Vst plugin для linux

Программы и VST-плагины для Linux

Обновился бесплатный звуковой редактор Audacity с открытым исходным кодом.Audacity можно использовать для: Записи звука. Оцифровки аналоговых записей (кассет, грампластинок). Редактирования файлов в форматах Ogg Vorbis, MP3 и WAV. Физического редактирования нескольких файлов (вырезание, склейка, сведение). Изменения скорости и высоты тона записи. Ещё много для чего ещё!

Giada — это бесплатный, аудио-инструмент для ди-джеев и тех, кто выступает вживую. Как он работает? Просто возьмите ваш канал, наполните его сэмплами или MIDI-событиями и начинайте шоу, используя эту компактную программу как луп-процессор, драм-машину, секвенсор, живой сэмплер и даже как хост-программу (VST) эффектов. Цель Giada — быть компактным и портативным виртуальным устройством для Linux, Mac OS X и Windows, для создания аудио и проведения живых сетов. Новые опции: MIDI разработка. Новый виджет

Qtractor — это Audio/MIDI мультитрековый секвенсор-приложение, написанное на языке C++ с с помощью фреймворка Qt4. Целевая платформа для приложения — Linux, где джек-разъем Jack Audio Connection Kit для аудио, и Advanced Linux Sound Architecture (ALSA) для MIDI — основной интерфейс для создания графического пользовательского интерфейса полноценной настольной рабочей аудиостанции, особенно подходящей для роли персональной домашней студии.

Плагин для просмотра и анализа содержимого музыкальных аудио-файлов. При большом количестве функций для полного исследования аудиоданных, у Sonic Visualiser также есть возможности написания аннотаций для описания данных, которые вы нашли, и возможность запуска плагина Vamp для автокомментирования и анализа, а также применения стандартных аудиоэффектов.

K-Meter — бесплатный измеритель сигнала, основанный на системе «K-System» и созданный по всем техническим требованиям, описанными Бобом Кацом.

Маленький аналоговый синтезатор, первоначально разработанный для демо-сцены или, если быть более точным, для 64к-интро демо-группы Brain Control. Изначально синтезатор был разработан для того, чтобы умещаться в размер менее 10кБ сжатого машинного кода, но затем был выпущен релиз более крупной VSTi версии, доступной бесплатно для пользвателей.Особенности: Осцилляторы на основе сплайна. Помимо стандартных форм волны (синусоида, пила, треугольник, импульс) на осцилляторах можно создавать множество

MUSE — многодорожечная виртуальная студия для Linux, поддержка midi/audio, поддерживает Jack, LADSPA и ALSA. Особенности: автоматизация; мишкер; поддержка LADSPA плагинов (пре- и постфейдер);треки Stereo/Mono;определение midi инструментов через инструментальные файлы определения (*.idf);назначаемые горячие клавиши для большинства функций, drag-n-drop импорт midi и аудио файлов (а также Part файлов, предустановок плагинов);drag-n-drop копирование плагинов;импорт/экспорт Standart midifile (smf);RTC

Бесплатный DAW.T6 предлагает поддержку VST-плагинов и неограниченные звуковые и MIDI-треки.Это не «Lite» версия, разработчики не накладывают ограничения на количество используемых дорожек, плагинов или каких-либо других ограничений, обычно встречающихся в других бесплатных DAW. Зачем? — подразумевается, что вам понравится использовать приложение и вы откроете для себя ценность в инвестировании в последние версии и расширенные функции, которые постоянно добавляются. Инновации и креативность

Ardour — цифровая аудио рабочая станция записи, редактирования и сведения многодорожечного аудио, созданная для того, чтобы удовлетворить потребности профессиональных пользователей. Мультиканальная запись, возможность бесконечной отмены действий, полная поддержка автоматизации, мощный микшер, бесконечное число дорожек, шин и эффектов, асинхронный экспорт, возможность привязки аудио областей к bars/beats/ticks, редактор горячих клавиш, набор мощных и удобных функций по работе с аудио-кусками, функции

LMMS — самый популярный бесплатный секвенсер для Linux, основаный на идеологии Frutty Loops. Создатели редактора не скрывают, что были вдохновлены именно «фруктами». Для своей работы требуется наличие установленной библиотеки Qt/Qtl версии не ниже 2.0.Основные особенности: бесплатный открытый секвенсер поддержка LADSPA плагинов поддержка VSTi (для работы необходимо иметь установленный WINE) работа через аудиосервер jack, что позволяет коммутировать MIDI и Audio потоки как подскажет Вам ваша фантазия

