Скрипты для пользователей линукс

ИТ База знаний

Курс по Asterisk

Полезно

— Узнать IP — адрес компьютера в интернете

— Онлайн генератор устойчивых паролей

— Онлайн калькулятор подсетей

— Калькулятор инсталляции IP — АТС Asterisk

— Руководство администратора FreePBX на русском языке

— Руководство администратора Cisco UCM/CME на русском языке

— Руководство администратора по Linux/Unix

Серверные решения

Телефония

FreePBX и Asterisk

Настройка программных телефонов

Корпоративные сети

Протоколы и стандарты

Учимся писать базовые скрипты в Unix и Linux

Если вы еще не умеете писать скрипты в системах Unix и Linux, эта статья познакомит с основами написания скриптов.

Написание скриптов в системе Unix или Linux может быть одновременно и простым и чрезвычайно сложным. Все зависит от того, что вы пытаетесь выполнить, используя скрипт. В этой статье мы рассмотрим основы создания скриптов — то, как начать, если вы никогда раньше не создавали скрипты.

Онлайн курс по Linux

Мы собрали концентрат самых востребованных знаний, которые позволят тебе начать карьеру администратора Linux, расширить текущие знания и сделать уверенный шаг к DevOps

Идентификация оболочки.

Сегодня в системах Unix и Linux есть несколько оболочек, которые вы можете использовать. Каждая оболочка — это интерпретатор команд. Он считывает команды и отправляет их ядру для обработки.

Bash является одной из самых популярных оболочек, но существуют также zsh , csh , tcsh и korn . Есть даже оболочка под названием fish , которая может быть особенно полезна новичкам в Linux благодаря полезным параметрам автозаполнения команд. Чтобы определить, какую оболочку вы используете, используйте эту команду:

Вы также можете определить свою основную оболочку, просмотрев файл /etc/passwd :

Один из способов определить, какие оболочки доступны в системе Linux, — это проверить файл /etc/shells .

На выводе видно, что доступно всего девять оболочек.

Какую оболочку выбрать пользователю во многом зависит от того, что он привык использовать, поскольку большая часть синтаксиса в скриптах не представляет команды, которые вы найдете в /bin , /us /bin или /usr/local/bin . Вместо этого они являются частью самой оболочки и называются «встроенными». Сюда входят команды, используемые для цикла (например, for и while ).

Один из простых вариантов создания скриптов — использовать ту оболочку, которую вы используете в командной строке, поскольку, в конце концов, вам будет более или менее комфортно ее пользоваться.

Выбор оболочки

Чтобы определить, какая из доступных оболочек будет выполнять команды вашего скрипта, в первой строке вашего скрипта пропишите одну из строчек, приведенных ниже:

Когда первая строка вашего скрипта идентифицирует оболочку, которая будет использоваться, эта оболочка будет выполнять команды в скрипте. Если вы не определите оболочку в первой строке в скрипте, то оболочка, которую вы используете при вызове сценария, будет той, которая его запускает.

Выполнение команд

Любую команду, которую вы запускаете в командной строке Linux, можно запустить в скрипте, если он совместим с указанной оболочкой. Используйте свой любимый текстовый редактор и вводите нужные для исполнения команды. Вот очень простой скрипт, который выводит текущую дату в формате день-месяц-год. Скрипт имеет название today .

Чтобы запустить этот скрипт, выполните команду:

Добавление комментариев

Рекомендуется добавлять к скриптам комментарии, объясняющие, для чего предназначен скрипт, особенно если скрипт длинный или имеется сложный синтаксис. Просто начните комментарий со знака # . Комментарии могут быть отдельными строками или добавляться в конец команд в скрипте. Например:

Делаем файл исполняемым

Чтобы сделать скрипт исполняемым, используйте команду chmod и убедитесь, что предполагаемые пользователи могут его запустить. Например:

Если скрипт не сделан как исполняемый, его все равно можно запустить с помощью символа . Это встроенная функция, которая «выполняет» (т. е. читает и запускает) скрипт.

Использование команды if

Команда if позволяет вам проверять условия или переменные. В примере ниже мы проверяем, запускается ли скрипт в пятницу.

