The x windows system in linux

Система X Window в Linux

Для выполнения некоторых задач на компьютере не обойтись без использования удобного графического интерфейса. Такими задачами могут быть работа с графическими редакторами, видеоредакторами, запуск игровых приложений, визуализация, анимация т. д. Для всего этого необходимо программное обеспечение (ПО), ресурсы (аппаратные, программные), спецификации (протоколы взаимодействия), которые реализуют пользователям полноценный графический интерфейс (GUI).

Поскольку ОС UNIX/Linux обладают архитектурой, ключевой особенностью которой является сетевое клиент-серверное взаимодействие, то реализация графической системы также построена на схеме «клиент-сервер». Ядром такой системы является протокол, описывающий правила организации и предоставления неким сервером X своих мощностей и вычислительных ресурсов клиентам — пользовательских машин, на которых запускается графическая оболочка, позволяющая работать приложениями в виде окон (Window) с характерными для них органами управления и оформлением. Причём внешний вид и сопутствующие функциональные возможности GUI будут зависеть от соответствующих графических библиотек, установленных на клиентской машине. Всё это в совокупности определяет графическую систему X Window.

Как появилась X Window?

В распределённых (достаточно больших) системах на некоторых компьютерах (или даже в подсетях, охватывающих целые отделы организации) было необходимо, в связи со спецификой выполняемых задач, работать с полноценным графическим интерфейсом, например для: инженерной графики в CAD, верстки документов, 3D-графики. Конечно, в дальнейшем вполне закономерно использование графических оболочек для общепользовательских специальных задач стало повсеместным. Однако серверные компьютеры по сей день могут (и, вероятнее всего должны) обходиться без GUI.

Ещё в начале 1980-х годов в Массачусетсском технологическом институте (MIT) в рамках проекта Project Athena была разработана оконная система W (Window), задачей которой было обеспечение полноценного GUI для рабочих станций, занятых соответствующими задачами. Позже преемницей W стала система X – более универсальная и гибкая для интеграции сложных ОС. Её более поздняя версия X Window System 10, которая вышла 1985 году, завоевала довольно широкое распространение. Версия 11 этой ОС или просто X11 так и вовсе благодаря своим довольно открытым условиям лицензии стала самым популярным решением в области GUI поскольку благодаря своим продуманной архитектуре и потенциалу активно переносилась на другие платформы. Появлялось всё больше реализаций протокола XDM и как следствие — новых реализаций системы X11.

С 1998 года компетентная группа в составе MIT начала работы по формализации протокола X, в рамках которой должно было определяться дальнейшее его развитие. Параллельно среди многих реализаций X11 продолжали появляться и свободные, такие как XFree86. В 2004 году для ветви с оригинальным проектом X11 изменились условия лицензионного соглашения, в которые были включены пункты, не позволявшие дистрибьюторам и разработчикам свободно её использовать. Поэтому многие из них вынуждены были полностью перейти на использование ветви XFree86, которая под новые условия лицензии не подпадала. Сама же ОС XFree86 активно поддерживается компанией X.Org Foundation, которая является некоммерческой организацией. Таким образом, на сегодняшний день подавляющее большинство дистрибутивов Linux для обеспечения графического окружения использует систему X Window в её свободной реализации X.Org.

Как работает система X Window?

X Window обеспечивает работу графического окружения благодаря всего трём основным её компонентам: X-сервера, диспетчера дисплеев, менеджера окон. Диспетчер дисплеев авторизует и/или регистрирует пользователей для предоставления им среды для запуска (набор сценариев запуска) системы. Также диспетчер дисплеев управляет работой X-сервера, т. е. он может запускать его когда клиент отправил соответствующий запрос. В свою очередь X-сервер по завершении запуска предоставляет клиентам абстрактный интерфейс для устройств ввода (мышь, клавиатура), а также для отрисовки растровых изображений. Менеджер окон служит для организации приложений в виде окон, позволяя переключаться между ними, сворачивать/разворачивать, открывать, перемещать по экрану, управлять рабочими столами Таким образом, выступая в роли интерактивного визуализатора пользовательской среды и приложений. Сам же менеджер окон запускается диспетчером дисплеев по факту авторизации/регистрации пользователя с помощью сценариев запуска. Внешний вид приложений реализуется с помощью различных библиотек интерфейсных элементов (например GTK+), которые позволяют отрисовывать окна, меню, заголовки, кнопки и прочие органы управления. Следующий рисунок демонстрирует клиент-серверную модель, по которой функционирует система X Window:

Читайте также:  Как узнать сколько жестких дисков windows 10

Библиотеки элементов пользовательского интерфейса могут быть разными, но все они поддерживают спецификацию оконного менеджера, поэтому X-серверу не нужно «знать» все тонкости низкоуровневого формирования элементов интерфейса на стороне клиента. Это одна из ключевых особенностей системы X Window.

