- Titiaiev / bash-guide-1.md
- Bash-скрипты, часть 10: практические примеры
- Отправка сообщений в терминал пользователя
- ▍Команды who и mesg
- ▍Команда write
- ▍Создание скрипта для отправки сообщений
- ▍Проверка возможности записи в терминал пользователя
- ▍Проверка правильности вызова скрипта
- ▍Получение сведений о терминале пользователя
- ▍Отправка длинных сообщений
- Скрипт для мониторинга дискового пространства
- Итоги
Titiaiev / bash-guide-1.md
Бесплатная книга-сайт на русском, полный гайд
Advanced Bash-Scripting Guide
BASH — Bourne-Again SHell (что может переводится как «перерожденный шел», или «Снова шел Борна(создатель sh)»), самый популярный командный интерпретатор в юниксоподобных системах, в особенности в GNU/Linux. Ниже приведу ряд встроенных команд, которые мы будем использовать для создания своих скриптов.
break выход из цикла for, while или until
continue выполнение следующей итерации цикла for, while или until
echo вывод аргументов, разделенных пробелами, на стандартное устройство вывода
exit выход из оболочки
export отмечает аргументы как переменные для передачи в дочерние процессы в среде
hash запоминает полные имена путей команд, указанных в качестве аргументов, чтобы не искать их при следующем обращении
kill посылает сигнал завершения процессу
pwd выводит текущий рабочий каталог
read читает строку из ввода оболочки и использует ее для присвоения значений указанным переменным.\
return заставляет функцию оболочки выйти с указанным значением
shift перемещает позиционные параметры налево
test вычисляет условное выражение
times выводит имя пользователя и системное время, использованное оболочкой и ее потомками
trap указывает команды, которые должны выполняться при получении оболочкой сигнала
unset вызывает уничтожение переменных оболочки
wait ждет выхода из дочернего процесса и сообщает выходное состояние.
И конечно же кроме встроенных команд мы будем использовать целую кучу внешних, отдельных команд-программ, с которыми мы познакомимся уже в процессе
Что необходимо знать с самого начала
- Любой bash-скрипт должен начинаться со строки:
в этой строке после #! указывается путь к bash-интерпретатору, поэтому если он у вас установлен в другом месте(где, вы можете узнать набрав whereis bash ) поменяйте её на ваш путь.
- Коментарии начинаются с символа # (кроме первой строки).
- В bash переменные не имеют типа(о них речь пойдет ниже)
Переменные и параметры скрипта
Приведу как пример небольшой пример, который мы разберем:
#!/bin/bash #указываем где у нас хранится bash-интерпретатор
#присваиваем переменной parametr1 значение первого параметра скрипта
parametr1=$1
#присваиваем переменной script_name значение имени скрипта
script_name=$0
# команда echo выводит определенную строку, обращение к переменным осуществляется через $имя_переменной.
echo «Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1»
# здесь мы видим другие кавычки, разница в том, что в одинарных кавычках не происходит подстановки переменных.
echo ‘Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1’
#Выход с кодом 0 (удачное завершение работы скрипта)
exit 0
Результат выполнения скрипта:
$ ./test.sh qwerty
Вы запустили скрипт с именем ./test.sh и параметром qwerty
Вы запустили скрипт с именем $script_name и параметром $parametr1
После того как мы познакомились как использовать переменные и передавать скрипту параметры, время познакомиться с зарезервированными переменными:
$DIRSTACK — содержимое вершины стека каталогов
$EDITOR — текстовый редактор по умолчанию
$EUID — Эффективный UID. Если вы использовали программу su для выполнения команд от другого пользователя, то эта переменная содержит UID этого пользователя, в то время как.
$UID — . содержит реальный идентификатор, который устанавливается только при логине.
$FUNCNAME — имя текущей функции в скрипте.
$GROUPS — массив групп к которым принадлежит текущий пользователь
$HOME — домашний каталог пользователя
$HOSTNAME — ваш hostname
$HOSTTYPE — архитектура машины.
$LC_CTYPE — внутренняя переменная, котороя определяет кодировку символов
$OLDPWD — прежний рабочий каталог
$OSTYPE — тип ОС
$PATH — путь поиска программ
$PPID — идентификатор родительского процесса
$SECONDS — время работы скрипта(в сек.)
