- WinDDK-7 вот , что нужно для создания драйвера
- Далее просто пробуем написать простейший kernel драйвер
- Отладка
- Download the Windows Driver Kit (WDK)
- Runtime requirements
- WDK for Windows 10, version 2004
- Step 1: Install Visual Studio 2019
- Step 1.5 Install Refreshed Windows SDK 10.0.19041.685 for Windows 10, version 2004
- Step 2: Install Refreshed WDK for Windows 10, version 2004
- Enterprise WDK (EWDK) for Windows 10, version 2004
- EWDK with Visual Studio Build Tools
- Driver samples for Windows 10
- Простейший WDM-драйвер
- Подготовка стенда
- Постановка задачи
- Экшен
WinDDK-7 вот , что нужно для создания драйвера
У нас Windows 10-64.
Задача разработать например драйвер устройства под Windows.
Устанавливаем Windows Device Driver Kit 7 :
Скачиваем с офф.сайта microsoft ISO, разархивируем , запустим KitSetup.exe
Так выглядят в Панель управления\Программы\Программы и компоненты
Установлен у меня в C:\WinDDK\7600.16385.1
В C:\WinDDK\7600.16385.1\src много примеров исходных кодов.
Примечание : если у вас уже установлен Win Driver Kit 10 , то придется удалить.
Фишка в том , что сборку надо запускать через запуск сначала командного файла (который устанавливает переменные среды) :
см. Пуск->Windows Driver
Открывается консоль, где и надо ввести build (в каталоге вашего проекта). Процесс сборки выглядит примерно так:
Для x64 входим через C:\Windows\System32\cmd.exe /k C:\WinDDK\7600.16385.1\bin\setenv.bat C:\WinDDK\7600.16385.1\ fre x32-64
Windows 10 — надо сначала отключить проверку цифровой подписи (у меня срабатывает при нажатой SHIFT + клик Перезагрузка)
Отключаем.
Далее просто пробуем написать простейший kernel драйвер
На самом деле в дальнейшем в этой ветке сайта мы будем заниматься UMDF драйверами, но для проверки первого драйвера подвернулся пример driver.sys (kernel драйвер, драйвер уровня ядра)
Компилируем простейший драйвер (sys — кернел драйвер)
Для варианта сборки x86 пробуем зарегистрировать драйвер
Для варианта сборки amd64 получаем
Теперь по другому пробуем проверить запущен ли все-таки драйвер через программу OSR Driver Loader:
Получается драйвер все-таки запускается несмотря на ругань по поводу сертификата.
Смотрим например еще так :
Osr driver loader — прекрасно и сама регистрирует / запускает / останавливает / удаляет драйвер. Только не забывайте перезагружаться.
Отладка
У нас на сайте см. отдельный раздел по отладке драйверов.
Download the Windows Driver Kit (WDK)
The WDK is used to develop, test, and deploy Windows drivers.
Runtime requirements
You can run the Windows 10, version 2004 WDK on Windows 7 and later, and use it to develop drivers for these operating systems:
Client OS | Server OS |
---|---|
Windows 10 | Windows Server 2019, Windows Server 2016 |
Windows 8.1 | Windows Server 2012 R2 |
Windows 8 | Windows Server 2012 |
Windows 7 | Windows Server 2008 R2 SP1 |
WDK for Windows 10, version 2004
Step 1: Install Visual Studio 2019
The WDK requires Visual Studio. For more information about system requirements for Visual Studio, see Visual Studio 2019 System Requirements.
The following editions of Visual Studio 2019 support driver development for this release:
When you install Visual Studio 2019, select the Desktop development with C++ workload. The Windows 10 Software Development Kit (SDK) is automatically included, and is displayed in the right-hand Summary pane. Note that the version of the SDK that is compatible with the WDK for Windows 10, version 2004 may not be the default SDK. To select the correct SDK:
In Visual Studio Installer, on the Individual components tab, search for Windows 10 SDK (10.0.19041.0), select this version and continue with install. Note that Visual Studio will automatically install Windows 10 SDK (10.0.19041.1) on your machine.
If you already have Visual Studio 2019 installed, you can install the Windows 10 SDK (10.0.19041.1) by using the Modify button in Visual Studio install.
WDK has Spectre mitigation enabled by default but requires spectre mitigated libraries to be installed with Visual Studio for each architecture you are developing for. Additionally, developing drivers for ARM/ARM64 require the build tools for these architectures to also be installed with Visual Studio. To locate these items you will need to know the latest version of MSVC installed on your system.
