- ИТ База знаний
- Полезно
- Навигация
- Серверные решения
- Телефония
- Корпоративные сети
- Учимся писать базовые скрипты в Unix и Linux
- Идентификация оболочки.
- Выбор оболочки
- Выполнение команд
- Добавление комментариев
- Делаем файл исполняемым
- Использование команды if
- Понятие переменных
- Запрос пользователя на ввод данных
- Использование аргументов командной строки
- Различные способы создания циклов
- Использование оператора case
- Реакция на ошибки
- Создайте и запустите свой первый скрипт Bash Shell
- Создайте и запустите свой первый скрипт оболочки
- Конвертируйте ваш скрипт в bash
- Строка SheBang в начале сценария оболочки
- Добавление сценария оболочки в PATH (чтобы его можно было запустить из любого каталога)
- Написание скриптов на Bash
- Основы скриптов
- Переменные в скриптах
- Переменные и вывод команд
- Параметры скрипта
- Управляющие конструкции в скриптах
- Циклы в скриптах
- Выводы
ИТ База знаний
Курс по Asterisk
Полезно
— Узнать IP — адрес компьютера в интернете
— Онлайн генератор устойчивых паролей
— Онлайн калькулятор подсетей
— Калькулятор инсталляции IP — АТС Asterisk
— Руководство администратора FreePBX на русском языке
— Руководство администратора Cisco UCM/CME на русском языке
— Руководство администратора по Linux/Unix
Навигация
Серверные решения
Телефония
FreePBX и Asterisk
Настройка программных телефонов
Корпоративные сети
Протоколы и стандарты
Учимся писать базовые скрипты в Unix и Linux
Если вы еще не умеете писать скрипты в системах Unix и Linux, эта статья познакомит с основами написания скриптов.
Написание скриптов в системе Unix или Linux может быть одновременно и простым и чрезвычайно сложным. Все зависит от того, что вы пытаетесь выполнить, используя скрипт. В этой статье мы рассмотрим основы создания скриптов — то, как начать, если вы никогда раньше не создавали скрипты.
Мини — курс по виртуализации
Знакомство с VMware vSphere 7 и технологией виртуализации в авторском мини — курсе от Михаила Якобсена
Идентификация оболочки.
Сегодня в системах Unix и Linux есть несколько оболочек, которые вы можете использовать. Каждая оболочка — это интерпретатор команд. Он считывает команды и отправляет их ядру для обработки.
Bash является одной из самых популярных оболочек, но существуют также zsh , csh , tcsh и korn . Есть даже оболочка под названием fish , которая может быть особенно полезна новичкам в Linux благодаря полезным параметрам автозаполнения команд. Чтобы определить, какую оболочку вы используете, используйте эту команду:
Вы также можете определить свою основную оболочку, просмотрев файл /etc/passwd :
Один из способов определить, какие оболочки доступны в системе Linux, — это проверить файл /etc/shells .
На выводе видно, что доступно всего девять оболочек.
Какую оболочку выбрать пользователю во многом зависит от того, что он привык использовать, поскольку большая часть синтаксиса в скриптах не представляет команды, которые вы найдете в /bin , /us /bin или /usr/local/bin . Вместо этого они являются частью самой оболочки и называются «встроенными». Сюда входят команды, используемые для цикла (например, for и while ).
Один из простых вариантов создания скриптов — использовать ту оболочку, которую вы используете в командной строке, поскольку, в конце концов, вам будет более или менее комфортно ее пользоваться.
Выбор оболочки
Чтобы определить, какая из доступных оболочек будет выполнять команды вашего скрипта, в первой строке вашего скрипта пропишите одну из строчек, приведенных ниже:
Когда первая строка вашего скрипта идентифицирует оболочку, которая будет использоваться, эта оболочка будет выполнять команды в скрипте. Если вы не определите оболочку в первой строке в скрипте, то оболочка, которую вы используете при вызове сценария, будет той, которая его запускает.