$# — общее количество параметров переданных скрипту
$* — все аргументы переданыне скрипту(выводятся в строку)
$@ — тоже самое, что и предыдущий, но параметры выводятся в столбик
$! — PID последнего запущенного в фоне процесса
$$ — PID самого скрипта
Условные операторы, думаю, знакомы практически каждому, кто хоть раз пытался на чем-то писать программы. В bash условия пишутся след. образом (как обычно на примере):
#!/bin/bash
#в переменную source засовываем первый параметр скрипта
source=$1
#в переменную dest засовываем второй параметр скрипта
dest=$2
# в ковычках указываем имена переменных для сравнения. -eq — логическое сравнение обозначающие «равны»
if [[ «$source» -eq «$dest» ]]
# если они действительно равны, то
then
#выводим сообщение об ошибке, т.к. $source и $dest у нас равны
echo «Применик $dest и источник $source один и тот же файл!»
# выходим с ошибкой (1 — код ошибки)
exit 1
# если же они не равны
else
# то выполняем команду cp: копируем источник в приемник
cp $source $dest
echo «Удачное копирование!»
fi #обозначаем окончание условия.
Результат выполнения скрипта:
$ ./primer2.sh 1 1
Применик 1 и источник 1 один и тот же файл!
$ ./primer2.sh 1 2
Удачное копирование!
Структура if-then-else используется следующим образом:
В качестве команд возвращающих код возврата могут выступать структуры [[ , [ , test, (( )) или любая другая(или несколько) linux-команда.
test — используется для логического сравнения. после выражения, неоьбходима закрывающая скобка «]»
[ — синоним команды test
[[ — расширенная версия «[» (начиная с версии 2.02)(как в примере), внутри которой могут быть использованы || (или), & (и). Долна иметь закрывающуб скобку «]]»
(( )) — математическое сравнение.
для построения многоярусных условий вида:
для краткости и читаемости кода, можно использовать структуру:
Условия. Множественный выбор
Если необходимо сравнивать какоую-то одну переменную с большим количеством параметров, то целесообразней использовать оператор case.
#!/bin/bash
echo «Выберите редатор для запуска:»
echo «1 Запуск программы nano»
echo «2 Запуск программы vi»
echo «3 Запуск программы emacs»
echo «4 Выход»
#здесь мы читаем в переменную $doing со стандартного ввода
read doing
case $doing in
1)
/usr/bin/nano # если $doing содержит 1, то запустить nano
;;
2)
/usr/bin/vi # если $doing содержит 2, то запустить vi
;;
3)
/usr/bin/emacs # если $doing содержит 3, то запустить emacs
;;
4)
exit 0
;;
*) #если введено с клавиатуры то, что в case не описывается, выполнять следующее:
echo «Введено неправильное действие»
esac #окончание оператора case.
$ ./menu2.sh
Выберите редатор для запуска:
1 Запуск программы nano
2 Запуск программы vi
3 Запуск программы emacs
4 Выход
После выбор цифры и нажатия Enter запуститься тот редактор, который вы выбрали(если конечно все пути указаны правильно, и у вас установлены эти редакторы 🙂 )
Прведу список логических операторв, которые используются для конструкции if-then-else-fi:
-z # строка пуста
-n # строка не пуста
=, (==) # строки равны
!= # строки неравны
-eq # равно
-ne # неравно
-lt,( # меньше
-le,( # меньше или равно
-gt,(>) #больше
-ge,(>=) #больше или равно
! #отрицание логического выражения
-a,(&&) #логическое «И»
-o,(||) # логическое «ИЛИ»
С основами языка и условиями мы разобрались, чтобы не перегружать статью, разобью её на несколько частей(допустим на 3). Во второй части разберем операторы цикла и выполнение математических операций.
Циклы. Цикл for-in.
Оператор for-in предназначен для поочередного обращения к значениям перечисленным в списке. Каждое значение поочередно в списке присваивается переменной.
Синтаксис следующий:
Рассмотрим небольшой пример:
После выполнения примера в первых 5 виртуальных консолях(терминалах) появится строка с её номером. В переменную $i поочередно подставляются значения из списка и в цикле идет работа со значением этой переменной
Циклы. Цикл while.
Цикл while сложнее цикла for-in и используется для повторения команд, пока какое-то выражение истинно( код возврата = 0).