To find the latest version of MSVC installed on your system, in Visual Studio Installer go to workload page, on the right pane under installation details, expand Desktop development with C++ and locate the MSVC v142 — VS 2019 C++ x64/x86 build tools (V14.xx) — note where xx should be the highest version available.
With this information (v14.xx), go to Individual components and search for v14.xx. This will return the tool sets for all architectures, including Spectre mitigated libs. Select the driver architecture you are developing for.
For example, searching for v14.25 returns the following:
Step 1.5 Install Refreshed Windows SDK 10.0.19041.685 for Windows 10, version 2004
This SDK is strongly recommended and will eventually be made available through Visual Studio
Step 2: Install Refreshed WDK for Windows 10, version 2004
The WDK Visual Studio extension is included in the default WDK installation.
If you can’t find driver project templates in Visual Studio, the WDK Visual Studio extension didn’t install properly. To resolve this, run the WDK.vsix file from this location: C:\Program Files (x86)\Windows Kits\10\Vsix\VS2019\WDK.vsix.
Enterprise WDK (EWDK) for Windows 10, version 2004
The EWDK is a standalone, self-contained command-line environment for building drivers. It includes the Visual Studio Build Tools, the SDK, and the WDK. The latest public version of the EWDK contains Visual Studio 2019 Build Tools 16.7.0 and MSVC toolset v14.23. To get started, mount the ISO and run LaunchBuildEnv.
The EWDK also requires the .NET Framework version 4.7.2. For more information about other requirements for the .NET Framework, see .NET Framework system requirements.
EWDK with Visual Studio Build Tools
You can use the Visual Studio interface with the build tools provided in the EWDK.
- Mount the EWDK ISO.
- Run LaunchBuildEnv.cmd .
- In the environment created in step 2, type SetupVSEnv, and then press Enter.
- Launch devenv.exe from the same environment, using the full file path. Example: «C:\Program Files (x86)\Microsoft Visual Studio\2019\\%Community|Professional|Enterprise%\Common7\IDE\devenv.exe»
Note that the Visual Studio major version should match with the version in the EWDK. For example, Visual Studio 2019 works with the EWDK that contain VS16.X build tools.
Driver samples for Windows 10
To download the driver samples, do one of the following:
- Go to the driver samples page on GitHub, click Clone or download, and then click Download ZIP.
- Download the GitHub Extension for Visual Studio, and then connect to the GitHub repositories.
- Browse the driver samples on the Microsoft Samples portal.
Простейший WDM-драйвер
В данной статье описан процесс написания простейшего драйвера, который выводит скан-коды нажатых клавиш.
Также в данной статье описан процесс настройки рабочего места для написания драйверов.
Если Вам интересно, прошу под кат.
Подготовка стенда
Установка необходимого ПО для написания простейшего драйвера
Необходимое ПО:
- Windows DDK (Driver Development Kit);
- VMware Workstation или Virtual Box;
- Windows XP;
- Visual Studio 2005;
- DDKWizard;
- KmdManager
- DebugView;
Я использую две виртуальные машины, пишу драйверы на одной, а запускаю на другой. Если вы тоже решите так делать то для той машины, на которой вы будете запускать драйверы, хватит 4 Гбайтового жесткого диска и 256 Мбайт оперативной памяти.
Настройка рабочего места
Установка DDK
Установка предельно проста. Единственное на что необходимо обратить внимание — это диалог, в котором Вам предлагается выбрать компоненты, которые будут установлены. Настоятельно рекомендую отметить всю документацию и примеры.
Установка и настройка Microsoft® Visual Studio 2005
Установка Microsoft® Visual Studio 2005 ничем не сложнее установки DDK. Если Вы будете использовать её только для написания драйверов, то когда инсталлятор спросит какие компоненты необходимо установить, выберите только Visual C++.
Далее можно установить Visual Assist X. С помощью этой программы (аддона) можно будет легко настроить подсказки для удобного написания драйверов.
После установки Visual Assist X в Visual Studio 2005 появится новое меню VAssistX. Далее в этом меню: Visual Assist X Options -> Projects -> C/C++ Directories -> Platform: Custom, Show Directories for: Stable include files . Нажимаем Ins или на иконку добавить новую директорию и в появившейся строке, если у вас Windows XP вписываем %WXPBASE%\inc\ddk\wxp .
Установка и настройка DDKWizard
Для того чтобы в Visual Studio можно было компилировать драйверы нужно установить DDKWizard. Его можно скачать с сайта ddkwizard.assarbad.net. Также с этого сайта скачайте скрипт ddkbuild.cmd.