Базовый синтаксис команды if — if value == other_value . Знак == выполняет сравнение, и необходимо убедиться, что оболочка видит по одному значению с каждой стороны оператора сравнения. По этой причине часто приходится заключать свои строки в кавычки.

Понятие переменных

Чтобы разобраться в понятии переменной важно понимать, что переменные назначаются одним способом, а на них ссылаются другим. Назначьте переменной только ее имя, но перед именем поставьте знак $ , чтобы ссылаться на нее.

Запрос пользователя на ввод данных

Чтобы пользователь, во время исполнения скрипта, смог ввести некоторую информацию, вам необходимо вывести как подсказку, так и команду, чтобы прочитать, что вводит пользователь. Вы также должны присвоить переменной имя, которое имеет смысловое значение, как в этом примере. Обратите внимание, что использование команды echo -n означает, что пользователь вводит свой ответ в той же строке, что и приглашение.

Читайте также:  Переменные среды windows где находится

Человек, запускающий сценарий, увидит приглашение и введет ответ :

Использование аргументов командной строки

Чтобы использовать аргументы, которые пользователь вводит вместе с именем скрипта, необходимо знать, как их идентифицировать. Аргументам скрипта будут присвоены имена $1 , $2 и так далее. Для любого аргумента, который вы собираетесь использовать неоднократно, вы можете рассмотреть возможность присвоения этих значений более значимым именам переменных.

В этом случае мы проверяем, является ли первый предоставленный аргумент числовым, и закрываем скрипт, если это не так. Если ответ — число, то далее назначаем его переменной $loops , чтобы использовать позже в скрипте.

Еще одна полезная вещь, которую нужно сделать в скрипте, — это сначала проверить наличие аргументов. В противном случае синтаксис, подобный показанному выше, не сработает, потому что оболочка увидит выражение if [[! = 2 *]]; , что приведет к синтаксической ошибке.

Чтобы проверить правильность количества предоставленных аргументов, вы можете использовать синтаксис, подобный приведенному ниже, который проверяет, были ли предоставлены по крайней мере два аргумента, и, в противном случае, напоминает пользователю, что требуется как количество строк, так и имя файла:

Различные способы создания циклов

Есть несколько способов сделать цикл внутри скрипта. Используйте for , если вы хотите повторить действие заданное количество раз. Например:

Используйте while , если хотите выполнять какое-то действие, пока условие существует или не существует.

Использование оператора case

Операторы case позволяют вашим скриптам реагировать по-разному в зависимости от того, какие значения проверяются. В приведенном ниже скрипте используются разные команды для извлечения содержимого файла, предоставленного в качестве аргумента, путем определения типа файла.

Обратите внимание, что этот сценарий также запрашивает имя файла, если оно не было предоставлено, а затем проверяет, действительно ли указанный файл существует. Только после этого выполняется извлечение.

Реакция на ошибки

Вы можете обнаруживать ошибки в скриптах и реагировать на них и тем самым избегать других ошибок. Хитрость заключается в том, чтобы проверять выходные коды после запуска команд. Если код выхода имеет значение, отличное от нуля, произошла ошибка. В этом скрипте проверяется, запущен ли Apache, но отправляем результат проверки в /dev/null . Затем проверяем, не равен ли код выхода нулю, поскольку это означает, что команда ps не получила ответа. Если код выхода не равен нулю, сценарий сообщает пользователю, что Apache не запущен.

Онлайн курс по Linux

Мы собрали концентрат самых востребованных знаний, которые позволят тебе начать карьеру администратора Linux, расширить текущие знания и сделать уверенный шаг к DevOps

Источник

Bash-скрипты, часть 10: практические примеры

В предыдущих материалах мы обсуждали различные аспекты разработки bash-скриптов, говорили о полезных инструментах, но до сих пор рассматривали лишь небольшие фрагменты кода. Пришло время более масштабных проектов. А именно, здесь вы найдёте два примера. Первый — скрипт для отправки сообщений, второй пример — скрипт, выводящий сведения об использовании дискового пространства.

