- Переменные окружения в Linux
- Зачем нужны переменные окружения?
- Получение информации о переменных окружения
- Виды переменных окружения
- Системные переменные
- Пользовательские переменные
- Временные или переменные сеанса
- Установка переменных окружения
- Среда пользователя linux это
- 4.2. Массив environ
- 4.3. Чтение окружения: getenv()
- 4.4. Запись окружения: setenv()
- 4.5. Сырая модификация окружения: putenv()
- 4.6. Удаление переменной окружения: unsetenv()
- 4.7. Очистка окружения: clearenv()
Переменные окружения в Linux
В системах Linux для хранения и использования некоторых настроек и параметров используются специализированные контейнеры данных — переменные окружения. Они представляют собой именованные переменные, в которых хранится текстовое значение. В качестве значения могут использоваться пути, имена команд, файлов и. т. д. Переменные окружения можно редактировать, т. е. изменять их значения, удалять или создавать новые. Переменными окружения пользуются как система, так и программы, скрипты или демоны для своей работы.
Зачем нужны переменные окружения?
Если коротко, то они необходимы для организации различного рода окружений: системных, пользовательских, сеансовых, т. е. для хранения настроек соответствующих сред внутри системы. К примеру, программы для своей работы используют библиотечные функции, являющиеся одним из важнейших системных ресурсов. Или, например, интерпретатор команд способен находить соответствующие командам исполняемые файлы без необходимости каждый раз указывать соответствующие пути.
Но как программы «узнают», где можно найти те или иные ресурсы? Из переменных окружения. Таким же образом происходит запуск и исполнение команд в командной консоли, т. к. благодаря переменной окружения PATH интерпретатор bash (или любая другая командная оболочка) находит программу (исполняемый файл или библиотеку) по указанному в PATH пути. И таким же образом, к примеру, команда man «знает», что запрашиваемые страницы справочных руководств нужно искать согласно значению переменной окружения MANPATH.
Получение информации о переменных окружения
В работе, тесно связанной с системным администрированием довольно часто приходится сталкиваться с такими ситуациями, когда необходимо узнать значения некоторых переменных окружения или же вывести список полный список таковых. Для этой цели существует несколько специализированных утилит. В подавляющем большинстве случаев соответствующие пакеты уже предустановлены в системе. Самыми распространёнными из таких утилит являются printenv, env, а также export. Так, например, для того, чтобы вывести список действующих переменных окружения нужно дать следующую команду:
В данном выводе представлен сильно сокращённый список переменных окружения для Kubuntu 18.04. Также следует заметить, что представленный список относится к пользовательскому набору, доступному текущему пользователю. Если выполнить команду printenv от имени суперпользователя (root), то набор переменных будет несколько отличаться.
Как следует из вышеприведённого вывода, для пользователя john используется русская локализация для сеанса (LANG), в качестве командного интерпретатора по-умолчанию используется bash (SHELL), текущим активным каталогом является /home/john (PWD), а переменная PATH модифицирована и содержит в себе (кроме дефолтного /usr/bin) значения /opt/wxwidgets/bin и /home/john/.config/composer/vendor/bin. Значение каждой переменной окружения представляет собой, как можно видеть, набор параметров, разделённых двоеточиями.
Тот же список можно вывести, если дать команду env. Также можно использовать команду export с ключом -p:
Для вывода значения конкретной переменной:
В последнем случае будет выведены все переменные, содержащие фразу «PATH».
Виды переменных окружения
Как уже отмечалось, в системе существуют, образно выражаясь, различные рабочие среды для разных уровней доступа и продолжительности действия переменных. Для организации работы пользователей действует пользовательская среда (окружение), для корректного функционирования компонентов системы — системное окружение, доступное только суперпользователю. В процессе работы также можно устанавливать временные переменные окружения, доступные текущему пользователю и только на время действия текущего сеанса.
