- Установка и настройка DHCP сервера на Windows Server 2012 R2 Datacenter
- Что такое DHCP сервер и его плюсы
- Установка роли сервера DHCP в Windows Server 2012 R2
- Шаг 1
- Шаг 2
- Шаг 3
- Шаг 4
- Шаг 5
- Шаг 6
- Шаг 7
- Шаг 8
- Шаг 9
- Шаг 10
- Настройка DHCP сервера на Windows Server 2012 R2
- Настройка клиентов на работу с DHCP сервером
- Как добавить пользователя на Windows Server
- Добавление учётной записи в Windows Server 2012/2016
- Добавление учётной записи в Windows Server 2019
- Зачем нужны RDP-лицензии и где их взять
Установка и настройка DHCP сервера на Windows Server 2012 R2 Datacenter
Продолжаем осваивать Windows Server 2012 R2 и сегодня мы займемся установкой и настройкой роли сервера DHCP. Также мы вспомним, для чего вообще нужен DHCP сервер, и какие плюсы он приносит при его использовании.
И начнем мы конечно с теории, разберем, для чего нужен DHCP сервер и что вообще такое DHCP, а затем перейдем к практике, установим и настроим DHCP сервер на Windows Server 2012 R2 Datacenter, если помните, в прошлой статье мы рассматривали установку Windows Server 2012 R2 в ознакомительной версии, а теперь пришло время поговорить о различных ролях сервера и начинаем мы с DHCP.
Что такое DHCP сервер и его плюсы
Прежде чем говорить о сервере DHCP, давайте узнаем, что такое DHCP.
DHCP (Dynamic Host Configuration Protocol) – это протокол позволяющий компьютерам динамически получать ip адреса и другие сетевые параметры.
Для работы протокола DHCP требуется сервер и клиент.
DHCP сервер – это сервер который раздает ip адреса и параметры компьютерам в сети, соответственно на нем и задаются настройки раздачи ip адресов и сетевых параметров.
DHCP клиент – это приложение установленное на клиентских компьютерах, которое обращается к DHCP серверу для получения ip адреса и соответствующих параметров. Во всех операционных системах по умолчанию установлен клиент DHCP, например в Windows он выглядит в виде службы с логичным названием DHCP-клиент.
Как Вы, наверное, знаете если не пользоваться DHCP, то у всех компьютеров в сети придется прописывать статические ip адреса вручную. Это первый плюс использования DHCP. Потому что если прописывать статические ip адреса, то обязательно будут возникать проблемы, самой распространенной проблемой является конфликт ip адресов, т.е. один и тот же адрес задан одновременно на нескольких компьютерах.
Также к самым наглядным плюсам можно отнести то, что DHCP сервер может раздавать параметры, например, шлюз, dns сервера и еще много других. Соответственно без DHCP сервера это тоже придется делать вручную.
Перечислять все положительные стороны использования DHCP у себя в организации я думаю, не стоит, так как уже на данном моменте ясно, что использовать DHCP лучше, чем не использовать. Некоторые могут сказать «Зачем использовать DHCP, если в организации всего 15 машин?» поверьте, даже с таким количеством компьютеров в сети Вы значительно упрощаете администрирование ими. Даже если Вы наизусть помните, какой ip задан у каждого компьютера или устройства, рано или поздно Вам придется их менять (компьютеры устарели или сломались), и настраивать все эти параметры заново, или при добавление новой единицы оргтехники, которой необходим ip адрес, Вы можете забыть, или просто ошибиться в назначение ip адреса, соответственно потом все это нужно будет исправлять. Конечно если у Вас в сети до 5 компьютеров, может смысла, особого нет, я думаю и администратор в таком случае не нужен, но если в Вашем парке скажем 50-100 или больше компьютеров, то DHCP обязателен, также как и объедение всех компьютеров в домен.
Установка роли сервера DHCP в Windows Server 2012 R2
Перед тем как устанавливать роль DHCP сервера, необходимо выполнить предварительную подготовку, например, составить план добавления областей (подсеть, диапазон), какие ip исключить из раздачи, какие параметры необходимо раздавать, это для ускорения процесса установки и настройки, также необходимо задать статический ip адрес того сервера, на котором Вы собираетесь устанавливать роль сервера DHCP. Теперь переходим к практике.
