Звуковой процессор для windows

Native Sound Processing — возвращение утерянных способностей профессиональных звуковых карт

На сегодняшний день в понятии «профессиональная звуковая карта» можно найти много несоответствий. Высокая стоимость и низкие функциональные возможности справедливо вызывают нарекания у многих пользователей. Приобретая профессиональную звуковую карту, пользователь зачастую получает только в меру качественно звучащее железо с регулировкой общей громкости. Функциональность же отдаётся на откуп профессиональному софту, и производитель карты оказывается в этой ситуации как бы не при чём.

Но так было не всегда. Лет пять назад звуковые карты условно делились на обычные, игровые и профессиональные.

  • обычная звуковая карта отличалась минимальной ценой, низким качеством звука и весьма скудными возможностями;
  • игровая карта поддерживала игровые стандарты API, имела аппаратный процессор эффектов или в крайнем случае софтовое исполнение игрового API на уровне драйверов, кроме того на проигрываемую музыку можно было наложить те же эффекты объемного звучания или обработать встроенным в драйвера эквалайзеры;
  • профессиональная звуковая карта всегда отличалась более высоким качеством звучания, имела аппаратный wavetable MIDI и аппаратный DSP, который работал для наложения эффектов (эквалайзер, реверб, компрессор и т.п.) на MIDI-каналы и wav-дорожки в профессиональных программах многоканальной обработки звука — секвенсорах.

На данный момент экспоненциальный рост мощности CPU привел к появлению программных синтезаторов, семплеров и эффектов более высокого качества и скорости работы, чем это могли обеспечить набортные DSP. Производители перестали уделять вопросу DSP внимание (оставшиеся «по инерции» DSP у некоторых современных карт погоду не делают), так что у многих покупателей возникли сложности и большие разочарования от новых продуктов. Их можно понять, когда купленная за не малые деньги «профессиональная» звуковая карта не умеет делать вообще ничего, кроме записи и воспроизведения.

С переходом на шину PCI звуковые карты получили более высокую скорость передачи данных и режим bus-mastering, позволяющий утилизировать оперативную память без участия центрального процессора. Новый стандарт AC’97 дал простым и игровым картам статус мультимедийных. Примечательно, что звуковые карты разрабатывались в первую очередь для людей, которые слушали звук через компьютер, и соответственно через компьютерную акустику, в большинстве случаев через дешевые маленькие пластмассовые некачественные АС с аналогичным низкокачественным усилителем. Хотя новые карты получили лучшие характеристики сигнал/шум и возможность работы в 48 кГц, тем не менее, на такой акустике это улучшение сказалось очень слабо, а передискретизация 44.1->48 была незаметна. Со временем эта часть мультимедийных карт также разделилась на простые, игровые, и карты с зачатками профессиональных возможностей.

  • простыми звуковыми стали первые PCI-карты класса low-end: Cristal 4281, ESS Maestro, S3 Sonic, встроенные AC’97-кодеки;
  • игровые — Aureal, Creative — с аппаратными ускорителями игровых API — A3D, DirectSound3D+EAX, и большое количество на софтовом API — Yamaha 7×4, С-media и встроенные AC’97 на алгоритмах Sensaura;
  • c возможностями профессиональных карт — яркий пример — Yamaha 7×4 c XG MIDI и Sondius synth за низкую стоимость в $15-$30 (против Yamaha SW1000 за $700), где большая часть аппаратных возможностей легла на центральный процессор. Такие карты массы встретили «на ура» — пластиковые колонки за $10 не могли объективно показать разницу в качестве, зато многие оценили функциональность. Сюда же можно отнести семейство Creative Live! с прикрученными энтузиастами драйверами от EMU APS.

К сожалению, Yamaha заявила об уходе с рынка звуковых карт в виду полной бесперспективности, по мнению руководства этой компании. Поддержка драйверов оставляла желать лучшего: в системах Windows95/98/Ме эффекты в XG интерпретировались неправильно, из-за чего потерялось качество XG MIDI во многих композициях, а в NT-системах(Windows2000/XP) были убраны многие команды, из-за чего качество упало совсем. Остался лишь софтовый проигрыватель от Ямахи под NT-системы, уступающий аппратному синтезу 724/744 под Windows95/98/Me.

