Хороший DAW на этих ваших линуксах
Господа музыканты, какие хорошие DAW’ы есть на Linux? Есть ли что-то кроме Rosegarden? Желательно, чтобы этот DAW был относительно стабилен, поддерживал VST и вообще был удобен.
Или всё же использовать Rosegarden? На моей памяти он слишком уж часто вылетал.
И вообще, насколько целесообразно использовать Linux для создания музыки? Какие могут возникнуть проблемы?
Rosegarden действительно на моей памяти часто падал. Сейчас пытаюсь освоить ardour, плюс ещё какая-то DAW была для оркестровок. VST через wine, говорят, должны работать, если wineasio поставить, сам не пробовал.
И вообще, насколько целесообразно использовать Linux для создания музыки?
Я на данный момент набрасываю в MuseScore, а оттуда экспортирую в MIDI и уже MIDI открываю в секвенсорах (к сожалению, чаще всего в кубейсе, так как нормальных инструментов/наборов звуков для *никсов я не знаю). Хотя если пишешь электронику — попробуй LMMS
+1 (если бабки на него есть)
Дело в том, что на оффтопике я активненько юзал кубейс.
Да, пишу электронику. Посмотрим, что за фрукт этот ваш LMMS.
VST через wine, говорят, должны работать, если wineasio поставить, сам не пробовал.
Есть какой-то пакет dssi-vst. Но что это и с чем его кушать — понятия не имею.
плюс ещё какая-то DAW была для оркестровок
Open Octave, форк MusE. Протухло.
да, больше ничего нет, но bitwig хорош.
Ты знаешь, лучше наверно отдать ≈10 штук за него, да потом не знать проблем никаких. Гораздо выгоднее. Сам правда куплять его буду когда они объявять о поддержке lv2, а пока ем колючий Ардур, с которым очень много мучений при элементарных правках midi-партий.
Есть какой-то пакет dssi-vst. Но что это и с чем его кушать — понятия не имею.
Мостик, позволяющий подключать Вендовые VST как DSSI-плагины. Сканирует /usr/lib/vst на наличие виндовых VST (подкаталоги не сканирует, поэтому сами *.dll должны лежать именно здесь). Может быть, ещё куда-то заглядывает. Я хранил плагины в
/VST, а в /usr/lib/vst клал только символьные ссылки на плагины.
Использовал вместе с Qtractor (с Ardour не получится, ибо он не поддерживает DSSI), даже записал «альбом» с такой схемой. Юзабельность схемы зависит от используемых плагинов. Какие-то работают вообще без проблем, у каких-то интерфейс уезжает за рамку окна (обычно лечится снятием галочки «разрешить менеджеру окон управлять окнами Wine» в winecfg), какие-то слишком сильно грузят процессор, какие-то вовсе не запускаются. Проблемы будут.
Отвечу и на ОП-пост.
И вообще, насколько целесообразно использовать Linux для создания музыки? Какие могут возникнуть проблемы?
Это зависит от степени твоей упоротости или увлечённости ГНУ/Линуксом, а так же от целей. Можно вполне себе использовать LMMS или SunVox (это вообще трекер; кое-кто из ЛОРовцев записывает в нём такую-то годноту) и почти не знать проблем (но при этом иметь меньше возможностей, чем пользователи полноценных DAW), можно не использовать DAW вообще, а строить причудливые схемы коммутации через JACK, можно писать-конпелять Cabbage-плагины, нет однозначного ответа, но проблемы обычно есть.
Проблемы могут возникнуть в виде нехватки памяти, а еще лучше не писать на интегрированной звуковухе.
Пожалуй все проблемы, которые были у меня.
Интегрированную звуковуху не юзаю. Сейчас использую дешёвенькую Audigy от Creative, потом планирую купить USB звуковую карту.
строить причудливые схемы коммутации через JACK
У меня с ним были большие проблемы, в частности из-за пульсы. Да и непривычно как-то: люблю, когда всё в одном месте. Именно по этой причине использую DAW.
