- Linux, Windows или macOS: что выбрать программисту — отвечают эксперты
- Linux, Windows или macOS: что выбрать программисту — отвечают эксперты
- Тельман Мажлумов
- старший backend-разработчик .defa
- Олег Степанов
- инженер-программист компании ICL Services
- Иван Овчинников
- декан профессии «Программист С++» образовательного портала GeekBrains
- Александр Сибречный
- ведущий frontend-разработчик TalentTech
- Александр Пантелеев
- разработчик в Kodix Auto
- Итак, кому какой системой стоит пользоваться?
- Почему Windows 10 становится лучшей платформой для разработчиков
- Смена Windows, оборудования и программного обеспечения
- Терминал – дорога к разработчикам
- Linux в Windows
- Воспользуйтесь скриптом для установки инструментов с помощью Winget
- Добавление удобных для разработчиков настроек и функций в Windows
Linux, Windows или macOS: что выбрать программисту — отвечают эксперты
Linux, Windows или macOS: что выбрать программисту — отвечают эксперты
У каждой ОС есть свои плюсы, минусы и особенности, и как правило программисты выбирают ОС на основе своих предпочтений и представлений. Но что, если отбросить личные симпатии и попытаться взглянуть объективно: какая ОС даёт больше всего преимуществ программисту? Мы задали этот вопрос экспертам, и вот что они ответили.
Тельман Мажлумов
старший backend-разработчик .defa
Выбор ОС в первую очередь зависит от того, в какой области разработчик работает, а ещё это дело привычки и субъективных представлений об удобстве. Я веб-разработчик и успел попробовать несколько операционных систем. Вот мой личный рейтинг удобства ОС именно для разработки веб-решений.
Первое место — macOS. Практически всё идеально, могут возникать проблемы с Docker, поскольку не всегда оптимально используются ресурсы (бывает >= 70 % CPU). Но это мелочи. macOS — это практически идеальный баланс между ОС для работы и для повседневных задач.
Ещё одно первое место — Ubuntu/Mint (и другие Linux-дистрибутивы). Именно для разработки я считаю это семейство ОС лучшей. Из плюсов перед macOS — близость к production-окружению, «нативная» работа Docker. Из минусов — всё-таки иногда всплывают ошибки, которые без консоли не поправить (пример, проблемы со звуком), ну и софта гораздо меньше.
Второе место отдам Windows. Здесь можно спокойно вести разработку. При наличии такого софта как Docker или Vagrant многие проблемы можно легко обойти. Чего мне действительно не хватает в Windows, так это нормального терминала (ConEmu, Git Bash и другие не в счёт). Зато софта под эту ОС гораздо больше, чем на Ubuntu или macOS.
В качестве заключения отмечу, что всё-таки выбирать стоит ту ОС, в которой разработчику привычнее и комфортнее работать. Если всё в операционной системе устраивает, то переход на что-то другое вызовет лишний стресс и трату времени на изучение возможностей новой ОС. В конце концов, в ту же Windows потихоньку внедряется WSL.
Олег Степанов
инженер-программист компании ICL Services
На вопрос, какую операционную систему выбрать для программирования, в большинстве случае нет чёткого ответа, т. к. это больше субъективный выбор каждого человека: как по удобству взаимодействия с самой системой, так и с используемыми инструментами для разработки. Большинство популярных языков и сред разработки в основном присутствуют на всех платформах.
Конечно, есть немало случаев, когда выбор ограничен. Например язык программирования плохо адаптирован под конкретную операционную систему или требуется конкретная платформа для выполнения, тут стоило бы или даже необходимо использовать то, что есть.
Если ограничений нет, то, я считаю, самый правильный выбор — попробовать каждую из систем, для того чтобы решить, что же конкретно тебе удобнее. У каждой системы есть как плюсы, так и минусы: где-то удобнее разворачивать среду и работать с ней, где-то есть более удобные инструменты разработки и т. д., поэтому говорить, что для веб-разработки нужна обязательно macOS или для разработки на .net core нужен Windows, я считаю, неправильно.
Также для нашей страны актуален вопрос цены рабочей машины. Например, для многих, а тем более для начинающих, продукты компании Apple могут показаться дорогими при прочих равных. У компьютеров на Windows или Linux ценник более доступный.
Если подытожить, то если нет ограничений на выбор системы, советую попробовать все системы и выбрать ту конфигурацию системы и инструментов, которую удобно использовать именно вам.
