Windows x86 api для c

Первая программа на WinAPI

WinAPI или Windows API (Application Programming Interface) — это библиотека для создания классических приложений Windows. Сама библиотека WinAPI написана на языке C и представляет собой коллекцию функций, структур и констант. Она объявлена в определённых заголовочных файлах и реализована в статических (.lib) и динамических (.dll) библиотеках.

В данном уроке мы создадим нашу первую программу на WinAPI. Для начала создайте проект. Выберите меню File -> New -> Project:

В открытом окне в левой панели выберите Other, затем Empty Project (пустой проект). Там же доступен шаблон Windows Desktop Application, но мы напишем программу с нуля, так как шаблон по умолчанию пока слишком сложен для нас. В нижней части выберите имя проекта, его местоположение и хотите ли вы создать решение для него. Местоположение может быть любым, для меня это C:\prog\cpp\

В обозревателе решений щёлкните правой кнопкой мышки и выберите Add -> New Item.

В открывшемся окне выберите C++ File (.cpp) и введите имя файла в нижней части — main.cpp.

Перед тем как мы начнём рассматривать код, давайте поговорим о типах данных в WinAPI и соглашениях вызова (calling conventions).

Типы данных в WinAPI

WinAPI переопределяет множество стандартных типов языка C. Некоторые переопределения зависят от платформы для которой создаётся программа. Например, тип LRESULT, если его скомпилировать для x86, будет типом long. Но если скомпилировать программу для x64, то LRESULT будет типом __int64. Вот так LRESULT определяется на самом деле (он зависит от LONG_PTR, а LONG_PTR может уже быть или __int64, или long):

Соглашения по вызову (Calling Conventions) — __stdcall

В коде ниже перед именами функций вы встретите __stdcall. Это одно из соглашений по вызову функций. Соглашение по вызову функций определяет каким образом аргументы будут добавляться в стек. Для __stdcall аргументы помещаются в стек в обратном порядке — справа налево. Также, __stdcall говорит, что после того как функция завершится, она сама (а не вызывающая функция) удалит свои аргументы из стека. Все функции WinAPI используют __stdcall соглашение.

WinAPI переопределяет __stdcall в WINAPI, CALLBACK или APIENTRY, которые используются в разных ситуациях. Поэтому в примерах из MSDN вы не увидите __stdcall, но нужно помнить что именно оно будет использоваться.

Типы WinAPI пишутся в верхнем регистре.

Описатели/дескрипторы (Handles) в WinAPI

Handle на русский язык сложно перевести однозначно. Наверное, наиболее частое употребление в русском имеет слово дескриптор. По сути это ссылка на ресурс в памяти. Например, вы создаёте окно. Это окно хранится в памяти и оно имеет запись в таблице, которая хранит указатели на все созданные системные ресурсы: окна, шрифты, файлы, картинки. Указатель на ваше окно в данной таблице называется дескриптором окна (handle of the window).

Любой указатель это просто переопределение типа void*. Примеры дескрипторных типов в WinAPI: HWND, HINSTANCE, HBITMAP, HCURSOR, HFILE, HMENU.

Подытожим: дескрипторы используются для получения доступа к каким-либо системным ресурсам.

WinAPI окна

Давайте посмотрим на код самой простой WinAPI программы:

Вначале нужно добавить WinAPI: статичную библиотеку, которая содержит определения различных функций и включить заголовочный файл с объявлениями этих функций, структур и констант. user32.lib содержит основные возможности Windows — всё, что касается окон и обработки событий.

На следующей строке мы объявляем функцию обратного вызова (callback), которая будет вызываться, когда наше приложение получает какое-либо сообщение от операционной системы. Мы вернёмся к этому ниже.

Функция WinMain

WinMain — точка входа в программу, а как мы помним такая функция вызывается операционной системой.

Главная функция приложений под Windows отличается от консольной версии. Она возвращает целое число и это всегда ноль. __sdtcall говорит, что аргументы добавляются в стек в обратном порядке и WinMain сама удаляет их из стека по завершении. WinMain принимает 4 аргумента:

hInstance — дескриптор экземпляра приложения. Можете думать о нём, как о представлении вашего приложения в памяти. Он используется для создания окон.

