X window system linux ubuntu

Установка и настройка сервера X.Org (X Window System).

Установка.

Большинство инсталляторов современных дистрибутивов GNU/Linux самостоятельно устанавливают какую либо графическую среду рабочего стола (GNOME,KDE. ) либо, на каком то этапе, предлагают вам сделать выбор (например в инсталляторе Debian для этого предлагается отметить/снять пункт «Окружение рабочего стола»).

Если какая либо графическая среда рабочего стола устанавливается, то оконная система «X Window System», включая сервер «XOrg», будут установлены автоматически, по зависимостям.

Если по каким-то причинам вы установили дистрибутив GNU/Linux без графической среды рабочего стола (только текстовая консоль, для сервера, например), а сейчас она (графическая оболочка) понадобилась, то её несложно установить посредством выполнения нескольких команд в консоли:

Для установки GNOME выполните:

Для установки KDE выполните:

Для установки «чистого» (пустой экран с курсором) сервера X.Org в дистрибутивах Debian/Ubuntu выполните:

Установка драйверов видеокарт

Для начала, их нужно установить или удостовериться чтобы они установлены.

Смотрим тип видеоадаптера и используемый им драйвер.

Если строки «Kernel driver in use: ХХХХХ» нет или ХХХХХ в ней — «vesa» или «fbdev» — почти наверняка графический сервер X использует универсальные очень медленные драйвера не задействующие аппаратные возможности видеокарты по ускорению видеовывода и первым делом нужно установить и задействовать «родной» драйвер.

Драйвера для видеоадаптеров поставляемые вместе с сервером X:

Если у вас видеокарта NVIDIA или ATI, то лучшим выбором будет использование проприетарных (закрытых, но свободно распространяемых) фирменных драйверов. В Ubuntu и Debian все необходимые пакеты есть в официальных репозиториях. Порядок установки описан ниже.

Установка проприетарных драйверов NVIDIA/ATI

Ubuntu

Проверьте — подключен ли компонент «restricted» (проприетарное ПО (в основном — драйверы устройств), официально поддерживаемое компанией Canonical) в источниках репозиториев, указываемых в файле « /etc/apt/sources.list »:

или графической утилитой: «Главное меню (верхняя панель) → Приложения → Центр приложений Ubuntu → Источники приложений» Если компонент «restricted» не подключен — подключите его и обновите список:

Далее запустите графическое приложение «Главное меню (верхняя панель) → Система → Администрирование → Дополнительные драйвера» и следуйте инструкциям.

Debian NVIDIA

Способ 1: использование DKMS для динамической сборки и установки модулей(драйверов).

Способ 2: установка скомпилированных модулей для конкретных ядер.

Способ 3: использование ModuleAssistant для динамической сборки и установки модулей(драйверов).

После установки модуля ядра, нужно установить ещё несколько пакетов:

Теперь нужно перегрузить сервер X, выйдя из текущего сеанса пользователя или выполнив:

Debian ATI

Настройка.

Все настройки графического сервера X (не путать с настройками оконных менеджеров и графических сред рабочего стола) сосредоточены в каталоге « /etc/X11 ». Основной конфигурационный файл — « /etc/X11/xorg.conf ».

В современных дистрибутивах Debian (начиная с 6.0 Squeeze) и Ubuntu (начиная с 10.04 Lucid, возможно и более ранних) файла xorg.conf нет. В этом случае X.org стартует с настройками по-умолчанию и этого достаточно в большинстве случаев. Однако для чего-то специфичного, например для объединения 2-х дисплеев через NVIDIA TwinView ( sudo nvidia-settings ) и т.п., создать его всё же придётся.

Итак, если файла xorg.conf нет, то нужно его сгенерировать:

Xorg -configure

Общий способ — запуск в терминале root «родного» конфигуратора (см. Xorg(1)). Для этого в терминале root (или через sudo) выполните команды:

выход из графической оболочки

Оказавшись в текстовой консоли ( ALT+F1 ) войдите в систему заново как суперпользователь root или как обычный пользователь, если root не предусмотрен.