Компания Сreative не стала развивать возможности использования EMU10K для обработки звука набортным DSP в MIDI и Wave, сосредоточив усилия на игровых API. На сегодняшний день совместными усилиями с E-MU компания выпустила серию карт Professional, но стоящий в E-MU DSP 7-летней давности уступает по качеству софтовой обработке, а загрузка центрального процессора уже не играет решающей роли. Единственное полезное применение — рил-тайм обработка звука. В числе плюсов — отсутствие зависимости от мощности CPU.

Производители профессиональных звуковых карт стали развивать свои продукты исключительно в плане качества записи и воспроизведения, а также количество каналов, и возможность использования их в профессиональных программах, используя профессиональные интерфейсы GSIF, ASIO, WDM/KS, EASI. На качество звучания повлияло прежде всего использование I2S-кодеков, которые не привязаны к фиксированной частоте дискретизации, поэтому не имееют проблемы с передискретизацией 44.1->48 кГц, особенно неприятной для цифровых интерфейсов. Сейчас карты на I2S-кодеках с двумя опорными генераторами принято считать полу-профессиональными, а на AC’97 — мультимедийными.

На данный момент многоканальные полупрофессиональные карты переместились в доступный ценовой диапазон

$100. За эту цену они обыгрывают в качестве мультимедийные карты аналогичной стоимости, поэтому стали пользоваться большой популярностью, не имея проблем с поддержкой разных частот за счёт возможности работы на определенной опорной частоте, с передискретизацией в нее остальных частот. Но, такое впечатление, что к подобному развитию событий были не готовы ни пользователи, ни производители звуковых карт.

Что понимает простой пользователь под профессиональной звуковой картой? Во-первых, качественный звук. Во вторых, расширенные возможности обработки звука — аппаратные эквалайзеры, разные эффекты и прочих полезные фичи, которые изначально присутствовали в старых профессиональных звуковых картах и во многих сегодняшних мультимедийных картах. Более низкая функциональность у недешёвой полупрофессиональной карты вызывает справедливое возмущение.

А вот какими видят производители своих покупателей? Привыкнув продавать звуковые карты от $600, они твердо уверены, что у такого пользователя мониторная акустика в нормальной комнате с хорошими акустическими свойствами. Под такую акустику и помещение не нужны эквалайзеры и прочие фильтры для инсталляции системы, тем более, что на таких картах музыку пишут и мониторят, а не просто слушают для удовольствия.

В профессиональном мире правит в первую очередь стереозвук, а многоканальный 5.1, 6.1, 7.1 появился сравнительно недавно. Раньше многоканальность разделялась или на стереопары, или на раздельные моноканалы, и производители полу-профессиональных звуковых попросту добавили для одной из стерепар название «C/W», не заботясь о необходимости наличия кроссовера.

Что из этого получилось? Сидит пользователь с комплектом многоканальной недорогой акустики и сабом в несимметричной комнате. Причем, предположим, что пользователь разорился на хороший комплект, фронтальные колонки стараются дать звук от 125 Гц, задние, как правило, от 250 Гц с урезанными высокими частотами. В таких комплектах центр, тыл и фронт сами по себе имеют совершенно разный тональный баланс, а тут еще комната с одной стороны прибавляет высокие, с другой убивает низкие… На определенных частотах подыгрывает мебель… Даже в моно записях чувствуется непрерывный «звук вокруг».

Лозунги — «нет эквалайзерам и улучшайзерам», «цифровая обработка портит звук» — это только, для тех, у кого не только качественный тракт, но и «качественное» помещение, а вот для остальных — отсутствие таких нужных фич — это жирный минус. Даже копеечные встроенные в мать кодеки порой имеют больше возможностей (естественно, сопоставимых по качеству с самой встроенной звуковой), взять к примеру в большинстве случаев присутствующий многополосный эквалайзер. Если в стерео Hi-End стараются обойтись минимумом операций с сигналом, то в домашнем кинотеатре это не так критично, и, как показывает практика, даже полезно. Произвести обработку сигнала на компьютере зачастую намного проще, удобней и качественнее, чем во внешних блоках Hi-Fi для многоканального звучания. Недавно Denon анонсировал ресиверы с технологией Audyssey Labs MultEQ ХТ позволяющей откалибровать тонбаланс АС, снизить резонансные частоты помещения и даже усреднить его для разных точек прослушивания. (О ней упоминалось в нашей статье Репортаж из Лас-Вегаса, с всемирной выставки бытовой электроники CES 2005).