Источник

О поддержке VST в Linux: Status Quo

12 октября 2011

Фраза «Я пишу музыку в Linux» всё ещё вызывает улыбки, но уже несколько реже. Частично это объясняется совершенствованием драйверов для полупрофессиональных и профессиональных внешних интерфейсов (проект FFADO), частично — появлением качественного коммерческого ПО (Guitar Pro, Pianoteq, Renoise) и совершенствованием свободных DAW (Ardour, OpenOctaveMidi).

Тем не менее некоторое беспокойство у мигрирующих пользователей вызывает поддержка плагинов VST. Эта обеспокоенность вполне объяснима, поскольку плагины являются весомой частью любой виртуальной студии вне зависимости от того, пишете ли вы электронную музыку с кучей программных синтезаторов или же просто записываете и сводите аудиодорожки с записью живых инструментов. Понятно, что расставаться с готовой библиотекой проверенных плагинов мало кому охота.

В отношении VST ситуацию с плагинами можно кратко охарактеризовать как непростую. VST, собранные для Windows, невозможно запускать без WINE. В свою очередь WINE является достаточно ненадёжным средством запуска приложений. Специально для этой заметки автор прогулялся в трекер ошибок WINE и нашёл там около дюжины отчётов о проблемах с запуском VST в Linux, к которым авторы знаменитого не-эмулятора даже не прикасались, несмотря на двух-трёхлетний возраст некоторых отчётов.

На практике это означает, что некоторые плагины не запустятся, а некоторые не смогут нормально работать. Автору доводилось слышать о случаях, когда, казалось бы, успешно запущенный плагин не давал ввести номер честно купленной лицензии. Вместе с тем есть достаточно немало плагинов, которые совершенно нормально работают и не вызывают вообще никаких сложностей.

С хостами дело обстоит следующим образом. Если раньше распространение софта с включённой поддержкой VST было невозможно из-за лицензии на VST SDK, то сейчас это перестало быть проблемой благодаря проекту VeSTige, начатому авторами секвенсера LMMS. Это созданный с нуля файл, необходимый как для для сборки VST в Linux, так и для сборки хостов VST. Почти все свободные линуксовые хосты используют сейчас VeSTige.

Итого: запуск VST, собранных для Windows, к настоящему моменту возможен следующими способами:

  • через отдельный хост FeSTige (VeSTige и FeSTige — разные вещи). Каждый плагин запускается как клиент JACK, что обеспечивает произвольный роутинг сигнала. При использовании с DAW вроде Ardour такие плагины вполне привычным образом подключаются через возвраты в микшере;
  • через DSSI в тех DAW, которые поддерживают этот API виртуальных инструментов. Для этого существует «мостик» dssi-vst, загружающий плагины VST как плагины DSSI. Работает в таких секвенсерах, как Rosegarden и Qtractor;
  • просто поддерживается некоторыми приложениями. Если LMMS собирается с поддержкой VST сразу, то в Ardour 2 эта функция по умолчанию отключена.
Читайте также:  Базис мебельщик для линукс

Сравнительно недавним трендом является поддержка VST, собранных для Linux. Ничего принципиально сложного в такой сборке для разработчиков нет, если для интерфейса была использована та или иная кроссплатформенная библиотека графических элементов.

Одним из первых хостов VST, собранных для Linux, стал MIDI-секвенсер Qtractor. Поддержка Linux VST была реализована в нём ещё пару лет назад, но только с выпущенной буквально на днях версией 0.5.1 она стала почти беспроблемной. Причём произошло это на фоне добавления поддержки Linux VST в нестабильную версию Ardour 3 — ту самую, где наконец-то появились MIDI-дорожки.

Много ли сейчас Linux VST, и что они собой представляют? По разным подсчётам, число таких плагинов колеблется в диапазоне между сотней и двумя. Главным образом, это плагины независимых разработчиков с присущим им разбросом по качеству и проработанности. В одних случаях это поддерживаемые разработки, в других — отпущенное «на волю» детище, которым стало некогда заниматься.