Ты знаешь, лучше наверно отдать ≈10 штук за него, да потом не знать проблем никаких.
Но ведь можно скачать, особенно если там нету USB-eLicenser’а, как в кубике.
Кхм. Вы ничего не видели. Ясно?
Там его действительно нет. Уважаю их за это доверие пользователю.
Если действительно понравится — разумеется, куплю. Но на данный момент 10к деревянных за софт — это, ящитаю, атом.
На линуксе то? От них под виндами то плюются. Сейчас единственный выбор, это ESI Juli@ XTe (pci-e x1). Задержки 5-6мс, zth выкладывал скрин на linuxmusicians. Чипсет ICE1724 (на котором Джульетта работает) в альсе поддерживается замечательно, дрова шлифуются, а виндузятники тем временем жалуются на глюки. К слову, Пол Дэвис писал на форуме ardour.org, что самый годный выбор – это m-audio delta, которая, кстати, на том же чипсете работает, жаль только старая, 99-го года и pci. Поэтому в наше время другого выбора нет. Сам её возьму на днях. Тупо больше нечего. RME если только, но для дома это феноменальное излишество.
А цена вопроса? Если что, я, разумеется, не против старого доброго PCI-E.
А ценники на cubase видел? А на ближайшего родственника Битвига, Ableton live? Я уж об Ableton suite молчу.
В диапазоне 5600-6300.
Я вообще-то про ценник на звуковую карту.
Ценник кубика (вернее, того обрезка кубика, который я собирался покупать — Cubase 7 Elements) не кусался.
Превосходно. Не так уж и дорого.
Почитай ещё вот этот тред. Выбор звуковой карты Джульетта тебя может не устроить необходимостью докупить микшер (простой behringer 502 можно за 2 штуки в музторге взять).
Из наиболее продвинутых и нативных это Ardour3. Помимо него можно ещё посмотреть на Qtractor: менее фичастый, но интерфейс адекватнее чем у Ardour. Оба этих DAW, в отличие от остальных, поддерживают LV2 синты.
А всякие Rosegarden, Muse и т.п. примитивщина какая-то. LMMS слишком замкнут, больше для обучения детей годится.
Есть ещё вариант извращения: использование отдельных программ, связывая их между собой через Jack. Например, секвенсор отдельно, хост эффектов и синтов отдельно (или вовсе standalone синты), звуковые дорожки отдельно, плюс менеджер сессий (чтобы сохранять состояние этих отдельных программ).
И вообще, насколько целесообразно использовать Linux для создания музыки? Какие могут возникнуть проблемы?
Целесообразно только если хочется из принципа писать музыку под Линуксом, чтобы показать всем что это возможно. Преимуществ никаких это не даёт. Проблемы? Тебе придётся тратить больше времени на работу. Много времени придётся тратить на обход граблей. Часто будешь отвлекаться от музыки на капризы ПО.
По мне так если ты не нуб в музыке, но хочется жить под линуксом, имеет смысл лишь запускать вендовый DAW под вайном. REAPER официально оптимизируется для работы под вайном. И он почему-то работает шустрее нативных линуковых поделок 🙁
Источник
Написание музыки в Linux: что есть прямо сейчас
Недавно я прочитал о том, что Гэйб Ньюэлл всерьёз настроен на то, чтобы перенести хорошие и качественные игры в Linux. Как он считает, это именно то, чего не хватает, и что на данный момент ограничивает развитие платформы. Безусловно, он прав. Тем не менее, лично для меня есть и другая область, которая мне даже намного важнее, чем игры — это музыка. Если без игр я могу обойтись, то музыка для меня необходима — как, впрочем, и для многих других людей.
На картинке — рабочее место Niels Ott, на компьютере запущен Ardour.
