Сетевая папка линукс минт

Настройка Linux Mint, часть 2: диски и сетевые папки

С одной стороны в Linux с открытием диcковых носителей и сетевых папок всё очень неплохо — стандартный файловый менеджер их отображает в левой части в разделе «Носители» и их можно щелчком мыши открыть (примонтировать в терминах Linux):

И если мы, например, щёлкнем по носителю с именем DATA — у нас откроется окно с данными этого диска. Система автоматически создаст точку монтирования в своей файловой системе (в каталоге /media) и присоединит туда этот дисковый том. Всё происходит незаметно для пользователя и ему не надо писать команды типа mount.

С другой стороны, это работает только в рамках одного сеанса работы с ОС. То есть, после перезагрузки мы должны будем перед первым использованием этого тома опять его открывать в проводнике. При обычном использовании данных это нормально — при открытии файла мы всё равно пойдем открывать этот том, а при сохранении можно выбрать «Другие места» и там выбрать этот том и уже туда сохранять. Но вот при использовании данных на этом диске без его подсоединения придётся забыть и, например, если у нас в музыкальном плеере есть композиции расположенные на этом томе, то при попытке проигрывания мы получим ошибку (ну и индексации музыкальной библиотеки можно тоже не ждать). Т.е. не происходит прозрачного подключения без использования файлового менеджера и, если мы хотим чтобы устройство было всегда доступно — надо настроить автоматическое подключение при старте системы.

Издавна в Linux существует специальный конфигурационный файл, который отвечает за подмонтирование устройств при загрузке ОС: /etc/fstab. Однако, неподготовленный пользователь вряд ли сможет внести туда корректные значения, поскольку он весьма «не юзер-френдли» и весьма непросто разобраться во всех хитросплетениях параметров. Зато в Linux Mint есть программа «Диски», с помощью которой нужную строку в etc/fstab можно вставить с помощью графического интерфейса:

Выбрав нужный диск и нужный раздел, мы нажимаем «шестеренки» и выбираем команду «Изменить параметры подключения». В открывшемся окне отключаем параметры по умолчанию для сеанса пользователя и ставим галку «Подключать при запуске системы»:

И указываем нужную точку подключения. Это должен быть каталог в файловой системе Linux, на который у пользователя есть полномочия. Можно было бы указать любой каталог в каталоге пользователя (/home/имя пользователя), благо у пользователя там есть полномочия и на чтение и на запись, но тогда другие пользователи (кроме root) данной ОС не смогут открыть это устройство — у них нет полномочий на папки других пользователей. Поэтому лучше всего создавать каталог в специальном месте и, если нам надо, чтобы другие пользователи могли обращаться к нему, предоставлять соответствующие полномочия. Ничего сложно и в этом нет. Каталог лучше всего создавать в папках специально предназначенных для подключения устройств — /mnt или /media (сюда подмонтируются устройства по умолчанию). В файловом менеджере у обычного пользователя не получится создать папку в этих каталогах, поскольку у него не будет прав на это. Нам потребуются права суперпользователя (root), однако не обязательно для этого заходить в терминал и писать команду sudo mkdir /media/data. Можно щелкнуть правой кнопкой мыши на рабочем столе и выбрать команду «Открыть как root»:

Читайте также:  Get file url windows

Откроется окно файлового менеджера с повышенными привилегиями:

Далее открываем файловую систему и заходим в каталог media, в котором обычным способом создаем нужный нам каталог. Потом щелкаем по нему правой кнопкой мыши и выбираем команду «Свойства», в открывшемся окне переходим к вкладке «Права» и определяем полномочия следующим образом:

Это даст полномочия всем пользователям читать и писать в данный каталог.

После того, как мы создали каталог и дали на него полномочия, можно закрыть окно с параметрами подключения диска и после этого можно посмотреть на конфигурационный файл /etc/fstab и обнаружить в моём случае там следующую строку:

Где, как видно, все данные полностью повторяют скриншот параметров подключения. Таким образом, мы полностью обошлись без использования командной строки, хотя запустить пару команд в терминале и отредактировать файл /etc/fstab было бы, пожалуй, быстрее… Но только в том случае, если бы мы чётко представляли что делаем и каким образом.