Выполнение команд
Любую команду, которую вы запускаете в командной строке Linux, можно запустить в скрипте, если он совместим с указанной оболочкой. Используйте свой любимый текстовый редактор и вводите нужные для исполнения команды. Вот очень простой скрипт, который выводит текущую дату в формате день-месяц-год. Скрипт имеет название today .
Чтобы запустить этот скрипт, выполните команду:
Добавление комментариев
Рекомендуется добавлять к скриптам комментарии, объясняющие, для чего предназначен скрипт, особенно если скрипт длинный или имеется сложный синтаксис. Просто начните комментарий со знака # . Комментарии могут быть отдельными строками или добавляться в конец команд в скрипте. Например:
Делаем файл исполняемым
Чтобы сделать скрипт исполняемым, используйте команду chmod и убедитесь, что предполагаемые пользователи могут его запустить. Например:
Если скрипт не сделан как исполняемый, его все равно можно запустить с помощью символа . Это встроенная функция, которая «выполняет» (т. е. читает и запускает) скрипт.
Использование команды if
Команда if позволяет вам проверять условия или переменные. В примере ниже мы проверяем, запускается ли скрипт в пятницу.
Базовый синтаксис команды if — if value == other_value . Знак == выполняет сравнение, и необходимо убедиться, что оболочка видит по одному значению с каждой стороны оператора сравнения. По этой причине часто приходится заключать свои строки в кавычки.
Понятие переменных
Чтобы разобраться в понятии переменной важно понимать, что переменные назначаются одним способом, а на них ссылаются другим. Назначьте переменной только ее имя, но перед именем поставьте знак $ , чтобы ссылаться на нее.
Запрос пользователя на ввод данных
Чтобы пользователь, во время исполнения скрипта, смог ввести некоторую информацию, вам необходимо вывести как подсказку, так и команду, чтобы прочитать, что вводит пользователь. Вы также должны присвоить переменной имя, которое имеет смысловое значение, как в этом примере. Обратите внимание, что использование команды echo -n означает, что пользователь вводит свой ответ в той же строке, что и приглашение.
Человек, запускающий сценарий, увидит приглашение и введет ответ :
Использование аргументов командной строки
Чтобы использовать аргументы, которые пользователь вводит вместе с именем скрипта, необходимо знать, как их идентифицировать. Аргументам скрипта будут присвоены имена $1 , $2 и так далее. Для любого аргумента, который вы собираетесь использовать неоднократно, вы можете рассмотреть возможность присвоения этих значений более значимым именам переменных.
В этом случае мы проверяем, является ли первый предоставленный аргумент числовым, и закрываем скрипт, если это не так. Если ответ — число, то далее назначаем его переменной $loops , чтобы использовать позже в скрипте.
Еще одна полезная вещь, которую нужно сделать в скрипте, — это сначала проверить наличие аргументов. В противном случае синтаксис, подобный показанному выше, не сработает, потому что оболочка увидит выражение if [[! = 4 *]]; , что приведет к синтаксической ошибке.
Чтобы проверить правильность количества предоставленных аргументов, вы можете использовать синтаксис, подобный приведенному ниже, который проверяет, были ли предоставлены по крайней мере два аргумента, и, в противном случае, напоминает пользователю, что требуется как количество строк, так и имя файла:
Различные способы создания циклов
Есть несколько способов сделать цикл внутри скрипта. Используйте for , если вы хотите повторить действие заданное количество раз. Например:
Используйте while , если хотите выполнять какое-то действие, пока условие существует или не существует.
Использование оператора case
Операторы case позволяют вашим скриптам реагировать по-разному в зависимости от того, какие значения проверяются. В приведенном ниже скрипте используются разные команды для извлечения содержимого файла, предоставленного в качестве аргумента, путем определения типа файла.