Моя жена тоже музыкант, и когда она увидела, какие секвенсоры и синтезаторы есть в Linux — она даже не стала пытаться в них разобраться, просто вернувшись к своим Cubase и Reason. На её ноутбуке есть Windows 7, и когда она пишет музыку, она просто перезагружается туда и запускает там эти программы.
Я же, пользуясь Linux уже около 10 лет, не могу так просто отказаться от того, чтобы хотя бы пробовать имеющиеся программы. В принципе, могу точно сказать, что за 10 лет всё очень сильно изменилось в лучшую сторону. И всё же то, что сейчас есть под Linux для написания музыки, очень далеко от идеала. Давайте вместе разберёмся, почему бо́льшую часть музыки всё ещё пишут на Mac OS X или Windows.
Давайте прежде всего рассмотрим DAW (digital audio workstation) — цифровые звуковые рабочие станции. Поскольку мы говорим о написании музыки (а не только о записи), нас интересуют те DAW, которые могут работать как MIDI-секвенсор.
energyXT
Из коробки energyXT представляет из себя довольно обычную цифровую звуковую рабочую станцию, которая, впрочем, довольно хорошо работает, доступен для Linux, Mac OS X, Windows и iOS, позволяет сразу загружать музыку на SoundCloud, обладает вполне удобным интерфейсом и имеет набор встроенных инструментов и эффектов, а также поддерживает VST-плагины. Ещё вместе с energyXT идут лупы от Loopmasters.
Если хочется посмотреть подробнее, то, например, в этом видео показан процесс создания dubstep-композиции.
У energyXT я замечал два больших минуса:
1. В поставке по умолчанию не подключить MIDI-контроллер (например, MIDI-клавиатуру). То есть опция-то такая есть, но реально попытка подключения приводит к падению программы. Пишут, правда, что есть решение — можно самостоятельно перекомпилировать libaam.so (вот тут обсуждение).
Но с другой стороны не совсем понятно, почему разработчик коммерческой программы (я покупал её за €39, но они пишут, что это со скидкой, а так €59) не включится в процесс и не решит проблему самостоятельно (известно о ней уже больше года).
Недавно они, кстати, выпустили свой виртуальный инструмент под названием XTS1, и в спецификациях к нему написали «Windows/Mac OS X compatible». Про Linux вообще ни слова. Впрочем, когда я спросил у них об этом на getsatisfaction, они ответили, что выпустить версию под Linux они планируют.
2. Без JACK energyXT не работает с моей звуковой картой ESI Juli@. А также, судя по этому обсуждению, с M-Audio Audiophile 2496). Соответственно, известно, что программа не работает на звуковых картах на snd_ice1724 и snd_ice1712. Впрочем, судя по всему, реально всё будет работать, если использовать JACK.
Но, опять же, просто «взять и включить» JACK нельзя (как это делается, например, в Renoise и LMMS). По какой-то причине разработчики не добавили опцию переключения между ALSA и JACK, а только написали, как скомпилировать поддержку JACK самостоятельно.
Тем не менее, в целом energyXT очень даже неплох, особенно на ноутбуке (у него довольно низкие требовния к ПО), так что имеет смысл скачать демонстрационную версию (до покупки работают все возможности, кроме сохранения) и попробовать.
Renoise
Когда-то давно, когда мне было лет 5, мой старший брат постоянно писал музыку в FastTracker 2 и, вероятно, ещё в чём-то подобном. Всё это было ещё в то время, когда на компьютерах обычно стоял DOS с каким-нибудь Norton Commander’ом (или часто Volkov Commander’ом — тоже файловый менеджер от украинского программиста). Один раз я сел за компьютер, на котором он делал музыку, и стал что-то нажимать, менять ноты, и так далее. Когда пришёл мой брат, он удивился тому, насколько интересная мелодия у меня получилась. Решил, что если правильно раскидать её по каналам, то будет очень красиво.
