Урок 42
Основные средства мультимедиа
Мультимедиа — понятие комплексное. В переводе с латинского — «многосредовость» (Multum — много, Media — среда). С одной стороны, подразумевается особый тип документов, а с другой стороны — особый класс программного и аппаратного обеспечения. Мультимедийные документы отличаются от обычных тем, что кроме традиционных текстовых и графических данных могут содержать звуковые и музыкальные объекты, анимированную графику (мультипликацию), видеофрагменты. Мультимедийное программное обеспечение — это программные средства, предназначенные для создания и/или воспроизведения мультимедийных документов и объектов. Мультимедийное аппаратное обеспечение — это оборудование, необходимое для создания, хранения и воспроизведения мультимедийного программного обеспечения. Исторически к нему относятся звуковая карта, дисковод CD-ROM и звуковые колонки (либо наушники). Эту группу оборудования называют также базовым мультимедийным комплектом. Значит, мультимедиа — это комплекс программных и аппаратных средств, позволяющих человеку взаимодействовать с компьютером, используя при этом различные среды, такие как звук, видео, текст, графику, анимацию и т. д. В последние годы класс аппаратных средств мультимедиа бурно развивается. Так, в него вошли устройства для обработки телевизионных сигналов и воспроизведения телепрограмм (ТВ-тюнеры), аппаратные средства для обработки сжатой видеоинформации (MPEG-декодеры), дисководы для воспроизведения цифровых видеодисков (DVD), оборудование для записи компакт-дисков (CD-R и CD-RW) и многое другое. При наличии мультимедийного аппаратного обеспечения (хотя бы в объеме базового мультимедийного комплекта) операционная система Windows позволяет создавать, хранить и использовать мультимедийные объекты и документы. Программные средства, предназначенные для этой цели, находятся в категории Программы ► Стандартные ► Развлечения. К основным стандартным средствам мультимедиа относятся программы: Регулятор громкости, Лазерный проигрыватель, Универсальный проигрыватель и Звукозапись. Программа Регулятор громкости является базовым регулятором громкости всей компьютерной системы. Это значит, что она выполняет центральную роль, и все регулировки громкости иных программ или аппаратных средств действуют только в пределах, первично заданных Регулятором громкости. После установки Регулятора громкости на панели индикации создается значок. Щелчок левой кнопки мыши на этом значке открывает мастер-регулятор, оказывающий влияние на все звуковые устройства, установленные в компьютере. Щелчком правой кнопки мыши можно открыть расширенное окно, в котором можно задать громкость, стереобаланс и установки тембра для каждого из устройств отдельно. Программа Лазерный проигрыватель предназначена для воспроизведения музыкальных аудиодисков с помощью дисковода CD-ROM. Программа позволяет управлять режимом воспроизведения (непрерывное воспроизведение, произвольное воспроизведение, ознакомительное воспроизведение) звуковых дорожек, имеет экранные элементы управления, соответствующие органам управления CD-проигрывателей, и позволяет создавать и редактировать списки воспроизведения. Программу Универсальный проигрыватель тоже можно использовать для воспроизведения аудиодисков, хотя она и не имеет столь широкого набора функций, как Лазерный проигрыватель (в частности, в ней нет средств для работы со списками воспроизведения). С другой стороны, она отличается высокой универсальностью и позволяет воспроизводить не только звукозаписи, но и видеозаписи, представленные в многочисленных форматах. Автоматически подключает кодеки, необходимые для воспроизведения сжатых записей. В тех случаях, когда в электронных текстовых документах встречаются мультимедийные объекты, они воспроизводятся именно этим стандартным средством Windows. Программа Звукозапись предназначена для самостоятельного создания файлов звукозаписи. В качестве источника звука может использоваться микрофон, дисковод CD- ROM или внешнее устройство. Программа имеет графические элементы управления, эквивалентные органам управления обычного бытового магнитофона. Создаваемые звуковые файлы могут проходить ограниченное редактирование с наложением некоторых эффектов (изменение скорости звукозаписи, громкости, эффект «Эхо», обращение звукозаписи). Программа позволяет создавать аудиоклипы небольших размеров, которые можно использовать в звуковых схемах оформления системных событий. Ее также используют в качестве OLE-сервера при необходимости вставить звуковой объект в текстовый документ. Примерами программных систем, широко использующих средства мультимедиа, являются системы подготовки презентаций, обучающие системы, в том числе компьютерные тренажеры и виртуальные лаборатории, компьютерные энциклопедии, фоно- и видеотеки, игры. Основными объектами мультимедиа в настоящее время являются записи звука и динамических изображений, представленные в различных цифровых форматах. Практически все программные системы, использующие мультимедиа-объекты, являются интерактивными, то есть ведущими интенсивный диалог с пользователем, поэтому для них очень важна возможность не только качественного, но и быстрого воспроизведения звука и изображений. Широко распространены программы, служащие для воспроизведения объектов мультимедиа. Такие программы называются проигрывателями или плеерами (от английского «player»). Закрепление нового материала.Выполняем следующие действия. 1) Открыть Регулятор громкости, установить нормальные параметры звука. 2) Открыть программу Лазерный проигрыватель и прослушать музыку с CD — диска через наушники. 3) С помощью Универсального проигрывателя просмотреть какие — либо видеофайлы с жесткого диска. 4) Открыть программу Звукозаписи, записать с помощью микрофона свой голос, сохранить его в виде файла на Рабочем столе под именем Обучение. Просмотреть добавление в звуковой файл различных эффектов (изменение скорости звучания, добавление эха, обращение звука) 5) Взять CD — диски, на которых записаны фотографии, картинки, рисунки (желательно разных форматов), звуковые файлы, видео и анимационные файлы. Научиться все эти файлы просматривать, копировать картинки в текстовый документ. Самостоятельная работа.Выполнить следующее задание: 1) Создать на Рабочем столе папки Картинки, Музыка, Видео. 2) Скопировать с CD — диска в папку Картинки — 3 фотографии, в папку Музыка — 3 звуковых файла, в папку Видео — 3 анимационных файла. 3) В среде Microsoft Word создать фотогалерею из любых фотографий и подписей к ним (около 10 штук). Фотографии берутся с выданного компакт — диска. 4) 3аписать с помощью программы Звукозапись и микрофона 3 звуковых файла. В первом проговаривается понятие мультимедиа, во втором — перечисляются стандартные средства мультимедиа, в третьем — основные возможности мультимедиа. Первый файл — звук обычный, второй файл с увеличенной скоростью и эхом, третий файл — обратимость звука. Сохранить файлы под именем Звук1, Звук2, ЗвукЗ. 5) Cозданные на Рабочем столе файлы и папки удалить. Стандартные средства мультимедиаМастер переноса файлов и параметров Переход от одной версии операционной системы к другой или замена устаревшего компьютера новым сопровождается большим объемом технической работы. Необходимо убедиться в надежном и безошибочном переносе всех данных, а также необходимых настроек, привычных для пользователя. Сэкономить время и автоматизировать процесс переноса данных в системе Windows XP помогает Мастер переноса файлов и параметров. Он позволяет перенести такие личные настройки, как характеристики экрана (Рабочего стола), параметры папок и Панели задач. В число копируемых данных входят архив сообщений электронной почты, а также данные из стандартных пользовательских папок, например Мои документы и Избранное. Мультимедиа – понятие комплексное. С одной стороны, оно подразумевает особый тип документов, а с другой стороны – особый класс программного и аппаратного обеспечения. Мультимедийные документы отличаются от обычных тем, что кроме традиционных текстовых и графических данных могут содержать звуковые и музыкальные объекты, анимационную графику (мультипликацию), видеофрагменты. Мультимедийное программное обеспечение – это программные средства, предназначенные для создания и/или воспроизведения мультимедийных документов и объектов. Мультимедийное аппаратное обеспечение – это оборудование, необходимое для создания, хранения и воспроизведения мультимедийного программного обеспечения. Исторически к нему относятся звуковая карта, дисковод CD-ROM и звуковые колонки. Эту