- Игровые возможности Windows Phone. Часть 1
- Визуальные красоты
- Сетевая интеграция
- Хаб «Игры» и игровой раздел в Marketplace
- Десять причин купить смартфон на Windows Phone
- Причина №1. Скорость работы
- Причина №2. Единый стиль сторонних приложений
- Причина №3. Внешний вид устройств
- Причина №4. Жесткие требования к «железу» и их плюсы
- Причина №5. Софтовые ограничения производителей
- Причина №6. Возможности бэкапа
- Причина №7. Удобная клавиатура
- Причина №8. Интеграция с Facebook/Twitter
- Причина №9. Индикаторы пропущенных событий
- Причина №10. Оригинальный дизайн интерфейса
- Заключение
Игровые возможности Windows Phone. Часть 1
Компанию из Рэдмонта сложно назвать новичком в игровой индустрии: собственная консоль Xbox 360 успешно шагает по планете, а студии, являющиеся частью фирмы, «собаку съели» на качественных игровых проектах для неё. Дабы не изобретать велосипед, Microsoft решила привнести в Windows Phone собственные наработки, а именно инструментарий XNA и сервис Xbox LIVE.
Визуальные красоты
Анонсированный в 2004 году, набор инструментов XNA был выпущен с целью облегчения создания игр, а также упрощения их переноса с операционной системы Windows на Xbox и обратно. В дальнейшем версия 3.1 получила поддержку мультимедийных плееров Zune, а с четвёртой – «подружилась» с Windows Phone 7. По заявлениям Microsoft, использование XNA позволяет значительно упростить процесс портирования игр с персональных компьютеров и домашних консолей на портативные устройства, что в перспективе позволяет любому разработчику под ОС и консоль Microsoft в случае заинтересованности в мобильной платформе без значительных усилий выпустить свой проект и для Windows Phone.
Естественно, заставить портативное устройство обрабатывать графику, которая под силу той же Xbox 360, невозможно, посему компании пришлось пойти на некоторые ухищрения. Главным из них стал отказ от возможности программирования собственных шейдеров (специальных мини-программ, позволяющих создавать различные эффекты для объектов и окружения трёхмерной сцены): в XNA для Windows Phone доступно всего пять основных типов, которые сторонние программисты могут использовать в своих проектах, подвергая, в случае необходимости, дополнительной настройке. Второе ухищрение заключается в аппаратном скалере, уменьшающем разрешение игры без потери производительности. К примеру, в случае, если для проекта требуются стабильные 60 кадров в секунду, разработчик может задать разрешение 480 х 320 пикселей вместо базовых для Windows Phone 800 х 480 пикс., тем самым сэкономив аппаратные ресурсы и направив их в нужное русло. Существуют и другие нюансы разработки при помощи XNA для мобильной ОС от Microsoft, которые мы, однако, не будем затрагивать, благо тема статьи не о том. В целом, лишь можно сказать, что данный инструментарий предоставляет достаточно обширные возможности как для состоявшихся производителей ПО, желающих перенести свои проекты на Windows Phone, так и для новичков, только приступивших к знакомству с миром программирования игровых приложений.
К сожалению, запрет на использование языка С++ для прямого доступа к аппаратным возможностям смартфонов на базе мобильной ОС от Microsoft, а также навязывание собственных технологий вынуждает многих разработчиков отворачиваться от неё. К примеру, создатели кросс-платформенных движков Unity и Unreal Engine, которые используют сотни игр для iOS и Android, отказались портировать свои продукты на Windows Phone как раз из-за подобных ограничений, что сводит надежды на быстрое расширение линейки качественных игровых приложений для неё к минимуму. Microsoft выборочно открывает доступ к системе некоторым партнёрам при создании ключевых, по её мнению, приложений (к примеру, Spotify и Tango), однако почему данная поблажка не затронула создателей популярных средств для разработки игр, до сих пор не известно. Впрочем, Unity Technologies не отрицает возможного изменения ситуации с выходом следующей версии Windows Phone под кодовым названием «Apollo».