Источник

IgorKa — Информационный ресурс

Немного обо всем и все о немногом, или практический опыт системного администратора.

Февраль 2010
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Янв Март »
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28

Лекция №28 — X-сервер в Linux

Сегодня мы поговорим о графике в Linux. В отличии от Windows графическая подсистема в Linux не является неотъемлемой частью — она существует отдельно от ядра системы. Именно поэтому есть возможность работать в Linux без графической подсистемы — только в алфавитно-цифровом режиме.

Графическая подсистема в Linux называется X Window System. Разрабатывалась она изначально как модель клиент/сервер, поэтому и состоит из двух частей: сервера и клиента. В роли сервера выступает процесс X-server, а в роли клиентов графические приложения. Клиент и сервер общаются между собой по правилам описанным в X-протоколе. Собственно сам X-сервер и состоит из двух больших частей: это набор драйверов для работы с устройствами ввода-вывода и X-протокол для работы с приложениями.

Сейчас важно понять, что с устройствами ввода (клавиатурой, мышью и другими) и устройствами вывода (видеоадаптеры, мониторы и прочие) взаимодействует именно X-сервер, а не приложения. Мы не будет углубляться в подробности X-протокола и тонкости взаимодействия всех компонентов. Отметим себе, что X-сервер взаимодействует с приложениями при помощи механизма unix-сокетов и internet-сокетов. Возможность взаимодействия через internet-сокеты позволяет X-серверу и клиенту работать в связке находясь на разных компьютерах объединенных в сеть.

Попробуем выполнить несколько практических упражнений, которые помогут разобраться с основами взаимодействия X-сервера и приложений. Как правило на рабочей станции уже запущен один экземпляр X-сервера. Запустим еще один экземпляр командой (команда должна запускаться от имени суперпользователя):

В результате на одной из виртуальных консолей будет запущен экземпляр X-сервера. На этой консоли вы увидите черный (либо серый) экран с крестиком вместо указателя мыши. Теперь перейдите на свободную консоль и наберите команду:

Перейдите на консоль в которой запущен X-сервер. Вы должны увидеть в левом верхнем углу аналоговые часы. Программа xclock в данном примере является клиентом для X-сервера. С помощью ключа -display мы указали программе с каким X-сервером ей нужно взаимодействовать, то есть какой X-сервер выведет на устройство вывода (монитор) изображение программы xclock.

X-сервер, который запускается по умолчанию при загрузке системы имеет порядковый номер 0. То есть команда xclock -display :0 выведет часы на седьмую виртуальную консоль.

Вернемся к нашим часам на втором экземпляре X-сервера. Вы видите что у программы нет привычной окантовки окна с кнопками свернуть, развернуть, закрыть. Дело в том, что их рисует не X-сервер, а другой процесс, который называется менеджер окон. Менеджер окон также занимается масштабированием и перемещением изображения программ. Такое разделение функций также повышает гибкость всей графической подсистемы X Window. Так как вы можете выбирать какой менеджер окон использовать для прорисовки рамок приложений.

Чтобы на нашем втором экземпляре X-сервера запустить менеджер окон по умолчанию выполните команду x-window-manager –display=0:1 и снова вернитесь на консоль где запущен второй X-сервер. Теперь вы видите вокруг часов привычную рамку и верхнюю полоску окна с тремя привычными кнопками. Окно можно масштабировать и перемещать по экрану, используя “мышь”, а также закрыть его нажав на привычный “крестик”.

Как уже было сказано, X-сервер работает с устройствами ввода/вывода информации. Основной конфигурационный файл в котором хранятся настройки X-сервера называется /etc/X11/xorg.conf. Хотя во многих современных настольных дистрибутивах этот файл пустой, так как за настройку оборудования отвечает другая подсистема, тем не менее X-сервер продолжает читать конфигурацию из этого файла. Рассмотрим этот файл, так как возможны ситуации когда параметры ваших устройств ввода/вывода будут автоматически определяться некорректно и тогда ручная правка файла /etc/X11/xorg.conf может помочь решить проблему.

Файл /etc/X11/xorg.conf разбит на секции при помощи ключевых слов section и end section. Рассмотрим наиболее важные секции.