группу оборудования называют также базовым мультимедийным комплектом. В последние годы класс аппаратных средств мультимедиа бурно развивается. Так, в него вошли устройства для обработки телевизионных сигналов и воспроизведения телепрограмм (ТВ-тюнеры), аппаратные средства для обработки сжатой видеоинформации (MPEG-декодеры), дисководы для воспроизведения цифровых видеодисков (DVD), оборудование для записи компакт-дисков (CD-R и CD-RW) и многое другое. При наличии мультимедийного аппаратного обеспечения (хотя бы в объеме базового мультимедийного комплекта) операционная система Windows XP позволяет создавать, хранить и использовать мультимедийные объекты и документы. Программные средства, предназначенные для этой цели, находятся в категории Программы ► Стандартные ► Развлечения. К основным стандартным средствам мультимедиа относятся программы: Громкость, Звукозапись и Проигрыватель Windows Media. Программа Громкость является базовым регулятором громкости всей компьютерной системы. Это значит, что она выполняет центральную роль, и все регулировки громкости иных программ или аппаратных средств действуют только в пределах, первично заданных программой Громкость. Программа Звукозапись предназначена для самостоятельного создания файлов звукозаписи. В качестве источника звука может использоваться микрофон, дисковод CD-ROM или внешнее устройство. Программа имеет графические элементы управления, эквивалентные органам управления обычного бытового магнитофона. Создаваемые звуковые файлы могут проходить ограниченное редактирование с наложением некоторых эффектов (изменение скорости звукозаписи, громкости, эффект «Эхо», обращение звукозаписи). Программа позволяет создавать аудиоклипы небольших размеров, которые можно использовать в звуковых схемах оформления системных событий. Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет Средства мультимедиа операционной системы windows— графический пользовательский интерфейс; — использование виртуальной памяти; — подключение новых периферийных устройств по технологии Plug and Play; — наличие коммуникационных программных средств; — наличие средств мультимедиа. Рассмотрим эти характеристики подробнее. Вытесняющая многозадачность. Как было сказано ранее, Windows является многозадачной ОС, т.е. способной одновременно выполнять несколько программ. На самом деле микропроцессор в каждый момент времени может выполнять инструкции только одной программы, но многозадачный режим позволяет так распределить время между несколькими программами, что у пользователя создается впечатление об ох одновременной работе. Стратегия распределения времени может быть различной. Рассмотрим, как это делается при вытесняющей многозадачности. ОС выбирает задачу, наиболее нуждающуюся в использовании процессоре, выделяет ей фиксированный квант (отрезок) времени работы процессора и передает управление этой задаче. По истечении этого отрезка система снова выбирает задачу и процесс повторяется. В то время, когда процессор занят, задачи, не использующие его, могут обращаться к диску, принтеру или иным устройствам. Использование виртуальной памяти. Извечная компьютерная проблема – нехватка оперативной памяти, решается в среде Windows с помощью виртуальной (реально не существующей) памяти. Виртуальная память – расширение оперативной памяти за счет использования части внешней памяти. Согласно известному принципу фон Неймана, работающая программа должна находиться в ОЗУ. Но если оперативной памяти не хватает для работы текущего приложения, то часть программы, не использующей в данный момент процессор, вытесняется из ОЗУ на диск. На ее место в ОЗУ «подкачивается» необходимый фрагмент активной (работающей в данный момент) программы. Таким образом, программы циркулируют между диском и оперативной памятью. Использование виртуальной памяти позволяет существенно повысить возможности компьютера, делает возможным открыть одновременно несколько приложений, но при этом работа программы происходит несколько медленнее, чем при использовании только оперативной памяти. Технология Plug and Play. Для подключения нового периферийного устройства в ОС ранних версий, например, MS DOS, пользователь должен был обладать профессиональными знаниями, например, уметь наладить файл конфигурации, знать структуру команды подключения необходимого драйвера и т.