Иван Овчинников
декан профессии «Программист С++» образовательного портала GeekBrains
В первую очередь нужно быть уверенным, что инструмент, с которым человек будет работать, удобен. А операционная система — это инструмент и ничто иное. Если говорить о выборе операционки, то неплохо было бы сразу знать, где ваше приложение будет в дальнейшем крутиться. Если человек предполагает разработку под операционную систему OS X (под MacBook, iOS, iPhone, iPad), то ему обязательно нужен опыт работы в macOS и собственно сама OS X, потому что все остальные операционки хоть и поддерживают языки Swift и Objective-C, но на довольно слабом уровне. Инструментарий разработки под OS X внутри OS X хорошо настроен и нативен.
Дальше у нас встает извечная борьба между Windows и Linux. Начинать холивар, я думаю, смысла нет. Если у пользователя есть привычка работать в Windows — то имеет смысл в этой операционной системе и оставаться, так как в принципе, 80 % задач разработки можно закрывать в Windows. Если хочется попробовать что-то другое — это, бесспорно, Linux. Желательно делать Linux на виртуальной машине, чтобы не потерять своё текущее окружение, но иметь возможность «пощупать». Очень много всякого софта для разработки написано под обе операционки, тут тоже стоит сразу оговориться, что если предполагается разработка на Android — то надо быть по крайней мере знакомым с операционной системой Linux. Необходимо представлять, что это за окружение, как оно работает, знать про открытые драйверы, системные настройки, потому что Android — это тоже Linux.
Есть специализированный стек разработки под Windows: это разработка под Active Directory, разработка разнообразных протоколов, разработка под Microsoft Office и прочие штуки. Понятное дело, что с Microsoft Office перейти на Linux будет нельзя, под него стопроцентно нужен Windows. Тут встает вопрос лицензирования. Если у человека всю жизнь был Linux, то ему не с руки покупать лицензию, которая условно стоит 8 000 рублей. Поэтому в большинстве случаев пользователи остаются на Linux.
Я, в свою очередь, несмотря на то, что веду свои уроки с макбука, активно пропагандирую Линуксы разного рода: это и всякие попсовые Debian и Ubuntu, разного рода Arch Linux, даже Red Hat и прочее, прочее. Соответственно, если у вас есть какие-то опасения, то стоит помнить, что инструментарий на Linux такой же, как на Windows, то есть все среды разработки (всё, что не касается Microsoft Visual Studio) портированы и работают кроссплатформенно. Для новичка будет несложно сориентироваться, главное, не надо сразу начинать лезть в консоль или жить в терминале и пугать себя.
Александр Сибречный
ведущий frontend-разработчик TalentTech
Выбор операционной системы, как правило, происходит на усмотрение самого программиста. Это дело вкуса — кому-то нравится macOS, другие считают Linux топовой системой. Одно важное условие: если ваш продукт будет иметь дело с iOS, то поле выбора ограничено — тут не обойтись без macOS. Иначе ничего не получится, если только разработка не идёт на удалённых серверах. Также эта система считается более user-friendly. То есть все мобильные разработчики, чьи продукты будут запущены в AppStore, не имеют другого выбора, кроме Mac.
Веб-разработка менее требовательна к ОС. Лишь два браузера – Explorer и Safari являются специфическими: первый будет работать только на Windows, а второй – на Mac. Когда разработчику нужно тестировать то, что он разработал, — ему понадобится соответствующий браузер.
Linux считается немного более сложным вариантом — она также бывает простой в использовании, но есть и «хардкор-версия», она скорее для тех, кто «пишет» драйверы и в целом больше работает с «железом». Преимущество этой системы в том, что можно собрать её целиком «под себя» и иметь над ней полный контроль. Это сложнее, требуются мозги и навыки, но использование в таком случае будет немного производительнее.
Разработка игр, как правило, происходит на кроссплатформенных системах. А вот приложения backend-разработчиков чаще выпускаются на Linux, соответственно будет удобно держать именно эту систему на своей машине разработки — это может быть и локальная машина, и нет. Часть разработчиков работает на удалённых серверах, а их локальная машина — это по факту просто интерфейс доступа.
Также если вы привыкли работать на macOS, то будет довольно трудно «переключиться» на Windows, и наоборот. То, чего на Mac можно добиться простыми действиями, на «винде» делается сложно.
Александр Пантелеев
разработчик в Kodix Auto
На такой вопрос сложно дать однозначный ответ. Скорее, это больше зависит от предпочтений разработчика. Но очевидно следующее:
- Если пишете программы для какой-то определённой платформы, то её и нужно выбирать.
- Если это веб-разработка, то вероятность того, что сервер будет крутиться на Unix — 80 %, а значит, стоит выбирать Linux или Mac.
