- Автоматическое резервное копирование в локальную сеть
- Настройка операционной системы
- Установка и настройка Duplicati
- Создание задачи по автоматическому завершению работы компьютера
- Восстановление из резервной копии
- Резервные копии в Windows по сети
- Используемые средства
- Полные бэкапы
- Инкрементные/дифференциальные бэкапы
- Заключительные замечания
Автоматическое резервное копирование в локальную сеть
В офисе очень важно проводить регулярное резервное копирование, чтобы в случае сбоя, осталась копия важных данных. И порой значительно удобнее сохранять в сетевую папку, чем с каждого компьютера на USB внешний жесткий диск. Тем более, удобнее, когда задание запускается автоматически в определенное время. В некоторых компаниях выделяют час после работы офиса на сервисные нужды, и в это время можно настроить автоматическое резервное копирование по расписанию, а также завершение работы в определенное время, чтобы не выключать каждый компьютер вручную.
В данной инструкции используются два компьютера на базе ОС Windows 7, а также программа для резервного копирования — Duplicati.
Главы в инструкции:
- Настройка операционной системы;
- Установка и настройка Duplicati;
- Создание задачи по автоматическому завершению работы компьютера;
- Восстановление из резервной копии.
Настройка операционной системы
Для начала необходимо настроить операционную систему, причем и на том компьютере, с которого будет осуществляться резервное копирование, и том, на который будут сохраняться резервные копии.
Необходимо отключить брандмауэр Windows. Заходим в меню «пуск» / «панель управления» / «брандмауэр Windows», слева открываем пункт «Включение и отключение брандмауэра Windows». В параметрах размещения домашней или рабочей сети и общественной сети выбираем пункт «Отключить брандмауэр Windows», и нажимаем «Ок». Если у вас установлен антивирус с сетевым экраном, тогда отключите его на время установки, настройки и тестирования программы. Так вам будет легче понять блокирует ли он соединение.
Теперь нужно настроить параметры общего доступа. Заходим в «пуск» \ «панель управления» \ «центр управления сетями и общем доступом» \ и слева нажимаем на вкладку «изменить дополнительные параметры общего доступа». Здесь необходимо настроить всё так, чтобы все пользователи могли заходить к каждому пользователю в общие папки (сетевые папки). На четырех снимках экрана ниже можно увидеть все необходимые настройки параметров общего доступа. Данные настройки нужно использовать для всех профилей, даже если не все они имеются на снимках экрана, но параметры и пункты во всех профилях одинаковые. Настройки потоковой передачи мультимедиа менять не нужно, остальное всё нужно сделать как на снимках экрана.
Также необходимо, чтобы пользователи находились в одной рабочей группе. Нажимаем правой кнопкой по моему компьютеру и выбираем пункт «свойства». Здесь можно посмотреть в какой рабочей группе состоит данный компьютер, и если нужно её изменить нажимаем «изменить параметры».
Нажимаем кнопку «изменить».
В следующем окне можно изменить рабочую группу. Если у вас и так все компьютеры в одной рабочей группе, тогда изменений вносить сюда не нужно.
Теперь необходимо открыть доступ по сети к папке, в которую необходимо сохранять резервные копии. Нажимаем правой кнопкой мыши по этой папке и выбираем пункт «свойства», а там переходим во вкладку «доступ».
Нажимаем кнопку «Расширенная настройка».
В открывшемся окне необходимо поставить галочку «Открыть общий доступ к этой папке», а также нажать на кнопку «Разрешения».
В окне «разрешения для группы» нужно поставить галочку «Полный доступ» в колонке «Разрешить». Нажимаем «Ок», в окне расширенной настройки общего доступа тоже нажимаем «Ок».
Теперь нужно перезагрузить компьютер.
Установка и настройка Duplicati
Прочитать описание Duplicati, а также скачать её можно тут.
Запускаем установщик «Duplicati 1.3.4.msi» (Прямая ссылка, версия 1.3.4). Нажимаем кнопку «Next». Установщик на английском языке, но сама программа будет на русском языке. В данном окне показано лицензионное соглашение на данный программный продукт. Ставим галочку «I accept the terms in the License Agreement» и нажимаем кнопку «Next».
В следующем окне отображены компоненты установки, ничего менять не нужно, просто нажимаем «Next».
Далее нажимаем кнопку «Install».
Далее идёт процесс установки программы. По окончанию установки нажимаем «Finish». Галочка «Launch Duplicati now» означает запуск программы после нажатия кнопки «Finish».
При первом запуске Duplicati будет запущен мастер настройки. Выбираем пункт «Настроить новое копирование» и нажимаем кнопку «Далее».
В следующем окне нужно указать «Название задания». Стоит написать как можно более понятно о копирование каких папок может идти речь. Вводим название и нажимаем кнопку «Далее».
В следующем окне мастера настройки необходимо указать папки, которые необходимо копировать. По умолчанию предлагает копировать мои документы. Нам нужно указать свой список файлом, поэтому выбираем пункт «Создать свой список папок». Указываем папки, для которых необходимо регулярно создавать резервные копии при помощи кнопки с многоточием. После того, как были указаны все папки, нажимаем кнопку «Далее».
