- Средства протоколирования событий Windows
- Протоколирование событий Windows
- Категории событий в журнале
- Просмотр событий Event Viewer
- Windows: Shutdown/Reboot Event IDs – Get Logs
- Shutdown Event IDs
- Display Shutdown Logs in Event Viewer
- Find Shutdown Logs using PowerShell
- Журналы Windows
- Описание интерфейса программы
- Работа с журналами
Средства протоколирования событий Windows
В этой статье рассматриваются средства протоколирования событий, доступные в Windows-системах. Они помогают обнаруживать проблемы в системе и определять их причины, следить за приложениями и сервисами, а также поддерживать безопасность операционной системы. Когда система замедляется, ведет себя непредсказуемо или демонстрирует другое ошибочное поведение, нелишне заглянуть в журналы событий и попытаться определить потенциальный источник проблем. После того как причина ошибок обнаружена, можно провести плановое или внеочередное обслуживание для их устранения. С помощью триггеров событий, следящих за событиями и выполняющих требуемые действия при их возникновении, можно даже автоматизировать процесс мониторинга и обслуживания.
Протоколирование событий Windows
В Microsoft Windows событие (event) — это любое значительное происшествие в операционной системе, которое требует уведомления пользователей или администраторов. События сохраняются в журналах событий Windows и предоставляют важные хронологические сведения, помогающие вести мониторинг системы, поддерживать ее безопасность, устранять ошибки и выполнять диагностику.
Администраторам следует тщательно следить за журналами событий всех бизнес-серверов и настраивать рабочие станции на сохранение важных системных событий. На серверах надо следить за безопасностью системы, нормальной работой приложений и сервисов, а также проверять сервер на наличие ошибок, способных ухудшить производительность.
На рабочих станциях следует убедиться в том, что события, необходимые для поддержки систем и устранения ошибок, протоколируются и что соответствующие журналы вам доступны. Windows-служба, управляющая протоколированием событий, называется Event Log (Журнал событий).
При ее запуске Windows записывает важные данные в журналы. Доступность журналов в системе определяется ее ролью, а также установленными службами. Существует несколько журналов, в том числе следующие.
- Application (Приложение) — хранит важные события, связанные с конкретным приложением. Например, Exchange Server сохраняет события, относящиеся к пересылке почты, в том числе события информационного хранилища, почтовых ящиков и запущенных служб.
- Directory Service (Служба каталогов) — на контроллерах домена этот журнал хранит события службы каталогов Active Directory, в том числе относящиеся к ее запуску, глобальным каталогам и проверкам целостности.
- DNS Server (DNS-сервер) — на DNS-серверах в этом журнале сохраняются DNS-запросы, ответы и прочие события DNS. По умолчанию помещается в %SystemRoot%\System32\ Config\Dnsevent.evt.
- File Replication Service (Служба репликации файлов) — на контроллерах домена и других серверах, использующих репликацию, этот журнал регистрирует действия в системе, связанные с репликацией файлов, в том числе события состояния и управления службой, сканирования данных на систем¬ных томах, а также управления наборами репликации.
- Security (Безопасность) — хранит события, связанные с безопасностью, такие как вход/выход из системы, использование привилегий и обращение к ресурсам.
Категории событий в журнале
Значимость событий варьируется от уведомлений до предупреждений общего характера и серьезных инцидентов вроде критических сбоев и ошибок. Категория события обозначается его типом. Существуют следующие типы:
- Information (Уведомление) — указывает на возникновение информационного события, обычно связанного с успешным действием;
- Warning (Предупреждение) — предупреждение общего характера. Зачастую помогает избежать последующих проблем в системе;
- Error (Ошибка) — критическая ошибка, например неудача при запуске службы;
- Success Audit (Аудит успехов) — успешное выполнение действий, которые вы отслеживаете через аудит, например использование какой-либо привилегии;
- Failure Audit (Аудит отказов) — неудачное выполнение действий, которые вы отслеживаете через аудит, например ошибка при входе в систему. Примечание Из множества типов событий внимательнее всего следует наблюдать за ошибками и предупреждениями. Если возникает событие этих типов и его причина не¬известна, нужно детально проанализировать его и определиться с дальнейшими действиями.
Кроме типа, у каждого события есть следующие связанные с ним свойства.
- Date/Time (Дата/Время) — определяет дату/время возникновения события.
- Event (Событие) — детализирует конкретное событие с числовым идентификатором, который называется кодом события (event ID).