Шаг 1
Открываем «Диспетчер серверов» в принципе он открывается при старте системы, но в случае если он закрыт, или Вы настроили сервер таким образом, чтобы диспетчер серверов при входе в систему не запускался, то нажимаем Пуск->Диспетчер серверов
Шаг 2
Нажимаем «Добавить роль сервера», можно непосредственно через быстрый запуск, а можно через меню «Управление»
Шаг 3
Далее нас встретит так сказать страница приветствия, мы жмем «Далее»
Шаг 4
Далее уже по умолчанию выбран необходимый пункт, т.е. «Установка ролей или компонентов», жмем «Далее»
Шаг 5
Затем необходимо выбрать на какой сервер иди виртуальный жесткий диск, мы будем устанавливать DHCP сервер, в моем случае локально, т.е. этот же самый сервер, также хочу заметить, что ip адрес у моего тестового сервера 10.10.0.5 соответственно для примера я буду создавать область в этой же подсети, жмем «Далее»
Шаг 6
Далее необходимо выбрать какую роль мы собираемся устанавливать, мы соответственно выбираем DHCP сервер
После нажатия, откроется окно, в котором нам сразу предложат выбрать для установки средства администрирования DHCP сервера, мы соглашаемся, иначе, далее нам все равно придется это выбирать, если конечно мы хотим администрировать DHCP с этого компьютера, жмем «Добавить компоненты»
И снова жмем «Далее»
Шаг 7
Здесь нам предложат выбрать необходимые компоненты, если на прошлом шаге Вы выбрали «Добавить компоненты» то необходимые компоненты уже будут выбраны, если поискать в этих компонентах то мы это увидим, жмем «Далее»
Шаг 8
Здесь нас как раз предупреждают о том, что необходимо составить план настройки DHCP и задать хотя бы один статический адрес на данном компьютере, жмем «Далее»
Шаг 9
Затем мы должны будем подтвердить установку, и в случае необходимости поставить галочку «Автоматический перезапуск конечного сервера», но в данном случае это делать не обязательно, поэтому жмем «Установить»
И начнется установка, и продлится она буквально пару минут
Шаг 10
Установка завершена, и нам предложат выполнить предварительную настройку, она нужна, для того чтобы создать соответствующие группы для делегирования полномочий управления DHCP сервером, жмем «Завершение настройки DHCP»
Далее нажимаем «Фиксировать», уточню, что у меня это тестовый сервер и домен не развернут, поэтому после, у меня в локальных группах появятся соответствующие группы.
Затем нам сообщают, что группы созданы, и то, что необходимо перезапустить службы DHCP, жмем «Закрыть»
Настройка DHCP сервера на Windows Server 2012 R2
Мы установили сам DHCP сервер и средства его администрирования, теперь необходимо его настроить, для этого запускаем оснастку управления DHCP сервером, это можно сделать через «Диспетчер серверов», меню «Средства», или через Пуск->администрирование
После открытия оснастки DHCP сервера, начинаем настраивать DHCP сервер, и первое что необходимо сделать, это создать область, например я, буду это делать для 4 версии протокола ip. Выбираем IPv4 правой кнопкой «Создать область»
И у нас откроется «Мастер создания области», мы жмем «Далее»
Далее задаем имя нашей области, и жмем «Далее»
Затем необходимо сделать важный шаг, это настроить диапазон адресов, из которого DHCP сервер будет раздавать ip компьютерам в сети. Я для примера ввел диапазон с 10.10.0.1 до 10.10.0.200 с 24 маской. После настройки жмем «Далее»
Затем необходимо указать какие ip адреса или диапазон адресов исключить из раздачи, для того чтобы ip адреса серверов или какой-то оргтехнике со статическими адресами, не раздавались, сюда можно указать шлюз, DNS сервера и другие. Жмем «Далее»
Далее необходимо задать срок действия аренды адресов, можете ставить в принципе любой, я для примера поставил 30 дней. Жмем «Далее»
Затем у нас спросят, хотим ли мы настроить основные параметры, которые будет раздавать DHCP сервер, предлагаю это сделать сразу, и соответственно выбираем «ДА» и жмем «Далее»
Первое указываем шлюз по умолчанию
Второе указываем DNS сервера, для раздачи, здесь также можно указать название домена, но так как у меня, его нет, я просто ввожу ip адреса dns серверов
Третье это сервера WINS, лично мне это не требуется, поэтому я просто жму «Далее»
Вот и все основные параметры, их, конечно же, намного больше, но это можно сделать уже непосредственно через настройку параметров. Нам предлагают активировать область, мы, конечно же, соглашаемся.
Вот и все мы создали область и настроили основные параметры, далее произойдет завершение работы мастера создания области, жмем «Готово»
Настройка клиентов на работу с DHCP сервером
Осталось настроить клиентов, например, у меня в качестве примера клиентом выступает компьютер под управлением ОС Windows 7, мы заходим в свойства протокола TCP/IP и выбираем настройку «Получить ip адрес автоматически»
И после (если сервер и клиент находятся в одной сети) мы увидим, что клиент получил ip адрес и параметры
А на DHCP сервере появится запись о том, что он выдал ip адрес такому то компьютеру, это можно посмотреть, в оснастке «DHCP» в меню Арендованные адреса
В общем, на этом все. Мы с Вами и установили и настроили DHCP сервер на операционной системе Windows Server 2012 R2 Datacenter.
