения запрета на допуск |
Скачать образец обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения Windows 10 |
Скачать образец обоснования невозможности соблюдения запрета ограничения допуска для ПО Microsoft Office 365 |
Запрет на допуск программного обеспечения
Применение национального режима (ст. 14 44-ФЗ) в закупках программного обеспечения регулируется постановлением правительства № 1236 от 16.11.2015. Это нормативный акт устанавливает запрет на допуск иностранного ПО. Но отечественного софта практически нет либо функционала недостаточно, поэтому многие ищут возможность, как обойти постановление 1236. В законе есть условия, при которых госзаказчик вправе закупить иностранную программу, но прежде чем это сделать, надлежит проверить действующие реестры софта. Их два:
1. Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это свод всех лицензионных программ, правообладателями которых являются Российская Федерация, субъекты РФ, отечественные коммерческие и некоммерческие компании (без преобладающего участия зарубежных организаций), физические лица с российским гражданством.
2. Единый реестр программ для электронных и вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза. ПО из Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии приобретается на тех же основаниях, что и отечественное, — без применения правил национального режима.
Если требуемая программа есть в одном из этих реестров, то сослаться на отсутствие аналогов оборудования, обоснование невозможности приобретения отечественного ПО у заказчика не получится. Вот основные требования к программам из РФ (п. 5 правил формирования и ведения реестра, утв. ПП РФ № 1236):
- ПО не имеет заграничного управления и принудительного обновления;
- исключительные права принадлежат только российским правообладателям;
- информационное сопровождение софта не содержит государственную тайну;
- легитимность ввода для использования в России;
- свободная реализация, отсутствие ограничений для отечественных и для иностранных пользователей;
- полное соответствие нормам безопасности для защиты конфиденциальной информации, подтвержденное сертификатами;
- лимиты по лицензионным выплатам в пользу зарубежных предприятий — меньше 30% от выручки за прошедший год.
Для продукции, включенной в реестр ЕАЭС, действуют те же требования. В дополнении к такому обеспечению применяется норма о невозможности обновления и управления из стран, которые не являются членами Евразийского экономического союза.
Если вы решили закупить программу для реализации локальных нужд, вот последовательность обоснования электронного приложения:
- Определяемся с объектом закупки.
- Проверяем наличие программного продукта в Единых реестрах ПО из России и ЕАЭС.
- Готовим закупочную документацию.
- В извещении и документах заказа устанавливаем запрет на поставку иностранных электронных продуктов.
- Рассматриваем заявки, отклоняем участников, нарушивших запрет, и определяем победителя.
Закупка иностранного ПО
Если установили запрет на допуск заграничного ПО, то не вправе приобретать такие электронные продукты. По нормам ПП РФ № 1236, российским организациям запрещено закупать иностранные программы или права на их использование. Но есть и исключения. Вот в каких случаях готовится обоснование о невозможности применения постановления 1236:
- В Единых реестрах нет никаких сведений о приобретаемых продуктах и программах, относящихся к тому же классу.
- Программы из списком Министерства связи не обладают требуемыми техническими и информационными характеристиками./li>
В таких случаях заказчику надлежит подготовить письмо о невозможности соблюдения запрета на допуск иностранного ПО и детально обосновать необходимость приобретения иностранного товара.
Обоснование
Внимательно изучайте Единые реестры на наличие аналогичных или схожих по классу продуктов. Если заказчик безосновательно закажет иностранное ПО, Федеральная антимонопольная служба накажет за нарушение закона (решение ФАС России от 04.10.2016 по делу № П-184/16). Если аналогий и похожих предложений в отечественном и евразийском реестрах нет, готовьте обоснование.
Теперь разберем, нужно ли устанавливать запрет по ПП 1236, если пишет обоснование заказчик, ссылаясь на техническую невозможность купить отечественное ПО. Запрет прописывают в извещении и документах, если к заказу применяются правила национального режима, и этот случай не является исключением из ПП 1236 (ст. 10 44-ФЗ). Следовательно, если заказчик составляет обоснование невозможности закупки отечественного продукта, устанавливать запрет в извещении нет необходимости. Но во избежание споров с ФАС рекомендуется добавить примечание (и в извещение, и в документацию) о неприменении запрета на допуск и наличии обоснования невозможности заказа ПО из России и стран ЕАЭС.
Обязательно включите в документ-основание такую информацию:
- Обстоятельства, вызвавшие невозможность приобретения отечественного и евразийского электронного продукта.
- Классификацию приобретаемого ПО. Классы продукции закреплены в приказе Минкомсвязи № 621 от 31.12.2015.
- Основные характеристики продукта — технические, эксплуатационные, функциональные, технологические, информационные.