Это же ограничение вынуждает разработчиков игр для iOS и Android полностью переписывать свои проекты, написанные на Objective-C/C++, с использованием C# в XNA, что не только приводит к увеличению времени переноса проекта, но и требует дополнительной оптимизации. В результате, к примеру, игры французской студии Gameloft, которые на iOS уже успели «покрыться пылью», добираются до Windows Phone в лучшем случае через год (Splinter Cell Conviction), а в худшем – застревают в неизвестности (анонсированный, но так и не появившийся Asphalt 5). Некоторые разработчики идут на определённые ухищрения, о чём можно прочитать, к примеру, здесь (на англ.).
Впрочем, всё не столь печально, как кажется на первый взгляд. Для разработчиков, желающих облегчить свой труд в процессе создания нового «шедевра» для Windows Phone, уже существует несколько движков с поддержкой XNA. Наиболее известные из них – SunBurn и DeltaEngine. Первый представляет собой некую надстройку над официальными средствами разработки Visual Studio и выделяется, главным образом, своим визуальным редактором, позволяющим воссоздавать виртуальную сцену посредством добавления трёхмерных объектов, текстур, источников освещения и прочего. Что касается DeltaEngine, эта сравнительно новая разработка (текущая на момент написания статьи версия 0.9.1 всё ещё не финальная) является полноценным трёхмерным движком с собственным редактором сцены, материалов и т.д. Аналогичным образом интернирующийся с Visual Studio, DeltaEngine позволяет создавать игровые приложения с использованием языка C# для множества платформ (персональные компьютеры, веб-браузеры, планшеты, смартфоны), включая Windows Phone.
Мультиплатформенная игра SoulCraft, которая выйдет также для Windows Phone
Наконец, для Windows Phone существует своя версия популярного физического движка Box2D (привет, Angry Birds) под названием Farseer, а также альтернатива в виде библиотеки BEPUphysics.
Сетевая интеграция
Xbox LIVE является «визитной карточкой» игровой консоли от Microsoft. Данный сетевой сервис позволяет пользователям Xbox 360 играть в мультиплеерные игры, общаться не только при помощи текстовых сообщений, но также посредством голосовой и видеосвязи и, наконец, скачивать различный дополнительный контент: игры и обновления к ним, демо-версии новых проектов, видеоролики и многое другое. Кроме того, Xbox LIVE предоставляет таблицы рекордов и списки достижений, а также создание анимированного аватара, являющегося трёхмерной инкарнацией игрока в сетевом мире консоли от Microsoft.
Многие из возможностей старшего «собрата» были переняты Xbox LIVE для Windows Phone. Здесь вам и аватар с возможностью его изменения прямо на телефоне, и таблицы результатов с достижениями, и возможность общения (при условии покупки Gold аккаунта). Обновлённая Windows Phone 7.5 Mango, на основе которой работают все официально поставляемые в Россию смартфоны, также привнесла с собой сетевой мультиплеер, возможность скачивания дополнительного контента, внутриигровые приобретения, а также настройки родительского контроля.
В заключение стоит отметить несколько маркетинговых преимуществ: любая игра для мобильной ОС с поддержкой Xbox LIVE стоит не менее 2,99 долл. США (в России – 104 рубля), что является требованием Microsoft. Увеличение цены связано с желанием компании наградить разработчика более высокой прибылью, а также дополнительными тратами, направленными на рекламу проекта. Новая игра с поддержкой сервиса обычно появляется в магазине приложений Windows Phone лишь раз в неделю (по средам), что временно избавляет её от конкуренции, а также позволяет сконцентрировать все усилия пиар-отделов Microsoft на ней одной. Затраты окупаются с лихвой: по заявлениям представителей компании из Рэдмонда, несмотря на то, что игры с поддержкой их сервиса составляют лишь 30% от общего количества всех скачанных игровых приложений для Windows Phone, они приносят свыше 70% суммарного дохода. Для пользователей же подобная политика по отношению к стоимости Xbox LIVE игр, к сожалению, выливается в гораздо большие затраты по сравнению с аналогичными тайтлами для iOS и Android.
