Stm32 vcp driver linux

VCP на STM32

Доброе время суток.

Товарищи, может быть кто-то сталкивался с глюками в работе виртуального ком порта на чипах STM32?
В винде работает нормально, а в в арче при попытке прочитать из него данные порт отваливается и перезапускается.
Выхлоп dmesg:

[25945.170934] usb 1-2.4.1: new full-speed USB device number 19 using xhci_hcd
[25945.263865] usb 1-2.4.1: New USB device found, idVendor=0483, idProduct=5740, bcdDevice= 2.00
[25945.263871] usb 1-2.4.1: New USB device strings: Mfr=1, Product=2, SerialNumber=3
[25945.263875] usb 1-2.4.1: Product: STM32 Virtual COM Port
[25945.263879] usb 1-2.4.1: Manufacturer: STMicroelectronics
[25945.263881] usb 1-2.4.1: SerialNumber: 1FD3E02BDD14
[25945.271817] cdc_acm 1-2.4.1:1.0: ttyACM0: USB ACM device
[25973.830167] xhci_hcd 0000:00:14.0: WARN Cannot submit Set TR Deq Ptr
[25973.830171] xhci_hcd 0000:00:14.0: A Set TR Deq Ptr command is pending.
[25973.832171] xhci_hcd 0000:00:14.0: WARN Cannot submit Set TR Deq Ptr
[25973.832175] xhci_hcd 0000:00:14.0: A Set TR Deq Ptr command is pending.

[25974.349790] xhci_hcd 0000:00:14.0: WARN Cannot submit Set TR Deq Ptr
[25974.349794] xhci_hcd 0000:00:14.0: A Set TR Deq Ptr command is pending.
[25974.351209] usb 1-2.4.1: USB disconnect, device number 19
[25974.351758] xhci_hcd 0000:00:14.0: WARN Cannot submit Set TR Deq Ptr
[25974.351761] xhci_hcd 0000:00:14.0: A Set TR Deq Ptr command is pending.
[25974.353803] xhci_hcd 0000:00:14.0: WARN Cannot submit Set TR Deq Ptr
[25974.353807] xhci_hcd 0000:00:14.0: A Set TR Deq Ptr command is pending.
[25974.539367] usb 1-2.4.1: new full-speed USB device number 20 using xhci_hcd
[25974.631335] usb 1-2.4.1: New USB device found, idVendor=0483, idProduct=5740, bcdDevice= 2.00
[25974.631341] usb 1-2.4.1: New USB device strings: Mfr=1, Product=2, SerialNumber=3
[25974.631345] usb 1-2.4.1: Product: STM32 Virtual COM Port
[25974.631348] usb 1-2.4.1: Manufacturer: STMicroelectronics
[25974.631351] usb 1-2.4.1: SerialNumber: 1FD3E02BDD14
[25974.641463] cdc_acm 1-2.4.1:1.0: ttyACM0: USB ACM device

Пишу по памяти, раньше встречалиь топики с сообщениями типа WARN Cannot submit Set TR Deq Ptr, даже встречались bug-report — подробности не помню, но связано было вроде бы с USB 3.0 . С другой стороны, если речь идет о VCP, то можно попробовать blacklist uas

vasek
С другой стороны, если речь идет о VCP, то можно попробовать blacklist uas

Программатор stlink 2.1, встроенный в nucleo, имеет ядром stm32. И он предоставляет VPC (типа ttyACM0) без всяких проблем. Так что уточнить бы, о чём вообще речь.
# 1 год, 11 месяцев назад (отредактировано 1 год, 11 месяцев назад)

akorop
Так что уточнить бы, о чём вообще речь.

# 1 год, 11 месяцев назад (отредактировано 1 год, 11 месяцев назад)

genues
Софт для неё писал не я, но известно, что там взят пример реализации VCP, который приводится самим производителем.

# 1 год, 11 месяцев назад (отредактировано 1 год, 11 месяцев назад)

akorop
Примеры и библиотеки от ST — это не для слабонервных. Так что можно понять программера. который готов придумать любые отговорки, лишь бы не макаться в это дело опять и не трогать код, основанный на примере.

Источник

STM32 и USB. Часть 2. Немного о драйверах и софте.

В прошлой части я рассказал как примерно должен выглядеть проект-заготовка для Keil девайса с USB, дал ссылку на мой проект и рассказал как его настроить под практически любую плату с STM32.