п. В среде Windows эта задача решается намного проще. Система самостоятельно создает и изменяет файл конфигурации, распознает конкретное техническое устройство и производит его автонастройку. Подобная технология получила название Plug and Play – «включай и работай». Коммуникационные (сетевые) программные средства. Сетевые средства Windows позволяют — обеспечить передачу данных между двумя компьютерами по кабелю; — организовать электронную почту в локальной и глобальной сети; — организовать компьютерную сеть из нескольких компьютеров; — обменяться файлами с удаленным компьютером и подключиться к глобальной сети и др. Средства мультимедиа. Система Windows обеспечивает интерактивную работу с высококачественным звуком и видео. Для этого разработано множество программных средств, минимально необходимый набор которых входит в стандартную комплектацию ОС Windows. 4.4. Объектно-ориентированная платформа ОС Windows Смысл объектно-ориентированной платформы. Современная технология разработки программных продуктов, в том числе и операционных систем, базируется на концепции объектно-ориентированного программирования. В нем используется единый подход к программам и данным. В основе лежит понятие объекта, которое объединяет в себе как данные, так и обрабатывающие их алгоритмы. Такой подход реализован в среде Windows, и благодаря ему, существенно упрощается работа пользователя, поскольку сохраняется некая общность операций с любым приложением или документом. Все, с чем приходится иметь дело пользователю в среде Windows, считается объектом. Любой объект характеризуется определенным набором свойств и набором действий, которые с ним можно производить. Для ознакомления с этим набором действий достаточно выделить объект (1 щелчок левой клавишей мыши по ярлыку объекта), а затем щелкнуть правой клавишей, вызвав тем самым контекстное меню объекта с перечнем действий. Объектно-ориентированный подход существенно упрощает создание так называемых составных документов – документов, отдельные части которых созданы разными приложениями (текст – текстовым редактором, математические формулы – мастером формул, рисунки и графики – графическим редактором и т.д.). С точки зрения объектно-ориентированного подхода процесс разработки такого документа – это простой обмен данными между объектами. Немаловажной особенностью работы с любым объектом является возможность автоматического запуска приложения, с помощью которого этот объект был создан. Для этого достаточно сделать двойной щелчок левой клавишей по значку объекта. Одновременно с запуском приложения раскрывается и «щелкнутый» документ. Таким образом, если вы нашли значок документа, с которым хотите работать – не надо долго искать с помощью какой программы (приложения) это можно делать. Каждый объект среды Windows относится к определенному классу, что в свою очередь определяет перечень действий, возможных с объектом. Познакомимся с некоторыми классами объектов. Объекты файловой системы – файл и папка. Файл – логически связанная совокупность данных, для размещения которой на внешнем носителе выделена поименованная область. В Windows разрешены имена любой длины из любых символов. С общими свойствами файла можно ознакомиться, вызвав команду «СВОЙСТВА» контекстного меню. К ним относятся: — тип – характер хранимых данных (текст, рисунок, звуковой файл и т.д.); — размер – объем занимаемой памяти на диске; — дата и время создания; — дата и время внесения последних изменений и др. Окно Свойство файла – на рисунке. Над файлом можно выполнять определенный набор действий, которые переводят его из одного состояния в другое. С конкретным набором действий можно ознакомиться, вызвав контекстное меню (щелчок правой клавишей мыши), пример которого приведен на рисунке. Пример контекстного меню Также набор действий, которые можно совершить с файлом, можно увидеть при раскрытии меню «ФАЙЛ» (самое левое окно системного меню) – см. рисунок. Раскрытое меню «ФАЙЛ» Поясним некоторые действия с файлом. — Открыть файл – получить доступ к его содержимому; — Отправить файл – переслать по электронной почте, либо переместить в папку «МОИ ДОКУМЕНТЫ» или на внешний носитель; — Скопировать файл – сделать копию, сохранив исходный экземпляр файла; — Удалить файл – файл переводится в специальную папку «КОРЗИНА», а со старого места удаляется. Контекстное меню «СВОЙСТВА» папки «Информатика для технологов» Другим важным объектом файловой системы является папка. Папка – хранилище некоторой группы объектов. Как и файлу, папке присваивается имя. Со свойствами папки можно познакомиться, открыв контекстное меню «СВОЙСТВА» – см. рисунок. Над папками, как над объектами можно выполнять стандартный набор действий, аналогичный тем, которые производятся с файлами: создать, открыть, скопировать, отослать, удалить и т.