После того как мастер установится необходимо выполнить следующие шаги:
- Создать системные (рекомендуется) или пользовательские переменные со следующими именами и значением, которое соответствует пути к DDK
Версия DDK Имя переменной Путь по умолчанию Windows XP DDK WXPBASE C:\WINDDK\2600 Windows 2003 Server DDK WNETBASE C:\WINDDK\3790.1830 Windows Vista/Windows 2008 Server WDK WLHBASE Windows 7/Windows 2008 Server R2 WDK W7BASE Например, если я использую Windows XP DDK, то я должен создать переменную WXPBASE со значением, которое соответствует пути к DDK. Так как я не изменял путь установки, то значение у меня будет C:\WINDDK\2600.
- Скопируйте скачанный скрипт ddkbuild.cmd, например, в папку с DDK. У меня это C:\WINDDK\.
- Добавьте в конец системной переменной Path путь к скрипту ddkbuild.cmd.
Всё, машина, на которой будем запускать драйверы, готова.
Установка необходимого ПО для запуска драйверов
Теперь настроим машину, на которой будем запускать написанные драйверы.
Нам потребуются следющие программы:
- DebugView (link) — это утилитка, которая позволяет просматривать отладочный вывод как режима пользователя так и режима ядра.
- KmdManager (link) — утилита динамической загрузки/выгрузки драйверов
Всё, машина готова для запуска драйверов.
Постановка задачи
Задача: написать драйвер, который будет выводить в дебаг скан-коды нажатых клавиш и их комбинаций.
Немного теории
Драйвер — это набор функций, которые вызываются операционной системой при наступлении некоторых событий, приходящих от устройства или пользовательского режима.
Существует достаточно много типов драйверов, ниже перечисленны некоторые из них:
- драйверы классов;
- минидрайверы;
- функциональные драйверы;
- фильтрующие драйверы.
Драйверы классов — это драйверы, котрые пишет Microsoft. Это общие драйвера для определенного класса (неужели!) устройств.
Минидрайверы — драйверы, которые используеют драйвер класса для управления устройством.
Функциональные драйверы — это драйверы, которые работают самостоятельно и определяет все что связано с устройством.
Фильтрующие драйверы — драйверы, которые используются для мониторинга или изменения логики другого драйвера путем изменения данных, которые идут к нему.
Необязательно определять все возожные функции в своем драйвере, но он обязательно должен содержать DriverEntry и AddDevice .
IRP — это структура, которая используется драйверами для обмена данными.
Итак, для того чтобы выводить скан-коды (что это?) в дебаг, будем использовать фильтрующий драйвер.
Существует два типа фильтрующих драйверов:
- верхние фильтрующие драйверы;
- нижние фильтрующие драйверы.
То, к какому типу относится ваш драйвер, зависит от того где этот драйвер находится в стеке драйверов устройств. Если Ваш драйвер находится выше функционального драйвера, то его называют верхним фильтрующим драйвером, если ниже, то, нижним фильтрующим драйвером.
Отличия между верхними и нижними фильтрующими драйверами
Через верхние фильтрующие драйверы проходят все запросы, а это значит, что они могут изменять и/или фильтровать информацию, идущую к функциональному драйверу, ну и далее, возможно, к устройству.
Пример использования верхних фильтрующих драйверов:
Фильтр-хук драйвер, который устанавливает свою хук-функцию для системного драйвера IpFilterDirver, для отслеживания и фильтрации траффика. Такие драйверы используются в брандмауэрах.
Через нижние фильтрующие драйверы проходит меньше запросов потому что большинство запросов выполняет и завершает функциональный драйвер.
Проблемы синхронизации
В драйвере, который мы будем писать, есть несколько «проблемных» секций. Для нашего драйвера вполне достаточно использования ассемблерных вставок:
Префикс lock позволяет безопасно выполнить идущую за ним команду. Она блокирует остальные процессоры, пока выполняется команда.
Экшен
Для начала необходимо включить заголовочные файлы «ntddk.h», «ntddkbd.h»
Также необходимо описать структуру DEVICE_EXTENSION
Объект pLowerDO это объект устройства, который находится ниже нас в стеке. Он нужен нам для того чтобы знать кому дальше отправлять IRP-пакеты.
Еще для работы нашего драйвера нам нужна переменная, в которой будет храниться количество не завершенных запросов.
