Реестр российского программного обеспечения windows

Реестры программного обеспечения

Описание услуги

Единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единый реестр Евразийских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (российский реестр, реестры программного обеспечения) предназначены для расширения использования отечественной ИТ-продукции и продукции из государств Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в органах государственной власти РФ, а также в целях оказания правообладателям ПО мер государственной поддержки. Реестры содержат перечень российского ПО и ПО, созданного на территории государств ЕАЭС, происхождение которых было подтверждено и для которых предусмотрена преференция при государственных и муниципальных закупках. Также для ПО, сведения о котором содержаться в российском реестре предусмотрено освобождение от НДС.

Реестры формируются Экспертным советом по российскому ПО при Минцифре России. Большинство голосов в совете имеют представители отечественной ИТ-отрасли.

Официальный сайт оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных расположен по адресу: https://reestr.digital.gov.ru/. Официальный сайт оператора единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных государств — членов Евразийского экономического союза расположен по адресу: https://eac-reestr.digital.gov.ru/.

Формы документов, необходимых для получения государственной услуги

Документы, необходимые для получения государственной услуги

К заявлению о включении сведений прилагаются следующие документы:

2. экземпляр ПО без технических средств защиты авторских прав или со средствами законного устранения ограничений использования программного обеспечения, установленных путем применения технических средств защиты авторских прав, — в случаях, если соответствующий экземпляр ПО не был представлен оператору реестра ПО ранее;

3. документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление, на осуществление действий от имени правообладателя (правообладателей) ПО (не требуется, если заявление подписано правообладателем, являющимся гражданином Российской Федерации, или лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени правообладателя, являющегося юридическим лицом, согласно сведениям, внесенным в Единый государственный реестр юридических лиц);

4. копия устава правообладателя ПО (требуется, если исключительное право на ПО принадлежит организации, указанной в абзацах пятом или шестом подпункта «а» пункта 5 или в абзаце третьем или абзаце четвертом подпункта «а» пункта 42 Правил формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств — членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2015 г. N 1236 (далее – Правила));

5. документы, подтверждающие соответствие ПО требованию, установленному подпунктом «а» пункта 5 или подпунктом «а» пункта 42 Правил (в случае, если исключительное право на ПО принадлежит некоммерческой организации без преобладающего иностранного участия или коммерческой организации без преобладающего иностранного участия, имеющей в составе участников иностранных лиц);

6. документация, содержащая описание функциональных характеристик ПО и информацию, необходимую для установки и эксплуатации ПО;

7. документация, содержащая описание процессов, обеспечивающих поддержание жизненного цикла ПО, в том числе устранение неисправностей, выявленных в ходе эксплуатации ПО, совершенствование ПО, а также информацию о персонале, необходимом для обеспечения такой поддержки;

8. надлежащим образом заверенный перевод на русский язык в случае, если документы, подлежащие представлению в уполномоченный орган в соответствии с Правилами, составлены на иностранном языке;

9. иные документы, подтверждающие соответствие ПО требованиям, установленным пунктом 5 или пунктом 42 Правил (по желанию заявителя).

К заявлению о внесении изменений прилагаются следующие документы и сведения:

2. документы, подтверждающие изменение сведений о правообладателе (правообладателях) ПО, предусмотренных подпунктом «е» пункта 4 или подпунктом «е» пункта 41 Правил, которые должны соответствовать требованиям, установленным подпунктом «а» пункта 5 или подпунктом «а» пункта 42 Правил.

К заявлению об исключении предоставление документов и сведений требуется:

Читайте также:  Ssh подключение windows putty

К уведомлению об изменении сведений прилагаются следующие документы:

2. документы, подтверждающие изменение сведений, предусмотренных подпунктами «в» — «д», «ж» — «к» и «н» — «п» пункта 4 или подпунктами «в» — «д», «ж» — «к» и «н» — «о» пункта 41 Правил.

Способы подачи документов

В форме электронных документов посредством заполнения соответствующих электронных форм, размещенных на официальных сайтах реестров программного обеспечения https://reestr.digital.gov.ru/ и eac-reestr.digital.gov.ru.