Сейчас практически все полу-профессиональные бюджетные звуковые карты делаются на ЧИП-ах ENVY24XX, и все их железные различия — количество каналов, и качество преобразователей. При этом нет единого универсального драйвера, открывающего все их возможности. А ведь раньше производитель отвечал только за распайку, и редко добавлял что-то в драйвера.

Большинство производителей считают, что их изделия и так обладают массой «возможностей», начиная от SRS в проигрывателе WinDVD и эквалайзера в WinowsMediaPlayer, о чем они гордо пишут на упаковке и в спецификациях, считая что эта заслуга исключительно их продукта, а не программы, идущей в комплекте. Возможно для западного рынка, где софт зачастую стоит дороже железа, это нормально, но в нашей стране покупатель обращает внимание только на железо и драйвера. Нужные программы и плагины ищутся менее затратными путями.

Понятно, что многие возможности, которые мы хотим получить от этих звуковых карт, легко получаются из софтовых утилит. Главный вопрос, есть ли такие утилиты, и как с ними работать? Ведь тогда, выбор падет на карту, у которой лучше качество кодеков и более стабильные драйвера.

Основная цель, с которой большинство покупают карты данной категории, это прослушивание музыки и звуковой дорожки фильмов в DVD. Для игр разумно использовать игровые карты, возможно используя кодеки полу-профессиональных карт через SPDIF.

Что должна уметь бюджетная полу-профессиональная карта?

  • выставлять задержку каналов;
  • иметь поканальный эквалайзер для выравнивания тонального баланса;
  • иметь кроссоверы как для саба, так и для остальных колонок;
  • уметь раскладывать стерео на 2.1, 4.1, 5.1 и 7.1 с регулируемым кроссовером саба или как минимум клонировать стереопары не только для внутренних источников звука (wave) но и для внешних линейных;
  • если у звуковой карты есть усилитель на одной из стерео пар для наушников, то она должна уметь дублировать звуковой поток на другую стереопару, чтобы не пришлось все время переключать провода.

Всего пять пунктов, которые легко делаются на программном уровне как для цифровых источников звука, так и для аналогового входа (. ).

Для тех, кто еще и записывает, можно добавить:

  • эквавалайзер/тон-компенсатор для записи с линейных входов;
  • шумоподавитель для записи с винила или TV/FM тюнера.

На сегодняшний день у нас имеется три продукта в бюджетном уровне. Посмотрим, что они умеют на уровне драйверов.

Не поддерживает ни одного пункта… Способна раскладывать стерео на 5.1 только в режиме Sensaura в принудительной передискретизации всего и вся в 48 кГц.

Умеет выставлять задержку каналов, имеет поканальные настройки тембра из трех грубых пресета. Кросcоверы, выставляются в них только частоты среза. Раскладка только для wave 2.1, 4.1… Раскладка стерео в 5.1 только под Sensaura в принудительной передискретизации всего и вся в 48 кГц.

В обычной версии дров 1.994 клонирование стерео каналов для Wave и раскладка в 5.1 только под sensaura в принудительной передискретизации всего и вся в 48 кГц.

В последних версиях драйверов с QSound возможности выросли. Появилась раскладка стерео в многоканальный звук для Wave в опорных частотах 44.1, 48, 96. Есть регулировка тембров высоких и низких частот с настройкой частоты. Имеется общий 10 полосной эквалайзер только для Wave.

Это единственная карта, которая может поспорить качеством и количеством фич с картами Live24! bit/Audigy1/2/ZS. Но сделать грамотную инсталляцию домашнего кинотеатра с помощью драйверов представляется гиблым делом на любой из этих карт, наиболее толковые настройки для домашнего кинотеатра у Revolution7.1/5.1, но их все равно не хватает.

Плагины/программы обработки звука

Q MaxII

  • Может работать в Windows® 98SE, ME, 2000, или XP;
  • работает под такими программами, как, Windows Media Player, Winamp, Winamp3, MUSICMATCH, Windows Media Player, RealOne, RealPlayer, MEDIA JUKEBOX, and Sonique! и многими другими;
  • QXpander®, — стерео расширитель;
  • QRumble™ — тембр бас с подстройкой частоты;
  • QSizzle™ — тембр высоких с подстройкой частоты;
  • QVerb™ — большое количество настроек имитации среды окружения — pub, jazz club, on stage, in a coliseum, church, hall, theater, or stadium и другие;
  • EQ — the QMAX II Equalizer 10 полосной эквалайзер;
  • Headphones/speakers оптимизация под наушники или колонки.