Начнем с функции, которая является главной точкой входа нашего драйвера.
theDriverObject – объект драйвера, содержит указатели на все необходимые операционной системе функции, которые мы должны будем инициализировать.
ustrRegistryPath – имя раздела в реестре, где хранится информация о данном драйвере.
Для начала необходимо объявить и обнулить переменные:
Далее, как я и писал выше, нужно инициализировать указатели на функции
Функция DispatchRead будет обрабатывать запросы на чтение. Она будет вызываться, когда нажата или отпущена клавиша клавиатуры.
Функция DriverUnload вызывается, когда драйвер уже не нужен и его можно выгрузить из памяти, или когда пользователь сам выгружает драйвер. В данной функции должна производиться «зачистка», т.е. освобождаться ресурсы, которые использовались драйвером, завершаться все незавершенные запросы и т.д.
Функция DispatchThru это функция-заглушка. Все что она делает это передача IRP-пакета следующему драйверу (драйверу который находится под нашим в стеке, т.е. pLowerDO из DEVICE_EXTENSION ).
Далее мы вызываем нашу функцию, для создания и установки нашего устройства в стек устройств:
Эту функцию я опишу чуть ниже.
Возвращаем status , в котором, если функция InstallFilter завершилась удачей, хранится значение STATUS_SUCCESS .
Переходим к функции InstallFilter . Вот её прототип:
Эта функция создает объект устройства, настраивает его и включает в стек устройств поверх \\Device\\KeyboardClass0
pKeyboardDevice – это объект устройсва, которое мы должны создать.
Вызываем IoCreateDevice для создания нового устройства
Разберем подробнее параметры:
- Первый аргумент это объект драйвера, который мы получили как параметр функции InstallFilter. Он передается в IoCreateDevice для того чтобы установить связь между нашим драйвером и новым устройством.
- Третий параметр это имя устройства
- Четвертый параметр это тип устройства
- Пятый параметр это флаги, которые обычно устанавливаются для запоминающих устройств.
- Шестой параметр описывает можно ли открывать манипуляторы устройства в количестве больше одного. Если FALSE можно открыть только один манипулятор. Иначе можно открыть любое количество манипуляторов.
- Седьмой параметр это память, в которой будем сохранен созданный объект устройства.
Далее устанавливаем флаги устройства.
Флаги, которые мы устанавливаем для нашего устройства, должны быть эквивалентными флагам устройства, поверх которого мы включаемся в стек.
Далее мы должны выполнить преобразования имени устройства, которое мы включаем в стек.
Функция IoAttachDevice внедряет наше устройство в стек. В pdx->pLowerDO будет храниться объект следующего (нижнего) устройства.
Далее разберем функцию DispatchRead с прототипом:
Данная функция будет вызываться операционной системой при нажатии или отпускании клавиши клавиатуры
Увеличиваем счетчик незавершенных запросов
Перед тем как передать запрос следующему драйверу мы должны настроить указатель стека для драйвера. IoCopyCurrentIrpStackLocationToNext копирует участок памяти, который принадлежит текущему драйверу, в область памяти следующего драйвера.
Когда запрос идет вниз по стеку в нем еще нет нужных нам данных, поэтому мы должны задать функцию, которая вызовется, когда запрос будет идти вверх по стеку с нужными нам данными.
где ReadCompletionRoutine наша функция.
Передаем IRP следующему драйверу:
Теперь разберем функцию, которая будет вызываться каждый раз при завершении IRP . Прототип:
Структура PKEYBOARD_INPUT_DATA используется для описания нажатой клавиши.
Проверяем, удачно завершен запрос или нет
Чтобы достать структуру KEYBOARD_INPUT_DATA нужно обратиться к системному буферу IRP -пакета.
Узнаем количество клавиш
И выводим каждую клавишу:
И не забываем уменьшать количество не обработанных запросов
Возвращаем статус запроса
Разберем функцию завершения работы. Прототип:
Извлекаем устройство из стека:
Проверяем есть незавершенные запросы или нет. Если мы выгрузим драйвер без этой проверки, при первом нажатии на клавишу после выгрузки будет БСоД.
Как запустить драйвер и просмотреть отладочную информацию
Для запуска драйвера я использовал утилиту KmdManager. Для просмотра отладочной информации использовалась утилита DbgView.
P. S. Статью писал давно, ещё на третьем курсе, сейчас уже почти ничего не помню. Но если есть вопросы, постараюсь ответить.
P. P. S. Прошу обратить внимание на комментарии, в частности на этот