Некоторые особенности

Как уже было отмечено, гибкость, масштабируемость, а также открытость системы X Window породила множество реализаций не только её самой (и её протокола), но ничуть не меньшее число графических сред. Долгое время (да и по сей день) оригинальная графическая оболочка на «чистом X11» с собственной библиотекой интерфейсных элементов была незавершённой, т. к. изначально не подразумевалось её повсеместное использование. Однако, с другой стороны клиент-серверная архитектура X Window, а также её независимость от низкоуровневой реализации GUI на стороне клиента «развязывали» руки разработчикам ПО, которые очень часто стремились снабдить свои приложения оригинальным внешним видом, разрабатывая и поставляя вместе с ПО также собственные библиотеки элементов GUI. При этом развитие как самой системы X Window, так графических сред и библиотек элементов интерфейса происходит независимо друг от друга усилиями разных разработчиков.

Именно поэтому сейчас можно наблюдать такое количество всевозможных графических окружений для UNIX/Linux. Некоторые из них (KDE, GNOME, XFCE) по качеству дизайна, удобства использования, функционалу и быстродействию настолько хороши, что люди, впервые увидевшие и поработавшие в этих средах устанавливают и используют их в качестве основных.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

X Window System Ubuntu

Как запустить X сервер

Работает, если у Вас X-server gdm, gdm3 или kdm если у Вас что-то другое, просто замените.

Как перезапустить X-server

Перезапустить X-server (предварительно уйдя в консоль Ctrl + Atl + F1)можно командой

Как остановить X сервер

Остановить/Запустить X-server (предварительно уйдя в консоль Ctrl + Atl + F1) можно командой

Если не знаете какой у Вас X сервер, прочитайте статью XSession либо можете попробовать:

/etc/init.d/gdm stop || /etc/init.d/gdm3 stop || /etc/init.d/kdm stop || /etc/init.d/xdm stop || /etc/init.d/lightdm stop

Если и это не помогло попробуйте варианты отсюда

История

X Window System — оконная система, обеспечивающая стандартные инструменты и протоколы для построения графического интерфейса пользователя. Используется в UNIX-подобных ОС.

X Window System обеспечивает базовые функции графической среды: отрисовку и перемещение окон на экране, взаимодействие с устройствами ввода, такими как, например, мышь и клавиатура.

X Window System не определяет деталей интерфейса пользователя — этим занимаются менеджеры окон, которых разработано множество. По этой причине внешний вид программ в среде X Window System может очень сильно различаться в зависимости от возможностей и настроек конкретного оконного менеджера.

В X Window System предусмотрена сетевая прозрачность: графические приложения могут выполняться на другой машине в сети, а их интерфейс при этом будет передаваться по сети и отображаться на локальной машине пользователя.

В контексте X Window System термины «клиент» и «сервер» имеют непривычное для многих пользователей значение: «сервер» означает локальный дисплей пользователя (дисплейный сервер), а «клиент» — программу, которая этот дисплей использует (она может выполняться на удалённом компьютере).

Система X Window System была разработана в Массачусетском технологическом институте (MIT) в 1984 году.

По состоянию на февраль 2016 года версия протокола — X11R7.7 — появилась в июне 2012 года.

Проект X возглавляет фонд X.Org Foundation. Референсная (или образцовая) реализация (reference implementation) системы свободно доступна на условиях лицензии MIT и подобных ей лицензий.

X Window System часто называют X11 или просто X (в разговорной речи — «иксы»)

Источник

4.1. Графическая система X Window

4.1. Графическая система X Window

Читайте также:  Amd graphic driver linux

Работа в графическом режиме под Linux возможна благодаря системе, именуемой X Window (или просто Иксы; только не называйте ее X Windows), разработанной в Массачусетсом технологическом институте (MIT) и ставшей стандартом для всех UNIX-подобных систем. Сами по себе Иксы — это не графический интерфейс как таковой, а лишь набор спецификаций, которым этот самый графический интерфейс должен соответствовать. В настоящее время действует версия 11 выпуск 6 стандарта на графическую подсистему для UNIX-систем, которая кратко обозначается как X11R6.

