What does linux make install do

Просто о make

Меня всегда привлекал минимализм. Идея о том, что одна вещь должна выполнять одну функцию, но при этом выполнять ее как можно лучше, вылилась в создание UNIX. И хотя UNIX давно уже нельзя назвать простой системой, да и минимализм в ней узреть не так то просто, ее можно считать наглядным примером количество- качественной трансформации множества простых и понятных вещей в одну весьма непростую и не прозрачную. В своем развитии make прошел примерно такой же путь: простота и ясность, с ростом масштабов, превратилась в жуткого монстра (вспомните свои ощущения, когда впервые открыли мэйкфайл).

Мое упорное игнорирование make в течении долгого времени, было обусловлено удобством используемых IDE, и нежеланием разбираться в этом ‘пережитке прошлого’ (по сути — ленью). Однако, все эти надоедливые кнопочки, менюшки ит.п. атрибуты всевозможных студий, заставили меня искать альтернативу тому методу работы, который я практиковал до сих пор. Нет, я не стал гуру make, но полученных мною знаний вполне достаточно для моих небольших проектов. Данная статья предназначена для тех, кто так же как и я еще совсем недавно, желают вырваться из уютного оконного рабства в аскетичный, но свободный мир шелла.

Make- основные сведения

make — утилита предназначенная для автоматизации преобразования файлов из одной формы в другую. Правила преобразования задаются в скрипте с именем Makefile, который должен находиться в корне рабочей директории проекта. Сам скрипт состоит из набора правил, которые в свою очередь описываются:

1) целями (то, что данное правило делает);
2) реквизитами (то, что необходимо для выполнения правила и получения целей);
3) командами (выполняющими данные преобразования).

В общем виде синтаксис makefile можно представить так:

То есть, правило make это ответы на три вопроса:

Несложно заметить что процессы трансляции и компиляции очень красиво ложатся на эту схему:

Простейший Makefile

Предположим, у нас имеется программа, состоящая всего из одного файла:

Для его компиляции достаточно очень простого мэйкфайла:

Данный Makefile состоит из одного правила, которое в свою очередь состоит из цели — «hello», реквизита — «main.c», и команды — «gcc -o hello main.c». Теперь, для компиляции достаточно дать команду make в рабочем каталоге. По умолчанию make станет выполнять самое первое правило, если цель выполнения не была явно указана при вызове:

Компиляция из множества исходников

Предположим, что у нас имеется программа, состоящая из 2 файлов:
main.c

Makefile, выполняющий компиляцию этой программы может выглядеть так:

Он вполне работоспособен, однако имеет один значительный недостаток: какой — раскроем далее.

Инкрементная компиляция

Представим, что наша программа состоит из десятка- другого исходных файлов. Мы вносим изменения в один из них, и хотим ее пересобрать. Использование подхода описанного в предыдущем примере приведет к тому, что все без исключения исходные файлы будут снова скомпилированы, что негативно скажется на времени перекомпиляции. Решение — разделить компиляцию на два этапа: этап трансляции и этап линковки.

Теперь, после изменения одного из исходных файлов, достаточно произвести его трансляцию и линковку всех объектных файлов. При этом мы пропускаем этап трансляции не затронутых изменениями реквизитов, что сокращает время компиляции в целом. Такой подход называется инкрементной компиляцией. Для ее поддержки make сопоставляет время изменения целей и их реквизитов (используя данные файловой системы), благодаря чему самостоятельно решает какие правила следует выполнить, а какие можно просто проигнорировать:

Попробуйте собрать этот проект. Для его сборки необходимо явно указать цель, т.е. дать команду make hello.
После- измените любой из исходных файлов и соберите его снова. Обратите внимание на то, что во время второй компиляции, транслироваться будет только измененный файл.

После запуска make попытается сразу получить цель hello, но для ее создания необходимы файлы main.o и hello.o, которых пока еще нет. Поэтому выполнение правила будет отложено и make станет искать правила, описывающие получение недостающих реквизитов. Как только все реквизиты будут получены, make вернется к выполнению отложенной цели. Отсюда следует, что make выполняет правила рекурсивно.