- Source (Источник) — определяет источник события, на¬пример приложение, службу или компонент системы. Помогает выяснить причину события.
- Computer (Компьютер) — идентифицирует компьютер, ставший причиной события.
- Category (Категория) — определяет категорию события, иногда используемую для последующего описания допустимого действия. У каждого источника событий свои категории. Так, источник безопасности имеет следующие категории: вход/выход, использование привилегий, изменение политики и управление учетной записью.
- User (Пользователь) — определяет учетную запись пользователя, вызвавшую событие. К пользователям относятся особые сущности, например Local Service, Network Service и Anonymous Logon, а также учетные записи реальных пользователей.
- Description (Описание) — содержит подробное описание события, возможно, со сведениями о местонахождении дополнительной информации, которая поможет устранить проблему.
Просмотр событий Event Viewer
GUI-средство управления событиями называется Event Viewer (Просмотр событий). Для его запуска наберите в командной строке eventvwr для просмотра событий на локальном компьютере или eventvwr /computer-ИмяКомпьютера, где Имя Компьютера — имя удаленного компьютера, чьи события вы хотите проанализировать. Как и большинство GUI-средств, Event Viewer прост в обращении и полезен для определенных задач управления. Например, он используется для управления размером журналов событий, способами обработки протоколирования, а также архивированием журналов событий. Эти действия нельзя выполнить из командной строки. Однако Event Viewer плохо умеет фильтровать события и работать с журналами на удаленных компьютерах. Конечно, для этих задач можно применять и Event Viewer, но существуют другие, более подходящие для этих задач утилиты, в том числе следующие.
- Eventquery — просматривает журналы событий и отбирает записи, удовлетворяющие определенным требованиям. В сценарии Eventquery позволяет анализировать события на множестве систем и сохранять результаты в файле, облегчая поиск информации
- Eventcreate — создает пользовательские события в журналах. При запуске собственных сценариев по расписанию или при плановом обслуживании вам может потребоваться регистрация какого-либо действия в журналах, и в этом поможет Eventcreate.
- Eventtriggers — следит за определенными событиями в журналах и при их возникновении реагирует запуском заданий или команд. Используя триггеры событий, можно на¬строить систему на самонаблюдение. Триггеры событий похожи на задания, запускаемые по расписанию, с тем исключением, что они выполняются при возникновении событий, а не периодически или однократно.
Windows: Shutdown/Reboot Event IDs – Get Logs
While troubleshooting an issue that causes an unexpected reboot or shutdown of a Windows machine, it is important to know which event IDs are related to system reboot/shutdown and how to find the appropriate logs.
In this note i am publishing all the event IDs related to reboots/shutdowns.
I am also showing how to display the shutdown events with date and time, using a Windows Event Viewer or from the command-line using a PowerShell.
Cool Tip: How to boot Windows in Safe Mode! Read more →
Shutdown Event IDs
The list of the Windows event IDs, related to the system shutdown/reboot:
Event ID | Description |
---|---|
41 | The system has rebooted without cleanly shutting down first. |
1074 | The system has been shutdown properly by a user or process. |
1076 | Follows after Event ID 6008 and means that the first user with shutdown privileges logged on to the server after an unexpected restart or shutdown and specified the cause. |
6005 | The Event Log service was started. Indicates the system startup. |
6006 | The Event Log service was stopped. Indicates the proper system shutdown. |
6008 | The previous system shutdown was unexpected. |
6009 | The operating system version detected at the system startup. |
6013 | The system uptime in seconds. |
Display Shutdown Logs in Event Viewer
The shutdown events with date and time can be shown using the Windows Event Viewer.
Start the Event Viewer and search for events related to the system shutdowns:
- Press the Win keybutton, search for the eventvwr and start the Event Viewer
- Expand Windows Logs on the left panel and go to System
- Right-click on System and select Filter Current Log.
- Type the following IDs in the field and click OK :
Cool Tip: Get history of previously executed commands in PowerShell! Read more →
Find Shutdown Logs using PowerShell
For example, to filter the 10000 most recent entries in the System Event Log and display only events related to the Windows shutdowns, run:
Cool Tip: Start/Stop a service in Windows from the CMD & PowerShell! Read more →
Журналы Windows
Операционная система Windows, системные службы и приложения записывают события и ошибки в системные журналы, чтобы в дальнейшем у системного администратора была возможность проверки операционной системы и диагностики проблем.