На их фоне достаточно заметно выделяются два производителя коммерческих VST для Linux. Это британские компании linuxDSP и Loomer. Первая основана бывшим программистом Solid State Logic и специализируется на плагинах для студийной обработки и мастеринга. Вторая больше работает на музыкантов-электронщиков и кроме полудюжины интересных эффектов предлагает несколько достаточно приличных синтезаторов.

Ardour 3 (Wootangent.net)

Сейчас невозможно предсказать, насколько поддержка Linux VST в Qtractor и Ardour скажется на готовности разработчиков коммерческих плагинов подготовить порты для Linux. На принятие подобного решения будут оказывать влияние не только технические, но и экономические факторы.Пока же можно установить на пробу свежий дистрибутив KXStudio или AV Linux и лично посмотреть, что и как работает.

Источник

Xubuntu-ru.net

Недавно я прочитал о том, что Гэйб Ньюэлл всерьёз настроен на то, чтобы перенести хорошие и качественные игры в Linux. Как он считает, это именно то, чего не хватает, и что на данный момент ограничивает развитие платформы. Безусловно, он прав. Тем не менее, лично для меня есть и другая область, которая мне даже намного важнее, чем игры — это музыка. Если без игр я могу обойтись, то музыка для меня необходима — как, впрочем, и для многих других людей.

На картинке ­— рабочее место Niels Ott, на компьютере запущен Ardour.

Моя жена тоже музыкант, и когда она увидела, какие секвенсоры и синтезаторы есть в Linux — она даже не стала пытаться в них разобраться, просто вернувшись к своим Cubase и Reason. На её ноутбуке есть Windows 7, и когда она пишет музыку, она просто перезагружается туда и запускает там эти программы.

Я же, пользуясь Linux уже около 10 лет, не могу так просто отказаться от того, чтобы хотя бы пробовать имеющиеся программы. В принципе, могу точно сказать, что за 10 лет всё очень сильно изменилось в лучшую сторону. И всё же то, что сейчас есть под Linux для написания музыки, очень далеко от идеала. Давайте вместе разберёмся, почему бо́льшую часть музыки всё ещё пишут на Mac OS X или Windows.

Давайте прежде всего рассмотрим DAW (digital audio workstation) — цифровые звуковые рабочие станции. Поскольку мы говорим о написании музыки (а не только о записи), нас интересуют те DAW, которые могут работать как MIDI-секвенсор.

Из коробки energyXT представляет из себя довольно обычную цифровую звуковую рабочую станцию, которая, впрочем, довольно хорошо работает, доступен для Linux, Mac OS X, Windows и iOS, позволяет сразу загружать музыку на SoundCloud, обладает вполне удобным интерфейсом и имеет набор встроенных инструментов и эффектов, а также поддерживает VST-плагины. Ещё вместе с energyXT идут лупы от Loopmasters.

Если хочется посмотреть подробнее, то, например, в этом видео показан процесс создания dubstep-композиции.

У energyXT я замечал два больших минуса:

1. В поставке по умолчанию не подключить MIDI-контроллер (например, MIDI-клавиатуру). То есть опция-то такая есть, но реально попытка подключения приводит к падению программы. Пишут, правда, что есть решение — можно самостоятельно перекомпилировать libaam.so (вот тут обсуждение).

Но с другой стороны не совсем понятно, почему разработчик коммерческой программы (я покупал её за €39, но они пишут, что это со скидкой, а так €59) не включится в процесс и не решит проблему самостоятельно (известно о ней уже больше года).

Недавно они, кстати, выпустили свой виртуальный инструмент под названием XTS1, и в спецификациях к нему написали «Windows/Mac OS X compatible». Про Linux вообще ни слова. Впрочем, когда я спросил у них об этом на getsatisfaction, они ответили, что выпустить версию под Linux они планируют.

2. Без JACK energyXT не работает с моей звуковой картой ESI Juli@. А также, судя по этому обсуждению, с M-Audio Audiophile 2496). Соответственно, известно, что программа не работает на звуковых картах на snd_ice1724 и snd_ice1712. Впрочем, судя по всему, реально всё будет работать, если использовать JACK.

Но, опять же, просто «взять и включить» JACK нельзя (как это делается, например, в Renoise и LMMS). По какой-то причине разработчики не добавили опцию переключения между ALSA и JACK, а только написали, как скомпилировать поддержку JACK самостоятельно.