Именно эту утилиту и воткнули в драйвера звуковых карт Prodigy7.1/7.1 LT/192LT

Качество эквализации низкое. Так же низкое качество Set Amplify Level, удел этой утилиты — обслуживание дешевых звуковых карт. Запускается не под все программы. Как правило ставится с K-Light Codec Pack. С настройками «0» заметно ухудшение даже на дешевом тракте.

AC3 Filter

Хороший и функциональный фильтр. Жаль, работает только в AC3. Может выставлять задержки каналов, и имеет общий эквалайзер.

Native Sound Processor
(ASIO FX Processor LE/SE/ME)

C помощью программы можно:

  • Перенаправлять каналы
  • Дублировать каналы
  • Накладывать на любой канал любой VST эффект
  • Записывать в реальном времени с наложенным VST эффектом

Всего есть 4 программы ASIO FX Processor:

  • ASIO FX Processor ME — старшая программа семейства ASIO FX Processor. Может обрабатывть 8 паралельных VST эффектов, и дополнительно обрабатывать MIDI инструменты.
  • NSP — специально адаптированная ASIO FX Processor ME под звуковую карту Prodigy7.1, и работающая только с ней (по офф данным SpinAudio). Отличия — отсутствие обработки инструментов в MIDI, по этому в статье не делается разницы между NSP и ASIO FX Processor ME.
  • ASIO FX Processor SE — только 4 параллельных VST эффекта
  • ASIO FX Processor LЕ (Light Editision) — только один стерео/моно VST эффект. Эта версия является бесплатной и доступна для скачивания с официального сайта www.spinaudio.com.

Среди VST эффектов будут рассмотрены:

  • Поканальные эквалайзеры, как линейные, так и параметрические с измерениями в RMAA5.4
  • Кроссоверы, как низкой, так и высокой частоты с регулировкой кривизны среза и частоты среза с измерениями в RMAA5.4
  • инвертирование фазы и получения балансных выходов на звуковой карте
  • стерео расширители
  • 3D в глубину
  • Имитация помещения — аналог EAX окружений
  • Имитация лампового звучания.
  • Имитация винилового звучания.

NSP работает не со всеми подряд VST эффектами, по этому здесь будут рассмотрены только те, которые реально работают с NSP. Всего таких эффектов на момент публикации статьи мной набралось — 156 и это число все время растет.

Для того, что бы понять, как работает NSP, сперва разберемся с DirectWIRE (Digital Wiring) — утилитой, отвечающей за роутинг звуковых потоков в драйверах Prodigy7.1. Из всех утилит и настроек разных звуковых карт, она является самой наглядной.

Эта утилита позволяет перенаправлять звуковые потоки между 5-ю виртуальных блоков звуковой карты — INPUT, MME(Sensaura), WDM + QSound (в новых драйверах MME пустует, QSound добавлен в WDM), ASIO, GSIF.

Взглянем на эти виртуальные блоки, выполненные в виде принципиальной схемы самой звуковой карты. Именно в таком виде и работает Prodigy7.1, а также и многие другие карты. Эта схема поможет понять, как работает NSP, DirectWIRE и многие другие утилиты и программы в связке WDM+ASIO. Для владельцев других звуковых карт схема так же полезна, вы сможете легко понять, как работает роутинг на ваших картах (если он там предусмотрен).

Для упрощения здесь нет блока GSIF и показан только один звуковой канал. На следующих схемах будут разбираться только необходимые блоки.