Всем хороши возможности Xbox LIVE, да только доступны они не для каждого разработчика: Microsoft тщательно отбирает игровые тайтлы для публикации под своим именитым брендом. Возможность получить поддержку сервиса, кроме собственной студии Microsoft Studios, имеют также компании-партнёры как Electronic Arts, Gameloft, SEGA, Glu и другие. Игра должна быть либо очень популярной, либо иметь какую-нибудь отличительную черту, в случае если сторонний разработчик хочет заручиться поддержкой Xbox LIVE и отправить запрос в одну из этих фирм.
Однако везёт немногим, в результате чего лагерь игр для Windows Phone разделён на две части – игры с поддержкой сервиса и без него. Первых мало, и зачастую среди них оказываются бездарные проекты, тогда как вторые «тонут» без должной сетевой интеграции и рекламной поддержки в сотнях новых программ, ежедневно «выливающихся» в Windows Phone Marketplace.
Впрочем, «белые вороны» всё же попадаются: к примеру, разработчики инди-игры IonBall получили возможность интегрировать сервис Microsoft и выпустить обновлённый тайтл под названием IonBall DX; популярная игра Chickens Can Dream скоро также обзаведётся поддержкой Xbox LIVE и будет запущена в магазине приложений под названием Chickens Can’t Fly.
Последний пункт, на котором хотелось бы заострить внимание – потенциальная аудитория пользователей Windows Phone, непосредственно влияющая на прибыль разработчиков. Тогда как счёт владельцев устройств на iOS и Android идёт на сотни миллионов, продукт Microsoft не может похвастаться столь умопомрачительными цифрами. Компания не разглашает статистику, однако косвенные подсчёты рапортуют о пока что не преодолённом рубеже в 10 миллионов смартфонов. С выходом Nokia на рынок аппаратов с Windows Phone ситуация, конечно, должна улучшиться, однако в данный момент о миллионных скачиваниях игр для этой ОС речи быть не может. Соответственно, потенциальный доход для компаний и особенно небольших групп и программистов-одиночек весьма мал, чтобы тратить свои силы на поддержку ещё одной системы.
Рассмотрев техническую сторону, перейдём к более насущным делам – обзору хаба «Игры», являющегося сосредоточением одноимённых возможностей смартфона на Windows Phone.
Хаб «Игры» и игровой раздел в Marketplace
При первом открытии вам будет предложено создать Xbox LIVE аккаунт в случае, если таковой у вас отсутствует. После регистрации вам будет присвоен «тег игрока» или, проще говоря, ник, под которым вы отныне будете числиться в сервисе. По умолчанию он представляет собой нечто невразумительное типа «Player123456789», однако тег можно изменить на любой другой по своему усмотрению. Стоит отметить, что бесплатно подобная возможность предоставляется лишь единожды – за каждый следующий придётся заплатить 800 баллов Microsoft Points, что соответствует 10 долл. США.
Хаб «Игры» выполнен в виде традиционной для интерфейса Metro панорамы и состоит из следующих страниц:
- Коллекция: содержит все установленные в телефоне игры; в свою очередь разделён на три списка – последние сыгранные, Xbox LIVE и прочие тайтлы.
- Xbox LIVE: хранит информацию о вашем профиле. Здесь же появляется аватар, а также присутствуют ссылки на раздел с достижениями, списком друзей, а также перепиской (доступна лишь в случае покупки Gold-аккаунта).
- Запросы: сюда поступают предложения от друзей сыграть по сети, а также уведомления в случае длящегося матча пошаговой игры.
- Интересно: новостной раздел, в котором также встречаются опросы, видеообзоры, советы по той или иной игре и т.д.
Для игр в магазине приложений Windows Phone существует отдельный раздел. Сперва перед взором пользователя традиционно предстаёт игра дня, за которой следует список жанров, позволяющих отсортировать тайтлы с поддержкой Xbox LIVE по данному критерию. Следующий на очереди – список всех игровых приложений, в которые интегрирован данный сервис, в порядке появления в Marketplace. Замыкают панораму «свежие» игры от инди-разработчиков и случайная подборка от самого магазина. В принципе, обычные игры можно найти и в общем списке новых приложений для Windows Phone, однако лучше использовать для этого выделенный раздел.