Потом я возвращался к трэкерной музыке и в более позднем возрасте (в 8—10 лет, когда я уже начал программировать, у меня был QBasic и так далее). На винчестере всё время было много музыки в .it, .mod и .xm. Много чего осталось и по сей день. В ней есть какой-то свой, особый шарм. А маленький размер файлов (вплоть до нескольких кибибайт — зависит от размера сэмплов и прочего) всегда был неотъемлемым преимуществом, особенно когда дело касалось медленного Интернета, или компьютерных игр, которые не должны были выходить за пределы определённого размера.
Renoise — это полноценная цифровая звуковая рабочая станция, в основе которой лежит трэкерный подход к написанию музыки — в противовес более традиционному на данный момент подходу с использованием piano roll’а.
То есть если обычно в секвенсорах мы видим вертикально сориентированную клавиатуру пианино, справа от которой расположена матрица с нотами (по вертикали в ней, соответственно, высота тонов, а по горизонтали — их временно́е расположение и, соответственно, длительность), то в Renoise, как и в трэкерном ПО, есть каналы (которые могут относиться к разным инструментом), и на каждом канале по вертикали расположены, опять же, названия нот (при этом, например, «отпускание» ноты обозначается специальным словом «OFF» — соответственно, длительность ноты можно понять по расстоянию до этого слова).
Какой подход лучше — решать вам. Я, например, не могу однозначно сказать, что удобнее. Пожалуй, это зависит сразу от много: какую именно музыку вы пишете, насколько хорошо вы владеете компьютерной клавиатурой, какими программами вы пользовались раньше. Но точно можно сказать, что попробовтать Renoise стоит. Потому что играть мелодии вы можете и с MIDI-клавиатуры, а вот настолько проработанный интерфейс пока что можно встретить мало у каких DAW в Linux.
Преимуществ у Renoise полно — это и хороший, удобный микшер, и продвинутая работа с сэмплами, и отличный интерфейс для указания automation (автоматизации изменения тех или иных звуковых параметров по мере проигрывания трэка). Также есть простой MIDI mapping: выбираете какой-либо параметр и крутите на своём MIDI-контроллере какую-нибудь ручку (или fader), чтобы назначить её для этого параметра. Кроме того, в Renoise хорошая поддержка звуковой системы в Linux и довольно большое сообщество (есть даже сайт renoise.ru, и, конечно, есть официальный форум).
Ещё важным для многих может являться то, что у Renoise есть хорошая и подробная документация.
Ardour
Ardour — ещё одна цифровая звуковая рабочая станция, у которой уже довольно большая история (первый релиз был в 2005 году) и весьма неплохой набор возможностей. Ardour является свободным ПО, позволяет создавать неограниченное количество звуковых дорожек, использовать возможности редактирования без разрушения оригинала (с неограниченным количеством возможных операций undo), автоматически компенсировать задержку в записываемом трэке в случае записи с синхронным прослушиванием других дорожек, а также имеет ещё много приятных особенностей.
Очень удобно использовать Ardour вместе с JACK. Например, вы можете запросто синхронно записывать два разных аудиопотока (к примеру, один из выхода программного синтезатора, а другой с микрофона) в две разные аудиодорожки (разумеется, никаких ограничений здесь нет — можно синхронно записывать любое количество аудиодорожек). Так же просто можно синхронизировать Ardour с другими программами через JACK. Например, вы можете синхронизировать его с программной драм-машиной и при записи или проигрывании композиции в Ardour слушать соответствующее место соответствующего паттерна в драм-машине.
JACK — вообще очень полезная вещь. Круг задач, которых можно решить с помощью JACK, очень велик. Я как-то раз даже описывал в комментариях на Хабрахабре, как можно с помощью него посмотреть кино сразу на двух языках (в разных наушниках, конечно же). Аналогично его можно использовать для дублировния фильмов — чтобы перемещение по дороже в аудиоредакторе приводило к соответствующему перемещению в видеопроигрывателе, и наоборот.