Ниже приведены некоторые наиболее часто используемые переменные окружения:
Имя | Описание |
HOME | Определяет путь к домашнему каталогу текущего пользователя |
PWD | Определяет текущий активный каталог |
OLDPWD | Предыдущий активный каталог |
SHELL | Определяет программу-командную оболочку |
TERM | Содержит имя текущей запущенной программы-терминала |
PAGER | Определяет программу для постраничного вывода страниц справочных руководств |
EDITOR | Определяет программу для редактирования текстовых файлов |
VISUAL | Определяет программу для редактирования текстовых файлов с расширенными возможностями (vim, emacs) |
Определяет путь к каталогу, в котором должны храниться файлы входящей электронной почты. | |
BROWSER | Определяет веб-браузер, запускаемый по-умолчанию |
ftp_proxy http_proxy | Определяют, соответственно адреса для прокси-серверов по FTP и HTTP протоколам |
MANPATH | Определяет каталог, в котором содержатся подкаталоги, содержащие man-страницы справочных руководств системной справки для команды man |
INFODIR | Определяет список каталогов для поиска info-страниц для команды info |
TZ | Определяет временную зону. Доступные временные зоны хранятся в /usr/share/zoneinfo |
Системные переменные
Согласно стандартам Linux переменные окружения для организации системной среды хранятся в нескольких файлах:
- /etc/bash.bashrc – хранение переменных для командных оболочек;
- /etc/profile – хранение переменных для интерактивных оболочек;
- /etc/environment – переменные из этого файла используются модулем
Конечно, подобное разделение для хранения переменных окружения сделано разработчиками не просто так и эти стандарты необходимо соблюдать, чтобы не замусорить систему бесполезной конфигурацией, вносящей путаницу, т. е. нужно внимательно выбирать нужный файл в зависимости от конкретной задачи и ситуации.
Пользовательские переменные
Для систем, ориентированных на многопользовательский доступ, например на хостинговых площадках, конкретному пользователю полезно иметь возможность гибко настраивать своё собственное рабочее окружение, создавая новые переменные или дополняя их новыми значениями. К примеру, владельцу сайта, для его виртуального хоста, обслуживающего сайт на CMS Drupal, захотелось установить утилиту drush, которая облегчает и ускоряет обслуживание CMS. В этом случае достаточно после локальной установки (в каком-нибудь подкаталоге домашнего каталога) drush, дополнить переменную PATH значением, содержащим путь к утилите drush в файле
/.bashrc. В результате командная оболочка сможет запускать команду drush для данного пользователя.
По стандартам соглашений для Linux-систем конфигурация для пользовательского окружения должна храниться в следующих файлах:
/.bashrc – для хранения параметров инициализации выбранной командной оболочки для пользователя;
/.profile – для инициализации доступных пользователю командных оболочек;
/.pam_environment – для использования модулем
Временные или переменные сеанса
Переменные окружения также можно устанавливать временно. Это значит, что переменная будет действовать только во время действия текущего сеанса пользователя. В таких случаях удобно иметь определённый скрипт, содержащий код с необходимыми переменными, который можно в любое время запускать командой:
Или же устанавливать их вручную командой export.
Установка переменных окружения
Чтобы установить временную (для сеанса) переменную окружения достаточно выполнить команду со следующим синтаксисом:
Если нужно временно модифицировать переменную PATH, то можно выполнить export:
Для того, чтобы удалить временную переменную можно воспользоваться командой unset:
Для установки системных или пользовательских переменных окружения следует помещать код с нужными переменными в соответствующие файлы инициализации окружения. Например, чтобы добавить на системном уровне какой-либо пользовательский каталог (пусть это будет
/bin), нужно один из файлов (/etc/profile или /etc/bash.bashrc) дополнить следующим кодом:
В случае, если нужно выполнить то же самое для пользовательского уровня переменных окружения, то редактировать нужно файл (для локального входа)
/.bashrc (для удалённого входа, например по SSH –
Этот код включит использование командным интерпретатором вышеупомянутой команды drush (предварительно установленной по указанному пути, конечно) для CMS Drupal.
Чтобы можно было видеть сделанные изменения, нужно их зафиксировать:
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Источник
Среда пользователя linux это
Окружение (environment) или среда — это набор пар ПЕРЕМЕННАЯ=ЗНАЧЕНИЕ, доступный каждому пользовательскому процессу. Иными словами, окружение — это набор переменных окружения. Если вы используете оболочку, отличную от bash, то не все примеры этой главы могут быть воспроизведены.