Обратите внимание, что этот сценарий также запрашивает имя файла, если оно не было предоставлено, а затем проверяет, действительно ли указанный файл существует. Только после этого выполняется извлечение.
Реакция на ошибки
Вы можете обнаруживать ошибки в скриптах и реагировать на них и тем самым избегать других ошибок. Хитрость заключается в том, чтобы проверять выходные коды после запуска команд. Если код выхода имеет значение, отличное от нуля, произошла ошибка. В этом скрипте проверяется, запущен ли Apache, но отправляем результат проверки в /dev/null . Затем проверяем, не равен ли код выхода нулю, поскольку это означает, что команда ps не получила ответа. Если код выхода не равен нулю, сценарий сообщает пользователю, что Apache не запущен.
Онлайн курс по Linux
Мы собрали концентрат самых востребованных знаний, которые позволят тебе начать карьеру администратора Linux, расширить текущие знания и сделать уверенный шаг к DevOps
Источник
Создайте и запустите свой первый скрипт Bash Shell
Главное меню » Linux » Команды Linux и команды Shell » Создайте и запустите свой первый скрипт Bash Shell
Если вам нужно сделать это более одного раза, автоматизируйте это!
Вы часто будете повторять одну и ту же задачу в Linux снова и снова. Это может быть простая резервная копия каталога, очистка временных файлов или даже клонирование базы данных.
Автоматизация задачи – один из многих полезных сценариев, в которых вы можете использовать возможности сценариев bash.
Позвольте нам показать вам, как создать простой скрипт оболочки bash, как запустить скрипт bash и что вы должны знать о сценариях оболочки.
Создайте и запустите свой первый скрипт оболочки
Давайте сначала создадим новый каталог с именем scripts, который будет содержать все наши скрипты bash.
Теперь внутри этого «каталога скриптов» создайте новый файл с именем hello.sh с помощью команды cat:
Вставьте в него следующую строку, набрав ее в терминале:
Нажмите Ctrl + D, чтобы сохранить текст в файл и выйти из команды cat.
Вы также можете использовать текстовый редактор на основе терминала, такой как Vim, Emacs или Nano. Если вы используете настольный Linux, вы также можете использовать графический текстовый редактор, такой как Gedit, чтобы добавить текст в этот файл.
Итак, в основном вы используете команду echo для вывода «Hello World». Вы можете использовать эту команду непосредственно в терминале, но в этом тесте вы запустите эту команду через скрипт оболочки.
Теперь сделайте файл hello.sh исполняемым с помощью команды chmod следующим образом:
И наконец, запустите ваш первый скрипт оболочки, добавив hello.sh желаемую оболочку «bash»:
Вы увидите Hello, World!, напечатанные на экране. Возможно, это была самая легкая программа Hello World, которую вы когда-либо писали, верно?
Конвертируйте ваш скрипт в bash
Bash означает “Bourne-Again shell”, – это всего лишь одна из многих доступных оболочек в Linux.
Оболочка – это интерпретатор командной строки, который принимает и запускает команды. Если вы когда-либо запускали какую-либо команду Linux раньше, то вы использовали оболочку. Когда вы открываете терминал в Linux, вы уже используете оболочку по умолчанию вашей системы.
Bash часто является оболочкой по умолчанию в большинстве дистрибутивов Linux. Вот почему bash часто является синонимом оболочки.
Сценарии оболочки часто имеют почти одинаковые синтаксисы, но иногда они также различаются. Например, индекс массива начинается с 1 в Zsh вместо 0 в bash. Скрипт, написанный для оболочки Zsh , не будет работать так же в bash, если у него есть массивы.
Чтобы избежать неприятных сюрпризов, вы должны сообщить интерпретатору, что ваш сценарий оболочки написан для оболочки bash.
Строка SheBang в начале сценария оболочки
Строка «#!/Bin/bash» называется строкой shebang, а в некоторых литературах она называется строкой hashbang, и это потому, что она начинается с двух символов хеша «#» и bang «!».