В секции “ServerFlags” указываются опции с которыми запускается X-сервер:

В секции “Files” указываются пути к файлам которые могут понадобиться в работе X-сервера. Например, здесь указываются путь к шрифтам X-сервера. Причем путь может указывать на другой компьютер в сети на котором установлен XFS (X Font Server):

В секции “Modules” указываются модули, которые будут подгружаться во время загрузки X-сервера:

Секция “InputDevice“. Таких секций может быть несколько и отличаются они уникальным идентификатором (Identifier). Одна секция “Input Device” отвечает за одно устройство ввода. То есть в настольных компьютерах есть как минимум две такие секции: одна для описания клавиатуры, и одна для описания манипулятора “мышь”.

Section «InputDevice»
Identifier «Generic Keyboard»
Driver «kbd»
Option «CoreKeyboard»
Option «XkbRules» «xorg»
Option «XkbModel» «pc104»
Option «XkbLayout» «us»
EndSection

Section «InputDevice»
Identifier «Configured Mouse»
Driver «mouse»
Option «CorePointer»
Option «Device» «/dev/input/mice»
Option «Protocol» «ImPS/2»
Option «Emulate3Buttons» «true»
EndSection

Небольшое замечание к секции “InputDevice” для клавиатуры. Именно в этой секции определяются раскладки клавиатуры для графического окружения. Обращаю на это ваше внимание, так как для алфавитно-цифрового режима (виртуальные консоли, например) раскладку поддерживает драйвер терминала встроенный в ядро.

Если у вас есть манипулятор “мышь” с более чем тремя кнопками и дополнительные кнопки не работают, то реакцию на эти дополнительные кнопки можно определить в секции “InputDevice” для этого устройства. Например, параметр Option “ZAxisMapping” “4 5″ отвечает за прокрутку колесика “мышки”. Если числа 4 и 5 поменять местами, то прокрутка будет реализована в обратном направлении.

Секции “Device“, “Monitor” и “Screen” являются секциями, которые отвечают за устройства вывода информации. В секции “Device” прописана информация о видеоадаптере и драйверах для него, в секции “Monitor” описаны характеристики монитора, а в секции “Screen” характеристики экрана (разрешение и прочие). Количество этих секций в зависимости от конфигурации может быть разное, но как минимум каждая из них присутствует в единичном экземпляре в файле xorg.conf.

Section «Device»
Identifier «Intel Corporation 82815 CGC [Chipset Graphics Controller]»
Driver «i810»
BusID «PCI:0:2:0»
EndSection

Section «Monitor»
Identifier «Универсальный монитор»
Option «DPMS»
HorizSync 28 — 64
VertRefresh 43 — 60
EndSection

Section «Screen»
Identifier «Default Screen»
Device «Intel Corporation 82815 CGC [Chipset Graphics Controller]»
Monitor «Универсальный монитор»
DefaultDepth 24
SubSection «Display»
Depth 16
Modes «1280×1024» «1024×768» «800×600»
EndSubSection
SubSection «Display»
Depth 24
Modes «1280×1024» «1024×768» «800×600»
EndSubSection

Секция “ServerLayout“. Таких секций также может быть несколько. В них содержится информация о вариантах использования X-сервером устройств ввода/вывода. То есть если у вас есть несколько, мониторов или клавиатур, то можно прописать несколько секций “ServerLayout“. В одной будет указана одна клавиатура, в другой — другая.

Об этих и других параметрах можно подробно прочесть в справке Linuxman Xserver, man xorg.conf, man X и других разделах.

В секции “Monitor” может быть важный параметр — modeline. Рассмотрим его более подробно. Как правило X-сервер правильно определяет технические характеристики монитора, если монитор отдает информацию об этих характеристиках используя DDC-протокол. Не вдаваясь в подробности, достаточно знать, что в VGA-шнуре монитора должны быть два или три дополнительных провода, по которым эта информация попадает в видеоадаптер и далее в X-сервер. Как правило они есть, и X-сервер правильно определяет и настраивает частоты и разрешения монитора. Но бывают ситуации, когда информация DDC не поступает и необходимо самостоятельно прописать технические параметры монитора — частоты вертикальной и горизонтальной развертки, разрешение и другие.