Главная ценность этих примеров для тех, кто изучает bash, заключается в методике разработки. Когда перед программистом встаёт задача по автоматизации чего бы то ни было, его путь редко бывает прямым и быстрым. Задачу надо разбить на части, найти средства решения каждой из подзадач, а потом собрать из частей готовое решение.

Отправка сообщений в терминал пользователя

В наши дни редко кто прибегает к одной из возможностей Linux, которая позволяет общаться, отправляя сообщения в терминалы пользователей, вошедших в систему. Сама по себе команда отправки сообщений, write , довольно проста. Для того, чтобы ей воспользоваться, достаточно знать имя пользователя и имя его терминала. Однако, для успешной отправки сообщения, помимо актуальных данных о пользователе и терминале, надо знать, вошёл ли пользователь в систему, не запретил ли он запись в свой терминал. В результате, перед отправкой сообщения нужно выполнить несколько проверок.

Как видите, задача: «отправить сообщение», при ближайшем рассмотрении, оказалась задачей: «проверить возможность отправки сообщения, и, если нет препятствий, отправить его». Займёмся решением задачи, то есть — разработкой bash-скрипта.

▍Команды who и mesg

Ядром скрипта являются несколько команд, которые мы ещё не обсуждали. Всё остальное должно быть вам знакомо по предыдущим материалам.

Первое, что нам тут понадобится — команда who . Она позволяет узнать сведения о пользователях, работающих в системе. В простейшем виде её вызов выглядит так:

Результаты вызова команды who

В каждой строчке, которую выводит команда who , нас интересуют первых два показателя — имя пользователя и сведения о его терминале.

По умолчанию запись в терминал разрешена, но пользователь может, с помощью команды mesg , запретить отправку ему сообщений. Таким образом, прежде чем пытаться что-то кому-то отправить, неплохо будет проверить, разрешена ли отправка сообщений. Если нужно узнать собственный статус, достаточно ввести команду mesg без параметров:

Читайте также:  Ditto mac os x

В данном случае команда вывела «is y», это значит, что пользователь, под которым мы работаем в системе, может принимать сообщения, отправленные в его терминал. В противном случае mesg выведет «is n».

Для проверки того, разрешена ли отправка сообщений какому-то другому пользователю, можно использовать уже знакомую вам команду who с ключом -T :

При этом проверка возможна только для пользователей, которые вошли в систему. Если такая команда, после имени пользователя, выведет чёрточку (-), это означает, что пользователь запретил запись в свой терминал, то есть, сообщения ему отправлять нельзя. О том, что пользователю можно отправлять сообщения, говорит знак «плюс» (+).

Если у вас приём сообщений отключён, а вы хотите позволить другим пользователям отправлять вам сообщения, можно воспользоваться такой командой:

Включение приёма сообщений от других пользователей

После включения приёма сообщений mesg возвращает «is y».
Конечно, для обмена сообщениями нужны два пользователя, поэтому мы, после обычного входа в систему, подключились к компьютеру по ssh. Теперь можно поэкспериментировать.

▍Команда write

Основной инструмент для обмена сообщениями между пользователями, вошедшими в систему — команда write . Если приём сообщений у пользователя разрешён, с помощью этой команды ему можно отправлять сообщения, используя его имя и сведения о терминале.

Обратите внимание на то, что с помощью write можно отправлять сообщения пользователям, вошедшим в виртуальную консоль. Пользователи, которые работают в графическом окружении (KDE, Gnome, Cinnamon, и так далее), не могут получать подобные сообщения.

Итак, мы, работая под пользователем likegeeks , инициируем сеанс связи с пользователем testuser , который работает в терминале pts/1 , следующим образом:

Проверка возможности отправки сообщений и отправка сообщения

После выполнения вышеуказанной команды перед нами окажется пустая строка, в которую нужно ввести первую строку сообщения. Нажав клавишу ENTER , мы можем ввести следующую строку сообщения. После того, как ввод текста завершён, окончить сеанс связи можно, воспользовавшись комбинацией клавиш CTRL + D , которая позволяет ввести символ конца файла.

Вот что увидит в своём терминале пользователь, которому мы отправили сообщение.