Второй аргумент — наследие шестнадцатибитных версий Windows. Уже давно не используется.

Третий аргумент представляет аргументы командной строки. Пока мы не будем им пользоваться.

nCmdShow — специальный флаг, который можно использовать при создании окон. Он говорит о состоянии окна: должно ли оно показываться нормально, на полный экран или быть свёрнутым.

Теперь давайте посмотрим как создаются окна.

Классы окон (Window Classes)

Для создания окна нужно определить и зарегистрировать его класс. Windows создаёт свои классы таким же образом. Все стандартные элементы, которые вы видите в Windows являются классами: кнопки, поля редактирования, полосы прокрутки. Windows хранит список всех зарегистрированных классов. Обязательно нужно заполнить только три поля класса: имя класса, дескриптор экземпляра приложения (передаётся в WinAPI в виде параметра) и оконная процедура (адрес функции).

Сначала нужно заполнить структуру WNDCLASS. Пусть вас не смущает название WNDCLASS — это не C++ класс. В данном случае, класс — всего лишь термин используемый в WinAPI:

Здесь мы инициализируем структуру WNDCLASS нулями, определяем обязательные поля и регистрируем класс.

lpfnWndProc имеет тип WNDPROC. Как говорилось выше, это указатель на функцию WindowProc, которую мы объявили в самом начале. У каждого оконного класса должна быть своя оконная процедура.

hInstance — дескриптор экземпляра приложения. Все оконные классы должны сообщать, какое приложение их зарегистрировало. Мы используем первый параметр функции WinMain.

Читайте также:  Windows media center управление с геймпада

lpszClassName — имя класса, задаётся пользователем. В Windows все классы называются в верхнем регистре (примеры: BUTTON, EDIT, LISTBOX), мы будем делать также в наших уроках.

WNDCLASS содержит больше полей: стиль, иконка, имя меню, но мы можем пропустить их. Некоторые из них мы рассмотрим в следующих уроках. Вы можете посмотреть полный список в документации к WinAPI на MSDN (официальном сайте Microsoft с документацией).

В конце мы регистрируем наш класс с помощью функции RegisterClass. Мы передаём адрес структуры WNDCLASS. Теперь мы можем создать окно.

Первая WinAPI программа — Пустое окно

В WinAPI есть функция для создания окон — CreateWindow:

Первый параметр — имя класса. В данном случае он совпадает с именем класса, который мы зарегистрировали. Второй — имя окна, это та строка, которую пользователи программы будут видеть в заголовке. Следующий — стиль. WS_OVERLAPPEDWINDOW говорит, что WinAPI окно имеет заголовок (caption), кнопки сворачивания и разворачивания, системное меню и рамку.

Четыре числа определяют позицию левого верхнего угла окна и ширину/высоту.

Затем идут два указателя nullptr. Первый — дескриптор родительского окна, второй — меню. У нашего окна нет ни того, ни другого.

hInstance — дескриптор на экземпляр приложения, с которым связано окно.

В последний аргумент мы передаём nullptr. Он используется для специальных случаев — MDI (Multiple Document Interface ) — окно в окне.

CreateWindow возвращает дескриптор окна. Мы можем использовать его для обращения к окну в коде. Теперь мы можем показать и обновить окно.:

ShowWindow (показать окно) использует параметр nCmdShow функции WinMain для контроля начального состояния (развёрнуто на весь экран, минимизировано, обычный размер). UpdateWindow (обновить окно) мы обсудим в следующих уроках.

Главный цикл WinAPI

Далее идёт бесконечный цикл. В этом цикле мы будем реагировать на разные события, возникающие при взаимодействии пользователя с нашей программой.

Перед циклом мы объявляем переменную типа MSG (от message — сообщение) — в этой структуре Windows кодирует события. Если произошло событие WM_QUIT, то мы завершаем цикл.

Операционная система генерирует множество различных сообщений. Они генерируются, когда происходит какое-то событие: изменился размер окна, нажата клавиша мышки или клавиатуры.