Тем не менее, в целом energyXT очень даже неплох, особенно на ноутбуке (у него довольно низкие требовния к ПО), так что имеет смысл скачать демонстрационную версию (до покупки работают все возможности, кроме сохранения) и попробовать.

Читайте также:  Linux свежие дистрибутивы 2020

Когда-то давно, когда мне было лет 5, мой старший брат постоянно писал музыку в FastTracker 2 и, вероятно, ещё в чём-то подобном. Всё это было ещё в то время, когда на компьютерах обычно стоял DOS с каким-нибудь Norton Commander’ом (или часто Volkov Commander’ом — тоже файловый менеджер от украинского программиста). Один раз я сел за компьютер, за котором он делал музыку, и стал что-то нажимать, менять ноты, и так далее. Когда пришёл мой брат, он удивился тому, насколько интересная мелодия у меня получилась. Решил, что если правильно раскидать её по каналам, то будет очень красиво.

Потом я возвращался к трэкерной музыке и в более позднем возрасте (в 8—10 лет, когда я уже начал программировать, у меня был QBasic и так далее). На винчестере всё время было много музыки в .it, .mod и .xm. Много чего осталось и по сей день. В ней есть какой-то свой, особый шарм. А маленький размер файлов (вплоть до нескольких кибибайт — зависит от размера сэмплов и прочего) всегда был неотъемлемым преимуществом, особенно когда дело касалось медленного Интернета, или компьютерных игр, которые не должны были выходить за пределы определённого размера.

Renoise — это полноценная цифровая звуковая рабочая станция, в основе которой лежит трэкерный подход к написанию музыки — в противовес более традиционному на данный момент подходу с использованием piano roll’а.

То есть если обычно в секвенсорах мы видим вертикально сориентированную клавиатуру пианино, справа от которой расположена матрица с нотами (по вертикали в ней, соответственно, высота тонов, а по горизонтали — их временно́е расположение и, соответственно, длительность), то в Renoise, как и в трэкерном ПО, есть каналы (которые могут относиться к разным инструментом), и на каждом канале по вертикали расположены, опять же, названия нот (при этом, например, «отпускание» ноты обозначается специальным словом «OFF» — соответственно, длительность ноты можно понять по расстоянию до этого слова).

Какой подход лучше — решать вам. Я, например, не могу однозначно сказать, что удобнее. Пожалуй, это зависит сразу от много: какую именно музыку вы пишете, насколько хорошо вы владеете компьютерной клавиатурой, какими программами вы пользовались раньше. Но точно можно сказать, что попробовтать Renoise стоит. Потому что играть мелодии вы можете и с MIDI-клавиатуры, а вот настолько проработанный интерфейс пока что можно встретить мало у каких DAW в Linux.

Преимуществ у Renoise полно — это и хороший, удобный микшер, и продвинутая работа с сэмплами, и отличный интерфейс для указания automation (автоматизации изменения тех или иных звуковых параметров по мере проигрывания трэка). Также есть простой MIDI mapping: выбираете какой-либо параметр и крутите на своём MIDI-контроллере какую-нибудь ручку (или fader), чтобы назначить её для этого параметра. Кроме того, в Renoise хорошая поддержка звуковой системы в Linux и довольно большое сообщество (есть даже сайт renoise.ru, и, конечно, есть официальный форум).

Ещё важным для многих может являться то, что у Renoise есть хорошая и подробная документация.

Ardour — ещё одна цифровая звуковая рабочая станция, у которой уже довольно большая история (первый релиз был в 2005 году) и весьма неплохой набор возможностей. Ardour является свободным ПО, позволяет создавать неограниченное количество звуковых дорожек, использовать возможности редактирования без разрушения оригинала (с неограниченным количеством возможных операций undo), автоматически компенсировать задержку в записываемом трэке в случае записи с синхронным прослушиванием других дорожек, а также имеет ещё много приятных особенностей.

Очень удобно использовать Ardour вместе с JACK. Например, вы можете запросто синхронно записывать два разных аудиопотока (к примеру, один из выхода программного синтезатора, а другой с микрофона) в две разные аудиодорожки (разумеется, никаких ограничений здесь нет — можно синхронно записывать любое количество аудиодорожек). Так же просто можно синхронизировать Ardour с другими программами через JACK. Например, вы можете синхронизировать его с программной драм-машиной и при записи или проигрывании композиции в Ardour слушать соответствующее место соответствующего паттерна в драм-машине.

