Лекция «Операционная система Windows»
материал по информатике и икт (11 класс) по теме
Windows является графической операционной системой, для компьютеров платформы IBM PC.
Cистема предназначена для управления автономным компьютером, так же для создания небольшой локальной сети и имеет средство для интеграции в глобальную сеть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
os_windows.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Windows является графической операционной системой, для компьютеров платформы IBM PC.
Система предназначена для управления автономным компьютером, так же для создания небольшой локальной сети и имеет средство для интеграции в глобальную сеть.
Стартовый экран Windоws XP системный объект, называемый рабочим столом. Рабочий стол –это графическая среда ,на которой отображается объекты Windows и элементы управления Winows.
Рабочий стол состоит из:
- Объектов windows (значки, ярлыки, системные значки).
- Панель задач (пуск, быстрый запуск, системный лоток)
- Фон рабочего стола.
Корзина – специальный объект выполняющий функции контейнера и предназначен для временного хранения удаленных файлов.
Значок является графическим представлением объекта .То ,что мы делаем со значком, мы на самом деле делаем с объектом .Например , удаление значка приводит к удалению объекта ;копирование значка приводит к копированию объекта и т.д. Ярлык — же является указателем на объект .Удаление ярлыка приводит к удалению указателя ,но не объекта; копирование ярлыка приводит к копированию указателя, но не объекта.
Окно папки — это контейнер, содержимое которого графически отображает содержимое папки. Любую папку Windows можно открыть в своём окне. Количество одновременно открытых окон может быть достаточно большим- это зависит от параметров компьютера.
- Окна приложений
- Окна запросов
- Вторичные окна
- Строка заголовка
- Строка меню
- Адресная строка
- Панели инструментов
- Рабочая область
- Полосы прокрутки
- Строка состояния
Строка заголовка — в ней написано название папки. За эту строку выполняется перетаскивание папки.
Системный значок. Находится в левом верхнем углу любого окна папки. При щелчке на этом значке открывается меню, называемое служебным. Команды представленные в данном меню, позволяют управлять размером и расположением окна на Рабочем столе.
Кнопки управления размером. Их три: закрывающая, сворачивающая, разворачивающая.
Строка меню — позволяет проводить операции с содержимым окна или с окном в целом.
Адресная строка — в ней указан путь к текущей папки, что удобно для ориентации в файловой структуре.
Панель инструментов — содержит командные кнопки для выполнения наиболее часто выполнимых операций.
Рабочая область — в ней отображается значки объектов, хранящиеся в папки, причём способом отображения можно управлять.
Полосы прокрутки — если количество объектов слишком велико по правому и по нижнему краям рабочей области могут отображаться полосы прокрутки.
Строка состояния — здесь выводится дополнительная, часто немаловажная информация.
Операции с файловой структурой.
- Навигация по файловой структуре;
- Запуск программ и открытие документов;
- Создание папок;
- Копирование файлов и папок;
- Перемещение файлов и папок;
- Удаление файлов и папок;
- Переименование файлов и папок;
- Создание ярлыков.
Система окон МОЙ КОМПЬЮТЕР.
Простейшие приемы работы с файловой структурой предоставляет иерархическая система окон папок, берущая начало с папки Мой компьютер. Диски, представленные в окне этой папки, можно открыть, а потом разыскать на них любые нужные папки и файлы. Копирование и перемещение файлов и папок из одной папки в другую можно выполнить перетаскивания их значков из окна одной папки в окно другой. Для удаления объектов можно использовать перетаскивание на значок Корзины, а можно использовать контекстное меню. Для создания в папке ярлыка документа или программы можно использовать команду:
Создать → Ярлык из контекстного меню.
Проводник – служебная программа, относящаяся к категории диспетчеров файлов. Она предназначена для навигации по файловой структуре компьютера и её обслуживания. Чаще всего мы работаем с проводником «заочно»: если щелкаем правой кнопкой мыши на объекте и получаем контекстное меню, если перетаскиваем объект из одного окна в другое при копировании или перемещении. Однако с ним можно работать и «очно».
Программа запускается командой:
Пуск →Программы→Стандартные → Проводник.
Проводник имеет две рабочих области: левую панелью называемую панелью папок, и правую панель, называемую панелью содержимого.