Новое сообщение, пришедшее в терминал

Получатель может понять от кого пришло сообщение, увидеть время, когда оно было отправлено. Обратите внимание на признак конца файла, EOF , расположенный в нижней части окна терминала. Он указывает на окончание текста сообщения.

Полагаем, теперь у нас есть всё необходимое для того, чтобы автоматизировать отправку сообщений с помощью сценария командной строки.

▍Создание скрипта для отправки сообщений

Прежде чем заниматься отправкой сообщений, нужно определить, вошёл ли интересующий нас пользователь в систему. Сделать это можно с помощью такой команды:

Здесь результаты работы команды who передаются команде grep . Ключ -i этой команды позволяет игнорировать регистр символов. Ключ -m 1 включён в вызов команды на тот случай, если пользователь вошёл в систему несколько раз. Эта команда либо не выведет ничего, либо выведет имя пользователя (его мы укажем при вызове скрипта, оно попадёт в позиционную переменную $1 ), соответствующее первому найденному сеансу. Вывод grep мы передаём awk . Эта команда, опять же, либо не выведет ничего, либо выведет элемент, записанный в собственную переменную $1 , то есть — имя пользователя. В итоге то, что получилось, попадает в переменную logged_on .

Теперь надо проверить переменную l ogged_on , посмотреть, есть ли в ней что-нибудь:

Если вы не вполне уверенно чувствуете себя, работая с конструкцией if , взгляните на этот материал.
Скрипт, содержащий вышеописанный код, сохраним в файле senderscript и вызовем, передав ему, в качестве параметра командной строки, имя пользователя testuser .

Проверка статуса пользователя

Тут мы проверяем, является ли logged_on переменной с нулевой длиной. Если это так, нам сообщат о том, что в данный момент пользователь в систему не вошёл и скрипт завершит работу с помощью команды exit . В противном случае выполнение скрипта продолжится.

▍Проверка возможности записи в терминал пользователя

Теперь надо проверить, принимает ли пользователь сообщения. Для этого понадобится такая конструкция, похожая на ту, которую мы использовали выше:

Проверка возможности отправки сообщений пользователю

Сначала мы вызываем команду who с ключом -T . В строке сведений о пользователе, который может принимать сообщения, окажется знак «плюс» (+), если же пользователь принимать сообщения не может — там будет чёрточка (-). То, что получилось после вызова who , передаётся grep , а потом — awk , формируя переменную allowed .

Далее, используя условный оператор, мы проверяем то, что оказалось в переменной allowed . Если знака «плюс» в ней нет, сообщим о том, что отправка сообщений пользователю запрещена и завершим работу. В противном случае выполнение сценария продолжится.

▍Проверка правильности вызова скрипта

Первым параметром скрипта является имя пользователя, которому мы хотим отправить сообщение. Вторым — текст сообщения, в данном случае — состоящий из одного слова. Для того, чтобы проверить, передано ли скрипту сообщение для отправки, воспользуемся таким кодом:

Проверка параметров командной строки, указанных при вызове скрипта

Читайте также:  Windows server 2019 код сервера лицензирования

Тут, если при вызове скрипта ему не было передано сообщение для отправки, мы сообщаем об этом и завершаем работу. В противном случае — идём дальше.

▍Получение сведений о терминале пользователя

Прежде чем отправить пользователю сообщение, нужно получить сведения о терминале, в котором он работает и сохранить имя терминала в переменной. Делается это так:

Теперь, после того, как все необходимые данные собраны, осталось лишь отправить сообщение:

Вызов готового скрипта выглядит так:

Успешная отправка сообщения с помощью bash-скрипта

Как видно, всё работает как надо. Однако, с помощью такого сценария можно отправлять лишь сообщения, состоящие из одного слова. Хорошо бы получить возможность отправлять более длинные сообщения.

▍Отправка длинных сообщений

Попробуем вызвать сценарий senderscript , передав ему сообщение, состоящее из нескольких слов:

Попытка отправки длинного сообщения

Как видно, отправлено было лишь первое слово. Всё дело в том, что каждое слово сообщения воспринимается внутри скрипта как отдельная позиционная переменная. Для того, чтобы получить возможность отправки длинных сообщений, обработаем параметры командной строки, переданные сценарию, воспользовавшись командой shift и циклом while .