Поэтому если вы видите какую-то аудиопрограмму, которая не поддерживает JACK, то, скорее всего, с этой программой лучше не связываться — потому что совершенно непонятно, как авторы могли не добавить поддержку настолько полезного и нужного инструмента.
Что касается Ardour, несмотря на то, что все основные возможности проработаны очень профессионально, поддержка MIDI-дорожек появилась только в третьей версии, которая пока что находится в разработке (хотя уже вышла 5-я бета-версия, так что можно загружать и пробовать).
LMMS — кроссплатформенная цифровая звуковая рабочая станция, которая первоначально задмуывалась как аналог FL Studio (тогда ещё Fruityloops). Интересно, что чуть меньше 5 лет назад я уже писал об LMMS на Хабрахабре. Так вот, если вы спросите, изменился ли он за это время, то я просто скажу вам скачать и посмотреть. И да, он изменился, причём кардинально. Раньше нужно было после каждой добавляемой ноты нажимать Ctrl + S — потому что иначе при очередном падении (а они были постоянно) нужно было заново восстанавливать созданную мелодию. Теперь же LMMS работает стабильно (напишите в комментариях, если всё-таки найдёте глюки — а лучше сразу отправляйте авторам), не падает, и имеет, наверно, почти всю функциональность, которая там в принципе должна быть. Безусловно, авторам всё ещё есть над чем работать, но сейчас в LMMS уже можно нормально писать что-то полноценное, не думая о прошлых ограничениях.
LMMS поддерживает импортирование MIDI-файлов, а также файлов FLP (проектов FL Studio). Встроенные инструменты позволяют использовать имеющиеся у вас SoundFont2 и GUS Patches, плюс есть различные синтезаторы.
Также у LMMS есть форум и wiki с неплохой документацией на разных языках.
Плагины, VST(i), синтезаторы
Итак, с DAW разобрались, перейдём к плагинам и синтезаторам. Вообще, в Linux есть следующие стандарты аудиоплагинов: LADSPA, DSSI, LV2, VST и VSTi.
При этом LV2 — это простой, но расширяемый стандарт, являющийся потомком LADSPA (и исправляющий ограничения LADSPA, которые уже не подходят для современных аудиопрограмм) и заменяющий DSSI.
Интересным фактом также является то, что в Linux бывает поддержка VST(i) двух разных типов. В одном варианте это родные VST(i)-плагины, специально скомпилированные для Linux (имеют расширение .so). А в другом варианте — это плагины VST(i), которые предназначены для работы в Windows. Поддержка вторых реализована, например, в LMMS (с помощью VeSTige) и в Ardour. Вот, кстати, ещё тема на их форуме, где обсуждалось, нужно ли вносить поддержку родных плагинов (там же есть советы по альтернативным вариантам запуска Windows-плагинов). Родные же плагины поддерживаются в Renoise, energyXT, и теперь уже также в третьей версии Ardour. Про родные VST(i)-плагины для Linux есть информация на linux-vst.com и на сайте KXStudio. На данный момент самые интересные плагины предоставляют проекты DISTRHO, Jucetice и Loomer.
Также есть весьма хорошие плагины под названием mda-vst. У них открыт исходный код и есть бинарные файлы для 64-разрядного Linux.
Кстати, про архитектуру — на данный момент удобнее всего работать на 32-разрядной архитектуре, хотя лично я всё равно предпочитаю 64-разрядную.
Упирается всё, конечно же, как раз в плагины. Если вы используете плагины, которые имеют только 32-разрядные версии, то вам придётся использовать 32-разрядный хост. Если вы будете использовать 32-разрядный хост, то его не получится связать с 64-разрядным JACK, и так далее. В примечаниях к Renoise 2.8, правда, указывается, что теперь можно использовать 32-разрядные плагины с 64-разрядным Renoise, но когда я это проверял, то плагины не работали (возможно, они не реализовали это конкретно под Linux).