Сетевые папки

А вот с использованием сетевых папок ситуация оказалась печальнее. Во-первых, у меня сразу возникли проблемы из-за моего роутера. К роутеру у меня через USB 3.0 подключен внешний диск, который роутер расшаривает по протоколу SAMBA, но почему-то версии 1.0, которая сейчас по умолчанию в Linux Mint отключена (видимо по причине его небезопасности). Поэтому расшаренные папки отлично видны — но не подключаются: имя и пароль не проходит. Вот тут мне пришлось лезть в конфигурационные файлы и разрешать использование данного протокола. В Windows 10 мне пришлось бы установить дополнительный компонент системы (SMB 1.0/CIFS Client):

А в Linux мне пришлось открыть файл /etc/samba/smb.conf на редактирование (всё с помощью того же файлового менеджера с повышенными привилегиями) и добавить туда две строки в раздел [global]:

После этого мои расшаренные папки на роутере стали открываться.

Подключать сетевые папки через файловый менеджер почти так же просто, как и дисковые тома, для этого открываем «Сеть» и далее наше сетевое устройство:

И открываем нужную папку. Система запросит ввод логина и пароля (если мы до этого не сохраняли эту информацию) и откроет нужный ресурс. Но надо понимать, что он будет находится по адресу протокола SAMBA: вида smb://rt-n18u-becc/backup/ (для папки BACKUP на ресурсе RT-N18U-BECC). Данный ресурс не подсоединён к файловой системе Linux и мы, соответственно, получаем ту же картину, что и с дисковым томом до этого: пока мы не подключили данный ресурс, обратиться к нему по имени у нас не получится: мы получим ошибку, что указанный адрес не подключён.

В этом случае нам на помощь опять приходит конфигурационный файл /etc/fstab, но вот тут возникает проблема — я не знаю ни одного GUI, с помощью которого можно было бы прописать туда подключение сетевого диска. Поэтому придётся действовать с помощью ручного редактирования данного файла:

В который мы добавили три строки для каждой из расшаренных папок:

Читайте также:  Windows 10 bsod usb

Вначале идёт название сетевого ресурса (расшаренной папки), потом точка монтирования (создаём заранее как описано выше), протокол (cifs), набор опций и два нуля. Опции определяют параметры подключения и, самое главное, логин и пароль, с которым мы подключаемся к ресурсу. Чтобы не прописывать в файле /etc/fstab логин и пароль, можно заранее прописать их в определённом файле (лучше в папке пользователя, например .smbpasswd) и указывать этот файл (опция credentials), в котором в первой строке указан имя пользователя, а во второй — пароль:

Для использования протокола SMB версии 1.0 мне пришлось добавить опцию vers=1.0, без неё папки не монтировались.

Но если мы попробуем подключить сетевые папки по пути с названием (типа //rt-n18u-becc) мы получим следующую ошибку: could not resolve address for rt-n18u-becc, поскольку наша ОС ещё не представляет какой конкретно IP-адрес соответствует данному имени. Это можно поправить, если в файл /etc/hosts внести наше имя с конкретным IP-адресом (в случае с роутером мы его знаем и поменяться он может только при смене его настроек):

После этого перезагружаем ПК (или в терминале выполняем команду sudo mount -a) и получаем наши сетевые папки подмонтированными по тем путям, которые мы указали. И в дальнейшем можно пользоваться всеми преимуществами файловой системы — в любое время обращаться к данным в них, использовать их в библиотеках видео/аудио плееров.

Да, без правки конфигурационных файлов обойтись не удалось, тут можно сделать замечание авторам Linux Mint и пожелать им добавить в дистрибутив инструмент для автоподключения сетевых папок, подобный тому, что есть в Windows:

С другой стороны, командную строку мы пока ещё не открывали, ну а правка конфигурационных файлов не такая уж редкость и для Windows.

В следующей части рассмотрим настройку шрифтов и ещё кое-чего.

Источник

Настройка Samba Linux Mint 19.1

Для расшаривания файлов и папок по сети в Linux Mint существует пакет программ «Samba» который позволяет обращаться к сетевым дискам, папкам и принтерам. Имеется серверная и клиентская часть. В Linux Mint 19.1 данный пакет установлен по умолчанию, расшарить файлы для других пользователей достаточно легко. Отмечу в Linux Mint более ранних версий пакет программ необходимо устанавливать самостоятельно.

Устранение ошибки

Для этого необходимо запустить утилиту «system-config-samba» которая обеспечивает настройку расшаренных ресурсов и добавление пользователей для доступа к ним. Данная утилита запускается с помощью терминала. Забегу наперед не все так просто как описано в интернет. При запуске утилиты у меня возникла ошибка.