В проекте был реализован интерфейс с двумя bulk-ендпойнтами (in и out), с моим «кастомным» протоколом, при помощи которого можно включать, выключать и заставлять светоиоды мигать с нужными временами горения/не горения.

Ну и выложил небольшую программу для всего этого:

Пользователь Vga в комментариях справедливо заметил, что разработка своего драйвера под Windows — задача далеко не тривиальная, и что проще реализовать стандартный класс, например HID, под который драйверы есть.

Читайте также:  Альт линукс установка криптопро

В этой статье я проведу небольшой обзор средств, которыми можно воспользоваться, чтобы сильно упростить себе жизнь.

Итак, у нас на повестке следующие варианты:

1) Написать драйвер самому. Задача сложная, неблагодарная, долгая. Тут сразу можно отсылать, например к Windows Driver Foundation. Есть куча примеров, которые можно расковырять и адаптировать под свои задачи.
Несомненный плюс этого варианта — решение получится красивое и компактное. Но стоит ли это потраченного времени…
Извините, если разочаровал тех, кто полагал, что я опишу именно этот вариант 🙂

2) Реализовать на девайсе один из стандартных классов, например тот же HID.
Но давайте предположим что мы вот буквально вчера наконец-то заставили наш девайс определяться по USB как самостоятельное устройство, и все что мы умеем — это читать и писать в ендпойнты. Нам нужно что-то еще проще.

3) Использовать готовые средства. Вот на этом «варианте для начинающих и не только» мы остановимся.

Но вначале небольшое отступление.

Как Windows опознает наши USB-устройства?
В большинстве случаев это «зашитые» в девайс VID (Vendor ID) и PID (Product ID). Есть исключения, например HID и Mass Storage, там Windows опознает класс устройства и подсовывает уже приготовленный драйвер.

Если мы воткнем наш девайс в компьютер, система определит его, но, очевидно, будет ругаться на отсутствие драйвера, и предложит выбрать .inf- файл.
Именно в этом файле и прописываются, помимо прочего, наши VID и PID, а также путь к драйверу.

Есть, конечно, и более хитрые варианты, но мы на них пока останавливаться не будем.
Наши VID и PID можно подсмотреть в файле usb_desc.c проекта. И обязательно прочтите комментарий 😉

Итак, встречаем: libusb-win32 и Jungo WinDriver.

Jungo WinDriver

Весьма удобная штука.
Запускаем Wizard, выбираем по VID-PID наш девайс:

Генерим inf-файл, сохраняем, устанавливаем тут же драйвер, и вуаля. Вот они наши два bulk-ендпойнта + управляющий, нулевой ендпойнт:

А вот наш девайс определился в диспетчере устройств:

Но и это не все. Жмем на волшебную кнопку Generate Code:

И получаем воистину огромный набор вариантов на любой вкус:

Генерим проект, запускаем. Вот — готовая программа для работы с нашим девайсом:

Можем отправлять данные в ендпойнты и читать их оттуда.
Например, отправка пакета на скриншоте согласно моему протоколу зажжет светодиод номер два. (См protocol.txt в проекте Keil)

Я сгенерил проект для C# (.NET) и мне он выдал солюшен с двумя проектами: Собственно сама программа и либа для работы с девайсом по USB. В последней есть все необходимое, вплоть до событий подключения-отключения девайса. А вообще если не заморачиваться, то все можно свести к обычному чтению-записи в ендпойнты.
Дальше сами справитесь? 😉

Ну а теперь поговорим о недостатках.
1) Jungo WinDriver — штука очень уж платная. Кто хочет расстроиться — цены лежат тут.
2) У некоторых USB-девайсов бывает несколько конфигураций. Такое встречается редко, но встречается.
WinDriver с такими работать не умеет, а функция смены конфигурации помечена как Not Implemented Yet.

libusb-win32

Распаковываем и в папочке bin лежит программка inf-wizard.exe. Тоже визард для генерации инф-файла, а заодно и всех остальных файлов, необходимых для установки драйвера.
Запускаем, выбираем наш девайс, сохраняем inf и прочее в отдельную папочку:

Ну и сразу инсталлируем.

Теперь, чтобы создать свой проект, необходимо собрать все нужные от libusb файлы в папках lib, include, подсмотреть как работать с устройством, в папке exampes. А работать — проще простого (см bulk.c)

Но и этого мне показалось мало. Поскольку меня в свое время подсадили на тяжелый наркотик, именуемый C# + .NET, я стал искать решения, такие же простые, как и Jungo WinDriver.
И нашел следующее:

LibUsbDotNet

Нет, вы только вдумайтесь: .NET-надстройка над библиотекой, портированной из линукса под win32!
Конечно, изврат извратом, но мне понравилось.