Так что, если пользуетесь 64-разрядным Linux, то, возможно, самое простое будет поставить дополнительно какой-нибудь 32-разрядный. Ну, а если все плагины доступны под x86_64 — то тем лучше: это, разумеется, намного удобнее.
Что касается синтезаторов, которые прежде всего работают как отдельные приложения — любителям нойза обязательно понравится din. Ещё есть amSynth, для использования SF2 хорошо подойдёт FluidSynth (очень часто используется вместе с GUI — Qsynth). И, конечно же, не стоит забывать про ZynAddSubFX. Появившись ещё в 2002 году, сейчас этот синтезатор стал уже культовым. Про него есть много статей, есть patches и sound banks, и прочее. Этот синтезатор обязательно стоит попробовать. Если с ним разобраться, то может получиться что-то такое.
А есть ли что-нибудь с реалистичным звуком пианино?
Есть. Pianoteq — это один из лучших виртуальных инструментов в мире вне зависимости от платформы. Он имеет огромные возможности для настройки малейших нюансов звука, и, что самое главное, звук пианино генерируется динамически, средствами процессора, а не берётся из сэмплов. Обычно, когда люди в первый раз об этом слышат, они не хотят даже пробовать Pianoteq (отличная иллюстрация — обсуждение Pianoteq на linux.org.ru). Тем не менее, если послушать композиции, записанные с помощью Pianoteq, почитать о том, кто им пользуется, а также скачать пробную версию и поиграть самому, то сразу же отпадают все сомнения. Pianoteq проработан настолько хорошо, что не сразу осознаёшь, что это вообще реально.
Разумеется, Pianoteq является платным (от €99 за самую простую версию Pianoteq 4 Stage и намного больше за более продвинутые варианты, расширения и прочее), но, к сожалению, никакого другого способа создать такую программу, похоже, нет (учёные и программисты, которые над ним работали, просто так столько работать не стали бы).
Объём загрузки, кстати, составляет 20 MiB. Те, кто работал с другими профессиональными синтезаторами пианино, понимают, насколько это маленький размер.
А какие ещё есть хорошие программы?
Если нужно просто что-то записать, без особых ухищрений, то отлично подойдёт Audacity. Составить партию ударных можно в Hydrogen — там достаточно много возможностей, и легко добавлять дополнительные библиотеки ударных. Самая лучшая DJ-программа — безусловно, Mixxx. Неплохая аудиоигра (помогает учиться играть на пианино) — Piano Booster. Тренажёр слуха — конечно же, GNU Solfege.
Мы видим, что в Linux можно и нужно писать музыку. С DAW всё, фактически, в порядке, есть хорошая поддержка VST(i)-плагинов. И, тем не менее, всё-таки количество доступных плагинов и синтезаторов пока что очень небольшое. Под Linux нет Omnisphere, нет Nexus, нет Vanguard. Давайте скажем прямо — пока что авторы профессиональных аудиоплагинов попросту игнорируют Linux. Стало ли лучше за последние несколько лет? Да, безусловно — но для того, чтобы можно было действительно чувствовать себя свободно в написании музыки, нужно гораздо больше. Поэтому самым интересным будет тот момент, когда Linux наберёт достаточно пользователей, чтобы его воспринимали более серьёзно в качестве платформы для настольных компьютеров и ноутбуков. Не исключено, что появление хороших компьютерных игр приведёт к увеличению количества пользователей, а следом и за улучшениями в поддержке Linux в других областях, в том числе и в музыке.
Стоит также учитывать тот факт, что далеко не всё то, что вы слышите в популярных композициях, было создано с помощью популярных программных синтезаторов. Что-то сделано на аппаратных синтезаторах, а что-то сделано путём настройки самых простых волновых синтезаторов.
Поэтому исследуйте имеющиеся возможности, создавайте, пишите — чем больше сообщество, тем больше вероятность того, что разработчики звукового ПО начнут воспринимать Linux намного лучше.
Источник