Windows 10 масштаб 200

Масштабирование интерфейса в Windows — история и проблемы

При покупке современного монитора или ноутбука мы очень часто сталкиваемся с тем, что картинка на экране выглядит мелкой, а если в настройках системы поставить масштаб больше, то некоторые программы начинают «мылиться». Причины такого поведения уходят корнями в бородатые 80ые, когда графические интерфейсы только-только начали появляться, так что начнем с истории возникновения таких параметров как DPI и PPI.

История появления 72 и 96 DPI

Давным-давно, когда Windows 1.0 еще был в разработке, а персональные компьютеры стоили дороже автомобилей, Apple представила миру Macintosh 128K, имеющий 9″ экран с разрешением 512х534 пикселя: на таком экране буква высотой в 72 пикселя выглядела ровно так же, как и буква высотой 1 дюйм на бумаге — так и родился стандарт 72 пикселя на дюйм (PPI — Pixel Per Inch). Тогда же, для связи изображения на экране и на бумаге, был придуман параметр DPI (Dots Per Inch — точек на дюйм), с которым можно столкнуться при сканировании документов или обработке фото. Иными словами параметр PPI — реальный: зная разрешение и диагональ монитора можно без труда узнать, сколько будет пикселей в дюйме, а параметр DPI — виртуальный, введенный лишь для усреднения и унификации при работе с текстом и на экране, и на бумаге. Если PPI монитора совпадает с DPI, под которое рассчитана система, то изображение будет выглядеть так же, как и на листе бумаги. Если PPI будет больше DPI, то картинка на экране будет меньше, чем на бумаге, и наоборот — если PPI меньше DPI то картинка на экране будет больше.

Параметр в 72 DPI был только у Apple, и Microsoft, дабы придумать что-то свое, рассчитали, что экран находится в среднем на 33% дальше, чем лист бумаги, когда мы с него читаем, и поэтому чтобы шрифт на бумаге и экране был одного размера, на экране он должен быть на 33% больше — отсюда и пошел стандарт 96 DPI (72*1.33=96):

Стандарт 96 DPI держится на ПК и до сих пор, хотя в телефонах и планшетах нередки значения в 200, 300 и даже 400 PPI — почему так? Потому что привязка к бумаге всегда была удобной при разработке приложений и выводе текста, к тому же в 80-90ых годах разрешение и размер мониторов росли более-менее пропорционально, и нужды менять стандарт не было. Но в конце 90ых прозвучали первые звоночки — стали появляться мониторы с большим разрешением (до 1600х1200), и при относительно небольших диагоналях PPI получался сильно выше 100. А так как в Windows 95/98 была строгая привязка к 96 DPI то текст на таких мониторах оказывался очень мелким. В прочем исправить этот недостаток было не трудно — ЭЛТ мониторы хорошо умели работать с несколькими разрешениями, и снизив гигантское 1600х1200 до 1024х768 можно было получить крупную и одновременно четкую картинку.

Но время шло, и на рынок стали поступать мониторы с ЖК-матрицами, и на них четко выводилось только наибольшее поддерживаемое разрешение — снижение разрешения приводило к замыливанию картинки. К тому же в погоне за красивыми цифрами производители выпускали мониторы с разрешением 1280х1024 — то есть соотношение сторон было 5:4, и поэтому при снижении разрешения до 1024х768 (чтобы текст был крупным) не только мылилась картинка, но еще и пропорции нарушались — 1024х768 имеет соотношение сторон 4:3. В общем где-то к середине нулевых стало понятно, что на Windows очень большие проблемы с масштабированием и нужно было что-то менять.

Читайте также:  Geforce 6600 драйвер linux

Проблемы с масштабированием интерфейса

В чем же проблема создания общего для системы масштабирования? Проблема в том, что шрифты в программах до сих пор считаются в DPI, а картинки — в пикселях. И окно программы выглядит четко и шрифты не перекрывают картинки только до тех пор, пока выполняются четко заданные создателем программы пропорции между размером текста и картинки. Теперь представим что мы выставили DPI = 150. Что произойдет с окном программы, рассчитанным под «стандартный» DPI=96? Размер шрифта, привязанный к DPI, увеличится в полтора раза, и текст может выйти за пределы отведенного для него места в программе и перекрыть картинки или вообще обрезаться, а картинки останутся все такими же мелкими. Если же окно программы — растровое изображение (то есть представляющее собой сетку пикселей), то при увеличении DPI оно просто растянется и станет нечетким:

В Windows XP Microsoft сделала первые шаги к решению проблемы — система говорит программе при запуске выставленный в ней глобальный DPI и устраняется: как там приложение отмасштабируется не ее дело. В итоге с учетом того, что разработчики приложений уже не один десяток лет писали под четко заданный DPI=96, большинство программ масштабировалось одним из двух способов, описанных выше, хотя появились первые исключения, имеющие в своем арсенале картинки нескольких разрешений и возможность адаптировать размер окна в зависимости от DPI — это в основном программы от Microsoft (браузер IE, офисный пакет и все стандартные приложения).