Синтаксис оператора следующий:
Пример работы цикла рассмотрим на следующем примере:
А теперь результат работы скрипта:
Как видим цикл выполняется до тех пор, пока мы не введем что-то отличное от «yes». Между do и done можно описывать любые структуры, операторы и т.п., все они будут выполнятся в цикле.Но следует быть осторожным с этим циклом, если вы запустите на выполнение в нём какую-либо команду, без изменения переменной выражения, вы можете попасть в бесконечный цикл.
Теперь об условии истинности. После while , как и в условном операторе if-then-else можно вставлять любое выражение или команду, которая возвращает код возврата, и цикл будет исполнятся до тех пор, пока код возврата = 0! Оператор [ аналог команды test , которая проверяет истинность условия, которое ей передали.
Рассмотрим еще один пример, я взял его из книги Advanced Bash Scripting. Уж очень он мне понравился :), но я его немного упростил. В этом примере мы познакомимся с еще одним типом циклов UNTIL-DO. Эта практически полный аналог цикла WHILE-DO, только выполняется пока какое-то выражение ложно.
Вот пример:
Результат выполнения скрипта:
Команда let .
Команда let производит арифметические операции над числами и переменными.
Рассмотрим небольшой пример, в котором мы производим некоторые вычисления над введенными числами:
Ну вот, как видите ничего сложного, список математических операций стандартный:
+ — сложение
— — вычитание
* — умножение
/ — деление
** — возведение в степень
% — модуль(деление по модулю), остаток от деления
let позволяет использовать сокращения арифметических команд, тем самым сокращая кол-во используемых переменных. Например: a = a+b эквивалентно a +=b и т.д
Работа с внешними программами при написании shell-скриптов
Для начала немного полезной теории.
В bash (как и многих других оболочках) есть встроенные файловые дескрипторы: 0 (stdin) , 1 (stdout) , 2 (stderr) .
stdout — Стандартный вывод. Сюда попадает все что выводят программы
stdin — Стандартный ввод. Это все что набирает юзер в консоли
stderr — Стандартный вывод ошибок.
Для операций с этими дескрипторами, существуют специальные символы: > (перенаправление вывода), (перенаправление ввода). Оперировать ими не сложно. Например:
Если есть необходимость дописывать в файл(при использовании » > » он заменятеся), необходимо вместо » > » использовать » >> «
после просьбы sudo ввести пароль, он возьмется из файла my_password, как будто вы его ввели с клавиатуры.
Если необходимо записать в файл только ошибки, которые могли возникнуть при работе программы, то можно использовать:
цифра 2 перед » > » означает что нужно перенаправлять все что попадет в дескриптор 2(stderr).
Если необходимо заставить stderr писать в stdout , то это можно след. образом:
символ » & » означает указатель на дескриптор 1(stdout)
(Поумолчанию stderr пишет на ту консоль, в котрой работает пользователь(вренее пишет на дисплей)).
Конвеер — очень мощный инструмент для работы с консолью Bash. Синтаксис простой:
команда1 | команда 2 — означает, что вывод команды 1 передастся на ввод команде 2
Конвееры можно группировать в цепочки и выводить с помощью перенаправления в файл, например:
вывод команды ls -la передается команде grep , которая отбирает все строки, в которых встретится слово hash, и передает команде сортировке sort , которая пишет результат в файл sorting_list. Все довольно понятно и просто.
Чаще всего скрипты на Bash используются в качестве автоматизации каких-то рутинных операций в консоли, отсюда иногда возникает необходимость в обработке stdout одной команды и передача на stdin другой команде, при этом результат выполнения одной команды должен быть неким образом обработан. В этом разделе я постораюсь объяснить основные принципы работы с внешними командами внутри скрипта. Думаю что примеров я привел достаточно и можно теперь писать только основные моменты.
1. Передача вывода в переменную.