Читайте также:  Как менять размер иконок windows 10

Фиктивные цели

На самом деле, в качестве make целей могут выступать не только реальные файлы. Все, кому приходилось собирать программы из исходных кодов должны быть знакомы с двумя стандартными в мире UNIX командами:

Командой make производят компиляцию программы, командой make install — установку. Такой подход весьма удобен, поскольку все необходимое для сборки и развертывания приложения в целевой системе включено в один файл (забудем на время о скрипте configure). Обратите внимание на то, что в первом случае мы не указываем цель, а во втором целью является вовсе не создание файла install, а процесс установки приложения в систему. Проделывать такие фокусы нам позволяют так называемые фиктивные (phony) цели. Вот краткий список стандартных целей:

  • all — является стандартной целью по умолчанию. При вызове make ее можно явно не указывать.
  • clean — очистить каталог от всех файлов полученных в результате компиляции.
  • install — произвести инсталляцию
  • uninstall — и деинсталляцию соответственно.

Для того чтобы make не искал файлы с такими именами, их следует определить в Makefile, при помощи директивы .PHONY. Далее показан пример Makefile с целями all, clean, install и uninstall:

Теперь мы можем собрать нашу программу, произвести ее инсталлцию/деинсталляцию, а так же очистить рабочий каталог, используя для этого стандартные make цели.

Обратите внимание на то, что в цели all не указаны команды; все что ей нужно — получить реквизит hello. Зная о рекурсивной природе make, не сложно предположить как будет работать этот скрипт. Так же следует обратить особое внимание на то, что если файл hello уже имеется (остался после предыдущей компиляции) и его реквизиты не были изменены, то команда make ничего не станет пересобирать. Это классические грабли make. Так например, изменив заголовочный файл, случайно не включенный в список реквизитов, можно получить долгие часы головной боли. Поэтому, чтобы гарантированно полностью пересобрать проект, нужно предварительно очистить рабочий каталог:

Для выполнения целей install/uninstall вам потребуются использовать sudo.

Переменные

Все те, кто знакомы с правилом DRY (Don’t repeat yourself), наверняка уже заметили неладное, а именно — наш Makefile содержит большое число повторяющихся фрагментов, что может привести к путанице при последующих попытках его расширить или изменить. В императивных языках для этих целей у нас имеются переменные и константы; make тоже располагает подобными средствами. Переменные в make представляют собой именованные строки и определяются очень просто:

Существует негласное правило, согласно которому следует именовать переменные в верхнем регистре, например:

Так мы определили список исходных файлов. Для использования значения переменной ее следует разименовать при помощи конструкции $( ); например так:

Ниже представлен мэйкфайл, использующий две переменные: TARGET — для определения имени целевой программы и PREFIX — для определения пути установки программы в систему.

Это уже посимпатичней. Думаю, теперь вышеприведенный пример для вас в особых комментариях не нуждается.

Автоматические переменные

Автоматические переменные предназначены для упрощения мейкфайлов, но на мой взгляд негативно сказываются на их читабельности. Как бы то ни было, я приведу здесь несколько наиболее часто используемых переменных, а что с ними делать (и делать ли вообще) решать вам:

Источник

Что делает «make install»?

Переходя с Windows на Linux, я не могу понять процесс установки программного обеспечения в Linux. В Windows, когда мы запускаем установочный файл, он спрашивает, куда вы хотите установить программу, скорее всего, только в папке программных файлов. Позже он редактирует реестр. Это называется установкой в ​​Windows. Что именно означает «установка программного обеспечения» в Linux?

Предположим, я скачал исходный код, настроил его, а затем собрал бинарный файл, используя make . Теперь это просто бинарная, а не полезная программа. Как это будет установлено? По make install ? И что именно делает эта команда?

Make — программа общего назначения, обычно используемая для компиляции. Но это может быть использовано для чего угодно.