Прежде всего следует разобраться, в чём отличие Unix от Windows, и выбрать то, что нравится и больше подходит. Писать хороший код можно везде. В этом вопросе нет серебряной пули, и это самое главное, что нужно понимать начинающему разработчику.
Итак, кому какой системой стоит пользоваться?
Всё зависит от двух вещей: что вам удобно и чем вы занимаетесь. Например, если вы разрабатываете iOS-приложения, то вам придётся пользоваться macOS; если вы пишете бэкенд и сервер крутится на Linux, то, скорее всего, на нём вам и удобней будет работать. Если не принимать во внимание завязанные на конкретной платформе стеки разработки, то всё зависит от ваших предпочтений, ведь очень много софта работает на всех основных системах. Нравится работать в Windows/Linux/BolgenOS? Работайте дальше, если это не ограничивает ваши возможности. К тому же при необходимости в простых случаях можно воспользоваться виртуальной машиной. А переучиваться работать на другой системе просто «потому что» — пустая трата сил и времени.
Почему Windows 10 становится лучшей платформой для разработчиков
Ещё не так давно Windows была обречена. Разработчики покупали оборудование Apple, и каждый доклад на технических конференциях освещался сотнями светящихся логотипов Apple. В этом нет ничего удивительного: под капотом macOS является производной от BSD-Unix, что позволяло разработчикам быстро устанавливать на своих ноутбуках те же наборы инструментов, что и на их серверах или в облаке. В случае отсутствия нужных приложений, разработчики могли установить виртуальную машину Parallels Desktop и запускать нужные приложения для Windows, как если бы они были частью рабочего стола macOS.
Разработчики – первопроходцы. Куда бы они ни пошли, все в конечном итоге последуют за ними. Пришло время для Windows измениться, предоставив среду, ориентированную на разработчиков, без изменения способа использования ПК всеми остальными. Это было сложной задачей для Microsoft, но компания прошла долгий путь к ее решению. Теперь разработчики снова покупают ПК, и эти светящиеся яблоки больше не доминируют в конференц-залах.
Смена Windows, оборудования и программного обеспечения
Как это произошло и, что более важно, как это произошло так быстро? Частично эта история связана с переходом Microsoft на аппаратное обеспечение при пониманием того, что сочетание аппаратного и программного обеспечения Apple было большой причиной ее успеха. Это привело к появлению линейки устройств Surface с высококачественным дисплеем формата 4:3, а также с удобными для разработчиков высококачественными устройствами Surface Book и Surface Laptop, которые поставляются с мощными процессорами и видеокартами, большим объемом памяти, а так же с отзывчивой клавиатурой.
Поскольку разработчики подолгу сидят за экранами, создание правильного оборудования было первым шагом на этом пути. Теперь Windows должна была стать лидером среди операционных систем, привлекательных для разработчиков. Так переход от Windows 8 с сенсорным управлением к гибридной среде Windows 10 стал большим стимулом для перемен. Новая операционная система сохранила функции мультитача и планшета Windows 8, но объединила их со знакомым меню и окнами Windows 7.
Хотя оборудование Surface помогло вернуть разработчиков, модель Windows 10 «Windows как услуга» с двумя выпусками в год позволила Microsoft быстрее реагировать на запросы разработчиков, чем в более ранних версиях Windows. В то же время компания начала отделять SDK и инструменты разработчиков от монолита Windows, заменяя редкие обновления более последовательным циклом выпуска и более быстрым исправлением ошибок.
Терминал – дорога к разработчикам
По большей части это связано с тем, что Microsoft давно описывает как «движение туда, где находятся разработчики». Это означало переосмысление кода, который старше Windows, рефакторинг того, как компания делает документацию, и выход за рамки традиционных ограничений и соперничества, которые ограничивали Windows одним способом работы.
Одним из ключевых достижений является разработка нового терминала – Windows Terminal. Заменив старый cmd.exe, новый терминал использует современный подход к командной строке, используя уроки, извлеченные из Linux и кроссплатформенных приложений терминалов. Windows Terminal можно установить и из магазина Microsoft Store и из репозитория GitHub. Последние сборки поддерживают многопанельные представления в окне, полноцветную поддержку, а также поддержку окон с несколькими вкладками, поэтому вы можете работать с несколькими терминалами одновременно.
Новый терминал от Microsoft упрощает разработчикам работу в Windows или, например, с удаленными серверами при использовании недавно добавленной в Windows встроенной поддержки SSH для безопасных подключений (одна из первых функций Windows, которая зависит от проекта с открытым исходным кодом). Поскольку Windows Terminal поддерживает 24-битный цвет и стандартные соединения ANSI, вы можете перейти из знакомой командной строки Windows прямо к удаленной системе Linux без изменения контекста и с полной поддержкой всех функций терминала Linux.