В следующем окне предлагается защитить резервные копии при помощи пароля, а также зашифровать при помощи AES-256. Данное решение остается принять Вам. Если нужен защитить, вводим пароль и нажимаем «Далее». Если не нужно защищать резервные копии паролем, тогда убираем галочку «Защитить копии паролем». Может потребоваться повторно ввести пароль для того, чтобы исключить опечатки.
Далее необходимо указать тип места, где необходимо будет хранить резервные копии. Для сохранения копий в локальную сеть нужно выбрать пункт «Копирование в файл», нажимаем «Далее».
Теперь в поле «Путь» указываем место для сохранения резервных копий при помощи кнопки с многоточием. Нажимаем «Далее».
В следующем окне нужно поставить галочки напротив пунктов «Укажите, когда и как часто запускать задание» и «Укажите, когда удалять старые копии». Нажимаем «Далее».
Указываем как часто необходимо запускать задание по резервному копированию. Время запуска стоит настроить по своему усмотрению, а вот «Выбор полного / инкрементального копирования» стоит оставить по умолчанию.
Далее необходимо указать условия удаления старых копий. Необходимо учесть размер копируемых данных и размер свободного места на жестком диске компьютера, на который будут они копироваться. В соответствии с этим, необходимо настроить два пункта в данном окне «Хранить полных копий, штук, не более» и «не хранить копии, старее чем». Рекомендуется хранить полных копий не более 1. Нажимаем «Далее».
Задание настроено, нажимаем «Завершить».
Создание задачи по автоматическому завершению работы компьютера
Бегать выключать компьютеры требует слишком много времени, поэтому можно настроить выключение компьютера при помощи планировщика заданий Windows.
Заходим в меню «пуск» \ «все программы» \ «стандартные» \ «служебные» \ «планировщик заданий». Нажимаем «создать задачу».Во вкладке «Общие» необходимо указать имя задачи, например завершение работы компьютера. Далее переходим во вкладку «Триггеры».
Во вкладке триггеры нажимаем кнопку «Создать». Выбираем пункт «Ежедневно», а также указываем время, в которое необходимо инициировать выключение компьютера. Нажимаем «Ок».
Далее переходим во вкладку «Действия». Нажимаем кнопку «Создать». В поле «Программа или сценарий» нужно написать «shutdown», а в поле «Добавить аргументы» необходимо написать «-s -f».
Команда «shutdown» с аргументами «-s» и «-f» инициирует принудительное выключение компьютера.
Восстановление из резервной копии
Для восстановления файлов из резервной копии необходимо запустить мастер. Для этого запускаем Ярлык «Duplicati» с рабочего стола или из меню пуск. В первом окне мастера выбираем пункт «Восстановить файлы из резервной копии». Нажимаем «Далее».Далее выбираем задание и нажимаем «Далее».
Далее программа найдет резервные копии, и предложит из каких можно восстановить с указанием даты их создания. Выбираем нужную и нажимаем «Далее».
Теперь необходимо указать в какую папку восстановить файлы из резервной копии. Указываем и нажимаем «Далее».
Нажимаем кнопку «Завершить».
Далее начнется процесс восстановления.
Резервные копии в Windows по сети
Используемые средства
К сожалению, Windows по сравнению с *nix -системами имеет очень слабый функционал для подготовки и копирования бэкапов. В последнее время имеется тенденция к улучшению (PowerShell), однако, полезных утилит все равно недостаточно. Обычные Windows-утилиты copy/xcopy очень плохо работают на большом количестве файлов. В интернете можно найти «продвинутую» версию xcopy под названием robocopy , именно её мы и будем использовать.
Полные бэкапы
Будем размещать резервные копии на сервере srv-bak . Копировать будем в сетевую шару \\srv-bak\bak\srv01 , где srv01 — директория с именем сервера на бэкапном. Таким образом в одной директории будут храниться бэкапы с разных серверов.
На сервере с резервными копиями для каждой из них будем создавать директорию с текущей датой в качестве имени. Для удобства поместим исходные пути, которые нужно забэкапить, в файлик D:\backup\dirs.txt . Переносим всё это дело «на клавиатуру» и получаем такой скрипт:
Чтобы всё работало автоматически, добавляем скрипт в планировщик. Таким (простым!) способом можно бэкапить достаточно большие объемы. Единственный, но существенный, наблюдаемый баг — если какой-то из копируемых файлов занят, скрипт отработает некорректно.
Инкрементные/дифференциальные бэкапы
Приведённая схема с использованием robocopy позволяет делать и инкрементные бэкапы. Утилита имеет ключ, позволяющий копировать только файлы с определённой датой последнего изменения. Поэтому, можно модифицировать скрипт, чтобы он делал инкрементный бэкап: например копировал файлы изменившиеся за последние сутки.
Заключительные замечания
Вместо копирования по сети иногда бывает полезным разбиение этой задачи на 2 части: монтирование шары как локального диска и последующее копирование (и размонтирование по окончании). Приведённые скрипты несложным образом дорабатываются до такой версии.
Также, на принимающем сервере возможно организовать архивирование резервных копий. Если для сервера бэкапов используется Samba , то в шелле это элементарно делается периодическим выполнением в директории с бэкапами архивации вроде:
Кроме этого, с никсового сервера эти бэкапы очень удобно копировать с помощью ssh/scp/rsync .