В завершение первого материала хотим обратить ваше внимание на программы Xbox LIVE Extras и Avatar Gadgets. Первая позволяет изменить аватар Xbox LIVE от и до, включая части тела, а также одежду и сопутствующую атрибутику. Что касается второй программы, она снабдит вашего виртуального протеже рядом интересных способностей (фонарик, уровень, линейка), которые могут пригодиться в реальной жизни. Оба приложения бесплатны.
Во второй части мы непосредственно пройдёмся по наиболее примечательным играм для Windows Phone — как с поддержкой сервиса Xbox LIVE, так и без него.
Десять причин купить смартфон на Windows Phone
Примерно полгода назад у нас закончился спецпроект, посвященный Windows Phone, в рамках которого мы с Артемом рассказывали о сторонних и встроенных приложениях этой операционной системы. Сам проект длился около четырех-пяти месяцев, в течение которых я 50% времени пользовался смартфоном на Windows Phone (сначала Nokia Lumia 800, затем HTC Windows Phone 8x). В процессе использования появлялись некоторые раздражающие мелочи, но и плюсов у системы хватало. Именно поэтому я раз за разом пытался использовать 8х в качестве основного телефона и в этой статье постараюсь объяснить, почему.
Причина №1. Скорость работы
Не желая наступать на грабли Android, который жутко тормозил во времена версий 2.х, в Microsoft уделили скорости работы максимальное внимание. Даже старенькая Nokia Lumia 800 работала быстро и плавно. Благодаря этому у пользователя складывалось положительное впечатление от операционной системы.
Причина №2. Единый стиль сторонних приложений
Скажу честно, меня очень раздражает тот факт, что приложения в Google Play имеют такой разнообразный дизайн. «Разнообразие – это прекрасно», — возразит мне читатель, но в случае с Android из-за внешних различий между сторонним софтом и встроенными программами (разве что вы очень аккуратно подбираете софт, выполненный по гайдлайнам Google) вы не чувствуете единства в Android.
В случае с Windows Phone всё просто: приложения, не соответствующие внешнему виду этой системы, просто не допускаются в Marketplace. С одной стороны, это делает различные программы похожими друг на друга, а с другой, вы всегда точно знаете, как переключаться между различными окнами приложения, где находятся настройки и т.д.
Причина №3. Внешний вид устройств
Я не знаю наверняка, с чем это связано, но большинство устройств на Windows Phone очень здорово выглядит. Взять тот же HTC Windows Phone 8x. Вот он, вроде бы, просто лежит около компьютера, а уже хочется взять его в руки, включить, полистать приложения. Это касается и многих других устройств (HTC Windows Phone 8s, Nokia Lumia 920/1020 и даже Samsung ATIV S выглядели куда лучше, чем тогдашний Galaxy S3). Складывается впечатление, будто не имея возможности влиять на внешний вид самой системы, производители сфокусировались на дизайне устройств.
Причина №4. Жесткие требования к «железу» и их плюсы
Насколько я знаю, Microsoft сильно ограничивает количество доступных для использования чипсетов, выдвигает строгие требования к разрешению дисплея и т.д. На деле это позволяет выпускать обновления для всех без исключения устройств, даже для самых бюджетных, и лучше оптимизировать их работу.
Причина №5. Софтовые ограничения производителей
В операционной системе Android компания Google практически никак не ограничивает производителей в замене встроенных приложений (исключение составляют программы, отвечающие за Google-сервисы — их нельзя удалять или модифицировать) и изменении внешнего вида операционной системы. Это позволяет производителям создавать свои уникальные оболочки, которые становятся еще одним критерием при выборе смартфона.
