Установка и конфигурирование Windows Server 2012 R2 Essentials
Всем добрый день. Хотелось бы рассказать о установке и конфигурировании Windows Server 2012 R2 Essentials. Эта статья не является призывом к повсеместной установке Windows или пропагандой продуктов Microsoft. Хотелось бы просто рассказать об интересном продукте и возможно кого-то данный продукт заинтересует и пригодится в работе. Статью я старался писать для неподготовленного читателя, поэтому минимум терминологии и максимум обобщения некоторых понятий.
Немножко о редакции Essentials
Windows Server 2012 R2 Essentials – это одна из редакция серверной операционной системы от компании Microsoft. Однако имеет множество отличий от редакций Standard и Datacenter. Что же умеет Essentials:
- Авторизация и аутентификация пользователей вашей сети (домен контроллер службы каталогов Active Directory)
- Файловое хранилище (роль файлового сервера)
- Удаленный доступ к корпоративной сети (VPN и DirectAccess сервер)
- Удаленный доступ к файловому хранилищу через Web-интерфейс (настроенный для этого IIS)
- Удаленный доступ к рабочем столам клиентских машин (шлюз удаленных рабочих столов)
- Резервное копирование клиентских машин (windows backup)
- Резервное копирование самого сервера (windows backup)
- Интеграция с облачными технологиями Microsoft (Office 365, Azure backup и т.д.)
- Консоль единой настройки Essentials, которая позволит настроить возможности описанные выше даже не подготовленному системному администратору.
Если обобщить, то редакция Essentials имеет большинство ролей Windows Server. Некоторые из этих ролей настроены, некоторые доступны в полном объеме, некоторые как например Hyper-V с серьезными ограничениями. Компенсацией за эти все ограничения является более низкая цена, включенных 25 клиентских лицензий, централизованная и простая настройка. Хочу так же отметить, что процесс лицензирования серьезно отличается. Вы можете использовать эту редакцию только для организаций, где число пользователей не превышает 25. Но повторюсь вам не нужно приобретать какие-либо клиентские лицензии.
Таким образом Essentials очень хорошо подходит для малых организаций, которые бы хотели пользоваться большинством современных решений для обеспечения безопасности корпоративной сети, хранения документов, удаленного доступа, возможно, почтовые системы. Для тех организаций, которые не хотели бы тратить много денег как на саму ИТ инфраструктуру, так и на работу высококвалифицированных системных администраторов.
Установка и первоначальная настройка
Установка данной ОС вполне стандартная процедура. Если вы хоть раз устанавливали Windows Vista /7/8/8.1, то вы без проблем установите и Essentials. Однако, если вы не устанавливали ни вышеперечисленных ОС ни любую из последних версий серверных ОС, то я рекомендую или довериться профессионалу или как минимум студенту второкурснику.
Единственное, что я бы рекомендовал в момент установки, если у вас один жёсткий диск, разбить его на два раздела. Т.е. сделать так чтобы после установки в системе был второй уже отформатированный жесткий диск. Безусловно это только рекомендация, вы сможете подготовить второй диск в последующем, однако придется переносить некоторые папки.
После первого входа в свежеустановленную ОС запустится мастер «Настройка Windows Server Essentials», который поможет произвести первоначальную настройку.
На первом шаге вам необходимо задать настройки даты и времени.
На втором шаге вам необходимо заполнить на английском языке название компании. Имя домена и имя сервера будут в таком случая сгенерированы автоматически, хотя конечно вы можете поменять их.
На следующем шаге вам необходимо заполнить имя администратора и задать его пароль.
На последнем шаге необходимо указать способ обновления операционной системы и нажать настроить
После этого запустится процесс, который произведет все необходимые первоначальные настройки. Это займет около 30 минут и потребует несколько перезагрузок. За это время ОС успеет в частности установить необходимые роли и настроить сервер в качестве домен контроллера для нового домена.
Настройка
Продукт весьма большой и обширный, я хотел бы рассказать о самых базовых возможностях настройки, такие как создание пользователей, настройка удаленного доступа, создание папок, подключение клиентов.
Вся настройка происходит в панели мониторинга, доступ к ней есть с рабочего стола, панели быстрого запуска и стартового экрана.
Создание пользователей
При первом запуске данной панели вам откроется вкладка установка, на которой можно выполнить ряд задач по настройке сервера.
Я начну с добавления пользователей. Щелкаем ссылку для добавления учетных записей.
Заполняем поля формы и нажимаем далее
Выбираем уровень доступа к общим папкам, которые были созданы. На начальном этапе существует лишь одна – Организация. В дальнейшем вы можете менять разрешения на доступ как из свойств пользователя, так и из свойств папки.
Далее устанавливаем, что будет доступно для пользователя удаленно. Про удаленный доступ расскажу чуть позже.
Учетная запись создана. Жмем закрыть.
Подобным образом можно создать множество учетных записей. Безусловно, Вы можете пользоваться и привычным и знакомым для вас интерфейсом Active Directory Users and Computers, но в таком случае выдавать разрешения на доступ вам придется ручками.
Добавление папок сервера
Для добавление папок существует другой мастер, который поможет и создать папку на диске, и общий доступ для нее настроить, и разрешения выдать. Для его запуска необходимо щелкнуть соответствующую ссылку в панели мониторинга.
В открывшемся окне мастера вводим название. Можно изменить расположение и добавить описание. Нажимаем далее.
На следующей странице указываем необходимые разрешения. При необходимости делаем ее недоступной при удаленном доступе.