Заявитель вправе направить заявление об исключении и уведомление о внесении изменений в Минкомсвязь России следующими способами:

По почте заказным письмом с описью вложения (125039, г. Москва, Пресненская наб., д.10, стр.2, IQ-квартал);

на адрес электронной почты: reestr@digital.gov.ru;

Непосредственно (лично или через курьерскую службу) в Минкомсвязь России: г. Москва, Пресненская наб., д.10, стр.2, IQ-квартал, режим работы: пн-чт 9:00-18:00, пт 9:00-16:45, обеденный перерыв 13:00-13:45.

Срок рассмотрения документов

Срок предоставления государственной услуги, результатом которой является включение сведений о ПО в реестры программного обеспечения — не более 65 рабочих дней со дня регистрации заявления посредством заполнения соответствующих электронных форм.

Срок предоставления государственной услуги, результатом которой является внесение изменений в сведения в реестры программного обеспечения — не более 10 рабочих дней.

Срок предоставления государственной услуги, результатом которой является исключение сведений о ПО из реестров программного обеспечения — не более 30 рабочих дней.

Ответственные лица

Ответственное структурное подразделение: Департамент развития отрасли ИТ.

Реестр программного обеспечения

Реестр

Регистрационный
номер
Наименование
программного обеспечения
Код
класса
Класс программного
обеспечения
Дата
регистрации
Адрес
сайта
Соответствие
ПП №325 от 23.03.2017
6343 «1-АйТи-С Автотранспорт для государственных учреждений»
04.01 Прикладное программное обеспечение общего назначения 621
07.04.2020 Ссылка
3899 «DKLINK Customer Loyalty Management»
04.11 Системы управления процессами организации 621
16.08.2017 Ссылка
3898 «DKLINK Mobile Enterprise»
04.11 Системы управления процессами организации 621
16.08.2017 Ссылка
2245 «DocTrix Platform»
04.11 Системы управления процессами организации 621
04.15 Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 621
08.11.2016 Ссылка
128 «EFROS Config Inspector»
02.11 Системы мониторинга и управления 621
02.13 Средства обеспечения информационной безопасности 621
18.03.2016 Ссылка
4660 «ElPicsPrint»
04.15 Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 621
05.07.2018 Ссылка
3861 «LMS ШКОЛА»
04.11 Системы управления процессами организации 621
04.15 Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 621
04.01 Прикладное программное обеспечение общего назначения 621
16.08.2017 Ссылка
1762 «MDX-Эксперт»
04.13 Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 621
06.09.2016 Ссылка
4707 «Nonius»: программный комплекс для автоматизации, позиционирования, учета производительности земснаряда и контроля выполнения добычных и дноуглубительных работ
04.15 Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 621
19.09.2018 Ссылка
2486 «PVT-модуль»: программный комплекс автоматизированного создания PVT-таблиц для композиционных и Black-oil моделей
04.13 Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных 621
04.15 Информационные системы для решения специфических отраслевых задач 621
23.12.2016 Ссылка
  • 621 — Классификатор, утвержденный приказом от 31.12.2015 № 621

Официальный сайт оператора единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

Лицо российского софта. Или немного статистики из Единого реестра российских программ для ЭВМ и БД

Можно долго дискутировать, положительно или отрицательно влияет Реестр на развитие отечественного ПО, но все государственные органы обязаны использовать только ПО, входящее в Реестр, либо же обосновывать невозможность соблюдения запрета на допуск иностранного ПО. Наверняка закупки винды, майкрософт офисов и прочих ораклов и айбиэмов будут продолжаться еще очень и очень долго. Однако, потихоньку возникают российские операционные системы типа Альт Линукса, Астра Линукса или ОС Роса, пробиваются ростки офисных пакетов, отечественных блокчейнов . Возникают российские СУБД от достаточно известных ClickHouse или Линтер до абсолютно безвестных разработок. Ну и конечно же не может не быть отечественной Джавы. Чтобы снять возможные вопросы или споры, оговорюсь, что указанное выше ПО, названо в статье российским исходя из факта его вхождения в Реестр, более детальное изучение данного вопроса каждый может провести сам.

Так вот, Реестр функционирует уже почти 4 года и согласно пункту 37 Порядка его ведения сведения, хранящиеся в нем являются открытыми и общедоступными. Ну а если эти сведения открыты и общедоступны, то почему бы не проанализировать их?