Для того, чтобы посмотреть окружение, просто введите команду env без аргументов. В зависимости от конфигурации системы, вывод env может занять несколько экранов, поэтому лучше сделать так: Или так: Или так:
Переменные окружения могут формироваться как из заглавных, так и из строчных символов, однако исторически сложилось именовать их в верхнем регистре. Мы также не будем отступать от этого неписанного правила.
Про полезность окружения можно говорить долго, но основное его назначение — заставить одни и те же программы работать у разных пользователей по-разному. Приятно, например, когда программа «угадывает» имя пользователя или домашний каталог пользователя. Чаще всего такая информация «добывается» из переменных окружения USER и HOME соответственно.
Значение каждой переменной окружения изначально представляет собой строковую константу (строку). Интерпретация значений переменных полностью возлагается на программу. Иными словами, все переменные окружения имеют тип char*, а само окружение имеет тип char**. Чтобы вывести на экран значение какой-нибудь переменной окружения, достаточно набрать echo $ИМЯ_ПЕРЕМЕННОЙ: Вообще говоря, при работе с оболочкой bash, запись $ИМЯ_ПЕРЕМЕННОЙ заменяется на само значение переменной, если только эта запись не встречается в кавычках, апострофах или в комментариях. В моем случае, например, запись $HOME заменяется на /home/nn. То есть команда mkdir $HOME/mynewdir создаст в моем домашнем каталоге подкаталог mynewdir.
В разных системах и у разных пользователей окружение отличается не только значениями переменных, но и наличием/отсутствием этих переменных. Пользователи, использующие универсальные MUA (Mail User Agent), наподобие Mozilla-mail, Kmail или Sylpheed вряд ли будут иметь в своем окружении (по крайней мере с пользой) переменные MAIL или MAILDIR. А пользователям mutt, pine или elm (с довесками в виде fetchmail/getmail, procmail и проч.) эти переменные жизненно необходимы. Пользователь, не использующий графические оболочки, вряд ли будет иметь в своем окружении переменную QTDIR. Ниже приведены те переменные окружения, которые есть почти у всех пользователей Linux:
- USER — имя текущего пользователя
- HOME — путь к домашнему каталогу текущего пользователя
- PATH — список каталогов, разделенных двоеточиями, в которых производится «поиск» программ
- PWD — текущий каталог
- OLDPWD — предыдущий текущий каталог
- TERM — тип терминала
- SHELL — текущая командная оболочка
Некоторые переменные окружения имеются не во всех системах, но все-таки требуют упоминания:
- HOSTNAME — имя машины
- QTDIR — расположение библиотеки QT
- MAIL — почтовый ящик
- LD_LIBRARY_PATH — место «поиска» дополнительных библиотек (см. предыдущую главу)
- MANPATH — место поиска файлов man-страниц (каталоги, разделенные двоеточием)
- LANG — язык и кодировка пользователя (иногда LANGUAGE)
- DISPLAY — текущий дисплей в X11
Помимо переменных окружения, командные оболочки, такие как bash располагают собственным набором пар ПЕРЕМЕННАЯ=ЗНАЧЕНИЕ. Это переменные оболочки. Набор таких переменных называют окружением (или средой) оболочки. Эти переменные чем-то напоминают локальные (стековые) переменные в языке C. Они недоступны для других программ (в том числе и для env) и используются в основном в сценариях оболочки. Чтобы задать переменную оболочки, достаточно написать в командной строке ПЕРЕМЕННАЯ=ЗНАЧЕНИЕ. Однако, при желании, можно включить локальную переменную оболочки в основное окружение. Для этого используется команда export: Можно сделать сразу так: Прежде, чем продолжать дальше, попробуйте поиграться с переменными окружения, чтобы лучше все понять. Выясните экспериментальным путем, чувствительны ли к регистру символов переменные окружения; можно ли использовать в качестве значений переменных окружения строки, содержащие пробелы; если можно, то как?