JACK — вообще очень полезная вещь. Круг задач, которых можно решить с помощью JACK, очень велик. Я как-то раз даже описывал в комментариях на Хабрахабре, как можно с помощью него посмотреть кино сразу на двух языках (в разных наушниках, конечно же). Аналогично его можно использовать для дублировния фильмов — чтобы перемещение по дороже в аудиоредакторе приводило к соответствующему перемещению в видеопроигрывателе, и наоборот.

Поэтому если вы видите какую-то аудиопрограмму, которая не поддерживает JACK, то, скорее всего, с этой программой лучше не связываться — потому что совершенно непонятно, как авторы могли не добавить поддержку настолько полезного и нужного инструмента.

Что касается Ardour, несмотря на то, что все основные возможности проработаны очень профессионально, поддержка MIDI-дорожек появилась только в третьей версии, которая пока что находится в разработке (хотя уже вышла 5-я бета-версия, так что можно загружать и пробовать).

LMMS — кроссплатформенная цифровая звуковая рабочая станция, которая первоначально задмуывалась как аналог FL Studio (тогда ещё Fruityloops). Интересно, что чуть меньше 5 лет назад я уже писал об LMMS на Хабрахабре. Так вот, если вы спросите, изменился ли он за это время, то я просто скажу вам скачать и посмотреть. И да, он изменился, причём кардинально. Раньше нужно было после каждой добавляемой ноты нажимать Ctrl + S — потому что иначе при очередном падении (а они были постоянно) нужно было заново восстанавливать созданную мелодию. Теперь же LMMS работает стабильно (напишите в комментариях, если всё-таки найдёте глюки — а лучше сразу отправляйте авторам), не падает, и имеет, наверно, почти всю функциональность, которая там в принципе должна быть. Безусловно, авторам всё ещё есть над чем работать, но сейчас в LMMS уже можно нормально писать что-то полноценное, не думая о прошлых ограничениях.

Читайте также:  Mac os tiger virtualbox

LMMS поддерживает импортирование MIDI-файлов, а также файлов FLP (проектов FL Studio). Встроенные инструменты позволяют использовать имеющиеся у вас SoundFont2 и GUS Patches, плюс есть различные синтезаторы.

Также у LMMS есть форум и wiki с неплохой документацией на разных языках.

Плагины, VST(i), синтезаторы

Итак, с DAW разобрались, перейдём к плагинам и синтезаторам. Вообще, в Linux есть следующие стандарты аудиоплагинов: LADSPA, DSSI, LV2, VST и VSTi.

При этом LV2 — это простой, но расширяемый стандарт, являющийся потомком LADSPA (и исправляющий ограничения LADSPA, которые уже не подходят для современных аудиопрограмм) и заменяющий DSSI.

Интересным фактом также является то, что в Linux бывает поддержка VST(i) двух разных типов. В одном варианте это родные VST(i)-плагины, специально скомпилированные для Linux (имеют расширение .so). А в другом варианте — это плагины VST(i), которые предназначены для работы в Windows. Поддержка вторых реализована, например, в LMMS (с помощью VeSTige) и в Ardour. Вот, кстати, ещё тема на их форуме, где обсуждалось, нужно ли вносить поддержку родных плагинов (там же есть советы по альтернативным вариантам запуска Windows-плагинов). Родные же плагины поддерживаются в Renoise, energyXT, и теперь уже также в третьей версии Ardour. Про родные VST(i)-плагины для Linux есть информация на linux-vst.com и на сайте KXStudio. На данный момент самые интересные плагины предоставляют проекты DISTRHO, Jucetice и Loomer.

Также есть весьма хорошие плагины под названием mda-vst. У них открыт исходный код и есть бинарные файлы для 64-разрядного Linux.

Кстати, про архитектуру — на данный момент удобнее всего работать на 32-разрядной архитектуре, хотя лично я всё равно предпочитаю 64-разрядную.