Очередь сообщений (Message Queue) в WinAPI

Все оконные приложения управляются событиями (event-driven). В операционной системе существует очередь сообщений. Когда происходит какое-либо событие в любой программе, в эту очередь посылается сообщение. Также, любая программа имеет свою очередь сообщений. Windows проверяет каждое сообщение в системной очереди и посылает их в программные очереди. В действительности всё немного сложнее, так как очереди сообщений связаны с потоками, но мы обсудим это позже. На данный момент запомните, что каждое приложение имеет свою собственную очередь сообщений.

Сообщение это просто структурная переменная MSG. Давайте посмотрим на определение этой структуры:

hwnd — дескриптор окна, которому принадлежит сообщение.

message — идентификатор сообщения (UINT — unsigned integer).

wParam и lParam содержат дополнительную информацию и зависят от идентификатора сообщения.

time — понятно из названия — время, когда было создано сообщение.

pt — позиция курсора на экране в момент генерации сообщения. POINT — тип WinAPI для описания точек с координатами (x,y).

Приложение в бесконечном цикле проверяет свою очередь сообщений, смотрит на свойство message и решает, что делать с данным сообщением (как его обработать).

Функция PeekMessage проверяет очередь и берёт последнее сообщение. Затем, она берёт информацию о сообщении и помещает её в переменную msg. Последний аргумент заставляет удалить сообщение из очереди.Итак, в условии мы проверяем, содержит ли очередь сообщений приложения какое-либо сообщение. Если содержит, мы заполняем переменную msg и удаляем сообщение из очереди. Затем вызываем две функции.

TranslateMessage — генерирует дополнительное сообщение если произошёл ввод с клавиатуры (клавиша с символом была нажата или отпущена). По умолчанию, клавиатура генерирует так называемые сообщения виртуального ключа (virtual key). TranslateMessage генерирует ещё одно сообщение, которое сообщает информацию о символе. Мы поговорим об этом позже. Пока что: вызов TranslationMessage нужен, чтобы обработать ввод символов с клавиатуры.

Функция DispatchMessage посылает сообщение в функцию WindowProc.

Оконная процедура (Window Procedure) WindowProc

Оконная процедура — это специальная функция в которой мы обрабатываем сообщения. В данный момент нам нужно обработать только одно важное сообщение, а для всех остальных выполнить стандартное действие. Давайте посмотрим на наш вариант WindowProc:

Обратите внимание, что мы сами нигде не вызываем WindowProc. Оконная процедура привязана к классу окна. И когда мы вызываем DispatchMessage, система сама вызывает оконную процедуру, связанную с окном. Такие функции называются функциями обратного вызова (callback functions) — они не вызываются напрямую. Также обратите внимание, что данная функция получает только часть свойств MSG структуры.

Внутри WindowProc мы проверяем поле message структуры MSG. Оно содержит идентификатор сообщения. В Windows определено много констант для разных сообщений. В данной программе мы проверяем WM_DESTROY. Это сообщение посылается, когда окно уничтожается, в момент, когда оно уже удалено с экрана. В ответ на это сообщение мы вызываем PostQuitMessage — она говорит системе, что приложение будет закрыто и посылает сообщение WM_QUIT в очередь сообщений программы (не в системную).

Если пришло сообщение, которое мы не хотим обрабатывать сами, мы передаём его в DefWindowProc — действие по умолчанию.

Заключение

В данном уроке мы создали пустое но полностью функциональное стандартное окно операционной системы Windows. В следующих уроках мы обсудим разные части WinAPI, а шаблон из данного урока станет основой для наших программ на DirectX и OpenGL.

Windows x86 api для c

Статья показывает способы работы с API операционных систем на примере определения версии системы.

Содержание

Каждая операционная система имеет свой способ версионирования. Очевидно, что способ определения версии системы завязан на особенности конкретной ОС. Мы рассмотрим способы определения версии на Windows, Linux и Mac OS X.

Попутно мы освоим более важную вещь: работу с API операционных систем. API — это сокращение от Application Programming Interface. Каждая ОС предоставляет программисту низкоуровневые библиотеки, формирующие цельный интерфейс, позволяющий приложению реагировать на события ОС, либо делегировать ей свои задачи, а также общаться с другими процессами. Этот интерфейс и называется API операционной системы.