Как добавить пользователя на Windows Server
После установки Windows Server на VDS вам доступна только одна учётная запись — Administrator . Однако во многих случаях сервер нужен для работы нескольких человек — причём одновременной. В таких случаях в систему необходимо добавлять дополнительных пользователей — при условии, что у вас уже настроен терминальный сервер и подключено требуемое количество RDP-лицензий.
Для начала подключитесь к вашему серверу по RDP под пользователем Administrator . Если сервер только приобретён, для удобства работы можно сразу включить русский язык в настройках:
Добавление учётной записи в Windows Server 2012/2016
Чтобы создать нового пользователя, на Windows Server 2012 откройте меню «Пуск» и перейдите в Панель управления :
В Windows Server 2016 в панель управления можно перейти из контекстного меню при клике правой кнопкой мыши по меню «Пуск» :
В панели управления в разделе «Учётные записи пользователей» нажмите «Изменение типа учётной записи» . Откроется список пользователей вашего сервера. Здесь выберите опцию «Добавить учётную запись пользователя» :
Запустится мастер создания пользователей. Введите логин, пароль, подтверждение пароля, подсказку и нажмите «Далее» .
Система добавит новую учётную запись и отобразит её данные — имя и уровень прав. Для завершения настройки нажмите «Готово» :
После этого в списке пользователей появится новая учётная запись.
При необходимости вы можете изменить тип созданного пользователя — дать ему права администратора. Для этого кликните на карточку учётной записи — откроется окно настройки:
В меню слева выберите «Изменение типа учётной записи» — система предложит настроить уровень доступа:
Укажите требуемый уровень прав и нажмите «Изменение типа учётной записи» для вступления настроек в силу.
На этом процесс создания пользователя на Windows Server 2012 завершён. Чтобы новый пользователь мог подключиться к серверу по RDP, ему потребуются следующие данные:
- IP-адрес вашего сервера / домен;
- логин пользователя;
- пароль пользователя.
Добавление учётной записи в Windows Server 2019
Алгоритм создания пользователей на Windows Server 2019 немного отличается. После подключения к серверу откройте меню «Пуск» и перейдите в раздел «Параметры» .
В панели управления выберите раздел «Учётные записи» .
Система перенаправит вас на страницу с данными текущего пользователя. В меню слева перейдите в раздел «Другие пользователи» и нажмите «Добавить пользователя для этого компьютера»
Запустится оснастка настройки локальных пользователей и групп. Выберите раздел «Пользователи» и в блоке «Действия» в соответствующем подразделе справа перейдите в меню «Дополнительные действия» — «Новый пользователь. » :
Система предложит ввести данные нового пользователя: логин, имя для отображения в системе, описание и пароль с подтверждением. После заполнения данных нажмите «Создать» . Поля в форме сбросятся к пустому состоянию — при отсутствии ошибок это означает, что новый пользователь успешно добавлен.
После добавления нужного количества пользователей нажмите «Закрыть» — вы вернётесь к списку пользователей, где появятся созданные учётные записи.
По умолчанию новые учётные записи создаются со стандартным уровнем прав. Если вы хотите предоставить новому пользователю права администратора, вернитесь в Параметры — Учётные записи — Другие пользователи . Выберите созданного пользователя и нажмите «Изменить тип учётной записи» .
В окне настройки выберите в списке «Тип учётной записи» уровень прав и нажмите «ОК» .
На этом процесс добавления пользователя завершён. Чтобы новый пользователь мог подключиться к серверу по RDP, ему потребуются следующие данные:
- IP-адрес вашего сервера / домен;
- логин пользователя;
- пароль пользователя.
Зачем нужны RDP-лицензии и где их взять
По умолчанию в Windows Server одновременно могут работать только два пользователя уровня Administrator . Для совместной работы большего числа пользователей к серверу нужно подключить RDP-лицензии — по одной на каждого дополнительного пользователя. Их можно приобрести в Личном кабинете: для этого откройте раздел Товары — Виртуальные серверы , выберите ваш сервер в списке, сверху «Изменить» .
В списке настроек услуги в блоке «Дополнительно» измените значение поля «Количество RDP-лицензий» и нажмите «В корзину» . Стоимость одной RDP-лицензии составляет 430 ₽ в месяц. После активации лицензия включается в стоимость сервера и автоматически продлевается вместе с ним.
После оплаты в течение получаса к серверу подключится наш системный администратор для активации лицензий и настройки терминального сервера.