д. В ОС Windows создана иерархическая (вложенная) структура файлов и папок. На верхнем уровне этой структуры находится единственный объект – «рабочий стол» – см. рисунок. На втором уровне располагаются объекты, размещенные на «РАБОЧЕМ СТОЛЕ». Это стандартные папки: «МОЙ КОМПЬЮТЕР», «МОИ ДОКУМЕНТЫ», «КОРЗИНА». Это системные папки и они немного отличаются от других – например, их нельзя удалять или перемещать. Папка «МОЙ КОМПЬЮТЕР» предоставляет доступ ко всем папкам и файлам компьютера. В папке «МОИ ДОКУМЕНТЫ» хранятся документы пользователя. Папка «КОРЗИНА» предназначена для хранения удаленных объектов, с тем, чтобы при желании (спохватившись) их легко можно было восстановить. После выполнения специальной операции «ОЧИСТИТЬ КОРЗИНУ» помещенные в корзину объекты восстановлению не подлежат. Прочие папки и файлы вложены в названные папки второго уровня и т.д. Объекты пользовательского уровня – приложения и документы. Термин «приложение» ранее употреблялся нами как синоним термина «прикладная программа», т.е. программа для решения задачи определенной предметной области. С точки зрения объектно-ориентированной платформы ОС Windows слово «приложение» (англ. – application) имеет несколько иной смысл. Приложение, как объект пользовательского уровня – комплекс взаимосвязанных программ для создания и модификации объектов, называемых документами. Документ – объект Windows, созданный с помощью приложения и содержащий информацию определенного вида. Это могут быть тексты, таблицы, рисунки, звуки и т.д. Документы одного типа, созданные, как правило, в одном приложении, имеют один и тот же значок. Примеры значков – на рисунке. При работе в среде Windows часто используется термин «задача», которое тесно связано с термином «приложение». Задача – приложение, работающее в текущем сеансе общения пользователя с компьютером и потребляющее ресурсы компьютера: память, процессорное время, доступ к внешним устройством. Следовательно, приложение становится задачей после его запуска. Замечание. Понятие «задача» связано с фактом потребления ресурсов, а не с тем, работает с приложением пользователь или нет. О некоторых задачах пользователь может и не подозревать. Это такие задачи, чьё функционирование необходимо для нормального выполнения задач, запущенных пользователем и они автоматически активизируются операционной системой. Полный список задач можно получить, нажав одновременно три клавиши + + . 4.5. Пользовательский графический интерфейс ОС Windows Напомним определение понятия «интерфейс», данное в 4.1.: интерфейс – совокупность средств и правил, которые обеспечивают связь и взаимодействие различных технических устройств, программных продуктов между собой, а также с человеком, использующим эти средства. В данном случае речь пойдет о средствах взаимодействия человека (пользователя) с компьютером, поэтому будем говорить о пользовательском интерфейсе. Его значение весьма велико, т.к. от его удобства во многом зависит эффективность использования программного продукта и всей вычислительной системы. В ОС Windows используется графический интерфейс (различия между текстовым и графическим интерфейсом см. 4.2. «Функции операционной системы»). Экранный указатель мыши. Выбор того или иного объекта и определение выполняемой операцией осуществляется экранным указателем мыши. При его попадании на различные графические объекты вид указателя меняется в зависимости от набора операций, которые можно с его помощью выполнить в данный момент. Вид указателя мыши помогает пользователю судить о том, что происходит с системой и что пользователь может с ней делать. Стандартные положения указателя приведены на рисунке. Поясним некоторые из этих положений. |