Получить доступ к этим записям можно через встроенное приложение Просмотр событий (Event Viewer). Есть несколько вариантов запуска данного приложения:
- через меню Пуск – Средства администрирования Windows – >Просмотр событий (Start – Windows Administrative Tools – Event Viewer);
- в командной строке или в окне Выполнить набрать eventvwr.msc:
В Диспетчере серверов в разделе Средства выбрать Просмотр событий (Server Manager – Tools – Event Viewer):
Описание интерфейса программы
Окно программы состоит из следующих компонентов:
Скриншот №3. Интерфейс программы
- Панель навигации позволяет выбрать конкретный журнал, записи которого необходимо просмотреть;
- Список событий, содержащийся в выбранном журнале. В колонках выведена базовая информация о событии. Их можно отсортировать по датам, типам, категориям событий и т.д.;
- Детальная информация о выбранном во второй панели событии. Также детальную информацию можно открыть в отдельном окне, если кликнуть по нужному событию два раза;
- Панель быстрых действий, которые можно совершить с данным журналом или событием. Действия также доступны в контекстном меню (клик правой кнопкой мыши по журналу или событию).
Для удобства просмотра и управления системные журналы разбиты по категориям:
- Приложения (Application) – как и гласит название, содержит события и ошибки приложений;
- Безопасность (Security) – если в операционной системе включена и настроена функция аудита, журнал будет содержать записи, связанные с отслеживанием соответствующих событий (например, авторизация пользователя или попытки неудачного входа в операционную систему);
- Система (System) – здесь регистрируются события операционной системы и системных сервисов;
- Установка (Setup) – события, связанные с инсталляцией обновлений Windows, дополнительных приложений.
В разделе Журналы приложений и служб (Applications and Services Logs) можно найти более детальную информацию о событиях отдельных служб и приложений, зарегистрированных в операционной системе, что бывает полезно при диагностике проблем в работе отдельных сервисов.
Сами события также разделяются на типы:
- Сведения (Information) — информируют о штатной работе приложений.
- Предупреждение (Warning) — событие, свидетельствующее о возможных проблемах в будущем (например, заканчивается свободное место на диске – приложения могут продолжать работу в штатном режиме, но когда место закончится совсем, работа будет невозможна).
- Ошибка (Error) — проблема, ведущая к деградации приложения или службы, потерям данных.
- Критическое (Critical) — значительная проблема, ведущая к неработоспособности приложения или службы.
- Аудит успеха (Success audit) — событие журнала Безопасность (Security), обозначающее успешно осуществленное действие, для которого включено отслеживание (например, успешный вход в систему).
- Аудит отказа (Failure audit) — событие журнала Безопасность (Security) обозначающее безуспешную попытку осуществить действие, для которого включено отслеживание (например, ошибка входа в систему).
Работа с журналами
Службы и приложения могут генерировать огромное количество самых разнообразных событий. Для простоты доступа к нужным записям журнала можно использовать функцию фильтрации журнала:
Правый клик по журналу – Фильтр текущего журнала… (>Filter Current Log…), либо выбрать данную функцию в панели быстрых действий. Открывшееся окно позволяет настроить фильтр и отобразить только те события, которые необходимы в данный момент:
Можно задать временной период, уровни события, выбрать журналы и конкретные источники событий. Если известны коды событий, которые нужно включить или исключить из фильтра, их также можно указать.
Когда необходимость в фильтрации событий отпадет, ее можно отключить действием Очистить фильтр (Clear Filter):
Приложение Просмотр событий (Event Viewer) позволяет также настроить дополнительные свойства журналов. Доступ к настройкам можно получить через панель быстрых действий, либо через контекстное меню журнала – правый клик по журналу – Свойства (Properties):
В открывшемся окне настроек можно увидеть путь, по которому сохраняется файл журнала, текущий размер, а также можно задать максимальный размер файла:
В нижней части окна можно выбрать вариант действия при достижении журналом максимального значения:
- Переписывать события при необходимости (Overwrite events as needed) – новое событие будет записываться поверх самого старого события в журнале, таким образом будут доступны события только за определенный диапазон времени.
- Архивировать журнал при заполнении (Overwrite the log when full) – заполненный журнал будет сохранен, последующие события будут записываться в новый файл журнала. При необходимости доступа к старым событиям, архивный файл можно будет открыть в приложении Просмотр событий (Event Viewer).
- Не переписывать события (Do not overwrite events) – при заполнении журнала выдается системное сообщение о необходимости очистить журнал, старые события не перезаписываются.