Масштабирование в Windows Vista, 7 и 8

К середине нулевых в Microsoft поняли, что с масштабированием нужно что-то делать, и придумали универсальный способ, проработавший без особых изменений вплоть до выхода Windows 10 в 2015 году. Он заключался в том, что теперь в системе можно выставить четко заданный глобальный DPI в процентах — за 100% разумеется принят 96 DPI, 125% — 120 DPI, 150% — 144 DPI, 200% — 192 DPI, а так же можно задать собственный DPI. В принципе это охватывало весь зоопарк устройств, начиная от FHD мониторов на 27″ (около 90 PPI) и заканчивая 2К матрицами в 13″ ультрабуках (около 200 PPI). И теперь разработчикам программ нужно всего лишь продублировать картинки в ней в 4 различных DPI, и в зависимости от системного DPI выводить в программе нужную картинку в том или ином разрешении (ну а нужный размер шрифта подтянется из системы) — в таком случае и весь текст достаточно крупный, и картинки четкие. Однако две проблемы все равно оставались:

    Многие «упертые» разработчики упорно писали программы в 96 DPI (или же банально не обновили свои программы под Windows Vista и новее). В таком случае Windows обрабатывает окно программы в 96 DPI, а потом выводит ее на экран как картинку, предварительно увеличив DPI до заданного в системе. Да, разумеется и текст и картинки в таком случае оказываются несколько размазанными, однако пропорции сохранены и работать с такой программой можно, хоть и неприятно.
Читайте также:  Перекодировщик windows 1251 utf
  • Так и не решена проблема с тем, что пользователь может выставить свой DPI — например 110. Тут программы опять работают кто во что горазд: хорошо написанные программы просто «подгоняют» пользовательский DPI под ближайший четко заданный — в данном случае это 120, и работают так, как будто в системе задан DPI=120. Да, окно программы получается чуть меньше или больше желаемого, однако и картинки, и шрифты четкие. Плохо написанные программы ведут себя или так же, как и написанные под 96 DPI — при выводе на экран мылятся шрифты и картинки, или же вообще игнорируют системный DPI и выводятся в 96 — то есть очень мелко.
  • В общем и целом за почти 10 лет с момента выхода Windows Vista разработчики большинства популярных приложений сделали оптимизацию как минимум под 125% масштаб, так что на большинстве современных мониторов с PPI 100-130 можно получить и четкую, и крупную картинку. Да, пользователи ультрабуков с PPI за 200 увы оказываются за бортом — мало кто из создателей программ будет заморачиваться ради 1% пользователей. Так же даже некоторые известные разработчики до сих пор не оптимизировали программы под Hi-DPI: к примеру клиенты Steam, Origin и Uplay до сих пор работают лишь с 96 DPI.

    Масштабирование в Windows 10

    Майкрософт не был бы Майкрософтом, если бы в Windows 10 не ввел новой алгоритм масштабирования, поломав уже почти 10 лет как существующий и хорошо работающий старый. Новый алгоритм основан на том, чтобы программы выглядели четко и крупно при любом DPI, а не только при 4ех заданных в системе (то есть так же, как и на Android, где на любом устройстве из целого зоопарка моделей программа выглядит нормально). В итоге программа, которая под Windows 8 в масштабе 150% выглядела четко и крупно, на 10ке выглядит так, как будто написана под 96 DPI и растянута системой в полтора раза. Да, разумеется некоторые программы уже адаптированы под новый способ масштабирование — например тот же браузер Google Chrome, ну а для всех других программ есть фикс, который возвращает старый тип масштабирования. Этот фикс — программа под названием XPExplorer, скачать ее можно бесплатно с официального сайта: XPExplorer. Работать с программой просто — нужно ее запустить, поставить галку напротив «Use Windows 8.1 DPI scaling», указать ниже нужный масштаб и добавить программу в автозагрузку:

