Usr src linux make module

Как загрузить модуль без пересборки ядра

Здравствуйте, форумчане. Подскажите, есть ли способ подключить отладочную ФС без пересборки ядра. В частности интересует подключение модуля ec_sys.

Узнай в какой секции находится ec_sys

. немного не понял

Неужели ты имел в виду

Чтобы так сработало, надо чтобы в /usr/src/linux до этого уже собиралось текущее ядро. Можно проще, через /lib/modules/`uname -r`/build , как-то так:

Неужели ты имел в виду modprobe ?

. есть собранное ядро с модулем ec_sys, выдрать модуль из ядра, ну и что-то типа modprobe.

Если модуль собран как модуль то достаточно активировать этот модуль чрез modprobe, если модуль вкомпилен в ядро то он и так должен работать.

Или у тебя два ядра, в одном модуль есть, а вдругом нет и ты хочешь пересадить модуль из одного ядра в другое? Думаю если модуль собран как модуль и ядра одинаковой версии и скомпилены одинаково то может сработать, в противном случае — настоятельно не советую.

Соберет модуль в текущей папке. Единственно, нужны заголовки ядра, и чтобы в текущем образе ядра уже были все функции, которые захочет модуль.

. т.е. ec_sys на стоковом ядре не собрать

Модуль ec_sys (CONFIG_ACPI_EC_DEBUGFS) ты можешь собрать отдельно, имея исходники текущего ядра, и вручную скопировать в /lib/modules/$(uname -r)/kernel , так что это не проблема. У тебя же проблема в том, что CONFIG_DEBUG_FS на стоковом ядре не включен, а его модулем собрать нельзя.

У тебя же проблема в том, что CONFIG_DEBUG_FS на стоковом ядре не включен, а его модулем собрать нельзя.

. привет))) . уже понял. Модуль собрал, но не загрузил. Вообщем- НИКАК. . да?

Похоже на то. Если у тебя и вправду ядро собрано без debugfs — то без его пересборки не обойтись.

. ну да, ядро стоковое

У тебя же проблема в том, что CONFIG_DEBUG_FS на стоковом ядре не включен, а его модулем собрать нельзя.

. оказалось, что CONFIG_DEBUG_FS на стоковом ядре включен. Осталось только разобраться с загрузкой ec_sys, вот что получается

. правда модуль не собран из исходников, а взят из ядра, собранного командой localmodconfig. На своем ядре ec_sys загружается без ошибок и работает.

Это означает, что файл модуля не является таковым для данной версии ядра (ты скопировал пустой файл, или скопировал не *.ko-файл, или собрал под другой архитектурой, или что-либо ещё).

Чтобы собирать модули для уже имеющегося ядра, нужно:

  • перейти в директорию с исходниками (твоего) ядра
  • очистить дерево при помощи make distclean
  • извлечь из работающего ядра конфиг ( zcat /proc/config.gz > .config )
  • запустить make silentoldconfig
  • запустить make nconfig или другой конфигуратор и включить (M) только ту опцию, которая нужна, не трогая ничего другого
  • сделать make , т. е. например make drivers/acpi/ec_sys.ko
  • скопировать этот самый модуль в /lib/modules/$(uname -r)/kernel
  • сделать depmod -a
Читайте также:  Internet emulation windows server

А нужно было собирать, т. к. модули подходят только к «своему» ядру, т. е. той же версии и с тем же набором опций.

Источник

unixforum.org

Форум для пользователей UNIX-подобных систем

  • Темы без ответов
  • Активные темы
  • Поиск
  • Статус форума

Сборка драйвера

Модератор: Bizdelnick

Сборка драйвера

Сообщение camphene » 01.04.2011 00:58

Пожалуйста, помогите!
Мне нужно скомпилировать драйвер устройства под Linux.

В документации написано

В комплекте поставки драйвера идут скомпилированные модули для
ядер 2.4.7, 2.4.36.9, 2.6.16 (64 бита). Для использования с другими версиями
ядра может потребоваться скомпилировать модуль драйвера. Для этого в
директории source/tmk1553busb/ надо запустить соответствующую команду:
make24 для ядра 2.4 или make26 для ядра 2.6. Для того, чтобы модуль драйвера
мог скомпилироваться, необходимо, чтобы были установлены исходники ядра Linux
(Linux kernel sources).