Разберем каждый блок по отдельности

  • INPUT — в него подается два потока — с линейных входов и цифровых. Линейные входы попадают на микшер линейных входов без перевода в цифру после микшера, и напрямик посылаются на линейный выход. Данный микшер находится в Wolfson 8770 (4 стерео входа на микшер, и потом только 1 стерео АЦП). АЦП от Sigmatel для внутренних входов на данной звуковой карте, как показали тесты, не учавствует в записи и используется, возможно, только как аналоговый микшер. Так же один из линейных входов может попасть на АЦП в Monitoring digital/record, или все линейные входы после аналогового микшера. Именно поэтому можно поставить на запись радио, подключенное в AUX, отключить в аналоговом микшере AUX и спокойно слушать, например, CD по аналогу. А вот SPDIF IN в аналоговый микшер не попадает и не дублируется в WDM-OUT, по этому цифровые входы на Prodigy7.1 всегда молчат. Terratec Aureon Space может воспроизводить или только WAVE(WDM/MME) или только SPDIF IN, на основе этого можно сделать вывод, что этот недостаток сделан на аппаратном уровне и без паяльника не решаем. Практически во всех других звуковых картах цифровой вход дублируется в WAVE(WDM-OUT). На некоторых картах (DMX 6 Fire), имеющих для каждого аналогового входа отдельный АЦП — аналоговый вход в выход не может быть послан, там звук идет через АЦП-ЦАП.
  • WDM — это WAVE блок, в который входят такие программы, как Winamp, Light Alloy, WinDVD, Jetaudio, Apollo, Foobar2000, и многие другие. Данный блок имеет вход для записи/обработки и выход. Вход нужен только звукозаписывающим программам, таким как Jetaudio, SoudForge, а выход необходим практически для всех. По умолчанию звуковой поток WDM выхода идет на ЦАП. Вход и выход всегда работают только с цифровым потоком(. ).
  • ASIO — это тоже WAVE блок, в который входят такие программы, как CuBase, FM7, Orion, NSP, VMC, и многие другие, работающие под ASIO. В программах под ASIO сформированный или обработанный сигнал доходит до ЦАП гораздо быстрее, чем в WDM. В этом, собственно, и назначение ASIO драйверов. Данный блок имеет вход для записи/обработки и выход. Вход и выход всегда работают только с цифровым потоком. Так же на выход звуковой поток идет с задержкой (Latency), которая регулируется в драйверах, она необходима для времени обработки сигнала процессором.
  • Sensaura — это тоже WAVE блок, в котором работают те же программы, что и в WDM. Различие — фиксированная частота 48 кГц, с передискретизацией всего и вся. Это сделано для согласования воспроизведения разночастотных звуков в играх. Вход и выход так же работают только с цифровым потоком.

Отдельно надо отметить то, что выход DirectWIRE у ASIO совмещен с ON/OFF, и выход на ЦАП идет всегда. У WDM и MME, ON/OFF отвечает за выход на ЦАП, а на выход DirectWIRE сигнал идет всегда.

Еще один любопытный блок — Digital Monitor — звуковая карта на цифровой выход выдает аналог, wave или SPDIF IN

Взглянем на взаимодействие блоков и на роутинг каналов с помощью DirectWIRE 3.0

По умолчанию — для WDM, MME, ASIO, GSIF — 1,2,3,4,5,6,7,8 — номера каналов, соответствующие в микшере. 1,2 — фронт, 3,4 — тыл, 5 — центр, 6 — саб, 7,8 — задняя стереопара. А для панели INPUT — 1,2 — линейный вход, правый и левый канал (выбирается в основной панели из — mic, line in, aux, cd или mix). 3,4 — цифровой вход, правый и левый канал, (выбирается между spdif-cd и coax)

Запись стерео фронт бит в бит.

Ни ЦАП ни АЦП не участвуют в записи. При тестировании DirectWIRE выяснилось, что данная схема не передает побитово сигнал в 44.1/48 кГц в 24 бит. Во всех других режимах все OK. Подробнее об этом написано ниже.

Запись с линейного входа

На схеме отлично видно, что можно записывать AUX, при этом слушать LINE и WMP, при этом записываться будет только AUX.

Запись с линейного входа и фронт бит в бит

Утилита NSP и на ее настройки

Options. Здесь надо выбрать ASIO драйвер и частоту, на которой будет работать NSP. Для NSP подойдет только драйвер от Prodigy7.1 (впрочем, в описании NSP допускаются все продукты ESI). Соответственно для других карт нужно воспользоваться ASIO FX Processor, и в этой панели выбрать соответствующий ASIO драйвер. К сожалению, автомат частоты отсутствует.

Здесь выбирается папка, в которой лежат VST эффекты, по умолчанию, эта папка от CuBase.