    Если же у Вас стоит масштаб порядка 125% и вы пользуетесь программой, которая умеет работать только с 96 DPI (100%), то можно для нее отключить масштабирование — тогда она будет выводиться в 96 DPI, что будет несколько мелко, но текст и картинки в ней будет четкими. Для этого нужно нажать правой кнопкой мыши по .exe программы, выбрать в выпавшем списке «Свойства», перейти в открывшемся окне во вкладку «Совместимость» и поставить галку напротив «Отключить масштабирование изображения при высоком разрешении экрана», после чего нажать кнопку «Применить»:

    В общем и целом ситуация с масштабированием под Windows гораздо печальнее, чем под macOS, где используется всего несколько разрешений и размеров дисплеев, и проблем оптимизировать программы под несколько четко заданных PPI нет. Однако некоторые подвижки Microsoft все же делает, и есть надежда что в будущем Windows будет корректно работать на любом мониторе.

    Читайте также:  Installing windows from mac os

    Как настроить масштабирование в Windows 10

    Пользователи десятки часто сталкиваются с проблемой размытых, тяжело читаемых шрифтов в приложениях, что связано с особенностями жидкокристаллических мониторов. Исправить проблему с некорректным масштабированием в Windows 10 можно несколькими способами, о которых и пойдёт речь в данной статье.

    Настройка в Параметрах системы

    Когда нужно настроить что-то в системе, в первую очередь следует обратиться к её «Параметрам» («Пуск» — значок шестерёнки или Win+I). Дальнейший алгоритм действий будет такой:

    2. А затем раскрыть содержимое подраздела «Дисплей», так как данная проблема касается именно его настроек.

    3. В правой части окна отобразится инструментарий для всесторонней настройки экрана, среди которого следует найти пункт «Масштаб и разметка».

    4. Для начала можно воспользоваться ручной настройкой и поэкспериментировать с размерами текста, выбрав нужное значение из выпадающего списка, но разработчики рекомендуют оставить параметр 100%.

    5. Под выпадающим списком имеется активная ссылка «Дополнительные параметры…», на неё и нужно нажать.

    6. Следующий шаг — предоставление ОС прав самостоятельно и в автоматическом режиме исправлять проблемы масштабирования, для чего на соответствующем инструменте нужно перевести бегунок в положение «Включено».

    Если всё сделано верно, то при следующем входе в проблемное приложение появится запрос от Windows на устранение размытости, пользователю следует ответить утвердительно. Результатом станет повышение чёткости и читаемости текста.

    Включение\отключение и выбор режимов для программы

    Если предыдущий метод по каким-то причинам неосуществим или полученный посредством него результат всё равно не устраивает пользователя, то можно обратиться к свойствам самого проблемного приложения, для чего:

    1. Сделать однократный правый щелчок мыши по его ярлыку на рабочем столе.

    2. Выбрать нижний пункт из появившегося контекстного меню — это «Свойства».

    3. Переместиться во вкладку «Совместимость».

    4. Обратиться к инструменту «Переопределение режима масштабирования…» (отметить его галочкой).

    5. Выбрать из списка вариантов режим «Приложение», который предназначен для отключения системного масштабирования и включения параметров самой программы.

    Режимы под именем «Система» также имеют своё предназначение:

    1. Стандартный — включает автоматическое масштабирование, рассмотренное в самом начале данной статьи;
    2. Расширенный — помогает в том случае, если к ПК подключены несколько мониторов с различающимся разрешением.

    После выполнения вышеописанных действий, мутные шрифты и размытость в приложении должны исчезнуть.

    Самый быстрый способ устранить размытость

    Самый простой и наиболее быстрый способ привести отображение текста в порядок — это не игнорировать предупреждения ОС, когда она обнаружит размытость. Это значит, что пользователь должен своевременно среагировать на появление на главном экране окна системного уведомления о том, что найдены проблемы с масштабированием определённого приложения.

    Большинство людей просто на автомате закрывают такие окна, не вникая в их содержание, особенно если они предупреждают на английском. В данном случае уведомление будет выглядеть так: «Fix apps that are blurry?», что означает «Исправить программы, которые размыты?». Варианты ответов:

    • Yes, fix apps — его и следует выбрать для запуска исправления;
    • Ignore — игнорировать проблему;
    • Leam more — подробная информация.

    После нажатия на первую кнопку (согласие на системное вмешательство в настройки программы) размытие будет устранено и пользователю в дальнейшем не придётся заморачиваться о поиске ручного устранения проблем с масштабированием.

    Оцените статью