Обосновать необходимо не только невозможность приобретения отечественного ПО, но и несоответствие конкретных функций программ схожего класса из Единых реестров запросам заказчика (решение ФАС России от 05.10.2016 по делу № П-200/16). Реестровые сведения постоянно обновляются — готовьте обоснование непосредственно в день размещения извещения. Это поможет избежать нарушений в описании характеристик схожей продукции.
А вот как обосновать необходимость приобретения компьютера с операционной системой Windows 10 на конкретном примере:
Как обосновать невозможность соблюдать запрет на допуск ПО
Обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения — это документ, который необходим для закупок софта, в случае, если российские компании его не выпускают. Без этого заказчик не вправе приобрести иностранную программу.
Как действует запрет на допуск ПО
Прежде разобрать обоснование невозможности соблюдения запрета, разберемся, что представляет собой сам механизм ст. 14 44-ФЗ и Постановления от 16.11.2015 № 1236 об установлении запрета на приобретение иностранных товаров. Для иностранного программного обеспечения такие правила распространяются на любые закупки, в результате которых заказчик получит программное обеспечение или право на него.
С 01.01.2018 запрет не распространяется на ПО из государств — членов ЕАЭС. В дополнение к существующему специальному реестру Минсвязи появился дополнительный перечень с программами членов ЕАЭС. А для ведения реестров российского и евразийского ПО создали специальную федеральную государственную информационную систему.
В реестр отечественных программ включается софт, правообладателями которого является РФ, субъект РФ, муниципальное образование, российские коммерческие и некоммерческие организации без преобладающего иностранного участия, а также граждане РФ. Среди требований к российскому ПО в п. 5 Правил формирования перечня установлены следующие:
- легитимность ввода в гражданский оборот в РФ, свободная реализация и отсутствие ограничений (в т. ч. со стороны иностранных государств);
- лимиты выплат по лицензионным и иным договорам в пользу иностранных компаний должны составлять менее 30 процентов выручки за истекший год;
- сведения о ПО не составляют гостайну;
- соответствие требованиям безопасности, которое подтверждено сертификатами (только для ПО, целью которого является защита конфиденциальной информации);
- исключительное право на территории всего мира и на весь срок действия должно принадлежать вышеуказанным правообладателям;
- программное обеспечение не имеет принудительного обновления и управления из-за рубежа.
Аналогичные требования предусмотрены и для включения и в евразийский реестр. Однако, для евразийских программ установлена специальная норма об обновлении и управлении. Установлено, что такие обновления и управление не должно происходить из стран, которые не входят в ЕАЭС.
Поэтому стоит помнить, что при публикации извещения, документации на приобретение программных продуктов заказчик обязан установить положение о действии национального режима. Следовательно, если хотя бы в одном из реестров будет подходящая продукция, заказчику придется установить указанный запрет. В этом случае к закупке допустят только участников, которые предлагают товары из реестров.
Когда можно закупить иностранное ПО
В некоторых случаях заказчик имеет право закупать иностранные программы, однако ему необходимо составить документальный отчет, содержащий обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск. Исключения предусмотрены в Постановлении Правительства № 1236:
- В реестрах отсутствуют сведения о ПО, относящиеся к тому же классу, что закупает заказчик.
- Присутствующее в перечнях Минсвязи ПО не обладает необходимыми характеристиками.
Как обосновать невозможность соблюдения запрета
Обоснование невозможности должно содержать следующие положения:
- Указание на обстоятельство, согласно которому невозможно закупить российское и евразийское ПО. Необходимо внимательно изучать реестры на наличие необходимых программ, так как в случае невнимательного рассмотрения закупка может быть признана проведенной с нарушением законодательства (Решение ФАС России от 04.10.2016 по делу № П-184/16 — заказчик указал, что сведения о необходимом ПО отсутствуют в базе данных, а именно программное обеспечение класса «офисные приложения». Однако в ней имеются сведения о 18 программных продуктах данного класса).
- Класс закупаемого ПО согласно классификатору. Классы ПО, их описание, кодовое обозначение утверждены Приказом Минкомсвязи России от 31.12.2015 № 621.
- Функциональные, технические и эксплуатационные характеристики закупаемого ПО. В случае если в реестре имеется ПО, соответствующее закупаемому классу, но не обладающее необходимыми характеристиками, то в обосновании необходимо указать параметры, по которым оно не соответствует требованиям. Отсутствие в обосновании конкретных характеристик, которые не удовлетворяют требованиям заказчика, является нарушением положений 44-ФЗ и Постановления № 1236 (Решение ФАС России от 05.10.2016 по делу № П-200/16).
Ввиду того, что данные подлежат изменению и дополнению новыми программами, подготовка и утверждение документа о невозможности соблюдать запрет должны осуществляться в день публикации извещения в ЕИС.
Примеры обоснования закупок windows
Продолжение. Анализ ошибок и примеров.