Когда вы добавляете строку «#!/Bin/bash» в самом верху вашего скрипта, система знает, что вы хотите использовать bash в качестве интерпретатора для вашего скрипта. Таким образом, вы можете запустить скрипт hello.sh прямо сейчас, не добавляя ему bash.
Добавление сценария оболочки в PATH (чтобы его можно было запустить из любого каталога)
Возможно, вы заметили, что мы использовали ./hello.sh для запуска скрипта; вы получите ошибку, если пропустите ведущий ./
Bash подумал, что вы пытаетесь запустить команду с именем hello.sh. Когда вы запускаете любую команду на вашем терминале; он ищет эту команду в наборе каталогов, которые хранятся в переменной PATH.
Вы можете использовать echo для просмотра содержимого этой переменной PATH:
Символ двоеточия (:) разделяет путь каждого из каталогов, которые сканирует ваша оболочка при каждом запуске команды.
Команды Linux, такие как echo, cat и т. д., можно запускать откуда угодно, потому что их исполняемые файлы хранятся в каталогах bin. Каталоги bin включены в PATH. Когда вы запускаете команду, ваша система проверяет PATH на все возможные места, которые она должна искать, чтобы найти исполняемый файл для этой команды.
Если вы хотите запустить свой bash-скрипт из любой точки мира, как если бы это была обычная команда Linux, добавьте местоположение вашего сценария оболочки в переменную PATH.
Во-первых, найдите местоположение каталога вашего скрипта (если вы находитесь в том же каталоге), используйте команду PWD:
Используйте команду export, чтобы добавить каталог скриптов в переменную PATH.
Момент истины здесь, запустите hello.sh:
Он работает! Это подводит нас к концу этой статьи. Мы надеемся, что теперь у вас есть некоторое представление о сценариях оболочки.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Написание скриптов на Bash
Каким бы простым ни был графический интерфейс в Linux и сколько бы там ни было функций, все равно есть задачи, которые удобнее решать через терминал. Во-первых, потому что это быстрее, во-вторых — не на всех машинах есть графический интерфейс, например, на серверах все действия выполняются через терминал, в целях экономии вычислительных ресурсов.
Если вы уже более опытный пользователь, то, наверное, часто выполняете различные задачи через терминал. Часто встречаются задачи, для которых нужно выполнять несколько команд по очереди, например, для обновления системы необходимо сначала выполнить обновление репозиториев, а уже затем скачать новые версии пакетов. Это только пример и таких действий очень много, даже взять резервное копирование и загрузку скопированных файлов на удаленный сервер. Поэтому, чтобы не набирать одни и те же команды несколько раз можно использовать скрипты. В этой статье мы рассмотрим написание скриптов на Bash, рассмотрим основные операторы, а также то как они работают, так сказать, bash скрипты с нуля.
Основы скриптов
Скрипт или как его еще называют — сценарий, это последовательность команд, которые по очереди считывает и выполняет программа-интерпретатор, в нашем случае это программа командной строки — bash.
Скрипт — это обычный текстовый файл, в котором перечислены обычные команды, которые мы привыкли вводить вручную, а также указанна программа, которая будет их выполнять. Загрузчик, который будет выполнять скрипт не умеет работать с переменными окружения, поэтому ему нужно передать точный путь к программе, которую нужно запустить. А дальше он уже передаст ваш скрипт этой программе и начнется выполнение.
Простейший пример скрипта для командной оболочки Bash:
#!/bin/bash
echo «Hello world»
Утилита echo выводит строку, переданную ей в параметре на экран. Первая строка особая, она задает программу, которая будет выполнять команды. Вообще говоря, мы можем создать скрипт на любом другом языке программирования и указать нужный интерпретатор, например, на python:
#!/usr/bin/env python
print(«Hello world»)
#!/usr/bin/env php
echo «Hello world»;
В первом случае мы прямо указали на программу, которая будет выполнять команды, в двух следующих мы не знаем точный адрес программы, поэтому просим утилиту env найти ее по имени и запустить. Такой подход используется во многих скриптах. Но это еще не все. В системе Linux, чтобы система могла выполнить скрипт, нужно установить на файл с ним флаг исполняемый.