Исходники ядра Linux должны быть расположены в папке /usr/src/linux
для успешной компиляции драйвера. Если такой папки нет, и исходники ядра
расположены в другой папке (например, /usr/src/linux-2.4), то необходимо
обеспечить существование папки /usr/src/linux с исходниками ядра Linux. Для
этого обычно достаточно выполнить команду подобную этой:

ln -s /usr/src/linux-2.4 /usr/src/linux

Эта команда записана в прилагаемом файле linkkern24.

В ядре 2.6 для компиляции драйвера может потребоваться предварительно
выполнить следующие команды:
cd /usr/src/linux
make mrproper
make cloneconfig
make modules_prepare

Источник

Пишем простой модуль ядра Linux

Захват Золотого Кольца-0

Linux предоставляет мощный и обширный API для приложений, но иногда его недостаточно. Для взаимодействия с оборудованием или осуществления операций с доступом к привилегированной информации в системе нужен драйвер ядра.

Модуль ядра Linux — это скомпилированный двоичный код, который вставляется непосредственно в ядро Linux, работая в кольце 0, внутреннем и наименее защищённом кольце выполнения команд в процессоре x86–64. Здесь код исполняется совершенно без всяких проверок, но зато на невероятной скорости и с доступом к любым ресурсам системы.

Не для простых смертных

Написание модуля ядра Linux — занятие не для слабонервных. Изменяя ядро, вы рискуете потерять данные. В коде ядра нет стандартной защиты, как в обычных приложениях Linux. Если сделать ошибку, то повесите всю систему.

Ситуация ухудшается тем, что проблема необязательно проявляется сразу. Если модуль вешает систему сразу после загрузки, то это наилучший сценарий сбоя. Чем больше там кода, тем выше риск бесконечных циклов и утечек памяти. Если вы неосторожны, то проблемы станут постепенно нарастать по мере работы машины. В конце концов важные структуры данных и даже буфера могут быть перезаписаны.

Можно в основном забыть традиционные парадигмы разработки приложений. Кроме загрузки и выгрузки модуля, вы будете писать код, который реагирует на системные события, а не работает по последовательному шаблону. При работе с ядром вы пишете API, а не сами приложения.

У вас также нет доступа к стандартной библиотеке. Хотя ядро предоставляет некоторые функции вроде printk (которая служит заменой printf ) и kmalloc (работает похоже на malloc ), в основном вы остаётесь наедине с железом. Вдобавок, после выгрузки модуля следует полностью почистить за собой. Здесь нет сборки мусора.

Читайте также:  Sensors kxfusion windows 10 32 bit

Необходимые компоненты

Прежде чем начать, следует убедиться в наличии всех необходимых инструментов для работы. Самое главное, нужна машина под Linux. Знаю, это неожиданно! Хотя подойдёт любой дистрибутив Linux, в этом примере я использую Ubuntu 16.04 LTS, так что в случае использования других дистрибутивов может понадобиться слегка изменить команды установки.

Во-вторых, нужна или отдельная физическая машина, или виртуальная машина. Лично я предпочитаю работать на виртуальной машине, но выбирайте сами. Не советую использовать свою основную машину из-за потери данных, когда сделаете ошибку. Я говорю «когда», а не «если», потому что вы обязательно подвесите машину хотя бы несколько раз в процессе. Ваши последние изменения в коде могут ещё находиться в буфере записи в момент паники ядра, так что могут повредиться и ваши исходники. Тестирование в виртуальной машине устраняет эти риски.

И наконец, нужно хотя бы немного знать C. Рабочая среда C++ слишком велика для ядра, так что необходимо писать на чистом голом C. Для взаимодействия с оборудованием не помешает и некоторое знание ассемблера.

Установка среды разработки

На Ubuntu нужно запустить:

Устанавливаем самые важные инструменты разработки и заголовки ядра, необходимые для данного примера.

Примеры ниже предполагают, что вы работаете из-под обычного пользователя, а не рута, но что у вас есть привилегии sudo. Sudo необходима для загрузки модулей ядра, но мы хотим работать по возможности за пределами рута.