В статье приведена небольшая статистика по Единому реестру российского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Если вам стало интересно, прошу под кат.

Общие сведения

Реестр формируется на основании решений Экспертного совета по российскому программному обеспечению. В Экспертный совет поступают заявления от правообладателей, совет рассматривает эти заявления в соответствии с административным регламентом и голосует за включение или невключение ПО в Реестр. Вроде бы все просто.

По состоянию на 4 октября 2019 года (все данные в статье актуальны на эту дату) в Реестр включено 5819 программ, при этом было подано 7143 заявления, а также 61 программа была исключена из Реестра. Все ПО в Реестре разделено на 27 классов:

  1. BIOS и иное встроенное программное обеспечение
  2. базы данных (недействительный)
  3. Встроенное программное обеспечение телекоммуникационного оборудования
  4. Геоинформационные и навигационные системы (GIS)
  5. Специализированное ПО органов исполнительной власти Российской Федерации, государственных корпораций, компаний и юридических лиц с преимущественным участием РФ для внутреннего использования
  6. Средства защиты от НСД
  7. Операционные системы
  8. Утилиты и драйверы
  9. Средства обеспечения облачных и распределенных вычислений, средства виртуализации и системы хранения данных
  10. Серверное и связующее программное обеспечение
  11. Системы управления базами данных
  12. Системы мониторинга и управления
  13. Средства обеспечения информационной безопасности
  14. Средства подготовки исполнимого кода
  15. Средства версионного контроля исходного кода
  16. Библиотеки подпрограмм (SDK)
  17. Среды разработки, тестирования и отладки
  18. Системы анализа исходного кода на закладки и уязвимости
  19. Прикладное программное обеспечение общего назначения
  20. Офисные приложения
  21. Поисковые системы
  22. Лингвистическое программное обеспечение
  23. Системы управления проектами, исследованиями, разработкой, проектированием и внедрением
  24. Системы управления процессами организации
  25. Системы управления процессами организации в части«Системы управления отношениями с клиентами „CRM“»
  26. Системы сбора, хранения, обработки, анализа, моделирования и визуализации массивов данных
  27. Информационные системы для решения специфических отраслевых задач

В Реестр включены программы, принадлежащие 1998 юридическим лицам и 192 физическим лицам. Правообладатели программного обеспечения из Реестра зарегистрированы в 70 регионах Российской Федерации, при этом замечу, что на 2019 год для 71 программного продукта и 60 правообладателей установить место регистрации правообладателя на основе открытых данных не удалось. Объясняется это просто: данные по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям есть в открытом доступе, по физическим лицам таких данных в открытом доступе нет.

Исторические сведения

Посмотрим как пополнялся Реестр по годам.

В таблице приведено количество поданных заявлений (на основании даты подачи заявления), включенных в Реестр программ (исходя из даты решения о включении), отказов во включении ( исходя из даты публикации приказа Минкомсвязи), исключений из Реестра (исходя из даты публикации приказа Минкомсвязи).

Присмотримся к заявлениям и решениям о включении в разрезе кварталов:

И в этом же разрезе построим график, где синим обозначено включение в Реестр, а оранжевым подача заявлений:

Очевидно, что пик подачи заявлений пришелся на 2016 год, т.е на момент создания Реестра, поскольку включение требует времени, то пик включений в Реестр пришелся уже на 2 квартал 2016 года. В 2019 году наблюдается некоторый рост числа заявлений и стабилизация включений в Реестр (за еще не закончившийся год вынесено 329 отказов во включении, в то время как в 2017 и 2018 годах было 238 и 218 отказов).

На текущий момент в Реестр было подано 5900 заявлений, находящихся в следующих статусах.

Замечу, что заявления, по которым вынесены отказы, через сайт Реестра недоступны. Однако информацию по ним можно узнать из приказов Минкомсвязи и протоколов заседания Экспертного совета. Кстати говоря, количество ПО в Реестре и количество заявлений со статусом «Включено в реестр» не сходится. Наверное, на это есть какие-то причины.

Присмотримся к причинам исключения из Реестра:

Как видно, большая часть исключений инициирована самими правообладателями.