Scan folder — сканирует выбранную папку и все найденные VST эффекты, с которыми утилита может работать, поместит в меню.

Load bypass setting — при загрузке в NSP по умолчанию все эффекты будут отключены.

Load on start up — при загрузке NSP может запуститься с нуля (nothing) таким, каким его закрыли (Avtosave) при условии, что стоит галочка на Save autosave setup on exit. Если при закрытии попадется эффект, подвешивающий систему, то NSP придется заново переустанавливать. К слову, в NSP мне такие эффекты не попадались, но в другой программе от SpinAudio, о которой речь будет ниже, данная опция оказалась губительной.

Default — настройки по умолчанию.

Можно сохранить и загрузить настройки. Так же задать настройку — Default

Routing — мы выставляем роутинг звуковых потоков внутри NSP. Show actual names — показывает названия каналов, используя названия из драйверов. Вот только у Prodigy7.1 они в input и output chanel нумеруются почему-то 0,1,2,3,4,5,6,7 вместо 1,2,3,4,5,6,7,8 соответственно. Для начала стоит галочку в Show actual names не ставить, что бы не запутаться. В других звуковых картах 1/2 как правило фронт, а остальные определяются по разному, у Live!24-bit например, тыловые — 5/6.

Slot — означает номер выбранного эффекта — полосочками показаны соответствующие эффекты и их слоты в роутинге.

В Config выбирается

  • M->M — берется моно канал, и после обработки VST эффектом выводится моно канал,
  • M->S — берется моно канал, обрабатывается VST эффектом и выводится на стерео пару,
  • S->S берется стерео канал, обрабатывается VST эффектом и выводится на стерео пару.

В input chanel выбирается соответствующий ASIO-IN (указанный в панели DirectWIRE)

В output chanel выбирается ASIO-OUT (указанный в панели DirectWIRE)

Оба звуковых потока с 1 (слот 2) и 2 (слот3) обработанные эффектом filtrator выходят через правый канал 4 второй стерео пары, при этом звуковые потоки суммируются

В пятом слоте берется стерео пара 1&2 и обрабатывается эффектом Parametric EQ и звуковой поток выводится через четвертую стерео пару 7&8.

В шестом слоте берется стерео пара 1&2 и звуковой поток выводится через 4-ую стерео пару 7&8. На практике, если не выбран эффект, то звуковой поток он не выводится, если выбрать какой нибудь эффект в шестой слот, то звуковой поток, выводимый в 7/8 пройдет два VST эффекта работающих параллельно. Последовательно в NSP VST эффекты не ставятся.

Запускаем JetAudio (или winamp), и подправим звук эквалайзером через NSP.

Эквалайзеры в NSP

Настройки routing, NSP, DirectWIRE и принципиальная схема звуковой карты в данном режиме работы.

Загружаем эквалайзер GEQ31V

Захватываем фронтальные каналы, и на фронтальные каналы выводим.

В DirectWIRE с WDM OUT 1&2 посылаем сигнал в ASIO IN 1&2.

Если внимательно всмотреться, то видно, на АЦП идет сразу два потока — из WDM необработанный, и из ASIO обработанный эффектом VST, причем с задержкой указанной в Latency 512 — 23.2 миллисекунды. Нам же надо услышать только выход с ASIO. Для этого ставим OFF в панели DirectWIRE в устройстве WDM

Теперь звуковой поток идет только с NSP.

Поставим на запись, то, что получилось в NSP


Запись с линейного входа через NSP

Если поставить OFF на ASIO OUT, то запись оборвется.

О других эквалайзерах читайте в обзоре эквалайзеров.

Из баловства — обзоры


звук 2.1

Делаем звук 2.1 на Prodigy7.1. С фронтального выхода 1/2 с включенным усилителем сигнал шел на пассивные маленькие АС от Polk Audio, а с выхода 6 — на усилитель и далее полновесную акустическую колонку с широким частотным диапазоном, которая без фильтра низких частот в сабвуферы не годится.

В роутиге NSP выставляем

В первый слот выбираем VST эффект. Для маленьких АС лучше взять параметрический эквалайзер.

Для акустики посерьезнее — фильтр высоких частот.