Начинаем

Приступим к написанию кода. Подготовим нашу среду:

Запустите любимый редактор (в моём случае это vim) и создайте файл lkm_example.c следующего содержания:

Мы сконструировали самый простой возможный модуль, рассмотрим подробнее самые важные его части:

  • В include перечислены файлы заголовков, необходимые для разработки ядра Linux.
  • В MODULE_LICENSE можно установить разные значения, в зависимости от лицензии модуля. Для просмотра полного списка запустите:
  • Мы устанавливаем init (загрузка) и exit (выгрузка) как статические функции, которые возвращают целые числа.
  • Обратите внимание на использование printk вместо printf . Также параметры printk отличаются от printf . Например, флаг KERN_INFO для объявления приоритета журналирования для конкретной строки указывается без запятой. Ядро разбирается с этими вещами внутри функции printk для экономии памяти стека.
  • В конце файла можно вызвать module_init и module_exit и указать функции загрузки и выгрузки. Это даёт возможность произвольного именования функций.
  • Впрочем, пока мы не можем скомпилировать этот файл. Нужен Makefile. Такого базового примера пока достаточно. Обратите внимание, что make очень привередлив к пробелам и табам, так что убедитесь, что используете табы вместо пробелов где положено.

    Если мы запускаем make , он должен успешно скомпилировать наш модуль. Результатом станет файл lkm_example.ko . Если выскакивают какие-то ошибки, проверьте, что кавычки в исходном коде установлены корректно, а не случайно в кодировке UTF-8.

    Теперь можно внедрить модуль и проверить его. Для этого запускаем:

    Если всё нормально, то вы ничего не увидите. Функция printk обеспечивает выдачу не в консоль, а в журнал ядра. Для просмотра нужно запустить:

    Читайте также:  Сброс пароля администратора домена windows 2003

    Вы должны увидеть строку “Hello, World!” с меткой времени в начале. Это значит, что наш модуль ядра загрузился и успешно сделал запись в журнал ядра. Мы можем также проверить, что модуль ещё в памяти:

    Для удаления модуля запускаем:

    Если вы снова запустите dmesg, то увидите в журнале запись “Goodbye, World!”. Можно снова запустить lsmod и убедиться, что модуль выгрузился.

    Как видите, эта процедура тестирования слегка утомительна, но её можно автоматизировать, добавив:

    в конце Makefile, а потом запустив:

    для тестирования модуля и проверки выдачи в журнал ядра без необходимости запускать отдельные команды.

    Теперь у нас есть полностью функциональный, хотя и абсолютно тривиальный модуль ядра!

    Немного интереснее

    Копнём чуть глубже. Хотя модули ядра способны выполнять все виды задач, взаимодействие с приложениями — один из самых распространённых вариантов использования.

    Поскольку приложениям запрещено просматривать память в пространстве ядра, для взаимодействия с ними приходится использовать API. Хотя технически есть несколько способов такого взаимодействия, наиболее привычный — создание файла устройства.

    Вероятно, раньше вы уже имели дело с файлами устройств. Команды с упоминанием /dev/zero , /dev/null и тому подобного взаимодействуют с устройствами “zero” и “null”, которые возвращают ожидаемые значения.

    В нашем примере мы возвращаем “Hello, World”. Хотя это не особенно полезная функция для приложений, она всё равно демонстрирует процесс взаимодействия с приложением через файл устройства.

    Вот полный листинг:

    Тестирование улучшенного примера

    Теперь наш пример делает нечто большее, чем просто вывод сообщения при загрузке и выгрузке, так что понадобится менее строгая процедура тестирования. Изменим Makefile только для загрузки модуля, без его выгрузки.

    Теперь после запуска make test вы увидите выдачу старшего номера устройства. В нашем примере его автоматически присваивает ядро. Однако этот номер нужен для создания нового устройства.

    Возьмите номер, полученный в результате выполнения make test , и используйте его для создания файла устройства, чтобы можно было установить коммуникацию с нашим модулем ядра из пространства пользователя.

    (в этом примере замените MAJOR значением, полученным в результате выполнения make test или dmesg )

    Параметр c в команде mknod говорит mknod, что нам нужно создать файл символьного устройства.

    Теперь мы можем получить содержимое с устройства:

    или даже через команду dd :

    Вы также можете получить доступ к этому файлу из приложений. Это необязательно должны быть скомпилированные приложения — даже у скриптов Python, Ruby и PHP есть доступ к этим данным.

    Когда мы закончили с устройством, удаляем его и выгружаем модуль:

    Заключение

    Надеюсь, вам понравились наши шалости в пространстве ядра. Хотя показанные примеры примитивны, эти структуры можно использовать для создания собственных модулей, выполняющих очень сложные задачи.

    Просто помните, что в пространстве ядра всё под вашу ответственность. Там для вашего кода нет поддержки или второго шанса. Если делаете проект для клиента, заранее запланируйте двойное, если не тройное время на отладку. Код ядра должен быть идеален, насколько это возможно, чтобы гарантировать цельность и надёжность систем, на которых он запускается.

    Источник

    Оцените статью