А вот причины отказов во включении:

Наверняка за каждым отказом или исключением есть своя маленькая драма, но мы этого не узнаем.

Регионы

Поскольку в Реестре имеются данные о правообладателях, то крайне любопытно будет узнать, а в каких же регионах нашей страны и в каком количестве обитают разработчики российского ПО. Но если формулировать вопрос более корректно, то я исхожу из того, в каких регионах зарегистрированы правообладатели ПО, включенного в Реестр.

Для начала приведу карту, на которой показано, сколько на сегодняшний день в регионе зарегистрированных в Реестре программ.

Карта недвусмысленно намекает, что почти половина российского программного обеспечения зарегистрирована правообладателями из Москвы. Следом идут Санкт-Петербург и Московская область. Замечу, что ведется подсчет зарегистрированных в Реестре программ, а не самих правообладателей. Более детально можно посмотреть в табличке, где отображено количество зарегистрированных программ на конец каждого года. Сортировка проведена по количеству регистраций на 2019 год.

В таблице ничего удивительного нет. Разве что немного удивляет стремительный рывок Саратовской области, обогнавшей в 2019 году по количеству зарегистрированных в Реестре программ такие итшные регионы как Татарстан и Новосибирскую область. О причинах этого рывка чуть позже. Кроме того, не может не радовать, что доля разработок из Москвы в нынешнем году наконец упала ниже 50%. Это говорит, что ИТ в регионах живо (ну хоть чуть-чуть). Нижняя часть таблицы тоже намекает на то, что хоть какие-то разработки да есть в регионах.

Чтобы динамика была нагляднее, посмотрим на график, с отображением количества зарегистрированных программ для первых 16 регионов по годам:

Да, не сильно-то и наглядно. Уберем из графика Москву, Санкт-Петербург и Московскую область.

Сильно нагляднее не стало. Однако еще ярче замечен всплеск в Саратовской области и стабильные позиции Татарстана, Новосибирской и Свердловской областей.

Также приведу распределение правообладателей по регионам:

Для тех, кто интересуется распределением регистраций в Реестре по городам информация приведена в спойлере:

Классы программного обеспечения

Как было сказано выше, в Реестре определены классы программного обеспечения. Посмотрим, как ПО распределено по этим классам:

Большая часть приходится на информационные системы для решения специфических задач, за ними идут системы управления процессами и прикладное ПО общего назначения.

Но не мало в Реестре СУБД, ОС и прочих серьезных вещей, есть даже одна CRM…

Правообладатели

Напоследок немного статистики о правообладателях, чье ПО находится в Реестре. В таблице ниже показаны группы правообладателей по количеству регистраций. Например, из нее видно, что в 2019 году 11 правообладателей имели более 50 зарегистрированных в Реестре продуктов, а 1263 всего по одному продукту.

Массовых производителей российского ПО не так уж и много, всего-то у тридцати правообладателей зарегистрировано более 20 программ.

Присмотримся к этой тридцатке повнимательнее:

И… возглавляет список наиболее плодотворных правообладателей корпорация OracleGoogleMicrosoftIBM Диполь. Портфель их программ состоит из электронно-методических комплексов от «Физики» и «Русского языка» и литературы до комплексов «Сварщик» и «Портной». Раскрывая интригу раздела про регионы, скажу, что корпорация Диполь зарегистрирована в Саратовской области. Оттуда и прирост в разделе регионов.
Нельзя не заметить, что на 4,6 и 7 местах идут продукты 1С в различных ипостасях. Что же, это достаточно логично.

В приведенном списке мне встретилось достаточно много знакомых названий: «Барс групп», «Аскон», «Лаборатория Касперского», «Алладин Р.Д.», «Крипто-ПРО», «Р-Стайл» и «С-ТЕРРА». Однако удивляют расположившиеся на 21 и 27 местах физические лица. Их продуктивности можно только позавидовать.

Посмотрим, а чем же занимаются правообладатели? Для этого сгруппируем их по основному ОКВЭД:

Никаких сюрпризов. По большей части правообладатели занимаются разработкой программного обеспечения. Много исследовательских организаций и консультантов.

Читайте также:  Разработка универсального windows приложения
Оцените статью