Для того чтобы записать в переменную вывод какой-либо команды, достаточно заключить команду в « ковычки, например
Результат работы: qwerty
Однако если вы захотите записать в переменную список директорий, то необходимо, должным образом обработать результат для помещения данных в переменную. Рассмотрим небольшой, пример:
Здесь мы используем цикл for-do-done для архивирование всех директорий в папке /svn/ с помощью команды svnadmin hotcopy (что в нашем случае не имеет никого значения, просто как пример). Наибольшй интерес вызывает строка: LIST= find /svn/ -type d 2>/dev/null| awk ‘
Источник
Bash-скрипты, часть 10: практические примеры
В предыдущих материалах мы обсуждали различные аспекты разработки bash-скриптов, говорили о полезных инструментах, но до сих пор рассматривали лишь небольшие фрагменты кода. Пришло время более масштабных проектов. А именно, здесь вы найдёте два примера. Первый — скрипт для отправки сообщений, второй пример — скрипт, выводящий сведения об использовании дискового пространства.
Главная ценность этих примеров для тех, кто изучает bash, заключается в методике разработки. Когда перед программистом встаёт задача по автоматизации чего бы то ни было, его путь редко бывает прямым и быстрым. Задачу надо разбить на части, найти средства решения каждой из подзадач, а потом собрать из частей готовое решение.
Отправка сообщений в терминал пользователя
В наши дни редко кто прибегает к одной из возможностей Linux, которая позволяет общаться, отправляя сообщения в терминалы пользователей, вошедших в систему. Сама по себе команда отправки сообщений, write , довольно проста. Для того, чтобы ей воспользоваться, достаточно знать имя пользователя и имя его терминала. Однако, для успешной отправки сообщения, помимо актуальных данных о пользователе и терминале, надо знать, вошёл ли пользователь в систему, не запретил ли он запись в свой терминал. В результате, перед отправкой сообщения нужно выполнить несколько проверок.
Как видите, задача: «отправить сообщение», при ближайшем рассмотрении, оказалась задачей: «проверить возможность отправки сообщения, и, если нет препятствий, отправить его». Займёмся решением задачи, то есть — разработкой bash-скрипта.
▍Команды who и mesg
Ядром скрипта являются несколько команд, которые мы ещё не обсуждали. Всё остальное должно быть вам знакомо по предыдущим материалам.
Первое, что нам тут понадобится — команда who . Она позволяет узнать сведения о пользователях, работающих в системе. В простейшем виде её вызов выглядит так:
Результаты вызова команды who
В каждой строчке, которую выводит команда who , нас интересуют первых два показателя — имя пользователя и сведения о его терминале.
По умолчанию запись в терминал разрешена, но пользователь может, с помощью команды mesg , запретить отправку ему сообщений. Таким образом, прежде чем пытаться что-то кому-то отправить, неплохо будет проверить, разрешена ли отправка сообщений. Если нужно узнать собственный статус, достаточно ввести команду mesg без параметров:
В данном случае команда вывела «is y», это значит, что пользователь, под которым мы работаем в системе, может принимать сообщения, отправленные в его терминал. В противном случае mesg выведет «is n».
Для проверки того, разрешена ли отправка сообщений какому-то другому пользователю, можно использовать уже знакомую вам команду who с ключом -T :
При этом проверка возможна только для пользователей, которые вошли в систему. Если такая команда, после имени пользователя, выведет чёрточку (-), это означает, что пользователь запретил запись в свой терминал, то есть, сообщения ему отправлять нельзя. О том, что пользователю можно отправлять сообщения, говорит знак «плюс» (+).
Если у вас приём сообщений отключён, а вы хотите позволить другим пользователям отправлять вам сообщения, можно воспользоваться такой командой:
Включение приёма сообщений от других пользователей
После включения приёма сообщений mesg возвращает «is y».
Конечно, для обмена сообщениями нужны два пользователя, поэтому мы, после обычного входа в систему, подключились к компьютеру по ssh. Теперь можно поэкспериментировать.
▍Команда write
Основной инструмент для обмена сообщениями между пользователями, вошедшими в систему — команда write . Если приём сообщений у пользователя разрешён, с помощью этой команды ему можно отправлять сообщения, используя его имя и сведения о терминале.
Обратите внимание на то, что с помощью write можно отправлять сообщения пользователям, вошедшим в виртуальную консоль. Пользователи, которые работают в графическом окружении (KDE, Gnome, Cinnamon, и так далее), не могут получать подобные сообщения.