Теперь разберемся с тем, откуда берется окружение. Любая запущенная и работающая в Linux программа — это процесс. Запуская дважды одну и ту же программу, вы получаете два процесса. У каждого процесса (кроме init) есть свой процесс-родитель. Когда вы набираете в командной строке vim, в системе появляется новый процесс, соотвествующий текстовому редактору vim; родительским процессом здесь будет оболочка (bash, например). Для самой оболочки новый процесс будет дочерним. Мы будем подробно изучать процессы в последующих главах книги. Сейчас же важно одно: новый процесс получает копию родительского окружения. Из этого правила существует несколько исключений, но мы пока об этом говорить не будем. Важно то, что у кажного процесса своя независимая копия окружения, с которой процесс может делать все что угодно. Если процесс завершается, то копия теряется; если процесс породил другой, дочерний процесс, то этот новый процесс получает копию окружения своего родителя. Мы еще неоднократно столкнемся с окружением при изучении многозадачности.
4.2. Массив environ
Теперь, когда мы разобрались, что такое окружение, самое время написать программу для взаимодействия с окружением. Чтобы показать, как это все работает, сначала изобретем велосипед.
В заголовочном файле unistd.h объявлен внешний двумерный массив environ: В этом массиве хранится копия окружения процесса. Точка.
Массив не константный, но я не рекомендую вам изменять его — это опасно (для программы) и является плохим стилем программирования. Для изменения environ есть специальные механизмы, которые мы рассмотрим чуть позже. Уверен, что настоящие будущие хакеры прочитают это и сделают с точностью до «наоборот».
А читать environ нам никто не запрещал. Напишем одноименную программу (environ), которой в качестве аргумента передается имя переменной. Программа будет проверять, существует ли эта переменная в окружении; и если существует, то каково ее значение. Как мы позже узнаем, это можно было бы сделать значительно проще. Но я предупредил: мы изобретаем велосипед. Вот эта программа: А вот Makefile для этой программы (если нужен): Проверяем:
В приведенном примере мы осуществили простой синтаксический анализ массива environ, так как переменные и значения представлены в нем в обычном виде (ПЕРЕМЕННАЯ=ЗНАЧЕНИЕ). К счастью нам больше не придется осуществлять синтаксический разбор массива environ. О настоящем предназначении этого массива будет рассказано в главе, посвященной многозадачности.
4.3. Чтение окружения: getenv()
В заголовочном файле stdlib.h объявлена функция getenv , которая доказывает, что в предыдущем примере мы изобрели велосипед. Ниже приведен адаптированный прототип этой функции.
Функция эта работает очень просто: если в качестве аргумента указано имя существующей переменной окружения, то функция возвращает указатель на строку, содержащую значение этой переменной; если переменная отсутствует, возвращается NULL.
Как видим, функция getenv() позволяет не осуществлять синтаксический разбор environ. Напишем новую программу, которая делает то же, что и предыдущая, только более простым способом. Назовем ее getenv по имени функции — виновника торжества.
4.4. Запись окружения: setenv()
Пришла пора модифицировать окружение! Еще раз напоминаю: каждый процесс получает не доступ к окружению, а копию окружения родительского процесса (в нашем случае это командная оболочка). Чтобы добавить в окружение новую переменную или изменить существующую, используется функция setenv, объявленная в файле stdlib.h. Ниже приведен адаптированный прототип этой функции.
Если хотите узнать, что значит «адаптированный прототип», загляните в /usr/include/stdlib.h на объявления функций getenv() и setenv() и больше не спрашивайте 😉
Функция setenv() устанавливает значение (второй аргумент, value) для переменной окружения (первый аргумент, name). Третий аргумент — это флаг перезаписи. При ненулевом флаге уже существующая переменная перезаписывается, при нулевом флаге переменная, если уже существует, — не перезаписывается. В случае успешного завершения setenv() возвращает нуль (даже если существующая переменная не перезаписалась при overwrite==0). Если в окружении нет места для новой переменной, то setenv() возвращает -1.