Читайте также:  Нужно ли создавать точку восстановления windows 10

Структура API ОС

По историческим причинам большинство API ОС предоставляет средства в процедурном стиле и на языке C89. Такие API состоят из функций, макросов-констант и структур, представляющих объекты системы.

API ОС принято оставлять неизменными на протяжении десятилетий, чтобы даже скомпилированные программы продолжали работать, и не нужно было править исходники или перекомпилировать их заново. Расплата за это — неудобный, построенный по старым стандартам интерфейс. Но эта проблема легко решается с помощью написания фасадов, предоставляющих более удобный и высокоуровневый интерфейс. Готовые фасады есть во многих программных библиотеках.

Обычно функции в составе API ОС реализованы в динамических библиотеках, то есть их адреса и реализации становятся известны только после запуска программы, что и позволяет использовать новые версии ОС без перекомпиляции предназначенных для неё программ.

Кроме функций API есть также вызовы ядра ОС, которые работают с помощью системных прерываний (т.е. требуют помощи процессора), а не на основе стека и прыжка по адресу функции. Вызов ядра — дорогая операция, потому что в процессе вызова процессор переходит из защищённого режима (userspace mode) в режим прямой работы с памятью и устройствами (kernel mode), а затем возвращается обратно в защищённый режим.

Вызовы ядра — это единственный способ попросить систему об операции, выходящей за полномочия процесса программы, например, о создании нового процесса. Есть разница в отношении к системным вызовам в мире UNIX и в мире Windows

  • В UNIX-системах вызовы ядра доступны программисту напрямую, и считается нормальным их использовать
  • В Windows вызовы ядра обычно начинаются с префикса “Rtl”, и не рекомендуются для использования программистом. Для любой функции с префиксом “Rtl” есть замена в составе WinAPI (обычно это функция с тем же именем за вычетом префикса “Rtl”).

Функции API ОС и вызовы ядра вместе называют вызовами API ОС. Эти вызовы лежат в основе множества операций по работе с файлами, устройствами и сетью, но стоят дороже обычного вызова функции в собственном коде программы.

API для получения версии в Windows

Версия Windows отображается в модуле настройки, доступном из панели управления:

Узнать версию ОС программно Windows можно с помощью WinAPI. WinAPI расшифровывается как Windows API. Он детально задокументирован на сайте msdn.microsoft.com — портале от компании Microsoft, предназначенном для сторонних разработчиков. Найти документацию по функциям WinAPI можно, передав в поисковик запрос “msdn FunctionName” или “FunctionName site:msdn.microsoft.com”. Также помогают запросы из разряда “winapi how to …”.

Большая часть WinAPI доступна при подключении единственного заголовочного файла Windows.h . А это — небольшой пример:

Имейте ввиду, что функция GetVersion возвращает кодовый номер версии, который нужно сопоставить с таблицей версий и определить человекопонятное имя.

В WinAPI действует ряд соглашений в именовании:

  • функции именуются в UpperCamelCase, например, GetVersion, GetVersionEx. Сокращения используются в редких случаях, например, суффиксом “Ex” помечают расширенную версию более старой фукнции.
  • имена типов данных именуются в верхнем регистре, часто с сокращениями: RECT, POINT, HMENU (handle to menu), OSVERSIONINFO (OS version information) и так далее
  • для создания и удаления системных объектов, например, типа XYZ, предоставляются функции с именами вида “CreateXYZ” и “DestroyXYZ”
  • многие привычные типы данных получили свои синонимы (в целях максимального контроля над стабильностью)
    • WORD — машинное слово, 16-битное целое без знака, аналог uint16_t
    • DWORD — удвоенное машинное слово, 32-битное целое без знака, аналог uint32_t
    • BOOL — синоним типа int, введённый по той причине, что в языке C89 нет типа bool. Тип bool появился в C++, а тип _Bool — в C99
    • LPCSTR — синоним const char * , расшифровывается как Left-Pointer to Const String, т.е. изменяемый (способный стоять в левой части присваивания) указатель на неизменяемую строку в стиле C, завершённую нулевым символом.
    • LPSTR — синоним char * , расшифровывается как Left-Pointer to String, т.е. изменяемый (способный стоять в левой части присваивания) указатель на изменяемую строку в стиле C, завершённую нулевым символом.
    • LPCWSTR — синоним const wchar_t * , расшифровывается как Left-Pointer Wide Const String, т.е. вместо типа char использует тип wide char, способный представлять символы одной из кодировок Unicode — UTF16

Вы могли заметить, что в предыдущих двух примерах используются устаревшие функции. Начиная с Windows 8, компания Microsoft решила объявить устаревшими GetVersion и GetVersionEx, и они теперь могут возвращать неправильное значение согласно спецификации.