Группа программистов, возглавляемая Дэвидом Вексельблатом (David Wexelblat) создала свободно распространяемую реализацию X Window для процессоров i80386-Pentium IV и совместимых с ними. Эта версия получила название XFree86, поскольку могла выполняться в операционных системах, предназначенных для процессоров, использующих систему команд x86 — Linux, FreeBSD и других. Однако с версии 4.4 команда разработчиков XFree86 перешла на новую лицензию, которую общественность сочла несовместимой со Стандартной Общественной лицензией и поэтому недостойной включения в некоммерческую ОС.

Блюдя чистоту идеи открытого кода, другая команда запустила проект X.Org (http://www.x.org), представляющий собой развитие XFree86 от версии 4.3, еще имевшей «правильную» лицензию. В результате одни дистрибутивы (например, Fedora Core) содержат реализацию стандарта X11 от X.org, а другие (например, предыдущие ОС Red Hat) — от XFree86.org. Различия коснулись имен и расположения некоторых файлов.

Имена файлов в разных реализациях X11 Таблица 4.1

XFree86.org X.org Исполняемые файлы X Server XFree86 Xorg Файл настроек X Server /etc/X11/XF86Config /etc/X11/xorg.conf Файл журнала X Server /var/log/XFree86.$DISPLAY.log /var/log/Xorg.$DISPLAY.log

Сама по себе система X Window не предоставляет никакого пользовательского интерфейса. Она только предоставляет другим программам средства для работы с видеосистемой компьютера, то есть видеокартой и монитором, и устройствами ввода: клавиатурой и мышью.

Организована она по модели клиент-сервер, хотя эти термины понимаются не совсем обычно. Обычно программа-клиент работает у вас дома, а сервер — в Калифорнии. X-сервер же — это аппаратно-зависимая система ввода-вывода, работающая там, где находятся устройства ввода-вывода, то есть на вашем компьютере. А X-клиент, выводящий данные в видеосистему, может быть запущен и на удаленной машине.

Один из X-клиентов — это оконный менеджер (или диспетчер окон). Он управляет размещением окон на экране, определяет их вид и характер управляющих элементов. То есть именно он и представляет собой графический интерфейс пользователя (GUI) в собственном смысле. Таким образом, пользователь ОС Linux, в отличие от пользователя Windows, не привязан к одному графическому интерфейсу; таковых, определяемых оконным менеджером, теоретически может быть невообразимое множество.

От оконных менеджеров отличаются так называемые интегрированные графические среды, или просто оконные среды. Их отличие в том, что наряду с функциями управления окнами они предоставляют доступ к некоторым наборам утилит и приложений, написанных специально для конкретной среды, более или менее тесно в нее встроенных и легко обменивающихся данными. Со многими популярными диспетчерами окон и оконными средами можно познакомиться по адресу http://xwinman.org.

Почти в любой дистрибутив включены хотя бы две интегрированные графические среды: KDE и GNOME. Я рекомендую использовать среду KDE — это очень мощная и одновременно простая в освоении и использовании оконная среда.

Не зря ее чаще, чем GNOME, назначают средой по умолчанию. По внешнему виду и функциональности вчерашним пользователям Windows она наиболее симпатична.

Обычно система X Window запускается автоматически при загрузке системы. Вы увидите графический менеджер регистрации (в зависимости от настроек вашей системы он может выглядеть по-разному), приглашающий вас ввести имя пользователя и пароль. Менеджер регистрации позволяет также выбрать сеанс, то есть оконную среду (KDE, GNOME или другую), которую вы будете использовать. Одна из установленных оконных сред запускается по умолчанию.

Из оконной среды вы можете переключиться на текстовую виртуальную консоль, нажав комбинацию клавиш Ctrl+Alt+F , где n — число от 1 до количества запущенных виртуальных консолей (по умолчанию их 6, но несколько можно отключить. Как это сделать, вы узнаете в п.9.1.2). Чтобы вернуться на графическую консоль, нажмите Alt+F7.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

7.1. Кроссбраузерный window.onload

7.1. Кроссбраузерный window.onload Отложенная загрузка скриптов волнует общественность уже давно, почти 10 лет, — атрибут defer, призванный ее обеспечить, был добавлен в спецификацию еще в прошлом столетии. Однако проблема так и остается актуальной.Событие window.onload используется