Навигация по файловой структуре выполняется на левой панели Проводника. Папки могут быть развернуты и свернуты, а также раскрыты или закрыты. Если папка имеет вложенные папки, то на левой панели рядом с папкой отмечен знак «+». Щелчок по знаку разворачивает папку, при этом значок меняется на «-». И папка сворачивается.
Система Windows создаёт и обслуживает на компьютере невидимую для пользователя область памяти, называемую буфером обмена.
Принцип работы с буфером обмена:
- Открываем папку, выделяем объект.
- Копируем или вырезаем объект в буфер.
- Открываем папку и помещаем в неё объект из буфера обмена.
CTRL+C – копировать в буфер обмена
CTRL+X – вырезать в буфер
CTRL+V – вставить из буфера
В системе Windows можно управлять тем, как представляются объекты в окнах папок или на правой панели программы Проводник. Существует четыре типа представления объектов:
Структура ГЛАВНОГО МЕНЮ
Главное меню – один из основных элементов управления Windows. Оно отличается тем, что независимо от того, насколько перегружен Рабочий стол окнами запущенных процессов, доступ к Главному меню удобен всегда – оно открывается щелчком на кнопке Пуск..
- Программы
- Избранное
- Документы
- Настройка
- Найти
- Справка и поддержка
- Выполнить
- Завершение сеанса
- Завершение работы.
План-конспект открытого урока по теме «Операционная система. Назначение и основные функции ОС»
Тип урока: объяснение нового материала с выполнением практической работы;
- Образовательные:
познакомить учащихся с основными понятиями данной темы, рассказать о некоторых существующих ОС (Windows, Linux, Mac OS). - Воспитательные:
развивать у учащихся стремление к активной познавательной деятельности; развивать умение работать самостоятельно и формировать навыки исследовательской деятельности. - Развивающие:
воспитывать информационную культуру учащихся.
Методы: словесный (рассказ), наглядный, диалогический, самостоятельная работа.
операционная система,
структура ОС: ядро, драйверы, интерфейс,
дисковые ОС,
графические ОС,
загрузка ОС.
Оборудование: компьютерный класс, интерактивная доска, проектор, презентация (Приложение 1), компьютерные тесты для повторения пройденного материала (Приложение 2) и закрепления материала урока (Приложение 3).
Методическое обеспечение урока: Информатика и ИКТ 10(профильный уровень) Н.Д. Угринович, лекции по теме “Операционные системы” А.К.Дудкин.
- Орг. момент. (1 мин).
- Проверка и актуализация знаний (5 минут).
- Теоретическая часть (10 минут).
- Доклады учащихся (7 минут).
- Вопросы учащихся (2 минуты).
- Демонстрация других ОС (5 минут)
- Практическая часть (8 минут).
- Итог урока (2 минуты).
I. Организационный момент.
Приветствие класса, контроль отсутствующих, пояснение плана урока.
II. Актуализация знаний
На прошлом уроке мы выяснили, что же такое программное обеспечение. Сегодня, прежде чем продолжить изучение этой темы, мы с вами повторим материал прошлого урока. И мы это сделаем с помощью небольшого тестирования.
Прошу занять места за компьютерами, на рабочих столах находится файл “Тест по теме Программное обеспечение”.
Запустите этот файл и ответьте на предложенные вопросы. На выполнение этой работы вам отводится 3 минуты, а после мы продолжим.
III. Теоретический материал урока.
Сегодня мы с вами познакомимся с понятием операционной системы.
Под операционной системой обычно понимают комплекс управляющих и обрабатывающих программ, который, с одной стороны, выступает как интерфейс между аппаратурой компьютера и пользователем, а другое предназначение – для более эффективного пользования ресурсов вычислительной системы и организации надежных вычислений.
Прикладные Программы |
Утилиты |
Операционная система |
Аппаратное обеспечение компьютера |
Видно, что не один из компонентов программного обеспечения, за исключением самой операционной системы, не имеет непосредственного доступа к аппаратуре компьютера. Даже пользователь взаимодействует со своими программами через интерфейс. Любые их команды, прежде чем попасть в прикладные программы, проходят через операционные системы.
Операционная система – это программа, контролирующая работу пользовательской программы и систем приложений и исполняемая роль интерфейса между приложениями и аппаратным обеспечением компьютера.
Предназначения ОС можно разделить на три основные составляющие:
- удобство: операционная система делает использование компьютера простым и удобным;
- эффективность: операционная система позволяет эффективно использовать ресурсы компьютерной системы;
- возможность развития: операционная система должна допускать разработку тестирования новых приложений и системных функций без нарушения нормального функционирования вычислительной системы.