Вместо них предлагается использовать функции из заголовка VersionHelpers.h. Эти функции не реализованы в библиотеках WinAPI и всего лишь дают фасад для вызова VerifyVersionInfo. Функции из состава VersionHelpers.h имеют более привычное именование версий ОС в сравнении с GetVersion и GetVersionEx.

API для получения версии в Linux

Мы будем рассматривать получение версии на примере Ubuntu, т.к. этот дистрибутив использует подавляющая часть пользователей GNU/Linux. Через графический интерфейс информацию о системе можно узнать в панели настроек:

Для API в GNU/Linux характерна разобщённость: разные разработчики создают различные библиотеки, подходы к организации API этих библиотек и уровень квалификации их авторов может сильно варьироваться. Есть некоторые островки стабильности среди этого хаоса:

  • стандарт POSIX, который расширяет стандартную библиотеку C89 новыми функциями, и переносим на любую UNIX-подобную систему, в том числе на MacOSX и даже частично на Windows; в Linux большая часть POSIX доступна из заголовка unistd.h
  • системные вызовы ядра Linux, которые остаются стабильными на протяжении десятилетий, и доступны из заголовков в каталоге sys/
  • особенно популярные, распространнённые в разных дистрибутивах и проверенные библиотеки, интерфейс которых тщательно спроектирован и не меняется на протяжении многих лет
    • примеры таких библиотек: Qt, GTK, SDL2

Для систематизации документации в Linux придумано несколько разных решений. В первую очередь рассмотрим команду man (от слова “manual”). Команда man — это команда UNIX-систем, отображающая форматированную документацию в собственном формате man, набор которой зависит от установленных в системе пакетов. Вот такой вывод даёт команда “man printf”:

Читайте также:  Alt linux для сервера

Нетрудно понять, что это документация не о функции “printf” стандартной библиотеки C89, а об утилите командной строки с тем же названием. Дело в том, что справка man распределена по разделам:

  • раздел 1 содержит документацию по утилитам командной строки, и к нему можно обраться командой “man 1 printf”
  • раздел 2 содержит документацию по интерфейсам и системным вызовам ядра Linux, и команда “man 2 printf” не даст результата:
  • раздел 3 содержит документацию по функциям языка C, входящим в стандартную библиотеку, в стандарт POSIX и в прикладные библиотеки. Обраться к этой документации можно командой “man 3 printf”
  • есть и другие разделы, но они не представляют интереса для наших задач

Документация из разделов man есть не только на Linux-машинах, но и в интернете, например на сайте opennet.ru. Получить эту документацию можно, используя запрос вида “man printf” в поисковике.

Для получения версии ядра Linux существует системный вызов uname, информация о котором есть в разделе 2 справки man.

Из документации понятно поведение функции, и указано, что функция находится в заголовке “sys/utsname.h”. Можно написать функцию, которая будет получать и печатать информацию о версии ядра:

Результат вызова функции приведён ниже. Из него понятно, что поле nodename содержит имя компьютера в сети, а поля sysname и release — версию ядра операционной системы. Поля domainname, machine и version не несут особенно важной информации, и появления имени дистрибутива Ubuntu в поле version является особенностью сборки, а не общей закономерностью.

Для определения имени и номера версии дистрибутивы могут быть доступны разные приёмы:

  • современные дистрибутивы предоставляют утилиту командной строки “lsb_release”, выводящую версию дистрибутива, и эта утилита может быть вызвана программно с помощью “popen”; полный вывод доступен при запуске с параметром “lsb_release -a”, а справочную информацию можно узнать при запуске с параметром “lsb_release -h”
  • та же информация обычно доступна в текстовом файле “/etc/lsb-release”, и вы можете вывести его в консоль командой “cat /etc/lsb-release”
  • файл “/etc/os-release” может отсутствовать или иметь разный формат в некоторых дистрибутивах, в Ubuntu 16.04 он выглядит так:

Реализация чтения файла или запуска lsb_release командой popen останется за пределами статьи.