После этого, в команде отправки сообщения, воспользуемся, вместо применяемой ранее позиционной переменной $2 , переменной whole_message :

Вот полный текст сценария:

Успешная отправка длинного сообщения:

Длинное сообщение успешно дошло до адресата. Теперь рассмотрим следующий пример.

Скрипт для мониторинга дискового пространства

Сейчас мы собираемся создать сценарий командной строки, который предназначен для поиска в заданных директориях первой десятки папок, на которые приходится больше всего дискового пространства. В этом нам поможет команда du , которая выводит сведения о том, сколько места на диске занимают файлы и папки. По умолчанию она выводит сведения лишь о директориях, с ключом -a в отчёт попадают и отдельные файлы. Её ключ -s позволяет вывести сведения о размерах директорий. Эта команда позволяет, например, узнать объём дискового пространства, который занимают данные некоего пользователя. Вот как выглядит вызов этой команды:

Для наших целей лучше подойдёт ключ -S (заглавная S), так как он позволяет получить сведения как по корневой папке, так и по вложенным в неё директориям:

Вызов команды du с ключами -s и -S

Нам нужно найти директории, на которые приходится больше всего дискового пространства, поэтому список, который выдаёт du , надо отсортировать, воспользовавшись командой sort :

Отсортированный список объектов

Ключ -n указывает команде на то, что нужна числовая сортировка, ключ -r — на обратный порядок сортировки (самое большое число окажется в начале списка). Полученные данные вполне подходят для наших целей.

Для того, чтобы ограничить полученный список первыми десятью записями, воспользуемся потоковым редактором sed , который позволит удалить из полученного списка все строки, начиная с одиннадцатой. Следующий шаг — добавить к каждой полученной строке её номер. Тут также поможет sed , а именно — его команда N :

Приведём полученные данные в порядок, воспользовавшись awk . Передадим awk то, что получилось после обработки данных с помощью sed , применив, как и в других случаях, конвейер, и выведем полученные данные с помощью команды printf :

В начале строки выводится её номер, потом идёт двоеточие и знак табуляции, далее — объём дискового пространства, следом — ещё один знак табуляции и имя папки.

Соберём вместе всё то, о чём мы говорили:

Вывод сведений о дисковом пространстве

Для того, чтобы повысить эффективность работы скрипта, код которого вы совсем скоро увидите, реализуем возможность получения данных сразу по нескольким директориям. Для этого создадим переменную MY_DIRECTORIES и внесём в неё список интересующих нас директорий:

Переберём список с помощью цикла for и вызовем вышеописанную последовательность команд для каждого элемента списка. Вот что получилось в результате:

Получение сведений о нескольких директориях

Как видите, скрипт выводит, в виде удобного списка, сведения о директориях, список которых хранится в MY_DIRECTORIES .

Команду du в этом скрипте можно вызвать с другими ключами, полученный список объектов вполне можно отфильтровать, в целом — тут открывается широкий простор для самостоятельных экспериментов. В результате, вместо работы со списком папок, можно, например, найти самые большие файлы с расширением .log, или реализовать более сложный алгоритм поиска самых больших (или самых маленьких) файлов и папок.

Итоги

Сегодня мы подробно разобрали пару примеров разработки скриптов. Тут хотелось бы напомнить, что наша главная цель — не в том, чтобы написать скрипт для отправки сообщений с помощью команды write , или сценарий, который помогает в поиске файлов и папок, занимающих много места на диске, а в описании самого процесса разработки. Освоив эти примеры, поэкспериментировав с ними, возможно — дополнив их или полностью переработав, вы научитесь чему-то новому, улучшите свои навыки разработки bash-скриптов.

На сегодня это всё. В следующий раз поговорим об автоматизации работы с интерактивными утилитами с помощью expect.

Уважаемые читатели! Есть ли у вас на примете несложные (а может быть и сложные, но понятные) bash-скрипты, разбор которых будет полезен новичкам?

Источник

Оцените статью