Итак, мы, работая под пользователем likegeeks , инициируем сеанс связи с пользователем testuser , который работает в терминале pts/1 , следующим образом:
Проверка возможности отправки сообщений и отправка сообщения
После выполнения вышеуказанной команды перед нами окажется пустая строка, в которую нужно ввести первую строку сообщения. Нажав клавишу ENTER , мы можем ввести следующую строку сообщения. После того, как ввод текста завершён, окончить сеанс связи можно, воспользовавшись комбинацией клавиш CTRL + D , которая позволяет ввести символ конца файла.
Вот что увидит в своём терминале пользователь, которому мы отправили сообщение.
Новое сообщение, пришедшее в терминал
Получатель может понять от кого пришло сообщение, увидеть время, когда оно было отправлено. Обратите внимание на признак конца файла, EOF , расположенный в нижней части окна терминала. Он указывает на окончание текста сообщения.
Полагаем, теперь у нас есть всё необходимое для того, чтобы автоматизировать отправку сообщений с помощью сценария командной строки.
▍Создание скрипта для отправки сообщений
Прежде чем заниматься отправкой сообщений, нужно определить, вошёл ли интересующий нас пользователь в систему. Сделать это можно с помощью такой команды:
Здесь результаты работы команды who передаются команде grep . Ключ -i этой команды позволяет игнорировать регистр символов. Ключ -m 1 включён в вызов команды на тот случай, если пользователь вошёл в систему несколько раз. Эта команда либо не выведет ничего, либо выведет имя пользователя (его мы укажем при вызове скрипта, оно попадёт в позиционную переменную $1 ), соответствующее первому найденному сеансу. Вывод grep мы передаём awk . Эта команда, опять же, либо не выведет ничего, либо выведет элемент, записанный в собственную переменную $1 , то есть — имя пользователя. В итоге то, что получилось, попадает в переменную logged_on .
Теперь надо проверить переменную l ogged_on , посмотреть, есть ли в ней что-нибудь:
Если вы не вполне уверенно чувствуете себя, работая с конструкцией if , взгляните на этот материал.
Скрипт, содержащий вышеописанный код, сохраним в файле senderscript и вызовем, передав ему, в качестве параметра командной строки, имя пользователя testuser .
Проверка статуса пользователя
Тут мы проверяем, является ли logged_on переменной с нулевой длиной. Если это так, нам сообщат о том, что в данный момент пользователь в систему не вошёл и скрипт завершит работу с помощью команды exit . В противном случае выполнение скрипта продолжится.
▍Проверка возможности записи в терминал пользователя
Теперь надо проверить, принимает ли пользователь сообщения. Для этого понадобится такая конструкция, похожая на ту, которую мы использовали выше:
Проверка возможности отправки сообщений пользователю
Сначала мы вызываем команду who с ключом -T . В строке сведений о пользователе, который может принимать сообщения, окажется знак «плюс» (+), если же пользователь принимать сообщения не может — там будет чёрточка (-). То, что получилось после вызова who , передаётся grep , а потом — awk , формируя переменную allowed .
Далее, используя условный оператор, мы проверяем то, что оказалось в переменной allowed . Если знака «плюс» в ней нет, сообщим о том, что отправка сообщений пользователю запрещена и завершим работу. В противном случае выполнение сценария продолжится.
▍Проверка правильности вызова скрипта
Первым параметром скрипта является имя пользователя, которому мы хотим отправить сообщение. Вторым — текст сообщения, в данном случае — состоящий из одного слова. Для того, чтобы проверить, передано ли скрипту сообщение для отправки, воспользуемся таким кодом:
Проверка параметров командной строки, указанных при вызове скрипта
Тут, если при вызове скрипта ему не было передано сообщение для отправки, мы сообщаем об этом и завершаем работу. В противном случае — идём дальше.
▍Получение сведений о терминале пользователя
Прежде чем отправить пользователю сообщение, нужно получить сведения о терминале, в котором он работает и сохранить имя терминала в переменной. Делается это так:
Теперь, после того, как все необходимые данные собраны, осталось лишь отправить сообщение:
Вызов готового скрипта выглядит так:
Успешная отправка сообщения с помощью bash-скрипта
Как видно, всё работает как надо. Однако, с помощью такого сценария можно отправлять лишь сообщения, состоящие из одного слова. Хорошо бы получить возможность отправлять более длинные сообщения.