– обеспечивает обмен данными с внешними устройствами
– поддерживает файловую систему (работа с файлами и папками):
FAT32 – начиная с Windows 95 OSR2 , раздел до 2 Тб
NTFS – Windows NT/2000/XP/2003, раздел до 2 Тб
● права доступа для пользователей
● квоты на объем каталога
CDFS – файловая система компакт-дисков
– обеспечивает запуск и выполнение остальных программ
– тестирование компьютера, обработка ошибок
– распределение ресурсов (процессор, память, внешние устройства)
Любая ОС имеет как минимум 3 компонента:
Ядро операционной системы (Kernel) – часть операционной системы:
- постоянно находящаяся в оперативной памяти;
- управляющая всей операционной системой;
- содержащая: драйверы устройств, подпрограммы управления памятью, планировщик заданий;
- реализующая системные вызовы и т.п.
Все операции, связанные с процессами, выполняются под управлением той части операционной системы, которая называется ядром. Ядро представляет собой лишь небольшую часть кода операционной системы в целом, однако оно относится к числу наиболее интенсивно используемых компонент системы. По этой причине ядро обычно резидентно размещается в основной памяти, в то время как другие части операционной системы перемещаются во внешнюю память и обратно по мере необходимости.
Драйвер – это компьютерная программа, с помощью которой другая программа (обычно операционная система) получает доступ к аппаратному обеспечению некоторого устройства. В общем случае, для использования любого устройства (как внешнего, так и внутреннего) необходим драйвер. Но обычно с операционными системами поставляются драйверы для ключевых компонентов аппаратного обеспечения, без которых система не сможет работать. Однако для некоторых устройств (таких, как графическая плата или принтер) могут потребоваться специальные драйверы, обычно предоставляемые производителем устройства.
По́льзовательский интерфейс (UI – англ. user interface) – разновидность интерфейсов, в котором одна сторона представлена человеком (пользователем), другая — машиной/устройством. Представляет собой совокупность средств и методов, при помощи которых пользователь взаимодействует с различными, чаще всего сложными, с множеством элементов, машинами и устройствами. Интерфейс двунаправленный – устройство, получив команды от пользователя и исполнив их, выдает информацию обратно, наличествующими у нее средствами (визуальными, звуковыми и тп.), приняв которую, пользователь выдает устройству последующие команды предоставленными в его распоряжение средствами (кнопки, переключатели, регуляторы, сенсоры, голосом, и т.д.).
Чаще всего термин применяется по отношению к компьютерным программам (приложениям). Но вообще под пользовательским интерфейсом подразумевается любая система взаимодействия с устройствами, способными к интерактивному взаимодействию с пользователем.
Для упрощения работы пользователя в состав современных ОС входят программные модули, создающие графический пользовательский интерфейс. В ОС с графическим интерфейсом команды можно вводить с помощью мыши, тогда как в ОС с командной строкой команды вводятся непосредственно с клавиатуры.
ОС содержит так же сервисные программы или утилиты – программы для обслуживания дисков (дефрагментация, проверка, сжатие и т.д.), программы для работы с файлами (архивация например), работа в компьютерных сетях и т.д.
Для удобства пользователя в операционной системе обычно имеется и справочная система. Она предназначена для оперативного получения необходимой информации о функционировании как операционной системы в целом, так и о работе ее отдельных модулей.
Персональные компьютеры без ОС.
Первые ПК не имели ОС и были похожи на игровые приставки: при включении компьютера в сеть процессор обращался к ПЗУ, в котором была записана программа поддержки несложного языка программирования. Подключив к компьютеру магнитофон можно было загрузить постороннюю программу. Загруженная программа отключала ПЗУ и далее работа компьютера происходила под управлением загруженной программы (как в игровых приставках).
Первые дисковые ОС.
Серьезная необходимость в операционных системах возникла, когда к персональным компьютерам стали подключать дисководы. Дисковод отличается от магнитофона тем, что это устройство свободного доступа, а магнитофон – устройство последовательного доступа.
С магнитного диска можно загрузить любую программу. Поэтому команды загрузки стали очень сложными. Надо было указывать номер дорожки и номер сектора, в котором находится то, что надо загрузить.