Читайте также:  Как включить несколько рабочих столов windows 10

Именно при помощи этой либы я и написал программу из предыдущей статьи. Работать с ендпойнтами так же просто.

Ну а дальше реализуем небольшой протокол, пишем-читаем ендпойнты и радуемся мигающим светодиодам 🙂
Только не забываем одну тонкость: весь обмен с USB-девайсом происходит по инициативе хоста. Поэтому, данные не попадут в хост до тех пор пока хост сам не захочет их прочитать.
Вот и все.

Итого

Вот, в принципе, все необходимое для того чтобы создать на STM32 примитивный USB-девайс. Весь обмен сводится к чтению и записи в ендпойнты и разбору того, что же туда все-таки пришло и что с этим делать.
Лично мне кажется этот вариант проще, чем реализация на девайсе стандатного класса.

Как всегда, файлы с проектом находятся тут.

Ну а в следующий раз, когда дойдут руки, будем поднимать USB Mass Storage, причем поверх уже сделанного интерфейса для светодиодов, т.е. составное USB-устройство 🙂

Источник

STM32 — организация виртуального COM-порта

Раз у камня есть аппаратный USB, то грех им не пользоваться. Один из способов плюнуть байтом в компьютер и чтобы он при этом не очень обиделся — это организация виртуального COM-порта.
Все в железе пробовалось на камне STM32F103ZE, на аналогах тоже должно взлететь.

Забиваем.

Как я уже говорил, пока я сторонник библиотечных решений. Памяти хватает, байтовыцарапыванием заниматься рано. Так что пойдем по легкому пути.

Точные названия я привожу на случай если на сайте производителя будет какая-нибудь реорганизация и ссылки станут невалидными.

Не забываем дрова виртуального ком-порта. У меня вообще-то оно само все нашлось, но я много чего ставил от STM, может там в комплекте и пришлись.

Также нам пригодятся следующие стандарты
USB 2.0 Specification
USB CDC

В составе библиотеки есть пример как раз организации виртуального COM-порта. Правда там он сделан как мост USART-USB, но мы же не боимся трудностей?

Цель этой статьи — разобрать приложение, делающее следующее:

Поджигаем

Собираем проект из нужных нам библиотек: CMSIS, SPD, USB. Дерево проекта прилагаю.

Как обычно, самое интересное в папочке /src. Вот её-то и будем разбирать.

Неторопливо курим

Начнем с раскуривания библиотеки от STM

Эта библиотека предназначена и для connectivity-line устройств (это STM32F105/107), у них не просто USB FS, а USB OTG. Поскольку камней с OTG у меня пока нет, сконцентрируемся на простом USB FS.
В примере, который мы взяли за основу, есть куча дефайнов, как раз на случай отличить connectivity-line от других демоплат. Я эти дефайны повырезал, чтобы глаза не мозолили.

Cо всей картинки нас интересует High Layer — синенькие квадратики, которые и составляют, собственно, пользовательскую часть библиотеки. Их мы меняем под свои нужды, все остальное остается неизменным. Если заглянуть в папочку /src, то видно, что все эти файлики там и собраны.

Первая затяжка — usb_conf.h

Самые общие настройки библиотеки.
Указано сколько у нас будет endpoints (а нам их надо 4 штуки — нулевой для начального конфигурирования устройства, один для команд, один для приема и один для передачи).
Также расписаны, какие нам будут нужны коллбэки. Все взаимодействие библиотеки и пользовательской программы построено на обратных вызовах: в случае возникновения какого-либо события вызывается функция с заданным названием. А уже содержание этой функции — проблема разработчика.
Нам будет нужен SOF_CALLBACK – сигнал начала фрейма (Start Of Frame). По нему будем выплевывать то, что накопилось в буфере передачи.
Также резервируем еще два коллбэка — на прием и передачу. По приему символа будем мигать светодиодами, чтобы уж как-нибудь задействовать канал приема.

Упс, кончился файл. Короткая получилась затяжка.

Файл берем из примера, ничего не меняем.