Упирается всё, конечно же, как раз в плагины. Если вы используете плагины, которые имеют только 32-разрядные версии, то вам придётся использовать 32-разрядный хост. Если вы будете использовать 32-разрядный хост, то его не получится связать с 64-разрядным JACK, и так далее. В примечаниях к Renoise 2.8, правда, указывается, что теперь можно использовать 32-разрядные плагины с 64-разрядным Renoise, но когда я это проверял, то плагины не работали (возможно, они не реализовали это конкретно под Linux).

Так что, если пользуетесь 64-разрядным Linux, то, возможно, самое простое будет поставить дополнительно какой-нибудь 32-разрядный. Ну, а если все плагины доступны под x86_64 — то тем лучше: это, разумеется, намного удобнее.

Что касается синтезаторов, которые прежде всего работают как отдельные приложения — любителям нойза обязательно понравится din. Ещё есть amSynth, для использования SF2 хорошо подойдёт FluidSynth (очень часто используется вместе с GUI — ­Qsynth). И, конечно же, не стоит забывать про ZynAddSubFX. Появившись ещё в 2002 году, сейчас этот синтезатор стал уже культовым. Про него есть много статей, есть patches и sound banks, и прочее. Этот синтезатор обязательно стоит попробовать. Если с ним разобраться, то может получиться что-то такое.

А есть ли что-нибудь с реалистичным звуком пианино?

Есть. Pianoteq — это один из лучших виртуальных инструментов в мире вне зависимости от платформы. Он имеет огромные возможности для настройки малейших нюансов звука, и, что самое главное, звук пианино генерируется динамически, средствами процессора, а не берётся из сэмплов. Обычно, когда люди в первый раз об этом слышат, они не хотят даже пробовать Pianoteq (отличная иллюстрация — обсуждение Pianoteq на linux.org.ru). Тем не менее, если послушать композиции, записанные с помощью Pianoteq, почитать о том, кто им пользуется, а также скачать пробную версию и поиграть самому, то сразу же отпадают все сомнения. Pianoteq проработан настолько хорошо, что не сразу осознаёшь, что это вообще реально.

Разумеется, Pianoteq является платным (от €99 за самую простую версию Pianoteq 4 Stage и намного больше за более продвинутые варианты, расширения и прочее), но, к сожалению, никакого другого способа создать такую программу, похоже, нет (учёные и программисты, которые над ним работали, просто так столько работать не стали бы).

Объём загрузки, кстати, составляет 20 MiB. Те, кто работал с другими профессиональными синтезаторами пианино, понимают, насколько это маленький размер.

А какие ещё есть хорошие программы?

Если нужно просто что-то записать, без особых ухищрений, то отлично подойдёт Audacity. Составить партию ударных можно в Hydrogen — там достаточно много возможностей, и легко добавлять дополнительные библиотеки ударных. Самая лучшая DJ-программа — безусловно, Mixxx. Неплохая аудиоигра (помогает учиться играть на пианино) — Piano Booster. Тренажёр слуха — конечно же, GNU Solfege.
Итак

Мы видим, что в Linux можно и нужно писать музыку. С DAW всё, фактически, в порядке, есть хорошая поддержка VST(i)-плагинов. И, тем не менее, всё-таки количество доступных плагинов и синтезаторов пока что очень небольшое. Под Linux нет Omnisphere, нет Nexus, нет Vanguard. Давайте скажем прямо — пока что авторы профессиональных аудиоплагинов попросту игнорируют Linux. Стало ли лучше за последние несколько лет? Да, безусловно — но для того, чтобы можно было действительно чувствовать себя свободно в написании музыки, нужно гораздо больше. Поэтому самым интересным будет тот момент, когда Linux наберёт достаточно пользователей, чтобы его воспринимали более серьёзно в качестве платформы для настольных компьютеров и ноутбуков. Не исключено, что появление хороших компьютерных игр приведёт к увеличению количества пользователей, а следом и за улучшениями в поддержке Linux в других областях, в том числе и в музыке.

Стоит также учитывать тот факт, что далеко не всё то, что вы слышите в популярных композициях, было создано с помощью популярных программных синтезаторов. Что-то сделано на аппаратных синтезаторах, а что-то сделано путём настройки самых простых волновых синтезаторов.

Поэтому исследуйте имеющиеся возможности, создавайте, пишите — чем больше сообщество, тем больше вероятность того, что разработчики звукового ПО начнут воспринимать Linux намного лучше.

Источник

Оцените статью