Наша новая программа setenv читает из командной строки два аргумента: имя переменной и значение этой переменной. Если переменная не может быть установлена, выводится ошибка, если ошибки не произошло, выводится результат в формате ПЕРЕМЕННАЯ=ЗНАЧЕНИЕ. Вот эта программа:
Изменяя константу FL_OVWR можно несколько изменить поведение программы по отношению к существующим переменным окружения. Еще раз напоминаю: у каждого процесса своя копия окружения, которая уничтожается при завершении процесса. Экспериментируйте!
4.5. Сырая модификация окружения: putenv()
Функция putenv(), объявленная в заголовочном файле stdlib.h вызывается с единственным аргументом — строкой формата ПЕРЕМЕННАЯ=ЗНАЧЕНИЕ или просто ПЕРЕМЕННАЯ. Обычно такие преформатированные строки называют запросами. Если переменная отсутствует, то в окружение добавляется новая запись. Если переменная уже существует, то текущее значение перезаписывается. Если в качестве аргумента фигурирует просто имя переменной, то переменная удаляется из окружения. В случае удачного завершения, putenv() возвращает нуль и -1 — в случае ошибки.
У функции putenv() есть одна особенность: указатель на строку, переданный в качестве аргумента, становится частью окружения. Если в дальнейшем строка будет изменена, будет изменено и окружение. Это очень важный момент, о котором не следует забывать. Ниже приведен адаптированный прототип функции putenv:
Теперь напишем программу, использующую putenv(). Вот она:
Программа немного сложнее тех, что приводились ранее, поэтому разберем все по порядку. Сначала создаем для удобства функцию print_evar (PRINT Environment VARiable), которая будет отражать текущее состояние переменной окружения, переданной в качестве аргумента. В функции main() перво-наперво выделяем в куче (heap) память для буфера, в который будут помещаться запросы; заносим адрес буфера в query_str. Теперь формируем строку, и посылаем запрос в функцию putenv(). Здесь нет ничего необычного. Дальше идет демонстрация того, на чем я акцентировал внимание: простое изменение содержимого памяти по адресу, хранящемуся в query_str приводит к изменению окружения; это видно из вывода функции print_evar(). Наконец, вызываем putenv() со строкой, не содержащей символа ‘=’ (равно). Это запрос на удаление переменной из окружения. Функция print_evar() подтверждает это.
Хочу заметить, что putenv() поддерживается не всеми версиями Unix. Если нет крайней необходимости, лучше использовать setenv() для пополнения/модификации окружения.
4.6. Удаление переменной окружения: unsetenv()
Функция unsetenv(), объявленная в stdlib.h, удаляет переменную из окружения. Ниже приведен адаптированный прототип этой функции.
Прежде всего хочу обратить внимание на то, что раньше функция unsetenv() ничего не возращала (void). С выходом версии 2.2.2 библиотеки glibc (январь 2001 года) функция стала возвращать int.
Функция unsetenv() использует в качестве аргумента имя переменной окружения. Возвращаемое значение — нуль при удачном завершении и -1 в случае ошибки. Рассмотрим простую программу, которая удаляет переменную окружения USER (. ). Для тех, кто испугался, напоминаю еще один раз: каждый процесс работает с собственной копией окружения, никак не связанной с копиями окружения других процессов, за исключением дочерних процессов, которых у нас нет. Ниже приведен исходный код программы, учитывающий исторические изменения прототипа функции unsetenv().
В программе показан один из самых варварских способов подстроить код под версию библиотеки. Это сделано исключительно для демонстрации двух вариантов unsetenv(). Никогда не делайте так в реальных программах. Намного проще и дешевле (в плане времени), не получая ничего от unsetenv() проверить факт удаления переменной при помощи getenv().
4.7. Очистка окружения: clearenv()
Функция clearenv(), объявленная в заголовочном файле stdlib.h, используется крайне редко для полной очистки окружения. clearenv() поддерживается не всеми версиями Unix. Ниже приведен ее прототип.
При успешном завершении clearenv() возвращает нуль. В случае ошибки возвращается ненулевое значение.
В большинстве случаев вместо clearenv() можно использовать следующую инструкцию:
Источник