Linux в Windows
Одновременно с запуском терминала с открытым исходным кодом Microsoft представила вторую итерацию своей подсистемы Windows для Linux (WSL 2). Первоначальный WSL 1 был разработан для обеспечения эмулируемой среды Linux с использованием набора инструментов для преобразования системных вызовов Linux в вызовы Windows, что позволяло запускать код в Windows. Идея заключалась в том, чтобы ключевые элементы цепочки инструментов Linux могли работать в Windows, что в свою очередь предоставит разработчикам возможность работать со знакомыми инструментами и тестовым кодом, не покидая своего ПК.
WSL оказался очень популярным инструментом среди разработчиков, тем более Apple поменяла способ поддержки UNIX в macOS.Сосредоточившись на облачных моделях разработки, таких как контейнеры, Microsoft превратила Windows в портал для разработчиков.
Во втором выпуске WSL использовался другой подход, основанный на низкоуровневом гипервизоре Microsoft Krypton. Являясь частью семейства Hyper-V, Krypton тесно связан с ядром Windows, что позволяет лучше распределять ресурсы между хостом и виртуализированной ОС. Krypton также используется для обеспечения безопасности на основе виртуализации в Windows 10, запускает изолированную тестовую среду Windows Sandbox и режим Application Guard в браузере Microsoft Edge.
С WSL 2 компания Microsoft теперь поставляет собственное ядро Linux и упрощает поддержку контейнеров Linux в Windows. Реализация Docker для Windows теперь основана на WSL 2, что упрощает создание и тестирование контейнеров Linux в Windows перед их развертыванием в Kubernetes в облаке. С контейнером, работающим в Windows, вы можете использовать режим удаленного редактирования Visual Studio Code для работы с кодом внутри контейнера, что дает вам бесшовную среду разработки с редактором и отладчиком внутри контейнера и графическим интерфейсом пользователя, работающим внутри Windows.
Комбинация популярного редактора и конвергентной кроссплатформенной среды разработки оказалась именно тем, чего не хватало в Windows для разработчиков. Вдохновленные линейкой устройств Surface, поставщики оборудования, такие как Dell, Lenovo и Razer, начали поставлять ориентированные на разработчиков ноутбуки, которые дополнили изменения в Windows и предоставили как индивидуальным, так и корпоративным разработчикам доступ к выбору оборудования.
Воспользуйтесь скриптом для установки инструментов с помощью Winget
Остальные изменения менее очевидны. Microsoft работает над улучшением установки приложений и инструментов с намерением предоставить скрипты для установки всего набора инструментов. Вы, конечно, можете использовать сторонний установщик, например, Chocolatey, но Microsoft экспериментирует с двумя собственными подобными инструментами.
Первый инструмент – интеграция командной строки Windows с магазином Microsoft Store. Просто введите «python», и Windows предложит установить популярный язык программирования из Microsoft Store. Добиться подобного удалось благодаря сотрудничеству между проектом Python с открытым исходным кодом и разработчиками командой командной строки Windows и магазином Microsoft Store.
Компания Microsoft сейчас разрабатывает инструмент установки, управляемый из командной строки. Winget работает с размещенным на GitHub репозиторием манифестов пакетов, которые ссылаются на загружаемые установщики. Манифест содержит подробную информацию о приложении с управлением версиями и поддержкой различных установщиков, которые поддерживают разные архитектуры процессоров.
Добавление удобных для разработчиков настроек и функций в Windows
Другие удобные для разработчиков функции появляются в надстройках, таких как набор утилит Microsoft PowerToys. С помощью PowerToys вы можете настроить опцию Fancy Zones для управления макетами экрана, добавить поддержку предварительного просмотра изображений SVG в проводнике, изменить размер изображений и настроить средство запуска приложений на основе поиска. Power Toys – это проект с открытым исходным кодом, в который регулярно добавляются новые функции – одна из последних – это список комбинаций клавиш Windows, который идеально подходит для разработчиков.
Обеспечение хорошего взаимодействия с разработчиками не является задачей какой-либо одной группы в Microsoft или в Windows. Это требует согласования множества различных движущихся частей, поэтому наблюдение за работой Microsoft по охвату этого и других аспектов взаимодействия с разработчиками Windows и разработчиками инструментов является важным событием. Поскольку собственные инструменты разработчиков Windows претерпевают серьезные изменения, следующие несколько месяцев должны стать очень интересными для разработчиков, как тех, кто использует Windows, так и тех, кто создает для Windows.