Этот флаг ничего не меняет в самом файле, только говорит системе, что это не просто текстовый файл, а программа и ее нужно выполнять, открыть файл, узнать интерпретатор и выполнить. Если интерпретатор не указан, будет по умолчанию использоваться интерпретатор пользователя. Но поскольку не все используют bash, нужно указывать это явно.
chmod ugo+x файл_скрипта
Теперь выполняем нашу небольшую первую программу:
Все работает. Вы уже знаете как написать маленький скрипт, скажем для обновления. Как видите, скрипты содержат те же команды, что и выполняются в терминале, их писать очень просто. Но теперь мы немного усложним задачу. Поскольку скрипт, это программа, ему нужно самому принимать некоторые решения, хранить результаты выполнения команд и выполнять циклы. Все это позволяет делать оболочка Bash. Правда, тут все намного сложнее. Начнем с простого.
Переменные в скриптах
Написание скриптов на Bash редко обходится без сохранения временных данных, а значит создания переменных. Без переменных не обходится ни один язык программирования и наш примитивный язык командной оболочки тоже.
Возможно, вы уже раньше встречались с переменными окружения. Так вот, это те же самые переменные и работают они аналогично.
Например, объявим переменную string:
Значение нашей строки в кавычках. Но на самом деле кавычки не всегда нужны. Здесь сохраняется главный принцип bash — пробел — это специальный символ, разделитель, поэтому если не использовать кавычки world уже будет считаться отдельной командой, по той же причине мы не ставим пробелов перед и после знака равно.
Чтобы вывести значение переменной используется символ $. Например:
Модифицируем наш скрипт:
#!/bin/bash
string1=»hello »
string2=world
string=$string1$string2
echo $string
Bash не различает типов переменных так, как языки высокого уровня, например, С++, вы можете присвоить переменной как число, так и строку. Одинаково все это будет считаться строкой. Оболочка поддерживает только слияние строк, для этого просто запишите имена переменных подряд:
#!/bin/bash
string1=»hello »
string2=world
string=$string1$string2\ and\ me
string3=$string1$string2″ and me»
echo $string3
Обратите внимание, что как я и говорил, кавычки необязательны если в строке нет спецсимволов. Присмотритесь к обоим способам слияния строк, здесь тоже демонстрируется роль кавычек. Если же вам нужны более сложные способы обработки строк или арифметические операции, это не входит в возможности оболочки, для этого используются обычные утилиты.
Переменные и вывод команд
Переменные не были бы настолько полезны, если бы в них невозможно было записать результат выполнения утилит. Для этого используется такой синтаксис:
$( команда )
С помощью этой конструкции вывод команды будет перенаправлен прямо туда, откуда она была вызвана, а не на экран. Например, утилита date возвращает текущую дату. Эти команды эквивалентны:
Понимаете? Напишем скрипт, где будет выводиться hello world и дата:
#!/bin/bash
string1=»hello world »
string2=$(date)
string=$string1$string2
echo $string
Теперь вы знаете достаточно о переменных, и готовы создать bash скрипт, но это еще далеко не все. Дальше мы рассмотрим параметры и управляющие конструкции. Напомню, что это все обычные команды bash, и вам необязательно сохранять их в файле, можно выполнять сразу же на ходу.
Параметры скрипта
Не всегда можно создать bash скрипт, который не зависит от ввода пользователя. В большинстве случаев нужно спросить у пользователя какое действие предпринять или какой файл использовать. При вызове скрипта мы можем передавать ему параметры. Все эти параметры доступны в виде переменных с именами в виде номеров.