В фильтре filtrator от TC WORKS можно произвольно выбирать частоту среза и крутизну среза. А также выставить задержку канала. Загрузка CPU — 2%

При необходимости можно подчеркнуть частоту раздела

Можно воспользоваться эквалайзером от SpinAudio SpinEQ10/4, в нем встроены и кроссоверы и эквалайзер, и сделать тонкую настройку. Загрузка CPU — 1

Разложение звука из 2.0 в 5.1 и более так же возможно. Как направить звуковой канал на саб, уже написано, осталось выяснить, как получить центральный канал. Самый оптимальный алгоритм, дающий наилучший результат — это вырезать из стерео каналов середину в среднечастотном диапозоне и направить в центральный канал. На данный момент нет примера такого VST эффекта (на интуитивном уровне мне такой не попался).

Системы Bi-Amping, Tri-Amping

Данные системы означают, что для каждого динамика — свой усилитель. В традиционной схеме фильтры стоят после усилителя. Их задача — отфильровать частоты и являясь сопротивлениями (резисторами) уровнять чувствительность динамических головок. В результате, используя динамические головки чувствительностью 91 Дб, часто получаются АС чувствительностью в 87

В системах Bi,Tri-Amping не теряется ни одного ватта мощности. При раздельном усилении нет разброса непостоянства сопротивления из-за взаимодействия разных сопротивлений разных динамиков и фильтров, (разных частотах у каждого динамика с фильтром разное сопротивление). Так же можно использовать маломощные усилители, так как не надо тратить мощность на фильтры. Особенно это влияет на усилители для среднечастотников и высокочастотников.

При подаче большой мощности через фильтры после усилителя, фильтр меняет свои характеристики из-за нагрева. Происходит рассогласование заранее настроенных параметров динамика и фильтра, так как изменяется индуктивность и сопротивление.

При использовании аналоговых фильтров получается эффект лепесткового звучания.

При использовании фильтров высокого порядка получаются сильные фазовые искажения но лучшая направленность, а при фильтрах низкого порядка — наоборот, лепестковое звучание. Так как данная тема является довольно обширной, она вынесена на отдельную страницу, здесь дальше она очень сжата, если вы эту схему использовать не будете, то сжатого материала вам хватит, что бы иметь общее представление.

Использование фильтров до усилителя делает систему очень гибкой, настройка таким же способом фильтров после усилителя требуют громоздких и более дорогих решений.

Одна из серьезных причин, почему Bi-Amping не слишком распространен, 2 или 3 усилителя должны подогнаться под 2 или 3 динамика. В этой схеме нельзя поменять один динамик на другой, или на этот усилитель повесить другую акустику. Отсутствие взаимозаменяемости лишает массовое производство. Использование цифровых фильтров в Hi-Fi дорого. Во многих музыкальных центрах делают усилители с технологией Bi-Amping на аналоговых фильтрах без возможности подстройки. Энергопотребление ниже — громкость выше.

При использовании цифровых фильтров можно получить звук без фазового искажения сигнала с любой крутизной среза. Тем не менее стоит не забывать, любая цифровая обработка сигнала ухудшает качество звука. Соответственно, в некоторых системах будут предпочтительнее аналоговые фильтры, а в каких-то цифровые. Так же, не каждый фильтр работает одинаково, упомянутый в начале статьи TFM имеет ужасное качество, заметное даже на сверх дешевом тракте, в то время как эквалайзеры (фильтры) от TС WORKS и SpinAudio на слух не дают искажений на тракте средней ценовой категории. Для ясности в полном материале на отдельной странице я прогнал сигнал в нескольких VST эквалайзерах в режиме 16 и 24 бит. Для 16 битного звука их вполне хватает, для 24-х битного не совсем. Так же важна правильная настройка и обхождение не видимых на первый взгляд подводных камней.

На данный момент не было возможности сравнить цифровые фильтры с аналоговыми в слепом тесте, и вынести однозначный вывод, возможно, если эта тема будет актуальна для широкого круга людей, мы проведем такой тест.

Все приведенные фильтры не измерялись на фазовые искажения, возможно в некоторых фильтрах специально включена опция «доброго аналогового звучания». С точки зрения математической формулы перевода волны в спектр, фаза не сдвигается.

При использовании SpinEQ получаем

Для высокочастотника даже вырезана резонансная частота.

Читайте также:  Как сохранить принтскрин windows 10
Оцените статью