Разработано Информационно-аналитическим порталом 44-online
Внимание: 26.05.2016 изменения в Классификаторе ПО, добавлены коды ОКПД 2.
Вначале одно небольшое уточнение. В части 1 мы написали, что нужно привлекать IT-специалистов. Но в процессе анализа размещенных в ЕИС закупок ПО и обоснований увидели, что бывает и полная передача техническим сотрудникам этой функции. Подчеркнем — нужно сотрудничество, а не передача. Профильный специалист не всегда понимает в полном объеме закупочную казуистику.
Размещая такое обоснование (ПРИМЕР 3: в поиск вбит объект закупки — ответ системы отрицательный — это обоснование) и подписывая его (инженер-программист, ФИО), организация все равно нарушает закон. В реестре Российского ПО нет привычных и нужных программистам иностранных программ, в нем только российские . аналоги? эквиваленты? далее уточним.
Описание операционной системы в закупочной документации иногда ограничивалось у заказчиков просто названием. Сейчас, по причинам изложенным в части 1, ситуация изменилась. И чтобы ней успешно работать, необходимо давать в техническом задании полное описание предмета закупки в соответствие со ст.33 Закона 44-ФЗ. Например, ТАКОЕ (закупка операционной системы Windows Pro 8.1 32-bit/64-bit, источник — ЕИС). Включая технические и функциональные характеристики. И это не пустая работа — эта база для закупки требуемой системы.
А такая табличка, как ниже, уже не пройдет — в ней нет критериев, по которым можно определить несоответствие вашим потребностям 6-ти российских операционных систем из Реестра.
ЧАСТЬ IV. Техническое задание
Функциональные, технические и качественные характеристики поставляемых товаров
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров потребностям заказчика
Операционная система Windows Server 2008 R2 Standard Russian или эквивалент
Предназначена для установки на серверное оборудование, для обеспечения совместимости с действующими программными продуктами, с правом использования (с лицензионным ключом продукта) на одном сервере.
Комплект поставки — должен содержать комплект установочных дисков.
Количество комплектов установочных дисков — не менее одного.
Тип системы – не менее 64 разрядное ПО
Переходим к работе с Реестром. Как мы отметили в первой части — четких и подробных правил его ведения нет. Все решает «уполномоченная» комиссия. Одно ПО может быть отнесено к нескольким классам. Сейчас Реестр довольно беспорядочная система, в которой тяжело ориентироваться. Но попробуем использовать это в своих интересах.
Из первичного анализа видно. что в класс «Операционные системы» попали и некоторые специализированные продукты с ограниченными функциональными возможностями. Чтобы не тратить на них время, в закупочной документации добавим определение «операционной системы»:
Универсальный комплекс взаимосвязанных программ, предназначенных для управления ресурсами компьютера и организации взаимодействия с пользователем.
Соответственно, те системы, которые не отвечают критериям универсальности, отпадают. Установить функциональные характеристики ПО можно только по ссылке, т.к. в описания в реестре НЕТ. Активные ссылки стоят напротив реестровых записей:
Не составит труда установить, что не соответствуют потребностям заказчика:
- «Альт Линукс 7.0 Школьный» — комплект дистрибутивов для образовательных учреждений. В комплект входят операционные системы на базе ALT Linux для построения инфраструктуры учебного заведения.
- Операционная система специального назначения «Astra Linux Special Edition» предназначена для создания на ее основе автоматизированных систем в защищенном исполнении, обрабатывающих информацию со степенью секретности «совершенно секретно» включительно.
- Комплекс анализа защищенности «СКАНЕР ВС» — Оперативный контроль (сканирование), мониторинг и анализ защищенности системы от атак (программно-аппаратных воздействий), контроль соблюдения требований защищенности, инвентаризация сети.
- RAIDIX 4.0 – Система хранения данных.
Осталось 3 записи Реестра, но с ними придется поработать для обоснования более тщательно.
Дальше, как пример, возьмем две важные технические характеристики операционной системы: 1) разрядность 32-bit, 64-bit (для неспециалистов – процессоры ПК бывают 2-х видов, и на обоих операционная система должна работать) и 2) объем занимаемой памяти (это ограниченный ресурс ПК и операционная система на должна занимать его целиком)
В закупочной документации эти критерии указаны как:
Максимальный объём используемой оперативной памяти
512 Гб для 64-битной версии, 4 Гб для 32-битной версии
После поиска информации по системам-аналогам по ссылке из Реестра, получим данные согласно таблицы. Из них видно, что по критерию «Разрядность ОС», все системы Реестра соответствуют. По критерию «Максимальный объем оперативной памяти» — нет.
Реестр — формализованная система. И если производитель ПО, как в данном случае, не включил в описание продукта нужные заказчику данные, это можно рассматривать как несоответствие требованиям закупочной документации. Поэтому системы 1 и 3 отпадают.