Ошибка запуска

Traceback (most recent call last):

File «/usr/sbin/system-config-samba», line 45, in

File «/usr/share/system-config-samba/mainWindow.py», line 121, in __init__

self.basic_preferences_win = basicPreferencesWin.BasicPreferencesWin(self, self.xml, self.samba_data, self.samba_backend, self.main_window)

File «/usr/share/system-config-samba/basicPreferencesWin.py», line 97, in __init__

SystemError: could not open configuration file `/etc/libuser.conf’: Нет такого файла или каталога

Для того, чтобы избежать данной ошибки можно действовать напролом и создать недостающий файл самостоятельно:

Но и на всякий случай дадим разрешение на чтение и запись в этот файл:

Все это проделывается в терминале. И только после этого получиться запустить «system-config-samba». Утилиту необходимо запускать от имени супер пользователя.

Читайте также:  Установка xgboost windows 10

Утилита для настройки сервера Samba благополучно запустилась, на примере рассмотрим как добавить пользователя под именем Alex (Home) и расшарить для него папку «Фото».

Меню программы состоит из трех разделом «Файл», «Настройка» и «Справка».

С помощью меню «Файл» можно добавлять ресурсы, смотреть свойства и удалять их. Меню «Настройка» пригодится для настройки сервера и добавление пользователей. «Справка» сама говорит за себя.

Настройка сервера Samba

В первой вкладке задается имя рабочей группы и ее описание. В нашем случае я оставлю все без изменений меня и так устраивает.

Безопасность

  • ADS — работает как участник домена Active Directory;
  • Domain — проверяет пользователя полагаясь на первичный и резервный контроллер домена Windows NT. Сервер Samba передает контроллеру имя и пароль пользователя и ждет от него ответа. Тут необходимо будет указать имя первичного или резервного контроллера домена;
  • Сервер — сервер Samba пытается проверить имя пользователя и пароль с помощью другого сервера Samba, также необходимо будет указывать имя другого сервера samba;
  • Ресурс — пользователю Samba нет необходимости вводить свое имя и пароль при подключении к серверу, до тех пор пока пользователь не пытается подключиться к определенному общему каталогу этого сервера;
  • Пользователь — пользователи должны представить правильное имя и пароль для сервера Samba.

Шифрование паролей — при включении данного пункта пароли передаются не открытым текстом, а в зашифрованном виде.

Гостевая учетная запись — для предоставления гостевого доступа, но для этого нужно сопоставить эту учетную запись с записью существующего пользователя системы и гости получат те же привилегии.

В своем случае тип аутентификации оставляю «Пользователь», Шифрование паролей «Да», и отключаю гостевые учетные записи.

Добавление пользователей Samba

Необходимо выбрать «Добавить пользователя».

Добавление пользователя

Имя пользователя Unix — из выпадающего списка выбираем существующего пользователя системы (при необходимости его можно создать дополнительно).

Имя пользователя Windows — имя пользователя в системе Windows.

Задаем пароль для пользователя.

С помощью вкладки «Настройки» провели нехитрые манипуляции по настройке сервера Samba.

Расшаривание ресурсов

Необходимо добавить ресурсы к которым необходимо предоставить доступ.

Нажимаем «Добавить ресурс».

Добавление ресурса Добавление ресурса

В первом пункте необходимо указать путь к ресурсу.

Путь ресурса

При необходимости можно поменять название ресурса и внести описание.

Выбираем галочку «Запись разрешена» в том случае если пользователю дозволено не только считывать информацию с ресурса но и вносить туда свои данные. И ставим галочку «Виден».

На вкладке «Доступ» необходимо указать пользователей которые получат доступ к ресурсу.

Вот таким образом можно предоставлять те или иные сетевые ресурсы для пользователей. Для проверки, что все сделано правильно переходим на вкладку «Сеть» и выбираем свой сервер.

Проверка ресурсов

Заходим на него и видим расшаренные ресурсы.

Расшаренные ресурсы

Для входа используем свои учетные данные имя пользователя и пароль который указывали при настройке пользователя.

Вход на ресурс

Вам понравилась статья и есть желание помочь моему проекту, можете пожертвовать на дальнейшее развитие воспользовавшись формой ниже. Или достаточно просто открыть пару баннеров с рекламой, это тоже поможет мне, но и не затруднит Вас.

Источник

Оцените статью