API для получения версии в MacOSX

В MacOSX доступен тот же самый API POSIX, включающий в себя и вызов uname. Кроме POSIX также доступны

  • системные вызовы ядра Darwin
  • библиотека Carbon языка C89, которая в последних версиях OSX считается устаревшей
  • библиотеки (фреймворки) языка Objective-C, которые могут быть использованы совместно с кодом на языке C89
    • для смешивания Objective-C и C в одном файле используются файлы с расширением “.m”, к которым можно подключать заголовки “.h”
    • для смешивания Objective-C и C++ в одном файле используются файлы с расширением “.mm”, к которым также можно подключать заголовки “.h”

Ранний способ определения версии OSX — функция “Gestalt” из файла “CarbonCore/OSUtils.h”. К сожалению, эта функция объявлена устаревшей в MacOSX 10.8.

Один из эвристических способов определения версии OSX связан с определением версии ядра Darwin, и последующей выборке по таблице:

Для определения версии ядра можно использовать многофункциональный системный вызов sysctl:

Кодировка строк в API ОС

В современных UNIX-подобных системах для работы со строками используется кодировка UTF-8, которая является мультибайтовой. Это означет, что в UTF8 базовой единицей является тип “char” размером в 1 байт, но один символ Unicode представляется либо одним, либо несколькими байтами. Для правильного разделения строки UTF8 на символы следует сканировать строку последовательно из начала в конец:

  • все ASCII-символы с кодами от 0 до 127 представляются одним байтом так же, как в ASCII, поэтому любой текст в кодировке ASCII является и текстом в кодировке UTF-8, например, большинство английских текстов соответствуют требованиям UTF-8
  • для остальных символов значение первого байта находится вне диапазона ASCII

В Windows в процессе перехода на кодировку Unicode было принято иное решение: используется базовый тип “wchar_t” (размер которого на Windows равен 2 байтам, а на UNIX-платформах — 4-м), и символы кодируются в UTF-16. Вопреки частому заблуждению, кодировка UTF-16 точно так же является мультибайтовой: базовой единицей является тип “wchar_t” с размером 2 байта на Windows, но один символ Unicode представляется либо одним, либо несколькими “wchar_t”.

На UNIX-подобных ОС тип “wchar_t” и соответствующие ему типы “std::wstring”, “std::wostream”, функции “std::to_wstring”, глобальные переменные “std::wcout” работают в кодировке UCS32, в которой символы представляются четырьмя байтами.

Из-за очевидного перерасхода памяти wide-строки, основанные на wchar_t, непопулярны в системном программировании для UNIX, но крайне популярны на Windows, где wide-строки более компактны. Кроме того, именно с UTF-16 работает ядро Windows и современные вызовы WinAPI.

Современный C++ имеет средства для конвертации между “std::string” в UTF8 и “std::wstring” прямо в стандартной библиотеке:

Ещё несколько нюансов Wide Strings, которые следует знать:

  • литералы для Wide String записываются так: L»Wide String Value»
  • в Windows для для каждой функции и структуры WinAPI, работающей со строками, есть две версии: одна с суффиксом “A”, другая с суффисом “W”
    • версия с суффиксом A работает в текущей кодировке ANSI-кодировке, которая обынчо является однобайтовой и не может представить символы алфавита, отличного от языка системы, например, Windows с английской локалью сломает кодировку кириллических строк при использовании ANSI-версий функций
    • версия с суффиксом W работает в кодировке UTF16 и принимает указатели на “wchar_t” строки вместо указателей на “char”-строки, только такие функции обеспечивают простую и корректную работу в мультиязычной системе
    • версия функции WinAPI без суффикса обычно прсто является макросом, указывающим либо на ANSI-версию, либо на UTF16-версию в зависимости от настроек компиляции. В Visual Studio управление данным поведением возможно через свойство “Unicode” в основных настройках проекта.
Оцените статью