Вторая затяжка — usb_desc.h / usb_desc.c

В этих файлах находятся дескрипторы устройства и эндпоинтов.
Информация по стандартным дескрипторам есть в стандарте USB, в разделе 9.6 Standard USB Descriptor Definitions
Специфические дескрипторы описаны в USB CDC, раздел 5 (так и называется Descriptors),

Читайте также:  Chrome driver mac os

Эти все тонны текста в стандартах для того, чтобы USB стала действительно Universal. Поэтому тщательно выведена классификация устройств и интерфейсов — чтобы глянув на дескриптор хост сразу понял, что с этим делать.

Особо подробно разбирать смысла не вижу — это не характерно для STM32, это общая боль разработчиков USB устройств.

Файл берем из примеров, ничего не меняем.

Продолжение дескрипторов — usb_prop.h / usb_prop.c

В этих файлах описана таблица реакции на запросы. Все запросы к устройству пронумерованы и стандартизованы. В этих файлах определяется массивы функций Device_Property, User_Standard_Requests и просто массивы String_Descriptor, например. Это все используется ядром. Когда в устройство приходит определенный запрос, например «Выдай мне дескриптор устройства», то ядро посмотрит в таблице, какая функция обрабатывает этот запрос, вызовет эту функцию, а оно уже отработает:

Опять же, берем файл из примеров.

Прерываемся — usb_istr.h / usb_istr.c

Тоже два коротеньких файла. В них находится то, что надо вызывать при приходе прерывания от USB. Поскольку прерывание одно, то по значениям флагов определяется событие и вызывается соответствующий коллбэк.

Прерывание будет настраиваться в файле hw_config.c, обработчик выглядит очень просто:

void USB_LP_CAN1_RX0_IRQHandler(void)
<
USB_Istr();
>

его можно разместить в файлах stm32f10x_it.*, а в данном проекте, чтобы не растекаться мысью по древу, я его включил в файл main.c

И тут особо ничего не меняем, все как в примере.

Питание — usb_pwr.h / usb_pwr.c

Здесь все, что касается питания. По стандарту, устройство может быть переведено в режим спячки, тогда, если оно питается от порта, нужно позаботиться об отключении жрущей периферии. Поскольку у нас плата питается отдельно, то особого смысла в управлении питанием нет. Просто устройство формально переводится в состояние SUSPENDED.

Ничего не меняем, файл из примеров.

Коллбэки — usb_endp.c

Этот файл я переписал, поскольку у нас не будет работы с USART, как это было в примере. Приведу код с комментариями:

Работа с железом — hw_config.h / hw_config.c

В этом файле собраны функции инициализации периферии, прерываний, функции управления светодиодами и работы с буфером отправки.

USB-порт и подтяжки на моей плате сделаны по такой схеме:

И USB_EN заведен на пин PF11. Значит надо не забыть его проинициализировать и дернуть вовремя.

По сравнению с примером, выкинуты функции инициализации и работы с USART, добавлена функция мигания светодиодом.

По приему символов ‘A’, ‘B’, ‘C’, ‘D’ – зажигаются соответствующие светодиоды, ‘a’, ‘b’, ‘c’, ‘d’ – гасятся.
‘1’ и ‘0’ — соответственно зажигают и гасят все светодиоды.

Ну и все, что будет передано функции USB_Send_Data() попадает в буфер, а затем и через USB – в комп.

Уфф. С USB вроде закончили.

Теперь в головной программе можно просто вызывать USB_Send_Data() и посимвольно передавать данные в комп.

Если мы на этом остановимся, то размер кода будет порядка 11 кБ:

Более двух килобайт bss – это буферы приема и передачи. Понятное дело, их можно уменьшить.

Выдыхаем — printf()

Но мы же хотим, чтобы вывод функции printf() перенаправлялся в наш свежесозданный COM-порт. Подключаем и офигеваем от количества ошибок линковки:

А тут все просто — стандартная библиотека ввода-вывода подразумевает работу с файлами, но в больших системах есть ОС, которая собственно и занимается организацией файлов для программ пользователя. А поскольку у нас нет никакой ОС, то библиотека вполне справедливо недоумевает «А что же мне делать-то?»

Вот, чтобы это обойти, в проект включается файл newlib_stubs.c
В нем находятся функции-заглушки ко всем вышеперечисленным ошибкам. Но и кроме этого, есть одна функция, которую нам и надо переписать, чтобы весь вывод шел в USB:

Видим, что как раз и вызывается наша функция USB_Send_Data()

Все, компилим, собираем, запускаем.

Архив с проектом прилагаю — это на случай, если кто не заметит маленькие буковки внизу 🙂

Источник

Оцените статью