С другой стороны, некоторые компании очень далеко отходят от внешнего вида, который изначально использует Google. В результате мы видим существенные различия в дизайне встроенных приложений от Google (Gmail, Youtube, Google Maps и т.д.) и предустановленного софта от производителя (например, аудио- и видеоплееры в TouchWiz). Всё это негативно влияет на общее впечатление от операционной системы.
В Windows Phone же производители сильно ограничены компанией Microsoft, количество доступных изменений минимально. Они могут только предустановить несколько собственных программ (например, красивый тайл с часами в устройствах HTC). Такой подход гарантирует получение единого пользовательского опыта всеми владельцами Windows Phone. И если вы перейдете с того же Samsung ATIV S на Nokia Lumia 1020, то без проблем сможете использовать последнюю, ведь интерфейс в них идентичен.
Причина №6. Возможности бэкапа
Создание и полнота резервной копии в Windows Phone близки к iOS, и это огромный плюс этой системы. Например, при авторизации с нового устройства все ваши SMS и последние звонки автоматически подтягиваются из «облака». Насколько я знаю, у Android такой функциональности (без использования сторонних приложений) нет.
Причина №7. Удобная клавиатура
В Windows Phone 8 немного обновили клавиатуру в сравнении с «семеркой», и ей стало значительно удобнее пользоваться (возможно, что важную роль в моих впечатлениях сыграло и увеличение диагонали в том же HTC Windows Phone 8x в сравнении с Lumia 800). Клавиши большие и высокие, предикативный ввод отлично работает, особенно мне понравились предложения следующих слов. Надеюсь, что в новых версиях добавят ввод с помощью росчерков.
Причина №8. Интеграция с Facebook/Twitter
У Windows Phone очень тесная интеграция с этими двумя социальными сетями. Например, в карточке контакта, к которому подключены его профили в Facebook и Twitter, вы можете видеть его последние посты и твиты. Также есть возможность просматривать объединенную ленту новостей из обеих социальных сетей.
Отдельно отмечу, что система корректно подтягивает фотографии контактов из Facebook, в Android с этим иногда бывают проблемы.
Причина №9. Индикаторы пропущенных событий
Подход Windows Phone к уведомлениям о пропущенных событиях близок к iOS. У всех приложений есть возможность выводить уведомления о пропущенных сообщениях, новых событиях и любой обновленной информации. В случае с тем же Android такую возможность имеют только встроенные программы.
Причина №10. Оригинальный дизайн интерфейса
Дизайн Windows Phone может нравиться, может раздражать, но мало кого он оставляет равнодушным. Лично я положительно относился к внешнему виду этой системы. Во времена кризиса идей у Microsoft получилось выпустить что-то необычное, непохожее на конкурентов. Сказать по правде, я бы и на настольном компьютере с удовольствием использовал «плитки», но уж слишком мало оптимизированных под них приложений.
Заключение
За полгода использования Windows Phone я довольно точно осознал, что мне нравится и не нравится в этой операционной системе. На мой взгляд, самые значимые преимущества – это ее внешний вид (вернее, его гармоничное сочетание с дизайном самих устройств), скорость работы и единый стиль, в котором выполнены встроенные и сторонние приложения.
Если же говорить о недостатках, то мне не хватало свободы действий: хотелось бы иметь доступ к файловой системе с самого смартфона, возможность установить сторонние аудио- и видеоплееры, клавиатуру и номеронабиратель (частично проблему решает Rap Dialer). Дело в том, что типичные пользователи Windows Mobile — гики, которые любили «копаться» в ОС и настраивать ее под себя. А новая Windows Phone ориентирована на аудиторию iOS с девизом «просто и быстро». Именно поэтому мы часто слышим жалобы на небольшую функциональность Windows Phone.
Windows Phone стала эдакой противоположностью Android: в ней уделили много внимания скорости работы, единому интерфейсу и обновлениям ОС для всех устройств. Взамен же поставили жесткие ограничения на кастомизацию как производителям, так и сторонним разработчикам. В результате гики и продвинутые пользователи недовольны этой операционной системой, а простых пользователей это особо не беспокоит, им хватает за глаза имеющихся возможностей.