Когда вы делаете что-то вроде «make all», программа make выполняет правило с именем «all» из файла в текущем каталоге с именем «Makefile». Это правило обычно вызывает компилятор для компиляции некоторого исходного кода в двоичные файлы.

Читайте также:  What is the windows easy transfer cable

Когда вы делаете «make install», программа make берет двоичные файлы из предыдущего шага и копирует их в некоторые подходящие места, чтобы к ним можно было получить доступ. В отличие от Windows, установка требует только копирования некоторых библиотек и исполняемых файлов, и в этом случае требования к реестру отсутствуют. Короче говоря, «make install» просто копирует скомпилированные файлы в соответствующие места.

make install делает все, что Makefile хочет автор. Как правило, к этому моменту уже слишком поздно менять каталог установки, как это часто известно ранее , во время сборки, поэтому на файлы справки и файлы конфигурации можно ссылаться с правильными путями.

Многие проекты используют GNU Autotools, чтобы попытаться улучшить их переносимость между аппаратными средствами и операционными системами. (Различные варианты Unix используют немного разные заголовки для объявлений функций, которые немного отличаются от обычного пути — за исключением того, что большинству программ нужна та или иная из тех, которые объявлены в разных местах.)

Когда проект использует Автоинструменты, обычная мантра для его установки:

./configure , Как правило , позволяет использовать параметр командной строки , как —prefix /opt/apache или что — то подобное , чтобы указать другой путь к файлу. /usr/local/ это общее значение по умолчанию prefix . Локально построенному программному обеспечению гораздо проще жить в одном месте, а распространяемое программное обеспечение — в «главных каталогах»: /usr/ /bin/ и так далее. (Упаковщики очень осторожны, чтобы никогда не трогать файлы /usr/local/ — они знают, что это исключительно для системных администраторов.)

В любом случае, ./configure —prefix /path/to/new/prefix переменная будет установлена ​​в том, Makefile что доступно при компиляции программы, изменении страниц руководства, чтобы они указывали на правильные местоположения для файлов, изменении файлов конфигурации и т. Д. Таким образом make , программное обеспечение будет создано специально для места установки, которое вы хотите, и make install установит его в это место.

Большинство программ могут работать даже без последнего make install шага — просто ./program_name часто их запускают. Это определенно вещь для каждого проекта — некоторые, например postfix , qmail и т. Д. Состоят из множества разных движущихся частей и полагаются на то, что они работают вместе. Другие, такие как ls или su могут быть достаточно автономными, чтобы нормально работать из каталога, в котором они были встроены. (Это не часто полезно, но иногда очень полезно.)

Однако не все проекты используют Autotools — они огромные , сложные и убогие в обслуживании. Написанные от руки Makefile гораздо проще писать, и я лично считаю, что просто распространять простое Makefile с доступными переменными конфигурации намного проще как для разработчиков, так и для пользователей. (Хотя ./configure ; make ; make install мантра действительно проста для пользователей, когда она работает.)

Источник

What should Linux/Unix ‘make install’ consist of?

I’ve written a C++ program (command line, portable code) and I’m trying to release a Linux version at the same time as the Windows version. I’ve written a makefile as follows:

Straightforward enough so far; but I’m given to understand it’s customary to have a second step, make install. So when I put the install: target in the makefile. what command should be associated with it? (If possible I’d prefer it to work on all Unix systems as well as Linux.)

3 Answers 3

Installation

A less trivial installer will copy several things into place, first insuring that the appropriate paths exists (using mkdir -p or similar). Typically something like this:

  • the executable goes in $INSTALL_PATH/bin
  • any libraries built for external consumption go in $INSTALL_PATH/lib or $INSTALL_PATH/lib/yourappname
  • man pages go in $INSTALL_PATH/share/man/man1 and possibly other sections if appropriate
  • other docs go in $INSTALL_PATH/share/yourappname
  • default configuration files go in $INSTALL_PATH/etc/yourappname
  • headers for other to link against go in $INSTALL_PATH/include/yourappname

Installation path

The INSTALL_PATH is an input to the build system, and usually defaults to /usr/local . This gives your user the flexibility to install under their $HOME without needing elevated permission.