Для этого в секции “Monitor” необходимо прописать один или несколько параметров modeline. Рассмотрим для примера следующую строку:

В кавычках указывается название параметра modeline — “1024×768@60″ — оно может быть любым и никак не влияет ни на какие характеристики. Далее идет число указывающее частоту тактового генератора видеоадаптера (dot clock) — 65.0. Четыре следующих числа — 1024 1048 1184 1344 — указывают на разрешение по горизонтали. 1024 — это и есть само разрешение по горизонтали — количество видимых точек в строке. 1048 — это общее количество точек в строке, в том числе и невидимых (черная кромка экрана). 1184 — это число тактов развертки от начала строки до импульса синхронизации, а 1344 — это общее число тактов необходимое на формирование одной строки.

Числа 768 771 777 806 означают ту же информацию только для вертикального разрешения. Если вы не совсем поняли, что значат эти параметры не расстраивайтесь. В любом случае вам не нужно вычислять их вручную, так как они должны быть указаны в документации к вашему монитору. И ваша задача просто найти эти параметры и правильно прописать их в строке modeline.

-vsync, -hsync или могут быть +vsync, +hsync, обозначают тип синхроимпульса. Эти параметры также берутся из документации к монитору.

Строк modeline может быть несколько, а может быть только одна — для нужного вам разрешения.

Хотя такое ручное добавление параметров уже редкость, тем не менее еще может иметь место, и поэтому будьте осторожны в установке этих параметров, так как неправильная их установка может привести даже к выходу монитора из строя.

При решении проблем с запуском X-сервера, много информации можно почерпнуть из файла /var/log/Xorg.0.log, в котором можно увидеть все сообщения о процессе запуска X-сервера.

Давайте теперь более подробно поговорим о дисплей менеджерах (Display managers) или менеджерах экрана.

Вы должны помнить, что для того, чтобы начать работу в алфавитно-цифровом режиме, вы должны ввести логин и пароль, которые запрашивает консольная программа getty. getty проверяет введенные данные, и если они корректны, то пускает пользователя в систему, предоставляя доступ к командному интерпретатору. Дисплей менеджер — графический аналог программы getty. Основная задача менеджера экрана — это предоставить пользователю графический интерфейс для ввода логина и пароля, проверить введенные логин и пароль и в случае успеха пустить пользователя в систему запустив для него графическую оболочку или менеджер окон.

Термином графическая оболочка очень часто называют как оконные менеджеры (WindowMaker, IceWM, Blackbox, JWM и другие), так и полнофункциональные графические оболочки (GNOME, KDE, XFCE и другие).

Базовым дисплей менеджером Linux является xdm. Для двух наиболее популярных графических оболочек Gnome и KDE существуют свои дисплей менеджеры — gdm и kdm соответственно. Кроме основной функции, дисплей менеджеры имеют и ряд дополнительных: возможность выбрать язык ввода, предоставить возможность выбора оконного менеджера или графической оболочки, возможность, не заходя в систему, выключить компьютер.

Конфигурационные файлы дисплей менеджера xdm, расположены в каталоге /etc/X11/xdm/. Поле успешной регистрации пользователя в системе с помощью xdm, будет выполнятся скрипт Xsession, расположенный в /etc/X11/xdm/. Из этого скрипта будет выполнен запуск скрипта /etc/X11/Xsession, который продолжит загрузку графической подсистемы.

Конфигурационные файлы для дисплей менеджера gdm расположены в каталоге /etc/gdm/, а для kdm в каталоге /etc/kde4/kdm (для четвертой версии KDE).

Если вы работаете в алфавитно-цифровом режиме, то для перехода в графический режим достаточно выполнить команду startx. В результате будет запущен графическая среда по умолчанию. Дисплей менеджер в процессе выполнения скрипта startx, не запускается, так как пользователь уже аутентифицировался в системе при помощи программы getty

Источник

Читайте также:  Как переименовать локальные диски windows 10
Оцените статью