С последнего шага данного мастера можно запустить мастер настройки архивации. Нажимаем закрыть.
Настройка удаленного доступа
Один, наверное, из самых сложных этапов настройки Windows Server 2012R2 Essentials. Настройка так же происходит с помощью мастера. Мастер традиционно запускается из панели мониторинга.
Первое что Вам необходимо настроить это ваш маршрутизатор – об этом Вам сообщает мастер. На самом деле Вам необходимо настроить перенаправление портов на маршрутизаторе. Для этого у маршрутизатора должен быть «белый» IP адрес. А на самом сервере лучше настроить статический IP адрес. Перенаправить нужно следующие порты 80, 443, 1723, 987 на IP адрес вашего сервера. В общем то процедуру настройки может выполнить и сам мастер, если ваш маршрутизатор поддерживает UPnP. Я делал настройку ручками, поэтому пропустил данный шаг.
После этого открывается новый мастер настройки доменного имени. Нажимаем далее.
Мастер предложит ввести имя внешнего домена или создать новый. Для собственного домена Вам понадобится сертификат, поэтому рассмотрим тут вариант настройки с использованием домена Microsoft. Выбираем другое имя домена и щелкаем далее.
Рассмотрим вариант с доменом компании Microsoft.
Тут попросит авторизоваться в Microsoft Account.
После авторизации принимаем заявление о конфиденциальности.
Вводим имя домена и проверяем доступность, жмем настроить.
Ну что с именем домена разобрались. Продолжаем — далее.
Выбираем какие именно возможности будут доступны.
Выбираем будет ли доступен удаленный доступ для текущих пользователей.
Ну вот и все можете попробовать зайти на сайт wiseguy.remoteweaccess.com.
C данного веб сайта есть возможность доступа к общим папкам и доступ к рабочим столам пользователей.
Подключение рабочих станций
Если мы и на этот раз откроем панель мониторинга и перейдем на страницу подключение компьютеров, то увидим там лишь инструкцию к действию
Следуя инструкции на клиенте в браузере открываем страничку http:// /connect. Нажимаем ссылку для скачивания.
Выбираем выполнить.
Принимаем лицензию и ждем.
Вводим имя пользователя и пароль пользователя данного компьютера или администратора. Я вводил учетку пользователя.
Выбираем, кто будет пользоваться компьютером.
Вводим описание компьютера.
Заходим на компьютер под учетной записью пользователя.
Можно работать. На рабочем столе уже есть все необходимые ярлыки.
Создание службы в Windows 10
Бывает, что имеется некий исполняемый файл, который необходимо зарегистрировать в системе как службу Windows 10. Существует множество различных способов, которые позволяют это сделать. Сейчас мы рассмотрим два основных и проверенных метода создания службы Windows.
Создание службы с помощью программы Sc.exe
Первый способ позволяет создавать службы, используя утилиты, работающие через командную строку. В данном случае, используется инструмент sc.exe. Он позволяет взаимодействовать с функциями API и выполнять операции со службами Windows 10. Несмотря на то, что данная программа даже не обладает графическим интерфейсом, она является мощным инструментом и может контролировать состояние служб, создавать, редактировать и управлять ими.
Если создавать службу, с помощью sc.exe, то не возникает необходимости в изменении параметров реестра и списка служб в диспетчере. Кроме того, утилита способна работать со службами на локальном компьютере, и выполнять те же действия на удаленных машинах.
Чтобы создать новый сервис, откройте командную строку от имени администратора и запустите команду «Sc create». Она запишет новую службу к базе диспетчера служб. Синтаксис команды представлен следующим образом:
- ServiceName — данным параметром определяется имя раздела службы в реестре;
Данное имя не совпадает с тем именем, которое будет отображаться диспетчере (например, в Services). - BinPath — в этом параметре записываем путь, где хранится исполняемый файл.
Чтобы было понятнее, в качестве примера, мы создадим службу «MySevice». При этом, отображаемое имя будет «My New Service». Указываем тип службы и включаем автозапуск:
Sc create MyService binPath=C:\MyService\MyService.exe DisplayName=″My New Service″ type=own start=auto
Теперь откройте оснастку «Services» и взгляните на то, что получилось:
Параметры службы, которая уже была создана и запущена, можно изменить при помощи команды Sc config. К примеру, мы заменим имя службы, которое отображается как:
Sc config MyService DisplayName=″My Service″
А еще можно избавиться от службы полным ее удалением. Для этого используйте такую команду:
С помощью утилиты PowerShell
Ну а с помощью такого мощного инструмента, как PowerShell можно хоть горы двигать. Он обладает большими возможностями и способен работать с различными службами. Здесь, для добавления новой службы, существует специальная команда «New -Service». Давайте попробуем новую службу, как и в прошлом примере, будем использовать те же имена и значения, только добавим дополнительный параметр, в виде описания. И так, команда, для создания нового сервиса, выглядит следующим образом:
New-Service -Name MyService -BinaryPathName C:\MyService\MyService.exe` -DisplayName ″My New Service″ -Description ″Very Important Service . ″
Для изменения параметров служб, существует команда «Set -Service»:
Set-Service -Name MyService -Description ″Not Very Important Service″ -StartupType Manual
Если не считать дополнительную возможность добавления описаний к службам, PowerShell обладает таким же функционалом, как и утилита Sc.exe. Но есть один маленький минус — здесь нет простой команды для удаления службы. Поэтому приходиться использовать такой вот, немного мудреный, код:
(Get-WmiObject win32_service -Filter ″name=′MyService′″).delete()