Читайте также:  Swift keyboard windows 10

In the simplest case just use

at the top of the makefile. Then the user can override it by setting an environment variable in their shell.

Deinstallation

You also occasionally see make install s that build a manifest to help with de-installation. The manifest can even be written as a script to do the work.

Another approach is just to have a make uninstall that looks for the things make install places, and removes them if they exist.

Источник

Заметки Дебианщика

debian, linux, php, mongo, oracle, bash

Чарующая магия configure, make и make install

Это небольшая заметка для начинающих линуксоидов, о том что же означают эти три замечательные команды и для чего одни нужны. Начнём, как говорится, с начала. Большинство программ перед использованием надо скомпилировать, то есть преобразовать из текста понятного человеку в набор единиц и нулей, понятных компьютеру. Процесс условно разделён на три этапа: конфигурирование (configure), сборка (make) и установка (make install). Подробности под катом 🙂

./configure

Данная команда выполняет поиск необходимых для компиляции библиотек и заголовочных файлов (это для программ частично или полностью написанных на C/C++ и подобных языков), а так же настройку особых параметров или подключение специальных библиотек, в случае если ./configure обнаружит всё что ему нужно, он создаст Makefiles — файл, необходимый для сборки программы

Выполнить настройку параметров конфигуратора можно при помощи ключей и аргументов этих самых ключей, например:

./configure —prefix=/opt/my_program

При помощи ключа —prefix=

Вы можете указать директорию, которая в дальнейшем будет выступать как префикс для вашей программы (то есть корневая директория). Это связанно с тем что в мире Linux и не только, существует специальная Иерархия Файловой Системы (HFS) в соответствии с которой любая программа, чтобы работать без ошибок, должна быть собрана и установлена.

В файловой системе есть три основных префикса, относительно которых большинство программ конфигурируется, а именно:

  • / — корневая директория операционной системы, так называемый ROOT
  • /usr — директория, в которой находятся приложения пользовательского окружения
  • /usr/local — дополнительная директория для пользовательских программ, собираемых вручную, специально для того чтобы операционная система не превратилась в свалку

Если открыть любую из этих директорий, то можно увидеть очень схожую структуру, как минимум там будут папки: bin, etc, include, libs, sbin.

Если запустить ./configure без ключей, то префиксом по умолчанию (директория, в которую будет установлена собираемая программа) будет /usr/local, помните это если не можете запустить свою программу, возможно у Вас не прописан путь в PATH.

Кроме ключа —prefix в конфигураторе, как правило, имеется ещё множество других ключей, посмотреть их все можно если выполнить:

./configure —help

Самая важная и простая команда/программа, выполняет запуск процедуры компиляции приложения из исходного кода. Для своей работы данная программа использует специальные файлы Makefiles, в которых подробно описан процесс сборки приложения со всеми параметрами, которые мы указали конфигуратору. Результатом успешного выполнения команды make будет собранная программа в текущей директории.

make install

Данная команда выполняет непосредственную установку приложения в указанную, на этапе конфигурирования, директорию, после выполнения команды make install вы можете запустить свежеустановленную программу.

Послесловие

Чтобы не писать три команды по очереди можно написать их в одну строку:

./configure && make && make install

&& — это оператор И пришедший из языка C/C++, однако, с точки зрения оболочки он означает то, что следующую команду нужно выполнить только в случае успешного выполнения предыдущей команды, это очень удобно если один из этапов завершается с ошибкой.

На самом деле make install так же может выполнить сборку, потому как задача install зависит от задачи all (то есть непосредственно сборки приложения), это означает что этап make можно пропустить и выполнить всего две команды, если записать их в одну строку получится:

./configure && make install

Удачи Вам! И спасибо за то что дочитали!

2 thoughts on “ Чарующая магия configure, make и make install ”

Всё, что нужно знать про эти три команды, так это то, что это отличный способ запомоить систему.

Спасибо огромное за статью,всё чётко и понятно.

Источник

Оцените статью