Переменная с именем 1 содержит значение первого параметра, переменная 2, второго и так далее. Этот bash скрипт выведет значение первого параметра:
Управляющие конструкции в скриптах
Создание bash скрипта было бы не настолько полезным без возможности анализировать определенные факторы, и выполнять в ответ на них нужные действия. Это довольно-таки сложная тема, но она очень важна для того, чтобы создать bash скрипт.
В Bash для проверки условий есть команда Синтаксис ее такой:
if команда_условие
then
команда
else
команда
fi
Эта команда проверяет код завершения команды условия, и если 0 (успех) то выполняет команду или несколько команд после слова then, если код завершения 1 выполняется блок else, fi означает завершение блока команд.
Но поскольку нам чаще всего нас интересует не код возврата команды, а сравнение строк и чисел, то была введена команда [[, которая позволяет выполнять различные сравнения и выдавать код возврата зависящий от результата сравнения. Ее синтаксис:
[[ параметр1 оператор параметр2 ]]
Для сравнения используются уже привычные нам операторы ,=,!= и т д. Если выражение верно, команда вернет 0, если нет — 1. Вы можете немного протестировать ее поведение в терминале. Код возврата последней команды хранится в переменной $?:
Теперь объединением все это и получим скрипт с условным выражением:
#!/bin/bash
if [[ $1 > 2 ]]
then
echo $1″ больше 2″
else
echo $1″ меньше 2 или 2″
fi
Конечно, у этой конструкции более мощные возможности, но это слишком сложно чтобы рассматривать их в этой статье. Возможно, я напишу об этом потом. А пока перейдем к циклам.
Циклы в скриптах
Преимущество программ в том, что мы можем в несколько строчек указать какие действия нужно выполнить несколько раз. Например, возможно написание скриптов на bash, которые состоят всего из нескольких строчек, а выполняются часами, анализируя параметры и выполняя нужные действия.
Первым рассмотрим цикл for. Вот его синтаксис:
for переменная in список
do
команда
done
Перебирает весь список, и присваивает по очереди переменной значение из списка, после каждого присваивания выполняет команды, расположенные между do и done.
Например, переберем пять цифр:
#!/bin/bash
for index in 1 2 3 4 5
do
echo $index
done
Или вы можете перечислить все файлы из текущей директории:
for file in $(ls -l); do echo «$file»; done
Как вы понимаете, можно не только выводить имена, но и выполнять нужные действия, это очень полезно когда выполняется создание bash скрипта.
Второй цикл, который мы рассмотрим — это цикл while, он выполняется пока команда условия возвращает код 0, успех. Рассмотрим синтаксис:
while команда условие
do
команда
done
#!/bin/bash
index=1
while [[ $index
Как видите, все выполняется, команда let просто выполняет указанную математическую операцию, в нашем случае увеличивает значение переменной на единицу.
Хотелось бы отметить еще кое-что. Такие конструкции, как while, for, if рассчитаны на запись в несколько строк, и если вы попытаетесь их записать в одну строку, то получите ошибку. Но тем не менее это возможно, для этого там, где должен быть перевод строки ставьте точку с запятой «;». Например, предыдущий цикл можно было выполнить в виде одной строки:
index=1; while [[ $index
Все очень просто я пытался не усложнять статью дополнительными терминами и возможностями bash, только самое основное. В некоторых случаях, возможно, вам понадобиться сделать gui для bash скрипта, тогда вы можете использовать такие программы как zenity или kdialog, с помощью них очень удобно выводить сообщения пользователю и даже запрашивать у него информацию.
Выводы
Теперь вы понимаете основы создания скрипта в linux и можете написать нужный вам скрипт, например, для резервного копирования. Я пытался рассматривать bash скрипты с нуля. Поэтому далеко не все аспекты были рассмотрены. Возможно, мы еще вернемся к этой теме в одной из следующих статей.
Источник