Читайте также:  Как сделать свою загрузочную флешку для mac os

Объект window

Объект window Объект window представляет текущее окно Web-обозревателя или отдельный фрейм, если окно разделено на фреймы.closedВозвращает true, если текущее окно закрыто. Может быть использовано при работе с несколькими окнами.defaultStatusСообщение по умолчанию, отображаемое в строке

7.6. Графическая среда KDE

7.6. Графическая среда KDE Каждый пользователь так или иначе формирует на своем персональном компьютере некоторую рабочую среду, которая для него наиболее удобна (точнее, которую он таковой считает, исходя из своих знаний и привычек). Можно формировать эту среду, подобрав

11.4. Русификация X Window

11.4. Русификация X Window Так же, как и в текстовом режиме, в графическом русификация определяется таблицей раскладки клавиатуры и файлами шрифтов. Впрочем, о том, как разобраться с клавиатурой, было достаточно сказано в разд. 9.3. Давайте теперь подробно рассмотрим, как

6.2. Русификация системы X Window

6.2. Русификация системы X Window Как ни странно, при выборе русскоязычного варианта установки русские шрифты устанавливаются на диск, но не прописываются в конфигурационных файлах. Конечно, оконная среда KDE (K Desktop Environment), как и Gnome, в большинстве случаев использует эти шрифты,

20 Графический интерфейс пользователя. Система X Window

20 Графический интерфейс пользователя. Система X Window Система X Window является мощной графической средой для UNIX-станций. Данная система была разработана Массачусетским технологическим институтом (MIT) и стала стандартом для всех UNIX-систем. Практически каждая рабочая станция

20.3. Настройка X Window

20.3. Настройка X Window Теперь перейдем к практической настройке X Window. Если вы используете Red Hat Linux, запустите утилиту setup. Вы также можете использовать XF86Setup (нужно установить отдельный пакет) или Xconfigurator. Этапы настройки системы X аналогичны во всех дистрибутивах: выбирается

1.5.8. Не загружается система X Window

1.5.8. Не загружается система X Window Зарегистрируйтесь в системе и введите команду startx. Если при запуске X Window возникла ошибка, запустите конфигуратор системы X

7.2.2.1. Корневая файловая система и система инициализации

7.2.2.1. Корневая файловая система и система инициализации Итак, вы выбрали загрузку Linux. Загрузчик GRUB загрузит ядро, а затем передаст ему параметры и управление. Подробновесь процесс загрузки ядра рассматриваться здесь не будет. Вам достаточно знать следующее: ядру при

Window (Рамка)

Window (Рамка) Этот режим служит для выделения объектов, полностью попадающих внутрь прямоугольной рамки. Рамку определяют указанием начальной точки в любом месте области рисования и перемещением указателя мыши вправо. При этом в командном окне выводится приглашение

Глава 4 Графическая среда GNOME

Глава 4 Графическая среда GNOME 4.1. Графический интерфейс в Linux Порой в тех или иных литературных источниках сравнивают графические интерфейсы Windows и Linux. Такое сравнение некорректно. Дело в том, что графический интерфейс Windows один и тот же (для данной версии Windows, например,

9.3.2. Графическая оболочка для редактирования файла /etc/apt/sources.list

9.3.2. Графическая оболочка для редактирования файла /etc/apt/sources.list Лично мне удобнее редактировать файл /etc/apt/sources.list вручную, но вам, возможно, будет удобнее пользоваться для этого графической оболочкой, так что было бы несправедливо, если бы я не рассказал вам о ней. Для

1.1.4 Графические возможности X Window

1.1.4 Графические возможности X Window Система X Window предназначена для работы на растровых дисплеях. В подобного рода устройствах изображение представляется матрицей светящихся точек — пикселей. Каждый пиксель кодируется определенным числом бит (как правило 2, 4, 8, 16 или 24).

Текущая графическая кисть Brush

Текущая графическая кисть Brush Объект текущей кисти возвращается функцией Brush и имеет тип GraphABCBrush: function Brush: GraphABCBrush; Класс GraphABCBrush имеет следующий интерфейс: type GraphABCBrush = class property NETBrush: System.Drawing.Brush; property Color: GraphABC.Color; property Style: BrushStyleType; property Hatch: HatchStyle; property

Потоки игр, или Почему графическая революция с облаков не спустится Юрий Ильин

Потоки игр, или Почему графическая революция с облаков не спустится Юрий Ильин Опубликовано 26 марта 2013Если в середине 1990-х компьютерные игры с завышенными системными требованиями могли провалиться в продажах, то уже в начале 2000-х именно игры повышенной

Источник

Оцените статью