▍Отправка длинных сообщений
Попробуем вызвать сценарий senderscript , передав ему сообщение, состоящее из нескольких слов:
Попытка отправки длинного сообщения
Как видно, отправлено было лишь первое слово. Всё дело в том, что каждое слово сообщения воспринимается внутри скрипта как отдельная позиционная переменная. Для того, чтобы получить возможность отправки длинных сообщений, обработаем параметры командной строки, переданные сценарию, воспользовавшись командой shift и циклом while .
После этого, в команде отправки сообщения, воспользуемся, вместо применяемой ранее позиционной переменной $2 , переменной whole_message :
Вот полный текст сценария:
Успешная отправка длинного сообщения:
Длинное сообщение успешно дошло до адресата. Теперь рассмотрим следующий пример.
Скрипт для мониторинга дискового пространства
Сейчас мы собираемся создать сценарий командной строки, который предназначен для поиска в заданных директориях первой десятки папок, на которые приходится больше всего дискового пространства. В этом нам поможет команда du , которая выводит сведения о том, сколько места на диске занимают файлы и папки. По умолчанию она выводит сведения лишь о директориях, с ключом -a в отчёт попадают и отдельные файлы. Её ключ -s позволяет вывести сведения о размерах директорий. Эта команда позволяет, например, узнать объём дискового пространства, который занимают данные некоего пользователя. Вот как выглядит вызов этой команды:
Для наших целей лучше подойдёт ключ -S (заглавная S), так как он позволяет получить сведения как по корневой папке, так и по вложенным в неё директориям:
Вызов команды du с ключами -s и -S
Нам нужно найти директории, на которые приходится больше всего дискового пространства, поэтому список, который выдаёт du , надо отсортировать, воспользовавшись командой sort :
Отсортированный список объектов
Ключ -n указывает команде на то, что нужна числовая сортировка, ключ -r — на обратный порядок сортировки (самое большое число окажется в начале списка). Полученные данные вполне подходят для наших целей.
Для того, чтобы ограничить полученный список первыми десятью записями, воспользуемся потоковым редактором sed , который позволит удалить из полученного списка все строки, начиная с одиннадцатой. Следующий шаг — добавить к каждой полученной строке её номер. Тут также поможет sed , а именно — его команда N :
Приведём полученные данные в порядок, воспользовавшись awk . Передадим awk то, что получилось после обработки данных с помощью sed , применив, как и в других случаях, конвейер, и выведем полученные данные с помощью команды printf :
В начале строки выводится её номер, потом идёт двоеточие и знак табуляции, далее — объём дискового пространства, следом — ещё один знак табуляции и имя папки.
Соберём вместе всё то, о чём мы говорили:
Вывод сведений о дисковом пространстве
Для того, чтобы повысить эффективность работы скрипта, код которого вы совсем скоро увидите, реализуем возможность получения данных сразу по нескольким директориям. Для этого создадим переменную MY_DIRECTORIES и внесём в неё список интересующих нас директорий:
Переберём список с помощью цикла for и вызовем вышеописанную последовательность команд для каждого элемента списка. Вот что получилось в результате:
Получение сведений о нескольких директориях
Как видите, скрипт выводит, в виде удобного списка, сведения о директориях, список которых хранится в MY_DIRECTORIES .
Команду du в этом скрипте можно вызвать с другими ключами, полученный список объектов вполне можно отфильтровать, в целом — тут открывается широкий простор для самостоятельных экспериментов. В результате, вместо работы со списком папок, можно, например, найти самые большие файлы с расширением .log, или реализовать более сложный алгоритм поиска самых больших (или самых маленьких) файлов и папок.
Итоги
Сегодня мы подробно разобрали пару примеров разработки скриптов. Тут хотелось бы напомнить, что наша главная цель — не в том, чтобы написать скрипт для отправки сообщений с помощью команды write , или сценарий, который помогает в поиске файлов и папок, занимающих много места на диске, а в описании самого процесса разработки. Освоив эти примеры, поэкспериментировав с ними, возможно — дополнив их или полностью переработав, вы научитесь чему-то новому, улучшите свои навыки разработки bash-скриптов.
На сегодня это всё. В следующий раз поговорим об автоматизации работы с интерактивными утилитами с помощью expect.
Уважаемые читатели! Есть ли у вас на примете несложные (а может быть и сложные, но понятные) bash-скрипты, разбор которых будет полезен новичкам?
Источник