Выход был найден. Была написана программа, которая переводит названия программ и файлов в номера дорожек и секторов. Человек мог загружать то, что ему нужно, пользуясь только названиями. Эта программа и стала дисковой операционной системой.
Неграфические операционные системы.
В дальнейшем операционные системы развивались параллельно с аппаратным обеспечением. Тогда дисковые операционные системы стали сложнее. В них ввели средства для разбиения дисков на каталоги и средства для обслуживания каталогов (перенос и копирование файлов между каталогами, сортировка файлов и прочее). Так на дисках появилась файловая структура, а операционная система взяла на себя ее создание и обслуживание.
Для компьютеров IВМ РС основной операционной системой с 1981 г. по 1995 г. была так называемая система МS-DOS. За эти годы она прошла развитие от версии МS-DOS 1.0 до МS-DOS 6.22.
Операционная система МS-DOS позволила успешно работать с персональными компьютерами на протяжении почти 15 лет. Тем не менее, эту работу нельзя назвать удобной. Во-первых, МS-DOS – неграфическая операционная система, которая использует интерфейс командной строки.
Так возникла необходимость в новом посреднике – тогда появились так называемые программы-оболочки. Оболочка – это программа, которая запускается под управлением операционной системы и помогает человеку работать с этой операционной системой. Одна из самых известных и распространенных во всем мире программ-оболочек называется Norton Comander. Ее разработал известнейший американский программист Питер Нортон, получивший всемирное признание за то, что упростил работу с компьютером для миллионов людей. Программа-оболочка наглядно показывает на экране всю файловую структуру компьютера: диски, каталоги и файлы. С такой программой не надо набирать сложные команды МS-DOS в командной строке.
Работы над графической операционной системой для IВМ РС в компании Microsoft начались еще в 1981 г., но впервые такая система вышла в свет только в 1995 г. под названием Microsoft Windows 95. До появления Microsoft Windows 95 компьютеры IВМ РС работали с неграфической системой МS-DOS, но для нее были сделаны несколько графических оболочек Windows 1.0, Windows 2.0, Windows 3.0, Windows 3.1, Windows 3.11.
Графические операционные системы
Выпущенная в сентябре 1995 г. система Windows 95 стала первой графической операционной системой для компьютеров IВМ РС.
Все следующие версии операционных систем Windows (98, NT, ME, 2000, XP) являются графическими.
На сегодняшний день на рынке программного обеспечения для IBM PC-совместимых компьютеров сосуществуют несколько семейств операционных систем, но операционные системы Windows являются наиболее распространенными среди пользователей.
Словом UNIX обозначается не одна операционная система, а целое семейство ОС. UNIX создавалась прежде всего для профессионалов, и поэтому никогда не содержала никаких “рюшечек” типа удобного графического интерфейса. Важное было другое – совместимость, переносимость, настраиваемость и, самое главное, стабильность.
Вплоть до середины 90-х гг. “интересы” создателей Windows и UNIX лежали в различных плоскостях: многочисленные варианты UNIX обслуживали “большие” компьютеры и серверы, a Windows трудилась на “персоналках”. И развивались эти ОС в совершенно разных направлениях. Как вдруг. Да-да, именно вдруг, и без всякой видимой причины, оба семейства операционных систем одновременно начали заглядываться на владения друг друга. Момент, когда два гиганта, пыхтя и неуклюже переваливаясь, двинулись навстречу друг другу, угадать нетрудно – 1993 год. Именно в этом году Microsoft впервые решила посягнуть на “серверный” рынок, выпустив первую версию Windows NT, а “вчерашний студент” Линус Торвальдс создал “домашнюю”, свободно распространяемую операционную систему Linux. Об этой операционной системе нам расскажет Скроб Михаил.
Другой ОС является Mac OS. О ней нам расскажет Линников Владимир.
(Слушаем доклады учеников сопровождаемые показом презентаций).
Демонстрация интерфейса Linux и Mac OS X.
IV. Выполнение практического задания.
А теперь давайте закрепим изученный материал. Переместитесь, пожалуйста, за компьютеры.
На рабочем столе файл “Тест Операционная система”. На выполнение работы отводится 8 минут. Приступайте.
V. Подведение итогов урока:
Сегодня мы с вами выяснили, что же представляет собой ОС. Каковы ее назначение и состав. Познакомились с различными ОС. На следующем уроке мы подробно рассмотрим процесс загрузки ОС.